Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИОН III (II) Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание) Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 10.11.1855, сел. Квемо-Никози Горийского у. Тифлисской губ. (по др. источникам, сел. Млеты (ныне Млета) Душетского у. Тифлисской губ.; Тифлис) - ночь с 26 на 27.06.1918, мон-рь Марткопи, Грузинская Демократическая Республика), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918), автор научных трудов по истории и духовной лит-ре Грузии и ГПЦ. Ввиду того что имя католикоса Картли Кириона I (ок. 599-614/6) долгое время не было включено в официальные списки предстоятелей ГПЦ, католикос Картли Кирион II (ок. 678-683) до нач. XXI в. был известен как Кирион I, К.- как Кирион II. Жизнь Род. в семье потомственного свящ. Иеронима Садзаглишвили, служившего в Млета-Ананури, горном регионе Картли (Вост. Грузия). Предки К. были известны своей проповеднической деятельностью среди кавказских горцев. Так, прапрадед К. свящ. Виссарион был миссионером среди ингушей, дидойцев и кистов ( Натроев. 1898. С. 15); прадед К. свящ. Гавриил как миссионер среди горцев и осетин упомянут в истории ГПЦ, изданной Синодом РПЦ (История Груз. иерархии. 1826. С. 85); отец К. проповедовал среди мтиульцев. По словам К., его предки более 200 лет «служили святому алтарю» ( Натроев. 1898. С. 8). Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в. Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в. Согласно общепринятому мнению, К. род. в сел. Квемо-Никози; по мнению нек-рых ученых - в Млетах, где в то время служил его отец. X. Кокрашвили на основе автобиографических записей К. (ЦГИАГ. Ф. Кириона II (Садзаглишвили)) установил, что он род. в Тифлисе ( Кокрашвили.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

епископ Кирион (Садзаглишвили) §II Два внутренние противоречия в жизни России, XVI века. – Грузия – зашиитница. св. мест и угнетенных христиан Востока; ее громадные жертвы. – Значение XVI–XVII веков в истории Грузии и России. – Ослабление Грузии вследствие ее раздробления и непрёрывной борьбы с магометанством. – Факторы культурного влияния Иверии: место пострижения преп. Антония Печерского; славянский и русский алфавиты; церковнославянское и русское народное пение; иконопись; памятники церковно-богословской литературы; языческие игрища и праздники на Руси-Купалы, Ярилы, Костробунки, Коляды; Грузинская (халдейские) слова в русском языке»; происхождение украинских суффиксов: ск и ко. В первой главе мы указали, что к концу XVI века едва могли объединиться северо-восточные уделы Руси под главенством Москвы. Когда же закончился процесс объединения северо-восточных уделов, то и тогда Москва не могла претендовать на высокую роль заместительницы Византии на Востоке, ибо она в это врёмя (XVI в.) переживала двухсторонний кризис. В основании московского государственного и общественного порядка заложены были два внутренних противоречия: политическое и социальное, которые разрешились в опричнине и смутах за московский престол 150 . Цари русские далеко еще не разрешили двух задач: ни национальной, ни географической. А в начале XVII века потеряли многое из того, что раньше захватили. Были отброшены от Днепра и Финского берега, потеряли земли северную и смоленскую, что и было утверждено Столбовыми и Деулинскими договорами 1617 и 1618 годов. В это время претендент на московский престол, королевич польский Владислав, с громадной армией стоял под Москвой и Варшавским сеймом 1618 года ему был назначен годичный срок для окончания этой войны. 27 августа Москва присягнула Владиславу и бояре позволили гетману Жолкевскому занять своими войсками московские крепости. Россия вся была поглощена внутренними делами и о защите св. мест Востока она не могла даже и подумать, пока не совершился в русской политической жизни бурный перелом, известный в истории под именем смутного времени и пока она не была преобразована гением Петра первого, повернувшего Россию лицом к Западу. Петру Великому завещаны были три задачи внешней деятельности, которые выразились в трех очередных вопросах внешней политики: Черноморском, Юго-Западном и Балтийском. Петр, желая прорубить окно в Европу, покинул первые два вопроса, обратил все свои усилия на разрешение третьего и был поглощен этим вопросами исторические данные и единогласные свидетельства современников неоспоримо подтверждают, что и до падения Царьграда и после него грузины и их венценосцы были главными защитниками христианского Востока и его святынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

