Преподобный Кирилл Туровский Кирилл Туровский (1130–1182) – крупнейший проповедник и мыслитель Древней Руси, православный святой. В 1876 году в Петербурге вышла книга «Молитвенные возношения святого Отца нашего Кирилла, Епископа Туровского (литературный памятник XII века)». Как установили современные исследователи, издателем этой книги был Николай Лесков, в рассказе которого «На краю света», вышедшем в том же году отдельным изданием, приводится цитата из субботней молитвы Кирилла Туровского . «Люблю эту русскую молитву, – отмечает герой рассказа, – как она еще в двенадцатом веке вылилась у нашего Златоуста, Кирилла в Турове, которую он и нам завещал «не токмо за свои молитися, но и за чужие, и не за единые христианы, но и за иноверныя, да Быша ся обратили к Богу». Судя по всему, предисловие к изданию молитв Кирилла Туровского тоже принадлежало Николаю Лескову. В нем отмечалось: «Св. Кирилл родился в городе Турове (Минской губернии) от богатых и знатных родителей. В юности он отличался любовью к «Божественным писаниям». Пришедши в возраст, он поступил в монастырь, где «паче всех» потрудился Господу постом и бдением, а также написанием многих душеспасительных творений. За свое благочестие и духовную мудрость он в 1146 году был избран и поставлен в епископа Туровского. Заняв такое высокое поприще служения, св. Кирилл явился столь сильным проповедником, что заслужил от современных название «Русского Златоуста». После смерти, последовавшей в 1182 году, он причислен к лику святых Русской церкви за свои высокие добродетели. О литературных произведениях св. Кирилла жизнеописатель его замечает: «Многи послания князю Андрею (Боголюбскому) написа от Евангельских и пророческих указаний, а также многи слова на праздники Господни и на душеполезные словеса написа и церкви предаде». Издание Лескова, публикация молитв в казанском журнале «Православный собеседник» (1857, т. 2) и в «Истории Русской церкви» митрополита Макария (1857–1883) были единственными в течение столетия. « Кирилл Туровский , как гимнограф, еще ждет своего исследователя-специалиста», – отмечал в 1955 году крупнейший исследователь древнерусской литературы И.П. Еремин. В 2009 году в Москве вышла книга В.В. Колосова «Творения бл. Кирилла Туровского . Притчи, слова, молитвы. Исследования и тексты».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

И.Яковлев Скачать epub pdf Содержание Житие Святитель Кирилл и толкование Священного Писания Список использованной литературы     Одним из самых ярких представителей древнерусской литературы домонгольского периода является святитель Кирилл, епископ Туровский , живший в XII веке. Автор его жития называет его «другим златословесным учителем, в России паче всех возсиявшим, который святым и пресветлым учением своим просветил концы российския» с. 296]. Сохранилось большое число рукописей XIII-XVII веков, содержащих его произведения с. 218], что говорит о широком признании его творчества на протяжении последующих веков. Слова святителя Кирилла, уже вскоре после его преставления попадают в сборники проповедей «Торжественник» и «Златоуст», включающих в себя поучения самых почитаемых отцов Церкви, и читаются с амвона в соответствующие дни церковного календаря. Не было забыто и молитвенное творчество святителя. Житие О житии святителя Кирилла (его память совершается 11 мая/28 апреля) сохранилось мало сведений. Основным источником, донесшим до нас его жизнеописание, является «Пролог», напечатанный в Москве в 1641–1644 годах, по-видимому, в связи с изданием там же «Соборника», в который были включены некоторые из поучений святителя. Предполагается, что житие, помещенное в «Прологе», было составлено в XIII-XIV веках, так как в молитве, обращенной к святителю Кириллу, автор жития просит об избавлении «от настоящия нам беды и от безбожных агарян присно мучащих нас» с. 296]. Предполагают, что святитель Кирилл родился в 30-х годах XII века (по другим данным, его рождение относится к 1110 году) с. 91], в богатой семье. Он получил хорошее образование, считается, что он знал греческий язык, так как содержание его проповедей обнаруживает знание творений святых отцов, которые в его время не были переведены на славянский язык с.4]. Также его творения обнаруживают высокие познания в грамматике, диалектике, богословии. Святитель