Призывание Троицы, как и при крещении, совершается и здесь, равно как и при всех священных Таинствах.    Затем первые из сослужащих архиереев читают обычные прошения: о вышнем мире и спасении всех, об архиепископе как совершителе божественного дела, о деле рук его (то есть о рукоположении и самом рукополагаемом), о благочестивых царях и о всех верующих. Прочие же архиереи отвечают: «Господи, помилуй» (Кирие, елеисон). Этим они свидетельствуют, что иерарх посвящается всеми, что они согласны с рукополагающим архиепископом, что вместе с ним молятся и рукополагают, равно и сопричисляют к себе принимающего рукоположение. Это совершается только при рукоположении епископа, потому что при таком величайшем даре и наитии Божественного Духа должно вспоминать о всех верующих, чтобы они получили милость, и спасение, и благодать.    Архиепископ, держа руку на главе рукополагаемого — что знаменует собой покровительствующую и промыслительную благодать Божию, наитие, действие и осенение Святого Духа, или, лучше сказать, вселение благодати в рукополагаемого, — тотчас же после первой молитвы произносит вторую. Рука его постоянно на главе посвящаемого — это означает, что о чём бы тот ни стал молиться, всё совершится и всё он получит.    И как удивительна молитва архиепископа: «Господи Боже, ради немощи человеческого естества, не могущего вынести явления Божества, поставивший Домостроительством Твоим подобострастных нам учителей, обдержащих престол Твой!»    О таинство! Человек получает власть и силу Божию и удостаивается воссесть на престол Самого Бога. О чудо! Поскольку, просит молитва, человеческое естество не может вынести естества Божественного — снизойди. Ибо только тогда плоть наша всецело соединилась с Богом, когда была принята Словом. И только Дева, Матерь Его, приняла во чрево Само Ипостасное Слово воплотившееся, когда рождала Его. Посему Она есть честнейшая всех после Бога. И мы — тем же страшным устроением — удостоились столь величайшего дара — архиерейства Христа Бога нашего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

На протяжении всего пути народ взывал: «Кирие, елеисон» («Господи, помилуй»), и не было почти никого, кто бы не плакал от духовной радости. Когда рака святого Бориса была перевезена в новую церковь, тем же порядком перевезли и раку святого Глеба. Тут между князьями случилось разногласие: Владимир Мономах хотел поставить раки посреди церкви и над ними устроить серебряный терем, а Давид и Олег желали, чтобы раки поставлены были на правой стороне церкви в нарочито приготовленные уже для них клети, или своды (комары). Для решения спора митрополит и епископы предложили князьям бросить жребий. Князья согласились, положили два жребия на престол и вынули жребий Олега и Давида, почему раки постановлены были на правой стороне церкви. Затем совершена была литургия и последовал в Вышгороде трехдневный праздник, после которого все разошлись в свои домы. Благочестивый Владимир Мономах показал еще особенным образом свою любовь к святым страстотерпцам. Будучи еще переяславским князем, когда мощи угодников покоились в деревянной церкви, он однажды пришел ночью и смерил их каменные гробы, потом приготовил серебряные доски, позлатил и опять ночью оковал этими досками святые раки, так что наутро люди с изумлением увидели богатое украшение рак и прославили Бога и благочестивого князя. По перенесении же мощей в каменную церковь он снова оковал раки другими серебряными позлащенными досками, на которых сделаны были самые изображения страстотерпцев, поставил пред ними великолепные хрустальные подсвечники, украшенные золотом, повесил над ними серебряные позлащенные лампады, оковал золотом и серебром даже клетки, где помещались раки, так что многие из греков, приходившие в Вышгород на поклонение святым мощам, с удивлением свидетельствовали, что такого украшения рак они нигде не видели. Об открытии мощей преподобного Феодосия повествует Нестор не только как очевидец, но и как один из действователей, участвовавших в событии. «В 1091 г.,— говорит он,— игумен и братия Печерского монастыря составили совет и рассудили: неприлично отцу нашему Феодосию лежать вне церкви монастырской, потому что он основал эту церковь и собрал черноризцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

