Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Рай (евр. «закрытый сад»). Различаются два рая: Рай земной «Рай земной», «Рай сладости», насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, по выражению книги Бытия , «на востоке» (от того места, где написана эта книга, т.е., вероятно, – Палестины ), в стране Эдемской . Мнения о том, в каком именно месте находился этот рай, различны. При описании его, находящемся во 2 гл. книги Бытия, говорится, что поток, орошавший рай, был источником четырех рек – Фисона, Геона, Тигра и Евфрата. На этом основании одни ищут рай в восточной Азии, считая раем целую страну Эдем ; другие находят его между Евфратом и Гангом, причем в названиях Геона и Фисона видят библейский Геон и Гифазис; третьи считают местонахождением рая Сирию (принимая Фисон за Хризоррой (совр. Барада) и Геон – за Оронт (совр. Эль-Аси), Месопотамию или Халдею . Существует предположение, что всемирный потоп смыл с лица земли первозданный рай, совмещавший в себе все, что было прекрасного в первозданной природе. Рай небесный Рай небесный – «царствие», уготованное Богом от начала мира, где обитают души праведников и святых после смерти земной и частного суда до воскресения тел на земле и имеющего последовать затем суда всеобщего, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая одно лишь непрестанное радование и блаженство. Сказания Св. Писания о рае небесном очень кратки. В этот рай вступил распятый с Иисусом Христом и уверовавший в него разбойник (Лк. 23:43); об этом рае Иисус Христос говорил апостолам : «в доме Отца Моего обителей много... иду приготовить место вам», а апостол замечал: «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1). Рай небесный, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или «первое небо»; за ним, выше, есть еще небеса (Откр. 6:9; 7:9; 4:4). Климент Римский говорит об ап. Петре, что он по смерти «отошел в место славы», о Павле – что он «по кончине отошел в место святое».

http://drevo-info.ru/articles/2324.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АПОСТОЛ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Апостол (греч. гр. πóστολος от глаг. ποστλλω “посылать“): Двенадцать апостолов Чаще всего под апостолами понимается двенадцать ближайших учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов ( Мк. 3:14 ), говорили от Его имени ( Мк. 6:6 -13). Христос наделяет апостолов своею властью: “Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня” ( Мф. 10:40 ). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа ( Пятидесятница ) становятся во главе христианской Церкви. Согласно Евангелию от Матфея ( Мф. 10:2 ) к числу апостолов относятся Небольшие расхождения в евангельских списках апостолов объясняются тем, что многие из апостолов имели несколько имен или прозвищ и указаны в разных евангелиях в списках апостолов под разными именами. Некоторые Св. Отцы (в частности, Иоанн Златоуст ) полагали, что ап. Варфоломей и Нафанаил (о котором говорится в 1-й главе Ев. от Иоанна) - одно лицо. Число двенадцать имеет символический характер, соответствуя числу колен Израилевых, которые апостолы и будут судить в последний день ( Мф. 19:28 ). Вместе с тем апостолы образуют ядро Нового Израиля, т.е. Церкви Христовой, грядущей на смену Израилю старому: “Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца” ( Откр. 21:14 ). Эта промыслительная значимость числа двенадцать обусловливает и избрание апостола Матфия на место предавшего Христа и удавившегося Иуды Искариота ( Деян. 1:21 -26). Апостольское служение Будучи основанием Церкви Христовой, апостолы образуют собор, возглавляющий церковь и реализующий ее полноту; они поставляют других служителей церкви и посылают посланников, которым они делегируют свою власть; так, например, они посылают Варнаву основать церковь в Антиохии Сирийской ( Деян. 11, 22 ), и он во время своей миссии рукополагает пресвитеров, учительствует и вообще пользуется теми же правами, что и апостолы ( Деян. 14, 1 -23). Таким образом, апостолы не только обладают властью, данной им Христом, но могут и передавать ее избранным ими преемникам. На этом основана идея апостольского преемства – передачи власти, которую Христос дал апостолам, всем епископам, возглавляющим местные церкви; эта передача осуществляется непрерывно через рукоположение от одних епископов к другим от времен апостольских вплоть до наших дней (о значимости апостольского преемства говорит уже св. Климент Римский в конце I в.).

