52 Речь идет о книге С. К-ча «История Московской Славяно-греко-латинской академии», М., 1855 г., полудившей в 1857 г., на основании отзыва, составленного арх. Филаретом (Гумилевским) , – демидовскую премию в 714 р. от Академии Наук. 54 «Филологически замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания Ап. Павла к Ефесеям», М., 1873. (Докторская диссертация). 60 Никанору Клементьевскому, Митроп. Новгородскому и С.-Петербургскому, (1787–1856 г.) также из учеников Троицкой семинарии. 63 Гавриил Петров (1730–1801), Митроп. Новгородской и С.-Петербургский, бывший депутат от духовенства всей России в екатерининской комиссии составления законов. 64 Разумеются статьи С. К-ча: «Нечто об идеях Платона» (Москвит. 1843 г. ч. 4) и «История метемпсихоза у древних». (Москвит., 1844 г.). 67 Барон Гакстгаузен, путешествуя в 1843 г. по России, посетил Троицкую Лавру и беседовал с Ф.А. Голубинским: «это один из весьма ученых и образованных между духовными лицами, каких я только встречал в России. С самой обширной классической ученостью он соединяет совершенное знание иностранных литератур и немецкой философии, которую изучил он до основания. Признаюсь, я был чрезвычайно изумлен, услышав, как глубоко и вместе с тем понятно рассуждает он о Шеллинге, Гегеле, их направлении и школах. Он расспрашивал меня о жизни и личности многих из наших немецких ученых, между прочим – о Шлейермахере, Неандре, Гегеле, Шеллинге " … «Etudes sur la situation interieure etc. de la Russie», par. Haxthausen, Hanovr. 1847, vol. 1, p. 63: см. в биографии Ф.А. Голубинского, напечат. С.К. Смирновым в 1866 году, стр. 26–7. 81 Анна Мартыновна (Рогаль) – Левитская, урожд. Ловцова, сестра Софии Мартыновны, супруги С. К-ча. 82 Протоиерей Василий Петрович Полисадов, магистр XIII курса (1842 г., М.Д. Академии в 1834–8 гг. настоятель посольской церкви в Берлине: с 1858 по 1871 г. – выдающийся профессор богословия в СПБ университете; сконч. в 1878 г. 97 Богоявленский Федор Павлович – секретарь Митрополита Макария, затем Митр. Иоанникия и Леонтия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСЕНЕФА (Меньшуткина Ольга; ок. 1811, с. Шуйское Тотемского у. Вологодской губ.- 1.07.1877, Горицкий мон-рь), схим. Горицкого в честь Воскресения Господня жен. мон-ря , юрод. В 2 года была парализована, в 1825 г. привезена родными в Горицкий мон-рь. Жизнь А. проходила в непрекращавшихся телесных страданиях: она могла существовать только лежа, привязанная к короткой деревянной скамье, и даже в этом положении испытывала сильные боли, к-рые переносила с терпением и радостью. Владея одной рукой, она научилась делать коробочки и украшать иконы фольгой и бусами. Сподобилась дара прозорливости. В 1873 г. пострижена в схиму. Духовно близкой А. была тезоименитая ей подвижница юрод. мон. Асенефа (Клементьева) , одновременно с А. подвизавшаяся в Горицком мон-ре. В течение 11 лет за А. ухаживала крестьянская девушка, в 1906 г. постриженная в монашество с именем Асенефа († 16 апр. 1912), к-рая под влиянием А. предавалась аскетическим подвигам: в течение 13 лет носила вериги, спала на деревянной подушке. А. похоронена на монастырском кладбище, ее могила почитается в Горицком мон-ре. Лит.: Иоанн (Калинин), инок. Воскресенский Горицкий девичий мон-рь Новгородской епархии и его подвижницы. Кириллов, 1914. С. 25-27; Неофит (Следников), еп. В дар Христу: Восп. о юродивой мон. Асенефе Клементьевой. Серг. П., 1917; Летопись Горицкого мон-ря//Кириллов: Ист.-краеведч. альманах. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 334. Е. Р. Стрельникова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых)

http://pravenc.ru/text/76600.html

70. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 71. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. 72. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. 73.  Митрополит Киевский Исидор — о нем см. с. 86. 74. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. Жизнеописание епископа Игнатия. Прилож. 75.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. С. 116–119. 76. См. письма Митрополита Киевского Филарета. С. 34–45. 77. Подробнее см. т. 8, с. 124–127. 78. См. письма Владыки Ярославского (Митрополита Киевского) с. 34–45. 79. О нем см. Настоящее издание, т. 5, с. 426. 80. См. также т. 8, с. 124–127. 81.  Антоний (Г. А. Рафальский; 1789–1848) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1843–1848 гг. 82.  