Три послания и духовная грамота Кирилла Белозерского Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова Послания Кирилла Белозерского воспроизводятся здесь по списку РНБ, Софийское собр., 454, Сборник богослужебный, конец XVI в., лл. 187–198. На первом листе рукописи находится запись, свидетельствующая ο вологодском ее происхождении: «Книга Трефолой инока Никона Вологженина. Β начал служба воскресная со всеми Евангелии воскресными, в нейже псалмы избранные на весь год с величаньми и иные приписи». Β издании грамот преподобного Кирилла Белозерского, сделанном Археографической комиссией (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Том 1. 1334–1598. СПб., 1841. 32, с. 21–22, 24–26, 55–56), указана как основа публикации именно эта рукопись. Но листы, на которых послания в ней находятся, указаны неверно, а опубликованные тексты великим множеством мелочей отличаются от содержащихся в списке. Текст Духовной грамоты Кирилла Белозерского воспроизводится по подлиннику, хранящемуся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Отдельные дефектные, не поддающиеся прочтению места оригинала восстанавливаются по его изданию, осуществленному Археографической комиссией (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Том первый. 1334–1598. СПб., 1841. 31, с. 61–62). Все начало грамоты от слов «Во имя Святыя и Живоначальныя Троица» до слов «судъ страшный Спасовъ» представляет собой дословное заимствование из Духовной грамоты митрополита Киприана (ум. в 1406 г.) с заменой только слов «Киприанъ митрополит» на «Кирило игуменъ» (ср.: Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. СПб., 1857, т. 1. с. 544). ПОСЛАНИЕ ЧУДОТВОРЦА КИРИЛЛА Господину благоверному и боголюбивому великому князю Василию Дмитриевичу – Кирило, чернечище многогрешный, со всей братиицей. За твою, господин, щедрую к нам милостыню многократно челом бьем и радуемся, господин, за тебя, что имеешь ты такую веру в Пречистую Богородицу и в нашу нищету, и твоему великому смирению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Содержание Летопись событий Кирилло-Белозерского монастыря I II III IV V VI VII     «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397–1893 гг.» хранится в фондах Кирилло-Белозерского историка-архитектурного и художественного музея-заповедника (Ф. 1. On. 1. Д. 40). Это рукопись на 53 листах форматом 36 х 22 см. «Летопись» представляет интерес и как очерк по истории Кирилло-Белозерского монастыря, и как образен возобновленного в XIX веке монастырского летописания. Последняя дата, стоящая в заглавии рукописи, является, вероятно, датой ее создания. Настоятелем монастыря был тогда архимандрит Иаков (Поспелов) . Можно предположить, что он является и составителем текста «Летописи», так как в конце рукописи стоит его подпись, им же сделана и правка текста. Сама же рукопись написана рукой неизвестного нам писца. Хорошо образованный человек, автор ряда заметок по истории церкви, составитель прекрасных проповедей архимандрит Иаков (ум. 16 января 1896 года) настоятельствовал в Кирилло-Белозерском монастыре тридцать лет. В 1875 году было издано подготовленное Иаковом Житие преподобного Кирилла. Поводом для составления «Летописи» послужили, вероятно, неоднократные указы о необходимости возобновления летописания в церквях и монастырях. В 1893 году вышло определение Новгородской духовной консистории, в котором предписывалось ведение летописей со следующего – 1894 года. Они должны были начинаться с краткой истории церкви, прихода или монастыря, писаться простым языком, четким почерком и .хорошими чернилами. Обязанность вести летописи или контролировать их ведение в монастырях возлагалась на настоятелей. В данном случае краткая история монастыря превратилась в большую интересную работу. При написании ее использовались как историческая литература, так и архивы монастыря. духовная, экономическая и политическая жизнь обители преподобного Кирилла дана на фоне церковной и государственной истории России. Встречающиеся в «Летописи» неточности. особенно в написании дат. объясняются разночтениями в использованных источниках. Задуманное, вероятно, не было осуществлено до конца. Погодных записей в «Летописи» нет вовсе, а рассказ о монастыре, несмотря на указание даты в заглавии, заканчивается 1722 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1397. Ссылки:     Адрес: Россия, 161100, Вологодская область, город Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь. Координаты: 59.858315, 38.371112 Проезд: На общественном транспорте до Кирилло-Белозерского монастыря разумнее всего добираться из Вологды (с автовокзала, который находится рядом с железнодорожным вокзалом, ходят автобусы до Кириллова). Автобусы отправляются несколько раз в день, время в пути — 2,5—3 часа. Можно также доехать на автобусе и ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На общественном транспорте до Кирилло-Белозерского монастыря разумнее всего добираться из Вологды (с автовокзала, который находится рядом с железнодорожным вокзалом, ходят автобусы до Кириллова). Автобусы отправляются несколько раз в день, время в пути — 2,5—3 часа. Можно также доехать на автобусе из Череповца. На автомобиле из Вологды надо выезжать по трассе Р-5 (на Медвежьегорск) и ехать 130 километров — до поворота на Кириллов (около пятнадцати километров от трассы). Город очень небольшой, поэтому Кирилло-Белозерский монастырь вы найдете без труда. Планируя поездку, необходимо учитывать, что условий для размещения паломников в Кирилло-Белозерском монастыре нет, а гостиниц в городе не так много. Летом, когда открыта навигация, следует быть особенно предусмотрительным и бронировать гостиницу заранее. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Краткая летопись монастыря: 1397 - основание монастыря монахом Кириллом, пришедшим из Москвы. 1447 - посещение монастыря Василием Темным. 1528 - приход на богомолье Василия III со своей женой Еленой Глинской. 1557 - большой пожар уничтожает большинство построек. 1584 - в монахи монастыря, незадолго до своей смерти, постригается Иван Грозный. 1600 - закончена постройка первой каменной крепостной ограды. 1601 - монастырю принадлежат 3 волости, 1 слобода, 51 село, 880 деревень. 1612-1618 - оборона от польских войск. 1654-1680 - строительство второго каменного кольца укреплений - " Нового Города " .

