Матерь Божия изображена как бы лишившейся Сына, во всем облике Божией Матери, в поднятых руках, еще как бы несущих Спасителя, неизъяснимая скорбь. В этом предзнаменовании материнского страдания Божией Матери, прореченного Симеоном. В движениях рук и всего стана Матери Божией предчувствие утраты Сына, утраты, которую понесла Матерь Божия, стоя при Кресте Заповедь посвящать Богу первенцев мужского пола была дана израильскому народу через Моисея после умерщвления Божиим Ангелом всех египетских первенцев (в результате чего фараон и разрешил израильтянам выйти из Египта) и до перехода через Чермное море. Характерно и обоснование данного действия: «Ибо рукою крепкою вывел тебя Господь [Бог] из Египта» (Исх. 13:9). Посвящение первородного Богу было выражением признательности за Его благодеяния Более подробно об этом обряде говорится в книге Левит. Родив младенца мужского пола, мать на восьмой день должна была обрезать его, а в сороковой принести в Храм. Вместе с новорожденным родители должны были «принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику» (Лев. 12:1-7). Установленный Богом Словом закон был соблюден и Им Самим, принявшим человеческую плоть, чтобы этот закон не был нарушен. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что мы не должны соблазняться при мысли, что Христос исполняет закон, не должны почитать Его – свободного – за раба, но нам надо «более постигнуть домостроительства глубину». Как говорит свт. Григорий Палама, Христос не нуждался в очищении, поскольку оно в Ветхом Завете было установлено для рождавших и рождаемых, а Он был зачат бессемянно и рожден непорочно. Христос был принесен в Храм не из-за нужды в очищении, но «это было делом послушания». Подразумевается не только послушание закону Божию, но и совершенное послушание нового Адама в противопоставление непослушанию Адама ветхого. И если непослушание последнего привело к падению и порче, то послушание нового Адама – Христа возвратило «ослушавшуюся» человеческую природу к Богу и исцелило человека от ответственности за его непокорность Божия заповедь звучала четко: «освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна» (Лев. 13:2). Эта заповедь одновременно является и пророчеством о воплощении Сына и Слова Божия, что ни один ребенок, даже первородный, не открывает ложесна матери. Святитель Афанасий Великий

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

О Б. как нетварной Божественной силе говорил апостолам Иисус Христос: «...вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян 1. 8). Как сила понимается Б. ап. Павлом : «...Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2 Кор 12. 9). Природе Божественной силы много внимания уделяется в «Ареопагитиках» ( Areop. DN II 4-5, 7, 11). Эта сила называется также «энергиями» (см. Нетварные энергии ), «Божественной славой», «лучами Божества», «божествами», «нетварным светом» (см. Фаворский свет ) и свидетельствует о различении между сущностью Бога и Его действованиями. С учетом апофатизма и антиномизма правосл. учения о Божественных энергиях эту силу можно определить как проявление Божественной природы. Поэтому ею обладают все три Лица Св. Троицы, независимо от их ипостасных свойств, что дает основание ап. Павлу приписывать ее любому Божественному Лицу. Так, он определяет ее как Б. Бога Отца (Еф 1. 6), называет «благодатью Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 16. 20), призывает на христиан «благодать... и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Кор 1. 3). Не употребляя словосочетания «благодать Святого Духа», апостол вместе с тем постоянно говорит о «силе Духа Божия» (Рим 15. 19), живущей в христианах, укрепляющей их и помогающей им приносить свои молитвы Богу (Рим 8. 26; и др.). Лица Св. Троицы проявляют Б. в совместном тройческом действовании. «Действие несозданной сущности,- пишет свт. Кирилл Александрийский ,- есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу, так что по триипостасности действие относится к каждой из них, как свойство совершенного Лица. Итак, Отец действует, но через Сына в Духе. Сын действует также, но как сила Отца, поскольку Он от Него и в Нем по собственной Своей ипостаси. И Дух действует также, ибо Он - Дух Отца и Сына, Дух всемогущий и сильный» ( Суг. Alex. De S. Trin. 6). При общности тройческого действования в тайне домостроительства тем не менее можно усмотреть различные модусы благодатного проявления каждого Лица.

