Песни о татарщине, воспринявшие многие черты песен о половцах, служат одним из доказательств такого превращения 1-й редакции во 2-ю. Так что я не вижу необходимости принимать вслед за Кирпичниковым, что Георгиевский стих составился под свежим впечатлением татарского погрома 955 . Стих существовал и ранее, но татарский погром (лучше: погромы) раскрасили, дополнили его аналогичными, но более яркими подробностями. В этом случае певцы воспользовались, как личными впечатлениями и воспоминаниями, так и другими подобными народнопоэтическими произведениями. Во 2-й редакции это соприкосновение с песнями о татарщине проявилось не столь ярко, но в 3-й редакции оно чувствуется уже сильнее. 2-я и 3-я редакции отличаются от 1-й именно тем, что стараются введённый ими мотив убийства «царища Демьянища» осмыслить, как акт справедливости, как отмщения за поругание Христовой веры. Отсюда и поездки, и заставы – как во 2-й редакции, отсюда и перестановки, изменение плана в 3-й, с сильным привнесением былинного духа. 3-я редакция отличается от 2-й этой свежестью, особенно М 2 . Георгий наших духовных стихов в устах певцов как-то невольно стал принимать светское обличье, и только в силу вековых традиций, в силу особого странного положения калик-певцов, черты церковности никоим образом не могли совершенно изгладиться из его фигуры. Но, строго говоря, разве есть большая разница между Георгием 3-й редакции стиха и богатырями-малолетками? 2 я редакция, можно думать, появилась в период от до XV-ro века. Как известно, в повестях, вызванных татарщиной, первоначально звучит какая-то подавленность, и только более поздние редакции уже в другом тоне: татары терпят поражения, страх пред ними сменяется насмешкой. Исторические битвы, какова Куликовская, позднее свержение ига, могли определить собою это изменение в характере песен. Таким образом я и полагаю, что XIII–XV вв. могли быть временем этого постепенного видоизменения, превращения 1-й редакции во 2-ю. Вместе с тем песни о татарщине в том виде, как мы знаем их теперь, уже испытали следы скоморошьей переделки XVI–XVII вв. Следовательно, время от XV–XVII вв. может быть принято, как время сложения 3-й редакции 956 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

345 Народ в той стране языческий. – Для авторов саг, любой нехристианин, в том числе, и мусульманин, был «язычником». 347 Перед нами – один из рассказов о чудесах св. Олава, которые начали возникать вскоре после его смерти. Чудеса упоминаются в скальдических стихах, созданных в 1030-х-1040-х гг.; о них рассказывается в скальдической поэме Эйнара Скуласона «Солнечный луч», в «Passio Olavi» (см. IV.З), в «Древненорвежской книге проповедей» (см. IV.4), в сагах. Снорри описывает три «русских» чуда Олава: одно прижизненное и два посмертных. Исцеление Олавом мальчика в Гардарики относится к одному из немногих прижизненных чудес Олава. 349 В их государстве он может иметь такую власть, которая кажется ему наиболее подобающей (hann skyldi hafa i þeira riki þat veldi, er honum þœtti sér sœmiligt). – Снорри использует стереотипную лексику. Cp. ÓlHHkr, k. 54: Олав Шётконунг предлагает приехавшему к нему норвежскому ярлу Свейну остаться у него «и взять там в управление то ярлство, которое ему кажется подобающим» (ok hafa þat riki til förráða, þat er honum þykki sœmiligt). Cp. Snorra Edda. S. 8: Гюльви, конунг в Свитьод, узнав, что из Азии идут асы, поехал им навстречу и просил, «чтобы Один имел в его государстве такую власть, какую он сам хотел бы» (at skyldi slikt vald hafa i hans riki, sem hann vildi sialfr). 351 Рассказ об отъезде Олава выстроен с учетом сезонности передвижений: Олав пускается в путь после йоля, т. е. в конце декабря, «до самого моря по льду», как говорит Fask, а Снорри добавляет, что «конунг Ярицлейв дал им всем вьючных животных». Весной снаряжает Олав корабли и плывет в Швецию. Совершенно очевидно, что путь из Новгорода к морю шел через Ладогу. Однако, Ладога (Альдейгьюборг) чрезвычайно редко упоминается в описании подобных путешествий. 353 Эйнар Брюхотряс и Кальв Арнасон – норвежские лендрманны, примкнувшие к противникам Олава Харальдссона. 