Последуя же переводу седмидесяти толковников: безчадие души, можно в двояком смысле взять. Во-первых, за всецелое разорение человека, каковое приключилось праведному Иову, который в один день потерял имение, детей и здравие; во-вторых, за один род зла такого, которое за великое почитается, как у диавола, который чрез служителей своих оное зло нанести тщится, так и у человека праведнаго, который терпеть оное принужден бывает. Сие зло состоит в отъятии чести: ибо человек честный, чрез ложныя свидетельства обезславленный, делается как бы безчаден, осиротел и подобен подсеченному древу, которое не может уже плода приносить. Пс.34:13 . Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Пророк, прежде нежели начнет говорить о третьем роде гонителей, показывает, что делал он против гонителей втораго рода; и глаголет, что он не воздавал зла за зло, и об отмщении не помышлял, но к Богу с молитвою и с великим смирением обращался. Когда, глаголет, противники мои стужали мне, я не нападал на них кичливо, но, облекшися во вретище, поститься начинал, дабы молитва моя удобнее Бога умилостивила: ибо вретище и пост суть криле молитвы. Тако царь оный Ниневийский, со вретищем и постом молящийся, услышан бывает ( Ион. 3 ). То же самое читаем и о царе Ахааве, в третьей книге Царств ( 3Цар. 21 ), откуду и премудрый глаголет: молитва смиреннаго пройдет облаки ( Сир. 35:17 ). В сем разуме и Давид присовокупляет: молитва моя в недро мое возвратится, дабы показать, что он без сомнения ожидает плода от молитвы, аки бы сказал: молитва моя, с толиким смирением возносимая, не возвратится ко мне тща, но сердце мое небесным утешением исполнит. Пс.34:14 . Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плачя и сетуя, тако смиряхся. Сей стих в Еврейском тексте яснее читается так: яко ближнему, яко брату моему угождах, яко плачущая и сетующая матерь, тако слякохся. То есть: я и в несчастии и в благополучии находяся, не токмо никому зла за зло не воздавал, но напротив того, добром за зло платил: ибо так был расположен к каждому из противников моих, как друг ко другу, паче же, как брат брату, или паче – как мать к немощному дитяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.145:8 . Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники. Понеже люди, странствующие в бедственной жизни сей, имеют нужду не токмо в пропитании, но требуют, чтоб и руки и ноги их были свободны, и очи просвещенны, и все тело здраво, сего ради присовокупляет сии слова, дабы показать, что Бог непременно и хощет, и может помогать уповающим на Него. Ибо Господь разрешает людей не токмо от оков вещественных, каковы суть узы и темницы, но и от оков страстей зловредных, умерщвляя по малу все вожделения злыя, а поскольку страсти ослепляют людей, сего ради Господь умудряет слепцов, подавая им свет благоразумия внутренняго. Поскольку же от греха не одни вожделения злыя и слепота родятся, но и немощь оттуду же произошла, и человек чрез грех сделался подобен оному путнику, который сходя из Иерусалима во Иерихон, в разбойники впал, и будучи ограблен и уязвлен, еле жив остался, сего ради Пророк присовокупляет: Господь возводит низверженныя. Наконец присовокупляет: Господь любит праведники, дабы человек благодатию Божиею исцеленный, разрешенный и просвещенный, не сомневался о продолжении милости Божией. Пс.145:9 . Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Под именем пришельцев, вдов и сирот Пророк разумеет всех тех, кои не имеют человеческих пособий. Ибо как сродникам и знаемым все благоприятствуют, а пришельцы, сироты и вдовы, как всем известно, по большей части бывают подвержены обидам (ибо где нет никакой надежды к награде, там не много обретается помощников и защитников), сего ради Пророк от сих примеров научает, что какая бы скорбь не обременяла нас, мы не должны унывать и отчаиваться. Бог, Который толь милостиво призывает к Себе верных, простирает и к нам Свою руку, дабы избавить от напастей. Напротив того, нечестивым людям возвещает, что они ни в чем благополучных успехов иметь не будут. Мы в первом псалме сказали, что под именем пути означается все течение жизни. Сей убо путь грешных погубит Господь; ибо и все намерения их, и все деяния, и все начинания и предприятия проклятию предает так, чтоб они ни в чем успеха не имели.