Возсия в богохранимей души твоей истинный свет боговедения, егда начал еси созидати обитель: поставил еси себе келлийцу малу, и другую келлию близ тоя поставил еси для братий, хотящих с тобою жити; в приидущее же лето, устроил еси церковь малу во имя Воскресения Христова, и другую во имя Пречистыя Богородицы Одигитрии, и прочая потребная монастырская обиталища; и множество ревнителей твоему житию, иночествующих тамо собрал еси Господеви. Темже восхваляюще тя, усердно вопием: Радуйся, сподобивыйся храмы и обитель устроити и во ону иноков множество собрати. Радуйся, уподобивыйся древним общежития начальником. Радуйся, горлице пустыннолюбивая. Радуйся, древо, посреде происходящих вод насажденное. Радуйся, монахом светлояснейший образе богоугождения. Радуйся, деятельно указавый тем правый путь спасения. Радуйся, собравый лик ученик, тебе единонравных. Радуйся, сих присоединивый ликом избранных. Радуйся, зрителю премирных и вышечувственных видений. Радуйся, руководителю ко спасительному созерцанию. Радуйся, явивый тя стаду твоему образ кротости и смиренномудрия. Радуйся, всем иноком показуяй в себе образ вернаго Богу служения. Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче. Кондак 7 Хотящу ти угодити единому Богу, блаженне Кирилле, и пребывающу посреде Нова езера, весь вдался еси безмерным подвигом и глубине смирения: труды твоя, и молитвы, и пощение, кое слово изглаголати может; овогда же на сеяние и саждение снедей землю копал еси, овогда же древеса на устроение монастырское готовил еси. Сего ради ныне превознесен еси, предстоя Богу с песнию: Аллилуиа. Икос 7 Новаго тя наставника монашествующих и благотекущих обучителя разумеем, отче святый Кирилле; пройде бо о тебе слава повсюду, и мнози прихождаху к тебе благословения ради и молитвы, и слышания ради душеспасительных словес, инии же и сожительствовати с тобою желающе: ты же всех приимал еси с любовию, и поучал еси их от божественнаго Писания, еже творити заповеди Господни, хранити чистоту телесную и имети любовь нелицемерную друг ко другу. Темже благодарственно вопием ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, смирением нелицемерным и послушанием всех удививый. Радуйся, яко не любя славы человеческия, подобне Аврааму изволил еси изыти от земли твоея. Радуйся, яко от сего намерения на время удержан был еси, Богу твое спасение строящу. Радуйся, вождю ко ангельскому образу отца и матере боголюбивых. Радуйся, в житии иночестем твоего родителя наставниче. Радуйся, преподобне отче наш Кирилле, великий чудотворче. Кондак 4 Буря недоумения смущает ми ум, како достойно пети странническое житие твое, блаженне отче Кирилле: в единей раздранней ризе обходил еси вся Поморския страны, Подмосковския и Псковския и Новоградския, не ведый покоя во трудех твоих, не имый себе места покойна и со зверьми поживый многое время. Ты же, на камени Христовою верою утвержденный, укрепляющему тя Иисусу Христу песнь воспевал еси: Аллилуиа. Икос 4 Слышал еси во время молитвы твоея, преподобне отче наш, глас с небесе глаголющ: «О, блаженне Кирилле, возлюбленниче Мой, уже многия добродетели и труды восприял еси, Моим заповедем был еси хранитель, тесный и прискорбный прошел еси путь, и ныне гряди к Белу езеру: тамо бо уготовах тебе место, в немже возможеши спастися». И абие со гласом оным, свет велий возсия к полунощным странам Бела езера, и гласом оным аки перстом показоваше место, идеже ныне монастырь стоит. Мы же, удивляющеся величию на тебе явленных, усердно воспеваем хвалы сия: Радуйся, блаженне Кирилле, странническое житие на земли прешедый. Радуйся, пустынножителей, великаго Онуфриа, Марка и Петра, ходивый следы. Радуйся, во время земнаго странствия былие, траву, вахту и кору сосновую в пищу себе имевый, и за сицевый подвиг воздержания и поста, небесная блага себе стяжавый. Радуйся, во океановых поморских пустынях со зверьми многое время поживый и ангельскаго лицезрения сподобивыйся. Радуйся, слышавый с небесе глас, блаженна тя нарицающь. Радуйся, уразумевый тойже небесный глас, боголюбезна тя и хранителя заповедей Христовых являющь. Радуйся, лучезарностию велия света, зревый место на покой твоей старости.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

