Толковательные описания были направлены на выявление глубинного, образносимволического содержания архитектуры или живописи. Они как бы переносили на эти виды искусства методы экзегезы словесного текста. В религиозной живописи, например, Николай Месарит склонен был видеть два слоя-феноменальный (буквальное, как правило, экспрессивно-натуралистическое изображение) и ноуменальный-усмотренный умом в картине духовный смысл. В светской живописи авторы описаний часто видели аллегории исторических событий или душевных переживаний (Евматий Макремволит, Никита Хониат ). Дескриптивный тип описаний способствовал сохранению в византийской эстетике традиций античного (как греко-римского, так и ближневосточного) понимания искусства. Напротив, толковательные описания, находя мощную опору в общей теории христианского символизма, стали одной из главных форм выражения собственно средневековых представлений об искусстве и играли видную роль в византийской эстетике. С момента официального принятия христианства Древняя Русь регулярно получала из Византии произведения культового искусства, на Руси работали византийские мастера (строители, живописцы, иконописцы) и византийское духовенство, велась активная работа по переводу византийских богослужебных и святоотеческих книг. Основные произведения многих византийских мыслителей были известны уже в Киевской Руси. На них ориентировались и учились первые русские книжники Иларион, Нестор, Феодосий Печерский , Кирилл Туровский и др. Таким путем Русь усваивала или переосмысливала и многие эстетические взгляды и представления византийцев. И процесс этот продолжался, как мы увидим, вплоть до конца XVII в. Именно поэтому о византийском феномене в русской культуре не имеет права забывать исследователь любой сферы средневековой культуры, и, может быть, в первую очередь эстетики. Древняя Болгария Регулярное знакомство славян с византийской духовной культурой началось с середины IX в., когда Кирилл и Мефодий, разработав славянскую азбуку, перевели первые христианские богослужебные книги на старославянский язык. Они и легли в основу общеславянского фонда памятников средневековой культуры южных и восточных славян. Начал формироваться этот фонд в Древней Болгарии, занимавшей в период IXX вв огромную территорию на Балканах и в Юго-Восточной Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Церкви, каким, без сомнения, был Климент. Его преувеличенные выражения смирения имеют лишь чисто литературную ценность, поскольку вкраплены в самые язвительные и саркастические выпады. Мы можем рассматривать их только как образцы византийских методов церковных дискуссий. С другой стороны, если один из его экзегетических примеров представляет собой подлинный гимн во славу человека и его божественного разумного естества, то это – только отражение святоотеческого гуманизма величайшего расцвета, представленного творениями Григория Назианзина . При настоящем уровне наших знаний мы вынуждены отказаться от неразрешимой задачи воссоздания духовности Климента Смолятича и рассматривать его лишь как послушного выученика и подражателя византийского литературного стиля. В качестве представителя византийской религиозной мысли на русской почве следует обратиться к другому человеку, младшему современнику Климента Смолятича, Кириллу Туровскому . Кирилл Туровский Кирилл, живший в середине XII столетия, был епископом Турова, небольшого городка неподалеку от Киева. Личность его окутана неизвестностью. Несмотря на канонизацию, его биографии, т. е. жития, составлено не было, за исключением краткой заметки в «Прологе». Летописцы хранят о нем молчание. Это молчание также символично, подчеркивая вненациональный и вневременный характер его трудов. Мы знаем о нем только, что будучи отпрыском знатной и богатой семьи, он стал суровым аскетом, затворником, и что был призван из кельи своего «столпа» удельным князем и поставлен епископом. Он принял участие в церковных дискуссиях своего времени, написав несколько ныне утраченных посланий по церковным вопросам. Его труды воссоздают образ человека крайне далекого от жизни, даже от моральных жизненных проблем, человека, который полностью посвятил себя религиозному служению и религиозной мысли с ее догматическими и псевдодогматическими тайнами: он – единственный образец богословского призвания в Древней Руси. Вполне естественно, что на современников его облик человека не от мира сего произвел слабое впечатление. Тем не менее, они оценили его труды и относились к нему как самому безличностному из древнерусских писателей, как к толкователю Церковного Предания, стоящему в одном ряду с древними греческими святыми отцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Итак послание писано к известному Архимандриту Печерскому Василию, об избрании и поставлении которого повествует летопись киевская под 1182 г.