Климента из Херсонеса в Рим» среди фигур на 1-м плане, держащим процессионный крест. К XI в. относится 1-й пример включения образа М. в состав святительского чина в декорации византийского храма. В росписи ц. Св. Софии в Охриде (1037-1056) св. братья (образ М. сохр. фрагментарно) представлены на юж. стене диаконника рядом со свт. Климентом. Лучшей сохранности изображение дошло до нас на фреске алтаря ц. вмч. Георгия в Курбинове (Македония; 1191), в композиции «Поклонение Жертве». Равноапостольные Кирилл и М. представлены среди святителей на юж. стене, оба в архиерейском облачении, в руках держат Евангелие; при каждом образе есть удостоверяющая надпись на греч. языке с эпитетом при имени «Учитель». В росписи болгарской ц. арх. Михаила в мон-ре в с. Долна-Бешовица (XVI-XVII вв.) в композиции «Поклонение Жертве» фигуры М. и Кирилла помещены следующими за фигурами святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Одно из ранних иконных изображений М. по своей программе также относится к разряду изображений чина святителей, к-рые представлены на полях в рост на иконе из афонского мон-ря Дохиар «Свт. Николай Чудотворец на престоле, с великими архиереями» (1-я пол. XVI в.); М.- в центре левого поля, под изображением равноап. Кирилла, облачен в полиставрий, омофор, держит Евангелие; у него средней длины клиновидная борода. Равноап. Мефодий трудится над переводом книг. Миниатюра Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 13) Равноап. Мефодий трудится над переводом книг. Миниатюра Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 13) Развитие иконографии св. учителей Словенских с появлением новых иконографических схем и большого числа изображений приходится на время Болгарского национального возрождения (кон. XVIII-XIX в.). В этот период получила распространение композиция с образом св. Седмочисленников (М., Кирилл, Климент Охридский, Наум, Савва, Ангеларий и Горазд), известная еще по изображению на сев. стене в нартексе ц. Пресв. Богородицы Сливницкого (Слимницкого) мон-ря близ оз.

http://pravenc.ru/text/2563094.html

Подобное должно сказать и о тех перенесениях памятей известных святых, которые находятся в Киевских рукописях, в такие дни, в которые у меня не показаны. Автор смотрел в Полном Месяцеслове V отдел дня, но многие святые показаны в те дни только в первом отделе дня, особенно из позднейших рукописей. В Киевских рукописях звания святых несколько иначе обозначены или находятся святые в числе неканонизованных или есть у меня, но автор, по поспешности, не досмотрел, например 26 янв. Астерий и дружина и 30 янв. Евгений и Макарий есть у меня, 14 февр. Кирилл еписк. Катанский, как у меня объяснено, есть Кирилл учитель словенский, 3 марта Василиск, 27 марта положение ризы Господней, 6 июня Дорофей епископ Тирский, 11 сент. Поклонение Кресту есть у меня в эти же дни и проч. Не смотря на то довольно оказалось такого, что послужило к восполнению моего Месяцеслова. Многое непонятное для автора мною объяснено. Вообще труд его полезен для агиологии и желательно, чтобы подобные труженики нашлись при других академиях, при которых есть довольно агиологических рукописей, например при С.-Петербургской и Казанской, а близ Московской есть богатая Лаврская библиотека. Русские библиотеки рукописей в отношении к Агиологии. Петербургские библиотеки В Петербургской духовной академии находятся две библиотеки рукописей: Софийская из Новгорода и Белозерская из Кириллова Белозерского монастыря. В Софийской Новгородской довольно пергаменных миней (24 нумера 187–210, одна XI века), и много писанных на бумаге 211–381), замечателен пролог, писанный до 1250 года; много прологов, писанных на бумаге; есть устав студийский XII – XIII в. и другие. Белозерская библиотека состоит из рукописей позднейшего времени (XVI и XVII веков); богата служебными минеями 295–392), следованными псалтирями (116 нумеров), святцами 483–516) и сборниками. Пергаменного очень мало. Публичная библиотека имеет несколько греческих рукописей, важных для агиологии, именно: месяцесловы: при апостоле IX-X в., при евангелии и апостоле XII века, отрывок месяцеслова X века LXI, первые 10 дней декабрьской минеи XI века. Недавно она обогатилась греческими рукописями Преосв. Порфирия, еп. Чигиринского. Она богата славянскими прологами, писанными на бумаге; замечательны в ней: иерусалимский устав Афанасьевой редакции древнейший, с годом 1408, но неполный, и святцы XVII в. 51, полнейшие из всех, виденных нами в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Составитель жития Константина философа, излагая сокращен­но разговоры Константина с иудеями и магометанами хазарскими, прибавляет: «Если хотите совершенных бесед сих святых, в книгах обрящете я, еже приложи учитель наш и архиепископ Мефодий, брат Константина философа, разрешив е на осмь словес». В статье о книгах полезных и вредных между первыми после Кирилла Иерусалимского поставлен «Кирилл Словенский». Ныне книга бесед святого Кирилла неизвестна, и остается довольствоваться только извлечениями из нее; но и тут много мыслей высоких о человеке и христианстве, много об­личений неотразимых иудейству! 