При моем поступлении в Новоезерский монастырь, в июне 1832 года, уже 6 год был настоятелем игумен Аркадий, живший в казначейских келиях, потому что настоятельские занимал предместник его, находившийся на покое, архимандрит старец, Феофан 19 . Он поступил в Новоезерский монастырь из настоятелей одного из Новогородских монастырей, а до того времени был келейником митрополита Гавриила (Санкт-Петербургского и Новогородского 1763 г.) и милостынедателем, и владыка заметил, что пока он раздавал милостыню, у него никогда не было недостатка в деньгах, а когда на место отца Феофана поступил другой, то митрополичья казна стала оскудевать. В Новоезерские настоятели он был назначен еще в конце прошлого столетия, в 1793 году, из настоятелей, на место игумена Гедеона, смененного за слабое правление и посланного в Кириллов Белоезерский монастырь, где он и умер. Он не был заранее предуведомлен о приезде отца Феофана, и так как вел жизнь ни чем не лучше прочей братии и подолгу отлучался из монастыря, то и на этот раз его также там не случилось, вся братия была в разброде, так что новый настоятель нашел монастырь почти пустым, в совершенном упадке: строения валились, а поддержать их было нечем. О жизни братии лучше ничего не говорить: до того велика была их распущенность. Помолившись угоднику Божию, преподобному Кириллу, и все осмотрев, отец Феофан поехал обратно в Белоезерск, потому что, видя, в каком положении находился монастырь по нерадению игумена Гедеона, он убоялся остаться, отчаяваясь в возможности восстановить обитель. Когда Белоезерские боголюбивые граждане узнали, что отец Феофан возвратился в город и какая была тому причина, они собрались к нему и стали его убеждать, чтобы он не отказывался от Новоезерского монастыря, к которому они имели великое усердие, хотя, к сожалению, оно совершенно не приносило для обители никакой пользы по милости настоятеля. Они было порадовались, что туда назначили человека, о котором слышали как о подвижнике, отличавшемся строгостью своей жизни, и вот вдруг все их надежды рушились. Убеждаемый Белоезерскими гражданами, обещавшими отцу Феофану дать средства возобновить запустелый монастырь, он должен был сдаться и, видя всеобщее желание и готовность помогать ему, решился возвратиться в монастырь, сопровождаемый туда едва ли не всем городом. Более всех пожертвовал Г. Маньков: он дал деньгами 5 000 рублей и обещал отдать свой дом в городе под монастырское подворье; глядя на него, жертвовали и все другие, кто что мог: кто муку, кто рыбу, лес, известь, холст, даже деревянную посуду; из Белоезерска потянулся целый обоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Чудо 8-е, об украдении колоколов После этого какие-то злые люди украли колокола у церкви Воскресения Господа нашего Иисуса Христа у блаженного Кирилла на острове. И когда отправились они восвояси, тотчас очи их закрылись, и никак не могли они узнать путь, по которому пришли сюда, и, много блуждая по лесам, утомились, но так ничего и не добились. И в сильном изнеможении снова пришли они на берег озера того, где и доныне стоит крест. Блаженный же вышел на берег озера того, как будто бы ничего не зная, и тотчас увидел их, стоящих на берегу озера и глядящих на остров. И была некая сила Божия, которая держала их и не отпускала, святой же повелел взять их на остров. Люди же эти раскаялись в своем согрешении и скоро пришли к блаженному, принеся колокола в мешках своих. Блаженный же стал расспрашивать о причинах прихода их, и зачем принесли благовестные сии . Они же как мертвые упали пред ногами блаженного и ничего другого не могли вымолвить, лишь: «Прости нас, прости, господин, согрешили», – говорили. Благомыслящая же глава поднял их с тихостью и сказал им: «Детки, никто от века, похищая чужое, не обогатился, многие же и свое погубили». Они же от многого ужаса, а лучше сказать срама, не могли и глаз поднять. Святой же запретил им впредь поступать так, и велел накормить их хорошо, и отпустил их с миром. Стяжавший добродетельные смиренномудрие и кротость, украшенный беззлобием, милосердный одинаково ко всем, больше же всего к врагам, причинявшим ему зло, он миловал их и учил как родных детей. Все же сие творил он ради любви Христовой, проще сказать по писанному: «Больше не живу я, но живет во мне Христос, которому следуя, всего я отвергся», ибо это есть монашеское делание. С тех пор, как вселился он в пустыню, никогда не изменил правила своего и никогда не был празден от трудов духовных, но сохранил неугасимое свое тепло от начала даже и до конца. Чудо 9-е, о беснующемся Некий человек, купец из Великого Новгорода, по имени Федор, доброго рода, большую веру имел к блаженному Кириллу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10) 1.06.1591 прославлен прп. Иосиф Волоцкий († 9.09.1515), почитание которого установлено было в мон-ре 20.12.1578, а местное – 15.01.1589. 11–12) 4.10.1595 при копании рвов для новой каменной церкви в Спасо-Преображенском мон-ре Казани были обретены мощи свт. Гурия (Руготина), архиеп. Казанского († 5.12.1563), и свт. Варсонофия, еп. Тверского и Кашинского († 11.04.1576), и установлено им общецерковное празднование на этот день. 13) В 1597 г. в связи с открытием мощей установлено общецерковное празднование прп. Антонию Римлянину († 3.08.1147). 14) 25.01.1600 установлено общецерковное празднование прп. Корнилию Комельскому († 19.05.1537). 15) В 1606 г. установлено общецерковное празднование блгв. царевичу мч. Димитрию Угличскому, Московскому († 15.05.1591), в связи с перенесением мощей из Углича в Москву и чудотворениями. Первоначально общецерковное празднование распространялось на три памяти: 15 мая – убиение, 3 июня – перенесение мощей, 19 окт.— рождение. 16) В авг. 1619 г. установлено общецерковное празднование прп. Макарию Унженскому († 25.07.1444) вследствие многочисленных чудес при гробе, начавшихся в 1618 г. Местное празднование началось в 1й пол. XVI в. 17) Вероятно, общецерковное празднование блгв. вел. кн. Владимирскому мч. Георгию († 4.03.1238, пам. 4 февр.) установлено Патриархом Иосифом (1642–1652), т. к. память св. Георгия под 4 февр. отмечена в «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» 1643 г. 18–19) Общецерковное празднование блж. Прокопию († 8.07.1303) и Иоанну († 29.05.1494), Христа ради юродивым, Устюжским установлено, вероятно, при Патриархе Иосифе (1642–1652), когда кн. С. И. Шаховской в 1647 г. составил Похвальное слово святым Прокопию и Иоанну Устюжским. Местное почитание было установлено Собором 1547 г. 20) В 1648 г. в связи с обретением мощей и начавшимися чудесами установлено общецерковное празднование прп. Кириллу Новоезерскому († 4.02.1532) (особая пам.— 22 авг., на внесение мощей в 1652 г. в новую церковь), местное почитание которого относится ко времени Патриарха Филарета (1619–1633).

