Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РОССИНСКИЙ КИРИЛЛ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Кирилл Россинский Кирилл Васильевич Россинский ( 1774 - 1825 ), протоиерей Черноморского казацкого войска, проповедник, просветитель Черноморского края. Родился 17 марта 1774 года в г. Новомиргороде , в семье священника -малороссиянина. Учился в Новороссийской духовной семинарии , где 20 апреля 1795 года был посвящен в стихарь для проповедования слова Божия. По окончании семинарии поступил учителем информаторского класса и Закона Божия при Новороссийской семинарии. В 1798 г. вступил в брак, 13 июня того же года был рукоположен в священники и, оставив учительскую службу, 24 августа был определен клириком Новомиргородской Богородице-Рождественской церкви . Строгий образ жизни и красноречивые проповеди обратили на о. Кирилла внимание епархиального начальства, — и ему было поручено учить произнесению проповедей вновь поставляемых священников при кафедральной церкви. В 1800 г. был возведен в сан протоиерея и переведен в г. Таганрог , где его проповеди заставили говорить о нем, как о редком явлении на церковной кафедре. 19 июня 1803 года был назначен в город Екатеринодар войсковым протоиереем Черноморского войска и первоприсутствующим Екатеринодарского духовного правления. Благодаря выдающемуся уму, талантливости и обширным и, по тому времени, разносторонним знаниям, о. Кирилл скоро приобрел среди Черноморского войска и населения его большой вес и значение, что очень помогало ему в его последующей деятельности. Озабочиваясь малым количеством в крае священников (всего 10 человек) и не имея возможности вызвать подходящих лиц из России, где ходили преувеличенные слухи о гибельном климате Черноморья, прот. Кирилл, с согласия войскового начальства, избрал из местных жителей способных и истинно-расположенных к духовному званию людей, сам обучил их всему необходимому и отправил затем их к Екатеринославскому преосвященному для рукоположения. Так как церквей в крае было всего четыре (не считая часовен), то о. Кирилл иногда месяца по два разъезжал по краю " для испрашивания подаяний на построение церквей " . В самое короткое время он заложил на собранные суммы во многих станицах деревянные церкви, вызвал из России мастеров и сам заведовал постройкою церквей. За все время его службы в Черноморье им было заложено и выстроено 27 церквей.

http://drevo-info.ru/articles/21063.html

В конце этой главы Порфирий пишет: «С 1873 года я начал проводить лето с июня по 15-е августа в Феофании, и полюбил ее рощи сосновые и березовые, здоровый в ней воздух и большие пространства для прогулок в лесах ее по дорожкам, проложенным еще викарием Иннокентием Борисовым и отцом Иринархом, настоятелем скитской церкви и общества. Там я в уединении и тиши перевел по-русски Псалтирь с греческой наилучшей рукописи 862 года, написанной для Тивериадского в Палестине епископа Ноя. Там же живее сознавал и то, что у меня есть сильное влечение к отшельничеству, к созерцательной жизни и к ученым занятиям» (л. 180 б или стр. 364). 10) Какие люди окружали меня в Киеве (лл. 180 б –256 б ); это – одна из самых интересных глав автобиографии преосвященного Порфирия; здесь приведено много интересных сведений о многих лицах высшего круга тогдашнего киевского общества и между прочим о генерал-губернаторах А.П. Безик и князе А.М. Дундукове-Корсакове, киевском губернаторе Катакази, помощнике попечителя киевского учебного округа генерал-майоре Новикове и А.