152) 6703. Всеволод, по свидетельству летописи 1195 году заложи град Переяславл (Залесский), но он был основан гораздо раньше и упоминается под 1173 годом. 153) Археографическая Комиссия исправила «часть всяческая страны» (Лавр., стр. 3). А оказалось, что «всяческые страны стоит уже в славянском текс Амартола. В Троицком пергаментном списке XV в. сгоревшем в 1812 году, в нашествие французов, вместо слова «всячьская» стояла Чанская. При исправлении Лаврентьевского списка следовало, по нашему мнению, вместо всяческой поставить Чанскую, как бывшую в древнейшем списке. Чанеты (Лазистан) Грузинская провинция примыкавшая к Черному морю с юга и юго-востока и населенная Чанами-отраслью картвельского племени (.. . ; . . . , . I, . 40–42). Итак, мы закинули сети и поймали 153 рыбы. За многими не гнались; при желании могли бы укать вдвое больше недостатков русской летописи. Знаем, что многим будет не особенно приятно указание такого длинного списка анахронизмов, но меня вызвали к этом и я, в целях обороны отечественной своей летописи, над которою стали издеваться, вынужден был взяться за изучение Повести Временных лет и определение ее настоящего достоинства. В виду всех указанных дефектов, можно ли такое произведения, как Повесть Временных лет, писанная малообразованным грамотеем, признавать за исторический источники?! В первой главе мы, между прочим, указали на то, что русские ученые мало очень интересуются историей грузинской церкви и разработкою ее богатых письменных сокровищ. Но чтобы не быть голословным приведем здесь судьбу одного грузинского ходатайства, иллюстрирующего отношение к данному вопросу академической корпорации и высшей иерархии. В начале 1900 года экзархат возбудил ходатайство пред св. Синодом об учреждении при С.Петербургской духовной академии самостоятельной кафедры по истории грузинской церкви. По постановлению комитета церковного музея духовенства грузинской епархии председатель его Е. К. обратился к членам Св. Синода, Обер Прокурору, его Товарищу, Ректорам духовных академий и ученым с письмом от 15 марта следующого содержания: «12 сентября будущего 1901 года исполнится столетие со дня присоединения православной Грузии к могущественной единоверной России Для должного чествования этого великого для нас, грузин, события, среди разных сословий Грузии и правительственных учреждений нашего края вырабатываются уже соответственные столь важному дню проекты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и в существовавшей до издания устава практик. В уставе, при перечислении преподаваемых в академиях наук (§ 100). наряду с историей церкви вселенской до разделение церквей историей церкви русской, поставляется еще история церкви «православно-восточной» (после разделения церквей) или «греко-восточной» (см.объяснит. записку к проекту устава). При распределении предметов академического курса между преподавателями (приложение к § 107) упоминаются однако преподаватели только, общей церковной истории и истории русской церкви. Очевидно лишь неимение особого преподавателя для истории греко-восточной церкви после разделения церквей заставляет ныне присоединять эту истории к общей церковно истории, несмотря на указанные выше неудобство такого совмещения. В прежнее время, до 1884 г., она имела особаго представителя, преподававшего вместе историю западной церкви, соединенную теперь с разбором западных исповеданы. Настоящее же положение, дела ставит ее даже в менее благоприятные условия, нежели в каких находится история инословного запада. в) Выделение в особый предмет византийской церковной истории является одним из необходимых условий успешного преподавания и разработки в Академии и церковной истории Грузии, На тесную связь изучения этой истории с византологией делается указание и в брошюре: «Назревший вопрос (ко дню присоединения Грузии к России), Тифлис 1900», приложенный к ходатайству комитета грузинского церковного музея об учреждении кафедры истории грузинской церкви. По словам брошюры, именно «честь русской византологии требует, чтобы ей принадлежала инициатива и руководящая роль в разработке и исследовании грузинских древностей», (стр.14). Но честь русской византологии, несомненно, peeler прежде всего введения самой византологи в академическое преподавание в качестве особой дисциплины; тогда только и можно будет говорить об инициативе и руководящей роли ее в исследовании грузинских древностей. г) Указанная выше постановка дела, помимо соответствия ее действительным потребностям академической науки, должна быть признана и единственно возможною ныне с точки зрения осуществимости ее на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для церковно-приходских школ православного Грузинского экзархата, в силу местных условий, существует особый «учебный план», утвержденный Святейшим Синодом 27 сентября 1885 года. Церковно-приходскими школами, как известно, называются начальные училища, открываемые православным духовенством при церквах; они могут быть одно классные и двуклассные. Школы эти имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской под кровом церкви православной и в духе всецелой преданности престолу и отечеству, а также сообщать первоначальные полезные знания. Они открываются приходскими священниками или, с их согласия, другими членами причта, на местные средства прихода, без пособия или с пособием от сельских и городских обществ, приходских попечительств и братств, земских и других общественных и частных учреждений и лиц, епархиального и высшего духовного начальства, а равно и казны. Курс учения в одно классных церковно-приходских школах Грузинского экзархата среди местного коренного населения вместо двухлетнего, общеустановленного «правилами о церковно-приходских школах», назначен трёхлетний; в русской же школе экзархата, как и в России – двухлетний, в двухклассной же независимо от национальности – четырехлетний. В круг учебных предметов, преподающихся в этих школах, входят: 1) Закон Божий (а именно изучение молитв, священная история с объяснением богослужения и краткий катехизис, 2) церковное пение, 3) чтение и письмо на родном языке, 4) русский язык для туземцев или церковно-славянский язык для русских, 5) начальные арифметические сведения. В школах же двухклассных преподаются, сверх сего, начальные сведения из истории церкви и отечества. Кроме того, в некоторых школах, где только позволяют средства и того требует экономический быт населения, имеются особые ремесленные отделения и рукодельные классы, равно открываются и воскресные школы для лиц, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно. Обучение в церковно-приходских школах производят местные священники или другие, по соглашению, члены причта, а равно особо назначаемые для того, с утверждения епархиального архиерея, учители и учительницы, под главным наблюдением приходского священника, при чем наставление в вере и преподавание Закона Божия относится к прямой обязанности священника. Впрочем, если в составе причта есть диакон, то преподавание этого предмета может быть предоставлено и ему, в особенных же случаях, с разрешения епархиального архиерея, преподавание Закона Божия может быть поручено членам клира или благонадежному учителю из лиц, не принадлежащих к составу клира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос этот передан Синодом на обсуждение особой комиссии, составленной из профессоров указанной академии и некоторых других лиц и, как слышно, близится разрешением к концу в желательном для церковно-исторической науки смысле. О всей важности изучения этих манускриптов и пользе, какую они принесут науке при тщательном, конечно, изучении их, не может быть и речи. Достаточно сказать то, что драгоценные эти сокровища даже при поверхностном рассмотрении поражают читателя разнообразным своим характером: тут встречаются сочинения догматические, экзегетические, противо-еретические, апокрифические, апологетические и т.д., не говоря уже о сочинениях светского характера. Из сочинений этих дошли до нас и такие, кои известны христианскому миру в небольших лишь отрывках, например, Жизнь Баграта Понтийского, – обширное жизнеописание, заключающее в себе древнюю историю острова Сицилии и язычества на нем и друг. Между переводными рукописями музея есть и такие сочинения, оригиналы которых не дошли до нас и считаются утраченными. Важность и значение этих сокровищ усугубляются тем обстоятельством, что многие из них относятся к глубокой древности и ведут свое начало с V и VI веков нашей эры. Поэтому вполне справедливы слова помянутых выше епископов в их докладной записке, поданной высокопреосвященнейшему Флавиану, экзарху Грузии, что «изучение грузинских письменных, архитектурных и других церковных памятников кроме того, что обогатит русскую церковно-богословскую литературу новыми данными, прольет также яркий свет на многие темные, не вполне еще понятные стороны из жизни православной вселенской и русской церкви». Возобновление древних церквей и монастырей и сооружение новых Довольно печальную картину представляла из себя многострадальная Грузия ко времени присоединения её к единоверной, православной России, когда святые храмы этой священной страны, монастыри и другие обители» служившие живыми свидетелями процветания среди грузин православия и былого их величия, были обезображены дерзновенною и беспощадною рукою врагов Великого, Божественного