Святыни и памятники Средиземноморского побережья Абу-Гош Последнее наше путешествие – к городам и памятникам древнего финикийского побережья. Мы отправляемся из Иерусалима по Тель-Авивскому шоссе, осматривая по дороге основные находящиеся здесь достопримечательности. В 11 км от Святого Града лежит, к северу от шоссе, деревня Абу-Гош. В XIX в. это было разбойничье гнездо одного из бедуинских шейхов, достаточно сильного для того, чтобы нагонять страх на путешественников, но не для того, чтобы быть опасным турецким властям. В результате перед самым въездом в Иерусалим возникли своеобразные феодальные «Мытищи», владелец которых с молчаливого разрешения турок еще и во времена А.Н. Муравьева взимал узаконенный «мыт» с проходящих паломников. В древности на этом месте находился ханаанский город Кириаф-Ваал («город Ваала») или Кириаф-Иарим (город лесов). Здесь, на стыке межплеменных границ колен Иуды и Вениамина, пролегал рубеж Филистимской земли, что делало ущелье Ваала важным стратегическим пунктом. Кириаф-Иарим нередко упоминается в Ветхом Завете. В течение двадцати лет здесь пребывал Ковчег Завета. И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили Ковчег Господа; придите, возьмите его к себе. И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли Ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил Ковчег Господа. С того дня, как остался Ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать ( 1Цар. 16, 21–7,2 ). Потом Давид торжественно перенес его в Иерусалим. Первоначально селение было расположено на вершине Дейр-аль-Асхар, где стоит современный католический храм с большой статуей Богоматери с Младенцем. Храм построен на развалинах византийской церкви V в., от которой сохранились фрагменты мозаичного пола. Со временем жители спустились в долину. Возможно, это произошло во II в. н.э., когда здесь был расквартирован Х легион, для которого было создано водохранилище над источником, встроенное позже в арабский караван- сарай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

213 В еврейской и русской (см. прим. 45) Библии: «Вот мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима». Речь здесь о пребывании ковчега завета в Кириаф-Иариме при филистимском пленении. Давид говорит, что именно это обстоятельство побудило его искать для Бога (в лице этой величайшей святыни) более достойного пребывания и остановиться на богоизбранном Сионе, столице богохранимого царства. Кириаф-Иарим назван здесь, вероятно, более древним своим именем «поля пальм», тогда как позднейшее его имя означает «город пальм». Он представляется находящимся в области Ефрафа, т.е. Вифлеема, намеренно названного здесь также древнейшим именем (и по 1Пар. 2Кириаф-Иарим был сыном Ефрафа). 214 С евр. «славное возвещается». «Славное» – именно то, что в нем имел поселиться Бог, в лице ковчега завета, взамен Кириаф-Иарима. 217 С евр. «(Насытимся благами дома Твоего), святого храма Твоего. Страшный в правосудии, (услышь нас, Боже)». 218 С евр. «во век. Аминь. Аминь» и в греч. и слав. Библии так же: «во век; буди, буди»; в избранном псалме, может быть, сохранилось древнее чтение этого места (ср. Пс. 71по слав, тексту). 219 Это начальные слова богородична к седальну Октоиха гл. 8 в понедельник: но это песнопение служит и тропарем в субботу Акафиста. Напев «Повеленное тайно» выделяется из других напевов 8-го гласа, даже из самих подобнов, своей величественной простой красотой и чрезвычайно часто служит образцом для седальнов в великие праздники, особенно в праздники великих святых. 222 Действительно сильное основание для радости как неба, так и земли: появление нового неба на земле, настоящего Божия неба. 223 θηλζει. Впервые в песнопениях праздника эта конкретность. Часто в службе Рождеству Христову. 225 Ис. 11:1 . Т.о. в этом пророчестве автор седальна под жезлом из корня Иесеева разумеет Пресв. Деву, а под «цветом» на этом жезле – Христа. Для Иоакима естественно было назвать царя Давида вместо Иессея. 