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пути же Божии прикровенно противополагает всем мудрованиям плоти, которыя мог ощущать в себе: ибо покаряя себя Богу и прося Его руководства, исповедует, что нет лучшаго способа к правому жительству, как когда Бог предшествует нам, а мы последуем Ему; и что те, кои хотя мало уклоняются от закона и последуют своим мудрованиям, впадают в заблуждение. Почему когда говорит, пойду во истине Твоей, тем изобличает суетныя и ложныя мысли людей, презирающих правило сие. Во втором члене просит Бога, дабы соединил сердце его страху имене Своего, и в том постоянно пребывать благоволил, где под именем сердца разумеется воля: якоже бо ум наш требует света, тако воля правоты. Отсюда видим, что сердце человеческое непостоянно: оно развлекается в разныя стороны, будучи колеблемо от страстей, ежели Бог не утвердит его в страсе Своем. Пророк убо желает, дабы сердце его было так соединено со страхом Господним, чтоб совершенно боялось Бога, а не так, чтоб одна часть боялась Бога, а другая была привержена к миру. Что выше сказал в преносном смысле о аде преисподнейшем, то здесь изображает просто, говоря, что был он подобен агнцу, сущему посреде волков, и потому был бы немедленно растерзан, ежели бы Бог чудесно не исхитил его из челюстей смерти. Когда говорит, что враги не предложили Бога пред собою, тем изображает крайнюю лютость их. Ибо где нет страха Божия и где люди не боятся суда Его, там нет никакого милосердия и кротости, там свирепствует необузданная дерзость. Сему злу в милосердии Божием пособия ищет. Ибо употребляя сии прилагательныя имена: Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый и проч., – означает, что против дерзости и неистовства нечестивых довольно имеет защиты в Божией благости, в милосердии и правосудии. А может быть, прибег к милосердию Божию и для утоления чрезмернаго страха, поскольку ведал, что нечестивые люди суть бичи Божии. Ибо истинное и единственное утешение наше составляет то, что Бог хотя и наказывает нас, однако же не забывает милости Своея. Впрочем, как известно, изречение сие взято из книги Исх. 34:6 , где находим весьма достопамятное описание Божия существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.43:14 . Положил еси нас поношение соседом нашым, подражнение и поругание сущым окрест нас. К мучениям телесным присовокупляют насмешки и ругательства, как бы так говоря: из того, что попущением Твоим дошли мы до такого бедственнаго состояния, произошло то, что сделались мы посмешищем у всех соседей наших: все сущие окрест нас только что смеются и ругаются бедствиям нашим, и нет никого, кто бы пожалел о нас. Пс.43:15 . Положил еси нас в притчу во языцех, покиванию главы в людех. Чрез причту разумеется здесь пословица, или безчестная речь, которую употребляли соседственные народы в поношение людей Божиих. Аки бы сказали верные: Ты сделал то, что язычники из бедствия нашего сделали себе пословицу, и когда хотели между разговорами предложить в пример какую-либо повесть безчестную, тогда предлагали на среду наше бедствие. Они еще не токмо поносными словами ругаются нам, но и покиванием главы, яко особливым знаком ругательства, презрение свое оказывают. Пс.43:16 . Весь день срам мой предо мною есть, и студ лица моего покры мя, Пс.43:17 . от гласа поношающаго и оклеветающаго, от лица вражия и изгонящаго. То есть: во все время гонения сего, стыд наш непрестанно обращается пред очами нашими; мы всегда видим един токмо смех и срам, который лице наше аки завесою покрывает. Сей срам и студ происходит от гласа поношающаго и оклеветающаго, то есть, от тех врагов и гонителей, которыя ругают нас за то, что Распятаго почитаем, и укоряют нечестием, что богам их не кланяемся; притом еще поносят и ложными беззакониями, аки бы мы младенцев в жертву закалаем 7 , кровосмешение творим, и другими подобными сим беззакониями оклеветывают. Пс.43:18 . Сия вся приидоша на ны, и не забыхом тебе, и не неправдовахом в завете твоем, Пс.43:19 . и не отступи вспять сердце наше: и уклонил еси стези нашя от пути твоего, Исчислив благодеяния Божия, бывшая к древним, и показав бедственное состояние новых людей, Пророк присовокупляет от лица их, что причину бедственнаго состояния сего не можно приписать грехам их.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