Никанор (Н. С. Клементьевский; 1787–1856) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1848–1856 гг. 83.  Архиепископ Нил… — О нем см. с. 46–51. 84.  Ср:. Дни мои — как уклоняющаяся тень… (Пс. 101. 12). 85.  Григорий (Г. П. Постников; 1784–1860) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1856–1860 гг. 86. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 87. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 88.  Преподобный старец Феодор Ушаков (в миру Иоанн; 1718–1791) — великий подвижник, восстановитель Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины. 89. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 516. 90. О нем см. с. 289–290. 91.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). СПб., 1868. С. 41. 92. О ней см. с. 524. 93.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 189. 94. РНБ РО. Ф. 1927. С. 277–279. 95.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 297. 96.  Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Господи… к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс. 142. 8, 9, 10). 97.  ибо… двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20). 98.  Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 28, 29, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Бедный, но счастливый нищий! Кто тебя защитит и поддержит в судилище, где заседают первые знатоки закона и хранители книг разумения? Устоишь ли, не придешь ли в замешательство и робость пред судом, пред важною и пышною ученостию вождей народа? Не опасайтесь! Св. истина и правда будет говорить сама за себя, и отразит все злохищрения фарисеев; неверие посрамится, и вера восторжествует. Скажи нам, как это случилось? как ты прозрел? спрашивают судии бедного нищего. Брение положил Он мне на глаза, и я умылся и вижу. Ныне – в субботу? Да. Такого простого и искреннего, но твердого и решительного ответа не ожидали судии. Им хотелось слышать от прозревшего что-нибудь в свою пользу; а он сказал, что только служит к славе его Исцелителя. Таким ответом так смутились они, что не знали, с какой стороны взяться за дело. Оспаривать ли действительность чуда? Или унижать достоинство Чудотворца? – Одни толковали: этот человек не от Бога, потому что не хранит субботы; другие рассуждали: как может человек грешный творить такие чудеса? И распря бе в них. Подумав, потолковав, придумали наконец спросить самого прозревшего слепца, как он думает о Нем, то есть о своем Исцелителе? Если скажет, что он грешник, то дело кончено в нашу пользу. Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Это пророк, говорит он. Опять ответ не по мысли их! Опять не удалось уловить его в слове! Обращаются к рассмотрению дела с другой стороны: правду ли он говорит, что был слеп? Если неправду: то тут нет чуда, а обман, и Чудотворец – обманщик. Призывают родителей прозревшего и спрашивают: Это ли сын ваш, о котором говорите, что родился слеп; как он теперь видит? Мы знаем, отвечают родители, что это сын наш, и что он родился слеп, а как теперь видит, того не знаем: сам возраст имать, самого вопросите, сам о себе да глаголет. Чего более для засвидетельствования истины? Отец и мать признают, что стоящий пред ними точно сын их, и что этот сын точно был прежде слеп от самого рождения. Что оставалось делать судиям? Спросить о том соседей? Подтвердят. Спросить на счет чуда? Но действительность его очевидна. На счет Чудотворца? Опасно, чтоб не назвали Чудотворцем от Бога. Придумывают употребить хитрость. Мы скажем, что Он грешник, а он пусть утвердит нашу мысль своим сознанием. Призвав прозревшего сказали ему: воздай славу Богу! Мы знаем, что этот человек грешник. Грешник ли он, этого не знаю, отвечает прозревший: знаю только то, что я был слеп и теперь вижу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами. Аминь. Слово при посещении оптиной пустыни 58 Возлюблены мои, со страхом и трепетом свое спасение содевайте ( Фил.2, 12 ). Се, в другой раз сподобляет меня Господь священнодействовать в святой обители вашей, возлюбленная братия, и беседовать с ваш. Но чем начну беседу мою? Чем иным, как не сим Апостольским желанием: возлюблены мои, со страхом и трепетом свое спасение содевайте. Спасайтесь о Господе, не озираясь вспять на тот мир, который оставили ради царствия Божия, и укрепляйтесь силою Господнею, которая совершается в немощах. Не излишне ли сие мое желание? Возможно ли, чтобы кто из нас не хотел себе спасения? Возможно ли, чтобы кто обрекал сам себя на погибель? Нет, по благодати Божией мы не дошли еще до такого ожесточения. Действительно желаем спастись, и если бы каждому из нас, также как некогда расслабленному, был предложен небесным Врачом вопрос: хочет ли здрав быти, то без сомнения каждый бы отвечал: ей, Господи, хочу (Иоанн.5, 6–7). Но правду ли бы отвечал каждый? 