Чинъ, бываемый на пресвтера По еже исполнитися Херувимской песни, имеяй поставлен быти пресвитер приводимь бывает архидиаконом или иным неким диаконов в царская врата, ко святей трапезе пред архиереа с десныя страны. Архиерей же его осеняет рукою крестовидно, и водимь бывает около престола трищи, якоже писано в хиротонии диаконстей, поюще вси во олтари тропарь сей: Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашым . Единощи. Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало и мучеников веселие, ихже проповедь Троица Единосущная . Единощи. Таже: Исаие, ликуй: Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и Человека, Восток имя Ему. Егоже величающе, Деву ублажаем . Единощи. И приклоняет оба колена, и полагает длани крестовидно на святую трапезу, приложит же и чело между рук ко святей трапезе. Архиерей полагает край омофориа на главу хиротонисуемаго и благословляет его по главе, трищи. Возглашающу водящему иерею: Вонмем , Прочитает архиерей, возложив руку на главу его, в слух всех предстоящих во олтари, возгласно: Б жтвенна блгодать, всегда немощна врачющи и скдвающа восполнющи, прорчестветъ, имкъ, благоговйнйшаго во пресвтера: помолимс б немъ, да на него блгть всестаг дха. И поют внутрь иерее: Господи, помилуй , трищи, от десныя страны. Таже паки трищи, от левыя страны. Таже подобне певцы и вне, на правом и левом клиросех: Кирие, елеисон , по трищи, косно, дондеже архиерей прочтет молитвы. Архиерей паки благословляет его трищи, имеяй и руку на главс лежащу хиротонисуемаго. Протодиакон же глаголет: Господу помолимся , тихим гласом. Архиерей глаголет молитву тайно: Б же безначальный и безконечный, вскаг сый, пресвтера почествовавый во степени семъ достоившыс сщеннодйствовати слово твое истины! Самъ влко всхъ, и сего, блговолилъ прорчествоватис мен, въ непорочномъ жительств и неклонной вр, блговол подти великю блгодать стаг твоег дха, и совершенна покаж раба твоего, во всхъ блгогождающа теб и достойн жительствюща твое предзнательны силы се чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Георгия Исповедника, митрополита Митиленского Память 7 апреля С юных лет возлюбивши Христа, преподобный отец наш Георгий сделался монахом, вел подвижническую добродетельную жизнь и, как никто другой, усовершенствовался в смиренномудрии. В царствование Льва Исаврянина 2447 он соделался исповедником за Христа, претерпевши от иконоборцев гонение и притеснение. Затем в царствование православных Константина и Ирины 2448 он был возведен на архиерейскую кафедру в городе Митилене 2449 , митрополии острова Лесбоса 2450 . Святой Георгий был весьма милостив, щедрыми подаяниями питая алчущих. За свое великое воздержание он соделался другом ангелов и, отгоняя нечистых духов и врачуя неизлечимыя недуги, явил себя чудотворцем. Доживши до времени царствования императора Льва Армянина, возобновившего иконоборчество 2451 , он снова, будучи уже глубоким старцем, претерпел гонение за святые иконы. Еще раньше правления императора Льва Армянина, возобновления иконоборства и изгнания святого Георгия, в Митилене были некоторыя знамение, предуказывавшие на скорое появление в Церкви Христовой смут и бедствий. Однажды в храме святой великомученицы Феодоры, что близ пристани, за вечерней во время всенародного пения «Кирие, елеисон» – Господи помилуй – стоявший на престоле святой крест внезапно и с сильным шумом какой-то невидимою силою был взят со своего места и вознесся кверху под потолок, а затем, склонивши свой верхний конец к низу, упал на землю. Народ, видевший это, был охвачен великим страхом и ужасом; поднявши вверх свои глаза и руки, все громогласно, в течение продолжительного времени, взывали: «Кирие, елеисон» и не желали выходить из церкви, так как ожидали, что остров Лесбос посетит какая-нибудь внезапная гибель. В то время в церкви находился преподобный Симеон вместе со своим младшим братом Георгием, который впоследствии в свое время наследовал престол первого Георгия 2452 . Симеон, будучи прозорливцем, со слезами говорил народу: – Братия, будет не так, как ожидаете вы. Бог не погубит окончательно этой страны, но на днях вступит на престол богоненавистный и богопротивный царь, который, ниспровергши на землю святые иконы, отнимет от церкви красоту ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Господь воцарися, в лепоту облечеся. Отец, Сын и Святый Дух. Аминь. Берет чашу и говорит: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову и обеты моя воздам Господу. Вливает вино в чашу и говорит: И сие вино, иже есть образ крови, истекшей нам из