http://drevo-info.ru/articles/97.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВДОВИЦЫ ЦЕРКОВНЫЕ [греч. α χραι τς κκλησας], особый вид церковного служения, исполняемого вдовами; восходит к апостольскому веку, существовал в течение неск. столетий: в доникейский период и в эпоху Вселенских Соборов . Последнее упоминание о В. ц. в канонах содержится в 40-м прав. Трулльского Собора (691-692). Это служение стоит в одном ряду с др., доступными для женщин-христианок - диакониссами и пресвитериссами (или пресвитеридами), 2 последних служения были высшими по отношению к В. ц., однако это не означало необходимости последовательного прохождения этих служений, как если бы В. ц. были степенью низших клириков или священнослужителей. В приписываемом сщмч. Клименту Римскому соч. «Воспоминания» содержится утверждение, что чин вдовиц (ordo viduarum) установил ап. Петр ( Clem. Recogn. VI 15). Ап. Павел говорит о В. ц. в 1 Тим 5. 9-11: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак». Это апостольское указание воспроизводится в «Апостольских постановлениях» (Const. Apost. III 1-3). О В. ц. упоминают канонические правила: Карф. 38 (47); Вас. Вел. 18 и 24. 24-е прав. свт. Василия Великого проливает свет на статус В. ц. в Церкви: «Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть от Церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, аще посягнет за мужа. ...Вдова шестидесятилетняя, аще паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя нечистоты. Аще же прежде шестидесяти лет причтем ее в число вдовиц, то наша вина, а не жены сия». Из этого правила явствует, что вдова, посвященная в чин В. ц., не могла вступить во 2-й брак; если же она согрешала, то лишалась св.

http://pravenc.ru/text/149995.html

священник Андрей Лоргус Скачать epub pdf Глава 3. Общие понятия о человеке 3.1. Человек или животное В святоотеческом богословии можно встретить различные именования биологической природы человека: плоть, материя, телесность и даже животное. Человека в целом называть животным совсем не свойственно для православного богословия. Но вот его «животную» природу, то, что схоже у человека с животным, иногда называли так. Это более свойственно тем отцам, кто испытал на себе влияние греческой философии. В библейской антропологии мы этого не встретим. В Библии , правда, встречается нравственное обличение человека в грехе, который унижает человека, уподобляя его животным. Но эти метафорические сравнения носят явный морально-обличительный характер. Иов.18:3 : Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших? Пс.48:13 : Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Еккл.3:19 : ...участь сынов человеческих и участь животных – участь одна... 2Пет.2:12 :.. .как бессловесные животные... Иуд.1:10 : ...как бессловесные животные... Встречается и другое сравнение – скот – как обличение человека грешного: Пс.72:22 : ...как скот был я пред Тобою. Еккл.3:19 : ... и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все – суета! Эти свидетельства Библии показывают, что человек может уподобляться животным. Это его поведение, его выбор, но не его природа. И вообще Библии не свойственно циничное унижение человека. Скорее можно встретить гневное обличение, переходящее в поношение, поругание человека, чем холодное презрение. Но обличение только за поведение, за грех , за жизнь, а не по природе. Вслед за греческой философией некоторые отцы и учители Церкви тоже пытались дать определение человека через сравнение его с животным. «Что есть человек, если не из души и тела состоящее разумное животное?» 35 Так говорится в сочинении, которое приписывали мученику Иустину Философу . Так же примерно пишет и Климент Александрийский , определяющий человека как

