Под его духовным руководством воспиталось немало подвижников, воплотивших в своей жизни лучшие черты своего старца-учителя. Это и деятельный настоятель, возглавитель Соловецкого монастыря, а в тоже время строгий аскет – архимандрит Макарий, любители пустынного безмолвия и делатели молитвы – иеросхимонах Никон-пещерник, схимонах Кириак, схимонах Николай, игумен Варлаам, а также продолжатели валаамского старчества и духовного окормления братии – близкий ученик незабвенного старца Назария – иеросхимонах Евфимий, ставший духовником Саровской пустыни, и иеромонах Илларион. Ученики батюшки вспоминали, что между братией отец Назарий ввел строгий порядок. Более всего, как основного камня христианских добродетелей, согласно слову Евангелия: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5: 3), требовал он смирения. Смиренный сам, он и всех, которые просили у него наставления, прежде всего учил смирению. В речах к ученикам постоянными темами были: противостояние страстям, пути обретения добродетели. Часто в разговоре, как сам он, так и слушающие, забывали время в усладительной беседе. Слова опытного старца были правдивы, прямы, иногда даже резки. Душеспасительные советы он основывал не на своем разуме, но на словах Священного Писания и святых отцов. Так учил им других. Строгий и как бы недоступный по виду, он словами привлекал сердца всех в любовь к Богу и послушание к нему. По поручению Святейшего Синода в 1794 году игумен Назарий из числа Валаамского братства благословил на героический путь миссионерского служения восемь ревностных и способных иноков. В их числе был святой преподобный Герман Аляскинский. Благодаря непоколебимому основанию, заложенному отцом Назарием, Валаамская обитель к средине 19-го столетия достигла вершин своего расцвета. Святитель Игнатий (Брянчанинов), посетивший ее в 1846 году, написал: «По устройству своему в монашеском отношении, Валаамский монастырь – верный снимок с монастырей первенствующей Церкви христианской. Он имеет монашествующих всех видов Восточной Православной Церкви: имеет и общежитие, и скит, и пустынников, и отшельников» (2, с. 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

(Аф. пат. ч. 2, стр. 44). Мы забыли сказать про Афанасия; но и он тоже во всех трудах монастырских и работах при постройках принимал постоянное и самое живое участие. («Аф. пат.» ч. 1, стр. 93 – 94). Что скажут на эту живую проповедь о посте слабые люди нашего времени? Скажут ли, что такая скудная пища вредна для здоровья, сокращает жизнь?... Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды телесные, какие выносили св. постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, легко переносили нестерпимый летний зной и зимнюю стужу, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали сидя или стоя. И при всем этом они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были только кожа да кости. д) Посты не сокращают жизни человека. Преподобный Симеон столпник стоял на столпе 80 лет, а всего жил 103 года; св. Кириак отшельник жил 109 лет; св. Алипий столпник 118; Иоанн молчальник 104; Антоний и Феодосий Великие по 105; Павел фивейский 113; Павел комельский 112; Макарий александрийский 100; Сергий радонежский 78 лет; Кирилл белоозерсвий 90 лет; Макарий желтоводский 95 лет. Итак, самый строгий пост не только не вредит здоровью, не сокращает жизии человека, но напротив постники-то и живут дольше других. Впрочем, не к тому и говорим мы о св. подвижниках-постниках, чтобы во всем брать с них пример. Для нас довольно и того, чтобы на основании их опыта решить вопрос: много ли человеку нужно хлеба насущного, чтобы он мог в добром здоровьи трудиться во славу Божию, ближнему на пользу и себе на спасение? И если бы наша плоть грехолюбивая стала сетовать, что того ей мало, другое не по вкусу, если б возопила: «того не могу, другого не хочу -заболею», – то скажем ей: лжешь, обманщица, можешь и не заболеешь!.. Тебе и нужно то немного: мало яждь, мало пий – вот и здрава будеши. (См. «Троицк. л.» 544). е) Библейские изречения о посте. Посты, соблюдаемые всеми чадами церкви православной, имеют такое незыблемое основание в слове Божием, что только упорство и невежество сектантов, напр. штундистов, берет смелость оспаривать их. Об этом свидетельствуют следующие