ребра возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, аз вливаю в сию чашу, чашу спасения, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Примешивает к вину немного воды и говорит: И сию воду, которая есть образ воды, истекшей нам из ребра возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, аз примешиваю в сей чаше, чаше спасения во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Он кадит меньший покровец, покрывает им чашу, говоря: Облечеся Господь силою и препоясася; иже утверди вселенную, яже не  подвижется, Отец, Сын и Святый Дух. Аминь. Кадит большой покров и покрывает им дискос и чашу, говоря: Покрылись небеса блистанием славы Его, и хвалы Его исполнилась вся земля. Обратившись к народу, он испрашивает прощения, говоря: Помолитесь о мне. Затем кадит алтарь и предстоящих, хор же поёт: Приидите, восхвалим Господа, воспоем Богу Спасителю нашему, предстанем лицу Его с славословием и в песнях воскликнем Ему. Яко Господь есть Бог великий, и Царь великий над всеми богами; в руке Его глубины земли, и вершины гор Его. Его море и Он создал еси его, и сушу сотворили руце Его. Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колено и прославим Творца нашего. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Священник: Благоухания чистые, которые принесли Тебе сыны верной Церкви руками священническими для умилостивления Божества Твоего, приими по милости благоутробия Твоего. Будь милостив к кающимся и, якоже приял еси приношение Авраама на вершине горы, яко благоприятно Тебе благоухание от фимиама священника Аарона, так да будет благоприятно Тебе благоухание и нашего кадила, и да послужит оно к умилостивлению Тебя, Боже многомилостивый. Хор:  Кирие елеисон, Кирие елеисон. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Отче наш… Священник:  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; а на нас, немощных и грешных, да изольется милость и благодать и в сем и в будущем веке, ныне и присно и во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=896...

Исаие ликуй! Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, восток имя Ему, Его же величающе, Деву ублажаем. В этих песнопениях посвящаемому внушается, что он в своей жизни и служении должен подражать примеру мучеников и апостолов и всегда памятовать о Богочеловеке Иисусе Христе. По троекратном обхождении престола посвящаемый во диакона становится пред ним на одно колено, а посвящаемый во священника на оба, как принимающий на себя большее служение Церкви. При сем оба они, в знак своей преданности Богу, крестообразно полагают руки свои на престол, а на них свою главу. Тогда епископ, покрыв главу посвящаемого концом омофора и троекратно благословив его, возлагает на его главу руку и вслух произносит молитву: Божественная благодать всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (проходит чрез руки, преподается чрез рукоположение) имя благоговейнейшаго иподиакона в диакона·, (или диакона во пресвитера) помолимся убо о нем, да придет на него благодать Всесвятаго Духа. Священнослужащие в алтаре на это приглашение епископа троекратно поют: «Господи, помилуй», а певчие на клиросе: Кирие елеисон. Эти два слова греческие по-русски означают тоже: «Господи, помилуй». Они поются по-гречески в знак того, что наша Русская Церковь приняла Христову веру и священство от греческой и поныне сохраняет с нею единение. Епископ же во время пения этих слов, еще три раза благословив главу посвящаемого, тайно читает молитву, в которой призывает благодать Святого Духа и испрашивает посвящаемому дары, потребные для его служения. После молитвы епископ возлагает на рукоположенного приличные его сану богослужебные одежды, возглашая аксиос, что значит «достоин». Это восклицание повторяется священнослужителями в алтаре и певчими на клиросе. После этого посвященному во диакона дается рипида, металлический круг на рукоятке с изображением херувима, в напоминание ему о том, что он должен служить при таинствах с таким же благоговением, с каким ангелы служат Богу. А посвященному в священника дается часть св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

