Гл. 7, 15 телцá единаго от волóв, овнá единаго, áгнца единаго единолетна во всесожжéние один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение Гл. 7, 16 и козлá от кóз единаго грехá рáди один козел в жертву за грех «Изображается Христос в тельце, – говорит св. Кирилл Александрийский , – по причине его великой крепости и потому что преимуществующий между ручными и чистыми животными есть телец, превосходящий и величиною тела, – так и всё, относящееся ко Христу, имеет мысленное превосходство, и Сам Он превосходит и превышает всё ни с чем не сравнимым отличием; в овне – по причине его совершенства, в агнце – по причине его незлобия, в козле – по причине заклания его за согрешивших, так как козёл, по закону, есть жертва за грех ( Лев.16, 10 ), а Еммануил ради нас подвергся смерти, и мы искуплены от прежних грехов по причине заколения, которое претерпел Он за нас» (тв. ч. 2, стр. 247–248). Гл. 8, 8 и да вóзмут телцá единаго от волóв, и сегó жéртву муки пшеничны, спряжены с елéем, и телцá единолетна от волóв да вóзмеши грехá рáди и пусть возьмут тельца и хлебное приношение к нему, пшеничной муки, смешанной с елеем, и другого тельца возьми в жертву за грех Гл. 8, 12 левити же да возложáт рýки на главы телцéв: и да сотвориши единаго о гресе и единаго во всесожжéние Гóсподу, умилостивити о них а левиты пусть возложат руки свои на голову тельцов, и принеси одного в жертву за грех, а другого во всесожжение Господу, для очищения левитов По объяснению св. Кирилла Александрийского , «в обоих тельцах указывается Христос: в тельце, приносимом во всесожжение, как всецело святой... На Него же указывает и телец, за грех истребляемый огнём (ибо Ис.53, 5 ). Первый всесожигается, а второй закалается, дабы в двух ты уразумел одного, как бы в совершенных добродетелях благоуханнейшего мысленно и как бы в простоте и незлобии закалаемого ( Иер.11, 9 )» (тв. ч. 2, стр. 317). Гл. 9, 8 И приидóша мýжие, иже бяху нечисти о души человечи, и не можáху сотворити пáсхи в тóй дéнь: и приидóша пред Моисéа и Аарóна в тóй дéнь

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Господи, даровавший вечный свет жизни и крепость рабам Твоим и сохранивший их во многие прошедшие дни и ночи в мире, благослови их и в этот день и после, через Господа на­его Иисуса Христа, через Которого Тебе, и с Ним и Святым Духом, слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон Будем благодарить Господа, Которого святыню мы приняли; чтобы принятое нами было нам в жизнь души и во исцеление, будем молиться и просить, прославляя Господа Бога нашего. Священник Буду превозносить Тебя, Царь мой и Боже мой, и благословлять имя Твое во веки и веки (см. Пс. 144, 1 ). Народ Отче наш, сущий на небесах, не введи нас во искушение, когда мы сделались причастниками святого Тела и драгоценной Крови; и благодарим, что Ты сподобил нас причаститься славного и святого Таинства, превосходящего всякое разумение; буду благословлять и прославлять имя Твое во веки и веки. Народ Отче наш... Священник Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плот святое имя Его во веки и веки ( Пс. 144, 21 ). Народ Отче наш... Священник Правитель душ, руководитель святых, слава праведных, даруй нам, Господи, очи разумения, которые постоянно созерцали бы Тебя, и уши, которые слушали бы только Тебя, когда насытилась душа наша благодати Твоей. Сердце чистое сотвори в нас, Господи (см. Пс. 50, 12 ), чтобы нам постоянно разуметь благость и человеколюбие Бога нашего; будь милостив к душе нашей, и ум чистый и правый даруй нам, принявшим Тело и Кровь Твою, смиренным рабам Твоим; ибо Твое Царство, Господи, хвала и благословение, Отец, Сын и Святой Дух, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва благословения Священник Господи Боже наш, свет непомрачаемый, призри на рабов Твоих и рабынь Твоих, и насади в сердцах их страх имени Твоего, и назнаменуй их, чтобы в благословении плодотворны были они, которым дано Тело Твое и Кровь Твоя, и чтобы оно почивало на приклонивших головы свои перед Тобой, мужами, женами и младенцами, народом Твоим, и нас к ним сопричти, огради, направь и спаси силой Архангелов Твоих. От всякого злого дела отклони нас, ко всякому доброму делу направь нас, через