Изданный в 60-х годах учебник прот. П. Ф. Солярского 178 был тоже скомпилирован по немецким пособиям, сразу протестантским и католическим («Записки по Нравственному православному богословию», 3 тома, 1860, 1862, 1863; срв. его же «Нравственное православное богословие», 1869, 6-ое издание 1901 года). Впоследствии была переведена с датского известная система Мартенсена 179 (переведена была и его догматика). Такое же влияние иностранных пособий чувствовалось в русской литературе по пастырскому богословию. Очень характерна обычная переоценка нравственного момента. «Пастырское Богословие» архим. Кирилла Наумова (1853) так и было построено, как «систематическое изложение нравственных обязанностей пастыря Церкви». На неполноту и неточность такого определения тогда же было обращено внимание: есть у пастыря обязанности выше «нравственных», именно тайнодействия. А. Кирилл писал не под иностранным влиянием, но он отражал в своей книге дух времени. И тоже повторяется в последующее время. В практическом пастырском журнале «Руководство для сельских пастырей» в 60-х и 70-х годах всего меньше статей о священнослужении, разве решение запутанных казусов «из пастырской практики», а всего больше о церковном учительстве. С такой же тенденцией подбирался и святоотеческий материал. Очень характерно, что по уставу 1867-го года в семинариях Пастырское Богословие (введенное в программу, как отдельный предмет, при Пратасове, в 1838-м году) было упразднено и заменено «Практическим руководством для пастырей». В академиях Пастырское Богословие тоже не получало развития. Любопытно, что очень нередко преподавали его миряне (как, напр., проф. Киевской академии В. Ф. Певницкий , 180 занимавший кафедру очень долгие годы)... В академическом преподавании самым типическим представителем этого морализованного христианства и этой обмирщенной религиозности был прот. И. Л. Янышев (1826–1910), назначенный ректором Санкт-Петербургской академии после преобразования, впоследствии придворный протопресвитер и духовник. Перед тем он был заграничным священником, одно время читал богословие и философию в Петербургском Университете. Его идеалом были богословские факультеты немецких университетов. В академии для своего преподавания он выбрал нравственное богословие и педагогику, и сам выбор этот был достаточно показателен, – ибо принято было до тех пор, чтобы ректор читал догматику.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Тон письма, по-видимому, наводил на мысль о том, что несториане искали соединения с православною церковью не по признанию неправоты своего верования и не из желания обрести истину, а по сознанию невозможности далее переносить насилия и притеснения от мусульман и из желания найти защиту в России. Отчасти это была правда; но, по мнению архим. Софонии, этого нельзя было ставить несторианам в упрек, а тем более за это отказывать им в участии. Неправильное сопоставление ими различных целей отнимало у дела характер чисто церковный, но и не делало его актом одной только политики. Кроме того, неправильность в смешении целей находила извинение и оправдание, с одной стороны, в их необразованности и неумении понимать вещи правильно и выражать их в надлежащей связи и порядке, а с другой стороны, в продолжительном страдании их под игом рабства, изнурившего душевные их силы до того, что они сделались как бы неспособными к ощущениям и оценке благ чисто духовных. Кроме того, заключительные слова матранов: «освободите ли только нас из рук врагов, оставя на прежнем месте жительства, или возьмете к себе...» и т. д. с очевидностью показывали, что хотя несториане, по крайней мере, турецкие и соединяли с понятием о православии мысль о переселении в пределы русские, но только не поставляли ее непременным условием своего согласия на принятие православия; упоминали же они об этом скорее для того, чтобы заявить пред нашим правительством свою всецелую преданность ему. Очень вероятно, впрочем, что несториане надеялись получить от России, после принятия православия, и некоторые материальные блага, напр., средства на заведение школ, устроение храмов, обеспечение духовенства и т. п. «Духовенство наше, – говорил несторианский епископ Мар-Денха архим. Софонии, расспрашивавшему его об этом, – могло бы безбедно жить, если бы мусульмане не грабили и нас и мирян наших. Церкви у нас есть и содержатся нескудно; училища также мы могли бы завести и сами. Впрочем, если бы в чем-либо мы и обратились к России, как, напр., при заведении школ, то, надеюсь, она не отказала бы и нам в том, в чем помогает всем своим единоверцам. Но главное – мы ожидаем и