http://sobory.ru/article/?object=00500

XX. Г. М. Прохоров. Преподобный Кирилл Белозерский Преподобный Кирилл Белозерский – личность столь же крупного исторического масштаба, как его современники преподобный Сергий Радонежский, святители Дионисий Суздальский и Стефан Пермский, митрополит Киприан. Они – осуществители, реализаторы (но, конечно, не только они) православного возрождения Великой Руси, явления чрезвычайно исторически важного, имевшего результатом этногенез нового народа, великороссов, и возникновение мощного православного государства – Московской Руси. Люди, которых я назвал, – личности яркие, со своими характерными чертами, особенностями. Что же представляет собой Кирилл Белозерский именно как личность, достойная нашего внимания, насколько мы о ней знаем? Мы знаем, прежде всего, его как создателя, основателя Кирилло-Белозерского Успенского монастыря в Белозерской, ныне Вологодской, земле. Рассказывали, что еще до появления там, на берегу Сиверского озера, инока Кирилла, окрестные жители слышали колокольный звон и пение, разносившиеся отсюда по лесу, а когда приходили посмотреть, никого не обнаруживали. Но, начав при Кирилле, в течение столетий затем пела здесь в храмах, молилась по кельям, трудилась по службам, ведала обширным хозяйством, руководила духовной жизнью окрестного населения многочисленная монашеская братия. Одновременно с иноческой обителью появилась и росла здесь библиотека, скоро ставшая одним из богатейших на Руси книгохранилищ, где не только берегли, описывали, переплетали и читали книги, но и писали их, при этом сочиняя и редактируя, – богослужебные, духовно-назидательные, философско-поэтические, исторические и энциклопедически широкие по содержанию. Из века в век работали здесь и художники, и зодчие – создавали прекрасные иконы, возводили и расписывали храмы, укрепляли монастырь стенами и башнями. Житие Кирилла Белозерского, главный источник наших о нем сведений, написано Пахомием Логофетом, или Сербом, в 1462 году по словам «самовидцев» – людей, знавших Кирилла при жизни. Оттуда мы узнаём, что Козьма (так звали Кирилла до пострижения в монахи) был родственником Вельяминовых, одного из знатнейших и богатейших родов Московской Руси: умирая, возможно, от чумы, опустошавшей страну в середине XIV века, его родители отдали сына на воспитание «сроднику своему Тимофею» – окольничему великого князя Дмитрия Ивановича Тимофею Васильевичу Вельяминову.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