Христа, Единородного Сына Твоего, через Которого и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Да не возвратится раб Твой, Владычица, постыженный и поруганный от Тебя, – умолял я Заступницу усердную. – У тебя в келье Мой враг, как же ты просишь Меня войти? – ответила мне Богородица и стала невидима. Проснувшись, я начал плакать и скорбеть, но поскольку никого другого в моей келье не было, то задумался, не погрешил ли я чем в мыслях против Пречистой, за что Она и отвратилась от меня. Однако ничего не находил, и продолжал пребывать в недоумении и скорби. Чтобы утешиться, я стал читать книгу Исихия, пресвитера Иерусалимского , которую некоторое время назад попросил у него. В конце этой книги я обнаружил два богохульных слова нечестивого Нестория. Вот тогда я понял, что он и есть враг Богородицы, который был в моей келье. – Брат, возьми свою книгу, ибо я получил от нее больше вреда, чем пользы, – сказал я отцу Исихию. Когда тот узнал причину, ибо я рассказал ему о видении, он исполнился Божественной ревности и в тот же час вырвал из книги те два богохульных слова и сжег их, чтобы и в его келье не было врага Владычицы нашей Богородицы. «Только одному Богу свойственно быть безгрешным и свободным от всякой страсти», – пишет Григорий Богослов в надгробном слове Василию Великому , поэтому мы не должны замалчивать здесь о грехе великого Кирилла Александрийского . Угодники Божии, какими бы святыми они не были, как и все люди подвержены человеческой немощи и каким-то небольшим страстям. Свою страсть святитель исправил удивительным образом. Поскольку великий Кирилл был племянником патриарха Феофила, врага Иоанна Златоуста , он поверил в истинность ложных обвинений против святителя не по злобе, но по простоте: «незлобивый муж… верит всякому слову» ( Притч. 14:15 ) и у него сложилось недоброе предубеждение против божественного отца нашего Златоуста. Он гневался на него не только при жизни архипастыря, но и после его смерти, и не хотел, как это обычно принято, поминать в диптихах среди прочих благочестивых патриархов блаженного Иоанна. Следующий после Арсакия предстоятель Константинопольской Церкви Аттик написал Кириллу, что он и сам был врагом Златоуста, но потом, размышляя, понял, что тот святой муж был невиновен, поэтому раскаялся, сопричислил святителя со святыми, неукоснительно стал поминать почившего, и по-братски советовал Папе и патриарху Александрийскому поступить таким же образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Диакон Молите Бога со страхом. Священник Помяни, Господи, мое ничтожество и смирение души моей, и подай мне, чтобы я понимал, сколь велико достоинство предстоять мне перед святым Твоим жертвенником. Отгони от меня все похоти безумия и юности, и да не будет это (служение) тяжко для меня, когда нужно будет давать отчет в тот страшный день. Избавь меня и от всех действий силы противника, и не погуби меня за неправды мои, и не прогневайся на меня вовеки, и не соблюдай против меня зол моих, но яви мне благость Твою ко мне, и избавь меня, недостойного, по множеству милости Твоей ко мне, – тоном Бытия 964 , – чтобы мне благословлять Тебя всегда во все дни жизни моей. Господи, помилуй. Помяни, Господи, это священническое святое Твое собрание и весь священнический чин. Диакон Молитесь о сем святом священническом собрании и обо всём чине православных священников, чтобы Христос Бог наш утвердил их в православной вере даже до последнего дыхания. Священник И весь священнический чин православных, и весь народ, который стоит перед Тобой. Помяни нас, Господи, в милосердии и милостях, и истреби неправды наши, о благий, любящий людей Боже. Будь помощником нашим, чтобы мы служили святому имени Твоему. Господи, помилуй. Благослови собрания наши. Диакон Молитесь о сем собрании нашем и о всяком собрании православных народов, чтобы Христос Бог наш благословил и совершил их в мире и отпустил нам грехи наши. Священник Идолослужение совершенно истреби из мира; сатану и все злые силы его скоро сокруши и низложи под ноги наши; соблазны и виновников их укроти, чтобы окончились пагубные разделения ересей; гордость сердца врагов Святой Церкви Твоей, Господи, как всегда, так и ныне ниспровергни; скоро сделай им известной