По этому чину перед совершением хиротонии по возгласе «И да будут милости…» иподиаконы ставят для архиерея седалище перед престолом, ближе к левому его углу, «да не будут Святая созади». Когда епископ сядет, два иподиакона ведут ставленника «от среды церкве» так, что он находится посередине между ними, каждый из иподиаконов кладет одну руку на шею ставленнику, а второй рукой держат его за руки и преклоняют насколько можно. Первый раз ставленник кланяется, когда диакон в алтаре возгласит «Повели», второй раз, когда другой диакон в алтаре скажет «Повелите». Когда поставляемый подходит к царским вратам, его оставляют иподиаконы и встречает протодиакон, произнося «Повели, преосвященнейший владыко», и еще один диакон, а ставленник делает поклон архиерею, который осеняет его рукою крестообразно. Ставленник в сопровождении двух диаконов трижды обходит престол, целуя каждый его угол, под пение тропарей «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…» и «Исаие, ликуй…». Эти тропари повторяет и хор. После первого тропаря ставленник целует руку и колено 22 архиерея, после второго тропаря – епигонатий 23 и руку святителя, а после третьего – идет к правой стороне архиерея, творит три поклона перед престолом с молитвой «Боже, милостив буди мне, грешному», идет к правой стороне престола, становится на правое колено, положив руки крестообразно на престол и преклоняет главу к престолу между рук. Архиерей встает, кладет омофор на голову ставленнику 24 , трижды благословляет его, кладет руку поверх омофора и по возгласе протодиакона «Вонмем» читает молитву «Божественная благодать…». После молитвы священнослужители в алтаре трижды поют «Господи, помилуй», затем певцы трижды «Кирие, елеисон» пока архиерей не дочитает две молитвы «Господи Боже наш…» и «Боже Спасе наш…». Перед чтением первой молитвы святитель трижды благословляет голову ставленника, а архидиакон «тихим гласом» говорит «Господу помолимся». Во время чтения епископом молитв, протодиакон произносит мирную ектению со специальными прошениями о архиерее и ставленнике, на каждое прошение которой отвечают «Господи, помилуй», а на последнее – «Тебе, Господи». После прочтения молитв ставленника поднимают, снимают с него стихарный пояс и архиерей возлагает на его левое плечо орарь, возглашая: «Аксиос». Духовенство в алтаре трижды повторяет «Аксиос», этот же возглас трижды повторяет и хор. Архиерей подает ставленнику поручи, говоря «Аксиос», духовенство и хор по трижды поют «Аксиос»; святитель подает посвящаемому рипиду с тем же возгласом, который по трижды повторяют духовенство и хор. Новопоставленный целует архиерея в плечо и отходит веять над Святыми Дарами.

http://azbyka.ru/istoriya-chinoposledova...

Когда Дивна приезжает в Петербург, у нее почти не находится времени на встречи с прессой. На самом деле, певица не очень расположена давать интервью: она глубоко погружена в музыку и больше любит петь, чем говорить. Однако нам все же удалось «поймать» Дивну Любоевич в перерыве между репетициями и побеседовать в небольшой уютной комнате за сценой Большого зала филармонии. — Считается, что дирижер — это мужская профессия. Легко ли быть женщиной-дирижером? — Вы знаете, это, в первую очередь, музыкальная профессия. Конечно, раньше, как правило, дирижерами были мужчины, но сейчас я знаю очень многих женщин, которые успешно этим занимаются. Для меня это не сложно. — Суть профессии дирижера — в том, чтобы навязать коллективу музыкантов свою волю, свое понимание музыкального произведения. Поэтому у многих дирижеров деспотический характер. У Вас тоже? — Конечно, нет. Наш хор — это коллектив друзей. Мы вместе, потому что мы друзья, нас объединяет любовь к музыке и вера в Бога. Так получилось, что я знаю немного больше, чем другие участники коллектива, и поэтому я передаю им свои знания. — Я читала, что Вы выросли в верующей семье, с десяти лет учились в школе при монастыре. Церковь и музыка были с Вами с детства. Возникало ли у Вас когда-нибудь желание изменить свою жизнь? — Это правда, что я выросла в верующей семье — и слава Богу. Я естественным путем пришла к вере в Бога. Правда также, что я училась в школе при монастыре Введения Божией Матери. У меня ни разу не было мысли пойти каким-то другим путем. Все, что я делала, для меня было само собой разумеющимся, очень естественным. Я не желаю себе другой судьбы. — Вы счастливый человек? — Я очень счастливый человек. У меня есть дар, который я получила от Бога, и я благодарна ему за этот дар и не хотела бы что-либо изменять в своей жизни. Разве что в мелочах. — Не мешает ли популярность Вашей личной и духовной жизни? — (Смеется.) Нет. В основном это интернет-популярность. Да, люди ходят на мои концерты, слушают мои записи в интернете, обсуждают. Я знаю, что на многих телефонах стоят мелодии в моем исполнении, например, у румынского патриарха это «кирие елеисон». А в обычной жизни я своей известности практически не замечаю.

http://pravmir.ru/divna-lyuboevich-ya-ly...