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

537. (473.) Минея служ. мес. март, полууст., первой полов. XVI века, в четверть, 195 листов, конечные снизу подмочены и изорваны. 538. (544.) Минея служ. мес. март, полууст. небрежный, первой полов. XVI века, в четверть, 221 лист, ветхие переписаны Германом Тулуповым. В конце ркп. рукою писца: Како бысть рад заець от тенета избег, тако аз раб Божий Посуня (sic) рад сию книгу свершив, глаголемую Миней. Где будет есми в своей грубости описался, и вы святии простите, а не клените грешнаго. 539. (441.) Минея служ. мес. март и апрель, полууст. в два столбца. XVI века, в лист, 248 листов, конечный утрачен. Из русских Святых служба положена 30 числа одному Ионе митр. московскому. Канон тот же, что в печ. Минеи июня 15, без надписи и красгранесия. Сравн. Оп. рум. Муз. 595. 540. (497.) Минея служ. мес. март, полууст., XVI века, в четверть. 245 листов. 541. (542.) Минея служ. мес. март, полууст., исх. XVI века, в четверть, 305 листов, замечательна. Какой-то грамотей, не понимая, почему одним Святым положена служба в Минее, а другим Святым, упоминаемым в Святцах под тем же числом, нет ее, решился написать службы и этим последним. Главным источником для него при составлении служб служила та же мартовская Минея; поступая без всякого разбора, из службы одного Святого он брал стихиры, из службы другого канон, а иногда выписывал и всю службу. Изменений в выражениях он делает очень мало, отчего службы его, перенесенные, напр., от мучеников к святителям, наполнены грубыми несообразностями. А что еще удивительнее, он позволил себе изменять и искажать службы и тем Святым, коим положены они в Минее. Мы укажем все службы, отличные от печатных, а также, по возможности, укажем и откуда они извлечены. л. 1. В службе под 1-м числом препод. мученице Евдокии канон отличный от положенного в печат. служ. Минее. Откуда взят, неизвестно. л. 22. Под 5 числом положена служба на обретение мощей князя Феодора ярославского и чад его Давида и Константина также особенная. Первый канон им, с надписью: творение кир Феофана, взят из службы препод. Венедикту, что далее под 14 числом, а второй – из службы преподобномуч. Никону и ученикам его, что в сем же месяце под 23 числом. В печат. служ. Минее оба канона творения Иосифа. Первый канон встречается еще в службе (февр. 4) препод. Кириллу новоезерскому. См. 628 л. 126. .Замечательно также, что Давид и Константин называются здесь не чадами Феодора, а внучатами.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