И.А. Кочетков, О.В. Лелекова, С.С. Подъяпольский Введение Небольшой городок Кириллов, раскинувшийся на берегу Сиверского озера недалеко от Волго-Балтийского водного пути и в 130 километрах от Вологды, стал в наши дни одним из наиболее известных центров туризма. Пробудившийся широкий интерес к художественной культуре прошлого привлек внимание к двум древним монастырям БелозерьяКириллову и Ферапонтову, в которых сосредоточены замечательные сокровища русской архитектуры, живописи и прикладного искусства. Кирилло-Белозерский монастырь находится в самом городе. Его грозная крепость, поражающая своими размерами, гордо вздымается над тихими водами озера. В противоположность этому, небольшой Ферапонтов монастырь, удаленный от Кириллова на 20 километров, расположен среди живописной сельской природы. Не имеющий крепостных стен, наполовину скрытый обступившими его деревьями, он при приближении как бы незаметно вырастает из окружающего пейзажа. Казалось бы, такие разные между собой, они в действительности глубоко связаны не только историческими судьбами, но и общей культурно-художественной средой, которая наложила отпечаток на сохранившиеся в них памятники искусства. В далекие времена роль монастырей в жизни государства была очень велика. Их деятельность не ограничивалась одной лишь религиозной сферой. Многие из монастырей являлись центрами огромных феодальных хозяйств. В XVI и особенно в XVII веке крупные монастыри превратились в сильные, надежно защищенные крепости. Вместе с тем, в них сосредоточивалась культурная и художественная жизнь своего времени. Летописание, собирание и переписка книг издавна связаны с монастырями. В их архитектурных ансамблях, в великолепных стенных росписях, в иконах и богатой церковной утвари нашли отражение мировоззрение и художественные идеалы эпохи. Кириллов и Ферапонтов монастыри в XV-XVII веках были тесно связаны с религиозной, политической и культурной жизнью всего государства. Их памятники воплотили в себе и блестящий подъем московского искусства конца XV-XVI века, и самобытные черты творчества местных мастеров. Без них история русского искусства осталась бы для нас далеко не полной. Кирилло-Белозерский монастырь с его могучими стенами и богато украшенными храмами, Ферапонтов монастырь со всемирно известными фресками Дионисия принадлежат к числу наиболее значительных творений русской художественной культуры. Кирилло-Белозерский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII вв. Рец. на кн.: Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII веков. СПб.: Нестор-История, 2015. 720 с. (Труды Санкт-Петербургского института истории РАН. Вып. 1(17)) Выпуск 1(17) Санкт-Петербургского института истории РАН возобновляет издание Трудов Ленинградского отделения Института истории (Труды ЛОИИ). Увидевший свет выпуск посвящен истории Русской Православной Церкви XVI–XVIII вв. В него включены работы сотрудников Санкт-Петербургского института истории РАН, основанные преимущественно на документах фондов Научно-исторического архива института. Сборник в целом выглядит скорее как коллективная монография: читатель получает представление о потенциале, какой дают современной исторической науке монастырские архивы Московского царства. Открывает сборник статься З. В. Дмитриевой. Основанная на материале архива Кирилло-Белозерского монастыря, статья содержит важные данные о проблеме, ключевой для истории Московского царства начала XVII в.: проблеме голода 1600–1602 гг. автор поставила задачу показать, как обеспечивали себя хлебом крупные монашеские общины. Известия о голоде исследовательница соотносит с хлебным бюджетом Кириллова монастыря. В статье вводятся в научный оборот «хлебные» книги Кирилло-Белозерского монастыря начала XVII в., которые позволяют воссоздать организацию в монастыре «хлебного хозяйства». В статье содержится скрытая полемика с Р. Г. Скрынниковым. З. В. Дмитриева показывает, что данные из Кириллова Белозерского монастыря дают возможность говорить о том, что были локальные исключения из ужасной картины голода, рисуемой нарративными источниками. Организация зернового хозяйства Кирилло-Белозерского монастыря позволяла даже в самые голодные годы собирать с вотчинных крестьян необходимое для поддержания жизни монастырских насельников количество хлеба.