Н. Муравьеве, о котором отзывается весьма неблагосклонно. Больше половины этой главы посвящено митрополиту Арсению и несколько страниц его преемнику митрополиту Филофею; автор при этом делает сравнение между ними. Сведения о первом весьма интересны. Наконец здесь же рассказывается о столкновении преосвященного с киевской администрацией по случаю однодневной переписи г. Киева 2-го марта 1874 г. 11) 63 Случайности в моей жизни и мои заметки о погоде в Киеве (лл. 257–266), – где между прочим о. Порфирий рассказывает, что в 1872 г. ездил в Кострому на родину на один месяц, «с 12-го июня ради отдыха от трудов епархиальных и ученых, ради укрепления своего здоровья путешествием и бездельем и с тайным намерением приискать (себе) там теплое местечко для покоя» (л. 258 или стр. 519). На обороте последнего листа записок написано только ½ страницы, где было начало следующей за сим главы, – 12) Моя переписка с учеными, с университетами и обществами и мои ученые труды, а через несколько строк записано в виде рубрики: «I. Моя переписка (было: сношения) с немцами», но потом все это зачеркнуто карандашом, а на поле листа отмечено карандашом же: «Это будет помещено в особой монографии, начатой в 184½ году». За этим следуют три белых листа, после которых начинаются «Приложения к книге бытия моего с 1865 по 1878 год». Эти приложения составляют целый сборник писем официальных и частных лиц и нескольких статей. В свою очередь и эти приложения подразделяются на следующие отделы: «1) Письменные поздравления меня с саном архиерейским 1865 г.» от К.К. Львова и Е.К. Львовой, священника дворцовой церкви в Ораниенбауме Г. Любимова, протоиерея Мих. Павловского, архим. Иннокентия (настоятеля Железноборовского монастыря), проф. П. Казанского , свящ. 3. Соколовского, еписк. енисейского и красноярского Никодима, еписк. новомиргородского Софрония и краткая записка о. Порфирия к обер-прокурору Св. синода А.П. Ахматову.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Епископ херсонский и одесский Никанор Епископ новомиргородский Николай Многоуважаемый отец протоиерей Петр Алексеевич! Покорнейше прошу принять мое искреннейшее поздравление вас с совершившимся двадцатипятилетием существования с таким блестящим успехом редактируемого вами журнала. В высшей степени приятно было узнать о том, что многочисленные читатели и почитатели Православного Обозрения решились торжественно выразить вам свои чувства признательности и многолетнее духовное удовольствие и назидание, которым они обязаны вашей неутомимой энергии и искусству в трудном деле редакции самостоятельного духовного журнала. К сожалению, состояние моего здоровья не позволяет мне принять личного участия в вашем празднике и воспользоваться вашим любезным приглашением, за которое приношу вам мою благодарность. С истинным уважением и преданностью имею честь быть вашим покорнейшим слугой, В. Кудрявцев 3 Глубокоуважаемый Петр Алексеевич! Позвольте мне принести вам искреннее и душевное поздравление с двадцатипятилетием существования Православного Обозрения и выразить надежду, что Господь сподобит вас еще, многие и многие, лета руководить этим изданием, которое создано вами, и которое, под вашим христианским и просвещенным руководительством, занимало в течении четверти столетия столь честно выдающееся место в нашей духовной литературе. Православному Обозрению принадлежит честь, что оно первое из всех журналов проложило у нас путь ко всестороннему, широкому и вместе с тем, искренне христианскому исследованию религиозных вопросов, исследованию, настолько же удаленному от узкой схоластической тенденциозности, как и от так называемого либерального рационализма. Повторяю душевное пожелание: да сохранит Господь еще на долго вашу христианскую и просвещенную деятельность на пользу Русской церкви. С чувством глубочайшего уважения и душевной преданности, ваш благодарный сотрудник и покорнейший слуга Ф. Тернер Досточтимый Петр Алексеевич! К великому моему прискорбию, я лишен сегодня удовольствия выразить лично сочувствие вашей деятельности, как редактора Православного Обозрения: по воскресеньям ко мне собираются студенты для дополнительных к курсу занятий и я не успел отменить собрания, назначенного на 17 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Я