В августе 1901 года против начальника православной Урмийской Духовной Миссии в Персии архимандрита Феофилакта (Клементьева) была развернута широкая кампания по дискредитации его и всей Русской Миссии. Кампания была развернута по инициативе некоторых бывших несториан, несколькими годами прежде принявших Православие, но искавших в последнем не истины религиозной веры, а политических или материальных выгод, и потому, обманувшись в своих расчетах, решивших поднять вопрос о бывшем «несторианском» имуществе (храмах и школах) под лозунгом нового возвращения к «древней религии» – несторианству. Политиканов поддерживали инославные Миссии (англиканская, американская и католическая), не жалевшие средств и сил на дискредитацию православной Миссии, поскольку, после ошеломляющего массового перехода урмийских несториан в 1898 году в Православие, ее влияние было весьма сильным. Поддержку оказывали и мусульманские власти, готовые, впрочем, поддержать любую силу, способную ослабить православное (а значит – русское) влияние. Между тем для значительной массы самих урмийских си- рохалдеев (бывших несториан), в общем-то находившихся в удручающем нравственно-религиозном состоянии, очень часто вопрос об избрании конфессии был вопросом лишь большей или меньшей обеспеченности в случае принятия той или иной веры. Это облегчало действование инославных Миссий, не гнушавшихся подкупом, фальсификацией и публикацией клеветнических материалов для достижения главной своей цели – ослабления в Урмии позиций Православия. На эту масштабную кампанию против Урмийской Миссии весьма болезненно отреагировало Министерство иностранных дел, преследовавшее свои интересы в Персии и вообще мало симпатизировавшее православным миссионерам в этом регионе. Достаточно сказать, что уже в 70-е годы XVIII века несторианский католикос желал стать союзником Грузии и России против Турции; в XIX веке, в результате победоносной войны России с Персией в 1827–1828 годах, урмийские ассирийцы-несториане чуть было не переселились всем народом на отошедшие России земли будущей Эриван- ской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, когда море ужасным образом волнуется и кипит, так, что каждая капля воды во взаимном представляется сражении, потом вдруг наступает молчание и тишина: то откуду сие? Не от того ли, что Бог ужасное оное сражение волн укрощает так, что оне делаются неподвижны, аки бы были покрыты льдом? В следующем 30 стихе веселие противополагает страху, дабы неблагодарность людей яснее открылась, ежели они не будут памятовать толь преславнаго избавления. Ниже бо учителя требуют, когда и от самаго бедствия, и от последовавшей тишины довольно познали, что жизнь их сохранена милостию и благоволением Бога. За сим научает, что благодеяние сие есть такого рода, которое люди должны признавать не токмо наедине и внутри стен домашних, но и проповедывать на стогнах и посреди народных собраний. Старцев же с намерением полагает, означая, что чем большею кто одарен мудростию, тот способнейшим будет слышателем и свидетелем похвал сих. Пс.106:33 . Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду, Пс.106:34 . землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней. Ибо нередко случается, что и самыя плодоносныя земли превращаются в безплодныя, а безплодныя и сухия приемлют новое свойство. Откуду же бывает, что одна страна делается безплодна, а другая приобретает необыкновенную тучность? Не от того ли, что Бог, гневаяся на обитателей одной страны, отъемлет у них благословение Свое, а другую благословляет для препитания алчущих? Что многия части Азии и Греции, славившияся некогда плодородием, ныне лежат пусты, сие можно бы приписать малому числу людей; но когда самый опыт доказывает, что тучность некоторых земель изсыхает, а другия плодоносными делаются, то отсюду не ясно ли усматривается Божий промысл, толико превозносимый Пророком? Впрочем не довольно знать, что Божий промысл господствует в сих переменах, но должно присовокуплять и сие второе, что также не опустил Пророк, то есть, что земля превращается в сланость ради злобы живущих на ней, когда бывают недостойны, чтоб Бог милостиво питал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 30 Пс.30:1 . В конец, псалом Давиду, изступления. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: начальнейшему певцу песнь Давидова. В сем надписании нет ничего новаго, кроме онаго слова: изступления котораго в Еврейском тексте нет, но в переводе приложено или от седмидесяти толковников, или от иных. Ибо Феодорит свидетельствует, что нашел его в некоторых токмо экземплярах. Взято же, по видимому, из 23 стиха псалма сего, где сказано: аз же Рех во изступлении моем. Изступление же означает восхищение ума, что бывает тогда, когда дух так углубляется размышлением в некую вещь, что кажется, аки бы из тела выходит. Сие изступление иначе называется восторгом, который происходит или от Божественнаго некоего откровения, восхищающаго ум в