01 как много нашлось бы таких, кои, не думая обмануть Всеведущего, были бы обмануты в сем случае сами собою! Желать спасения и желать искренно значит с одной стороны удаляться всего того, что препятствует делу спасения, с другой исполнять все то, что служит ко спасению. Вот предметы беседы моей со всеми вами, благоч. слушат., – с вами, которые ищете спасения, живя здесь в пустыне, – и с вами, которые ищете того же, живя в мире. Кто искренно желает спасения своего, тот удаляется всего того, что препятствует делу спасения; вот первый предмет! Подлинно, любовь к миру есть вражда па Бога ( 1Иоан.2 ) и ищущий спасения не должен любить мира, ни того, что в мире, не должен даже и мыслить о мирском. Плоть и кровь наследити царствия Божия не могут; и ищущий спасения не должен угождать им, по распинать плоть со страстями и похотями. Грехи разлучают нас с Богом; и ищущий спасения должен, сколько возможно, стараться не грешить ни мыслью, ни чувством, ни делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Второе и третие следующими: да скажут сыновом человеческим силу Твою, и славу великолепия царствия Твоего. Четвертое в следущем 13 стихе: царство Твое царство всех веков, и проч. Верен Господь во всех словесех своих и преподобен во всех делех своих. Здесь начинает Пророк исчислять добродетели, свойственныя царю, которыя находятся в Боге совершеннейшим образом и на которыя, яко на зерцало или яко на некий образец, все цари земные взирать должны: ибо примеру царей весь сообразуется мир, как сказано негде. Итак, первая добродетель царская есть непорочность жизни, а наипаче истина в словах. И о сем-то Пророк глаголет здесь: верен Господь во всех словесех Своих, – то есть, истинен, справедлив, нелжив, необманчив, постоянен в обещаниях, – и преподобен во всех делех Своих, то есть непорочен, чист, безгрешен и всегда Сам Себе подобен. Пс.144:14 . Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя. Сия есть вторая царская добродетель, которая показывает, что Бог царствует для общаго блага всего человеческаго рода: под именем низпадающих и низверженных, в преносном смысле, разумеет всех тех, кои, будучи угнетаемы несчастными обстоятельствами, скоро под бременем оных пали бы, ежели бы Бог к поддержанию их не простирал руки Своея. Сущность слов состоит в том, что Бог на бедствия людей смотрит и страждущим помогает. Откуду следует, что Он того достоин, дабы все смертные не токмо со благоговением чтили Его царствующаго на небеси, но и с удовольствием покорялися владычеству Его. Между тем напоминает, что тот в надежде своей не обманется, кто в бедствиях своих будет просить утешения от Бога. Пс.144:15 . Очи всех на тя уповают, и ты даеши им пищу во благовремении: Третия добродетель царская есть щедрость; ибо царям несвойственно разорять подданных, или отнимать у них имение различными ухищрениями и чрез то доводить их до бедности, но напротив, щедро питать их, яко детей, однако так, чтоб ели в свое время, а не все дни препровождали в пиршествах. Таким образом и Бог, хотя всем живущим дает пищу, но во благовремении, то есть, когда алчем, когда требуем, когда нужду имеем: и потому те, которые излишнее скрывают, не от Бога пищу приемлют, но общее добро похищают, почему не дивно, ежели многие нищенствуют и алчут. Дает Бог пищу во благовремении еще и потому, что дает тогда, когда должно, ибо иногда за грехи наши по справедливости отъемлет, делая подобно врачу, предписывающему диету и запрещающему употреблять вино. По сей причине часто насылает Бог голод и недостаток в хлебе, дабы чрез то наказать грешников. Наконец, дает Бог пищу во благовремении и потому, что не во всякое время и не все вдруг дает плоды, но по разным времен переменам разные и плоды из земли производит.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