227 Обычно на Славу и ныне повторяется в великие праздники, седален; здесь вместо этого, по крайней мере, тот же глас.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Задумав во время пребывания на родине своей в Вифлееме, когда Господу угодно было уже сделать его царем, найти место для столицы своей и освятить это место устройством святилища, в котором бы покоилась святыня Израилева, Давид приступает к исполнению этой мысли немедленно после взятия Иевуса, который он и назвал своим городом. Для торжественного перенесения ковчега Господня в город, который отныне становится центром жизни всего народа, выведенного Богом из Египта, Давид собирает обширное ополчение и идет в Кириаф-иарим. Здесь левиты вероятно поднимают ковчег из дома Аминадава и становят его на новую (VI, 3) колесницу 251 , которую ведут два сына Аминадава, Озия и Ахия. В этом уже надо видеть отступление от закона, так как по уставу Чucл VII, 9 ковчег должен был быть несом левитами на плечах. По всей вероятности дом Аминадава был дом левитский, живший в Кириаф-иарим (хотя это недоказано) 252 но отступление от устава Моисеева было причиною смерти Озы, так как он протянул руку и коснулся ковчега, когда колесница наклонилась, и был поражен на месте. Напомним, что в кн. Исход и кн. Числ существуют постановления, доказывающие что и левиты не имели права дотрагиваться ни до ковчега, ни даже до стола хлебов предложения и курительного алтаря, и что именно для этого у этих предметов имелись шесты, на которых они подымались на плечи и которые никогда не вынимались: «в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него», говорится в кн. Исх. XXV, 15 253 . Только за эти шесты имели право браться левиты. Мы не можем судить теперь о степени виновности Озы, но может быть он был виновнее, чем кажется при поверхностном взгляде на это событие 254 . Мы знаем только, что «Господь прогневался на Озу; и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там, у ковчега Божия» (2 Ц. VI, 7). Где именно было это, не выяснено; в ст. 6 указано «гумно Нахоново», которое по преданию 255 тожественно с гумном Орны. По другому преданию (Stanley l. s. cit.) ковчег на колеснице наклонился на том месте, где Иисус Навин простер копье против жителей Гая, который находится к северу от Рамы. Наконец по третьему преданию событие это имело место между Рамой и Иерусалимом близь Гивы Сауловой 256 . Для Давида и всего народа это событие имело важное значение: оно указало царю, что перенесение ковчега завета должно совершаться с соблюдением законов и установлений, начертанных по повелению Божию в пустыне Моисеем, и что отступление от них есть недостаток благоговения к святыне. Давид, объятый страхом, не посмел продолжать перевозку ковчега на колеснице и до времени поставил его в дом некоего Аведдара Гефянина, который в 1Nap. XV, 25 назван Овед-Едом и несомненно был левит 257 . Три месяца находился ковчег в его домеи «благословил Господь Аведдара (Овед-Едома) и весь дом его» (2 Ц. VI, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Граница Иудина колена далее проходит по южной окраине Иевуса – Иерусалима, на которой в качестве пограничного пункта указана «долина сына Енномова», называвшаяся кратко «долиной Енномовой» ( Неем.11:30 ). Начинаясь на западной стороне Иерусалима, она огибает подножие Сионской горы с юго-восточной стороны до соединения с Кедронской долиной. Эта долина известна особенно по совершавшимся в ней жертвоприношениям Молоху ( 4Цар.23:10 и др.), омерзительность которых для иудеев последующего времени послужила к тому, что еврейское ее название «гей гинном», сокращенное в «геенна» ( Мф.5:22 ), сделалось названием места мучений в загробной жизни. Дальнейшим пограничным пунктом служит вершина горы, «которая к западу против долины Енномовой, которая на краю долины рефаимов к северу». Этим библейским географическим указаниям соответствует так называемая в настоящее время «джебель Тор», или «гора злого совещания», которая возвышается на юго-западной стороне Енномовой долины и вместе с тем служит северным концом долины «рефаимов». Эта последняя, получившая, вероятно, свое название от живших в ней в древние времена рефаимов ( Быт.14:5 ), находится к юго-западу от Иерусалима; она довольно обширна (в длину на час пути, в ширину на 1/2 часа) и весьма плодородна; в настоящее время носит название Бака; в южном конце ее находится монастырь св. Илии (Мар Елиас). Нав.15:9 .  