539 Святой Мефодий продолжал, после брата своего, переводить на сла­вянский язык как книги Священного Писания, так и некоторые другие, более других нужные. На последнем году жизни он заставил способных писцов переписать труды свои и таким образом оставил в переводе «вся книги исполнь, разве макковеи и номоканон рекше закону правило и от- чиные книгы» – (патерик), так говорит житие его; а, по словам Иоанна экзарха, «преложи вся уставные книги 60 от Эллинского языка в Сло- венске». По тому и другому известию святым Мефодием оставлены в переводе: а) все канонические книги Священного Писания, но не были переведены апокрифические; б) номоканон и патерик. Так святые Кирилл и Мефодий подвизались в проповедании чистой святой веры (восточного Православия) славянским народам, страдая за то мужественно, до гроба. Если являются такие, которым хочется выдавать святых мужей за поклонников своеволия людского, то остается жалеть о том, что дозволяют себе лгать на святую истину 540 . Память славянских просветителей священна для славянских пле­мен как память о проповедниках чистой истины. Ее торжествовали не раз в году славянские племена 541 . Известны и древние службы святым Кириллу и Мефодию 542 . Страдание святого мученика Павла Блаженный Павел еще в юных летах уведен был из России татара­ми, – и потом продан был в Константинополь. Сколько страданий вы­терпели русские от Крымских разбойников-татар! Хищники не в одной честной войне, но в воровских, тайных наездах захватили русских и по­том насмехались в лице их над человечеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Составитель жития Константина философа, излагая сокращенно разговоры Константина с иудеями и магометанами хозарскими, прибавляет: «иже хощете с верешеных бесед сих святых, в книгах обрящете я, еже преложи учитель наш и архиепископ Мефодий, брат Константина философа, разрешив е на осмь словес». В статье о книгах полезных и вредных между первыми после Кирилла иерусалимского поставлен «Кирилл словенский». Ныне книга бесед св. Кирилла неизвестна и остаётся довольствоваться только извлечениями из неё; но и тут много мыслей высоких о человеке и христианстве, много обличений неотразимых иудейству 188 . Св. Мефодий продолжал, после брата своего, переводить на славянский язык как книги св. Писания, так и некоторые другие, более других нужные. На последнем году жизни он заставил способных писцев переписать труды свои и таким образом оставил в переводе «вся книги исплень, разве макковеи и номоканон рекше закону правило и отчиныя книгы» – (патерик),– так говорит житие его; а по словам Иоанна экзарха, «преложи вся уставныя книгы 60 от еллинска языка в словеньск». По тому и другому известно, св. Мефодием оставлены в переводе а) все канонические книги св. Писания, но не были переведены апокрифические; б) номоканон и патерик. Так св. Кирилл и Мефодий подвизались в проповедании чистой, святой веры (восточного православия) славянским народам, страдая за то мужественно, до гроба. Если являются такие, которым хочется выдавать св. мужей за поклонников своеволия людского, то остаётся жалеть о том, что дозволяют себе лгать на св. истину 189 . Память славянских просветителей священна для славянских племен, как память о проповедниках чистой истины. Её торжествовали не раз в году славянские племена 190 . Известны и древние службы св. Кириллу и Мефодию 191 . 20 ч. Память о Св. Ветране и Феотиме, епископах малой Скифии (Добруджи, Добрича) Созомен 192 , описывая бедственное время арианина Валента, говорит: «где церквами управляли люди мужественные, там только народ не изменял прежних своих мыслей. В самом деле по такой именно причине и скифы остались, как передают, с тою же верою (православною). Этот народ имеет много городов, селений и крепостей». По словам Плиния 193 , страна, которою владели скифы-земледельцы (arotyres), простираясь от устьев Дуная к Фракии, заключала в себе «прекраснейшие города-Истрополь (Дунавец), Томи (ныне Кюстенджи), Каллатис, Дионисиополь, прежде называвшийся Кроны». Эта равнина в средние времена называлась Добричь 194 , а ныне Добруджа. «Митрополия скифов,– продолжает Созомен ,– Томи, город обширный и богатый, лежащий у моря, на левой стороне для въезжающаго в Черное море. Там и доныне хранится обычай древний, чтобы всеми церквами этого народа управлял один епископ. В описываемое время правил Ветран.