Страдальца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Независимо сего, помянутым выше решением Синода постановлено было, что если кто из епархиальных архиереев и монастырских настоятелей своим старанием и попечением, не касаясь епархиального и монастырского имущества, разведет вновь сады, устроит мельницы и другие заведения на пустопорожних епархиальных и монастырских землях, и тем доставит новые доходы, то таковые архиереи и настоятели во время управления их теми епархиями и монастырями имели право пользоваться, сверх положенного жалованья, половиною и из вновь приобретенных доходов, в случае же выбытия их в другие епархии и монастыри, Конторе Святейшего Синода за таковые их труды и попечения предоставлялось делать из тех доходов единовременное награждение по своему усмотрению, после чего доходы эти поступали уже сполна в общую массу. Тем же синодальным решением положено производить духовным и светским чинам жалованье серебром в следующем размере: 1) экзарху Грузинскому и Имеретинскому прежнее 5000 руб., 2) архиепископу Телавскому и Грузино-кавказскому 3000 руб., 3) архиерею Сигнахскому и Кизикскому, до выбытия состоявшего тогда на этой кафедре, прежнее 2500 руб., а будущим после него 2000 руб., 4) епископу Горийскому, викарию Грузинскому 1500 руб. В Синодальной конторе: 1) прокурору 1000 руб., 2) трем стряпчим по 250 руб. каждому, 3) двум секретарям по 400 руб. каждому, 4) двум столоначальникам по 200 руб., 5) двум переводчикам по 300 руб., двум писцам по 150 руб., 6) на канцелярские расходы 500 руб. А всего по Синодальной Конторе в смету расходов предназначалось отпускать ежегодно по 4350 руб. Открытие Грузино-имеретинской Святейшего Правительствующего Синода Конторы, в силу означенного выше именного Высочайшего указа, от 30 августа 1814 года, состоялось в Тифлисе 8 мая 1815 года, как это усматривается из доклада Синодальной Конторы Св. Синоду и рапорта первого прокурора оной Конторы, надворного советника Чиляева генералу Ртищеву за 33 50 . Накануне означенного открытия в Тифлисском Сионском кафедральном соборе совершено было всенощное бдение, а в самый день открытия там же литургия, совершенная членом Святейшего Синода, митрополитом Мцхетским, Тифлисским и Карталинским, экзархом Грузии и Имеретии, высокопреосвященным Варлаамом, произнесшим по поводу этого события слово. По окончании Божественной литургии отслужено было благодарственное молебствие о здравии Государя Императора Александра Павловича и всего царствующего Дома Его, в сослужении с преосвященными архиепископами – Досифеем Телавским и Грузино-Кавказским и Стефаном, бывшим Ниноцминдским и Руставским и с прочим городским духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По мнению некоторой части духовенства, лучшим способом к желательному разрешению этого вопроса, это – перевести драму на деньги, но с тем, чтобы они собирались с крестьян полицейскими властями и сдавались в казначейство, а отсюда выдавались бы духовенству в назначенные сроки. Если вместо определенного с крестьян по штатному положению 1818 года сбора продуктами, т.е. пшеницею, ячменем, вином, курицею и т.п., взыскивать с каждого крестьянского дыма, примерно, по три рубля в год, то духовенство, наверно, хотя и пострадает материально, но за то выиграет морально в смысле установления добропорядочных отношений с прихожанами. Помимо всего этого прекратится раз навсегда неприятное и обременительное для всех священников хождение по приходским дымам с чанахами (мера) и мешками в руках для сбора руги или, что одно и тоже, драмы. В виду всего этого, нельзя не пожелать скорейшего разрешения сего наболевшего вопроса комиссией из священников, служащих и служивших в сельских приходах, более или менее основательно знакомых с обстоятельствами настоящего дела. Экспроприация церковных имений в Грузии Вопрос о передаче в казенное ведение грузинских церковных имений решен высочайше утвержденным 27 сентября и 1843 года журналом бывшего кавказского комитета об устройстве Закавказского края. Выработка оснований и подробности передачи предоставлена была духовному и гражданскому начальствам, по взаимному их соглашению. Соглашение это, однако, длилось слишком 10 лет, вследствие явившихся многочисленных затруднений по приведению в точную известность передаваемых в казну казенных имений и о ежегодной доходности и приблизительной оценке их. В Бозе почивший Государь император Николай I, уважив многократные представления главного духовного и гражданского начальств за Кавказом о том, что управление здесь духовенством недвижимыми имениями и населяющими оные крестьянами отвлекает это духовенство от прямых и священнейших его обязанностей и не соответствует общему в империи