от вершины горы предел поворачивает к источнику вод Нефтоах и идет к городам горы Ефрона, и поворачивает предел к Ваалу, который есть Кириаф-Иарим; Местом «источника вод Нефтоах» признается нынешняя деревня Лифта, расположенная на час пути к северо-западу от Иерусалима, на восточной стороне вади Ханина, с весьма обильным источником 140 . Дальнейшим пограничным пунктом служат, по еврейскому тексту, «города горы Ефрона» или «гора Ефрон» по греческим спискам, с которыми согласуется славянская Библия: «к горе Ефрона». Преимущество здесь перевода Семидесяти по сравнению еврейским понятно само собой: обозначение пограничной линии через указание нескольких городов, расположенных, конечно, в различных местах горы, является, без сомнения, слишком неопределенным, чтобы оно могло быть избрано библейским писателем. Гора Ефрон, не названная в других местах Священного Писания , предположительно признается за горный хребет, возвышающийся на западной стороне вади Ханина. О городе «Ваал, который есть Кириаф-Иарим», см. Нав.9:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В самой земле еврейской, на границе между Иудиным и Вениаминовым коленами находился город Иерусалим с крепостью Сионом. Расположенный на скалистой горе, Иерусалим считался неприступным и оставался во власти хананейского племени иевусеев. Давид приступом взял этот город, сделал его своею столицею и построил себе в нем великолепный дворец из кедрового дерева. В свою новую столицу Давид решил перенести ковчег завета, который, со времени возвращения от филистимлян, оставался в Кириаф-Иариме. Для этого Давид устроил новую скинию, вместо обветшавшей Моисеевой, и в сопровождении многочисленного народа отправился в Кириаф-Иарим за ковчегом завета. Ковчег поставили на новую колесницу и повезли, а царь и народ шли пред ковчегом с пением, играя на музыкальных инструментах. В одном месте волы наклонили колесницу, и израильтянин Оза взялся рукою за ковчег, чтобы поддержать его, но в ту же минуту пал мертвым. Устрашенный этим Давид не решился везти дальше ковчег завета и поставил его в доме левита Аведдара. Через три месяца Давиду донесли, что Господь благословил дом Аведдара, ради пребывания в нем ковчега завета. Тогда царь с торжеством перенес ковчег в Иерусалим, приказав нести его левитам, как было предписано в законе. В то время как одни из левитов несли ковчег, другие играли на музыкальных инструментах и пели псалмы; сам царь в священном восторге плясал и скакал пред ковчегом, а множество народа приветствовало святыню громкими восклицаниями. Давида, однако, смущала мысль, что сам он живет в кедровом доме, а ковчег Божий стоит под шатром. Он вознамерился построить в Иерусалиме храм. Но Бог чрез пророка Нафана сказал ему: «ты не построишь Мне храма, потому что ты много воевал и пролил много крови. Когда же ты почиешь с отцами своими, сын твой построит дом имени Моему». После этого Давид стал заготовлять необходимые для постройки храма материалы. Благочестивый царь Давид известен также тем, что составил много вдохновенных песней – псалмов. Вместе с прочими молениями и славословиями псалмы содержат много пророчеств о Мессии (Помазаннике), напр.: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его... Господь сказал Мне: Ты сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» ( Пс. 2:2–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Еглон. Локализация дискутируется. Больше предпочтений отдается тель эль-Хези и тель Айтун (Нот, Райней и др.). Эллигер склонялся к тель бет-Мирзим. В Нав. 15:39 к городам Иуды. Хеврон (Кириаф-Арбы). Располагался в Гебель эр-Румейди, на запад от современного Хеврона. 