желаем от русских защиты и покровительства, чтобы и мы могли быть уверены и обеспечены в нашей жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Выше было сказано, что архим. Софония, чрез посланных своих и особенно чрез братьев Меликов из Кюйлассара, старался собрать точные сведения не только о степени расположения сиро-халдейских несториан к принятию православия, но также и о деятельности инославных миссионеров среди айсоров. Сведения об этом последнем предмете, доставленные архим. Софонии, были такого рода, что заставляли Софонию ходатайствовать пред нашим правительством о возможно скорейшем удовлетворении стремления сиро-халдейцев к соединению с православною церковью. Оказывалось, что в персидских владениях протестантские и католические миссионеры поселились еще в конце сороковых годов XIX b. и жили постоянно в самом городе Урмии. Персидское правительство знало как об их пребывании в пределах Персии, так и о цели их деятельности среди сиро-халдейцев. Миссионеры протестантские действовали энергичнее и успешнее, чем католические. Главная причина их больших успехов заключалась в том, что они свою деятельность сопровождали широкою благотворительностью. Обладая большими материальными средствами, они входили в семейные и вообще житейские нужды бедных несториан: за одних платили подати, другим помогали в содержании и прокормлении семьи, осиротевших девиц выдавали в замужество, престарелых и больных снабжали пищею и лекарствами и пр. Но кроме этих видов, так сказать, частной благотворительности, у них были виды благотворения более общие и более замечательные. Сюда относилось заведение ими типографий, аптек и школ. Типография была заведена ими в Урмии. В ней печатались книги на языках персидском, арабском, сиро-халдейском старом и новом, всякого рода: библии, евангелия, исторические синопсисы, священные истории, грамматики, арифметики, географии, логики, философии, разные рассказы и брошюрки нравственно-исторического содержания, в роде рассказа «Араб – невольник», наконец, прописи и буквари. По множеству заготовленных и еще не употребленных в дело запасов всякого рода книг, в то время, о котором у нас идет речь, книгопечатание ограничивалось одними учебниками, букварями, историями, арифметиками и т. п., которые непрерывно раздавались всем учащимся бесплатно; точно также бесплатно раздавались всем айсорам библии, евангелия и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

В деле управления паломническим приютом также «должно участвовать и РОПИТ, как для придания приюту менее политического и более коммерческого характера, так и потому, что оно (РОПИТ) будет участвовать в значительной мере в содержании и построении здания». Иными словами, «проект Мансурова» строился на следующем разграничении функций: «политическое покровительство и помощь будет относиться к обязанностям консула, попечение о нравственности и религиозной деятельности поклонников должна лежать на ответственности духовной миссии, наконец, заботливость о материальных нуждах и благосостоянии паломников ложится на Духовную миссию совместно с агенцией РОПИТ, ибо в этой стороне дела заключается его собственная выгода». Если для нас, современников нового «крутого» витка капитализации России, все ещё не стали привычными соблазны и скандалы, порождаемые сращиванием госаппарата с банковским и теневым капиталом, то для епископа Кирилла (Наумова) и архимандрита Леонида (Кавелина) деятельность выше поименованного РОПИТа, с которым материально были связаны и сановные лица Петербурга, и более мелкие чиновники, представлялась, естественно, нравственно несовместимой с высокими принципами и целями русского духовного присутствия в Иерусалиме и Святой Земле. Русская Палестина: «Проект Антонина» Имя архимандрита Антонина (1817–1894) входит в бесспорный золотой фонд русской истории XIX века. Именно ему, подвижнику-одиночке, не оценённому современниками и лишь теперь во всём своём скромном величии предстающему перед потомками, мы обязаны в первую очередь тем уникальным историческим наследием, которое называется Русской Палестиной и является главным итогом полуторавековой работы России в Святой Земле. Сын священника из глухой уральской деревни, типичный русский самородок, Андрей Иванович Капустин получил образование сначала в Пермской и Екатеринославской семинариях, затем – в Киевской духовной академии. Позже преподавал в ней уже в качестве профессора. 