минуту за отцов и правителей наших… (т. е. патриарха и епископов) помолимся Господу. Священник – молитву за них и весь мир. Народ: Аминь. Диакон: Еще и еще воспоминаем верных братий наших, истинных христиан… (просивших ныне молиться и обремененных искушениями и бедствиями). Священник – молитву с ответом народа: Аминь. Диакон – молитву за царей: Еще и еще поминаем всех верных царей, истинных христиан, которые соорудили и основали церкви и монастыри Божии в четырех странах света, и все христианское общество и клир и верный народ, чтобы они преуспевали в добродетелях, Господу помолимся. Священник – молитву; народ – аминь. Диакон – поминание святых: Еще и еще поминаем… (Пресв. Богородицу и лики святых с поименованием Иоанна Крестителя и архид. Стефана)… о всех их Господу помолимся. Священник – молитву. Народ – аминь. Диакон – поминание наставников: Еще мы поминаем пред Тобою, Господи Боже, наставников, истолкователей непорочной веры… (именно умерших из них), Господу помолимся. Священник – молитву. Народ: Аминь. Диакон – поминание верных усопших: Еще поминаем… (с окончанием): Посему будем взывать и говорить: Кирие елеисон 3. Священник – молитву за усопших. Народ: Даруй им упокоение, помилуй и отпусти Боже грехи… всех нас… Священник – молитву об отпущении грехов и непостыдной кончине со славословием на конце. Народ: Каким оно (имя Твое) и было и есть в роды родов и в будущие веки, аминь 2093 . Ектения на мозарабской литургии На мозарабской литургии нечто аналогичное ектении есть только в Великую субботу (Страстная седмица вообще хранит наиболее следов древней практики). Здесь за каждым из 10 ветхозаветных чтений (­ паремий) положена молитва по следующему чину. По 1-м чтении ( Быт. 1:2 ) «говорит диакон: За (pro) праздник Пасхи. Преклоним колена (flectamus genua). Встаньте (levate)» 2094 . С надписью «Молитва» (Oratio) следует краткая молитва (священника), за которой Responsorium (ответ народа): Аминь; затем заключение священнической молитвы, вроде нашего возгласа, и опять аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Итак, епископ «садится на возвышении; садятся также на своих местах все пресвитеры...» – несомненно, для слушания ветхозаветных чтений (которые здесь не упомянуты, но подразумеваются). «...и снова поются псалмы и антифоны. Пропев их согласно обычаю, епископ поднимается и становится перед оградой пещеры, в то время, как один из диаконов поминает каждого в отдельности согласно обычаю. И каждый раз, когда диакон произносит имя кого-либо, многочисленные голоса стоящих вокруг отроков отвечают «Кирие елеисон» или как мы бы сказали « Miserere, Domine». (т.е. «Господи, помилуй»). Это уже похоже на ектению, но молитва её сопровождающая, ещё не стала тайной: «Епископ сперва читает молитву, он молится за всех... Затем диакон возглашает, чтобы каждый оглашенный, где бы он ни стоял, преклонил свою голову, после чего епископ произносит благословение над оглашенными...»Отметим здесь, что оглашенные уже допускаются к Вечерни (как и к Утрени), т.е. входит в силу новая богослужебная практика. После благословения верных и отпуста происходит очень интересное последование: «При пении гимнов епископ в сопровождении всего народа направляется из храма Воскресения к Кресту...» где повторяются молитвы епископа и благословения. Вот именно это шествие ко св. местам, расположенным близ храма, отразились в нашем чинопоследовании литии , т.е. исхождения в притвор. Но именно в притворе обычно помещался баптистерий, который в данном случае символизировал Голгофу (ибо «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» Рим.6:3 ). Т.о. в церковном сознании сохранилась даже связь между литией и событиями смерти и погребения Христова. Теперь попробуем восстановить структуру Вечерни и для этого обратимся к «Апостольским постановлениям», которые возникли в то же время и в той же местности, по которой проходило паломничество Сильвии-Этерии. 8 книга «Апостольских постановлений» даёт не собственно чинопоследование, но описание, схожее с описанием Сильвии: «Когда настанет вечер ты, епископ, собери Церковь и, после того как скажут светильничный псалом , диакон пусть возгласит об оглашенных... А по отпусте их диакон пусть скажет: «Елицы вернии, Господу помолимся...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 280. Маия 23. Слово о обретении честнаго тела св. Леонтиа еп. ростовьскаго. Тут же: Слово о внесении телесе св. отца нашего Леонтиа великаго еп. ростовскаго в новую церковь , и о мужи исцелевшем у гроба великаго Леонтиа. В конце ркп. прибавлено: Слово 94, св. Ефрема Сирина о покаянии (см. 7) и Синаксарь от суботы сыроястной до недели всех Святых (статей числ. 27, срав. 44 л. 187). А в заключение тем же почерком: Ди еухонтон агиωн патерон имон Кирие Ису Христе Θее имон, елеисон имас. Послесловие: В лето 6937 (1429), тогда игуменство држащу в Сергиеве монастыре кир Саве, строителство же поручено бысть старцу Герману Васкину, келарь же бе тогда Сава Арбузов Чериков. Писал же Евстафие мирский человек, а прозвище ему Шепель. 