( Суд. 18 ). – Колено Даново искало себе удела, где бы ему поселиться, и с целью осмотра земли отправило пять выборных. Эти последние остановились на ночь у Михи и разговорились с молодым левитом. Узнав о роде его занятий, «они сказали ему: вопроси Бога ( ), чтобы знать нам, успешен ли будет путь наш, в который мы идем (5). Священник сказал им: идите с миром; пред Господом путь ваш, в который вы идете (6)». Они пошли и, удовлетворенные своим разысканием, присоветовали «своим братьям» (Данитам) занять землю, которую они осматривали – Лаис. 600 вооруженных человек, действительно, отправились походом и стали станом в Кириаф-Иарим. «Оттуда отправились они на гору Ефремову и пришли к дому Михи (13). И сказали те пять мужей, которые ходили осматривать землю Лаис, братьям своим: знаете ли, что в одном из домов сих есть эфод, терафим, истукан и литой кумир ( )? Итак, подумайте, что сделать (14). И зашли туда, и вошли в дом молодого левита, в дом Михи и приветствовали его (15). А шестьсот человек из сынов Дановых, препоясанные воинским оружием, стояли у ворот (16). Пять же человек, ходивших осматривать землю, пошли, вошли туда, взяли истукан и эфод и терафим и литой кумир ( )…(17)… священник сказал им: что вы делаете? (18)». Тогда Данитяне стали указывать левиту на выгоды перехода на службу к ним и сманивать его к себе. «Священник обрадовался, и взял эфод, терафим и истукан (и литой кумир), и пошел с народом (20)». Миха и соседи его пустились в погоню за сынами Дана «и кричали сынам Дана. (Сыны Дана) оборотились и сказали Михе: что тебе, что ты так кричишь? (23) (Миха) сказал: вы взяли богов моих ( ) 225 95i, которых я сделал ( ), и священника, и ушли; чего еще более? как же вы говорите: что тебе? (24)». На это уличаемые в воровстве указали на свое численное превосходство, и Миха, видя, что действительно они сильнее его, вынужден был отступиться от своих требований. «А (сыны Дановы) взяли то, что сделал Миха, и священника, который был у него, и пошли в Лаис (27)». Сжегши город и истребивши жителей Лаиса, они выстроили себе город и назвали его Даном. «И поставили у себя сыны Дановы истукан ( ); Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения жителей той земли (30); и имели у себя истукан ( ), сделанный Михою ( ), во все то время, когда дом Божий ( ) находился в Силоме (31)».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

«[О этом] услышали цари аморрейские и все, кто жил на той стороне Иордана, – хеттеи, аморреи, гергесеи, хананеи, ферезеи, евеи, хореи и иевусеи 1097 . Они все собрались вместе, дабы сразиться с Иисусом и с сынами Израилевыми. Но жители Гаваона услышали, что Господь сделал с Иерихоном и Гаем, и послали Израилю [изъявление] покорности. Пришедшие сказали: „Мы пришли издалека”. Сыны Израилевы Господа не вопросили и заключили с ними мир и поклялись, что им от них не будет вреда. И через три дня они пришли в их города; города же их Гаваон, Кефира, Беероф и Иарим. Они не побили их, но Иисус сказал им: „Для чего вы обманули меня, сказав, что мы весьма далеко от тебя? За это вы прокляты! Без конца вы будете рабами”. И он приставил их рубить дрова и носить воду. Они ответили Иисусу: „Мы слышали, что Господь отдал вам эту землю; теперь мы ваши рабы, поступайте как хотите”» ( Нав. 9:1–3, 6, 14–15, 17–18, 22–25 ). Слышавъ же Адонивезокъ, царь ко взша сынове Израилеви и Гю и цар биша, си же сами с вдали живущии въ Гаваон, и пусти Адонивезокъ, царь къ Геаму, царю Хевроньску, и къ Фараму, царю Еремютьску, и къ Сафию, царю Лахисъ, и Давиру, царю Адаламъску, глагол: «ходите и приидите ко мн, помозите да Гаваонъ, вдали бо с суть сами къ и сынамъ Израилевымъ». «Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что сыны Израилевы взяли Иерихон и Гай и убили их царей, а жители Гаваона сдались сами. Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иармуфскому, и к Яфию, царю Лахисскому, и к Девиру, царю Еглонскому, говоря: „Идите, придите ко мне, помогите мне поразить Гаваон, ибо они сами сдались Иисусу и сынам Израилевыми” 1098 . И съвкупишас и взидоша е царь царь Ерусалимьскъ, и царь Хевронескъ, и царь Аримескъ, царь Лахисъ, царь Адаламескъ, и сами и вси ихъ, обисдоша Гаваонъ на нь. И пустиша живущии въ Гаваон къ въ полчище Израилево въ Галгалу, глаголюще: «не отршай руку рабъ (л.167в) взиди къ намъ скоро и отъими ны и помози намъ, ко собрани суть на ны вси цари Амарйстии, въ горьстй».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Псалом 131 Означенный псалом можно считать написанным Соломоном при перенесении Кивота Завета из скинии Давидовой во вновь сооруженный им храм. На это событие указывает, напр., Пс.131:8 , где писатель обращается к Господу с молитвой стать с Ковчегом на « место покоя», чем Господь покажет благоволение к своему помазаннику «ради Давида» ( Пс.131:10 ). Стихи Пс.131:8–10 , кроме того, приводятся в содержании молитвы Соломоновой при освящении храма ( 2Пар. 6:41–42 ). Да и все содержание псалма представляет торжественную песнь, более всего соответствующую указанному времени. Господи, вспомни все сокрушение Давида, озабоченного построением скинии, которая тогда стояла на полях Иарима (1–6). Теперь пойдем все к подножию места постоянного пребывания Господа и пусть все радуются (7–9). Не отврати, Господи, Твоего Лица от помазанника Твоего, из потомства Давида, которому Ты обещал Свое благоволение, если оно будет верно Тебе (10–12). Вот Господь избрал Сион Своим жилищем навеки и будет изливать Свое благоволение на всех людей. Он возрастит рог Давида и постыдит всех его врагов (13–18). Пс.131:1 .  Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его: «Сокрушение» – сетование Давида по тому поводу, что он не видел Ковчега Завета, этой величайшей Святыни еврейского народа, в жилище, достойном его, и об устроении достойного Иеговы помещения он и сокрушался. Пс.131:3 .  «не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое; Пс.131:4 .  не дам сна очам моим и веждам моим – дремания, Пс.131:5 .  доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова». Указывают на неусыпное старание Давида в отыскании достойного Иеговы места сооружения Ему скинии. Пс.131:6 .  Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима. Ефрафа – название города в области Кариафиаримской, а Иарим, с евр. Иахар, что значит «лес», местечко около Кариафиарима, из которого Давидом был перенесен Кивот Завета в Иерусалим. Пс.131:7 .  Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. «Подножие ног Его» – Кивот Завета, на котором невидимо присутствовал сам Господь и который, потому, являлся подножием Его ног.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Следующее затем: птицы небесные и пресмыкающиеся земные должно быть обозначено спереди обедом. Также вместо леса, называющегося по-еврейски jar, откуда происходит Cariamh Jarim (Кариаф-Иарим), что в переводе означает город лесов, LXX перевели свидетельство, введенные в заблуждение сходством букв реш и далет. Ибо если вместо реш читать далет, но без предшествующего иод, то это будет означать свидетельство. Таким образом по отнятии одежды и полотна, чтобы они более ее покрывали срамоты блудницы, вся гнусность Иеруеалима или все безрассудство, вследствие которого она совершала гнусности, откроется пред любовниками, так что ту, которая привлекала их к себе, когда была покрытою, они будут презирать, когда она будет открытою. И когда она будет предана любовникам своим, ассириянам, или демонам, в порабощении у которых и она, и ассирияне находятся, то никто, говорит, не будет в состоянии исторгнуть ее из руки Моей, потому что демоны доказали