7 ноября 1845 г. принял монашество с именем Антонин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Этот труд архимандрит Порфирий составлял с 19 февраля по 6 апреля 1862 года, находясь в Санкт-Петербурге. В самый разгар этой работы он отмечал: “С 19 февраля я пишу сочинение об Абиссинии и пишу усердно, дабы нашему правительству осветить и эту неведомую для него страну” 27 . Следует отметить, что свое сочинение об Эфиопии отец Порфирий написал по поручению Святейшего Синода Русской Православной Церкви в связи с тем, что в Синод поступило письмо епископа Кирилла (Наумова), преемника архимандрита Порфирия на посту началь­­ника Русской Духовной миссии в Иерусалиме (1858–1864 гг.). Сообщая о поли­тических и церковных событиях в Эфиопии, епископ Кирилл считал, что они благоприятны “для того, чтобы начать нам действовать на Абиссинию с целью сближения с ее Церковью Православной” 28 . Как было отмечено выше, архимандрит Порфирий собирал разнообразные све­дения об Эфиопии еще в 1848–1854 гг. во время пребывания на посту нача­льника Русской Духовной миссии. Он дополнил эти материалы во время посе­щения Египта в 1860–1861 гг. Направляя свое сочинение в Киевскую Духов­ную академию, он подробнее говорил об этом периоде своей научной деятель­ности. «Долго живя на Востоке, — отмечал архимандрит Порфирий, — я прилежно изучал как настоящее, так и прошедшее состояние тамошних христианских Церквей. Особенное внимание мое по требованиям службы обращено было и на христианскую Абиссинию, которая для нас русских почти то же, что “терра инкогнита”. Я описал церковный и политический быт этой отдаленнейшей страны и сношения ее с Европой, имея под руками, кроме печатных путешест­вий по Абиссинии, летописи этого государства, переведенные с эфиопского языка на латинский известным ориенталистом Людольфом, и узнавая тамошние современные нам события от абиссинских монахов, живущих в Иерусалиме, и от других лиц, которые поименованы в этом описании моем» 29 . Представляя свою работу для публикации в Трудах Киевской Духовной академии, архимандрит Порфирий обращался со следующими словами к ректору КДА архимандриту Филарету: “Представляю сей ученый труд мой просвещенному вниманию Вашего Высокопреподобия и членов конференции Киевской Духовной академии, включившей меня в число корреспондентов своих, и прошу Вас напе­чатать его сполна в издаваемом при сей Академии ученом журнале. Посредст­вом печати пора же нам, наконец, познакомиться с христианской Абиссинией, которая в наше время простирает руки к Европе. От Вас и от конференции зависит сообщить студентам вверенной Вам Академии существенные понятия о церковном и политическом состоянии сего государства. А я желаю одного, желаю расширить круг наших познаний о христианском Востоке, где Абиссиния занимает видное место, и подготовить союз наш с ней, который рано или поздно установится” 30 .

http://pravmir.ru/episkop-porfiriy-uspen...

Наум Охридки. София, 1993. С. 31-57; она же. Охрид като център на богослужебната прослава на св. Наум Охридски//Светите Климент и Наум Охридски и придонесот на Охридскиот духовен центар за словенската просвета и култура. Ckonje, 1995. С. 261-271; она же. Установяване на датите за честване на св. Наум Охридски и архиеп. Иоасаф//Palaeobulgarica. София, 2001. Год. 25. 3. С. 5-30; Хиляда и осемдесет години от смъртта на св. Наум Охридски. София, 1993; Попов Г. Следи от разпространението на Наумовия канон за св. ап. Андрей//Старобългарска лит-ра. София, 1994. Кн. 28/29. С. 10-22; он же. Канонът за св. ап. Андрей от Наум Охридски в Хлудовия празничен миней 166//Пти достоитъ: Сб. в памет на С. Кожухаров. София, 2003. С. 15-24; Грозданов Ц. Свети Наум Охридски. Ckonje, 1995; Светите Климент и Наум Охридски и придонесот на Охридскиот духовен центар за словенската просвета и култура: Прилози от Науч. собир одржан на 13-15 септ. 1993. Ckonje, 1995; П. Големиот крст од Охридската црква Мали св. Врачи: Првобитно во обновената Наумова манастирска црква//Тематски зб. на трудови: Икони, иконопис, иконостас, ukohorpaфuja. Ckonje, 1996. С. 151-162; Целакоски Н. Свети Наум Охридски чудотворец. Прилеп, 1997; Matejko L. K poézii Zlatého veka//Slovensko-bulharské jazykové a literárne vztahy. Brat., 1998. S. 25-31; Кръстев А. Още веднъж за житията, службите, образите и творчеството на св. Наум Охридски//Преславска книжовна школа. София, 2000. Т. 5. С. 321-326; Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000 (по указ.); Йовчева М. Служби за св. Наум Охридски//КМЕ. 2003. Кн. 3. С. 676-680; Чешмеджиев Д. Бележки върху култа на св. Седмочисленици в средновек. България//Пти достоитъ. София, 2003. С. 425-444; Свети Наум Охридски: Живот и дело: Зб. на трудови од науч. собир. Ckonje, 2006; Турилов А. А. К уточнению объема и состава древнейшего слав.

