Святитель Кирилл Александрийский Жизнь Св. Кирилл является одной из крупнейших фигур в истории Церкви, блестящим богословом и иерархом, которому принадлежит главная заслуга в преодолении ереси Нестория, подготовке и проведении Ефесского Собора 431 г. (III Вселенского). Христологические формулировки св. Кирилла легли в основу догматических вероопределений этого Собора, однако впоследствии их использовали Диоскор и монофизиты, отвергшие Халкидонский Собор 451 г. (IV Вселенский). Учение св. Кирилла стало «знамением пререкаемым», а его незаурядная личность – предметом многовековых споров, возобновлявшихся с новой силой в разные эпохи. Св. Кирилл был племянником Феофила Александрийского. Он родился в Александрии и получил блестящее классическое и богословское образование. Согласно преп. Исидору Пелусиоту , св. Кирилл некоторое время жил вместе с монахами в пустыне близ Пелусиона (Письмо 1, 25). К 403 г. Кирилл уже был диаконом; в этом качестве он сопровождал своего дядю в Константинополь, где принимал участие в Соборе «Под дубом», осудившем св. Иоанна Златоуста . Неприязнь к Златоусту осталась у него надолго: в 417 г., когда Константинопольский архиепископ Аттик восстановил имя св. Иоанна в диптихах, Кирилл, тогда уже архиепископ Александрийский, решительно осудил его поступок, сказав, что не считает возможным причислить к числу иереев «отпавшего от священства мирянина Иоанна» (Никифор Каллист. Церк. ист. 14, 28). Однако в 418 г. он внял совету своего друга преп. Исидора Целусиота и вписал имя Иоанна Златоуста в александрийские диптихи, а на Ефесском Соборе 431 г. ссылался на его сочинения. После смерти Феофила главным кандидатом на Александрийскую кафедру был архидиакон Тимофей. Однако народ предпочел ему племянника почившего, и 12 октября 412 г. св. Кирилл стал архиепископом египетской столицы. Избрание Кирилла не было случайностью. В IV-V вв. в Александрийской Церкви власть почти регулярно передавалась от дяди к племяннику: после св. Афанасия архиепископом стал его племянник Петр, который был дядей Феофила; последнему наследовал его племянник Кирилл, который, в свою очередь, был дядей следующего епископа – Диоскора. К моменту интронизации Кирилла между Александрией и Константинополем существовало давнее противостояние: в свое время Петр Александрийский боролся против св. Григория Богослова и рукоположил Максима-циника на его место; Феофил боролся со св. Иоанном Златоустом и добился его низложения; впоследствии Кирилл добьется низложения Константинопольского патриарха Нестория, а Диоскор на «разбойничьем соборе» 449 г. низложит Константинопольского Флавиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 ноября 2012 года Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили ночную Божественную литургию в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме 15 ноября 2012 г. 01:00 Патриарх Кирилл посетил Святую землю 9-14 ноября состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в пределы Иерусалимского Патриархата 9 ноября Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Иерусалим. В аэропорту " Бен-Гурион " в беседе с представителями СМИ Предстоятель Русской Церкви отметил, что посещает Святую Землю впервые после избрания на Патриарший престол. " В соответствии с существующей традицией я посещаю глав Поместных Православных Церквей и с радостью ступаю на Святую Землю, чтобы встретиться с Блаженнейшим Патриархом Феофилом, совершить богослужение в святом граде Иерусалиме в Храме Гроба Господня, посетить Русскую духовную миссию, Горненский монастырь, Вифлеем, Назарет, Тиверию, поклониться святым местам " , - сказал Святейший Патриарх. Затем он направился в Старый город, к Иерусалимской Патриархии, где состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом. Предстоятели в сопровождении иерархов и духовенства обеих Поместных Церквей проследовали к Храму Воскресения Христова, где поклонились Камню помазания и Гробу Господню. В Кафоликоне (соборном храме Иерусалимской Церкви) Святейший Патриарх Кирилл возглавил благодарственный молебен. После приветствия Блаженнейшего Патриарха Феофила, обращенного к Предстоятелю Русской Церкви, Святейший Патриарх Кирилл в ответном слове выразил радость от посещения великой святыни христианского мира и возможности помолиться в тех местах, где " Бог воплотившийся совершал Свой крестный подвиг за грехи всего мира, где Он был погребен плотию, но не прекратил Своего искупительного дела, душой сойдя во ад и выводя оттуда его узников, где Он воскрес силою Своего Божества и привел в трепет охранявших Его стражников " . Патриарх Кирилл особо подчеркнул, что сегодня особую важность приобретают молитвы о мире на Святой Земле. " Наше особое моление — о мире для Иерусалима и всего Востока, переживающего ныне непростые времена, чтобы на месте великой победы Христовой воцарился мир и согласие между людьми " , - сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