716 (1737.) Пролог, с марта по июнь, разных почерков, XVI века, в лист, 644 листа. За исключением памяти препод. Антония киево-печерского и слова Ефрема Сирина список сей сходен с пред. 715. Начало и конец Синаксаря те же. 717. (1729.) Пролог, с мес. июня по ноябрь, полууст. четкий, напис. 1429 года, в лист, 438 листов, заставки киноварные. л. 255. Заглавие при мес. сентябре: Пролог, сбрание Святых всего лета, от гдеже и кждо изиде и где родися, и кими леты или мучениа ради или пощения деля, кыйждо венець приал есть. Из русских Святых: л. 268. Сент. 5. Убиение св. мученика Глеба, – а из болгарских: л. 394. Октября 19. Память препод. отца нашего Иоана рылскаго. При июле 5 (л. 116) приписано, в исх. XVI в., на особой бумажке о обретении мощей препод. Сергия радонежскаго, при сент. 25 (л. 232) о преставлении его, а в самом конце – краткое житие. Впереди на белом листе почерком позднего времени: Пролог соборной, чтут в нем на Соборе в церкви Живоначалныя Троица. 718. (1739.) Пролог, с июня по ноябрь, полууст. четкий, XVI века, в лист, 675 листов, заставка (л. 403). с красками искусна. Сходен с пред. 717; заглавие при мес. сентябре то же, житие препод. Сергия положено в ряду. В конце мес. октября (л. 638 об.) написана была повесть на двух листах, с надписью: Память препод. отца нашего Макариа римлянина, но вырезана, а начальные и конечные строки зачеркнуты с замечанием (XVII в.) внизу: Свидетелствованная повесть, что не надобно чести и писати и ни веровати тому. Нач. Трие некотории освященнии старци Сергие и Ригин и Феофил из храма св. Асклипиа иже в Месопотамии сирьсей, съединившеся некогда о помысле блазе. Срав. 704 л. 64. В списке ложных книг И. екс. болг. стр. 210 упоминается так: О пустыннице Макарии римстем, что три черноризцы нашли его; в Кирилловой книге, напеч. 1644 г., прибавлено: за двадесять поприщь от рая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   Это таинство совершается в алтаре у престола при архиерейском служении Литургии. В диаконы и во священники посвящает один епископ, а посвящение в епископы совершается собором епископов. Посвящена в диаконы бывает на Литургии после освящения даров, чем показывается, что диакон не получает права совершать таинства; во священники посвящают на «литургии верных» после «великого входа», чтобы посвященный, как получивший на то надлежащую благодать, принял участие в освящении даров; в епископы же посвящают во время «литургии оглашенных» после «малого входа», чем показывается, что епископу дается право посвящать других в разные священные степени. Самое важное действие при посвящении есть архиерейское возложение рук с призыванием на посвящаемого благодати Св. Духа, и потому посвящение называется иначе рукоположением. Рукополагаемый в диаконы или в священники вводится чрез царские врата в алтарь. По троекратном обхождении престола и целовании его углов, он преклоняется пред ним. Архиерей покрывает его голову концом своего омофора, трижды осеняет ее крестным знамением и, возложив на нее свою руку, возглашает вслух, что этого человека «Божественная благодать... пророчествует (т. е. производит чрез руковозложение) во диакона (или же во пресвитера); помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». На клиросе поют по-гречески: «Кирие елеисон», что значит: Господи, помилуй. При возложении на рукоположенного священных одежд, усвоенных его сану, архиерей возглашает: «аксиос!» т. е. достоин, и это «аксиос» повторяют все священнослужащие и певчие. По облачении, священнослужащие той степени, к которой принадлежит рукоположенный, целуют его, как своего собрата, и он вместе с ними принимает участие в службе. Почти одинаково с этим происходит посвящена в епископы, с тем только отличием, что посвящаемый пред началом Литургии посредине церкви вслух произносит исповедание веры и обещание как следует по закону проходить свое служение, а после «малого входа» во время пения «трисвятого» приводится в алтарь и становится на колена пред престолом; когда же затем первенствующий в служении архиерей читает молитву посвящения, то все архиереи, сверх возложения на посвящаемого своих правых рук, держат еще над его головою открытое Евангелие письменами вниз.