Кирилл прекрасно знал текст Священного Писания Ветхого и Нового Завета и толкования на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Кирилл, святитель, епископ Туровский (столпник) († до 1182; память 28 апреля/11 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых) Родился не позже 1139 года в семье богатых родителей, в городе Турове. Отказавшись от родительского наследства, принял монашество в Туровском Борисоглебском монастыре. Возведение святителя Кирилла во епископский сан состоялось, считают, между 1147 и 1169 годами. По словам профессора А. И. Пономарева, святитель Кирилл был «человек, христиански просвещенный, ученый и образованный богослов, погруженный в изучение Святого Писания и отцов Церкви, и вместе аскет-отшельник, не ищущий ничего в этом земном мире и еже от мира». Находясь в монастыре, святитель Кирилл не ограничился обычными монашескими подвигами, а, по примеру некоторых восточных подвижников, первый на Руси стал подвизаться на столпе, где еще более усилил подвиги и «многа Божественна Писания изложи». Многие обращались к нему за советом в духовной жизни. В условиях сурового северного климата такой подвиг был еще тяжелее, чем на Востоке. Может быть поэтому святой не находился в столпе (узкой башне) постоянно, а только по временам заключался в нее и стоял по нескольку дней. Кроме подвигов благочестия, завоевавших ему большую любовь и уважение, святитель Кирилл был известен и своими поучениями, которые говорил в храме, будучи епископом. За эти поучения он получил название «русского Златоуста», они дышат любовью к слову Божию и спасению людей. Святитель не только говорил свои поучения, но, обладая большим литературным талантом, он написал много посланий благоверному великому князю Андрею Боголюбскому († 1174; память 4/17 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле. Все, что он писал, отличалось большой законченностью как по замыслу, так и по исполнению. Таким образом, посвятив свою жизнь Богу, он, как писал профессор А. И. Пономарев, «тем не менее не порывает связей и с этим миром, напротив, живет в нем, находится в постоянном обращении и взаимообращении с людьми и обществом... (Он) действует как мудрый пастырь и архипастырь, участвуя в важнейших церковных и церковно-политических событиях своего времени».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ (Терлецкий Кирилл Семенович; † 21.05.1607, Луцк, (совр. Украина)), правосл., затем униат. еп. Луцкий и Острожский, один из инициаторов и лидеров Брестской унии 1596 г. Время и место рождения К. неизвестны. Терлецкие были мелким шляхетским родом герба Сас в Перемышльском воеводстве, происходили из с. Терло над р. Стрвяж (ныне Старосамборский р-н Львовской обл.). В с. Терло имелся принадлежавший Терлецким правосл. мон-рь. В кон. XVI - нач. XVII в. Терлецкие владели на Пинщине и Берестейщине неск. имениями: дер. Особовичи, селами Гривковичи и Дубое, городами Мотоль и Речица, селами Корсунь, Тевковичи, Пирковичи (Перковичи). Древнейшее свидетельство о священнослужителях из этой семьи в Перемышльской правосл. епархии датируется 1-й пол. XVI в.: в 1528-1549 гг. Перемышльскую кафедру занимал Лаврентий (Терлецкий). Известен Феодосий (Терлецкий), игум. Уневского мон-ря в 1590-1597 гг., в 1596 г. в актах Холмщины отмечен войский Феодор с Терли Терлецкий, отец Холмского еп. Мефодия (Терлецкого; 1630-1649). Еп. Кирилл (Терлецкий). Гравюра. XVII в. Еп. Кирилл (Терлецкий). Гравюра. XVII в. В 1576 г. Кирилл Терлецкий являлся священником замковой ц. св. Димитрия в Пинске, протопопом Пинска. Ц. св. Димитрия была кафедральным храмом Пинско-Туровской епархии, считалась главной городской святыней (в Пинске в XVI в. имелось 16 правосл. храмов). Протопоп Кирилл был женат, имел дочь Анну, к-рая вышла замуж за шляхтича из Пинска И. Ф. Велятицкого, пинского земского писаря. Кроме близких родственников (брата Яроша и его жены Марии Туровны (Марины Богухваловны), их сына Ивана и 5 дочерей) в Луцке протопопа Кирилла окружали выходцы из Перемышльской земли и Пинска. После смерти нареченного на Пинскую кафедру Андрея Русина († 1576) «паны-рады» избрали Пинско-Туровским епископом протопопа Кирилла Терлецкого (по-видимому, это произошло в период «бескоролевья», после бегства во Францию в июне 1574 польск.