-Кто писал это послание, – остается неизвестным до открытия других его списков с именем писателя. Но по приточному характеру послания, с вероятностью можно приписать его тому же Епископу Туровскому, св. Кириллу, который писал к Архимандриту Василию притчу «о белоризце». Подтверждением такой догадки могут служить некоторые выражения послания, встречающиеся в упомянутой притче «о белоризце», и в другой- " о человечестей души». Представим примеры. Хотя обе сии притчи составлены самим сочинителем, однако же он, предлагая в них учение Евангельское, не сомневается сказать, что берет их от Божественных писаний. В первой притче он говорит: «не мы сим повестем творци, но от Божественных вземлюще писаний» (Памятники XII в. стр. 125.). Приступая к изложению второй притчи, св. Кирилл говорит: «не буди нам особь (чит. о собе) подвигнути ненаказан язык, но от Божественных вземлюще писаний, с многою боязнию Евангельскых касаяся беседовати словес» (стр. 134). – Так и в послании, перед началом приточного наставления, сочинитель говорить: «аз же не о собе скажю ти о святей скиме, но от святых книг, паче же от самого Христа притчю извещю...» В пославии приводятся слова Псалма 75, 12., в переводе несколько отличном от нынешнего чтения, но близком к греческому тексту: «обещайтебося, рече, и воздадите». Так же читаются сии слова и в первой притче: «обещайтебося, рече, и воздадите славу Богу» (Памятники, стр. 121.) В послании сочинитель смиренно говорит: «моа словеса аки поучина сама ся деруть, не бо могуть к пользе слнути, не имущи влагы Святаго Духа». – Во второй притче св. Кирилл выражается о своем сочинении так: «мне в телесных вязящему похотех, невъзможно о духовных беседовати, не слагаетьбося грешнича словеса, не имуще влагы Святаго Духа» стр. 141. Предлагаемое послание к Архимандриту Василию, между прочим, любопытно в том отношении, что указывает нам в сем настоятеле киевопечерском строителя каменной ограды вокруг Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

всего же того горее есть гордость, и еже есть всему тому мати» 515 . Особенно же христианин должен отличаться милосердием. Всем несчастным и беспомощным он должен подавать помощь, утешение и отраду. Различие национальностей и вероисповеданий не должно останавливать его благотворительности. Прекрасные уроки этой добродетели давали почти все рассматриваемые нами писатели. Так, еп. Лука говорил: «Помните и милоуите странныя, и оубогыя, и темничникы, и своим сиротам милостиви боудете» 521 . Мономах писал своим детям: «первое, Бога деля и душа своея, страх имейте Божий, в сердци своём, и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру» 522 . «Такоже и Господь наш показал ны есть на врагы победу, 3-ми делы добрыми избыти его и победити его: покаяньем, слезами и милостынею...» 523 . «Всего же паче убогых не забывайте, но елико могуще по силе кормите, и придавайте сироте...» 524 . Митр. Кирилл I учил: «постящеся, нищим раздрабляйте хлеб свой; убогия милуйте; и нищих и немощних и на улицах лежащих и седяща присещайте; сущая же в темници и беде милуйте и утешайте; нагыя одевайте... правым же помогайте; грешныя милуйте; странныя в дом свой введите; вдовиц призирайте; в : бедах сущая избавляйте...» 525 . «Руце имей согбене на собрание злаго имения света сего, простерте же на подание убогим 526 . Чадо мое милое, алчного накорми, яко же ти повеле сам Господь, жадного напои, странного введи, больного посети, к темнице дойди и вижь беду их воздохни» 527 . Святый Феодосий писал князю Изяславу: «Милостыней же милуй, не токмо своея веры, нъ и чюжея. Аще ли видиши нага, ли голодна, ли зимою, ли бедою одьржима, аще ти будет, ли жидвин, ли сорочинин, ли болгарин, ли еретик, ли латинин, ли от поганых, – всякого помилуй и от беды избави, якоже можеши...» 528 . Замечательно объяснял значение дел милосердия св. Кирилл, еп. Туровский: «милостыню же беспрестани творите, та бо омывает вся прегрешения от нас и небесная врата отверзает, и ярость Божию на кротость, и на милость претворяет; милостыни бо без труда на небеси возводит, и с дерзновением у престола Божия поставляет...» 