порядку, признал за благо освободить его от столь несвойственного ему бремени и, вполне вознаградив за получаемые с имений доходы, тем самым дать ему возможность всецело посвящать себя исполнению пастырского долга. Вследствие сего указом Святейшему Правительствующему Синоду, данным 5 ноября 1852 года, повелено было недвижимые населенные и ненаселенные церковные имения в Грузии передать в казенное управление, оставив в духовном ведомстве, кроме зданий, занимаемых учреждениями и лицами сего ведомства, разные статьи и угодья, назначенные в надел архиерейским домам и монастырям и поименованные в особом списке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Школы грамоты, правила о коих выработаны училищным при Святейшем Синоде советом и рассмотрены министрами – народного просвещения, военным и внутренних дел, стали вводиться с 1891 года, после высочайшего утверждения положения о них 4 мая того же года. Хотя духовенство, с чувством глубокого благоговения вняв Всемилостивейшему царскому слову, выражавшему надежду, что «духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле» (в открытии церковно-приходских школ) в течение шестилетия, с 1884 по 1891 год, открыло и поддерживало около девяти тысяч школ церковных в местах наиболее населенных, но все же школы эти своим количеством не в состоянии были удовлетворить нужде в обучении всего сельского населения. В небольших поселках и малолюдных деревнях школы эти, при всей своей, сравнительно с другими начальными народными училищами, дешевизне, даже при бесплатном труде церковных причтов, часто не по силам малочисленному населению. В виду именно этого и явилась необходимость открывать в таковых поселках, по большей части удаленных от приходских храмов, школы грамоты, предоставленные высочайше утвержденными 13 июня 1884 года правилами исключительному попечению и заведыванию приходского духовенства. Школы грамоты, как показывает самое название их, суть школы начального обучения; они открываются в приходах городских и сельских, а также и при монастырях, при чем ответственность за православно-церковное направление в них всецело возлагается на приходского священника. В школах грамоты обучают священники, диаконы и другие члены причта, а также светские учителя, избираемые из лиц православного исповедания, благочестивой жизни и знакомых с предметами начального обучения. В состав программы этих школ входят следующие предметы: Закон Божий (молитвы, краткая священная история Ветхого и Нового завета и краткий катехизис), церковное пение с голоса, чтение и письмо на русском и родном языке, начальное счисление. Особенное внимание со стороны приходского священника обращается на церковно-воспитательную сторону школ грамоты, как то: благоговейное чтение молитв в школе, посещение учащимися храма Божия в воскресные и праздничные дни, внеклассное чтение книг и брошюр религиозно-нравственного и назидательного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Виновником учреждения этого рассадника духовного просвещения является приснопамятный, в Бозе почивающий епископ Гавриил, правивший слово истины в Имеретинской епархии почти 35 лет. Прибыв в Имеретию в 1860 году, молодой в то время, но высокопросвещенный и проницательный архипастырь, при частых разъездах своих по епархии в духе апостольской простоты, к великому прискорбию своему, не мог не видеть, что паства его, зараженная различными суевериями и предрассудками, в религиозном отношении стоит далеко на незавидной степени развития. Не мог не видеть почивший архипастырь и того, что причиною столь печального состояния народа являлась, главным образом, необразованность самих пастырей церкви, за редкими лишь исключениями. Относя низкий уровень религиозно-нравственного развития священников и других священно-церковно-служителей преимущественно к отсутствию в западной Грузии своей особой семинарии, преосвященный Гавриил еще в 1872 году возбудил пред высшим духовным начальством ходатайство об открытии в городе Кутаисе этого учебного заведения, дабы в оное могли беспрепятственно поступать воспитанники училищ – кутаисского, мингрельского и озургетского. Горя сильнейшим желанием осуществить задуманное дело, он долго и убежденно доказывал, что Тифлисская духовная семинария не могла, да и не может дать достаточного количества кандидатов священства для западной Грузии. «Бедность духовенства сей части Грузии, – писал архипастырь, – настолько велика, что из учеников, ежегодно оканчивающих курс в трех духовных училищах (выше помянутых), едва третья часть поступает в Тифлисскую семинарию, да и из этого числа только половина доканчивает свое образование, прочие же, пробившись кое-как года два-три, возвращаются домой. Независимо от сего, климат восточной Грузии – сухой, континентальный, разрушительно действует на организмы юношей, привыкших к влажному, морскому климату западной Грузии. От этого происходит то, что ученики духовных училищ западной Грузии, в большинстве, не выдерживают климата Тифлиса, постоянно болеют, а некоторые и умирают.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