таинственное некое видение, или от сильнаго ощущения страха или любви. Но в сем месте под именем изступления должно разуметь тот внезапный и великий страх, которым поражен был Давид, когда услышал, что сын его Авессалом, и с ним весь Израильский народ, против его взбунтовался, о чем повествуется во второй книге Царств, в гл. 2Цар. 15 . СОДЕРЖАНИЕ Давид, бегая от Авессалома, просит Бога о скорейшем от него защищении и прославляет Его к себе благость. Может приличествовать и церкви, в тесноте гонений воздыхающей к Богу. Пс.30:2 . На тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою твоею избави мя и изми мя. Отец, бегая от сына и будучи лишен всякия человеческия помощи, прибегает к Богу и глаголет: на Тя, Господи, уповах, и потому не сумневаюся, что в надежде моей никогда не обмануся. А понеже Ты всемогущ и зело верен еси: того ради молю, не посрами надежды моея, но правдою Твоею, еюже нечестивых наказуеши и невинных защищаеши, избави мя и изми мя. Пс.30:3 . Приклони ко мне ухо твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя. Понеже гонение продолжалося, и друзья Давидовы чрез вестников о том уведомляли его ( 2Цар. 17 ), дабы не терял напрасно времени, но продолжал свое бегство, ежели не хощет погибнуть: сего ради просит, дабы Господь ускорил услышать его и от надлежащия опасности исхитил. Следующия слова: буди ми в Бога защитителя, в Еврейском тексте читаются так: буди ми в камень крепости, и положены весьма прилично к настоящей материи. Ибо как Давид бежал чрез места пустыя, где не было никакого домика, кольми паче крепости, куда бы он прибегнуть мог: сего ради нарицает Бога каменем, или каменною стеною, на высоком месте стоящею, или крепостию из твердейших камней устроенною, аки бы сказал: О Боже! буди ми вместо крепчайшаго камене, вместо желаемаго дому, вместо преогражденныя крепости, в которой бы я безопасно укрыться мог.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

В первом стихе Пророк, призывая людей к веселию ясно показывает, что Бог никогда не царствует без того, чтоб купно не озарял их светом спасения и благодати. А сообщая радость всему миру, и островам, сущим на море далече, означает, что царство Бога, доселе в тесных пределах Иудеи заключавшееся, гораздо далее распространится и пронесется к языкам. В четырех следующих стихах, описывая небесную славу Бога величественными словами, тщится понудить смертных к глубочайшему почтению, и сим образом низложить гордость, и усмирить суетное мудрование плоти. Ибо известно, что мрачныя облака больше вселяют страха, нежели светлое небо, и тьма сильнее действует на наши чувства. Таким образом Пророк сими словами, без сомнения, влагает страх в сердца людей, дабы с большим благоговением чтили Бога и трепетали пред величеством Его. То же самое подтверждает и в следующей связи слов, где говорит, что огнь пред Ним предходит, и попаляет окрест враги Его; что молнии Его освещают вселенную, и растопляют яко воск горы, и что самая земля, как бы чувство имеющая, видя ужасное действие небесных стрел, вся трепещет и от трепета движется. Ежели кто скажет, что таковый страх не согласует с тою радостию, о которой выше упомянул Пророк, на сие ответствует: первое, что Бог, поставляя на земле престол Свой, готов с своей стороны всех блаженными делать, но не все вмещают благодеяние сие. Второе, что сие напоминание, как сказано выше, весьма полезно верным, дабы, отринув суетное мудрование плоти, с благоговением покланялися Богу. Впрочем Пророк, поставляя престол Бога на основании правды и суда, одобряет нам царство Его от плодов их: ибо как нет ничего для людей бедственнее, как жить в мире без правосудия и законов, то сию хвалу особенно Пророк присвояет Богу, который царствуя на небеси, един устрояет правоту в мире. А как большая часть людей дерзновенно отвергает владычество Бога: сего ради Пророк по нужде изображает лице Его страшным, дабы показать, что ожесточенная злоба нечестивых без наказания не останется.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 133 Пс.133:1 . Песнь степеней. Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом есть последний из степенных. В нем увещавает Пророк Иудеев благополучно возвратившихся во отечество, упражняться в непрестанном хвалении Бога. ТОЛКОВАНИЕ Употребляя указательное наречие: се, напоминает о должности их, показывая, что самое воззрение на храм долженствует возбуждать их к делам благочестия. Аки бы сказал: вы, которые по милости Божией ныне совершенно стали быть свободны от плена, напрягите все свои силы к хвалению Бога. Ибо не имеете, чем другим послужить Ему, как токмо воздаянием долга хвалы и благодарения. Вы, глаголю, раби Господни, кои ныне имеете постоянное жилище, а не ктому яко странники жительствуете в кущах, и притом стоите уже в самых преддвериях дому Бога нашего, где видите не токмо внешнее благолепие храма, но и внутреннюю красоту святилища, идеже зрится Бог, непрестанно благословите, хвалите и прославляйте вашего Владыку. Пс.133:2 . В нощех воздежите руки вашя во святая и благословите Господа. Как время нощное, в которое повсюду царствует тишина и покой, наипаче благоприятствует молитве и способствует хвалению Бога, сего ради Пророк увещавает Божиих рабов, дабы в нощное наипаче время, воздевая руки к святилищу, где находилось очистилище и кивот Господень, молилися Богу и благословляли имя Его, как творил и сам Давид, который во Пс. 118:62 , моляся Богу, глаголет (в) полунощи востах исповедатися Господеви. И Иеремия во второй главе Плача увещавает: востани, поучися в нощи в начале стражбы твоея ( Плач. 2:19 ). Да и сам Господь целыя нощи препровождал в молитве, как повествует Лк. 6:12 . Пс.133:3 . Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю. Пророк, напомянув святым Божиим рабам о непрестанном хвалении Бога, здесь просит им благословения от Господа, но употребляет число единственное: ибо желал, дабы весь народ так был соединен святым любви союзом, чтоб был аки едино тело под единою главою. Сему-то единству Божиих рабов желая благословения, глаголет: (да) благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю. Имя Господа, сотворшаго небо и землю, полагает для означения силы Его, дабы верные всего надеялися от единаго Бога. Читать далее Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Что есть жизнь наша? Она есть поле брани, на котором плоть сражается с духом. Человек рождается с добрыми и злыми наклонностями. Одни влекут к небу, другие к земле. Одни возвышают и облагораживают его, другие унижают и посрамляют. Одни водворяют мир в совести, другие разрушают оный; и это противодействие происходит в нас непрестанно. Кто был Апостол Павел? Но и он жаловался на брань сию: вижду, говорит он, ин закон во удех моих, противу воюющь закону ума моего ( Рим. 7:23 ). Что есть жизнь наша? Она есть путь скорбей и страданий. Был ли когда в мире такой счастливец, который бы прожил весь свой век, ни о чем не скорбя и ни от чего не страдая? Не было и не будет. Кто зачат в беззаконии и рожден во грехах, тот не может не скорбеть и не страдать. Кто весь есть нужда и немощь, тот не может не чувствовать лишений и недостатков. Кто поставлен в круг вещей временных и непостоянных, тот не может иметь постоянной радости. Кто живет посреди людей, обуреваемых страстьми, тот не может не встречать неприятностей. Кто ж из нас без немощей, без греха, без страстей, и следовательно, кто менее или более не скорбит, не плачет, не страдает и не бедствует? Что есть жизнь наша? Она есть время делания. Мы делаем в Царстве Иисуса Христа, и сами составляем дело рук Его. Он делает нас сынами Своими, усвояя нам заслуги Свои, а мы должны умножать свою веру в Него, оправдывая ее добрыми делами. Он сообщает нам освящение, правду и мудрость, а мы должны возращать сии Божественные дары хождением по пути Его. Он сеятель, а мы должны быть Его нивою. Но тем не менее должны быть и сами сеятелями добра от утра до вечера, дабы в вечности пожать сладкие плоды. Вот понятия о земной жизни! Так смотрел на оную Царь Пророк: увы мне! яко пришельствие мое продолжися. Когда прииду и явлюся лицу Твоему, Боже? ( Пс. 41:3 ) Так смотрел Апостол Павел: окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея? ( Рим. 7:24 ) Так смотрели все Святые Божии, осужденные врагами распятого Господа на жесточайшие мучения и смерть. И как иначе можно смотреть на жизнь сию? Для чего мы получили ее? Неужели только для того, чтоб наслаждаться благами, которыми Бог так щедро обогатил нашу земную обитель? Нет! Мы родились для того, чтобы непрестанно жить, непрестанно возрастать, восходить выше и выше – к началу и концу всего существующего. Земная жизнь есть только преддверие жизни будущей. Земное блаженство есть только предвкушение блаженства небесного. Человеку нельзя иметь на земле, ни полного знания, ни неизменно благой воли, ни ненарушимого блаженства. Земля не удовлетворяет требованиям духа, не соответствует непрестанному его стремлению к добродетели и не доставляет ему утешения и подкрепления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010