529 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Список обывателей Луцкого повета как присягавших, так и не явившихся к присяге, при сем прилагается. В этом списке упоминается и дворянин «Ян Бокий Зарецкий з Зареча» (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 9). Ещё оно – под именем села Зарецка, как имение пана Станислава Куберского – упоминается в акте от 1664 года 12 февраля в жалобе панов Юстина и Константина Гавсовичей-Шостаковских на этого пана Куберского о том, что когда у них пропал хлеб, и след привёл к имению Куберского, – в село Зарецк, то последний отказал в приказании своим крестьянам либо отвести след дальше, либо вознаградить за пропажу (Архив, ч. 6, т. 1, прил. стр. 55). 35 Село Караевичи – как имение дворянина Богуша – упоминается в акте от 1747 года 18 июня в допросах, отобранных польскою военною комиссией от десяти гайдамаков, арестованных польскими властями в различных местах; в числе этих гайдамаков упоминается Кирилл Савоньюченко с Караевич, что под Ровном, села пана Богуша (Архив, ч. 3, т. 3, стр. 376). 36 См. А. Сендульского – «М. Клевань Ровенского уезда» в Волынн. Еп. Вед. за 1880 г. 13–14, стр. 628–629. 37 Некоторые (Зубрицкий, а за ним и Сендульский А) полагают, что этот князь Василий был сыном не Коригайлы, а одного из князей Пинских или Туровских (быть может, Ростислава), древних владельцев Чарторыйска, ведших свой род от св. Владимира, великого князя Русского, и потому утверждают, что князья Чарторыйские, родоначальником коих был этот князь Василий, происходят не от Литовского князя Гедимина, а от Русских князей из дома св. Владимира. (Волын. Еп. Ведом за 1878 г., 19, стр. 724–727; «М. Чаргорыйск Луцк. у.» – ст. А. Сендульского). Мнение это заслуживает полного внимания и должно стать предметом самого всестороннего исторического исследования. 38 Он, находясь в Виленском иезуитском училище, напитался там духом папизма и скоро сделался самым ревностным католиком. Мать его, будучи вдовою, прежде чем отправить его в Виленскую школу, писала об этом своём намерении к князю Андрею Курбскому, известному тогда поборнику привославия и русской народности на Волыни, прося у него совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

А когда принесут сюда остатки от трапез богобоязненных людей, так немедленно прибегают служители Овчей купели, и не так жадно псы слизывали Лазаревы струпы, как они пожирают поданную мне милостыню. Нет у меня ничего, чтобы заплатить единственному человеку, который попечется обо мне, ибо скверно расточил я данное мне в рае богатство; украдено змеем в Эдеме одеяние моей чистоты, и лежу я здесь обнажен от Божьего покрова. Нет человека, кто бы, не гнушаясь, послужил мне! Еноха и Ильи нет на земле, взяты они на огненной колеснице и пребывают там, где Богу ведомо; Авраам с Иовом, недолго послужившие таким, как я, преставились к бесконечной жизни. Господи, нет человека, верного пред Богом! Боговидец и законодавец Моисей потом согрешил пред Богом и не вошел в обетованную землю; премудрый Соломон, три раза беседовавший с Богом, на старости лет воспротивился Богу и, прельстившись женщинами, погиб. Господи, нет человека, который бы положил меня в купель! Все удалились и не помогли, и никого нет, кто бы сотворил добро, нет ни единого; и не понимает этого никто из совершающих беззакония!» И услышав все это из уст расслабленного, добрый наш врач Господь Иисус Христос отвечал расслабленному; «Как можешь ты говорить, что нет человека! Я ради тебя стал человеком, – щедрый и милостивый, – не разорив обманом свой обет вочеловечения. Слышал ведь ты пророка, глаголющего, – что дитя родится, сын Вышнего, что дан он нам, что он болезни и недуги наши понесет. Ради тебя, оставив скипетры горнего царства, обхожу я дольних, служа им, – ибо пришел я не для того, чтобы мне служили, но – чтобы самому служить. Ради тебя, будучи бесплотным, облекся я плотию, чтобы исцелить душевные и телесные недуги каждого. Ради тебя, невидимый никому из ангельских сил, явился я людям, ибо не хочу оставить сотворенного по моему образу лежать во прахе, но хочу спасти его и привести в истинный разум. И ты говоришь; “Нет человека!” Я сделался человеком, чтоб человека сделать Богом! Ведь я сказал: “Богами станут все и сынами Всевышнего”.