http://sedmitza.ru/lib/text/6417230/

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Кирилла Белозерского. Карта и ближайшие объекты Первая церковь Кирилла Белозерского была построена в 1585-1587 годах. Церковь была бесстолпной и одноглавой, к 1773 году церковное здание очень сильно обветшало, подпиралось контрфорсами и имело много трещин – все это послужило основанием для возведения новой каменной церкви. В 1782 году прежняя церковь была полностью разобрана, и началась закладка новых фундаментов. Полная перестройка церкви осуществилась в 1825 году. Храмовые формы соответствуют эпохе позднего барокко. Стоит отметить, что новая церковь Кирилла Белозерского была не просто тщательно, а профессионально спроектирована; ее возведение осуществлялось согласно присланному чертежу, над которым трудился архитектор. Во всем внешнем виде храма отчетливо прослеживаются ордерные формы, а его пропорции можно признать удачными. Храм достаточно красив, хотя и немного зауряден для своего времени. На сегодняшний день церковь не имеет небольшого притвора, хотя на снимках 1972 года его еще можно увидеть. К сожалению, внутреннее убранство церкви не сохранилось: резной иконостас Кирилловского храма был разобран и передан в церковь Иоанна Предтечи, в которой находится и сейчас. Резной покров Кирилловой раки также утрачен, а его крышка нашла свое место в Оружейной палате в качестве ценного вклада. Узорчатая роспись стен была осуществлена под конец 19 века. Источник информации Среди древнерусских архитектурных ансамблей Кирилло-Белозерский монастырь занимает особое место не только благодаря своим масштабам, но и благодаря своей сохранности. Из одиннадцати каменных храмов, воздвигнутых здесь в XV-XVII веках, до нас дошло десять. Утрачен лишь один - церковь преподобного Кирилла, поставленная над его гробом. В 1780-е годы она была сломана и заменена существующим ныне зданием, не лишенным своего художественного интереса, но относящимся уже к иной эпохе и никак не связанным с местной традицией, характерной для кирилловского церковного строительства допетровской поры.

http://sobory.ru/article/?object=05138

Михаило-Архангельский храм (Вертлино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Село Вертлинское на реке Сестре (таково старинное название современной д. Вертлино), впервые встречается в летописях 1570г., когда Вертлинское уже было селом и принадлежало Кирилло-Белозерскому Успенскому монастырю. Известно, что Вертлинское с деревнями и пустошами Кирилловскому монастырю пожертвовал царь Иоанн Васильевич, когда еще храма в нем не было. Церковь была построена на средства монастыря и ее престол по монастырской традиции освятили в честь преподобного Кирилла, Белозерского чудотворца. Деревянный храм преподобного Кирилла существовал до начала XVII столетия, когда подобно многим подмосковным церквям он был сожжен, а само село превратилось в пустошь. Во второй половине XVII столетия (1676 г.) в царствование Алексея Михайловича пустошь Вертлинская была вновь заселена монастырскими крестьянами. В 1680 г. по благословению настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Никиты на старом церковном месте в селе Вертлинском Дмитровского уезда Лутосенского стана была построена новая деревянная церковь. Тогда храм в Вертлинском получил новое посвящение в честь Святого Архистратига Михаила, а старый престол во имя преподобного Кирилла был перенесен в отдельный придел. К концу XVII в. деревянная церковь сильно обветшала, и в 1775 году была построена вновь однопрестольная деревянная церковь в честь святого Архангела Михаила. В начале мая 1825 года на имя архиепископа Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) поступило прошение от прихожан села Вертлинского о желании построить на собственные средства каменную церковь в честь святого Архангела Михаила. К прошению прилагался приговор общего схода прихожан, а так же выполненный архитектором план и фасад предполагаемого храма. Возможно, автором проекта является известный московский архитектор А.Ф. Элькинский, которому заказывали проекты храмов для казенных селений. Высокопреосвященный Владыка Филарет одобрил проект Архангельского храма и 30 сентября 1825 года подписал храмозданную грамоту. Помня о принадлежности села Вертлинского Кирилло-Белозерскому монастырю, храмоздатели решили устроить в трапезе нового храма теплый придел во имя преподобного Кирилла Белозерского и тем самым подтвердить старую духовную традицию особого почитания своего святого покровителя.

http://azbyka.ru/palomnik/Михаило-Арханг...