http://pravenc.ru/text/1840347.html

«Сей блаженный Кирилл рожден и воспитан в городе Турове. Сын богатых родителей, не любил он богатства и тленной славы мира сего, но сердцем (паче всего) прилежал к учению божественных книг и приобрел большие познания (добре извыче) в божественных писаниях. По некотором времени пришел он в монастырь, стал монахом, здесь паче всех собратий своих по монастырю работал для Бога, удручая тело свое постом и бдением и тем «сотворяя себя чистым приятелищем – жилищем св. Духа». Многим он был полезен (в монастыре) и своим учительством, так как поучал монахов быть в покорности и повиновении игумену, иметь его яко Бога, во всем слушаться его, потому что чернец, который не имеет послушания к игумену, согласно обетам монашества, не может спастись. Посем, стремясь к большему подвигу, блаженный Кирилл вошел в столп (уединенное жилище в виде небольшой башенки) и затворися в нем. Здесь он пребывал некоторое время, отдаваясь посту, молитве и изложению писаний божественных. И славен сделался он во всей стране той (в Туровской области), а потому, умоленный от князя и народа, возведен был (избран) на епископский престол и посвящен митрополитом Киевским во епископа города Турова, что близь Киева. В этом сане св. Кирилл добре подвизался за церковь Божию, и лжеучение Федорца (в укоризну так называемого), епископа-еретика, обличил от божественных писаний и проклял его. Князю Андрею Боголюбскому написал много посланий на основании Евангельских й Пророческих писаний; писал он также слова на Господские праздники, читаемые и теперь на эти праздники, и «многия иныя душеполезныя словеса», молитвы и похвалы многим (святым) и иное множайшее написал и предал церкви; сложил великий канон к Господу о покаянии по главам (буквам) азбуки. Это и до ныне держат и творят русские люди. «И тако добре, честно и блогочестиво пожив, добре упасши порученное ему стадо Христово, преставился святитель Кирилл в вечный покой и в жизнь безконечную...». Далее в сказании следует похвала св. Кириллу, который называется «учителем нашим», другим Златоустом, «паче всех воссиявшим на Руси», просветившим «пресветлыми учениями своими все концы России», и оканчивается сказание молитвой святому «об избавлении от безбожных Агарян (татары), присно мучащих нас».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Слова и поучения Кирилла Туровского Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова и Н. В Понырко Кирилл Туровский (1130 – после 1182), родом из знатной семьи, рано увлекся «почитанием книжным» и получил высокое по тому времени образование, учась у отечественных и иноземных книжников, знал языки, в том числе и греческий, изучал средневековые науки, превосходно владел словом, был блестящим проповедником и писателем, снискав славу русского Златоуста. Уйдя от светской жизни в монастырь, посвятил себя аскезе, но со временем включился в идеологическую и политическую борьбу своего времени на стороне Киева и туровского князя Юрия Ярославича, по желанию последнего был поставлен в епископы (ок. 1169–1182 гг.) г. Турова, в котором Кирилл родился, прожил всю жизнь и умер. Сохранилось много произведений, принадлежащих Кириллу и приписываемых ему. Здесь публикуются образцы основных жанров, в которых работал писатель и которые прославили его имя: публицистическая «беседа» и торжественное «слово» (ораторская проза); последних достоверно сохранилось восемь. Известны его послания κ современным ему политическим и церковным деятелям, а также службы святым и молитвы. За религиозной формой средневековых произведений и фактами, обильно черпаемыми средневековыми писателями из Писания, за религиозной оболочкой стоят реальные факты жизни современного писателю общества, жестокая борьба социальных и культурных тенденций, удивительным образом преломлявших идущие из древности цитаты из Писания. Β известном смысле обращение κ традиционным сюжетам при изложении злободневных вопросов позволяло внести элемент обобщения, подчеркнуть типичность происходящего, обосновать актуальность поднятой темы и, пользуясь традиционными художественными средствами, доступными для понимания многих, создать оригинальное художественное произведение. Свое значение имеет и личность художника. Большинство средневековых авторов и компиляторов ограничивалось комбинациями известных мотивов и композиций, создавая свой труд. Кирилл – оригинальный мыслитель и художник. Пожалуй, вплоть до Державина в русской литературе не появлялся писатель такой силы, значительности и высоты нравственного чувства, как Кирилл – совесть своего нелегкого и бурного времени. Он тонко использует богатство традиционных поэтических средств для создания полифоничного по смыслу и ощущению текста. Здесь высокий и житейский планы как бы сосуществуют, знаменуя бесконечную борьбу добра со злом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник М.