до 23 тысяч рублей, имевшихся свободными в грузинском церковном казначействе. Тогда же была сформирована и администрация завода во главе с смотрителем, диаконом Булгаревичем, которому, согласно предложению прокурора Конторы г. Андреева, назначено было жалованье по 300 рублей в год, при готовой квартире в здании Конторы. Свечной завод помещался во дворе Синодальной Конторы, в здании, которое при грузинских царях служило монетным двором, балаган же для беления воска, по отсутствию тут свободного места был устроен в ограде кукийской Александро-Невской церкви. Для продажи свечей церквам, равно и частным лицам при Сионском кафедральном соборе построена была лавка, обошедшаяся Синодальной Конторе по смете строительного отделения при Тифлисском губернском правлении в 1320 рублей. Таким образом, порядок откупной продажи восковых свечей был уничтожен навсегда, и Контора начала снабжать церкви Грузинской, Имеретинской и Владикавказской епархий, а также церкви армейские, католические и армянские уже своими собственными свечами. Что касается покупки воска, то Контора находила для себя более удобным и выгодным приобретать его не хозяйственным или экономическим путем, а подрядным способом, для чего и вызывала подрядчиков на торги через печатание в официальном отделе газеты «Кавказ» надлежащих кондиций. При покупке воска обращалось внимание главным образом на то, чтобы воск был чисто пчелиный и не содержал в себе различных примесей, в особенности же стеарина, сала и тому подобных жиристых веществ, как несоответствующих назначению церковной свечи: быт чистою и приятною жертвою Святейшему Существу – Богу. В ведении Конторы завод находился до 1882 года. Затем, так как на основании высочайше утвержденного постановления главного присутствия по улучшению быта православного духовенства, учреждение и заведывание свечными заводами предоставлено епархиальной власти, то по предложению приснопамятного экзарха Грузии Иоанникия, от 16 октября 1878 года, 227 завод со всеми материалами и инвентарем был передан духовенству указанной епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Контора получает от епархиальных архиереев (грузинского экзархата) все вообще отчеты по епархиям о доходах и расходах с имений и отдает также в оброк или на откуп разные статьи, духовному ведомству принадлежащие, по узаконенному для сего порядку; по делам же, требующим разрешения, представляет Святейшему Синоду с мнениями 55 . Контора собирает ведомости о разных по епархиям предметах составляемые и в свое время доставляет оные Святейшему Синоду 56 . Затем, в виду неизвестности Святейшему Синоду кандидатов, способных к епархиальному управлению в Грузии, предоставлено экзарху вместе с Конторою избирать достойных и представлять Святейшему Синоду 57 , а указом Святейшего Синода 20 января 1865 г. вменено было в обязанность Грузино-имеретинской Синодальной Конторе, в видах скорейшего замещения архиерейских в Грузии вакансий и устранение излишней переписки, представлять Святейшему Синоду вместе с донесением об открывшейся вакансии и списки достойных для замещения кандидатов 58 . Поверка отчетности Грузино-имеретинских церковных доходов и расходов производится Конторою по особо составленным для сего правилам 59 . Грузино-имеретинской Синодальной Конторе предоставлено решать на основании Слова Божия, правил св. Отцов и действующих узаконений, между прочим, и брачные дела: 1) о расторжении браков по прелюбодеянию кого либо из супругов, 2) в случае побегов и самовольных отлучек, 3) о посягнувших женах в отсутствие мужей за других и о возвращении их прежним мужьям, 4) о принужденных браках, 5) о вступивших в брак по несовершеннолетию, а также в запрещенных степенях духовного и плотского родства; по всем сим случаям производятся дела следственным порядком, 6) о дозволении остающимся, после сосланных вечно на поселение, мужьям и женам вступать в другие браки, но по сношению для удостоверения с теми присутственными местами, по приговору коих виновные сосланы на поселение. Если кто из подсудимых по таковым делам, по объявлении им конторских решений, будет оными не доволен, то по принятии от таковых апелляционных отзывов с пошлинами дела в подлинном своем виде представляются на рассмотрение Святейшего Синода 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010