http://pravenc.ru/text/149313.html

Петр и Иоанн: Петр, видимо сидящий в отдалении, знаком просит Иоанна спросить, кто это. Кусок хлеба, поданный Иисусом Иуде, был «знаком» лишь для Иоанна – в этом жесте для участников вечери не было ничего необычного, это обычный способ раздавать хлеб гостям. В Иуде этот жест мог бы пробудить добрые чувства, но как в Ветхом Завете великие чудеса только ожесточали сердце фараона, так в Иуде доброе Христово обращение, что страшно, активизирует злое намерение: «И тогда, после этого куска, вошел в него сатана» ( Ин. 13: 27 ) – «найдя сердце его, как бы некоторую открытую настежь дверь, лишенным предохранительного бодрствования, и ум увидав отворенным и весьма готовым уже к охотному совершению того, чего желал и о чем размышлял» 405 . Грех предательства в этот момент уже совершен – сердце Иуды было свободно отдано сатане, ум порабощен страстью, оставалось только внешне довести предательство до конца. Свт. Кирилл Александрийский , как и многие другие святые отцы, считает поданный Христом кусок евхаристическим: Иуда «быстро уходит для исполнения воли диавола и как ужаленный выскакивает из дома. Ничего выше корыстолюбия он совсем не видит, и, что странно, мы не видим никакой пользы для него от Евхаристии, очевидно благодаря присущему ему неудержимому влечению к стяжанию (денег)» 406 . Но Господь при этом как будто торопит Иуду: «что делаешь, делай скорее», то есть, даже будучи подчиненным диаволу, Иуда не может предать Спасителя без Его согласия и веления – час страданий Христовых наступит в свое время. В завершение вечери Господь предупредил учеников о соблазне, который настигнет их в самое ближайшее время: «Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее» ( Мф. 26: 31 ). Апостол Петр, а на волне его решимости и другие ученики стали всячески отрицать возможность впадения в искушение, даже после конкретного пророчества Петру о троекратном отречении: «Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Прихожанка - Руслану, Украина 20 декабря 2020, 11:27 У Вас отчетливо звучит зависть к высокому уровню жизни Запада Именно это привело Украину в положении его колонии, и это захватывает весь мир Это не ново, как могут заметить все православные Все давно описано в Библии, и вопрос в том КТО устоит в этой " глобализации " Не страны, нет Отдельные люди, и их будет немного Так что я например не кичусь тем, что живу не на содомитском Западе, мы сами от этого недалеко ушли Но! У нас еще есть выбор. У них практически нет (посмейте там там хоть что то скзать против греха.. ) А к тому что уедут..... Это может быть и к лучшему. Выбирают комфортную содомию? Это их право - тоже давно об этом сказано. Вот без обид, ко всем любителям демократий и майданов. Галина И. 20 декабря 2020, 10:37 Продолжение). Каждый из нас - частичка общего родового генеалогического древа. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор 12, 26). Апокалипсис – это результат чудовищных преступлений и экспериментов с геномом человека, созданного по образу и подобию Бога. Это трансгенный тупик, извращение сатанинскими силами образа человека и создание постчеловека, восставшего против своего Создателя и обреченного Им на уничтожение. Но любящие Бога имеют обетование Отца Небесного: «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобой на суде, - ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь» (Ис. 54,11). Галина И. 20 декабря 2020, 10:30 «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев 18,22). «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие»(Втор. 22,5).Это намек на запрещение гомосексуализма, трансгенной инженерии, которая в древние времена и не снилась пророкам. Причиной всемирного потопа стала генетическая и духовная мутация людей вследствие союза падших ангелов с женщинами земли (свщм. Ириней Лионский, свт. Кирилл Александрийский и др.).И родоначальниками каждого соврем. человека явл. не только Адам и Ева, но и праведный Ной и его супруга.Но грех снова раковой опухолью распространился в челов. обществе(прод.-е)