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Псевдо-Климент. Апостольские постановления «Постановления святых апостолов через Климента, римского епископа и гражданина». Авторитет Климента Римского побудил многих авторов подписывать его именем свои сочинения. Апостольские постановления — написанный от лица Климента ранний кодекс канонического права (по мнению современных исследователей, составленный в Сирии ок. 380 г.) Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского Книга первая 1. Апостолы и пресвитеры всем уверовавшим в Господа Исуса Христа из народов: благодать вам и мир от Вседержителя Бога, чрез Господа нашего Исуса Христа, да умножится в познании Его. Кафолическая Церковь есть Божие насаждение и избранный виноградник Его. Уверовавшие в незаблуждающееся богочестие Его, приобретшие чрез веру вечное царство Его, принявшие силу Его и причастие Святого Духа, вооруженные чрез Исуса и объявшие всем сердцем страх Его, приобщившиеся окропления драгоценною и невинною кровию Христовою, получившие дерзновение называть Вседержителя Бога Отцом, сонаследники и сопричастники возлюбленного Отрока Его, — выслушайте, держащиеся обетования Его по повелению Спасителя, священное учение, согласное со славными вещаниями Его. Старайтесь, сыны Божии, все делать по послушанию Божию, и во всем будьте угодны Христу, Господу нашему; ибо кто преуспевает в беззаконии и делает противное воле Божией, тот сочтен будет от Бога как беззаконный язычник. 2. Воздерживайтесь от всякого любостяжания и несправедливости; ибо и в Законе написано: «не пожелай жены ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего», потому что всякое пожелание сего — от лукавого. Ибо кто пожелал жены или раба или рабыни ближнего, тот уже прелюбодей и вор по мысли; если он не раскаевается, то осужден Господом нашим Исусом Христом, чрез Которого слава Богу во веки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Нет достаточного основания утверждать, что под Фарсисом должно разуметь Испанию, и в частности город Тартесс в Андалузии, откуда в древности вывозилось золото и драгоценные камни. И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиииу: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис; отдал плату за провоз, и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа ( Иона. 1, 1–2 ). Полагают, что пророк Иона, скрываясь от лица Господня, поплыл в Испанию! Что общего было в то отдаленное время между Обетованной Землей и Испанией?! Ни религиозных, ни политических, ни даже торговых соотношений между сими двумя противоположными странами не существовало. Корабли Хирама, царя Тирского, и корабли Соломона привозили золото и другия драгоценности и слоновую кость и павлинов из Офира. И прислал Хирам чрез слуг своих корабли и рабов, знающих море, и отправились они с слугами Соломона в Офир, и добыли оттуда четыреста пятьдесят талантов золота и привезли царю Соломону ( 2Пар. 7, 18 ). В Испании не могло быть местной слоновой кости и павлинов. Толкователи Библии – Михаэлис, Нибур и другие ищут Офир в счастливой Аравии, другие ищут его в Индии, но не в Испании. Бегство пророка Ионы в Испанию не имеет никаких религиозно-нравственных побуждений. А для пророка другия какия-либо побуждения и не мыслимы. Пророк Божии Иона, скрываясь от лица Господня, вместо того, чтобы сухим путем отправиться на восток, в Ассирию, в главный город сего великого царства – Ниневию, сел в Иоппии на Тарсийский корабль и направился в город Тарс – главный город Киликии, родину (впоследствии) святого апостола Павла-Тарсянина ( Деян. 9, 11 ). На основании 22 стиха X главы 3-й книги Царств можно предполагать, что Тарсийские корабли, т. е. корабли под флагом Киликии и главного ея города Тарса (такие морские флаги были вообще и в то время и об них упоминается в 7 ст. XXVII гл. пророка Иезекииля), представляли из себя морския суда меньших размеров, сравнительно с великими кораблями Тира и Сидона. Пророк Иезекииль прямо говорит о Тире: Фарсийские корабли (надо читать Тарсийские корабли, по Вульгате), были твоими караванами в твоей торговле, и ты сделался богатым и весьма славным среди морей ( Иез. 27, 25 ). Тир, Сидон, Бейрут (древний Вирит), Киликия и Тарсис находятся хотя и в далеком соседстве, но все-же на одном и том-же восточном Мало-Азийском берегу Средиземного моря. Эти уединенные теперь берега и эти места так хорошо известны нашим путешественникам в Святую Землю... Эти корабли прибрежных соседей и составляли, по пророку, морские караваны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Может быть, кто-нибудь спросит: почему (апостол) пи­шет только