( Евр. 11:33–34 ). Вот какова сила в вере! Но та же самая, единая в самой себе вера, понимаемая вообще как сила Божия, описывается у Апостола в частнейших чертах соответственно состоянию, положению и обстоятельствам каждого христианина. Облекитесь, говорит он, во вся оружия Божия, чтобы вам можно было стать противу козней диавольских – станьте препоясана чресла ваша истиною, и облекитесь в броню правды; и обувши ноги в твердость Евангелия мира; а паче всего возмите щит веры, которым возможно угасить вся раскаленныя стрелы лукаваго, и шлем, спасения возмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. И всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом ( Еф. 6:11–19 ). Можно ли страшиться врагов имеющему такое всеоружие Божие? Можно ли не вступать в бой с врагами нашего вечного спасения? Что они сделают, аще Бог за ны? Мужайтесь: всяк рожденный от Бога побеждает мир ( 1Ин. 5:4 ), и лукавый не прикасается ему ( 1Ин. 5:18 ). Теперь остается разрешить еще одно недоумение. Что значит сесть на престоле? Неужели у Бога престол чувственный? Неужели сидит Он на нем чувственно? Престол Божий и седение на нем Божие означают не иное что, как Божественную власть и державу, вечное и блаженное Царство Божие над всеми. Послушайте, как говорит Бог устами Исаии: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих ( Ис. 66:1 ); и это не тоже ли значит, что царство мое – сила и слава царства моего повсюду, над всеми тварями? Так и седение на престоле, обещанное победителям, есть не иное что, как предназначение их во Христе к участию в суде, власти и славе. Так, когда Апостол Петр спрашивал Господа: вот мы оставили все и последовали за Тобою; что же нам будет? Господь ответствовал: истинно говорю вам: вы, последовавшие за Мною, в пакибытие, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых ( Мф. 19:27–28 ). Объяснив, по возможности, кто победители, кого и как они побеждают, и что такое – сесть на престоле со Христом, обратимся к празднуемому ныне Угоднику Христову, не был ли он на земле воином? не сражался ли с невидимыми врагами? Не употреблял ли шлем спасения против нападения плоти и страстей? Не защищался ли щитом веры и непоколебимой надежды от стрел вражеских? Не посекал ли ереси мечом глагола Божия? Так, он был и добрый воин царя небесного, и добрый пастырь Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Но почто я утруждаю почтенных слушателей, приводя общие причины, побуждающие жить добродетельно? Или не знаем, что добродетель сама по себе достойна нашей любви? Кто не знает, что без добрых дел нельзя получить ни награждений земных ни благословений небесных? Известна всем сия Божественная истина, что слава и честь и мир всякому делающему благое, напротив того ярость и гнев, скорбь и теснота на всякую душу человека, творящего злое ( Римл.2, 10, 8 ). Господи! Твоя благодать явись в мире, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веке. Молим Тя, да укрепит нас и утвердит сия спасительная благодать в истинном христианстве, в чистоте правоверия, в творении добра. Аминь. Слово при посещении пинскаго монастыря 61 Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа ( Римл.1, 7 ). Так обыкновенно приветствовал Христиан Апостол Павел, писав к ним свои послания. Так и я дерзаю приветствовать вас, братия моя о Господе, простирая к вам первое слово мое. Что пользы в приветствии, которое осыпает нас земными благами? Нам нужны небесные блага: для них рождаемся в мир сей и для них живем. Благодать вам и мир. Что пользы в чувственных благах, если нет в нас благодати? Что за утешение в здравии телесном, если душа больна, в струпьях и язвах греховных? Что за радость во внешнем благополучии, если внутри нас происходит непрестанный мятеж буйных страстей? Лучше быть бедным и нищим. нежели богатым и благополучным без благодати; лучше жить в скорбях и страданиях, нежели среди забав и удовольствий без мира внутреннего, лучше болеть телом, нежели страдать душою от грехов. Благодать вам и мир. Господь наш Иисус Христос заповедует нам искать царствия Божия преимущественно пред всеми благами мира сего. Ищите, говорит Он в Евангелии, ищите прежде царствия Божия, и обнадеживает приобретением всего нужного для временной жизни – и сия вся приложатся вам, т. е. придет к вам и здравие и богатство, и благоденствие. Но где царствие Божие, там благодать Его и мир. Посему, приветствуя вас желанием благодати и мира, я приветствую желанием вам царствия Божия. Кому оно не нужно? Кто не просит о нем Отца небесного в молитве Господней? Размыслим теперь, где должно искать сего царствия и как искать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Правда, щедрая природа наделяет многих из нас сим добрым качеством души; но