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Второй лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Дева Мария бысть матерь божеству Твоему, крещение же, нам бысть матерь, молитвами матери Твоей и Церкви Твоей, хранящей истину Твою, и мир и благотишие водворишася в мире от конец земли до конец. Оба лика: Господи, помилуй нас и помози. Крестом Твоим, Владыко наш Иисусе Христе, и молитвами матери Твоей Марии, отврати от нас и уклони многоразличные удары гнева Твоего. «Кирие елеисон». В честь Святых Диакон: Благослови, Владыко. Священник знаменуясь: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Первый лик: Праведник яко феникс процветет: Аллилуия, аллилуия. Яко кедр, иже в ливане, умножится. Второй лик: Насажден в дому Господни: Аллилуия, аллилуия. Во дворах Бога нашего процветут. Первый лик: Еще умножатся в старости мастите: Аллилуия, аллилуия. И благоприемлюще будут. Второй лик: Да возвестят, яко прав Господь Бог наш: Аллилуия, аллилуия. И несть неправды в Нем. Оба лика: Господи, помилуй и помози. Один от диаконов: Благослови, Владыко. Священник, знаменуясь: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и при­сно и во веки веков. Аминь. Оба лика: Помяни нас, Святе (имярек дневного Святого), зде и тамо, и помози творящим память твою твоими молитвами. Первый лик: Мир тебе, избранниче, ты еси купец вселенной, ты еси неоскудеваемая сокровищница, исполненная дарований, уврачуй болящих, отжени супостата от насилуемых им, да молитвами твоими пребудет с нами милость Божья. Второй лик: Слава Тебе, Христе, чрез избранного Твоего Святого (имярек дневного), иже делаше во истине и сконча в преподобии, пребыв до конца в трудах, бдениях и пощениях, да улучит вечный живот. Один от диаконов: Благослови, Владыко. Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Первый лик: Пророки и Апостолы, святая чада царствия, молитеся, да будет благотишие во вселенной, да престанут брани, да скончаются смятения, и Церковь с чадами ее да уми­ротворится. Второй лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Венцы ваша горе, память же ваша по всей вселенной, о Пророки, Апостолы, Преподобные и Мученики. Благословен есть, возвеличивый горе память вашу, иже насаждаете мир долу и подаете дарования.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

   В первой после части, соответствующей нашей проскомидии, и возгласа священника «Слава Отцу…» диакон: «О спокойствии и мире всего мира верующих во Христа от пределов и до пределов вселенной, о слабых и угнетенных и душах страждущих, об отцах, братиях и наставниках наших, о грехах, согрешениях и проступках всех нас, и о верных усопших, отшедших от нас, с возношением фимиама молимся, Господи». Священник – молитву другого, общего содержания. Такое же возглашение диакона несколько позднее. По освящении Даров диакон: Благослови, Господи. Помолимся и будем просить Господа Бога нашего в настоящую великую и св. минуту за отцев и правителей наших… (т. е. патриарха и епископов) помолимся Господу. Священник – молитву за них и весь мир. Народ: Аминь. Диакон: Еще и еще воспоминаем верных братий наших, истинных христиан… (просивших ныне молиться и обремененных искушениями и бедствиями). Священник — молитву с ответом народа: Аминь. Диакон — молитву за царей: Еще и еще поминаем всех верных царей, истинных христиан, которые соорудили и основали церкви и монастыри Божии в четырех странах света, и все христианское общество и клир и верный народ, чтобы они преуспевали в добродетелях, Господу помолимся. Священник — молитву; народ – аминь. Диакон – поминание святых: Еще и еще поминаем… (Пресв. Богородицу и лики святых с поименованием Иоанна Крестителя и архид. Стефана)… о всех их Господу помолимся. Священник — молитву. Народ – аминь. Диакон – поминание наставников: Еще мы поминаем пред Тобою, Господи Боже, наставников, истолкователей непорочной веры… (именно умерших из них), Господу помолимся. Священник — молитву. Народ: Аминь. Диакон – поминание верных усопших: Еще поминаем… (с окончанием): Посему будем взывать и говорить: Кирие елеисон 3. Священник — молитву за усопших. Народ: Даруй им упокоение, помилуй и отпусти Боже грехи… всех нас… Священник — молитву об отпущении грехов и непостыдной кончине со славословием на конце. Народ: Каким оно (имя Твое) и было и есть в роды родов и в будущие веки, аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Призывание Троицы, как и при крещении, совершается