к Титу и Тимофею, между тем, как и Сила принадлежал к числу достоуважаемых людей, равно как и Лука, о котором говорит он в своем послании: «один Лука со мною» ( 2Тим.4:10 ); также и Климент был одним из числа его сотрудников, потому что (апостол) и об нем говорит: «с Климентом и с прочими сотрудниками моими» ( Флп.4:3 )? Итак, почему же он пишет только Титу и Тимофею? Потому, что этим последним он уже препоручил Церкви; между тем первые сопутствовали еще ему в его путешествиях; последних он поставил на видные места. (Тимофей) был наделен такими возвышенными свойствами, что даже молодость его не составляла для него ни малейшего к этому препятствия. Поэтому (апостол) и писал: «Никто да не пренебрегает юностью твоею» ( 1Тим.4:12 ), и опять: " молодых, – говорит, – как сестер» ( 1Тим. 5:2 ). Когда есть добродетель, то все имеется в изобилии и ни в чем не встречается препятствия. Потому-то и рассуждая о епископах и говоря много об них, (апостол) никогда не вхо­дит в подробное исследование касательно их возраста. Если же и говорит в своем послании, что (епископу надлежит быть) «детей содержащий в послушании со всякою честностью; и единой жены мужу» ( 1Тим.3:4, 2 ), то высказывает это не потому, что будто ему необходимо иметь жену и детей, а потому, что если бы случилось когда-либо возвести на это место кого-нибудь из мирян, то они должны быть таковы, чтобы умели управлять и домом, и детьми, и всем прочим. Ведь если бы кто, кроме того, что был бы мирянином, оставался бы еще бесполезным человеком даже в такого рода делах, то как можно было бы поручить ему по­печение о Церкви? Но зачем, скажешь ты, (апостол) пишет послание к ученику, когда он уже поставлен был на учи­тельскую должность? Не надлежало ли прежде наставить его, и потом уже послать (на эту должность)? Но (Тимофей) имел нужду не в таком наставлении, какое нужно для учеников, а в таком, какое необходимо для учителя. Поэтому заметь, что во всем послании он преподает ему наставления, нужные для учителя. Так даже с самого начала, в предисловии, он не сказал: не слушай тех, кто учит иначе, а как? – «увещевать некоторых, чтобы они не учили иному»» ( 1Тим.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Отречение апостола Петра Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, апостол Иоанн, как знакомый первосвященнику, вошел во двор, а Петр остался за воротами. Потом Иоанн, сказав служанке-придвернице, ввел во двор и Петра. Служанка, увидев Петра, сказала ему: «и ты не из учеников ли этого Человека (Иисуса Христа)?» Петр ответил: «нет». Ночь была холодная. Служители развели на дворе огонь и грелись. Петр также грелся у огня вместе с ними. Вскоре другая служанка, увидев греющегося Петра, сказала служителям: «и этот был с Иисусом Назореем». Но Петр опять отрекся, сказав, что не знает этого Человека. Через некоторое время служители, стоявшие во дворе, снова стали говорить Петру: «точно и ты был с Ним; ибо и речь твоя обличает тебя: ты галилеянин». Тут же подошел родственник того самого Малха, которому Петр отсек ухо, и сказал: «не я ли видел тебя с Ним в саду Гефсиманском?» Петр же начал клясться и божиться: «не знаю этого Человека, о Котором говорите». В это время запел петух, и вспомнил Петр слова Спасителя: «прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». В эту минуту Господь, бывший среди стражи на дворе, обратился в сторону Петра и взглянул на него. Взор Господа проник в сердце Петра; стыд и раскаяние овладели им и, вышедши вон со двора, он горько заплакал о своем тяжком грехе. С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея ( Мф.26:69–75 ); от Марка ( Мк.14:66–72 ); от Луки ( Лк.22:55–62 ); от Иоанна ( Ин.18:15–18,25–27 ). Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Скачать epub pdf ЦЕРКОВЬ «Верую... во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин. 17, 21–23 ). Есть только Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь , которая утверждена Кровию и учением Христа, апостолов, святых отцов и мучеников, и врата адовы не одолеют ее. Святитель Димитрий Ростовский ( 113, 84 ). Как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ Единого Начала. Итак, единая Церковь , которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется единством природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию о ней, по ее началу и превосходству. Святитель Климент Александрийский ( 113, 439 ). Епископство одно, и каждый из священнослужителей может сделаться его участником. Церковь также одна, хотя члены ее с распространением веры сделались очень многочисленны: как лучей много, но солнце одно; ветвей на дереве много, а дерево одно, разросшееся от корня; или хотя из одного источника течет много потоков и образуется обильный разлив воды, но в начале сохраняется единство. Отними луч солнца от его начала – он не может существовать сам по себе; отломи ветвь от дерева – отломленная уже не может расти; пресеки ручей, текущий из источника, он иссохнет. Равным образом Церковь , сияющая светом Господним, хотя по всей земле распространяет свои лучи, но однако светило, разливающее всюду свой свет, одно, и единство тела этим не нарушается. Обремененные плодами ветви свои она распростирает по всей земле, потоки ее текут по широкому пространству; при всем том постоянно пребывает один источник, одно начало, одна мать, обильная духовным плодотворением. Священномученик Киприан Карфагенский ( 113, 439 ). Поскольку название церкви употребляется в различных смыслах... и так как по праву и поистине можно назвать церковью лукавые сборища еретиков, то есть маркионитов, манихеев и других, то Символ веры в предосторожность теперь и учит тебя так: «Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », чтобы ты этих скверных сборищ избегал, а пребывал в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился... Не спрашивай просто: где Церковь ? но: где Вселенская Церковь? Ибо это, собственно, и есть имя Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, невесты Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия ( 113, 440 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле 8 февраля 2024 г. 15:37 В статье председателя Издательского Совета  Русской Православной Церкви  митрополита Калужского и Боровского Климента , опубликованной на сайте Издательского Совета, рассказывается о книгоиздании в период 2009-2024 гг. Книга на протяжении всей истории христианства имела непреходящее значение для Церкви. Священное Писание Ветхого Завета, написанное пророками и бережно сохранявшееся богоизбранным народом, было утверждено словами Спасителя: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18). Жизнь Иисуса Христа, его проповедь и чудеса, его страдания, Крестная смерть и Воскресение, а также его явления ученикам и Вознесение описаны в Четвероевангелии и составили канон Нового Завета, в который также вошли деяния и послания святых апостолов. Приверженность книжности была свойственна христианству с первых веков его существования. Сам Спаситель указывает на необходимость чтения и научения вере через книгу: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Уже в первые века христианства было создано множество трудов, составляющих фундамент христианской письменности. К этим книгам добавились свидетельства о подвиге христианских мучеников. В последующие эпохи развитие христианской традиции сопровождалось бурным развитием книжной культуры: созданием богослужебных текстов, богословских трудов, аскетической и духовно-назидательной литературы. Русь с момента принятия христианства развивалась на фундаменте христианской книжности, воспринятой от Византии. До нас дошли «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона, великолепный памятник апологетической письменности, и «Повесть временных лет» преподобного Нестора Летописца, отразившая не только события на Руси до и после Крещения, но и ход мировой истории. Особая роль в развитии книжности на Руси принадлежит Русской Церкви. Начиная с первого митрополита Киевского Михаила, пришедшего на Русь из Константинополя с богослужебными и учительными книгами, каждый Предстоятель Русской Церкви заботился о создании библиотек, переписывании книг и распространении просвещения. Так продолжалось веками, так происходит и сейчас.

http://patriarchia.ru/db/text/6101455.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010