31 км на юг от Иерусалима. В Нав. 15:13 к городам Иуды; в Нав. 21:13 левитский город убежища. Давир (Кириаф-Сефер, Кириаф-Санна). Локализуется в тель бет-Мирзим (Олбрайт), в хирбет Террамех, в 9 км на юго-запад от Хеврона (Нот), в хирбет Рабуд (Галлин, Кочави, Дэвид). В Нав. 15:15,49 относится к городам Иуды. Совершенно ничего не говорится о Иерусалиме. По всей видимости, израильтяне тогда не предпринимали попыток овладеть столь надежно укрепленным городом. Долгие столетия, до времен монархии Иевус-Иерусалим будет оставаться неприступным для новых обитателей Палестины. После описания завоевания отдельных городов священный писатель резюмирует: И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную (Негев), и низменные места (Сефела), и землю, лежащую у гор (Ашедот 393 ), и всех царей их; никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышущее предал заклятию, как повелел Господь, Бог Израилев. Поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен 394 даже до Гаваона (10:40–41). Таким образом, бóльшая часть Южного Ханаана оказалась во владении потомков Иакова. Отстаивать захваченные земли придется веками, многие города вскорости будут отвоеваны хананеями. Полное и окончательное овладение этими территориями и городами наступит еще нескоро – во времена Давида. Ханаан с его городами в святоотеческой типологии – не только Церковь и не только Царство Небесное. Это также и образ души христианина. Из нее, словно хананеи из Ханаана, должны быть изгнаны все пороки и страсти. Для примера стоит привести небольшую цитату из XIII гомилии Оригена на книгу Иисуса Навина. «О, изгнал бы Господь и сделал бы так, чтобы исчезли из душ верующих в Него, которых Он отстаивает для Своего Царства – и из моей собственной души – все прошлые пороки, так чтобы не вздохнули более какие-нибудь порочные чувства, так чтобы не спаслось ни одно движение гнева, порочного вожделения, не осталось в живых какое-нибудь злое слово, которое слетало бы с моих уст. И тогда, очищенный ото всех пороков прошлого, смогу под водительством Иисуса сделаться одним из городов сыновей Израилевых, о которых написано: «Застроят опустевшие города и поселятся в них» ( Ам. 9:14 ). Действительно, сейчас Иисус разрушает и возводит душу каждого из нас… Первое дело, совершаемое словом Божиим – разрушение зданий, которые демон возвел в человеческой душе. А он построил в каждом из нас башни гордости и стены высокомерия. Слово Божие их ниспровергает и разрушает,.. так что в конце концов мы становимся достойны участвовать в наследовании святой земли, принять часть с израильтянами!» 395 . Битва у вод Меромских. Покорение всей земли (11:1–23)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Они не тело Господне предают на смерть, но раздирают и разсекают верующих которые суть Его члены, и чрез то предают их вечной смерти, паче же себя самих, подобно тому недостойному ученику. Но мы думаем, что и святыне твоей, разсудительной и мудрой, не безызвестно, что нелегко нам склонить к такому же образу мыслей прочих наших епископов, потому что не скоро можно сделать перемену в предмете, особенно касающемся до божества, хотя обычай возник в недавнее время и не утвердился многими годами. Посему полагаем, что можно дозволить читать символ с прибавкою, чтобы не принуждать насилием к оставлению оной, и лучше действовать с кротостию и осторожностию, внушая мало-помалу оставить сию хулу. Пасите еже в вас стадо Божие не нуждею, но волею, ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду, рек верховный апостол Петр. Итак обвиняющие нас в том, будто и мы разделяем сие мнение, говорят неправду; но те не лгут, которые, не сомневаясь о моем образе мыслей, утверждают, что