что значит качество сие без образования ума и сердца? Это – золото без очистки и отделки. Пока рука художника не переплавит его в огне, оно не более, как грубый металл. Подобно сему природная кротость, если не будет очищена от природной злости, и не пройдёт чрез огнь искушений, не более, как слабый и робкий характер. Лев кроток по природе, но попробуйте рассердить его; увидите, как он зол по побуждению той же природы. Человек, без сомнения, кротче льва, но разгорячите его; узнаете, как он мстителен. Если он переносит обиды и оскорбления, то потому, что не в состоянии мстить за оные. И если снисходителен к слабостям и порокам других; то потому, что не может нарушить покоя других, не нарушив вместе той беспечной неги, в которой сам усыпляется. И это ли человек кроткий? У кого руки связаны, тот не дерётся. Но кроток ли он? У кого нет языка, тот не злословит и не поносит. Но кроток ли он? Если бы мы могли видеть сердце его, то ужаснулись бы той злости, какою исполнен он внутри. Кротость поневоле есть не что другое, как обезоруженная злоба, которая от бессилия и невозможности снедать ближнего, снедает саму себя. Истинной христианской кротости надобно учиться в училище Креста, и учиться чрез всю жизнь. Кто здесь наставник? Сам Иисус Христос. Кто образец кротости? Тот же Иисус Христос. Кто помощник и покровитель кротких? Он же. Какая награда за успехи? Вечное блаженство. Посему, когда все удобства к изучению кротости и выгоды представляются в неподделанном виде, – кто из нас не станет учиться оной? Грешник ли, который своей неблагодарностью к Господу своему уже многократно достоин был того, чтобы Божественное правосудие поразило его молнией? Слушайте же, христиане, внимательно, чему учит Божественный Учитель кротости: не противься обижающему; но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему и другую. И кто хочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и кафтан. И кто понудит тебя пройти с ним одну версту, иди с ним две.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Просящему у тебя дай, и хотящего занять у тебя не убегай. Далее: Любите врагов ваших, благословляйте кленущих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас, и гонящих вас: да будете сынами Отца (Небесного), потому что Он велит восходить солнцу своему над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:39–45 ). Вот уроки о кротости! Может быть, уроки сии для многих покажутся несовместными с силами человеческими, и даже противными самой природе и выгодам нашей безопасности? Но слово Господне непререкаемо. Оно к невозможному не обязывает, и вредного нашему спасению не предписывает. Любить только любящих нас есть закон природы, но любить врагов есть закон благодати. Если вы будете любить любящих вас, продолжает Учитель, какой, вам ожидать награды? И мытари не то же ли делают? И если оказываете приязнь только друзьям вашим: что особенного делаете? И язычники не то же ли делают? Будьте убо совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:46–48 ). В самом деле, что та за кротость, которая принадлежит и христианину, и язычнику? Что тот за христианин, который делает то же, что и язычник? Закон христианский выше, духовнее, и совершеннее закона естественного; и потому кротость христианская должна быть также выше, духовнее и совершеннее кротости естественной – языческой. Последуйте примеру кротости, который представляет в Самом Себе тот же Божественный Учитель. Он противу клевещущих на Него не возражал ни единого слова ( Мф. 26, 63 ). На многие испытания Пилатовы не противовещал ни единого ответа ( Лк.23:9 ). Пред мучителями своими был безгласен, как агнец пред стригущим его, и, вися на самом кресте, молился за распинателей Своих ( Лк.23:34 ). Вот живой образец истинной кротости! Не ему ли последовал первомученик Стефан, который молился за убийц своих с коленопреклонением, взывая: Господи, не постави им греха ( Деян.7:60 )? Не ему ли подражал ап. Павел, который говорит о себе и о других так: злословят нас, а мы благословляем; нас гонят, мы терпим; нас хулят, мы молимся ( 1Кор.4:12 )? Не сему ли образцу должны подражать и мы, желая изумиться истинной кротости? Но, слушая Учителя и следуя Его примеру, не сомневайтесь в Его помощи: не попустит вам, как свидетельствует апостол, быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так что вы будете в силах перенести ( 1Кор.10:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010