По благословению отца Иакова преподаватель Кирилловского Духовного училища Н.П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря – «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397–1893 гг.» (полный текст см. в разделе «Летопись»). Поводом для составления Летописи послужили указы консистории о возобновлении летописания в церквах и монастырях (1893). При составлении Летописи была использована не только историческая литература, но и документы монастырского архива. Архимандрит Иаков отредактировал сочинение Успенского, в тексте сохранилась его правка. Также архимандрит Иаков составил службу на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского и акафист святому. По просьбе кирилловского архимандрита А.Ф. Ковалевский написал акафисты преподобному Кириллу Белозерскому и Смоленской иконе Божией Матери. В архивах сохранились переписка отца Иакова с Ковалевским и обращение отца Иакова в Новгородскую консисторию за разрешением на чтение в монастыре сочиненного Ковалевским акафиста. Большой популярностью пользовались проповеди архимандрита Иакова, до революции они выдержали несколько изданий. Отец Иаков принял в управление обитель преподобного Кирилла, когда многие её древние храмы и постройки пришли в ветхость, а нравы монахов находились в упадке. В преддверии 500-летнего юбилея древней обители под его руководством начались ремонтные и реставрационные работы, перестраивались иконостасы, обновлялись интерьеры церквей, реставрировались предметы ризницы, были систематизированы старый монастырский архив и библиотека, отремонтированы кровли, окна и крыльца, поновлены росписи и покрашены наружные стены. На горе Мауре близ Гориц его усердием была построена часовня в память о приходе преподобного Кирилла в Белозерские пределы. Но главное, к чему стремился архимандрит Иаков, – это восстановить в обители дух истинного монашества. В первые дни 1-й и Страстной седмиц Великого поста ворота монастыря закрывались для мирян, настоятель вкушал лишь 1 просфору в день.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Прп. Корнилий Комельский. Икона. XIX в. (ВГИАХМЗ) Основными источниками биографических сведений о К. являются его Житие, известное более чем в 40 списках кон. XVI-XIX в. (перечень см.: Сергеев. 2000), акты Корнилиева Комельского мон-ря, а также жития учеников К., прежде всего преподобных Геннадия Костромского и Кирилла Новоезерского. Житие К., несмотря на ряд заимствований, богато фактами, находящими подтверждение в документальных источниках. Оно сохранилось в неск. редакциях: Первоначальная возникла в 60-70-х гг. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 28/1267; РГБ. Попов. 94); Основная была создана, вероятно, ок. 1589 г. иноком Нафанаилом, к-рого В. О. Ключевский считал единственным автором Жития (наиболее ранние списки: РНБ. Погод. 787, 1606 г.; РГБ. Рогож. 176, до 1608 г. и др.). Основная редакция вошла в Четьи-Минеи Германа Тулупова (заглавие: «Месяца маия въ 19 житие и подвизи преподобнаго отца нашего Корнилия, новаго чюдотворца рускаго, града Вологды в пределех, иже на Комельском лесу пречестный монастырь поставльшаго, Пречистыа Владычица нашеа Богородица, честнаго и славнаго ея Введения, и в нем общежитие составльшаго и братию совокупль. Благослови отче»; нач.: «Разум убо православным християном духовных муж жития ползы ради испытовати...»). Она состоит из предисловия, собственно Жития, 9 посмертных чудес (2 из них датированы: 1-е - 1542 г.; 9-е - 1556-1557 гг.), 2 прижизненных чудес, помещенных после посмертных, рассказа об ученике святого Геннадии и Похвального слова (при создании памятника было использовано Похвальное слово Кириллу Белозерскому; по наблюдениям Т. Б. Карбасовой, объем заимствований значительный - ок. 1/3 текста). Основная редакция часто переписывалась вместе с монастырским Уставом К. и посвященной святому Службой (в некоторых списках к ним присоединены тропарь и кондак на обретение мощей К. и молитва святому). В рукописях, содержащих этот комплекс, отсутствуют, как правило, статьи иного содержания, поэтому их можно условно называть «корнилиевскими сборниками».

