502 Вытная книга ключа Старого Волока Славинского Кирилло-Белозерского монастыря 1655 года (подготовка к печати З.В. Дмитриевой). – Проблемы истории и культуры. Ростов, 1993, с. 49–51. 503 Выть – единица обложения крестьян повинностями в пользу государства и монастыря, исчислялась в зависимости от размеров и качества земли. На землях Кирилло-Белозерского монастыря в XVI– XVII веках система обложения отличалась от государственной. Можно выделить две основные особенности: 1) выть не была унифицирована, на одну выть приходилось от 3 до 10 четвертей пашни в одном поле; 2) в вытном письме была только часть обрабатываемых земель. – Аграрная история Северо-Запада России XVII века (население, землевладение, землепользование). Отв. ред. А. Л. Шапиро. Л., 1989, с. 176–178. 505 Вытные книги – вотчинные кадастры – составлялись монастырской администрацией для упорядочивания системы обложения, учета тяглых земель, а также крестьян, плативших оброки монастырю. 506 Рукопись хранится в СПбФ ИРИ, кол. 115, д. 1071, л. 4–24 об.; ее текст опубликован: Вытная книга ключа Старого Волока Славинского..., с. 49–60. 508 Опубликована З.В. Дмитриевой: Вытные книги села Рукина Слободка с деревнями 1620–1660-х годов. – Кириллов краеведческий альманах, вып. 2. Вологда, 1997, с. 230–241. 510 Там же, кол. 115, д. 1072, л. 2. Подробно об этом: Дмитриева З.В. Некоторые аспекты метрологии вытных книг. – Вспомогательные исторические дисциплины, вып. XVI. Л., 1984, с. 148–154. 511 РНБ, СПб ДА, АП/41, л. 3 (далее АП/41). Подробное описание этой рукописи: Дмитриева З.В. Вытная книга келаря Кирилло-Белозерского монастыря старца Матфея Никифорова 1665 года. – Русь и южные славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894–1987). Сост. и отв. ред. В.М. Загребин. СПб., 1998, с. 371–378. Описание села Рукина Слободка опубликовано – Вытные книги села Рукина Слободка с деревнями 1620–1660-х годов, с. 242–272. 514 Размер четверти ржи колебался от 4 до 8 пудов (Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. М., 1975, с. 103–113). В данном расчете принята минимальная четверть – 4 пуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, перед нами сочинения еще одного русского писателя–исиха- ста, человека, пытавшегося реформировать скитское монашеское жительство, средний, или «царский», подвижнический путь, возводя частный случай — жития в келье по двое или по трое — в ранг правила. Их полемический задор направлен против тех, кто считал, что в кельях иноки должны жить по одному. Судя по традиции Нило–Сор- ского скита, в этом был убежден и сам Нил Сорский, которого он пристрастно комментировал. Как реформатор их автор потерпел неудачу, а как писатель остался неизвестным, хотя они получили — чаще всего без его имени или с чужим именем — широкое распространение благодаря русским эмигрантам в Молдавии, Румынии и Болгарии и оптинским издателям. Незаметно, однако же, чтобы их яркая смысловая особенность и полемичность были кемто приняты во внимание: уже одно это не позволило бы считать их автором Василия Поляномерульского. Теперь к этому аргументу добавилась их атрибуция Иннокентию в четырех списках, о которых мы говорили. Они, я думаю, дают нам право восстановить Иннокентия Комельского в его авторских правах, хотя, конечно, очень желательна находка списка «Надсловия», «Пристежения» и трактата «О внутреннем делании» предшествующего XVIII веку времени, — чтобы говорить о втором, после Нила Сорского, писате- ле–исихасте Древней Руси с абсолютной уверенностью. Заметка «Яко добро есть писати святыя книгы» и «Завет» Иннокентия Комельского Заметка «Яко добро есть писати святыя книгы» и «Завет» инока Иннокентия воспроизводится здесь по списку РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 25/1102, Сборник «Ниловы главы», лл. 162 об. и 284 об-287. Вся книга писана одной рукой в сер. XVI в. В письме часты графические грецизмы, например, «у» — в виде греческого «о». Приводить разночтения по другим известным спискам «Завета» (РНБ, Кирилло–Белозерское собр., сер. XVIb., лл. 392–396 об.; РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 20/1259, XVI в., лл. 400- 401 об.; РНБ, собр. Кирилловского музея, 12, сер. XVIII в., лл. 13–15 об.; РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 61/1300, XIX в., лл. 10 об-12 об.) представляется бессмысленным, так как смысловых разночтений они не дают.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