http://pravoslavie.ru/136140.html

Свт. Кирилл Александрийский объяснял причину печали И. тем, что он в результате оказался «каким-то лжецом и пустословом, напрасно устрашавшим их [ниневитян] и говорившим от своего мышления, а совсем не от уст Божиих» ( Суг. Alex. In Jon. 4. 1-3). Блж. Феодорит в конце комментария мудро добавил, что Бог ради любви к грешникам (ниневитянам) не опасается причинить страдания праведнику: «Бог попускает иногда скорбеть святым мужам и против их желания оказывает милость» ( Theodoret. In Jon. 4. 11). Недовольство И., по мнению блж. Августина, служит символом плотского народа Израиля ( Aug. Ep. 102. 35). Василий Селевкийский видит в чудом выросшем растении (Иона 4. 6) пример благости Божией, к-рую Он предвозвещал всему творению, даже «противившемуся пророку» ( Basil. Seleuc. Ог. 12). По мнению блж. Августина, это растение, давшее пророку укрытие от зноя лишь на время, указывает на ВЗ, к-рый являлся лишь тенью будущего (Кол 2. 17). Червь, уничтоживший растение, символизировал, по его мнению, Христа и евангельское благовестие ( Aug. Ep. 102. 35; ср.: Hieron. In Jon. 4. 6). Блж. Августин специально оговаривает, что, хотя этот образ может быть высмеян язычниками, он имеет твердое основание в Свящ. Писании: «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов (Ис 51. 7-8)» ( Aug. Ep. 102. 36). Подобная интерпретация встречается в VII в. у прп. Максима Исповедника, к-рый подкрепляет допустимость такого истолкования др. словами из Свящ. Писания, также указывающими на Христа Спасителя: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс 21. 7) ( Maximus Conf. Quaest. ad Thalas. 64//PG. 90. Col. 712d). Книга прор. Ионы в раввинистическом иудаизме Воскрешение прав. Лазаря. История прор. Ио-ны. Рельеф саркофага. III в. (Музеи Ватикана) Воскрешение прав. Лазаря. История прор. Ио-ны. Рельеф саркофага. III в. (Музеи Ватикана)