Храм Христа Спасителя ЦВ 8 (453) апрель 2011 /  3 мая 2011 г. 14:14 Служение Патриарха Кирилла с 17 апреля по 25 апреля Вечером 18 апреля, в канун Великого вторника, Святейший Патриарх Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь Москвы, где принял участие в богослужении, состоявшемся в соборном храме обители. На великом повечерии Предстоятель читал канон Триоди, а на утрене — Евангелие. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл вручил игуменский посох игумении Афанасии (Грошевой). 19 апреля, в Великий вторник, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве. Во внимание к пастырским трудам и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи Предстоятель Русской Церкви возвел ряд клириков города Москвы в сан протоиерея. Во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх наградил настоятельницу Зачатьевского женского монастыря игумению Иулианию (Каледу) орденом святой преподобной Евфросинии Московской III степени. Вечером 19 апреля, в канун Великой среды, Святейший Патриарх Кирилл посетил Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве. Предстоятель Русской Церкви принял участие в вечернем богослужении в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» монастырского собора Спаса Нерукотворного Образа. На утрене Великой среды Святейший Патриарх Кирилл читал Евангелие. По окончании утрени Святейший Патриарх Кирилл вручил игуменский жезл наместнику Заиконоспасского монастыря игумену Петру (Афанасьеву), а также удостоил его права ношения креста с украшениями. 20 апреля, в Великую среду, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. На малом входе Предстоятель Русской Церкви за усердное служение Церкви Христовой, пастырское душепопечительство и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи удостоил богослужебных наград ряд клириков столицы и ставропигиальных монастырей.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Кирилл III, митрополит Киевский и всея Руси Был игуменом одного из южных монастырей. В 1242 (1243) году избран на Киевскую митрополию. Около 1246–1247 года рукоположен в Никее патриархом Константинопольским Мануилом II в митрополита Киевского. Митрополит Кирилл принял управление Русской Церковью после разрушения Киева ханом Батыем. Страшную картину представляла тогда Русская земля. Храмы и монастыри были разорены, священники избиты и отведены в неволю, тысячи русских людей погибли от меча неприятельского. Погибли и епископы Митрофан Владимирский и Симеон Переяславский, пропал без вести сам митрополит Киевский Иосиф. Это было тяжелое время не только на Руси, но и для Греции. Константинополем завладели латиняне, так что патриарх Константинопольский вынужден был удалиться в Никею. Римский папа, пользуясь тяжелым положением русских князей, делал попытки склонить некоторых из них в латинство. Ввиду всеобщей разрухи вновь избранный митрополит только спустя несколько лет после избрания смог получить посвящение на митрополию от патриарха Константинопольского. По возвращении из Никеи митрополит Кирилл объехал северные епархии – Чернигов, Владимир, Рязань, Новгород. Везде его встречали с великой радостью. Но постоянного места жительства у него не было. Киев лежал в развалинах. Уцелевшие жители его разбежались, в основном переселились на север. И митрополит Кирилл поселился в новой столице – Владимире-на-Клязьме, который давно уже возвысился над Киевом. Официально кафедра не была перенесена туда, и первосвятители продолжали именоваться Киевскими и всея Руси. Митрополит Кирилл чаще всего жил во Владимире, по временам совершая продолжительные путешествия то по южным, то по северным епархиям. Он стремился «во время многолетнего своего святительства водворить мир между враждующими, оберечь вверенное ему стадо от римского влияния», – пишет о нем М. В. Толстой . Своим вмешательством он удерживал новгородцев от междоусобной борьбы со своим князем. Он пользовался уважением даже среди язычников-татар. Хан Менгу-Темир прислал ему ярлык, по которому церковные имения и духовенство освобождались от дани. «Кто их веру похулит, – сказано в ярлыке, – или будет над нею ругаться, тот ничем не извинится и умрет злою смертью».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополиты Киевские и всея Руси Митрополит Кирилл III После нашествия монголов митрополит был поставлен не из Греков, а из природных Русских. Объяснение этому мы находим в предположении, что Греки поступились своими правами, ибо, получив страшные вести об ужасах, творящихся в нашем отечестве, никто из Греков не пожелал занять кафедру русской митрополии, несмотря на ее привлекательность. Дело замещения митрополичьей кафедры взял на себя, незадолго пред нашествием Монголов завладевший Киевом, вел. князь галичский, Даниил Романович, который избрал достойным кандидатом некоего Кирилла. Кто был Кирилл, остается неизвестным. Предположительно – он был из игуменов какого-нибудь монастыря. Не прежде, как устроив свои отношения с Монголами, вел. кн. послал Кирилла в Грецию к патриарху для посвящения. Кирилл отправился к патриарху в Никею, где он имел тогда пребывание, и возвратился от него на Русь поставленным митрополитом не позднее 1249 года. Посвященный патриархом, Кирилл был признан и стал митрополитом всей Руси. Прежде всего митрополит Кирилл замечателен тем, что он управлял русскою церковью более продолжительное время, чем кто-нибудь из его предшественников. Возвратившись с проставления в 1248-м году, или в 1249-м году, он жил и оставался на кафедре до конца 1281 