К.Ю.Новиков Канон «Умиленный» или «Покаянный» преподобного Григория Синаита по каноннику преподобного Кирилла Белозерского Источник ГРМ, ДР. ГР. 15, 1407 г. Статья 1 посвящена публикации ранее не издававшегося канона «Умиленного» прп. Григория Синаита – важнейшего деятеля исихазма. Представлен славянский текст канона, его разночтения, а также опыт перевода на современный русский язык и комментарии. Даны вводные сведения об источнике, послужившем к публикации, о распространенности произведения, а также характеристика молитвенного творчества прп. Григория. Исследования исихазма весьма многочисленны. Современная наука, как светская, так и церковная проявляет значительный интерес к этому столь разностороннему и значительному явлению. Доказательство тому – появление в свет в 2004 году книги «Исихазм. Аннотированная библиография» 2 . В предисловии к этому коллективному труду С.С. Хоружий, в частности, пишет: «...в общем корпусе литературы исихазма следует различать два рода литературы: литературу обычную, входящую в книжную культуру и подлежащую обычным правилам научно-библиографического дискурса, и «рабочую литературу аскезы», которая интегрирована в аскетическую практику и вместе с нею подчиняется законам аскетического дискурса. «Рабочая литература» – очень специфическое явление, с особыми свойствами и законами бытования (к нему приближается изучавшаяся некоторыми учёными, например, Г.М. Прохоровым в России, категория «келейной литературы»). Надо учитывать, в частности, что в эту литературу, даже в эпоху Гутенберга, входили, в первую очередь, не книги, а рукописи; и эти рукописи, прежде, а отчасти и ныне, рассеянные по очагам Традиции (речь об исихазме – К.Н.), заметной частью остаются неизданными до сих пор» 3 . Именно с такой неопубликованной рукописью, относящейся к «рабочей литературе аскезы», и посчастливилось иметь дело автору статьи. Речь идёт о книге келейной библиотеки одной из самых значительных личностей в среде российских исихастов – прп. Кирилла Белозерского (1337–1427).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня монастырей. Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре» Паисия (Ярославова) , К. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря. 11 апр. 1448 г. Ростовский, Ярославский и Белозерский еп. св. Ефрем возвел К. в сан игумена Кириллова Белозерского мон-ря (АСЭИ. Т. 2. С. 58-59. 97). В «Сказании…» Паисия (Ярославова) и в Житии прп. Кирилла Белозерского, написанном Пахомием Логофетом , говорится, что К. «самовидец бяше блаженнаго». Это позволяет предположить, что К. пришел в Кириллов мон-рь при жизни прп. Кирилла Белозерского (т. е. до 9 июня 1427), а также датировать рождение К. временем не позже нач. XV в. (Утверждение И. С. Некрасова о том, что К. был выходцем из Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастыря, не находит подтверждения.) Грамота еп. Ефрема адресована «в ограду святые Богородици в Кирилов манастырь… старцю Касьяну», т. е. ко времени возведения в сан игумена К. был старцем Кирилловой обители. К. сменил на посту настоятеля игум. Трифона , в 1448 г. ставшего настоятелем Спасского мон-ря в Московском Кремле (см. Новоспасский московский в честь Преображения Господня мон-рь ) и духовником вел. кн. Василия II Васильевича (в 1462 Трифон был хиротонисан на Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа). Согласно спискам игуменов Кирилловой обители, К. был настоятелем 22 года (см., напр.: РНБ. Соф. 1418. Л. 10; 1166. Л. 154; 1499. Л. 17). Первое игуменство К. продолжалось 17 лет, до 1465 г., когда вслед. усилий Ростовского архиеп. Трифона, предшественника К. на посту настоятеля в Белозерском мон-ре, во главе обители встал брат Трифона Филофей. Вел. кн. Иоанн III Васильевич и ктитор Кириллова монастыря белозерский кн. Михаил Андреевич признали Филофея (дали ему жалованные грамоты). Однако через год белозерский князь сместил Филофея и вернул в обитель К. Согласно трактовке событий в Судном списке митр. Геронтия по вопросу подсудности Кириллова Белозерского мон-ря 1478/79 г., архиеп. Трифон поставил Филофея игуменом без ведома князя, а князь велел его «поимати, и оковати, да и монастырь у него отняти». К. был возвращен на игуменство «по челобитью и по прошению всеа братьи», очевидно, преподобный пользовался авторитетом в мон-ре и имел там немалую поддержку (АСЭИ. Т. 2. С. 279-282. 315). В 1467 г., вскоре после изгнания Филофея, архиеп. Трифон оставил Ростовскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010