Глава 11. Начало присоединения сиро-халдейских несториан к русской православной церкви, при участии преосв. Кирилла Наумова 302 В 1898 году, 25 марта, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совершилось в Петербургской Александро-Невской Лавре, радостное для всего православно-христианского мира событие. Разумеем присоединение сиро-халдейских несториан к русской православной церкви, в лице нарочито явившейся депутации от сиро-халдейского несторианского общества во главе с епископом Мар-Ионою. Наша церковно-историческая литература тогда же признала это событие имеющим весьма важное значение 303 . И последствия этого события, без сомнения, могут быть великими, и русской православной церкви, в лице миссионеров ее, предстоит еще весьма широкое и плодотворное поприще среди новоприсоединенного общества. Но событие это вместе с тем, как и все вообще исторические явления, совершилось не неожиданно, не без предварительной – продолжительной и серьезной – подготовки. Русская православная церковь , хотя и позже других христианских инославных обществ, но все-таки давно уже вступила в непосредственные сношения с сиро-сирийскими несторианами. Так что событие 25 марта 1898 года явилось только вполне естественным следствием этих сношений 304 . Начало этим сношениям положили сами же сиро-халдейцы, которые, подобно всем христианским народам Востока, всегда смотрели на Россию, как на самую надежную и желательную покровительницу и защитницу их от окружающих их со всех сторон фанатичных, нередко к тому же диких последователей ислама. Еще в конце XVIII b. сиро-халдейские несториане искали покровительства себе у России, но бесплодно, так как русскому правительству, занятому тогда внешними войнами, было не до сиро-халдейцев. Но эта неудача нисколько не ослабила в несторианах сиро-халдейских сочувствия к России. После персидской воины в 1829 году стремление сиро-халдейских несториан найти покровительство у России приняло более реальную форму, выразившись в заявленном ими желании присоединиться к русской православной церкви. Это желание было настолько сильно, что часть несториан тогда же, под влиянием именно подобного стремления к церковному соединению с русским народом, переселилась из Персии в Россию и здесь, действительно, приняла православие. Эти новообращенные переселенцы, без сомнения, еще более содействовали оживлению давней склонности сиро-халдейских несториан к соединению с русскою православною церковью. При их некотором участии в конце 1850 годов возникла новая попытка со стороны сиро-халдейцев найти себе защиту и покровительство у России и, прежде всего, соединиться с русскою православною церковью. Попытка эта, хотя и не сопровождалась полным благоприятным исходом, но, без сомнения, имела весьма важное значение в общей истории воссоединения сиро-халдейских несториан с русской православною церковью. Об этом моменте истории сношений между русскою церковью и сиро-халдейцами у нас и будет речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

И.А. Колонтаев Данная статья посвящена непростому жизненному пути епископа Кирилла (Наумов Василий Николаевич; 25.12.1823–10.02.1866), который является выпускником Санкт-Петербургской Духовной Академии. Основная деятельность его связана с Русской духовной миссией в Иерусалиме, куда он был назначен начальником в сане епископа, а позднее после политических интриг и конфликтов отправлен на покой в Спасо-Преображенский монастырь Казани. Его жизненный путь закончился трагически, а его личность осталась в безызвестности. Василий Николаевич Наумов родился 25 декабря 1823 года в городе Калуге. Дата его рождения по новому стилю относится к 1824 году. Мальчик родился в потомственной семье священнослужителей. Отец Василия, Николай Милайлович Наумов 1 был диаконом Михаило-Архангельской церкви города Калуги, а его дяди протоиерей Иоанн Михайлович Наумов и протоиерей Степан Михайлович Наумов окончили Санкт-Петербургскую Духовную Академию (далее СПбДА) и несли свое служение в Петербурге. Протоиерей Иоанн проявлял заботу к своим племянникам: Василию, Николаю и Елизавете. Николай был младшим братом Василия, учился также в СПбДА, окончив свое обучение двумя годами позже. Детские годы Василий провел в доме бедного отца, у которого была большая семья. С детства мальчик был окружен религиозным духом семьи, что впоследствии оказало влияние на его выбор служить Церкви. Начальное образование Василий получил в калужских духовных учили- щах. Он окончил обучение в приходском и уездном духовном училище, годы обучения (1832–1838 г.). Поступление в эти учебные заведения было характерно для детей священства. Во время своего обучения он учился