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Составитель жития Константина философа, излагая сокращённо разговоры Константина с Иудеями и магометанами Хозарскими, прибавляет: «иже хощете с вершеных бесед сих святых, в книгах обрящете я, еже преложи учитель наш и архиепископ Мефодий, брат Константина философа, разрешив е на осмь словес». В статье о книгах полезных и вредных между первыми после Кирилла Иерусалимского поставлен «Кирилл Словенский». Ныне книга бесед св. Кирилла неизвестна, и остаётся довольствоваться только извлечениями из неё; но и тут много мыслей высоких о человеке и христианстве, много обличений неотразимых Иудейству 60 ! Св. Мефодий продолжал, после брата своего, переводить на Славянский язык как книги св. Писания, так и некоторые другие, более других нужные. На последнем году жизни он заставил способных писцов переписать труды свои и таким образом оставил в переводе «вся книги исплънь, разве макковеи и номоканон рекше закону правило и отчиные книгы» – (патерик), так говорит житие его; а по словам Иоанна экзарха, «преложи вся уставныя книгы 60 от Еллинска языка в Словеньск». По тому и другому известию св. Мефодием оставлены в переводе а) все канонические книги св. Писания, но не были переведены апокрифические; б) номоканон и патерик. Так св. Кирилл и Мефодий подвизались в проповедании чистой, св. веры (восточного православия) Славянским народам, страдая за то мужественно, до гроба. Если являются такие, которым хочется выдавать св. мужей за поклонников своеволия людского, то остаётся жалеть о том, что дозволяют себе лгать на св. истину 61 . Память Славянских просветителей священна для Славянских племён, как память о проповедниках чистой истины. Её торжествовали не раз в году Славянские племена 62 . Известны и древние службы св. Кириллу и Мефодию 63 . † Страдание св. муч. Павла Блаженный Павел ещё в юных летах уведён был из России татарами, – и потом продан был в Константинополь. Сколько страданий вытерпели Русские от Крымских разбойников-татар! Хищники не в одной честной войне, но в воровских, тайных наездах захватили Русских и потом насмехались в лице их над человечеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

—235— городского монастыря XV в., в настоящее время затерянной, мне известно только два сборника этого типа: Хлуд. 32 и Волок. 487. Из сонма наиболее чтимых мучеников похвальными словами Климента отмечены: Димитрий Солунский, Климент Римский , 40 мучеников, Козьма и Дамиан, из святителей – Ириней, Николай Чудотворец. Есть также слово бесплотным Михаилу и Гавриилу. Таким образом, в наличном составе произведений Климента есть элементы, которые до точности соответствуют приведённому выше показанию жития, возвышая его авторитет до степени первостепенного исторического источника. В частности, в пользу исторической ценности памятника, представляющего Климента учеником Кирилла и Мефодия, говорят и некоторые отдельные произведения его. Похвальные слова Кириллу Философу, Димитрию Солунскому и Клименту, папе Римскому, отражают собой интерес составителя их к этим трём святым, вполне понятный из биографии Климента Словенского, как ученика Солунских братьев: Кирилл – его учитель, Димитрий Солунский – патрон Солуня, родины первоучителей. Климент Римский должен был быть близок ему не только, как соимённый святитель, но и по воспоминаниям об обретении и перенесении его мощей в Рим Кириллом Философом. Кроме того, простр. житие говорит о составлении Климентом поучений „простых и ясных, которые, не заключая в себе ничего углублённого и утончённого, были понятны и для самого простого болгарина“. Таких поучений, отличных от торжественных, несомненно принадлежащих Клименту, насчитывается пока немного. В числе их обращают на себя внимание своим назначением для памяти любого святого с „имярек“ вместо его имени – 2. Но мы можем увеличить количество таких поучений общего характера 15-ю новыми. Они вошли в особый состав Общей Минеи. Принадлежность всех этих произведений Клименту, на наш взгляд, несомненна. Но в восточной церкви такие слова общего характера не пользовались особым распространением, тогда как на западе из них составлялись целые гомилиары. Возможно, что, составляя эти —236— слова, Климент находился под влиянием западных образцов, что указывает как на место жительства его – на одну из западных областей, какой могла быть Моравия. Нужно попутно заметить, что общие слова-четьи, с соответствующими потребностям различных праздников изменениями, вошли в Пролог, чем и объясняется давно уже подмеченное многими исследователями сходство древних проложных поучений с творениями Климента.