свое бессилие тем что, принимая тех, кои имеют изобилие во всем, они не могут освободить находящихся под гнетом бедствий. Будучи же предана в рабство вавилонянам, она не будет в состоянии совершать три праздника пасхи, пятидесятницы и кущей, и праздновать новомесячие, то есть календы и субботу и все торжества, обозначаемые одним общим именем. Также погибнут виноградники, и смоковницы и изобилие во всем. Под виноградниками понимай веселие, под смоковницами приятность и сладость, которые будут отняты у нее во время бедствий тягчайшего рабства: а отняты будут потому, что она считала их данными ей ее Богом, как супруге, а любовниками ее, как блуднице, в вознаграждение за распутство. Тогда она не будет иметь плодоносных дерев, по все обращено будет в лес. И взяв раз метафору от леса, он заканчивает [таким же образом], называя врагов, которыми все будет поедаемо, зверями. Это и в буквальном и в переносном смысле испытала несчастная Иудея, вся гнусность которой была открыта пред глазами народов и которую никто не мог освободить из рук Божиих. Прекратились все торжественные обряды; празднование обратилось в сетование; теперь она поняла, что все то, что она считала за данное ей демонами, отнято вследствие гнева Божия. Ее поедали сначала ассирияне и халдеи, потом мидяне персы и македоняне, а наконец растерзал самый жестокий зверь, римская империя, имя которой не называется у Даниила, чтобы более усилить страх в тех, которые имеют быть съеденными. Что мы сказали об иудеях, это относи к еретикам, которые по-видимому обещают учение и знание, но как вышедшие из Церкви, они оставляются Богом, и весь их позор выставляется пред любовниками, которых они прежде обольщали, и будучи преданы зверям, которых пророк отклоняет от себя, говоря: не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе (Псал. 78:19), они предоставляются им для растерзания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

530. Иафер ( αθρ), область старейшин Едома, в той же Гевалине. 530. Итет (Itheth), область старейшин Едома, в той же Гевалене, о которой сказано выше. 531. Иатур (Iathur), в колене Иудине. 532. Иамин ( αμεν), Аквила и Симмах: правая. 532. Иамин (Iamin), что Аквила и Симмах переводят: правая. 533. Иамния ( αμνεα), город Иудин, ныне Иамния, городок Палестины, между Диосполем и Азотом. 533. Иамнел (Iamnel), в колене, Иудине, ныне Иамния (Ilamnia), город Палестины, между Диосполем и Азотом. 534. Иамнин ( αμνν), жребия Неффалимова. 534. Иабнел (Iabnel), в колене Неффалимове. 535. Ианна ( ανν), находящаяся на равнине Моава, от верха иссеченного, зрящего пред лице пустыни, возле Арнона. 535. Ианна (Ianna), находится на равнине Моава, под вершиной Фага, т.е. обтесанного, обращенного к пустыне, возле Арнона. 536. Ианун ( ανον), колена Иудина; ныне есть селение Иануа ( ανου), в трех милиариях к Ю. от Легиона; но кажется, что это не есть объясняемое. 536. Ианум (Ianum), в колене Иудине; есть селение Иануа на третьем милиарии к Ю. от Легиона, но кажется, что это не то, о котором пишется. 537. Иано ( αν), колена Ефремова; и его взял царь Ассирийский; и ныне, есть селение Иано в Акраваттине, в 12 милиариях к В. от Неаполя. 537. Иано (Iano), в колене Ефремове, и его взял царь Ассирийский; и доныне указывается селение Иано, в области Акравиттене, на двенадцатом милиарии к В. от Неаполя. 538. Иарим (Iarim), город Гаваонитов. 539. Иасив ( ασβ), Аквила и Симмах: жителей. 539. Иасеб (Iaseb), вместо чего евреи читают: жители. 540. Иафеф ( φεθ), жребия Завулонова, зовется пристанью и Иоппи ( ππη). Ифа ( φ) зовется и Сикамин ( Συκμινος) по дороге из Кесарии в Птолемаиду, приморское селение близ Кармила. 540. Иафтие (Iafthie), в колене Завулонове; доныне зовется Иоппе (Ioppe), пристань Иафо (Iapho). Ефа (Epha) зовется также и город, называемый Сикамин (Sy caminum), по дороге из Кесарии в Птолемаиду, на море, близ горы Кармила. 541. Идумея ( δουμαα), область Исава, получившая название от него, потому что он именовался Едом. Находится около Петры и зовется Гевалиной ( Γεβαλην).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