прилежно и отличался скромностью и кротким характером 2 . Интерес Василия к наукам и хорошее поведение было замечено уже в первый год обучения в семинарии. После окончания Калужской Духовной семинарии в составе богословского класса Василий Николаевич был назначен к поступлению в СПбДА 3 . В 1843 году Василий Николаевич Наумов поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию. Он является студентом XVII курса, который по своему составу был довольно большой. В Петербургской Академии В. Н. Наумов учился с большим успехом, среди его товарищей были такие выдающиеся, талантливые в учености люди, как Евграф Иванович Ловягин и Моисей Александрович Голубев , которые после окончания обучения в СПбДА впоследствии стали вместе с Наумовым профессорами родной им Академии. Первые три магистра курса: Евграф Ловягин , Моисей Александрович Голубев и иеромонах Кирилл (Наумов) . Все они были оставлены при Академии бакалаврами, а также 4-й – П. Е. Колоссовский 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Глава 1. Преосв. Кирилл до назначения его на должность настоятеля русской миссии в Иерусалиме Преосв. Кирилл в мире назывался Василием Николаевичем Наумовым. Он родился 25 декабря 1823 года и был сын диакона Михаило-архангельской цервви г. Калуги Николая Наумова. Детство его прошло посреди самой неприглядной обстановки в доме бедного отца, имевшего немалочисленную семью. Первоначальное школьное образование В. Н. Наумов получил в калужских духовных училищах – приходском и уездном (1832–1838 г.), откуда поступил в Калужскую духовную семинарию. Как в училищах, так и особенно в семинарии (1838–1843 г.) он учился с отличным успехом и отличался скромностью и кротким характером. К концу семинарского учебного курса В. Н. Наумов стал особенно выделяться из среды своих товарищей хорошими успехами и потому, по окончании первого года его пребывания в богословском классе семинарии, он был назначен к поступлению в С.-Петербургскую духовную Академию. В этой последней В. Н. Наумов учился также с выдающимся успехом, имея своими товарищами таких даровитых людей, как Евграф Ловягин и Моисей Голубев , бывшие впоследствии вместе с Наумовым профессорами воспитавшей их Академии, Леонтий Лебединский, скончавшийся в сане московского митрополита и др. Но еще более, чем успехами, В. Н. Наумов выделялся среди своих товарищей поведением. В окончательном списке по поведению за весь академический курс инспектор Академии, архим.  Макарий (Булгаков) , знавший хорошо всех вообще студентов, поставил его первым среди всех товарищей и аттестовал его самым лестным образом. В 1847 году В. Н. Наумов окончил академический курс третьим магистром и тотчас же принял монашеское пострижение с именем Кирилла. Так как иером. Кирилл был известен академическому начальству за человека трудолюбивого и даровитого, то он сразу же после окончания академического курса был оставлен при Академии баккалавром. Ему была поручена одна из важнейших в академическом курсе кафедр – кафедра нравственного богословия, оставшаяся свободною после иером. Феофана (Говорова), который тогда, с разрешения Св. Синода, отправился в Иерусалим для поклонения св. местам и исполнения возложенных на него особых поручений. 31 октября 1847 г. иером. Кирилл был утвержден Св. Синодом в звании баккалавра и начал преподавание порученного ему предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Скачать epub pdf Часть первая. Документы по истории Русской духовной миссии в Иерусалиме Раздел 1. Русская духовная миссия в Иерусалиме (1847–1918) Предисловие Документы раздела сгруппированы в пять циклов, соответствующих пяти хронологическим периодам в истории миссии. Первый подраздел включает документы об учреждении и первом периоде деятельности РДМ при первом её начальнике архимандрите Порфирии (Успенском ; 1847–1854), второй – о наиболее сложном времени в истории РДМ под началом епископа Кирилла (Наумова ; 1857–1864) и архимандрита Леонида (Кавелина ; 1864–1865). Следующая группа документов связана с деятельностью архимандрита Антонина (Капустина ; 1865–1894). Четвёртая группа с деятельностью преемников Антонина архимандритов Рафаила (Трухина, 1894–1899) и Александра (Головина, 1899–1903). Заключительный подраздел составляют документы, посвящённые трудам последнего предреволюционного начальника РДМ архимандрита Леонида (Сенцова; 1903–1918). Возникновение Русской духовной миссии в Иерусалиме относится к 1840-м годам, когда задачи противостояния инославной пропаганде, с одной стороны, и достойного представления национальных интересов на Ближнем Востоке, с другой, понудили правительство Николая I найти инструмент эффективного влияния в