XIX - нач. XX вв. по док-там ГА Новгородской обл.//Духовное, ист. и культурное наследие Кирилло-Белозерского мон-ря: К 600-летию основания. СПб., 1998. С. 188-195; Камкин А. В., Кубарева Е. В. О братии Кирилло-Белозерского мон-ря перед секуляризацией//Кириллов. 1998. Вып. 3. С. 93-100; Мазалецкая В. А. Надгробные памятники Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. С. 56-64; она же. Некрополь Кирилло-Белозерского мон-ря//Кирилло-Белозерский ист.-архит. и худож. музей-заповедник, 1924-2004 гг. М., 2004. С. 57-58; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998; Сахаров И. В. Храм как родовая усыпальница: Захоронения князей Воротынских во Владимирской ц. Кирилло-Белозерского мон-ря//Духовное, ист. и культурное наследие Кирилло-Белозерского мон-ря. 1998. С. 228-257; Балаченкова А. П. Книжные инвентари Кирилло-Белозерского мон-ря XV-XVII вв.//Ферапонтовский сб. М., 1999. Вып. 5. С. 42-59; Шаромазов М. Н. Резные царские врата сер. XV в. из Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. С. 231-237; Кистерев С. Н. Рус. книги Константинополя и Афона в Москве, Твери и Новгороде в кон. XIV - 1-й трети XV в.//MOCXOBIA: Проблемы византийской и новогреческой филологии. М., 2001. Вып. 1: (К 60-летию Б. Л. Фонкича). С. 219-226; он же. Греч. интересы старцев Кирилло-Белозерского мон-ря во 2-й пол. XV - 1-й четв. XVI в.//Каптеревские чт. М., 2009. Вып. 7. С. 20-25; Поздеева И. В., Пушков В. П., Дадыкин А. В. Московский Печатный двор - факт и фактор рус. культуры: 1618-1652 гг. М., 2001; Шибаев М. А. Младшая редакция Софийской 1-й летописи и проблема реконструкции истории летописного текста XV в.//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 340-385; он же. Принципы составления описей книг Кирилло-Белозерского мон-ря в кон. XV в.//Рус. история и культура: Статьи. Восп. Эссе: Сб. СПб., 2007. С. 41-51; он же. Кодикологические наблюдения над описью книг Кирилло-Белозерского мон-ря кон. XV в. в сб.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В Российской национальной библиотеке планируется оцифровать средневековую библиотеку Кирилло-Белозерского монастыря 10 января 2023 г. 11:47 Коллектив ученых Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга намерен полностью оцифровать хранящуюся в ее стенах средневековую библиотеку Кирилло-Белозерского мужского монастыря и создать ее трехмерную виртуальную копию. Заявка на финансирование проекта подана в Минкультуры РФ, сообщил 7 января 2023 года старший научный сотрудник отдела рукописей РНБ Иван Поляков. Уникальность этой монастырской библиотеки состоит в том, что в ней из всех сохранившихся средневековых русских библиотек осталось больше всего рукописей XV века, считающихся большой редкостью, отметил И. Поляков. «Еще одна уникальная черта этой библиотеки в том, что от XVII века остались очень подробные описи всего монастырского имущества. Поскольку библиотека находится у нас в буквальном смысле в ручном доступе, мы с коллегами определили, как соотносятся библиотечные пометы и шифры, и сейчас мы с вероятностью 85% можем сказать, где какая книга находится. Тем самым мы можем дать возможность людям буквально оказаться " внутри " монастырской библиотеки XVII века, прикоснуться и почитать оцифрованные рукописи», — рассказал И. Поляков. По его словам, эта монастырская библиотека до сих пор полностью не исследована. «Ею очень давно занимаются, однако занимаются классическими темами: рукописями Кирилла Белозерского, рукописями монаха Ефросина, рукописями XV века, первой половины XVI века. Однако в целом состав, структура и история формирования библиотеки по-прежнему исследованы недостаточно», — пояснил сотрудник библиотеки. Ученые планируют оцифровать все 1,5 тысячи рукописей и сделать их научное описание, для этого предполагается привлечь специалистов Института русской литература (Пушкинского дома) РАН, Санкт-Петербургского института истории РАН и других учреждений науки и культуры. В рамках проекта также планируется объединить в виртуальном пространстве рукописи монастыря, попавшие в другие учреждения. «То, что есть в московских и петербургских архивах, музеях, — это буквально единицы. Их тоже придется " подстегнуть " к этой большой библиотеке», — отметил Иван Поляков. Кроме того, будут сделаны референсы ко всем известным описям (есть описи от конца XV до конца XVIII века).

http://patriarchia.ru/db/text/5994406.ht...