http://pravenc.ru/text/578248.html

Современные богословы (прот. И. Мейендорф , Ларс Коэн) отмечают и разночтения в переводе стиха Рим. 5, 12 : «в немже/понеже вси согрешиша». Как известно, существует две существенно расходящихся традиции прочтения этого текста: четыре греческих слова по-латински были переведены in quo omnes peccaverunt («в нем (т.е. Адаме) все согрешили»). Именно этим текстом и пользовались на Западе (и, к сожалению, в наших богословских учебниках XIX века) в обосновании учения о грехе, который мы наследуем от Адама, и носим его как происходящие от него. Однако такого значения нет в первоначальном греческом тексте, которым пользовался и свт. Кирилл. Форма « ε », образованная от приставки επι и относительного местоимения , может быть переведена как «потому что», и большая часть современных исследователей (независимо от конфессиональной принадлежности), сходятся во мнениях относительно перевода этого места. Например, Ларс Коэн указывает, что бл. Августин «был введен в заблуждение Иеронимовым переводом Рим. 5, 12 “в котором все согрешили” " 58 . Таким образом, если обратиться напрямую к греческому тексту, то можно прочитать местоимение и в мужском роде: и тогда оно означает «ради кого-то», «из-за кого-то» и имеет отношение непосредственно предшествующему ему существительному мужского рода θνατος (смерть). В этом случае вся фраза приобретает значение, которое, с точки зрения богословия бл. Августина, кажется совершенно невероятным, но которое было принято большинством отцов Восточной Церкви: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков; и из-за смерти все согрешили...». Форма " ε », образованная от приставки επι и относительного местоимения , может быть переведена как «потому что». Кстати, это самое выражение ε у св. ап. Павла встречается еще 3 раза: Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью ( 2Кор. 5:4 ). Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус ( Флп. 3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Стих 14:17 на первый взгляд может нас озадачить: «Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает; Вы же знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет». Если можно сделать какие–то предположения относительно того, что означает знание Духа, так в беседе с Никодимом говорится, что рождённые от Духа могут слышать Духа (3:7 – 8). То, как можно Его увидеть, неясно. На самом же деле нам требуется только сопоставить стих 17 со стихом 7: 14:7 «Если бы вы знали Меня, то и Отца Моего знали бы. И отныне Вы знаете Его и видели Его», 14:17 «Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит его и не знает, вы же знаете его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет». Сын является не только откровением Отца, но и откровением Духа. Дважды в четвёртом Евангелии учение Иисуса Христа приписывается Св. Духу: «Ибо Тот, Кого послал Бог, Говорит слова Божии; ибо не мерою Бог дает Духа» (3:34); «слова, которые Я сказал вам, это дух» (6:63). Евангелист Матфей приводит указание Самого Господа, что Его чудеса совершаются действием Св. Духа: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, достигло до вас Царствие Божие» ( Мф 12:28 ). Значит, за время общественного служения Иисуса Христа апостолам уже был открыт Св. Дух, благодаря проповеди и чудесам Учителя. В Иисусе Христе Св. Дух уже пребывает с ними, но впоследствии он будет в них самих, то есть станет их внутренним неотъемлемым достоянием. Здесь содержится величайшее из всех обетований Нового Завета, которое заключается в том, что Св. Дух поселяется в каждом верующем. Определение Утешителя как Духа истины вытекает из утверждения, что Сам Иисус есть истина. «Господь, – объясняет свт. Кирилл Александрийский , – называет Его Духом истины, выше сказав, что Он и Сам есть истина, ибо Он – Его Дух» 176 . Однако пришествие «другого Утешителя» не означает, что ученики уже больше никогда не смогут увидеть Иисуса Христа. От обетования о ниспослании Св. Духа Иисус вновь обращается к обещанию Своего скорого возвращения: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам» (14:18).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Тогда Христос определенно сказал, что Он Сам источник жизни и в Его власти умершего телесной смертью вернуть к жизни, а любого верующего сохранить от смерти духовной: «Я есть воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» ( Ин. 11: 25–26 ). Об этом уже говорилось ранее (см., например, беседу о равенстве: Ин. 5: 24–25, 28 ). Христос победит смерть, но и после этой победы телесная смерть сохранит временную власть над людьми – до Второго Пришествия и всеобщего воскресения мертвых, когда верующий во Христа, то есть изъятый из власти духовной смерти, воскреснет в жизнь вечную и уже «не умрет вовек». Когда Господь спросил Марфу, верует ли она в благодать воскресения, сообщаемую Христом, Марфа, хотя и не ответила непосредственно на поставленный вопрос, тем не менее исповедала, что Иисус есть единый и истинный «Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин. 11: 27 ). (Свт. Кирилл Александрийский видит в этом исповедании веры, предваряющем чудо, образец, принятый позднее во всех церквях: «между тем как Лазарь лежал во гробе и был мертв, за него некоторым образом женщина вопрошается о (деятельном) признании веры… Так, когда новорожденный младенец приносится или для получения помазания оглашения, или же совершенной степени благодати во святом крещении, то приносящий возглашает за него: аминь. Также за находящихся при смерти больных, и ради долженствующих креститься, другие отрекаются и ручаются, из любви как бы предоставляя свой голос удрученным болезнью. ‹…› Премудро и предусмотрительно Марфа наперед посевает свое исповедание веры, чтобы пожать плод от него» 323 .) После этого Марфа поспешила домой и, подойдя к сестре, сказала: «Учитель здесь и зовет тебя» ( Ин. 11: 28 ). Господь оставался вне селения, на месте, где встретился с Марфой. Когда Мария увидела Христа, то, плача, припала к Его ногам и повторила слова сестры: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» ( Ин. 11: 32 ), показав, что, как и у Марфы, неумеренная печаль о смерти брата несколько исказила ее веру в Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Что такое проскомидия? 29 июля, 2012 Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов Что такое проскомидия Каждый, кто регулярно посещает богослужения в храме, знает, что Божественную Литургию предваряет проскомидия. Что же происходит во время проскомидии? Проскомидия — это тот этап богослужения, во время которого заготваливают для таинства Евхаристии хлеб и вино. Очень часто, особенно во время Причащения детей, им говорят, что они попробуют «компотик» или «булочку», что приводит к профанации важнейшего Таинства для всех Христиан. Таинства, которое заповедывал сам Христос — Причастие. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа нашего. Именно поэтому проскодмидия — такая важная часть службы. Свт. Кирилл Александрийский Ст. 26-27 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все После того как Иуда вышел, Спаситель преподает одиннадцати [ученикам] спасительное таинство. Ведь, поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие (ибо без присутствия Христова человеку невозможно спастись и избавиться от смерти и греха, если с нами нет Жизни), Он дал нам свое Тело и Кровь (Мф. 26:28), чтобы через них сокрушилась власть тления, Он вселился в наши души Духом Святым, мы стали причастниками освящения и были наречены небесными и духовными людьми. Порядок совершения проскомидии Проскомидия совершается священником Тайна, которая окружает проскомидию, напоминает нам о таком же тайном, но важном Рождестве. Рождение Младенца Иисуса в свое время не было общеизвестным событием. Господь пришел в мир тихо и неведомо для мира. Из остальных просфор вынимают части