регионах, входивших в состав Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского Патриархатов Православной Церкви. Требование соблюдения древних канонических норм делало задачу чрезвычайно тонкой и щепетильной. Соответственно предыстория и первый период существования миссии носят черты чрезвычайной, может быть, даже чрезмерной осторожности, характерной в целом для внешнеполитических акций К. В. Нессельроде. Этими чертами характеризуются первые документы раздела: от всеподданнейшего доклада 13 июня 1842 г. (документ 1) до инструкции МИД первому начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандриту Порфирию (Успенскому) от 28 августа 1847 г. (документ 6). Важнейшим документом раздела является отчёт (донесение) Порфирия, представленный по возвращении первого состава миссии в Петербург в связи с началом Крымской войны (документ 7). Отчёт оставляет двойственное впечатление, что типично для полуофициальных и даже официальных бумаг архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия, который по особенностям характера не мог не придавать даже официальным текстам характерной «личностной» окраски, до сарказма и элементов юродства включительно. В целом в оценке документа приходится согласиться с мнением такого авторитетного (и тоже очень «личного») критика, как В. Н. Хитрово (см. его работу в части 2 настоящего тома), считавшего, что деятельность миссии в первый период (до Крымской войны) была малоуспешной, чтобы не сказать бесплодной. Поэтому столь большое место в официальном отчёте начальника занимают такие случайные и посторонние, по сути дела, эпизоды, как «вставная новелла» о спасении им от расправы вифлеемского прелюбодея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский, бывший настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме: Очерк из истории сношений России с православным Востоком Источник Содержание Вступление Предмет сочинения и источники Глава 1. Преосв. Кирилл до назначения его на должность настоятеля русской миссии в Иерусалиме Глава 2. Судьбы православно-христианской церкви в Сирии и Палестине до прибытия преосв. Кирилла в Иерусалим Глава 3. История римско-католической пропаганды в Сирии и Палестине до преосв. Кирилла Глава 4. История протестантской пропаганды в Сирии и Палестине до преосв. Кирилла Глава 5. Отношения России к православной церкви в Сирии и Палестине до преосв. Кирилла Глава 6. Миссия преосвящ. Кирилла, епископа мелитопольского: ее учреждение, организация и состав, и данная ей инструкция Глава 7. Путешествие миссии преосв. Кирилла на Восток, пребывание в Константинополе и прибытие в Иерусалим Глава 8. Первоначальные шаги деятельности миссии преосв. Кирилла на православном Востоке Глава 9. Первые наблюдения преосв. Кирилла на православном Востоке и предположения его относительно дальнейшей деятельности второй русской миссии в Иерусалиме Глава 10. Воссоединение сирийско-египетских униатов с православною церковью, при участии начальника второй иерусалимской русской миссии Глава 11. Начало присоединения сиро-халдейских несториан к русской православной церкви, при участии преосв. Кирилла Наумова Глава 12. Сношения второй русской духовной миссии в Иерусалиме с Абиссинами Глава 13. Деятельность второй русской духовной миссии в Иерусалиме по наблюдению за русскими поклонниками и улучшению их быта в св. земле Глава 14. Отозвание преосв. Кирилла с Востока, жизнь и кончина его в г. Казани     Вступление Автор настоящего сочинения впервые встретился с личностью епископа Кирилла Наумова во время составления биографии м.  Макария Булгакова . Личность эта невольно привлекла к себе внимание автора трагическою развязкою кратковременной, но ставшей историческою, деятельности Кирилла Наумова на православном Востоке. Ближайшее знакомство с историею миссии Кирилла Наумова в Иерусалиме открыло в ней многие замечательные стороны, что и заставило автора взяться за обстоятельную разработку любопытного предмета. Найденные с течением времени новые и важные материалы (в архивах Св. Синода и Министерства Иностранных Дел), с одной стороны, и внимание не только русской, но и заграничной (греческой) периодической литературы, привлеченное статьями о Кирилле Наумове, с другой стороны, дали автору достаточный повод расширить рамки намеченного первоначально труда главным образом со стороны внутренней полноты отдельных частей его. В результате всего этого и получился настоящий труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