http://pravenc.ru/text/2458683.html

В 1987 году архимандрит Иаков (Поспелов) был канонизирован в лике преподобных , его имя включено в Собор Тульских святых , установленный по благословению патриарха Пимена на основании рапорта архиеп. Тульского и Белёвского Максима (Крохи), а в 2009 году - в Собор Вологодских святых . В день памяти святого 29 января 2010 года состоялся первый молебен у его могилы. Сочинения Архим. Иаков был талантливым церковным писателем, живо интересовался русской историей. В 1875 году архимандрит впервые опубликовал Житие прп. Кирилла Белозерского, в 1880 году - " Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря " . По его благословению преподаватель Кирилловского духовного училища Н. П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря - " Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397-1893 гг. " ; ранее высказывавшееся в литературе предположение об авторстве архим. Иакова ошибочно: сохранился его рапорт от 15 февраля 1894 года в Новгородскую духовную консисторию о составлении " Летописи... " Успенским . Поводом для составления " Летописи... " послужили указы консистории о возобновлении летописания в церквах и монастырях (1893). При составлении " Летописи... " была использована не только историческая литература, но и документы монастырского архива. Архим. Иаков отредактировал сочинение Успенского, в тексте сохранилась его правка. Архим. Иаков составил службу на обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского и акафист святому. По просьбе кирилловского архимандрита А. Ф. Ковалевский написал акафисты прп. Кириллу Белозерскому и Смоленской иконе Божией Матери. В архивах сохранились переписка архим. Иакова с Ковалевским и его обращение в Новгородскую консисторию за разрешением на чтение в монастыре сочиненного Ковалевским акафиста . Большой популярностью пользовались проповеди о. Иакова, до революции они выдержали несколько изданий. Публикации: Награды Литература Использованные материалы   переписку по поводу этих событий см.: РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1853. Л. 150-157 об.

http://drevo-info.ru/articles/13679344.h...

Президент отметил, что Церковь играет важнейшую роль в поддержании межнационального и межрелигиозного согласия в стране. 24 мая. ПРАВМИР. Президент РФ Владимир Путин направил Патриарху Московского и всея Руси Кириллу поздравление с тезоименитством, сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на пресс-службу Кремля. «Неустанные первосвятительские труды снискали Вам высокий авторитет в России и за рубежом. Под Вашим началом Русская православная церковь оказывает большое влияние на нравственное состояние и развитие нашего общества. Совместно с государством выполняет востребованную просветительскую и социальную миссию», — говорится в поздравительной телеграмме. Президент отметил, что Церковь играет важнейшую роль в поддержании межнационального и межрелигиозного согласия в стране. «Церковь многое делает для приобщения молодежи к историко-духовному наследию, к традициям веротерпимости и патриотизма. И здесь примером служит Ваша личная открытость к диалогу с людьми разных поколений и духовных традиций, приверженность общечеловеческим ценностям мира, справедливости и добра. Убежден, что под Вашим предстоятельством Русская православная церковь будет и впредь нести столь высокое, общественно значимое служение», — сказано в послании главы государства. Ожидается, что поздравить патриарха Кирилла с праздником приедут руководители государства. Их ждут в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре. 43 года назад, в апреле 1969 года, тогдашний председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Никодим (Ротов) в домовой церкви в Серебряном Бору совершил монашеский постриг студента Ленинградских духовных школ Владимира Гундяева с наречением имени Кирилл. Будущий патриарх, рожденный в день обретения мощей преподобного Кирилла Новоезерского, принял постриг в день памяти святителя Кирилла, епископа Катанского, ученика апостола Петра, а имя в иночестве получил в честь святого равноапостольного Константина-Кирилла. Святой просветитель славян, таким образом, стал для патриарха Кирилла примером в развитии искусства проповеди, соединяющей живость и доступность с глубиной и убедительностью.

http://pravmir.ru/vladimir-putin-pozdrav...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010