епископ Кирион (Садзаглишвили) §V Кривотолки проф. В. В. Болотова о грузинской летописи Картлис Цховреба. Разбор его отзыва. Ученый первого ранга .в роли начетчика. Долг платежом красен. Некоторые дефекты русской летописи временных лет для ее характеристики. Ходатайство, епископов Грузинского Экзархата и церковного музея духовенства Грузинской Епархии пред Святейшим Синодом об учреждении при С.Петербургской духовной академии самостоятельной кафедры по истории грузинской церкви. Отзывы двух комиссий по этому вопросу и заключение Совета Академии. Мнете проф. Н. Я.Марра о том, что сохранившееся на грузинском языке толкование Ипполита на книгу «Песнь Песней» сделано с армянского Отзывы об этом немецких ученых. Неосновательность мнения Н. Я. Марра по несомненным грузинским данным. Мы выше уже указали на значение и высокий авторитет нашей отечественной летописи Картлис Цховреба, в настоящей же дополнительной главе обратим, по выражению агиолога Георгия Мтацминдели 759 , парус своего слова на отзыв известного, церковного Историка проф. С.Петербургской духовной академии В. В. Болотова (1854– 1900) о грузинской летописи Картлис Цховреба, высказанный им в рецензии о кандидатском сочинении С.Петербургского академического питомца г. Гамрекелова: «Древнейшая История церкви в Грузии (от IV в. до прибытие Сирских святых 760 , который, по мнению Н. Н. Голубинского, открывает широкие перспективы 761 . Я не коснулся бы субъективного отзыва проф. Болотова о грузинской летописи, если бы не был связан словом. На седьмом заседании II Отдела Высочайше учрежденного Присутствия при Святейшем Синоде: я высказал следующее: «я преклоняюсь пред ученым авторитетом проф. Болотова, но не пред его суждениями по грузинской истории. Он не авторитет в вопросах грузинской церковной Истории и в этой области находится он под влиянием взгляда г. Патканова на грузинскую летопись... О компетентности суждений проф. В. В. Болотова касательно грузинской летописи я выскажусь печатно 762 . Я, исполняю свое слово и подвергаю рассмотрению по порядку все более или менее замечательные пункты отзыва г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

епископ Кирион (Садзаглишвили) Параграф 1 2 3 4 5     Предисловие В начале 1902 года я был перемещен в Каменец-Подольскую епархию на Балтскую викариатскую кафедру и на новом месте своего служения стал изучать русскую историю по первоисточникам, с которыми нас Мало познакомили в духовно-учебных заведениях. Мне были доставлены моим сотоварищем по Киевской академии В. И. Корниенко из библиотеки местной духовной семинарии многочисленные списки русских летописей разной печати, между которыми были издания даже XVIII века (1767 г.). Я приступил к их изучению, не имея определенных руководительных указаний и не зная, какой из вариантов заслуживал больше доверия. Приходилось читать все подряд. Много нужно было употребить труда, чтобы осилить эти источники. В самом начале я был приятно поражен новым открытием. Чем больше я углублялся в эти летописи, тем сильнее слагалось у меня убеждение, что «Повесть временных лет» как принято называть древнейшую русскую летопись, есть неудачный сколок с обширной грузинской летописи Картлис Цховреба. Продолжая сличение грузинской летописи с русской, я отмечал параллельная места. При дальнейших своих занятиях я почувствовал необходимость перечитать по возможности всю литературу о русской летописи, т. е. все, что было написано ценного касательно указанного предмета, начиная с знаменитого ученого академика Зигфрида Байера (1694–1738) до современного глубокого исследователя русской летописи академика А. А. Шахматова, выпустившего в конце истекающего года капитальный свой труд под заглавием: «Разыскания о древнейших русских летописных сводах». С этого собственно и следовало начать изучение русской летописи, если бы автор предлагаемого труда начал свои занятия при благоприятных условиях. Но ни Каменец-Подольск, ни Херсон, ни Орел, ни Сухум, ни Ковно, куда меня перемещали, не представляли из себя научно-литературного центра. Только с перемещением меня в Куряжский монастырь, не далеко от г. Харькова, я получил возможность пользоваться довольно богатой университетской библиотекой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