Это таинство совершается в алтаре у престола при архиерейском служении Литургии. В диаконы и во священники посвящает один епископ, а посвящение в епископы совершается собором епископов. Посвящение в диаконы бывает на Литургии после освящения даров , чем показывается, что диакон не получает права совершать таинства; во священники посвящают на «литургии верных» после «великого входа», чтобы посвященный, как получивший на то надлежащую благодать, принял участие в освящении даров; в епископы же посвящают во время «литургии оглашенных» после «малого входа», чем показывается, что епископу дается право посвящать других в разные священные степени. Самое важное действие при посвящении есть архиерейское возложение рук с призыванием на посвящаемого благодати Св. Духа, и потому посвящение называется иначе рукоположением. Рукополагаемый в диаконы или в священники вводится чрез царские врата в алтарь. По троекратном обхождении престола и целовании его углов, он преклоняется пред ним. Архиерей покрывает его голову концом своего омофора, трижды осеняет ее крестным знамением и, возложив на нее свою руку, возглашает вслух, что этого человека «Божественная благодать... пророчествует (т. е. производит чрез руковозложение) во диакона (или же во пресвитера ); помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа» . На клиросе поют по-гречески: «Кирие елеисон» , что значит: Господи, помилуй. При возложении на рукоположенного священных одежд, усвоенных его сану, архиерей возглашает: «аксиос!» т. е. достоин, и это «аксиос» повторяют все священнослужащие и певчие. По облачении, священнослужащие той степени, к которой принадлежит рукоположенный, целуют его, как своего собрата, и он вместе с ними принимает участие в службе. Почти одинаково с этим происходит посвящение в епископы, с тем только отличием, что посвящаемый пред началом Литургии посредине церкви вслух произносит исповедание веры и обещание как следует по закону проходить свое служение, а после «малого входа» во время пения «трисвятого» приводится в алтарь и становится на колена пред престолом; когда же затем первенствующий в служении архиерей читает молитву посвящения, то все архиереи, сверх возложения на посвящаемого своих правых рук, держат еще над его головою открытое Евангелие письменами вниз.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Батюшка молится, мы поем «Кирие елеисон» («Господи, помилуй»), и у многих из нас текут слезы. Жалко малышку, судорога не хочет отпускать беззащитное тельце, и такое чувство, что она вся уже в другой реальности. Вернись, миленькая, останься с нами! Пресвятая Мати Богородице, простри Свой святой покров над болящим младенцем, огради ее от нападок диавольских, пошли ей скорое исцеление! Мы выходим из грустного дома в задумчивости. Неисповедимы пути Твои, Господи, не оставь эту семью Твоею милостью! А у нас еще один адрес, и до начала вечерни всего полчаса. Быстро грузимся к батюшке в машину, остальные ловят такси (не подумайте, что мы такие богачи: в Конго одна поездка на такси всего 2 доллара). Церковь Вознесения Раиса, женщина, вызвавшая нас, ждет на улице; дом расположен в лабиринтах Большого рынка, и, если не знаешь точного расположения, можешь и не заметить железные воротца между стоящими впритык магазинчиками. Судя по внешнему виду, дом строился в 1970-х годах: тогда были в моде низенькие, по грудь, заборчики между соседями и обычай лепить комнатушки для съемщиков позади хозяйского дома – выгода со всех сторон: съемщики всегда на глазах и места много не занимают. Почему-то мы стоим сначала во дворике, а хозяйка разворачивает бурную деятельность в салоне: неужели уборку? Слышен звук переставляемой посуды, мебели… Нас ждали или нет? В это время во дворик выходят несколько молодых парней и, глядя на нас без особой приязни, начинают тихо переговариваться. Смысл беседы сводится к тому, что нас ждали, но не все. Батюшка решает форсировать события: нам еще надо успеть в церковь вернуться к 5 часам! «Сестрица, – обращается он к даме, – нам не нужны стулья. Давайте начнем». И мы заходим. В этом доме из прошлого остались только криво висящие настенные часы с разбитым стеклом, а из настоящего – обеденный стол, стулья, посуда; салон служит и кухней: стены закопчены, готовят на углях. Никаких намеков на уют, никаких попыток облагородить помещение. За годы нашего служения мы побывали в самых разных домах – и крайне бедных, и исключительно богатых; в большинстве случаев все-таки можно увидеть усилия хозяев сделать дом обитаемым. Здесь же видно, что люди заходят сюда только переночевать и, может быть, пообедать, но не живут.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