Разделы портала «Азбука веры» 19 Сен 2023 Фото: www.blagovest-info.ru Вологда, 18 сентября. Редкие книги XVIII-XIX веков из коллекции старопечатных изданий Кирилло-Белозерского музея-заповедника отреставрировали. Теперь они готовы для дальнейших исследований, передает телеканал «Культура». Хранилище старопечатных книг – место, куда обычным посетителям вход недоступен. Здесь работают люди, сохраняющие историю до каждой буквы. Недавно сюда доставили очередную партию отреставрированных редчайших книг кириллической и гражданской печати. Всего восемь памятников XVIII и XIX bekob. «В числе этих книг – «Поучительные слова, сказанные архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Иоакимом Карпинским». Человек был очень грамотный, учёный. Называли его, знавшие его люди, даже Цицероном. Эта книга интересна тем, что она происходит из Кирилло-Белозерского монастыря», – рассказала хранитель фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника Альбина Смирнова. Вернувшиеся в Музей книги происходят из церквей и монастырей. На переплёте и страницах были разрывы, отсутствовали фрагменты листов. Реставрировать столь ценные экземпляры взялись специалисты суздальского филиала Санкт-Петербургского государственного института культуры. Задача непростая – вернуть фолиантам первозданный вид, сохранив все записи, пометки, штампы и печати. «Вот так выглядела книга гражданской печати XVIII столетия. Реставраторы, как видите, сделали новый переплёт, несомненно, сохраняются фрагменты-элементы оригинальных старых переплётов», – добавила Альбина Смирнова. В процессе работы проведены визуальные и лабораторные исследования, обеспыливание, демонтаж, промывка, восполнение утрат. В некоторых случаях – закрепление печатей, записей, применялась также химическая обработка. Сейчас отреставрированные книги находятся в коробах, сделанных из бескислотного картона, который максимально убережёт раритетную начинку от невидимых глазу воздействий. Восстановленные издания занимают своё особое место в специальном фондохранилище, где постоянно для них поддерживается идеальный для сохранности книг режим – влажность около 50%, температура воздуха +18 – 20 градусов.

http://azbyka.ru/news/v-kirillo-belozers...

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916) Описание На картине за спиной игумена Кирилла изображены седовласые старцы-чернецы; а за спиной царя  — приближенные дворяне. Художник представляет здесь две ветви власти духовную и мирскую, с глубоким психологизмом передавая настроение и эмоции монахов и светских людей. Так, фигуры монахов демонстрируют смирение, они глядя на царя, стоящего перед ними на коленях, понимают что  желание Ивана Грозного является сиюминутным порывом, в котором проявляется страстный, противоречивый характер самодержца. На это указывают и движения Ивана Грозного – резкие, порывистые. Царь смотрит в глаза чернецу, требуя, чтобы он совершил постриг. Монах, понимая свое отчаянное положение, предвидя, возможно, многие беды, которые ждут русский народ впереди, молчит. И здесь создается коллизия – нельзя потворствовать этому страстному порыву царя, но и невозможно противостоять Ивану Грозному открыто. В таком же положении и другие чернецы, для них единственно мудрое решение – положиться на волю Божию. Зная, что за этим поступком царя может последовать иное решение (царь переменчив, и милость может сию же минуту смениться гневом), они готовы к любому развитию событий: к смерти или же, напротив, к царской благосклонности. Рядом с царем – его свита. Здесь настроение совсем иное: смесь любопытства, некоего презрения и пренебрежения к чернецам. Их позы свободны, можно сказать, что несколько развязны. Они готовы в любую минут последовать приказу самодержца: им все равно, каков будет этот приказ: помиловать монахов, одарив их подарками или же убить. Все происходящее ими воспринимается как игра, еще одна царева выходка, потеха. На первом плане выделяется массивная фигура Малюты Скуратова. Подавшись вперед, как верный пес он внимательно следит за каждым движением царя и игумена Кирилла, ожидая развязки события. Однако игумен Кирилло-Белозерского монастыря поступит мудро: он благословит царя на обет послушания – это еще не монашество, а только подготовка к нему. Позже царь скажет: «Мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец». История

http://azbyka.ru/art/car-ivan-groznyj-pr...