И.Ю. Смирнова К истории становления российского церковного присутствия в Святой Земле: миссия епископа Кирилла (Наумова) Источник Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ 10–01–00532 а/п. Аннотация. В работе исследуются вопросы государственной политики России на Ближнем Востоке на протяжении первого десятилетия после Крымской войны. На обширном архивно-документальном материале изучена деятельность епископа Кирилла (Наумова) на посту начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в период создания первых русских учреждений в Палестине. Показан механизм разработки концепции русского присутствия на Востоке с учетом политических, дипломатических и церковных интересов России. После Крымской войны русско-иерусалимские отношения получили новое и чрезвычайно динамичное развитие. Условия Парижского мира предопределили новую стратегию восстановления влияния России на Православном Востоке и в первую очередь в Иерусалиме, который, по словам министра иностранных дел князя А. М. Горчакова , после Крымской войны стал «центральным пунктом не только всего Востока, но и Запада, на который устремлено внимание всей Европы» 1 . Принципиальная позиция министерства иностранных дел была выражена следующими словами: «Пока влияние наше было сильно, мы еще могли таить его, чтобы не возбудить зависти; а теперь, когда оно ослабело на Востоке – чего не скрывает Министерство от Вашего Императорского Величества – мы, напротив того, должны стараться хотя наружно выказывать его, чтобы не упасть во мнении православного населения, которое еще нам верит по старой памяти» 2 . Именно на это население, по преимущество арабское, невежественное, нищее, но все еще преданное России и надеявшееся на то, что она будет их освободительницей как от власти турок, так и от самих православных греков, и рассчитывала опереться российская империя в своем послевоенном ближневосточном курсе. В основу стратегической задачи было положено «укрепление местной Палестинской Церкви» (имеется в виду поддержка ее арабского элемента) и содействие примирению православных арабов и греков в Иерусалиме, так как их взаимная вражда ослабляла позицию Греческой Церкви на Востоке и напротив усиливала позиции католиков. Мир с греческой иерархией был необходим как залог единства Православных Церквей и, следовательно, как противовес инославному политическому и церковному влиянию, опора же на арабский народный элемент предполагала «расшатывание» изнутри Османской империи, ее ослабление и в конечном счете, как реванш России за проигрыш в Крымской войне, взятие Константинополя (эта цель никогда не упускалась из поля зрения российского правительства) 3 . «Мы должны примирить враждующих и поддерживать арабов, чтобы их не завлекли в унию благодеяния латинов» 4 – эти задачи были со всей определенностью поставлены в докладе нового министра иностранных дел князя А. М. Горчакова , сменившего канцлера графа К. В. Нессельроде в апреле 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Раздел 2: Возобновление Русской Духовной Миссии после Крымской войны и деятельность ее под начальством епископа Кирилла (Наумова). 1857–1863 59. О причинах неназначения в Иерусалим архимандрита Порфирия (Успенского) при возобновлении Миссии. Из дневника Порфирия С.-Петербург 2 ноября 1855 г. – 8 мая 1857 г. 2 ноября 1855 г. Я получил любезное письмо из Иерусалима от тамошнего австрийского консула Пиццамано. Тогда же я чрез посредство фрейлины Эйлер 99 просил великую княгиню Елену Павловну 100 замолвить за меня слово в Синоде. Но ей ответили вот что: Saint Synode ayant des vies plus ambitieuses pour pre Porfyre, ne veut pas le laisser partir et desire l’employer ici 101 . (Однако любочестивые взгляды на меня Синода оказались жмурками.) 15 февраля 1856 г. В этот день я был у Анны Федоровны Тютчевой 102 , любимой фрейлины императрицы Марии Александровны. Тесно и куда как не роскошно помещение ее в самом верхнем этаже Зимнего дворца. Она благочестива и умна, но выглядывает болезненно. Я знакомил ее с Христианским Востоком и не упустил без внимания намеки ее, чтобы с ним ознакомлена была и императрица. Сдается, что Ее Величество желает видеть меня у себя. Если это состоится, то я буду просить ее устроить нашу Духовную Миссию в Иерусалиме в больших размерах, с банком для поддержания православных христиан в Палестине и Сирии 103 . 21 февраля 1856 г. Был у меня чиновник министерства иностранных дел Лапин, находящийся теперь в отставке, и говорил: «Ваши два отчета о Палестинской Церкви и о святых там местах с другими депешами посланника Титова курьер привез прямо к государю Николаю Павловичу в Царское Село. Он распечатал пакеты и, заглянувши в Ваши отчеты, написал на них: «Сделать извлечения и представить мне». Эта работа поручена была мне (Лапину), и я в три дня и ночи кончил ее». 