76 Ржа Ερυσιβη robigo ржавчина на хлебе, гниль; LXX, нужно думать, читали в Евр. хасиль – ржавчина, а не ходешь, как теперь читается, что значит: месяц, новолуние; в Вульгате также mensis – месяц. 77 Причастия κληρους – ος – жребий, наследство, имение. Евр. текст сего стиха толковники читают и понимают различно, напр. – «за такое нечестие враги погубят вас и ваше имение скоро, в один месяц»; или: «ежемесячно будут поражать вас враги ваши». Так Халд. пер. бл. Иероним и др. см. у Калмета. 78 На холмех, на высоких Επι τους βουνος, επι των υψηλων. Так LXX перевели еврейские слова Гивеа и Рама; потому что и другое слово означает высоту – altus, elatus и т.п. Беф-Авен значит дом нечестия, суеты, толковники разумеют под сим словом Вефиль, где был золотой телец. См. у Калмета. 81 Гнусным. Еврейское слово ца здесь собственно значит praeceptum, mandatum повеление, заповедь; но толковники видят здесь не Еврейское слово, а Халдейское Цевей – quod Chaldaeis sordes significat, что у Халдеев означает гнусность, постыдное дело, и т.п. См. у Поля hic. Толковники разумеют идолослужение; потому что оно есть самое гнусное дело. В Вульгате: «calumniam patiens est Ephraim, fractus iudicio; quoniam coepit abire post sordes» – клевету терпит Ефрем, поражен судом; потому что стал ходить за гнусным, т.е. стал служить идолам и непотребствовать. 83 Остен κεντρον – ος – остроконечная палка, рожон, бодец; в Евр. ракав putredo – гниль, древоточный червь. 84 Иариму. С таким именем едва ли был какой-нибудь Египетский царь. Вместо Иарим в Еврейском: ярев (от рав multus, magnus, princeps и т.п), что значит сильный, т.е послал к сильному царю; в Вульгате: ultorem – к царю защитнику – мстителю. 85 Сао или Со. «Это второй царь из Ефиопской династии, царствовавший в Верхнем Египте, приемник Сабанона и предшественник Фарака». См. Св. Ист. В. Зав. Прот. Богословского стр. 376. По Шлоссеру, Со и Собанон одно лицо и первый царь из Ефиопской династии, к которому царь Израильский Осия посылал за помощью, но не получил ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Он принадлежал Византийскому построению. Алтарь, образующий полукруг, обращен на восток, – с каждой стороны по одному нишу, для придельных престолов. Северная стена хорошо сбереглась, она состояла из трех глухих аркад, поддержанных пилястрами и колоннами. Стены этого великолепного храма охраняют теперь разведенный внутри бедный фруктовый сад, куда мы с трудом пробрались чрез закладенные досками двери. Собственно Гаваон находился на этом месте; он не определен ни Кварезмием, ни Маундрелем, ни Реландом. Но Блаженный Иероним обозначает его на этом месте; он полагает, что находящееся у подошвы Гаваона селение Эль-Бир есть Вирот, упоминаемый у Иисуса Навина ( Нав 9:17 ); а Маундрель и Реланд говорят, что это Вир, или Бир, названный в Книге Судей ( Суд 9:21 ), основываясь также на том, что еврейское имя Вира или Бира значит, так же как и арабское эль-бир, колодезь. Города гаваонитские Кефира, Вирот и Иарим находились все в малом расстоянии один от другого. – Но ученый Реланд был введен в ошибку Маундрелем в определении Гаваона и Вефиля, как мы увидим далее. Мнение Котовика, будто Эль-Бир есть древний Махмас, совершенно неосновательно. Мы сказали уже, что Махмас отстоял от Иерусалима, по свидетельству Евсевия, только на 9 римских миль (около 6 верст), между тем как ель Бир или Гаваон отстоит от Иерусалима на 3 часа езды. Гаваон по изречению Библии был одним из великих городов, и вси мужие иже в нем крепцы ( Нав 