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Милость Божию и человеколюбие Господа нашего Исуса Христа, благодать же Святаго Духа, дарованую обильно человечьскому роду, сказаю вам, братие, добрии христолюбивии послушьници, чада церковная, сынове света и причастьници Царствия Не об. беснаго. Нъ не от своего сердца сия изношю словеса, – в души бо грешьне ни дело добро, ни слово пользьно ражаеться, – нъ творим повесть, въземлюще от святаго Еваньгелия, почтенаго нам ныня от Иоана Фелога, самовидьця Христовых чюдес. Глаголеть бо: В оно время мимоида Исус обрете человека слепа от рожества, и не преже помолися Ему слепець, ни въследуя просить прозрения, нъ по въпросе Своих си ученик дивьно чюдо творить, известо указая Себе благыми делы, яко то есть Бог. Приде ныня в Иерусалим и обрете человека слепа тако и от рожена. Того ради рече апостол: «мимоидый», миноваше бо уже ветъхый закон с требами козьих жьртв и с предании старьчьскых заповедий, не могый ицелити человечьскых недуг; ничтожо бо закон Моисеев съвьрьши, нъ всех предасть под грех . Сам же Творець твари и Законудавець приде обновит твари и спаст человека, якоже пророк о Немь глаголеть: Не ходатай, ни ангел, нъ Сам Господь спасе ны. Темь и к въпросу апостольскому глаголеть о слепьци: Ни сь съгреши, ни родителя его, нъ да ся явять дела Божия на немь. И си рек, плюну на землю и съмяте прах от плюновения. Вижь како показаеть Своего Божества исконьнаго дела образ: тако бо и в начало твари възьм персть от земля и створи человека. Сице и ныне помазав каломь слепьцю [добавление: очи ], посла его к купели Силуамьстей да умывъся прозрить, [добавление: и не токмо прозрит, ] нъ и сквьрну прадедьняго очистить греха, крещениемь же породивъся сын света будеть. Оле мудрость Божия и неиздреченьное человеколюбие! Кая душа не веселиться о милости Его, еюже ны възлюби и далече суща близь об. к Собе приведе, всего человека сдрава створив, раслаблена въстави, хромыя убыстри, прокаженыя очисти, слукыя исправи, глухыя и немыя добре слышаща и глаголивы створи, сухорукыя укрепи, бесы от человек прогнав и слепыя просвети! Нъ жидове на Благодателя гневають, июдеи ръпъщють на чюдотворца, израильтяне съвет творят на Спаса своего, сынове Ияковли погубити мыслять пришьдъшаго спасет всего мира, садукеи прозревъшаго на судище влекут, иродьяне съборище съвъкупляють: не верують бо человеку, яко тъ есть бывый преже слеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Мы не знаем, что было бы, если бы русские на Калке одолели татар; может быть в отдельных княжествах возникли бы научные центры, оригинальная литература могла бы дать пышный расцвет… Все это могло бы быть и не быть. Но несомненно то, что со времени нашествия татар процесс нашего развития надолго остановился. Мы оказались изолированными от остальной Европы. Под влиянием татар Русь в некоторых отношениях стала государством азиатским; да и в глазах западноевропейских народов мы были не столько европейцами, сколько азиатами. После татарского нашествия мы не видим уже таких замечательных произведений, какие были в до татарскую эпоху, каковы: Начальная летопись, Слово о полку Игореве; нет таких писателей, как, например, митр. Илларион, Кирилл Туровский . Исключением представляется Серапион Владимирский . Но его следует считать воспитавшимся на культуре до татарского периода. Из этого следует, что на Руси под игом татар просвещение пало. В 14 в. замечается усиление гражданской власти. Это произошло вследствие ослабления татарского ига. Московские собиратели земли, по образцу византийских императоров, стали считать себя охранителями и интересов церкви. На Владимирском соборе в 1274 году иерархи находили возможным пользоваться увещаниями; высшей карой от уклонения от уставов церкви было отлучение. Начиная же с 14 века отношение к проступкам против веры изменяется: гражданская власть берет на себя обязанность карать грех внешними мерами. Отметим, что с конца 14 века в русском народе начинает обнаруживаться религиозное брожение. Полагаем, что это произошло вследствие сложных причин, но в числе их не было древнее язычество. Монгольское иго понизило уровень народного развития; связь с Грецией слабела, скоро и совсем прекратилась, началось западное влияние чрез Новгород. Результатом всего этого и была ересь стригольников. Ересь стригольников появилась во Пскове в 1371 г. В 1375 году в Новгороде были казнены трое развратников веры: их бросили в воду 428 . В 1427 году секта стригольников подверглась разгрому: некоторых схватили и посадили в тюрьму, а другие разбежались 429 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодосий принужден был сделать это и написал ту молитву, которую доныне влагают в руку покойнику. С тех пор утвердился обычай класть такое письмо с умершими. Пр. Кирилл Туровский написал целый ряд молитв и несколько молебных канонов. 