епископ Кирион (Садзаглишвили) Предисловие Предлагаемое сочинение есть первый опыт изложения краткой истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие, опыт тем более трудный, что он составлен почти исключительно на основании не разобранных и не изученных еще архивных документов, из которых извлеченные нами сведения впервые делаются достоянием печати. При написании его имелось в виду, по возможности, обнять все более или менее выдающиеся проявления религиозной жизни нашей церкви за целое столетие, со дня присоединения Грузинского царства к единоверной Российской Империи (с 12 сентября 1801 года по 12 сентября 1901 года). Желание выпустить книгу ко дню юбилея заставило нас значительно сократить некоторые отделы её. В ней читатель заметит отсутствие вопроса о бывших грузинских монастырях вне Грузии и об их имениях, но этот важный вопрос мы опустили намеренно, так как рассмотрению оного специально посвящается особая книга, которая скоро выйдет в печати. Надеемся, что настоящее наше сочинение, в виду отсутствия в русской литературе подобного труда, послужит не бесполезным пособием при изучении истории многострадальной Иверской церкви за истекшее XIX столетие, находящейся ныне под благопопечительною заботливостью православной России. г. Тифлис. 1901 г. Сентября 22 дня. Введение I. Церковно-политические сношения Грузии с единоверной Россией Всматриваясь в историю развития сношений православной Грузии с единоверною Россией, мы видим, что сношения эти завязываются в глубокой древности, проходя длинною, лишь изредка прерывающеюся нитью ряд столетий и затрагивая собою целую цепь поколений. По словам русской летописи, еще в XII веке князь Изяслав Мстиславич (в 1154 году) женился на царской дочери из Обез, под каковым именем обыкновенно разумеют дочь грузинского царя Димитрия I (1125–1154). Правнучка его, знаменитая царица Тамара (1184–1212), по совету грузинского духовенства и знатнейших придворных вельмож, выходит замуж за русского князя Георгия, сына Андрея Боголюбского. С XIII века до второй половины XVI века, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МРЕВЛИШВИЛИ [Мревлов; груз. ] Андреа Георгиевич (1822, с. Икалто Телавского у. Грузинской губ.- 5.09.1889, Кутаис, ныне Кутаиси, Грузия), музыкант и педагог, собиратель груз. церковных и народных напевов. М. одним из первых записал груз. церковные песнопения в 5-линейной нотации. Певч. искусству М. обучался у отца, свящ. Георгия Мревлишвили (род. в 1762), известного в Кахетии знатока церковных песнопений и народных песен, к-рый скончался, когда М. и его старший брат Эгнате (впосл. протоиерей) еще были детьми. Братья при поддержке матери Анны получили образование в Тифлисской ДС (М. учился в 1839-1843). С 1839 г. в Тифлисской ДС по решению Синода ввели преподавание груз. песнопений наряду с церковнославянскими ( Е. К. [Кирион III(II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх]. Краткий очерк истории Груз. Церкви и экзархата. Тифлис, 1901. С. 185). По окончании семинарии М. много лет вел плодотворную педагогическую деятельность (в разное время преподавал математику, историю, русский язык и церковное пение): с сент. 1843 г.- в Телавском ДУ, в 1843-1844 гг.- в Тифлисской приходской школе, в 1844-1850 гг.- в Душетском уездном уч-ще, в 1850-1854 гг.- в Ахалцихском уездном уч-ще. С 1854 г. М. преподавал в открытом им начальном уч-ще в Раче; 18 авг. 1856 г. он был назначен руководителем этого учебного заведения. С 1857 г. в течение 25 лет он работал смотрителем и педагогом в Кутаисском 2-классном начальном уч-ще и параллельно преподавал в жен. уч-ще им. св. Нины. В годы его работы в Кутаисском уч-ще это заведение стали называть «классом Мревлова». В 80-х гг. XIX в. М. продолжил работу в Кутаисской классической гимназии. Ученики вспоминали о нем как о спокойном, добром педагоге, неустанно заботившемся об успехах своих учеников. Писатель Д. С. Клдиашвили, бывш. ученик Кутаисского начального уч-ща, в мемуарах упоминает М. как на редкость «сладкого» и «любящего» учителя. Современники вспоминали М. как прекрасного знатока церковных песнопений. В Кутаисской гимназии он создал хор певчих, к-рым сам руководил. Хор исполнял как груз. песнопения, так и произведения рус. композиторов - Д. С. Бортнянского , прот. П. И. Турчанинова и др. Его неоднократно награждали за успешное преподавание церковного пения.