есть еще у нас люди, дерзающие так произносить символ. Итак, твоему братству подобает и не соблазняться о нас, и не отделять нас от прочего церкви нашей тела, но паче с кротостию и осторожностию содействовать нам в обращение к истине уклонившихся от нее, да с нами купно получить награду». Иоанн. VIII Послан. к Фотию: духовн. бесед, т. 7, стр. 2–4. Спб. 1859 г. 167 Некоторые полагают, что символ с словами «и (от) Сына» принят был в Риме или в девятом веке при папе Николае I, или же в десятом, при папе Христофоре I или Ceprue III (Каве Истор. пвсател. церк. т. 1, стр. 464. Базель, 1741 г. Кле Ручн. книг. истор. догмат. христ. т. 1, стр. 253, примеч. 4. Литтих, 1850 г.); но неверность сего предположения можно видеть из двух предыдущих примечаний. Не принимают его и некоторые из латинских же писателей. Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 422. Брюссель, 1848 г. 173 Либерман. Урок. богословск. т. 3, стр. 265. Маинц, 1836 г. Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 428. Брюссель, 1848 г. 174 «Следуя сим святым и блаженным пяти соборам, я признаю одно и единственное определение Веры, и знаю одно учение и символ, – тот самый, который премудрым и блаженным, исполненным божественного вдохновения, никейским собором трех сот осьмнадцати богоносных отцев, по внушению Духа Божия, изречен, и константинопольским собором ста пятидесяти богодухновенных отцев утвержден, и первым ефесским собором двух сот богопросвещенных отцев подтвержден, равно принят и подтвержден собором халкидонским, состоявшим из шести сот тридцати святейших отцев, на котором ясно повелено хранить сей символ неизменно, непреложно и ненарушимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

43. Бонифат. Постановлен. прав. 3. 378 Впрочем, большая часть защитников латинских заблуждений согласны с тем, что Миропомазание надлежит совершать прежде семилетнего возраста (Аркуд. О согласии восточн. церкви с западною в совершен. седми таинств, стр. 42. 43. Париж, 1672 г.). В римском архиерейском чиновнике также есть замечание, что в случае нужды миропомазание можно совершать над всяким младенцем. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301. 379 Постан. апостол. кн. 7, гл 22: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 371. Амстердам, 1724 г. Тертуллиан. О Крещен. гл. 7. 8: твор. ч. 2, стр. 12–13. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Януарию и проч. нумид. епископам: твор. стр. 269. Венеция, 1728 г. Собор. лаодик. прав. 48: книг. правил, стр. 159. Спб. 1843 г. Св. Кирилл. иерусалимск. Тайновод. Слов. 3, чл. 1: твор. стр 364. Москва, 1855 г. Св. Амврос. медиол. О таинств, гл. 1: твор. ч 1, л. 234, изд. 1516 г. 380 Св. Златоуст. Бесед. 12 на 1 посл. к коринфянам: ч. 1, стр. 222. Спб. 1858 г. Иннокент. Письм. к Децентию, гл. 3: твор. св. Льва велик. т. 2, стр. 51. Лион, 1700 г. Геннад. массилийск. О церковн. догмат, гл. 22: прибавлен, к 8 т. твор. бл. Августина стр. 74. Антверпен, 1700 г. 381 Мальдонат. О миропомазан. вопрос. 2, стр. 115. Лион, 1614 г. Беллармин. Прен. прот. соврем. еретик, т. 3, стр. 187. Прага, 1721 г. Шардон. Истор. таинств: Ламин. Полн. курс. богослов. т. 2, стр. 175–177. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301, Брюссель, 1848 г. 383 Либерман. Урок. богослов, т. 4, стр. 220. Маинц, 1836 г. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 301. 389 «Законоположительные послания пап и постановления св. отцев говорят, что после Крещения не должно отлагать совершения сего таинства (Миропомазания), дабы лукавый оный хитрец не нашел нас безоружными. А намащенные мастию двоякой росы, одною (Крещением) исцеленные, а другою (Миропомазанием) укрепленные, мы безопаснее выступим на подвиг». Петр. Дамиан. Слов. 1 на освящ. церкви. 