10:2 ). Воинственный народ гаваонский был в союзе с Иисусом Навином. Караваны, проходящие мимо Эль-Бира в Дамаск, оживляют его. Здесь поворачивают с Дамасской дороги направо, к Вефилю, который называется ныне Бетен; он отстоит отсюда на расстоянии получаса. Эта дорога ведет также чрез горный хребет к пустыне Иорданской, откуда пришел с воинством Иисус Навин. Поле битвы Гаваонской, конечно, простиралось и сюда, по длинным отлогостям гор. Почти на половине пути от Гаваона до Вефиля видны в скале возле дороги, налево, две пещеры с родниками: одна из них полна воды и украшена двумя пилястрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Но, заботясь об укреплении и украшении своей столицы, Давид не забывал, что главное призвание Израиля заключалось в том, чтобы нести свет истинной религии среди языческого мира. В укреплении религиозной жизни народа Давид видел могущество Израиля. Поэтому он обратил особое внимание на рост и процветание религиозной жизни своего государства, которая при Сауле пришла в большой упадок. Свою столицу Иерусалим Давид решил сделать религиозным центром Израиля. С этой целью он решил перенести в Иерусалим главную святыню народа — Ковчег Завета, который со времени Самуила находился в маленьком городке Кариаф-Иарим. За Ковчегом Давид отправился вместе со своими придворными и тридцатитысячной армией. Ковчег на колеснице, запряженной волами, сопровождали священники и многотысячная толпа народа, выражавшая свою радость пением, плясками и игрой на различных музыкальных инструментах. Но по дороге случилось непредвиденное: один израильтянин, по имени Оза, прикоснулся к Ковчегу и сразу мертвым упал на землю. Это так потрясло Давида, что он велел немедленно остановить шествие и оставить Ковчег на хранение израильтянину, по имени Аведдар. Только три месяца спустя он решил в еще более торжественной обстановке нести Ковчег в столицу. При большом стечении народа священники благоговейно подняли на плечи сверкающий золотом Ковчег Завета и торжественно направились в Иерусалим, где уже была сооружена новая Скиния. Шествие сопровождалось торжественным пением, игрой на музыкальных инструментах и ликованием многотысячной толпы народа. Впереди шел ликующий царь Давид. Он был одет в белоснежную длинную одежду священника. На голове у него сверкала царская диадема, а в руке он держал свою арфу и играл на ней. Через каждые шесть шагов он приносил жертву Богу. Охваченный чувством религиозного восторга, «Давид скакал из всей силы пред Господом» (2 Цар. 6:14) , изливая свой восторг в дивных псалмах. Ковчег торжественно был установлен в новой Скинии на Сионе. Когда Ковчег был внесен в Святая Святых, в новом храме были принесены и обильные жертвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

125:4. Потоки на полдень. В сезон дождей в Палестине вади напоминают переполненные водой реки. Однако в летнее время, когда вода особенно нужна, они пересыхают. В засушливом пустынном регионе к югу от Иерусалима периодическое наполнение водой этих вади приносило облегчение и жизнь. 128:6. Трава на кровлях. Верхняя кровля жилых домов в Израиле состояла из положенных поперек стен балок, между которыми укладывались тростник и трава. Вся крыша затем покрывалась глиной, чтобы заделать щели и защитить дом от проникновения воды. Иногда семена, сохранившиеся в траве, прорастали, но быстро увядали, не имея корней. 131:6. Ефрафа, Иарим. Ефрафа в ряде фрагментов отождествляется с родиной Давида ( Руф. 4:11 ; Мих. 5:2 ). «Поля Иарима»: обычно считают, что это Кириафиарим, где в течение двадцати лет хранился ковчег Завета. См. коммент. к 1Цар. 6:21 . 