354 Мир (grið). – Речь идет о гарантированном безопасном проезде. От Ладоги до Новгорода вдоль Волхова располагалась цепочка укрепленных поселений. Они не только служили убежищем для населения близлежащей округи, но также выступали опорными и контрольными пунктами на водных дорогах. «Имеются основания считать, что торгово-пропускные функции Ладожской области, отчетливо выступающие во времена новгородско-ганзейской “коммерции”, были унаследованы от значительно более ранней поры, возможно, с самого начала ее раннесредневекового заселения» (Кирпичников 1979. С. 96; см. также: Джаксон 1999б).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июле 1713-го года заключен был договор с 12-ю плотниками Вытегорского яма, Олонецкого уезда, на постройку к 1-му октября трех амбаров в 4x3 сажени, двух погребов в 3 аршина глубины, конюшни в 20 сажень и двух рубленых изб с сенями между ними, за 110 рублей денег, 3 четверти овсяных круп, одну четверть солода, 17 четвертей ржаной муки и одно ведро вина. Деньги решено было выдавать но мере работ и, судя по тому, что последний расчет произведен был 27-го октября, следует заключить, что работы были закончены 118 . В августе 1713-го года разрешено строить на монастырской земле собственные дома двум монастырским стряпчим и подьячим 119 . А потом шло и побуждение к скорейшей постройке домов, в устранение, разумеется, отлучек для свидания с семьей 120 . Монастырским подьячим и слугам давали по 1.000 жженых кирпичей на печи в домах, да по «образцовой», то есть изразцовой зеленой печке 121 . Работникам тоже давали на печи кирпич, но без изразцов. По установленному порядку, под строение дворов отводили место в 10 сажен поперечнику, по фасаду, и 20 сажен вглубь двора 122 . Не совсем ясно, когда, в 1713-м или 1714-м году, были, основаны монастырские кирпичные заводы. Выражение в «Надлежащем ведении» архимандрита Феодосия: «в том же году» 123 может относиться с одинаковым правом как к 1713-му, так и к 1714-му году. Судя по тому, что земля Монастырю под кирпичные заводы, за Невой, отведена в 1714-м году 124 , надо бы полагать, что основание кирпичных монастырских заводов относится к 1714-му году. Но в Архиве Лавры имеются сведения, что еще в 1713-м году, в мае, строилась на кирпичном заводе работницкая изба, на указанном месте, и прибыли из Борович 30 человек кирпичников 125 . Возможно, что первый кирпичный завод был устроен не за Невой, где кирпичные заводы были впоследствии, а на Черной речке, где тоже были монастырские кирпичные заводы 126 . В 1714-м году достроены были братские кельи мазанками 127 . И больше никаких сведений о строительных работах этого года не имеем. Видимо, вся энергия уходила на завершение начатых уже работ и на заготовку материалов для дальнейших.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Временные рабочие набирались нарядом 769 обыкновенно по человеку с 10-и дворов 770 ; иногда с 12-и 771 ; иногда с 14-и 772 ; иногда с 25-и 773 ; были случаи, что и с 5-и 774 . Рабочее высылаемы были к работам с топорами, долотами, с «плотницкими работницкими припасами», иногда с лошадьми, обыкновенно на 3 месяца, конные на 1½ или на 2 месяца, и по окончании срока были отпускаемы домой 775 . Срок высылки на работы в некоторых случаях доходил до года. В 1713-м году из Иверского Монастыря выслан был вместе с столярами и печником «годовой плотник» 776 . Иногда требовали высылки рабочих «бессрочно» 777 . И временных рабочих обыкновенно требовали осведомленных в том или другом деле. Первоначально, когда в Монастыре производилось деревянное строение, к строению Монастыря требовались преимущественно плотники 778 ; потом, с началом каменного строения, каменщики 779 . К 1-му мая 1722-го года приказано было выслать из Валдая рабочих на монастырские кирпичные завод 780 . Когда закончено было вчерне каменное строение и начата была его отделка, архитектор, потребовал на строительный сезон 660 столяров 781 . Каменщики и кирпичники шли преимущественно с Новгородских мест: Валдая, Борович 782 ; кровельщики – из Олонецкого уезда 783 плотники из Старорусского и Тверского уездов 784 . В 1713-мгоду требовались