приобрел себе грека и французика». По-видимому, благодушно принял епископ Порфирий это откровенное признание нового своего начальника, отделавшись каламбуром: «Точно так. Я – грек, но не лукавый человек, я и французик, но не подбитый ветерком» 467 . И действительно, епископ Порфирий оказывал митрополиту Арсению несомненные услуги в переписке его с известным парижским священником Владимиром Гетте , с восточными патриархами и др. 468 Как бы там ни было, несомненно одно, что епископ Порфирий был «доволен своим назначением» 469 . «Бог вознаградил меня, – пишет епископ Порфирий своему товарищу по Академии, епископу новомиргородскому Софонию, приславшему братское и дружеское приветствие с назначением в Киев, – за труды мои и за терпение мое, смею сказать, не малое. Хвала и благодарение Ему, праведному и милостивому. Я весьма доволен своею судьбой. В душе моей царит спокойствие неба. Жизнь моя течет плавно, как течет тихий Днепр. Дело у меня есть. Науке служу, как могу» 470 . Тринадцатилетний период пребывания епископа Порфирия в Киеве в сане епископа чигиришского следует, по всей справедливости, признать самой плодотворнейшей порой «выставки христианского Востока по частям» 471 , так как к этому именно времени относится большая часть издания в свете его важнейших и многотомных трудов по изучению христианского Востока 472 . В это же время для него весьма гостеприимно открыл свои страницы и академический журнал «Труды Киевской духовной Академии». Отдавшись заветной мечте – видеть в печати свои научные труды, епископ Порфирий искренне желал в этой «тихой пристани» (так он называл Киев) постоять подольше, чтобы с удобством «разгрузиться», и не без тревог и опасений относится к слухам о перемещении его куда-либо в провинцию на самостоятельную кафедру. «Жизнь моя в Киеве течет, как Днепр, тихо, без бурь, без волнений. Одно только тревожит меня, – пишет он другу своему княгине Витгенштейн 7 августа 1868 года, – это – нежелательное перемещение куда бы то ни было. Право, не хочется двинуться с места после двадцатилетнего странствования по свету, во время которого я не по своей воле, садился на корабль едва ли не более 50 раз 473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Димитрий далек был от мысли, что церковное слово само по себе действенно, что оно приносит плоды, кто бы его ни сеял и где бы ни сеял. Он твердо был убежден, что действенность проповеднического слова вполне зависит от жизни проповедника. «Откуда, –спрашивает он, – в слове явится жизнь и сила, если нет их в самом сердце говорящего? Только сердце, благоухающее небесным помазанием от Святого, способно увлекать в воню мира своего души способные сочувствовать всему доброму и святому. Тогда только слово наше бывает живо и действенно, когда оно растворено солью благодати, живущей в душе нашей. Тогда только совет наш прилагается, как целительный бальзам к сердцу ближнего, когда дышит в нем дух истинной христианской любви, умеющей нелицемерно радоваться с радующимися и плакать с плачущими. Тогда только наставление наше бывает благотворно и приемлется сердцем, когда глубоко звучит оно убеждением собственного, напитанного благочестием нашего сердца. А грешнику Бог давно сказал: вскую ты поведавши оправдания моя, восприемлеши завет Мой усты твоими? " 7 Усвояя церковной проповеди значение божественного средства для совершения спасения людей на земле, преосвящ. Димитрий сам весьма усердно относился к проповедованию Слова Божия. Об этом свидетельствует громадное количество проповедей, оставшихся после него. Все ящики письменного стола Преосвященного, после его смерти, были найдены набитыми рукописями-проповедями. Г. Никитский обстоятельно изучил их, а также и все, что было при жизни Архипастыря напечатано в разных повременных изданиях, и значительно восполнил первое издание проповедей преосвящ. Димитрия, сделанное преосвящ. Иустином Новомиргородским в 1889–1890 году, выпустив второе издание их в пяти томах, заключающих в себе свыше 600 проповедей. Если принять во внимание, что некоторые проповеди преосвящ. Димитрий произносил по несколько раз при соответствующих случаях, а также и то, что, вероятно, не все произнесенное им было записано, то станет ясно, что проповедническая деятельность преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