А.Поторжинский Скачать epub pdf Св. Кирилл был одним из самых видных представителей не только проповеднической, но и вообще русской литературы второй половины XII в. Он родился и воспитан в г. Турове (на р. Припети) Минской губернии от богатых родителей. С юных лет предался книжному учению и хорошо навык божественным писаниям. Поступив в монастырь, он своею строго благочестивою жизнию научал братию пребывать в послушании игумену и потом, чтобы достигнуть большаго совершенства, заключил себя в столпе, где подвизался не только в посте и молитвах, но и в составлении назидательных сочинений. Слава о нем, как великом подвижнике и учительном муже, распространилась по всей окрестности, и потому, когда сделалась свободною епископская кафедра в г. Турове, ок. 1162 г., князь и народ упросили благочестиваго столпника занять ее. Около 1182 г. Кирилл, вероятно, отказался от епископской кафедры и скончался в уединении, неизвестно в каком году, а за свои добродетели причислен к лику святых. Память его совершается 28 апреля. Из «множайших» сочинений св. Кирилла, которыми он, просвещал землю русскую и возсиял в России паче всех, как второй Златоуст, до нас дошли девять слов его на праздники и воскресные дни, от недели Ваий до Пятидесятницы (за исключением недели о Самаряныне) и кроме того, слово о слепце и хромце, в виде притчи, которое читалось в 5-ю нед. вел. поста. Проповеди св. Кирилла особенно важны для определения того влияния, какое имела на древнюю русскую литературу византийская, в течение многих столетий, до XVII в. Содержанием слов Кирилла Туровскаго , служит раскрытие таинственнаго, духовнаго смысла евангельских повествований. Раскрывая общехристианския истины, они не касаются явлений современной жизни русскаго народа и не могут назваться народными, хотя и содержат указание на некоторыя современныя обстоятельства, например на равнодушие паствы к его поучениям; они имеють значение как памятник церковнаго ораторства одного из лучших проповедников русских, состоявших под влиянием греческой отеческой и византийской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Уже м. киевский Иларион мог обращаться со своим словом «к насытившимся с избытком книжною сладостью» 7 . А в последней четверти XII в. является и такой писатель, как Кирилл Туровский , обильный своими произведениями, с несомненным ораторским талантом и знакомством с церковной литературой Византии, высоко ставивший «книжный разум» 8 . Памятниками любви к книжному делу Святослава Яр. мы имеем два обширных сборника (Изборники) 9 . Другой черниговский князь, Николай Святоша, собирал книги, тратил на них свою казну и просил переводить их для себя с греческого монаха Феодосия и в полов. XIII в. Симон, еп. владимирский, свидетельствует, что собрание его книг („книгы многы») сохранялось еще в Печерском монастыре 10 . Феодосий Печерский покровительствовал книжному делу: на обязанности монахов лежали списывание и переплет книг 11 . От монахов он требовал быть усердными к церковному пению, преданиям отеческим и почитанию книжному. Традиция эта перешла и в пределы северной Руси. В первой половине XIII в. (1216–1229) ростовский еп. Кирилл славился своим богатством (кунами, селами и всяким товаром) и книгами. В житии Стефана Пермского сообщается, что он потому избрал для своих подвигов один из ростовских (Григория Богосл.) монастырь, что там было много книг 12 . В ц. Богородицы при еп. Кирилле (1231–1262) левый клирос пел по-гречески, а правый по-русски и Стефан Пермский выучился здесь греческой грамоте 13 . Сергий Радонежский особенно любил инока Афанасия за то, что он был разумен в божественных писаниях, от которого сохранилось много книг его «доброписания» 14 . Летописи и другие современные свидетельства говорят нам о многих князьях и духовных лицах, которые славились своей книжностью и почитанием божественных книг, как семья Ярослава I 15 , Владимир Василькович волынский 16 , Евфросиния Полоцкая 17 , Ростислав Мстиславич смоленский 18 , Константин Всеволодович ростовский 19  и др., или епископы владимирские: Симон 20 , Пахомий 21 и Серапион 22 , вышедшие из Печерского мон., м. Кирилл II 23 , Симеон еп. тверской, из князей полоцких 24 , инок Печерский Никита, знавший наизусть Ветхий и Новый заветы 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