рабочие, «умеющие драничному дранью» 785 . Работ было такт» много, и они были так разнообразны, что каждый мог найти себе специальность: исполняли работы кузнечные, столярные, плотничные, каменные, копали рвы, били сваи, обрешечивали мазанки, обделывали брусья, обтесывали дерево, камень, делали кирпич 786 . Вызов рабочих производился приказами в вотчины управителям. Пользовались и всякими другими способами. Наместник Иверского Монастыря, иеромонах Варлаам 9-го апреля 1714-го года был в Невском Монастыре и получил приказ о высылке работников 787 . Весной 1720-го года вызывали к монастырскому строению охочих 300 каменщиков чрез публикацию «листами» в Петербурге и «по городам» 788 . Высылаемые из вотчин по наряду рабочие получали деньга «кормовые», «на проход пути», «мирскую подмогу» 789 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1874 г. Ф. И. Успенский успешно сдал свои магистерские экзамены. В этом же году вышла в свет его работа „Византийский писатель Никита Акоминат из Хон». 2-го сентября 1874 г. он успешно защитил эту работу в качестве магистерской диссертации, а 24-го сентября был назначен доцентом в незадолго до этого основанный Новороссийский университет в Одессе. Этим начался первый, одесский, период учёной и преподавательской деятельности Ф. И. Успенского, который продолжался два десятилетия (18741894). Для молодого византиниста условия работы в Одессе оказались очень благоприятными. Здесь он встретил группу профессоров-исследователей, занимавшихся историей Византии и византийского искусства – Н. П. Кондакова , Н. Ф. Красносельцева , А. И. Кирпичникова, Ф. К. Бруна и других. Как отмечает сам Ф. И. Успенский, „в семидесятые и восьмидесятые годы приглядывающийся к русской университетской жизни не может не отметить особенного оживления и подъёма на филологическом факультете некоторых университетов. Не входя в детали, ограничусь напоминанием любопытного обстоятельства из моих одесских впечатлений. Профессора Кирпичников, Красносельцев, Кондаков и Успенский составили кружок с целью углубления в византийские занятия и собирались вместе в определенные дни для чтения источников и обсуждения некоторых вопросов, которые представляли трудности для каждого по одиночке» 32 . В 1876 г. Ф. И. Успенский получил научную командировку за границу. Работа в библиотеках и хранилищах рукописей Запада дала ему возможность собрать материалы для работы „Образование второго болгарского царства». 23-го апреля 1879 г. Ф. И. защищал эту работу в качестве диссертации и получил степень доктора всеобщей истории. В среде одесских учёных, интересы которых вращались вокруг византийских занятий, возникла идея образования византийского общества и издания при нём специального органа 33 . Чрезвычайно характерно отношение царских правительственных органов к организации новых научных предприятий, о чём рассказывал впоследствии Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почти полное отсутствие закрытых комплексов препятствует датировке идолов. Определить время их создания иногда можно по особенностям изобразительных приемов и по тем немногим атрибутам, которые на них просматриваются. Но это возможно только для нескольких изваяний. Так, по сабле, изображенной на Збручском идоле, имеющей длинный клинок и изогнутое перекрестие с шарообразными окончаниями (рис. 3), идол может быть датирован второй половиной X–XI вв. (Кирпичников А.Н., 1966а, с. 68–69). Примитивный каменный идол найден на своем первоначальном месте в жертвенном помещении 14 на Збручском городище-святилище Звенигород и по комплексу находок хорошо датируется первой половиной XIII в. Два деревянных идола найдены на поселении XI – начала XIII вв. в Фишеринзеле около Неубранденбурга в Германии, но оба в древности находились в других местах и были перенесены при уничтожении поселения (Gringmuth-Dalmer Е., Hollnagel А., 1971, S. 107–130). Деревянный идол, найденный в море около Альтфризак в Германии, датирован на основании радиоуглеродного анализа 480 ± 100 гг. и, скорее всего, относится ко второй половине VI или VII в. (Herrmann J., 1971, S. 538). Идолов, найденных в Подолии, обычно связывают с черняховской