слабость их; обуздай их ненависть, лукавства, и козни, и злословия, которыми они восстают на нас, и сделай их все тщетными; рассей замыслы их, Боже, рассеявший совет Ахитофела (см. 2Цар. 15, 34 ). Восстань, Господи Боже, и да рассеются все враги Твои, и да бегут от лица Твоего все, ненавидящие святое имя Твое (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон Отвечайте. Народ Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля святой славы Его. Священник Поистине полны небеса и земля святой славы Твоей, через Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, со Святым Духом, во веки веков. Аминь. Свят Сын Твой, Который пришел и родился от Девы, чтобы исполнить волю Твою и составить Тебе народ святой. Здесь священник возложит руки свои на кадильницу и тотчас прострет их над Дарами 1014 . Народ По милосердию Твоему, Боже, а не по беззакониям нашим. И говорится трижды. Священник Он простер руки свои на страдание, пострадал, чтобы избавить от страданий тех, которые надеются на Тебя; предал Себя Самого собственной волей на страдания, чтобы разрушить смерть и расторгнуть узы сатаны, попрать ад, установить завет Свой и явить Воскресение Свое. В ту самую ночь, в которую Он был предан, Он взял хлеб в святые, блаженные и непорочные руки Свои, воззрел на небо к Тебе, Отцу Своему, благодарил, благословил, освятил и подал ученикам Своим, говоря: примите, ядите от него все вы; этот хлеб есть Тело Мое, за вас ломимое в оставление грехов. Аминь. Народ Аминь, аминь, аминь. Веруем и исповедуем, славим Тебя, Господи Боже наш, и так веруем, что это есть поистине Тело Твое. Священник Также и чашу благодарения благословил и освятил и сказал им: примите, пейте из нее все вы; сие есть чаша Крови Моей, за вас проливаемой во искупление многих. Аминь. Народ (на слова) о Чаше скажет: Аминь. Поистине это есть Кровь Твоя; веруем. Священник И всякий раз, как будете делать сие, будете творить воспоминание обо Мне. Народ Смерть Твою возвещаем, Господи, и веруем святому Воскресению Твоему, Вознесению Твоему и Второму Пришествию Твоему; молимся Тебе, Господи Боже наш; веруем, что это воистину так. Священник И ныне, Господи, воспоминая Смерть и Воскресение Твое, приносим Тебе этот хлеб и эту чашу, благодаря Тебя, что Ты через них сделал нас достойными предстоять перед Тобой и совершать священническое служение Тебе. Просим Тебя, Господи, и умоляем Тебя, ниспошли Святого Духа и силу (Его) на этот хлеб и на эту чашу, и да сотворит Он то и другое Телом и Кровью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон Поклоняйтесь Богу со страхом. Священник говорит молитву покаяния 1018 : Господи Вседержитель, исцеляющий души и тела наши, голосом Единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Сказавший отцу нашему Петру: Ты – Петр 1019 , и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одо­леют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного, и чтó свяжешь на земле, тó будет связано на небесах, и чтó разрешишь на земле, тó будет разрешено на небесах ( Мф. 16: 18–19 ). Да будут разрешены рабы Твои и рабыни Твои устами Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, и устами меня, грешного и непотребного раба Твоего. Господи Боже наш, Ты взял грехи мира; прими покаяние рабов Твоих и рабынь Твоих; сделай, чтобы воссиял над ними свет жизни, и прости им грехи их; ибо Ты, Господи Боже наш, благ и милосерд, терпелив и многомилостив и поистине справедлив; если мы согрешили перед Тобой, Господи, словами, делами или помышлениями нашими, прости, разреши и отпусти; ибо Ты благ и человеколюбив; Господи Боже наш, благоволи, чтобы все мы были разрешены, и весь вообще народ разреши. Разреши, Господи, патриарха нашего авву (имярек), и святого и блаженного митрополита нашего (имярек), и всех патриархов, епископов, священников и диаконов, и каждого по его имени. Сохрани их нам на многие годы и спокойные дни в правде и мире. Разреши, Господи, царя нашего от всяких уз греха. Помяни, Господи, всех усопших и упокоившихся в вере Христовой, и собери души их в лоне Авраама, Исаака и Иакова. Избавь и нас от всякого греха и проклятия, от всякой лжи и клятвопреступления, от всякого участия в вероломстве еретиков и язычников. Даруй нам сердце и разумение, чтобы нам избежать всех действий сатаны; и даруй нам исполнять волю Твою во всякое время, и напиши имена наши в Царстве Небесном вместе со всеми праведниками и мучениками, через Иисуса Христа Господа нашего, через Которого, с Которым и с Духом Святым Тебе слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон Будем внимательны. Священник