131:7. Поклонимся подножию. Во-первых, следует отметить, что ковчег Завета считался подножием невидимого престола Божьего (см. коммент. к Исх. 25:10–22 ). Во-вторых, подножие должно рассматриваться как неотъемлемая часть царского престола. В-третьих, подножие престола символизирует покорение царем своих врагов (см. коммент. к Пс. 109:1 ). И, наконец, поклонение подножию является таким же способом выражения почтения, как и обычай простираться ниц перед Богом или царем. На «Черном обелиске» Салманасара III израильский царь Ииуй изображен целующим землю перед ассирийским царем. В эпосе «Энума элиш» боги целуют ноги Мардука, подавившего мятеж и ставшего верховным богом пантеона. «Обхватить ноги» означало выразить самоуничижение и мольбу. Эта поза описывается в самых разнообразных литературных аккадских источниках, когда речь идет о беженцах или просителях, выражающих таким образом свою покорность. 131:17. Рог Давиду. См. статью «Общие сведения» в коммент. к Псалтири. 131:17. Светильник помазаннику. См. коммент. к Пс. 17:29 . 132:2. Елей на голове. Гостям на пирах в Древнем мире щедрые хозяева часто умащали лбы елеем. Так, например, в ассирийском тексте времен правления Асархаддона сообщается, что царь «смочил головы» своих гостей на пиру «отборными маслами» (елеем). Елей предохранял кожу лица от высыхания в жарком климате Среднего Востока. В египетской «Песне арфиста» и в месопотамском эпосе о Гильгамеше изображены люди, облаченные в тонкие льняные одежды и с помазанными миром головами. При помазании священников использовалось самое лучшее масло, и это символизировало дары Бога Своему народу и ту ответственность, которая возлагалась на его вождей с помощью этого ритуала. В практике израильтян помазание было знаком избрания и часто связывалось с наделением Духом. См. коммент. к Лев. 8:1–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Нелегко согласить здесь слова: плакашеся, порадуются. Бл.Феодорит так объясняет: «возобитают, т.е постоянно будут пред идолом, прося у него помощи, плакашеся людие о нем и проч. – не только не получили от сего помощи, но плачут и сетуют, видя его (идола) поверженным в бесчестие». Остается непонятным слово порадуются 163 . Но явно, что говорится о народном плаче по случаю отправленного золотого тельца в Ассирию (стих 6) в дар царю Иариму. Пророк предсказывает, что народ , узнав о такой участи тельца, в последний раз соберется у его капища, и будет плакать при расставании, полагая, что чем-либо прогневал тельца; будут плакать, что с бесчестием переселяется любимый идол в Ассирию, те самые, которые прежде так радовались о его славе. Все это, по пророчеству, должно было совершиться, когда враги вторгнутся в царство Израильское. 6. И связавше его, во Ассирию отведоша в дар царю Иариму: в дар Ефрем приимется, и усрамится Исраиль о совете своем. С Евр.: «и понесут его в Ассирию, в дар царю заступнику. Стыд получит Ефрем, посрамится Исраиль от замысла своего». Здесь под Иаримом скорее можно разуметь Фула, царя Ассирийского, которому Манаим, царь Израильский, опасаясь вторжения врагов и ища помощи, вынужден был уплатить тысячу талантов серебра (см. Осии 5:13 ; 4Цар. 15:19 ), и в эту цену, может быть отправлен был и золотой телец; или же разумеется Салманассар, разграбивший сокровища Израильтян, а не Египетский царь, как думает бл. Феодорит, ибо сказано, что телец отправлен был в Ассирию, а не в Египет. Слово же Иарим 164 значит великий и сильный. Итак, смысл речи, по LXX, таков: связав одного из золотых тельцов, отправили его в Ассирию в дар царю сильному; и поскольку искали помощи не у Бога, а у человека, то за это и сами (при Салманассаре) отправятся в Ассирию, и таким образом усрамится Израиль в своих планах, обманется в своих расчетах; вместо помощи и спасения, найдет у Ассура плен и погибель. 7. Отверже Самария царя своего, аки хврастие на лице воды. С Евр.: «гибнет Самария, царь её, как щепка на воде».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009