Дунин-Борковский удостоился чести быть похороненным в соборе. Над местом захоронения по-прежнему висел его портрет во весь рост, написанный на доске. Теперь портрет находится в Черниговском художественном музее. Полковник, одетый в дорогой жупан, с булавой в руке, стоит у стола, покрытого ковром. Высокий лоб, пронзительный взгляд, волевые черты лица выдают незаурядную личность эпохи руины. Кроме Дунина-Борковского и Якова Лизогуба в соборе был похоронен еще одного казацкого вождя – черниговского полковника Леонтия Полуботка (умер в 1695 г.), отца наказного гетмана, мученика за Украину Павла Полуботка. Елецкий монастырь благодаря чудотворной иконе в XVII веке имел широкую славу и большой авторитет, пользовался благосклонностью власть имущих. В 1676 году в честь восстановления собора московские цари прислали потир, кадило, дискос со звездой. Гетман Демьян Многогрешный издал несколько универсалов в пользу Елецкой братии, а Иван Мазепа универсалом от 21 декабря 1687 г. предоставил монастырю новые имения. Историческая роль Елецкого Успенского монастыря увеличивается и тем, что через него прошло немало выдающихся деятелей украинского национально-культурного возрождения XVII – начала XVIII веков. Первым среди них следует назвать Кирилла Ставровецкого (Транквилиона), который около 1625 года (по другим сведениям – 1618 г.) перевоз до Чернигова свою бродячую типографию. Здесь и вышла первая Черниговская печать – «Перло многоценное» (1646 г.) – сборник стихов и прозаических произведений морально-учительной тематики. Ставровецкий прошел сложный жизненный путь, характерный для украинского интеллигента первой половины XVII века: сначала был преподавателем в братских школах Львова и Свободная, стал ведущим деятелем Львовского православного братства; в своих печатных сочинениях продолжал традиции великого полемиста против унии Ивана Вишенского. Но в конце концов сам в 1626 году перешел в унию и в качестве вознаграждения получил пост архимандрита Елецкого монастыря, именно тогда захваченного униатами. Год выхода первой Черниговской печати (1646) стал последним годом жизни издателя и последним годом существования его типографии.

http://sobory.ru/article/?object=01653

   001    002    003    004    005   006