года. Следовательно, правил церковью в продолжение 30 с лишком лет. Выдающуюся особенность правления митр. Кирилла против его домонгольских предшественников составляет то, что он не пребывал постоянно в Киеве на своей кафедре, но оставлял свою митрополичью столицу на более или менее продолжительное время. С половины XII в., со времени Андрея Боголюбского, когда явилось и быстро возвысилось Суздальско-Владимирское княжение, Киев постепенно начал падать в смысле политическом. Сначала великие князья его должны были уступить первенствующее место вновь явившимся великим князьям, потом со степени великих князей они низошли на степень простых князей и, наконец, перед самым нашествием Монголов древняя столица Руси лишилась и каких бы то ни было князей: захваченный в 1238 году галическим великим князем Даниилом Романовичем Киев присоединен был ко второму, вновь явившемуся, великому княжению в качестве пригорода и получил себе в наместника великокняжеского боярина. Нашествие Монголов должно было решительным образом содействовать тому, чтобы митр. Кирилл перестал постоянно жить в Киеве и начал часто и надолго оставлять его, для пребывания то при одном, то при другом великом князе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Святейший Патриарх Кирилл ЦВ 23 (420) декабрь 2009 /  10 декабря 2009 г. Служение Патриарха Кирилла 24 ноября - 8 декабря 2009 24 ноября состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Чрезвычайным и Полномочным Послом Великобритании в России Энн Прингл. Во встрече приняли участие второй секретарь Посольства Великобритании в России Ян Фру, заместитель председателя ОВЦС МП иеромонах Филипп (Рябых), и.о. секретаря ОВЦС МП по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарев. 25 ноября в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря и организации празднования 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого в 2015 году. На заседании был принят за основу проект Положения о Попечительском совете. Почетным председателем Попечительского совета избран Святейший Патриарх Кирилл, председателем Попечительского совета — губернатор Московской области Б.В. Громов, заместителем председателя — наместник Иосифо-Волоцкого монастыря игумен Сергий (Воронков). 27 ноября в Троицком соборе Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Кирилла (Покровского) во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии и чин наречения архимандрита Климента (Родайкина) во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии (см. с. 7). 29 ноября, в день памяти святого апостола и евангелиста Матфея, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Кирилла (Покровского) во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии (см. с. 7). По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил заупокойную литию по жертвам теракта на «Невском экспрессе». 1 декабря в Колонном зале Дома союзов в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в открытии III Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

ЦВ 8 (429) апрель 2010 /  29 апреля 2010 г. Святейший Патриарх Кирилл посетил уральские епархии 16 апреля Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в аэропорт г. Екатеринбурга «Кольцово». После короткой беседы с журналистами Святейший Патриарх Кирилл направился в монастырь святых Новомучеников и исповедников Российских, расположенный вблизи г. Алапаевска. У поклонного креста, установленного на месте гибели преподобномучениц великой княгини Елисаветы, инокини Варвары и князей дома Романовых, Предстоятель совершил молебен. Затем Святейший Патриарх посетил главный монастырский храм в честь Новомучеников и исповедников Российских, где обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Святейший Патриарх, в частности, сказал: «Сейчас наш народ, отталкиваясь от страшного опыта жизни без Бога, пытается по-новому устроить свою жизнь. И потому возводятся храмы по всему лицу земли нашей. Не по приказу сверху, не по чьей-то команде — храмы возводятся в ответ на веру людей. Мы хотим стать иными, и потому обращаемся с молитвой к Богу... Мы хотим быть народом, в котором бы в полной мере действовал Дух Христов. Верю, что по молитвам новомучеников и исповедников Российских это совершится». В тот же день Святейший Патриарх Кирилл прибыл в г. Верхнюю Пышму и посетил завод «Уралэлектромедь». В одном из цехов состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с коллективом завода. Выступая перед рабочими, Святейший Патриарх сообщил о награждении коллектива завода орденом преподобного Серафима Саровского (III степени). Утром 17 апреля Патриарх Кирилл посетил монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма близ Екатеринбурга. Предстоятель ознакомился с архитектурным комп-лексом монастыря и посетил главный храм в честь святых Царственных страстотерпцев. У поклонного креста, воздвигнутого над шахтой, куда цареубийцы сбросили тела убитых, Святейший Патриарх совершил молебен ко святым Царственным страстотерпцам. После посещения монастыря Патриарх Кирилл совершил закладку храма в честь иконы Божией Матери «Феодоровская», Екатеринбургской духовой семинарии и духовно-просветительского центра, строительство которых планируется в урочище Ганина Яма.