культурой, на поселениях которой найдены некоторые изваяния. В связи с повсеместным массовым уничтожением идолов в течение длительного времени и с обычаем перенесения их на другие места кажется очень сомнительным, что идол в Иванковцах на Днестре мог сохраниться на Черняховском поселении и простоять на своем месте в вертикальном положении полторы тысячи лет, как считают его исследователи. Два других идола, найденных поблизости, были явно переотложены – один разбит крестьянами и закопан, второй был положен на меже около огорода (Довженок В. И., 1952, с. 136–142; Винокур I. C., 1967, с. 141). При раскопках рядом с идолами никаких сооружений, кроме нескольких ям, обычных для поселений, открыто не было и нет доказательств связи стоявшего идола с черняховским слоем. На этом же поселении есть находки керамики конца I тысячелетия н.э.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Повесть о Варлааме и Иоасафе — переводная повесть, широко распространенная в древнерусской письменности. П. — одно из самых распространенных произведений мировой литературы средневековья. Она известна в огромном числе переводов и переработок более чем на 30 языках народов Азии, Европы и Африки. Мнения исследователей о происхождении П. существенно расходятся. Наиболее устойчиво мнение об индийском происхождении П., в основу которой якобы положено легендарное жизнеописание Будды; передаваясь от одного народа к другому, П. обрела христианизованный облик, и основатель религии буддизма превратился в царского сына Иоасафа, перешедшего от идолопоклонства к вере в Христа (Ф. Либрехт, акад. А. Н. Веселовский и др.). Менее распространена, но представляется более справедливой другая точка зрения, согласно которой царевич Иоасаф не является христианской ипостасью Будды; П. и жизнеописания Будды имеют гораздо более существенных различий, чем общих особенностей, и создана она не в Индии, а скорее в Центральной Азии (А. И. Кирпичников, В. И. Кузнецов). Значительно лучше изучен путь распространения П.: созданная в своем первоначальном виде в Центральной Азии, П. уже к VIII в. была переведена с пехлевийского на арабский язык, а с него на несколько других, в том числе на грузинский. С грузинского языка в кон. X — нач. XI в. в Иверском монастыре на Афоне был сделан греческий перевод (вернее, переработка, со значительными дополнениями) Ефремием Святогорцем, выдающимся деятелем грузинской средневековой литературы. Об авторстве Ефремия по отношению к греческой версии свидетельствуют разноязычные источники: грузинские, греческие, латинские. Тем не менее делались настойчивые попытки (Ф. Дэльгер) приписать авторство греческой версии Иоанну Дамаскину, византийскому философу, богослову и поэту (VIII в.). Греческая версия через два латинских перевода дала начало многим переводам и переработкам на западноевропейские языки; с нее также были сделаны переводы армянский, арабо-христианский и древнеславянские. О происхождении П. см.: Dolger F. Der griechische Barlaam-Roman, ein Werk des h. Joannes von Demascos. Ettal, 1953; Нуцубидзе Ш. И. К происхождению греческого романа «Варлаам и Иоасаф». Тбилиси, 1956; см. также издание арабской и грузинской версии П.: Повесть о Варлааме пустыннике и Иоасафе царевиче индийском/Пер. с араб. акад. В. Р. Розена/Под ред. и с введ. акад. И. Ю. Крачковского. М.; Л., 1947; Балавариани. Мудрость Балавара/Предисл. и ред. И. В. Абуладзе. Тбилиси, 1962.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

4) «Внешняя Росия» – Северная Русь с центром в Новгороде. 5) Существует также предположение, что деление Руси на «внешнюю» и «внутреннюю» проводилось самими византийцами; таким образом, «внутренняя Росия» – ближайшие к Византии (и Киеву) земли в Приднепровье, «внешняя Росия» – отдаленная Новгородская земля. 564 Нижеследующий перечень древнерусских городов, поставляющих моноксилы росам, последовательно называет центры, лежащие на Днепровском пути, от самого северного – Новгорода – по мере их приближения к Киеву. Особый интерес представляет синтаксическое выделение Константином первого центра – Новгорода: «одни из Немогарда ... другие из крепости Милиниски, из Телиуцы...». Именно он (в отличие от Любеча и др.) играл первостепенную роль в функционировании Невско-Днепровского пути и был крупнейшим средоточием ремесла и международной торговли. Это сообщение Константина весьма важно как свидетельство сложения на Руси к середине X в. сети поселений, связанных едиными внешнеэкономическими и политическими целями. 