http://pravenc.ru/text/2564754.html

В ходе реформы духовных семинарий 1867 г. П. б. в семинарской учебной программе было соединено с каноническим правом. Новый предмет был назван «Практическое руководство для пастырей» и сохранил это название вплоть до закрытия духовных семинарий после Октябрьской революции. В 1872 г. издан 1-й соответствовавший новой программе учебный курс «Практическое руководство для пастырей», составленный проф. КДС П. П. Розановым. Впрочем, книга основывалась на пособиях архим. Антония (Амфитеатрова) и архим. Кирилла (Наумова). В последующие годы был издан ряд учебных пособий для духовных семинарий, в неск. отличных комбинациях включавших материал собственно П. б., канонического права, практических предписаний относительно совершения таинств и треб ( Хойнацкий А. Ф., свящ. Практическое руководство для священнослужителей при совершении церковных треб с указанием церковных правил и гражданских постановлений и принятых в церковно-богослужебной практике обычаев и постановлений. Чернигов, 1873. Ч. 1; Громов П. В., прот. Уроки практического руководства для пастырей. Иркутск, 1873; Хорошунов Ф., свящ. Практическое руководство для пастырей. Чернигов, 1879; Нечаев П. И. Практическое руководство для священнослужителей, или Систематическое изложение полного круга их обязанностей и прав. СПб., 1884; Покровский С. И. Курс практического руководства для пастырей. СПб., 18982; Разумихин А. И. Практическое руководство для пастырей применительно к семинарской программе. М., 1905; Соловьев И. П. Учебник по практическому руководству для пастырей. СПб., 1914). Согласно уставу 1869 г., в духовных академиях в отличие от семинарий П. б. сохранило статус самостоятельной дисциплины, хотя отдельной кафедры П. б. образовано не было; этот предмет читался по совместительству преподавателем гомилетики. Устав 1884 г., сохранив такой порядок, присоединил П. б. к педагогике. Попыткой направить П. б. в строго научное русло стал труд проф. СПбДА С. А. Соллертинского «Пастырство Христа Спасителя» (СПб., 1887). Вышла только 1-я, «основоположительная», часть сочинения, в которой автор стремится прояснить библейское основание пастырского служения и обнаруживает его всецело в пастырском служении Христа.

http://pravenc.ru/text/2579146.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Послання Кирила у зв " язку смертю В.М. Наумова для друку 29 листопада 2021 р. 20:31 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования родным и близким кинорежиссера, сценариста, народного артиста СССР Владимира Наумовича Наумова, скончавшегося 29 ноября 2021 года на 94-м году жизни. Родным, близким и коллегам В.Н. Наумова Уважаемая Наталья Николаевна! Уважаемые Алексей Владимирович, Наталья Владимировна и Кирилл Владимирович! Дорогие братья и сестры! Глубоко опечален известием о кончине народного артиста СССР Владимира Наумовича Наумова — выдающегося режиссера и замечательного педагога. Фильмы, созданные Владимиром Наумовичем, входят в золотой фонд отечественного кинематографа, их знают и любят миллионы наших соотечественников. Его творчество побуждает зрителей думать, ставит перед ними серьезные философские вопросы. Эта способность возвышать людей над суетой повседневности — удивительный дар, присущий только настоящим мастерам. Милостивый Господь да упокоит душу новопреставленного раба Своего Владимира в селениях небесных и сотворит ему вечную память, а всем родным, близким и соработникам почившего дарует утешение и силы перенести постигшее испытание. С соболезнованиями +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова : Послання] Кирила у зв " язку загибеллю людей на в : Послання] Кирил висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Кирила у зв " язку з терактом у «Крокус : Послання] з ключовими словами   Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной епископа Моравичского Антония Кирила у зв " язку з кончиною голови Верховного суду В.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5867989...