http://e-vestnik.ru/church/svyatejshij_p...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл выступил на III Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе России 22 января 2015 г. 17:23 22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. В фойе здания Госдумы Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк; председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион ; председатель  Синодального отдела религиозного образования и катехизации   митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . Святейший Патриарх Кирилл и С.Е. Нарышкин прошли в Гербовый зал, где состоялось подписание  протокола о сотрудничестве  между ассоциацией «Российское историческое общество» и  Патриаршим советом по культуре . Глава Госдумы, председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин и председатель Патриаршего совета по культуре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставили подписи под документом. Российское историческое общество и Патриарший совет по культуре будут развивать сотрудничество в целях объединения усилий для повышения образовательного и культурного уровня россиян, укрепления духовно-нравственных основ общества, широкого распространения исторических знания, сохранения исторического наследия и памятников культуры. После подписания документа С.Е. Нарышкин обратился к Святейшему Патриарху и ко всем присутствующим на церемонии: «Ваше Святейшество, уважаемые коллеги и друзья! Российское историческое общество нацелено на сохранение и защиту исторической памяти нашего народа. С начала своей деятельности в 2012 году оно плодотворно взаимодействует с Русской Православной Церковью, где всегда находит поддержку своим инициативам и проектам. Я хотел бы особо отметить взаимодействие с Патриаршим советом по культуре в деле подготовки проектов, посвященных 400-летию избрания на царство Михаила Романова, столетию Первой мировой войны, 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/3962042.ht...

9 лет; потом, уважаемый братиею за подвижническую жизнь, он был удостоен иерейства, а по возведении св. Феодора на святительскую кафедру, в 1390 году, назначен архимандритом обители. Кирилл архимандрит не изменил образа жизни, и в свободное время выходил на работу вместе с послушниками; но посещения богатых и знатных людей смущали смиренный дух подвижника. Он не долго оставался настоятелем и перешел подвизаться на старое Симоново. И здесь шум города беспокоил любителя безмолвия. Чудное видение указало ему место предназначенное для пустынной жизни и он, вместе с другом своим, преп. Ферапонтом удалился в Белозеркий край. Там взошли они на гору Мауру и преп. Кирилл узнал прекрасную местность, указанную ему в видении; он пал с усердною молитвою пред иконою Богородицы, которую принес с собою, поставил деревянный крест; подле креста пустынники выкопали себе землянку. Вскоре Ферапонт ушел далее за 15 верст от Кирилла и поселился между двумя озерами Пашским и Бородавским, на красивом высоком месте, а преп. Кирилл более года подвизался в своей землянке, не видаясь ни с кем, кроме двух крестьян, которые приносили ему сухой хлеб. После того пришли из Симонова два инока, любимые Кириллом, а вслед за ними стали приходить многие. Преп. Кирилл увидел, что настал конец безмолвному его уединению; в 1397 году он построил храм в честь Успения Богородицы. Господь наградил угодника Своего даром прозорливости и чудотворения: преп. Кирилл узнавал помыслы приходивших к нему, исцелял больных, умножал молитвою запасы монастырские, щедро раздавая хлеб нищим во время голода, укротил бурю на озере осенением животворящего креста (Мои Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 209). Ум. 9 июня 1427 года на 90 году своей жизни. В 1643 году боярин Федор Иванович Шереметев соорудил великолепную раку над мощами великого чудотворца Кирилла, лежащими и доселе не открыто, а в недрах земли, под спудом, между Успенским собором и пристроенною к нему с северной стороны Кирилловскою церковью. Пожертвованная Шереметевым рака сделана из кипарисных досок, обложенных со всех сторон осмью позолоченными клеймами, представляет собою прекрасный образец древнего Русского искусства. Вся рака, заключающая в себе 3 1/2 пуда серебра, обошлась Шереметеву, по тогдашней цене в 1673 рубля (Подробное описание раки в книге г. Барсукова «Род Шереметевых» III, стр. 261–263). В обители сохранились памятники

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010