25 марта 1856 г. Ложась спать, я просил Бога открыть мне: возвращусь ли я в Иерусалим... Сдается, что и второе назначение туда нашей Духовной Миссии будет овечье, бестолковое. 2 мая 1856 г. Ужели я буду в Константинополе? Туда назначен посланник Аполлинарий Петрович Бутенев, и он желает, чтобы я служил в тамошней посольской церкви. Но я не хочу ехать туда. Возвратился бы в Иерусалим! Ни то, ни другое не осуществилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ювеналий (Половцев Иван Андреевич), архп. Виленский и Литовский Родился 21 октября 1826 года в гор.Ораниенбауме Петербургской губернии. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию и состоял на военной службе. Однако в его нежной душе таились такие нравственно-религиозные задатки, которые совершенно не гармонировали с его блестящим светским положением. Религиозный с самых юных лет, он постоянно «ходил пред Богом» и мечтал о скромной келии отшельника. Его стремлений к монашеству не могли поколебать даже насмешки его товарищей-артиллеристов, которые вышучивали его религиозность и в насмешку сулили ему белый клобук. Даже его мать (лютеранка по вероисповеданию, женщина умная и влиятельная в высшем Петербургском обществе) должна была уступить желаниям своего сына, – блестящего офицера, когда он после своей тяжелой болезни, решительно заявил о своем намерении принять монашество. 15 марта 1847 года в возрасте 21-го года он поступил послушником в Оптину пустынь. 29 апреля 1855 года пострижен в монашество. II июля 1857 года рукоположен во иеромонаха и 22 октября назначен вместе с иером. Леонидом (Кавелином) сотрудником в Иерусалимскую миссию под начальство еп. Кирилла (Наумова) . 10окт.1861г. по возвращении в Россию возведен в сан игумена и назначен настоятелем Глинской Рождества Богородицкой пустыни Курской епархии. 8 мая 1862 года назначен настоятелем Коренной Рождества Богородицкой пустыни, а 15 августа возведен в сан архимандрита. 21 дек.1867 г. назначен наместником Александро-Киевской Лавры. 26 июня 1871г. уволен по болезни на покой в Оптину пустынь Калужской епархии. 21 мая 1884 года назначен наместником Киево-Печерской Лавры. 25 октября 1892 года хиротонисан во епископа Балахнинского, вик.Нижегородской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Киевский Иоанникий, архп.Холмско-Варшавский Флавиан и епископы: Гурий, Герман, Антоний, Никандр и Николай. С 3 сент.1893 года еп.Курский и Белгородский. 7 марта 1898 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Литовским и Виленским.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Патриарший наместник Московской митрополии возглавил мероприятия по случаю 100-летия трагических событий при изъятии церковных ценностей в Шуе 14 марта 2022 г. 10:54 13 марта 2022 года, в Неделю Торжества Православия, годовщину воспоминания трагических событий, произошедших в Шуе Ивановской области при изъятии церковных ценностей, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии , возглавил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе г. Шуи. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф ; епископ Шуйский и Тейковский Матфей ; епископ Кинешемский и Палехский Иларион ; епископ Савватий (Перепелкин) ; наместник Николо-Шартомского монастыря архимандрит Филипп (Понамарчук); секретарь Шуйского епархиального управления, благочинный Шуйского благочиния протоиерей Василий Добычин; благочинный Тейковского благочиния протоиерей Павел Пономарев; благочинный Гаврило-Посадского благочиния иерей Алексий Пробичев; благочинный Южского благочиния иерей Василий Смирнов и клирики Шуйской епархии . За богослужением молились: губернатор Ивановской области С.С. Воскресенский; глава ГО Шуя Н.В. Корягина; глава Шуйского муниципального района С.А. Бабанов; депутат городской Думы ГО Шуя И.В. Кузьмин; директор Шуйского филиала Ивановского государственного университета А.А. Михайлов; воспитанники школы-интерната при Николо-Шартомском монастыре и православной школы имени святителя Тихона Задонского г. Шуи. Богослужебные песнопения исполнил соборный хор под управлением Юрия Наумова. После сугубой ектении была прочитана молитва о восстановлении мира. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Павел Пономарев. По окончании Литургии был совершен чин Торжества Православия, затем славление новомученикам и исповедникам Шуйским. В завершение митрополит Павел огласил послание Святейшего Патриарха Кирилла, посвященное 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей, передал верующим благословение Его Святейшества, после чего обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом.

http://patriarchia.ru/db/text/5908436.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010