В конце заседания Съезд миссионеров имел суждение о распределении ведения противосектантских бесед в г. Одессе по случаю наезда в город сектантов-адвентистов, причем постановил: в трех городских аудиториях 14, 15, 16, 17 и 18-го октября составом всех епархиальных, уездных и окружных миссионеров открыть ряд публичных собеседований в обличение сектантов-адвентистов на следующие темы и следующими лицами: о. Н.Зеленев проведет беседу об отмене субботы и почитании воскресного дня; о. И.Захарьев – о состоянии душ умерших и их бессмертии; о. Ф. Кирика – о втором пришествии Христа; о. В. Кульчицкий – о бессмертии души; прот. о. И. Недзельницкий – о втором пришествии Христа: о. В. Димара – о состоянии душ по смерти; о. архим. Гурий – об отмене субботы и почитания воскресного дня, о. Н. Бортовский – о втором пришествии Христа; М. А. Кальнев – о несостоятельности всего адвентистского учения с точки зрения слова Божия; И. В. Чиннов – об антихристе и признаках его пришествия. Протокол 3 Вечернее заседание того же 13-го числа В вечернем заседании собрания миссионеров только Херсонской епархии состоялось следующее распределение уездов и миссионерских округов между составом уездных и окружных миссионеров. 1 . Александровский уезд, Новомиргородский и Елисаветградский благочиннические округа ведает о. Ф. Кирика; 2 . Бобринецкий, Братолюбовский и Вознесенский округа – о. Александр Сербин; 3 . Ровенский и Новоархангельский округа – о. В. Кульчицкий, 4 . Весь Херсонский уезд – о. И. Захарьев; 5 . Одесский и Ананьевский уезды – уездный миссионер (вакансия); 6 . Тираспольский уезд – о. Н. Зеленев. По распределении округов, Съезд миссионеров Херсонской епархии обратил особое свое внимание на те приходы епархии, какие представляют из себя особенно зараженные пункты, опасные в миссионерском отношении, причем таковыми оказались следующие приходы: в Тираспольском уезде – Адриановский, Горьевский и Бузиновский; в Ананьевском – Гвоздавский, Новоселовский, Мостовской, Лидиевский, Голтянский и Завадовский; в Одесском – Коммисаровский, Златоустова Поля, Новопокровский (Сахарова), Раснопольский, Севериновский, Еремеевский и Троицкий; в Херсонском – Богоявленский, Балабановский, Ингульский, Гурьевский, Полтавский, Ново-одесский. Ново-Воронцовский, Ивановский (Воронцовка), Висунский, Музыкиных хуторов, Широковский, Новониколаевс κий и Николаевки 1-ой; в Елисаветградском – Кардашевский, Аннинский, Песчано-Бродский, Любомирский, Плетено-Ташлыкский, Софиевский, Глодосский, Скалевской, Пе- троостровский, Новоархангельский (Варваринской церкви), Арбузинский, Арнаутовский, Болгарский, Солоновский, Сербуловский, Устиновский, Коротякский, Кетрисановский, Обозновский, Федоровский, приходы Большой и Малой Виски и Буличевский; в Александрийском уезде: Оситняжский, Знаменский и Гуровский; города: Одесса, Николаев, Елисаветград, Новомиргород, Очаков, Березовка, Бобринец и Вознесенск. Протокол 4