Елена Анатольевна Моршакова, заведующая отделом Оружейной палаты Московского Кремля, считает большим достоинством экспозиции то, что она посвящена одному шедевру и не вмещает в себя других произведений. — Мы имеем уникальную возможность увидеть иконостас так, как его видели наши предки с XV по XVII век, ведь настенная роспись в Успенском соборе появилась только в XVII веке; то есть этот иконостас был некогда единственным элементом храмового убранства. В XVIII веке иконостас был разобран и заменён витиеватой конструкцией, выполненной согласно художественным веяниям того времени. О бесценных сокровищах надолго забыли. От зрителя требуется работа Сегодняшний главный хранитель большинства икон, составлявших великий иконостас, – Михаил Николаевич Шаромазов, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Он рассказал, что в настолько полном виде (из почти 60 икон мы недосчитываемся только двух) иконостас, иконы которого «рассеяны» по нескольким музеям страны, ещё не представал перед зрителем ни разу. — В опубликованных в советское время изданиях по истории русского искусства о нём практически не пишут. В то время он ещё не был отреставрирован, не был собран, поэтому студенты моего поколения об этом уникальном комплексе ничего не знали. И сейчас важно вернуть его нашей культуре. Попытка собрать иконостас была предпринята во время Олимпиаы 1980, однако тогда выставка прошла незамеченной. Это вторая выставка, и теперь иконы можно увидеть отреставрированными Каждого, кто видит иконостас впервые, поражает глубина небесной лазури на некоторых иконах. Кажется, краска была наложена только вчера современным мастером. Не верится, что в «тёмном» средневековье уже умели добывать такой яркий, насыщенный цвет. Шаромазов поясняет: — Реставраторам удалось сохранить лазурит, который под слоем олифы и пыли утратил звучание и стал блекло-зелёным. И вот представьте себе, этот невероятный цвет когда-то встречал каждого входящего в храм! Директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника признаёт, что экспозиция древней церковной живописи требует большой «отдачи» от зрителя. — В последнее время зритель привык, чтобы за него «жевали», «клали в рот» и даже «проглатывали». Если ты не хочешь работать над собой, внутренне расти, выставка ничего не даст. Темперамент в темпере

http://pravmir.ru/ikonostac-kirillo-belo...