Макарий вовсе не чуждался общества и отнюдь не был нелюдимым анахоретом, как это весьма часто случается с кабинетными учеными. Наоборот, он любил бывать в обществе, своею ласковостью, простотой и словоохотливостью весьма много содействовал общему оживлению и вообще был человек весьма общительный и обходительный. Манера, с какою архим. Макарий обыкновенно держал себя в обществе и у себя дома пред посетителями, отличалась простотой и в тоже время изяществом. Из писем преосв. Евсевия к А.В. Горскому, между прочим, видно, что архим. Макарий, в бытность свою инспектором, имел репутацию в кружке своих знакомых человека «благородного, радушного», и «пользовался отличным уважением публики» 520 . Из тех же писем видно, что архим. Макарий особенно любил проводить свободные часы своей непрерывно-труженической жизни у преосв. Иннокентия и преосв. Илиодора, когда эти последние жили в Петербурге, по званию присутствовавших в Св. Синоде 521 . Кроме того, в последние годы своего инспекторства архим. Макарий близко сошелся с протоиереем церкви Зимнего Дворца И.М. Наумовым, дядей бакалавра Академии иером. Кирилла Наумова . В дом протоиерея И.М. Наумова нередко собирались светила своего времени в лице м. Никанора, прот. Панского, протопресвитера Бажанова, китайского миссионера Иакинфа Бичурина, Никитенко и др. Здесь же в доме прот. И.М. Наумова младший брат архим. Макария А.П. Булгаков, окончивший академический курс в 1849 г. со степенью магистра и тогда же определенный на должность профессора Петербургской семинарии, нашел себе подругу жизни в лице племянницы гостеприимного и умного хозяина, дочери архимандрита (из вдовых дьяконов) Никифора, Е.Н. Наумовой. Это обстоятельство еще более сблизило архим. Макария с про г. И.М. Наумовым и со всем кружком его образованных друзей 522 . 3. Преосвященный Макарий, епископ Винницкий, в должности ректора и профессора С.-Петербургской духовной Академии Назначение архим. Макария ректором Академия. Возведение в сан епископа Винницкого. Ректорская деятельность преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Судьба епископа Кирилла сложилась трагически. «Он был без суда и следствия смещен со своей должности и отправлен в Казань настоятелем одного из монастырей – практически в ссылку. При этом, не зная за собой никакой вины, владыка Кирилл не согласился с решением Синода, основанным на клевете и недобросовестной подтасовке фактов. История епископа Кирилла (Наумова) в XIX столетии сопоставима по сути с историей Арсения Мацеевича столетием раньше» 29 . Источники и литература 1 РГИА. Ф. 815 Оп. 14 Д. 400 Послужные списки архимандритов, иеродиаконов, иеромонахов, монахов и послушников Александро-Невской Лавры 1860 г. 132 л. 2 Воробьева И. А. Русские миссии в Святой Земле в 1847–1917 гг. М.: РАН, 2001 3 Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века: (1882–1907). М.; СПб., 2008 4 Епископ Кирилл (Наумов) //Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 2 СПб.: П. П. Сойкина, 1913 5 Епископ Кирилл Мелитопольский в его письмах к митрополиту Макарию (Булгакову) //Русская старина. 1889 Т. LXIV. Декабрь. 6 Епископ Кирилл Мелитопольский в его письмах к митрополиту Макарию (Булгакову) //Русская старина. 1890 Т. LXVIII. Октябрь, ноябрь, декабрь. 7 Н. Н. Лисовой . Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды. Сб. 35 М., 1999 8 Никанор (Бровкович) , архиеп. Минувшая жизнь из быта белого и монашествующего духовенства второй половины 19-го века. В 2 т. Т. 1 Одесса, 1913 9 Памяти Е. Н. Булгаковой//Церковный Вестник, 1992 11 10 Памяти преосвященного Кирилла, епископа Мелитопольского, погребенного в алтаре церкви Св. Киприана и Иустины в Спасо-Преображенском миссионерском монастыре. Казань, 1904 11 Родосский А. С. Списки первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1907 12 Смирнова И. Ю. Епископ Кирилл (Наумов) //Православная Энциклопедия. Т. XXXIV. М., 2014 13 Сухова Н. Ю. Митрополит Макарий (Булгаков) и епископ Кирилл (Наумов) : страница из истории «ученого монашества» 1840–1860-х гг.//Христианское чтение. 2017 1

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010