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон Просите и молитесь, чтобы Господь помиловал нас и пощадил нас, и принял молитву и моление, которое бывает за нас от святых Его, чтобы, всегда оказывая благоволение к нам, Он сделал нас достойными принятия и причащения благословенного Таинства и отпустил нам грехи наши. И скажет весь народ трижды: Господи, помилуй. Священник Чтобы нам проводить этот святой день и все дни жизни нашей в мире со страхом Твоим; всякую зависть, всякое лукавство и всякое действие сатаны, всякое ухищрение нечестивых людей и нападение врага тайное и явное удали и отгони от меня и от этого народа Твоего и от этого святого места Твоего; а что добро и прекрасно, то даруй нам повелением Твоим; ибо Ты даровал нам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию (см. Лк. 10, 19 ). И не введи нас, Господи, в искушение, но избавь и отведи нас от всякого зла, благодатью, милосердием и человеколюбием Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, через Которого (и) с Которым и со Святым Твоим Духом Тебе приличествует слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва о принесших дары Еще помолимся всемогущему Богу, Отцу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, о тех, которые принесли дары в Единой, Соборной, Святой Церкви, приношения, начатки, десятки в благодарность и для поминания, много или мало, явно или тайно, равно и о тех, которые хотели принести, но не могли; да будет принято обещание и желание всех на небе духовном, и да ниспошлет благодать благословения на всякое дело Господь Бог наш, Которому принадлежит держава. Диакон Молитесь о тех, которые принесли дары. Священник Господи Боже всемогущий, просим и молим Тебя о тех, которые принесли дары к Святой, Единой и Соборной Церкви, много или мало, явно или тайно, и о тех, которые хотели (принести), но не могли; да будет принято обещание и желание всех; даруй им награду, и да подастся им сугубое благословение от Тебя через Единородного Сына Твоего, через Которого и с Которым и со Святым Духом Тебе слава и держава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четырёхугольный; а вышина ему два локтя; из него должны выходить роги его Гл. 30, 3 И позлатиши злáтом чистым огнище егó, и стены егó около, и рóги егó: и да сотвориши емý витый венéц злáт около обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг «Кадильный алтарь сделан был из дерев не гниющих и весь покрыт был золотом», по мысли св. Кирилла Александрийского , в прообраз Иисуса Христа, «ибо нетленно тело Христово и в себе самом избыточествует Божественным естеством, потому что „Слово плоть бысть и вселися в ны” ( Ин.1, 14 ). Роги алтаря, распростёртые, как руки, предызображают вид честного креста. Присоединяется к художественному произведению относящееся до украшения – витой венец, ибо и Еммануил истинно „красен добротою паче всех сынов человеческих” ( Пс.44, 3 )» (тв. ч. 2, стр. 151–152, 161). Гл. 30, 6 и да положиши егó прямо завесы, сýщия у кивóта свидения, в нихже познáн бýду тебе оттýду И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе Поставление алтаря кадильного на землю, по его же объяснению, знаменовало собою то, что и «Единородный был в смирении и уничижении, ибо принял на Себя раболепный образ ( Флп.2, 7 )». «Повелел же поставить его против Того, Который превыше Херувимов, и давал Откровения, указывая этим наше приведение во Христе к лицезрению Бога и очам Отца, ибо бывшего в отдалении и оскорбившего Бога через преступление и многие грехи человека Христос в Себе Самом и одном опять поставил перед Лицом Отца ( Евр.6, 20; 9, 24 ; Еф.2, 14 )» (тв. ч. 2, стр. 153–154). Гл. 30, 7 И да кадит над ним Аарóн фимиáмом сложéным благовóнным рáно рáно: егдá устрояет светила, да кадит над ним На нём Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им Что фимиам благовонный – Иисус Христос, – об этом свидетельствует ап. Павел ( 2Кор.2, 14–16 ; Еф.5, 1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Должно думать, что это обыкновение есть остаток священного обычая Ветхозаветной Церкви приносить в праздник Пятидесятницы «начаток жатвы» (Лев. 23:10), которая в Палестине оканчивалась к этому времени, то есть к половине месяца сиван, или нашего мая. У нас, сообразно сему, приносят в это время начатки обновляющейся весны в дар Духу Зиждителю. Могла также иметь влияние на это обыкновение мысль о явлении Господа в виде трех странников Аврааму под дубом Мамврийским. Травы и цветы троичные, не исключая и тех, которыми постилается помост церкви, а особливо те, которые находятся под книгой читающего молитвы священника, берутся некоторыми в домы, и, будучи сохраняемы, в течение года употребляются как средство против болезней. Происхождение службы В службе на этот праздник хвалитные стихиры приписываются сочинению Василия Великого, а прочее составлено Космой Иерусалимским, наставником Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке, и Иоанном Арклийским, или, что то же, Дамаскиным. Проповеди святых отцов Проповеди на этот праздник можно находить в сочинениях святых отцов: Василия Великого, Григория Богослова, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла, Максима, Льва Папы, Петра Хрисолога, Григория Великого, Фулгенция. Продолжение праздника Праздник этот празднуется семь дней и притом с троякой торжественностью, а именно: в первый день торжественнейшим образом, во второй — хотя менее торжественно, но более, нежели в прочие дни, а далее — как обыкновенно совершаются попразднства. Праздник Преображения Господня Предмет праздника и отношение к жизни христианской Праздник Преображения Господня совершает Церковь 6 августа в воспоминание того, что Иисус Христос (как повествуют Евангелисты: Матфей, (Мф. 17:1—9), Марк (Мк. 9:2—9) и Лука (Лк. 9:28—36), возведши в некоторое время трех учеников Своих — Петра, Иакова и Иоанна — на гору (Фавор), преобразился пред ними, то есть Лицо Его просияло, как солнце, ризы Его сделались блистательны и белы, как снег; при этом явились пред Него Моисей и Илия, и из светлого облака, осенившего всех их, слышен был глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3216...

Дональд Ферберн (протестант) Скачать epub pdf Глава 7 Воплощение. Единственный Сын становится сыном единородным Осмыслив соотношение между Ветхим и Новым Заветами, а значит, уразумев путь, посредством которого Бог подготавливал мир к пришествию своего Сына, мы готовы обратиться к самому сердцу истории, к тем событиям, которые лежат в основе христианства и называются искуплением. Это слово говорит о том, что вследствие греха мы оказались во власти другого господина, и наше возвращение к законному владельцу требует выкупа. В последующих двух главах тема искупления будет разделена на несколько частей: в первой будет обсуждаться воплощение и жизнь Христа, а во второй – его смерть и воскресение. Сейчас же самое время обратиться к Евангелию от Иоанна, так как его автор яснее других говорит о воплощении: Бог Сын вошел в человеческую жизнь, став настоящим человеческим существом, не переставая при этом оставаться Богом. По мере наших стараний постичь учение Иоанна с помощью Отцов церкви я буду чаще всего прибегать к трудам Афанасия и Кирилла Александрийского , прославившихся благодаря своему учению о воплощении. Бог посылает Сына Иоанн начинает свое Евангелие знаменитыми словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:1–5 ). В данном отрывке «Слово» означает Божьего Сына, вторую личность Троицы, которая будет именоваться Иисусом Христом после своего воплощения. В подтверждение тому, что «Слово» Иоанна и впрямь есть Сын, мы можем обратиться к Евр.1:1–2 , где автор говорит следующее: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил». Обратите внимание на схожесть этого отрывка с началом Евангелия от Иоанна: в обоих говорится о посреднике, через которого Бог создал Вселенную. Автор Послания к Евреям называет его «Сыном», в то время как Иоанн – «Словом». Несомненно, в обоих случаях подразумевается одна и та же личность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010