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Точно очертить границы К. е. становится возможным с 20-х гг. XVIII в. К. е. делилась на округа (протопопии) во главе с протопопами, в составе протопопий могли выделяться наместничества во главе с наместниками. Четкого закрепления приходов за наместничествами не было, количество наместничеств также менялось. Первый известный список протопопий К. е. датируется 1722 г.- это ведомость, поданная архиеп. Варлаамом (Ванатовичем) в Синод. К. е. включала 20 протопопий: Старокиевскую (Верхнекиевскую), Киево-Подольскую (Нижнекиевскую), Козелецкую, Острицкую, Нежинскую, Борзнянскую, Конотопскую, Воронежскую, Глуховскую, Ивановскую, Ичнянскую, Прилуцкую, Пирятинскую, Лохвицкую, Лубенскую, Роменскую, Гадячскую, Опишнянскую, Миргородскую, Полтавскую. В указах архиеп. Варлаама, изданных в янв., февр., июне и нояб. 1723 г., упоминается также Кролевецкая протопопия, а под 26 апр. 1724 г.- Трипольская протопопия, при этом отсутствуют Острицкая и Ивановская протопопии. В нач. 30-х гг. XVIII в. в ведомостях о присяге имп. Анне Иоанновне в К. е. снова зафиксированы 20 протопопий (с учетом указанных изменений). В 40-х - 1-й пол. 50-х гг. XVIII в. насчитывалась 21 протопопия, в т. ч. 2 новые - Батуринская и Сорочинская, была ликвидирована Конотопская протопопия. До 70-х гг. XVIII в. менялись границы протопопий внутри К. е., переносились центры из одного города в другой, создавались новые протопопии путем повышения в статусе наместничеств. В 1757 г. Крыловская и Новомиргородская протопопии отошли Переяславско-Бориспольской епархии. В кон. 50-х гг. XVIII в. в К. е. действовали 22 протопопии: Старокиевская, Киево-Подольская, Трипольская, Козелецкая, Кролевецкая, Воронежская, Глуховская, Прилуцкая, Ичнянская, Лубенская, Пирятинская, Лохвицкая, Роменская, Миргородская, Сорочинская, Гадячская, Опишнянская, Полтавская, Кобелякская, Нежинская, Борзнянская, Конотопская. В 1768 г. в К. е. входило 23 протопопии (прибавилась Решетиловская) и Старокодакское наместничество. Периодически в епархии появлялись протопопии, существование к-рых было кратковременным. Так, в 1778 г. из Нежинской протопопии ненадолго выделилась Ивангородская протопопия.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

(Далее высказывает свои семейные обстоятельства). В глуби Восточной Сибири, в городе Красноярске, вспомнил меня, преемник мой по одесской семинарии архимандрит Никодим, ныне епископ енисейский, и в письме своем ко мне, от 18 марта 1865 года, между прочим выразил, что, узнав о возведении и меня в сан епископа, он возрадовался и со слезой на очах возблагодарил Бога. А викарий херсонской епархии преосвященный Софония, епископ новомиргородский, с которым я ел щи и кашу в петербургской духовной академии и с которым дружил, как сослуживец в ведомстве нашего министерства иностранных дел, в письме своем ко мне, от 30 августа 1866 года, приветствовал меня по-братски и по-дружески. Вот привет его. Преосвещеннейший Владыко, Милостивый архипастырь и возлюбленнейший о Господе друг и со-епископ! Вы не можете представить, как я радовался и благодарил Господа, впервые услышав, что Вы утверждены уже епископом, и куда же? – В Киев. О, думал я и говорил всем: это ему за терпение. Теперь снова обрадован я был вестью через моего регента, бывшего в Киеве и у Вашего Преосвященства на благословении, что Вы хоть и болели, но теперь здравствуете и памятуете того, который всегда душевно Вас любил и уважал. В благодарность Вашему Преосвященству за присланные мне разные брошюрки и я послал кое-что через общего нашего друга, Фаддея Семеновича, и прошу Ваше Преосвященство принять дружески то, чем я рад и богат. Что делать? Вы издали целые тома своих сочинений, а я довольствуюсь и маленькими статейками. Поют не одни соловьи, но и чижики и синицы. Далее писал о своем житье-бытье. Я ответил ему 22 марта 1867 года. Преосвященнейший Владыко, Возлюбленный о Господе брат и друг! Долго ожидал я Вашего приезда в Киев, и еще долее собирался отвечать на дружеское письмо Ваше от 30 августа прошлого года. Разные занятия, и особенно срочные, отвлекали меня от того стола, на котором я пишу письма к друзьям. Но наконец надоели они мне своей навязчивостью. Покидаю их и обращаюсь к Вашему Преосвященству, желая перемолвить с Вами несколько дружеских слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010