391 Помазанное миром чело в одних местах обвязывается у латин чистым полотенцем, а в других таким же полотенцем или хлопчатою бумагою отирает его сопровождающий епископа священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Послание в Псков о соблюдении православной веры во всей чистоте и о верности вел. князю// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 90. Послание одному из Литовских епископов похвальное за охранение Православия в Литве// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 89. Грамота, адресованная: 1) Смоленскому епископу Мисаилу и 2) Черниговскому епископу Евфимию – о непризнании митрополитом ученика Исидорова Григория// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1. 88. Послание литовским епископам о незаконном Киевском митрополите Григории// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 87. Послание к Новгородскому архиепископу Ионе об охранении паствы от наветов Киевского митрополита Григория// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 86. Послание литовским князьям и панам о непоколебимом пребывании в православной вере и о непризнании митрополитом Исидорова ученика Григория// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 85. Послание в Боголюбов монастырь о послушании братии игумену и о соблюдении иноческих обетов// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 75. Послание 1) Вятским воеводам и всем вятчанам, с убеждением их покориться в. князю, прекратить грабежи и разбои и возвратить полон; 2) Вятскому духовенству с предписанием наставлять мирян в христианских обязанностях// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 73. Послание к польскому королю Казимиру// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 68. Послания в Новгород: 1) архиепископу Евфимию и 2) гражданам – о прекращении междоусобиц. Послание нареченного на митрополию епископа Ионы в Нижегородский Печерский монастырь о соблюдении иноческих обетов и с известием о поставлении иером. Павла в архимандриты// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

библиографические указатели   1. Энциклопедии Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь/Под ред. А. П. Лопухина . Т. I-II. Пг., 1900–1910. Энциклопедический словарь/Изд. Павленкова Ф.Ф. СПб., 1899. Энциклопедический словарь/Изд. Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. Т. 1–82; 4 доп. т. СПБ., 1890–1907. 2. Справочники и справочная литература Адрес-календарь духовного ведомства: (Первый полный сборник справочных именных указаний всех должностных лиц духовной администрации). СПб., 1878. Зайончковский П.А. Справочники по истории дореволюционной России. 2-е изд. М., 1978. Сборник справочных сведений о благотворительности в Москве. М., 1901. 132 с. Справочники по истории дореволюционной России: Библиогр. указ. 2-е изд., пересмотр. и доп./Науч. рук., ред. и вступит. ст. проф. П. А. Зайончковского. М.: Книга, 1978. 639 с. 3. Словари Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей русской земли. СПб., 1847. Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам/Труд И. И. Срезневского . СПб., 1903. Опыт исторического словаря всем монастырям, находящимся в России. [Б. М. и б. г.]. 399 с. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., [Б. г.]. Т. I. 1120 с.; Т. II. 2464 с. Полный церковно-славянский словарь/Сост. свящ. магистр Григорий Дьяченко . М., 1900. Словарь географический Российского государства, собранный А. Щекетовым. Т. 1. М., 1801; Ч. 2. М., 1804. Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. В 5-ти т. М., 1988. Словарь Академии Российской по азбучному признаку расположенный. СПб., 1822. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1862. Словарь церковно-славянского языка, составленный акад. А. Х. Востковым. СПб., 1858. 4. Библиографические указатели Алфавитно-предметный и хронологический указатель к постановлениям и приказам Курского Губернского Исполнительного Комитета, опубликованным в сборнике постановлений и приказов за 1922–1925 гг. Курск: Изд-во ГИК, 1925. 28 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010