http://pravmir.ru/chto-takoe-proskomidiy...

а) Считал ли свт. Кирилл, что дифизитская терминология как таковая непригодна для выражения православного христологического учения? б) Полагал ли свт. Кирилл допустимым для самого себя использовать дифизитские формулы? Можно констатировать тот факт, что свт. Кирилл в принципе не отрицал дифизитской терминологии и не настаивал на эксклюзивном характере богословского языка «единой природы». Сама формула «единая природа Бога Слова воплощенная» встречается в произведениях свт. Кирилла весьма ограниченное число раз и отсутствует в ряде имеющих принципиальное значение текстах догматического содержания 1373 . Исследователи христологии Александрийского архиепископа, как правило, не обращают должного внимания на одну весьма существенную особенность его противонесторианской полемики: он даже Нестория не упрекал за учение о двух естествах 1374 . Что же касается вообще антиохийской христологии, то свт. Кирилл не только не считал ее тождественной несторианству, но и защищал ее от нападок со стороны некоторых своих не в меру ревностных приверженцев. Разъясняя для последних позицию восточных епископов 1375 , свт. Кирилл убедительно показывает, что несторианское заблуждение состоит совсем не в пользовании дифизитской терминологией, а в ошибочном понимании ипостасного единства – в исповедании во Христе двух личных субъектов, двух сынов. При этом он считает вполне возможным выражать истинное учение средствами традиционной антиохийской, т.е. дифизитской, терминологии. Более того, в «Послании к пресвитеру Евлогию» свт. Кирилл фактически ставит знак равенства между своим христологическим учением и позицией антиохийских дифизитов, утверждая, что говорящие «о двух природах» и исповедающие соединение одаренной разумной душой плоти и Бога Слова, думают так же, как и он сам 1376 . Свт. Кирилл не только полагал допустимым пользоваться дифизитским языком, но и сам употреблял дифизитские формулы. Например, выражение «в двух природах», впервые появляется, скорее всего, у свт. Кирилла. В толковании на книгу «Левит» он писал, что необходимо разуметь вместе человека и Бога «в двух... природах (ες δο… φσεις), на сколько приличествует каждому из них подобающее свойство» 1377 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010