http://pravenc.ru/text/2564264.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР [Груз. ] (Джорджадзе Нодар (?), 1782, с. Сабуэ, Кахети - 3.12. 1851, Тифлис), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви . Род. в великокняжеской семье. В послужном списке Н. как год его рождения указан 1782-й, на надгробной плите, сделанной значительно позже кончины и содержащей, очевидно, ошибочные сведения,- 1775-й. Считается, что в миру Н. носил имя Нодар: в приписке к груз. рукописи XVIII в. Деяния святых апостолов указано: «Нодар - это архимандрит Никифор». Кроме того, имя Нодар часто давали мальчикам рода Джорджадзе, из-за чего представителей этой семьи часто называли Нодаришвили (Описание груз. рукописей. 1951. Т. 2. С. 116). Н. получил фундаментальное светское и духовное образование. В 1796 г. мальчика отдали на воспитание в муж. мон-рь Бодбе в Кизики, где он изучал древнегрузинское письмо и лит-ру, Свящ. Писание, церковное пение и устав. В 1800 г. Бодбийско-Сигнахский митр. Иоанн (Макашвили) в том же мон-ре постриг его в монахи и рукоположил во диакона. В скором времени Н. стал личным архидиаконом митр. Иоанна ( Иоселиани. 1978. С. 207). Он участвовал в отпевании последнего царя Картли-Кахети Георгия XII († 28 дек. 1800), к-рое совершили католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний II (Багратиони) и архиереи Грузинской Православной Церкви ( И. Сл. 1851. С. 1). В 1806 г. митр. Иоанн рукоположил Н. во иерея, в том же году католикос-патриарх Антоний II возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем муж. мон-ря Хирса во имя первомч. Стефана. После упразднения автокефалии Грузинской Церкви и включения ее в юрисдикцию РПЦ в качестве Грузинского Экзархата (1811) Н. остался настоятелем Хирсы и в 1812 г. был награжден бронзовым крестом. Н. удалось восстановить мон-рь, находившийся в упадке и запущении: он лично принимал участие в работах по обновлению обители, пожертвовал мон-рю ценную церковную утварь, перестроил разрушенные кельи, возобновил права мон-ря на его земли. В 1825 г. в управление Н. отдали также мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в с. Вакири (Сигнахский у., Кахети) (НА Грузии. Ф. 488. Оп. 1. Д. 3837. Л. 37; Кирион II (III) (Садзаглишвили). 1998. С. 34).

http://pravenc.ru/text/2565490.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Гальковский Павел Михайлович; 9.01.1864, мест. Усвят Велижского у. Витебской губ.- 28.11. 1937; по другим сведениям, 19.10. 1945), митр. Ивановский. Сын диакона, в детстве осиротел. После учебы в Витебском ДУ поступил в 1879 г. в Витебскую ДС, которую окончил в 1885 г. 17 июня того же года рукоположен во диакона. Служил псаломщиком в Никольской ц. с. Езерища Городокского у. Витебской губ. В 1886 г. переведен на должность псаломщика в Иоанно-Богословскую ц. Витебска, также был назначен учителем местной церковноприходской школы. 30 авг. 1888 г. рукоположен во иерея к Покровской ц. с. Мехового Городокского у. 1 окт. того же года назначен на должность священника Тадулинского в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря Полоцко-Витебской епархии. С 1890 г. (по др. сведениям, с 1891) помимо пастырского служения был законоучителем и делопроизводителем Тадулинского жен. 2-классного училища в дер. Слобода Витебского у. В 1896 г. овдовел. С 1898 г. являлся членом Витебской духовной консистории (до 1917). В 1900 г. назначен священником Рождественской ц. Витебска и законоучителем местной церковноприходской школы. В 1905 г. переведен в витебскую Воскресенскую, что на Заручевье, церковь. Был также законоучителем церковноприходской школы, председателем приходских попечительств о богадельне для престарелых женщин и о муж. богадельне-приюте им. Иоанна Кронштадтского (с 1909). С 1910 г. являлся членом совета и ревизионной комиссии Витебского Свято-Владимирского епархиального братства. В 1913 г. стал одним из учредителей Витебского русского народного потребительского об-ва, деятельность к-рого была связана со строительством народного дома со школой, книжной лавкой, чайной, кинозалом для просмотра фильмов духовного содержания. В 1914 г. возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем витебского Покровского кафедрального собора. В том же году устроил в своем доме частное одноклассное уч-ще для глухонемых детей. Был активным членом (впосл. председателем) губ. отдела правомонархического «Союза русского народа». По нек-рым сведениям, вышел из него в 1916 г. по настоянию Полоцкого и Витебского еп. сщмч. Кириона (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх Грузинской Православной Церкви Кирион III(II) ). В июне 1917 г. стал одним из сооснователей Братского союза пресвитеров Полоцко-Витебской епархии.