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Атлас,   228 . Изображены справа налево. Нижний ряд: Петр митрополит Московский, Алексий митрополит Московский, Иона митрополит Московский, Филипп митрополит Московский, Киприан митрополит Московский, Фотий митрополит Московский, Гурий архиепископ Казанский, Варсонофий Тверской. Верхний ряд: Никита епископ Новгородский, Иоанн архиепископ Новгородский, Евфимий архиепископ Новгородский, Иона архиепископ Новгородский, Моисей архиепископ Новгородский, Серапион архиепископ Новгородский, Нифонт епископ Новгородский, Феоктист архиепископ Новгородский. Атлас, 229 . Изображены слева направо. Нижний ряд: князь Владимир Равноапостольный, княгиня Ольга, князья Борис, Глеб, Александр Невский, Михаил Черниговский, Феодор Болярин, князь Георгий Владимирский. Верхний ряд: князья Михаил Тверской, Феодор Смоленский (Ярославский), Давид и Константин Ярославские – чада Феодора Смоленского, князь Феодор Вологодский, Петр Муромский, Феврония Муромская, Всеволод Псковский, Довмонт Псковский. Атлас,   230 . Изображены справа налево. 1-й ряд снизу: Леонтий Ростовский, Исаия Ростовский, Иаков Ростовский, Игнатий Ростовский, Феодор Ростовский, Прохор Ростовский, Феодосий архиепископ Астраханский, Герман архиепископ Казанский. 2-й ряд снизу: Кирилл учитель словенский, Стефан Пермский, Герасим Пермский, Иона Пермский, Питирим Пермский, Иоанн Суздальский, Феодор Суздальский, Арсений Суздальский. 3-й ряд снизу: Василий Блаженный, Максим Блаженный, Иоанн Московский юродивый, Исидор Ростовский, Симон Юрьевецкий, Феогност митрополит Московский, Аркадий епископ Новгородский, Акакий епископ Тверской, Арсений епископ Тверской. Верхний ряд: Никола Кочанов, Прокопий Устюжский, Иоанн Устюжский, Георгий Новгородский, Иаков Боровичский, Иоанн Яренгский, Лонгин Яренгский, Артемий Веркольский, Прокопий Устьянский. Атлас, 231 . Изображены слева направо. 1-й ряд снизу: Дмитрий царевич Московский, Петр царевич Ростовский, князь Константин Муромский, Михаил и Феодор – чада Константина, Василий Ярославский, Константин Ярославский, Глеб Всеволодович (Смоленский), Андрей Муромский. 2-й ряд снизу: князь Феодор Новгородский, Роман Ольгович (Рязанский), Даниил Александрович (Московский), Игнатий Угличский, Владимир Новгородский, Анна «мати Владимирова», Евфросиния Московская, Елена Московская игумения. 3-й ряд снизу: Меркурий Смоленский, Исидор Ливонский, Иоанн Казанский, Стефан Казанский, Авраамий Владимирский (Болгарский), княгини Анна Кашинская, Анастасия Василевская (Ярославская), Иулиания Муромская (Лазаревская), Феодора Нижегородская. Верхний ряд: Антоний Виленский, Иоанн Виленский, Евстафий Виленский, Иоанн Киевский (Варяг), Евфросиния Суздальская, София Суздальская, Евфросиния Полоцкая, Парасковия Ржевская, Васса Псково-Печерская.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

В свете ареопагитской семантики зеленого цвета правый ангел на клейме «Троица» иконы «Архангел Михаил с деяниями» также облачен преп. Андреем Рублевым в зеленый гиматий, на фоне которого отчетливо отчетливо выделяется крест навершия его красного посоха, не оставляющий никакого сомнения в идентификации этого ангела со Спасителем (на посохах двух других ангелов нет креста в навершии; в свое время на данную особенность обратил внимание Н. Грешный, комментируя изображение серебряной позолоченной ризы XVIII в. на рублевской «Троице» (Greschny N. L’icône de la Trinité d’André Roublev. Nouan le Fuzelier, 1986. P. 62). Пристальное внимание к творениям сщмч. Дионисия Ареопагита во время борьбы с антитринитарной ересью, которую пришлось вести митрополиту Киприану и по его благословению иконописцу преп. Андрею Рублеву, в значительной степени было продиктовано тем, что именно этот богословский корпус рекомендовал для борьбы с ересью св. равноап. Кирилл (Константин), учитель Словенский: « Если бы святые, а именно наши первые наставники, которые с трудом и как бы дубиной обезглавливали еретиков, располагали написанным Дионисием, то, без сомнения, они рубили бы их острым мечем…тогда они значительно легче, действеннее и быстрее заставили бы замолчать тех, чьи рты они заграждали с