565 Общепринята интерпретация топонима Немогардас как Новгорода Великого. Интересно также предположение А. Н. Кирпичникова, что под этим названием следует понимать «Невогардас», «город на озере Нево», т. е. Старую Ладогу, которая являлась в сер. X в. крупнейшим торгово-ремесленным центром Северной Руси. 566 Употребление греческой формы имперфекта, соответствующего др.-рус. «седе» (от «сидеть» в значении «править, занимать престол»), рассматривалось как показатель того, что ко времени написания т. 9 правление Святослава в Новгороде окончилось (после смерти Игоря осенью 944 г.). 567 Киевский князь Святослав Игоревич. Согласно Ипатьевской летописи, родился в 942 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 36); умер в 972 г. Славянское имя князя является важным свидетельством быстрой – в третьем поколении – ассимиляции скандинавской по происхождению династии русских князей в славянской среде. Сведения о том, что Святослав «сидел» в Новгороде, сохранились только у Константина. Это известие – раннее подтверждение традиции сажать на новгородский престол сына киевского князя (ср.: Владимир Святославич, Ярослав Мудрый и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зимовка окончательно решена. — Вопрос о металле. — Исследование островка Спасения. — Охота на тюленей. — Каталонский способ. — Железо. — Сталь. На следующий день, 17 апреля, первые слова моряка, обращённые к журналисту, были: — Кем мы будем сегодня, мистер Спилет? — Кем прикажет быть Сайрус, — ответил журналист. В этот день бывшим кирпичникам и гончарам пришлось стать металлургами. Накануне колонисты после завтрака продлили своё исследование до оконечности мыса Челюсти, отстоящей в семи милях от Камина. Там кончались дюны, и почва приобретала ясно выраженный вулканический характер. Здесь не было уже сплошных гранитных стен, как на плоскогорье Дальнего вида; узкий залив, стиснутый двумя мысами, был окаймлён цепью прихотливо разбросанных скал, состоящих из изверженных вулканом пород. Дойдя до этой точки, колонисты повернули назад и только в сумерках добрели до Камина. Несмотря на усталость, они не легли спать, пока не решили окончательно вопроса, оставаться ли на острове Линкольна или попытаться покинуть его. Даже ближайшая к острову земля — архипелаг Паумоту — отстояла от него на огромном расстоянии — в тысячу двести миль. Пенкроф решительно заявил, что простая шлюпка, особенно накануне наступления бурного зимнего времени, не может покрыть такое расстояние. Но и сооружение простой шлюпки, даже при наличии всех необходимых инструментов, было бы нелёгким делом. Колонистам же пришлось бы начать с изготовления простейших инструментов — молотков, пил, топоров, буравов, рубанков, на что требовалось немало времени. Поэтому колонисты решили зазимовать на острове, подыскав жилище более комфортабельное, чем Камин. Прежде всего нужно было использовать железную руду, залежи которой инженер обнаружил в северо-западной части острова, и превратить её в железо и сталь. Недра земли редко содержат в себе металлы в чистом виде. Чаще всего они встречаются в соединениях с кислородом или серой. Два образца руды, найденные инженером, как раз и были — один окисью железа, другой — серным колчеданом, то есть сернистой солью железа. Инженер решил получить железо из его окиси путём восстановления этой окиси углём — при плавке смеси руды с углём. Есть два способа плавки: один — простой и быстрый, так называемый «каталонский способ», имеющий то преимущество, что руда при нём непосредственно превращается в железо; другой способ, несравненно более сложный, — доменная плавка, — состоит в превращении руды в чугун и уже чугуна в железо путём извлечения из него углерода, содержащегося в нём в небольшом количестве — от трёх с половиной до четырёх процентов.