и здесь, равно как и при всех священных Таинствах. Затем первые из сослужащих архиереев читают обычные прошения: о вышнем мире и спасении всех, об архиепископе как совершителе божественного дела, о деле рук его (то есть о рукоположении и самом рукополагаемом), о благочестивых царях и о всех верующих. Прочие же архиереи отвечают: «Господи, помилуй» (Кирие, елеисон). Этим они свидетельствуют, что иерарх посвящается всеми, что они согласны с рукополагающим архиепископом, что вместе с ним молятся и рукополагают, равно и сопричисляют к себе принимающего рукоположение. Это совершается только при рукоположении епископа, потому что при таком величайшем даре и наитии Божественного Духа должно вспоминать о всех верующих, чтобы они получили милость, и спасение, и благодать. Архиепископ, держа руку на главе рукополагаемого – что знаменует собой покровительствующую и промыслительную благодать Божию, наитие, действие и осенение Святого Духа, или, лучше сказать, вселение благодати в рукополагаемого, – тотчас же после первой молитвы произносит вторую. Рука его постоянно на главе посвящаемого – это означает, что о чём бы тот ни стал молиться, всё совершится и всё он получит. И как удивительна молитва архиепископа: «Господи Боже, ради немощи человеческого естества, не могущего вынести явления Божества, поставивший Домостроительством Твоим подобострастных 13 нам учителей, обдержащих 14 престол Твой!» О таинство! Человек получает власть и силу Божию и удостаивается воссесть на престол Самого Бога. О чудо! Поскольку, просит молитва, человеческое естество не может вынести естества Божественного – снизойди. Ибо только тогда плоть наша всецело соединилась с Богом, когда была принята Словом. И только Дева, Матерь Его, приняла во чрево Само Ипостасное Слово воплотившееся, когда рождала Его. Посему Она есть честнейшая всех после Бога. И мы – тем же страшным устроением – удостоились столь величайшего дара – архиерейства Христа Бога нашего. Сам, говорит молитва, соверши и сего, соделавшегося строителем архиерейской благодати. Вот он называется строителем величайшего дела, а потому должен быть и верным, и мудрым в должной степени. Сотвори подражателем Твоего истинного Пастыря Христа, полагающего душу за овец Твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

§9. Благодать имеет три значения Божественная благодать. Слово благодать имеет здесь три значения; во-первых, оно означает Самого Бога, подателя благодати, в каком смысле употребляет сие слово и апостол Павел ( 1Кор.15 ): но паче всех их потрудихся, не аз же, но благодать Божия, яже со мною. То есть апостолу Павлу к добрым подвигам и к большим пред прочими апостолами трудам подавал помощь Сам Бог, как первый виновник всех святых дел. Во-вторых, та же благодать означает избрание Божие, которое призывает и вводит человека на высшую степень. Таковое избрание Божие объясняет тот же апостол Павел ( Рим.8:28–29 ): вемы, яко любящим Бога вся споспешествуют во благое, сущим по предъуведению званным: ихже бо предъуведе, тех и предустави и прочее. И в другом месте ( 2Тим.1 ): спостражди благовествованию Христову по силе Бога, спасшаго нас и призвавшаго званием святым, не по делом нашим, но по Своему благоволению и благодати, данней нам о Христе Иисусе. И, в-третьих, наконец, слово благодать всякий частный дар Божий, приобретаемый посредством таинств. Например: дар взаимного хранения супружеской верности и тщательного воспитания детей в таинстве брака; дар спасения души и освящения ее в таинстве причащения и проч. Узнав таким образом эти три значения слова «благодать», предлагающим вопрос: какой смысл содержится в словах: Божественная благодать проручествует? – должно отвечать, что под именем благодати при настоящем посвящении разумеется, во-первых, Сам Бог . Об этом свидетельствует Симеон Солунский (в гл. 169): «архиерей возглашает Божественная благодать, свидетельствуя тем присутствие общего дара Святой Троицы и призывая Ее на рукополагаемого». То есть, дабы Сам Бог был признан верховным совершителем сего таинства, для сего должно знать, что сей дар (священства) ниспосылается от трех Лиц, Отца и Сына и Святого Духа, производящих всякое внешнее действие нераздельно; почему Святая Троица призывается в сие время трикратным знамением креста и для обильнейшего снисшествия благодати Святого Духа на посвящаемого – к той же Троице святая церковь три раза возносит моление: Кирие, елеисон и Господи, помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010