большим трудом и значительно медленней» (Monumenta Germaniae Historica. Epistolarum tomus VII. Karolini aevi V. Berlin, 1928. P. 433). Опираясь на традиции новгородского архиепископа Василия Калики по борьбе с антитринитарной ересью «жидовствующих» стригольников в начале XIV века, митрополит Киприан благословил распространение новой иконографии Живоначальной Троицы. С этим новым иконографическим изводом ему довелось познакомиться на Святой Горе Афон, где к тому времени получило известность изображение Живоначальной Троицы над двойным портретом Иоанна VI Кантакузина, заказавшего в 1375 г. данную миниатюру для украшения рукописи (Парижская Национальная библиотека, cod. 1242) своих богословских сочинений (Spatharakis I.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

Кальнишевский [Кольнышевский] Петр Иванович (1691–1803), последний кошевой атаман Запорожской Сечи. В 1776 г. сослан на Соловки, где и скончался в возрасте 112лет 56, 58, 373, 535 Карахан Лев Михайлович (1889 – 20 сентября 1937), советский дипломат, полномочный представитель в Пекине. Расстрелян 166 Карл XII (1682–1718), король Швеции 430 Катанян [Катаньян] Рубен Павлович (1881 – 6 июня 1966), глава внешней разведки РСФСР, помощник прокурора Верховного суда СССР П.А. Красикова, один из членов комиссии, посетившей Соловки в 1924 г. В 1938–1948 гг. и 1950– 1955 гг. находился в заключении 106–108, 134 Кашавили, заключенный 136–142 Каштанов, заключенный инженер 59 Кериовский Иван Иванович, начальник Кемперпункта 33 Кетлевский Василий, священник, арестован в Благовещенске вместе со священномучеником Евгением (Зерновым) 73 Киприан [Соловьев] (Комаровский Константин Станиславович; 1876 – 11 декабря 1937), архиепископ Вятский. Арестован в декабре 1922 г. в сане епископа Семипалатинского, приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 75 Кирилл ( 869), равноапостольный, учитель Словенский 506 Кирьянов Николай Борисович (1902 – 22 сентября 1988), келейник священномученика Илариона (Троицкого) . Арестован в декабре 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Досрочно освобожден из лагеря по состоянию здоровья в августе 1928 г. 338 Киселев, брат жены Р.И. Васькова 119 Клинг, следователь ГПУ 95 Клингер Александр, офицер, автор воспоминаний «Соловецкая каторга. Записки бежавшего» (Берлин, 1928) 10, 28, 34–36, 39–42, 84, 88, 332 Коган Д.Я., заключенный чекист 271–272 Колесников Николай Владимирович (1880 – 30 января 1937), издатель журнала «Армия и флот» 169 Колесов, см. Иннокентий, митрополит Колчак Александр Васильевич (1874 – 7 февраля 1920), один из руководителей Белого движения. Расстрелян 101–102, 165 Конота, японский журналист, заключенный Бутырской тюрьмы 102 Конради, брат М.М. Конради, убившего советского дипломата В.В. Воровского в Лозанне, заключенный Бутырской тюрьмы 112

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если кто-нибудь станет тебе строить козни и делать зло, будь выше этих По слову преподобного Пимена Великого , «побеждать добром — требование более высокое: оно содержит необходимость преодоления себя при понимании того, что только постоянно делаемое добро лишает зло Заповедь «не противься злому» означает, что злу должна противостоять сила добра, а добро обретает силу, когда человек соединяется с Богом во Христе, Который победил мир ( Ин 16:33 ). Церковь учит не отвечать на зло, причиненное лично нам, но ограждать и защищать от зла наших ближних, полагать за них душу свою ( Ин 15:3 ). Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский, говорил: «Мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних Сила добра, позволяющая не воздавать злом за зло, проявляется в способности человека являть любовь к тем, кто наносит ему обиды и причиняет страдания. Господь заповедует Своим ученикам: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф 5:43–44 ). Заповедь о любви к врагам раскрывает христианское понимание любви. Господь говорит: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» ( Мф 5:4647 ). В отличие от любви естественной, направленной на «своих», или любви эгоистической, стремящейся к индивидуальной выгоде, любовь, которую заповедует Господь, обращена ко всем людям, в том числе к «чужим», а также к враждующим и наносящим обиды. Тех, кто имеет такую любовь, Он называет «сынами Отца Небесного», Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф 5:45 ). Такую любовь Сам Господь явил на Кресте, когда молился за распинавших Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк 23:34 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010