http://azbyka.ru/fiction/tainstvennyj-os...

Эти первые орудия были встречены настоящей овацией. Это была большая и — что самое главное — своевременная победа. Сайрус Смит дал сигнал тронуться в путь. Он намеревался возвратиться к западному берегу озера Гранта, где вчера нашёл глину. Поднявшись по течению реки Благодарности к плоскогорью Дальнего вида, колонисты пересекли его и, пройдя пять миль, подошли к поляне, расположенной в двухстах шагах от озера Гранта. По дороге Герберт увидел дерево, из ветвей которого южноамериканские индейцы изготовляют луки. Колонисты срезали несколько длинных прямых ветвей и обстругали их так, чтобы середина была потолще, а концы потоньше. Оставалось теперь только найти тетиву. Вскоре нашлось растение из семейства мальвовых, волокна которого обладают крепостью сухожилий. Пенкроф быстро изготовил великолепные луки, которым не хватало теперь только стрел. Самые стрелы можно было изготовить из веток без сучков и искривлений. Но недоставало наконечников, которые должны быть твёрдыми, как железо. Впрочем, Пенкрофа это не беспокоило: сделав свою часть работы, он верил в то, что случай и Сайрус Смит довершат остальное. Колонисты подошли к залежам глины. Она вполне годилась для выделки кирпичей. Операция предстояла несложная: нужно было обезжирить глину песком, вылепить кирпичи и обжечь их на огне. Обычно кирпичи выделываются в специальных формах, но инженеру пришлось довольствоваться ручной лепкой. Весь этот день и часть следующего были потрачены на это. Глину увлажняли, месили ногами и руками, а затем нарезали одинаковыми кусками. Один опытный рабочий может в течение двенадцатичасового рабочего дня сделать вручную до десяти тысяч кирпичей. Пять кирпичников с острова Линкольна, работая не покладая рук, за двое суток вылепили едва пять тысяч кирпичей. Сырые кирпичи были уложены рядами для просушки; только после неё, то есть через три-четыре дня, можно было приступить к обжигу. Пользуясь свободным днём, Сайрус Смит решил 2 апреля произвести определение местонахождения острова. Накануне он точно заметил момент захода солнца за горизонт и, сделав поправку на рефракцию лучей , записал его. Утром 2 апреля он так же точно отметил момент восхода солнца. Оказалось, что между заходом и восходом прошло 11 часов 36 минут. Следовательно, ровно в 6 часов 12 минут после восхода солнце пройдёт через меридиан, и место, которое оно будет занимать на небе, — это север . Ровно в 6 часов 12 минут после восхода солнца Сайрус Смит установил направление севера и, отметив два дерева, лежавших на одной прямой с меридианом, получил таким образом для дальнейших наблюдений постоянную меридиональную линию.

http://azbyka.ru/fiction/tainstvennyj-os...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010