Помещение «киевской литургии» в монастырских Ирмологионах выявляет еще один смысловой аспект этого названия - в связи с многораспевностью. Во время будничного служения литургии, принятого в обителях, ее исполняли краткими напевами, передававшимися устно и не фиксировавшимися в Ирмологионах до сер. XIX в. Поэтому версия службы «напелу киевского» (с песнопениями мелизматического склада), предназначенная для использования в праздничные, в т. ч. воскресные, дни, является элементом многораспевной певч. традиции монастырского храма. Во 2-й пол. XVII в. атрибуция «напелу киевского», отмеченная в Ирмологионах разного происхождения (западноукраинских, белорусских и составленных в Московской Руси), охватила уже бытовавшие прежде безымянные традиционные песнопения (единичные или жанровые группы). В западноукр. сборниках «киевскими» названы канон Недели ваий «Явишася источници», «Сподоби, Господи» и «Кирие, елеисон» (Ирмологион из с. Кальница (ныне Подкарпатского воеводства, Польша) - НБВ. Akc. 2690, 1650-1668 гг.), осмогласный цикл богородичных на поминовение «Грешных молитвы» (в 1-м гласе) и блаженны на литургии: евангельские стихи и тропари на 8 гласов (Там же. Akc. 2973, 1675 г., и др.), катавасия молебна на 8 гласов «Избави от бед» (ЛНБ. Ф. 9. 235, 1679 г.), кондак Иисусу Сладчайшему «Возбранный Воеводо» и причастен «Спасение соделал еси» (Там же. Ф. 2. 417, 1695 г.), а также нек-рые др. песнопения. В цикл «киевской литургии» расширенного состава были включены единичные песнопения иного происхождения, певч. стиль которых не соответствует общему названию цикла (так, безымянное песнопение «Утверди, Боже» напоминает мелодикой тонального (мажорного) склада новогреч. напевы XVII в.; см. западноукр. Ирмологион из с. Кальница - НБВ. Akc. 2690). В Ирмологионе, составленном в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре (ГИМ. Собр. Донского мон-ря. 3, 1682 г., переписчик иером. Нафанаил), антифоны изобразительные - редчайшие для Ирмологиона образцы данного жанра - в цикле Литургии свт. Иоанна Златоуста «киевского напелу» характеризуются теми же стилевыми признаками, что и упомянутое «Утверди, Боже». Из корпуса обиходных песнопений в Ирмологионах выделяется песнь на похвалу Пресв. Богородице «Достойно есть», поскольку в XVII-XVIII вв. «киевскими» назывались ее различные мелодические типы. Т. о., название цикла расширенного состава «литургия киевская» не определяет происхождение всех включенных в него редких песнопений и атрибуция последних требует отдельных изысканий. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/1684569.html

Диакон: Аминь. И обратившись к народу, возглашает: Коль страшен час сей, возлюбленные, егда Дух Святой приходит от высоты небес и носится, да снидет на сию предлежащую жертву и да освятит ю. Внемлите убо в безмолвии, и со страхом сотворите молитву, моляся в мире и на уповании: «Кирие елеисон, кирие елеисон, кирие елеисон». При возглашении сего диаконом, священник творит прилежное моление, ударяя себя в грудь и взывая трижды: Вонми, Господи, умилосердися и помилуй нас. Затем, воздев руки и изображая ими снисхождение Духа Святого, взывает: Уготови убо, и сотвори хлеб сей тело животворящее (благословляет хлеб), Тело спасения (еще благословляет), тело Христа Бога нашего (еще благословляет). Диакон и народ: Аминь. Священник продолжает: Чашу же сию сотвори кровь нового завета (благослов­ляет чашу), кровь спасения (благословляет), кровь Христа Бога нашего (благословляет). Диакон и народ: Аминь. Священник продолжает возглашать с воздетыми руками: Да освятятся души и телеса сопричащающихся, и да принесут плод благих дел, во утверждение св. Церкви на непоколебимом камени, и да не одолеют ее врата адовы. Спаси и сохрани ее от обольщения и мудрований еретических до конца, да воссылаем славу и благодарение Тебе и Единородному Твоему Сыну и всесвятому, всеблаго­му, покланяемому, животворящему и единосущному Твоему Духу, ныне и присно и во веки веков. Клир: Аминь. За сим следует шесть ектений 57 , возглашаемых от диакона по средине церкви и двенадцать молений, говоримых священником, шесть тайно и шесть гласно и с воздеянием рук. Диакон: Благослови, Владыко. Просим и молим Господа и Бога нашего в великий, страшный и святой час сей о всех отцах наших и предстоятелях, руководящих нас все дни живота на­шего, упасающих и назидающих св. церковь Божью, о всечестных и блаженных: св. Игнатии патриархе нашем, св. Василии, св. Григории благоугодивших Богови и о всех православных архиереях, Господу помолимся. Народ и поющие: «Кирие елеисон». Тайное моление священника: Еще приносим Ти сию бескровную жертву о церкви Сионской, яко матери всех церквей и о всей церкви вселенской, да даси ей дар Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010