http://pravenc.ru/text/2578481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Храм Баграта. 1003 г. Фотография. 2012 г. [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (янв. 1927). Одна из главных епархий ГПЦ; митрополит Кутаисско-Гаенатский занимает 1-е место среди др. архиереев в Синоде ГПЦ. Кафедрой К.-Г. е. в разное время были храмы Кутаиси: собор во имя св. равноап. кн. Александра Невского (с 1919 - во имя царя Грузии св. Давида IV Строителя (Агмашенебели), разрушен в 1923), собор в честь Успения Пресв. Богородицы - т. н. Баграта храм (1923-1924), ц. во имя св. Архангелов в комплексе Мцване Квавила (груз.- Зеленый цветок), ц. во имя апостолов Петра и Павла (с 1947). С 2011 г. кафедральным собором епархии является храм Баграта. Образование епархии и ее территория После восстановления автокефалии ГПЦ (март 1917) был созван I Поместный Собор ГПЦ (сент. 1917), на к-ром был избран глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) , а также решены вопросы устройства Церкви. В числе 13 новых епархий, восстановленных в пределах территорий древних епархий, были Кутаисская и Гаенатская епархии. Ввиду недостаточной численности епископата нек-рые архиереи окормляли по 2 епархии. Так, митр. Кутаисский Антоний (Гиоргадзе) возглавил Гаенатскую епархию и неофициально именовался Кутаисско-Гаенатским. 17 сент. 1917 г. на Соборе было принято «Положение об управлении Грузинской Церковью», установлены границы новых епархий. В юрисдикцию Кутаисской епархии вошли приходы Н. Имерети (территории древних Кутаисской и Хонской епархий; Кутаисский у., ниже р. Цкалцители), кафедрой и резиденцией митр. Кутаисского стал г. Кутаиси. В состав Гаенатской епархии вошли земли В. Имерети (территория древней Гаенатской епархии; Шорапанский у., регион Окриба, выше р. Цкалцители) с кафедрой в мон-ре Гелати и резиденцией в г. Зестафони ( Анания (Джапаридзе). 2003. Т. 1. С. 342). В принятом на церковном Соборе ГПЦ 21-27 янв. 1927 г. новом «Положении об управлении Грузинской Церковью» эти епархии были объединены в К.-Г. е. с приходами в Н. Имерети и Окриба (территории Кутаисского у.) и кафедрой и резиденцией митрополита в Кутаиси (Там же. С. 369).

http://pravenc.ru/text/2462343.html

епископ Кирион (Садзаглишвили) §III Значение летописи для истории, – Русской Временник, попытки к его изданию и современное состояние вопроса о главных его иноземных источниках.– Разноречивость мнений русских ученых, историков и славяноведов о составе и достоинстве русских летописей. – Скептицизм и догматизм в русской историографии – Оффициально-служебный характер ее в XVIII век. – Патриотический панигиризм и благонамеренность в деле научного исследования русских летописей. – Выводы из мнений ученых касательно Повести временных лет. – Отсутствие в византийской письменности настоящего образца для начальной летописи. В предыдущих главах мы изобразили в кратких чертах культурную деятельность Грузии, как в древнейшем языческом периоде, так и в христианском, при чем указали на выдающуюся роль грузин в истории христианства на Востоке и духовнопросветительную миссию их монастырей для славян вообще и Руси в особенности 307 . В виду того, что, по нашему мнению, влияние Иберийцев на народную жизнь русских было громадное и что оно сказалось, между прочим, и на древнейшей их летописи, то мы считаем нужны предпослать здесь краткий обзор вопроса об источниках, так называемой, «Повести временных лет». Основным и самым важным письменным первоисточником истории, на котором зиждется научная историческая критика, есть летописи. Русские летописи сохранились в большом количестве списков XV-XVIII веков. Самый древний список (неполная, так называемая, первая Новгородская летопись) относят некоторые к XIII веку 308  но без достаточного основания. Начальная летопись отдельно до сих пор не найдена; в наиболее древнем и лучшем ее виде она помещена в Лаврентьевском списке 1377 года, но историк Д. И. Иловайский об этом списке говорит, что он относится, с натяжками, к концу XIV века, ибо нет доказательств, чтобы Лаврентьевский свод дошёл до нас в рукописи самого Лаврентия 309 . За Лаврентьевским списком историком Карамзиным признана репутация лучшего списка, каковая репутация упрочилась за ним в церковно-исторической науке и мы пользуемся этим списком по изданию Археографической комиссии 1872 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010