5. Отдел догматический Первым по времени догматическим сочинением является Слово «О Законе и благодати» митр. Илариона. Полное заглавие таково: «О законе Моисеем даннем, и благодати и истине, Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истина всю землю исполни и вера во вся языки простреся и до нашего языка Русскаго, и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещени быхом, и молитва к Богу от всея земли нашея». Сочинение митр. Илариона свидетельствует, что он был оратор не самоучка, а по-настоящему образованный в науке ораторства и знавший ее в совершенстве, чрезвычайно замечательно своими ораторскими достоинствами, оно есть, возможно, безукоризненное и блестящее ораторское произведете и в целом, и в частностях. Слово «О законе и благодати» скомпоновано так, что представляет из себя именно стройное целое, в котором все на своем месте и все соразмерно, и в котором ничто не валится вон, как случайно вставленное. Наделенный от природы отличным ораторским талантом и владея вполне научным умением ораторским, он в изложении является мастером самого высокого разбора. Между лучшими ораторами, принадлежа к избранейшим, Иларион обнаруживал полное чувство меры, нигде не доводит своего красноречия до излишества. Иларион учился по греческой риторике XI века, и ему следовало бы иметь все недостатки греческого ораторства, но силой природного ораторского таланта и внутреннего инстинкта, он возвысился над этими недостатками. Наши писатели из греков Из числа весьма многих Греков, живших в период домонгольский, писателей оказалось всего только пять, из них четыре митрополита, а пятый – монах. Первый наш митрополит Леон, или Лев. Он написал на греческом языке сочинение против латинян. Его послание – Льва митрополита Переяславского в России к Римлянам или Латинянам об опресноках.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

И здесь, основная тема у него та же, что и в других его поучениях: «миновал ветхий закон с приношением козлих жертв и преданиями древних заповедей, – закон бессильный, немогший исцелить человеческих недугов», и потому воистину велика «премудрость Божия и неизреченно Его человеколюбие», если теперь, через Христа, «Он возлюбил нас и, отдаленных чрез грех , приблизил к себе, даровав человечеству всецелое исцеление». Эту основную мысль св. Кирилл проводит в своем изложении Евангельского повествования о слепом, показывая по всей истории иудеев, с помощью блестящих ораторских приемов, как жестоки и неблагодарны были они к своим великим учителям и благодетелям прошлого, – как велико было их умственное и религиозно-нравственное ослепление, когда они отказались признать в лице Христа – Бога, истиного Спасителя и Искупителя человечества. Слово оканчивается похвалой слепцу, открыто и мужественно исповедавшему свою веру в Спасителя пред Ним самим и пред целым народом. Не предносилась ли при этом перед умственно­поэтическим взором красноречивого проповедника XII в. его родная земля, еще так сравнительно недавно, всецело, от начала своего бытия, подобно Евангельскому слепому, пребывавшая в ослеплении язычества и теперь отверстыми очами узревшая свет истины и спасения? И не служат ли также заключительныт слова его указанием на св. Владимира и первых просветителей Руси христианством и призывом следовать примеру их: «О крепкий Христов воин! говорит он. Ты был доблестным борцом против обмана, смелым обличителем лжи, непобедимым страстотерпцем, искусным поборником Сына Б., посрамителем беззаконных иудеев и проповедником истины, добрым и ранним последователем нового завета, первым поклонником Господа Бога и Спаса нашего И. Христа». Мы говорили выше (в вступит. стат. к поучен. Кирилла Т.), что мысль о христианском просвещении России должна была одушевлять его и может быть она-то и вызывала его на это постоянное сравнение и сопоставление «старого закона» и «нового» и давала ему силу смелой кистью оратора-художника рисовать яркие картины человеколюбия и милосердия Божия к миру.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010