241 Определением Правительствующего Сената по вопросу об обложении принадлежащих Кирилло-Белозерскому монастырю и Нило-Сорской пустыни озер поземельным на земские повинности сбором разъяснено, что 1) на основании п. б. § 2 ст. 5 прим. к ст. 55 Уст. о Зем. Пов. и ст. 2 врем. прав. для зем. учреж. по дел. о зем. пов. (Особ. прим. к Уст. о Зем. Пов. изд. 1876 г.) «от поземельного сбора на местные земские повинности исключаются во всех губерниях и областях земляные, лесные и прочие угодья, данные Правительством на содержание церквам и церковным причтам, монастырям и архиерейским домам; 2) таким образом помянутые имущества изъяты от земельного сбора полностью, а не в какой-либо определенной части;3) озера, данные Правительством Белозерскому монастырю и Нило-Сорской пустыни, должны быть отнесены к угодьям, о которых говорится в приведенных статьях закона, и 4) ст. 462 г. Зак. Меж. не относится к отводимым монастырям рыбным ловлям, площадь какого отвода каналом не определена. Вследствие этого Правит. Сенат, признав постановление Новгородского Губернского Земского Собрания 26 Января 1864 г.» о привлечении к земскому сбору Сиверского, Зауломского, Бородаевско-Ферапонтовского и Спасского озер в кириловском уезде, не имеющим законного основания, отменил такое постановление. При этом из настоящего определения Правительствующего Сената видно, что принадлежащие Кирилло-Белозерскому монастырю озера – Иверское и Зауломское, а Нило-Сорской пустыни – Бородаевско-Ферапонтовское и Спасское озера даны упомянутому монастырю и пустыни Правительством на их содержание, при чем Сиверское озеро есть писцовое и отведено монастырю на основании п. 5 Высочайшего указа Св. Синоду от 18 Декабря 1779 г. (ст. 458 т. 10. ч. 3 Свод. Зак. 1857 г.) Зауломское, Бородаевско-Ферапонтовское и Спасское даны в надел от казны. На этом основании Губернская Управа доложила собранию, что означенные озера, быв отведены монастырю и пустыни в пользование казной подлежат, поэтому, исключению при раскладке. Но губернскому собранию надлежит установить: в каком именно размере рыбные ловли подлежат исключению из раскладки.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Наряду с рукописями богослужебного назначения, которых всегда было больше, встречаются «Сборники», в которых приписаны статьи светского содержания (из области истории, естественных наук, ведения хозяйства и медицины). Р. П. Дмитриева, выявляя светскую тематику в сохранившихся рукописях Кирилло-Белозерского монастыря, пришла к выводу, что из 169 рукописей XV века 18 «Сборников» имеют информацию светского содержания. Рукописи встречаются как четко ориентированные на информацию светского содержания, так и приписанные к богослужебным книгам, что указывает на их келейное употребление. В этих «Сборниках» XV века содержатся рукописи, содержащие краткую новгородско-псковскую летопись, статьи с родословными, списки митрополитов, архиепископов Великого Новгорода, список игуменов Кирилло-Белозерского монастыря; различные хронографы, например, любимая на Руси «Александрия»; тексты и заметки, посвященные истории отдельных земель Руси (Полоцк, Ростов); статьи географического содержания — «О четырех морех», «О теплых водах», «О облацех», «О 12 ветрех», «О грому и молнии»; отрывки из глав «Иудейской войны» Иосифа Флавия; апокрифические сказания, например, различные легенды о царе Соломоне . Немало рукописей второй половины XV века, в том числе и светского содержания, написаны известным книгописцем обители монахом Ефросином. По его автографам на рукописях можно судить о различных сферах его интересов: исторические («Хождение игумена Даниила», отрывки из «Еллинского летописца», «Летописец патриарха Никифора», Краткий русский летописец, хронологические отчеты, рассказ Плутарха о победе афинян при Марафоне, отрывки из «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия, предания об Александре Македонском); литературные произведения («Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Дракуле», «Задонщина», «Плач Адама о рае»); статьи на географические и естественнонаучные темы (записи о затмениях солнца, медицинского содержания) . Весь этот разнообразный корпус рукописей переписан по данным автографов на них от монахов самого монастыря, что свидетельствует о сферах интересов братии прославленной северной обители.

http://bogoslov.ru/article/6174669

М.; Л., 1988; Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г.//Книжные центры Древней Руси. Л., 1991. С. 24–41; Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1591 гг.//Там же. С. 42–99; Опись Корнилиева-Комельского монастыря 1657 г./Публ. Ю. С. Васильева//Городок на Московской дороге: Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1994. С. 130–169; Отписная книга Воскресенского Горицкого девичьего монастыря отписчиков Кириллова монастыря черного попа Матвея и старца Герасима Новгородца игуменье Марфе Товарищевых 1661 г.//Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 93–104; Отписная книга Троицкого Усть-Шехонского монастыря 1660 г.//Белозерье: Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 93–104; Описи Савино-Сторожевского монастыря. М., 1994; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г.: Коммент. издание. СПб., 1998; Опись строений и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 г.//Белозерье: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1998. С. 130–165; Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI–XVIII вв. СПб., 2003. С. 55–83; Описи Соловецкого монастыря XVI в.: Коммент. издание. СПб., 2003; Шамина И. Н. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря 1701–1702 годов//Вестник церковной истории. 2010. 1/2(17/18). С. 17–107; и др. Публикация осуществлена на основе «Правил издания исторических документов в СССР» (Правила издания исторических документов в СССР. М., 1990). Описи Соловецкого монастыря XVI в. Французов С. А., Турилов А. А. Григентий//Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 448. ОР РНБ, Солов. собр., 802/912. Подробнее об этом см.: Описи Соловецкого монастыря XVI в. Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. С. 33; Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1591 гг. С. 76. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г. С. 132, 309–310. Описи Соловецкого монастыря XVI в. С. 159–160. Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной библиотеки, церковно-славянских и русских. Вильна, 1882. С. XXIX. См., например: ОР РГБ, ф. 256 (собр. Румянцева), 000; ф. 37 (собр. Большакова), 61; ф. 228 (собр. Пискарёва), 106; ф. 178 (Муз. собр.), 4295; ф. 173.1 (собр. МДА), 159; ф. 247 (Рогож. собр.), 81 и 88; и др. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/4157217/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010