28-е Святого Апостола Иасона и Сосипатра, святой Керкиры девицы и других с ними Святые Апостолы (из 70) Иасон и Сосипатр, проповедуя слово Божие в разных местах, достигли острова Керкиры (нын. Корфу) в 63 году по Р. Хр., и где устроили церковь во имя первомученика Стефана и обратили многих ко Христу. Узнал об этом правитель острова Керкилин, и заключил их в тюрьму, а в тюрьме сидели семь разбойников: Саторний, Фавстиан, Иакисхол, Иануарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий; Апостолы обратили их и темничного стража ко Христу. Керкилин велел уверовавших узников бросить в котёл с растопленными смолой, серой и воском, а темничному сторожу отсечь руку, обе ноги и потом голову. Видя мучения исповедников Христовых, и дочь правителя, именем Керкира, уверовала, за что была умерщвлена стрелами. Все христиане бежали тогда на близ лежащий (в шести верстах) островок (вёрст десять в окружности) Питий (нын. Видо), а погнавшийся за ними Керкилин утонул среди моря. Святые Апостолы были выпущены из темницы и учили народ слову Божию. Но прибывший новый правитель острова вновь схватил их и подверг мукам, в коих Сосипатр и скончался, а Иасон силой слова и чудес обратил, наконец, к вере самого правителя и свободно проповедовал Евангелие. Немного он после того прожил, но положил твёрдое основание Церкви на острове, коей был первым епископом. Мощи обоих Апостолов доныне покоятся в храме, посвящённом имени их. † Преставление святого Кирилла, Туровского епископа Великий святитель Русской Церкви, св. Кирилл, родился в Турове, на р. Припяти, от богатых родителей. Отказавшись от богатого наследства, он принял монашество в Туровском Борисоглебском монастыре, там же, где подвизался блаженный Мартин, которого посетили мученики 364 . Не довольствуясь строгой жизнью обыкновенного инока, блаж. Кирилл, по примеру великих столпников востока, заключил себя в столпе. Святость жизни его и его высокое просвещение обратили на него общее внимание: к нему обращались за советами для духовной жизни, и он, будучи на столпе, «многа Божественна Писания изложи» 365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

9 июля 2019 года в храме святого равноапостольного великого князя Владимира во Владимирском скиту Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии.  Для участия в летней сессии (март-август) приглашены: митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим; архиепископ Якутский и Ленский Роман; епископ Туровский и Мозырский Леонид; епископ Сочинский и Туапсинский Герман. ЖУРНАЛ 68 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени заседания Священного Синода от 30 мая 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: Вечером 29 мая 2019 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в город Санкт-Петербург. 30 мая 2019 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. По завершении заседания Святейший Патриарх Кирилл посетил собор Святой Живоначальной Троицы Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, а затем проследовал на Никольское кладбище монастыря, где совершил литию на могиле своего духовного наставника приснопамятного митрополита Никодима (Ротова). Его Святейшество также совершил литию на месте погребения новопреставленного епископа Царскосельского Маркелла и побеседовал с родственниками почившего. Затем Святейший Владыка посетил могилы архимандрита Елеазара (Иванова), духовника Лавры (1936-2011) и протодиакона Павла Герасимова (1930-2002), а также ряд могил преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ. В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви побывал на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга, где совершил литию на месте погребения своих благочестивых родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010