тексты св. Писания:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Саввы оказалась зараза духовная. Архимандрит её Геласий по совету именитого молчальника Иоанна велел читать в церкви, во всеуслышание, писание Антипатра, епископа Востры, против Оригена , и сорок обличенных оригенистов изгнаны были из лавры. Так сбылось предсказание Саввы, и молчальник оградил его обитель подобно, как и отшельник Кириак Харитониеву. На берегах Иордана жили тогда некоторые иноки-вессы, родом из Фракии, которые, будучи движимы ревностию, пришли в Иерусалим на помощь православным; но оригенисты заставили их искать себе убежища в богадельне великой лавры, и в числе трехсот окружили здание, чтобы умертвить иноков, которые в нем укрепились. Мятежники стали метать камнями в окна и ранили многих; тогда один из вессов, исполинского роста, по имени Феодорит, мужественно вышел против толпы, и всех разогнал, стараясь, однако, никого не ранить; но сам он был поражен камнем и умер спустя несколько дней. Наконец иноки великой лавры, не в силах будучи прекратить беспорядка, умолили архимандрита своего Геласия идти в Константинополь, известить императора о бедственных происшествиях Палестины. Согласился Геласий и в час отъезда, собрав всю братию в церкви, убеждал ее чуждаться писаний Оригеновых; но жестокий враг Православия, Феодор Кесарийский, сильный влиянием императрицы, запретил, в палатах царских и патриарших и во всех странноприимницах столицы, принимать кого либо из иноков Иерусалимских; таким образом отринутый повсюду Геласий должен был оставить Царьград и умер от печали на обратном пути. Отцы великой лавры, услышав о его кончине, пришли в Иерусалим просить патриарха о назначении им нового архимандрита и были с бесчестием изгнаны двумя его синкеллами, которых определил к нему силою, для ближайшего за ним надзора, тот же Феодор. Мало-помалу почти все иноки присоединились к сильнейшей стороне оригенистов, хотя и не разделяли их мнения. Противостояла только одна великая лавра, поддерживаемая молчальником Иоанном; но и туда ворвались, вооруженною рукою, оригенисты и поставили архимандритом некоего сообщника своего Георгия. Тогда рассеялись по пустыне святые отцы лавры, как овцы без пастыря, и с ними великий Иоанн принужден был оставить на время утесистую свою келию, в которой столько лет безмолвствовал. Он удалился на гору Элеонскую, со многими из иноков лавры, и в день его изгнания поражен был внезапною смертию нечестивый Нонн; полгода спустя последовал за ним столь же нечестивый архимандрит Георгий. Оставшаяся, хотя и в малом числе, благочестивая братия избрала своим настоятелем, из православной лавры Сухумской, игумена Кассияна, бывшего учеником великого Саввы, а после скорой его кончины не менее благочестивого Конона Ликийского, в правление коего опять процвела обитель, как во дни своего основателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Заключение В данной работе мы привели целый ряд слов из Священного Писания, а также соборных постановлений: Римского, Александрийского, Иерусалимского и Кипрского Соборов 400 года, Константинопольского Собора 543 года, V Вселенского Собора, Латеранского Собора 649 года, Константинопольского Собора 1084 года, а кроме того высказывания таких святых отцов, как святители Ириней Лионский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, святой Юстиниан Великий, святитель Григорий Двоеслов, преподобные Кириак Отшельник, Варсонофий Великий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, святитель Герман Константинопольский, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феодор Студит, святитель Фотий Константинопольский, преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат, преподобный Григорий Синаит, святители Симеон Фессалоникийский, Марк Ефесский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник и преподобный Силуан Афонский, ясно утверждавших, что грядущее наказание грешникам – реальность, которой не будет конца, и что противоположное мнение ошибочно. Думается, что для тех, кто искренне желает узнать истинное учение Православной Церкви, этого более чем достаточно. В заключение хочется отметить, что на попытки возрождения идей апокатастасиса в ХХ веке Церковь отреагировала точно так же, как в прежние века. Архиерейский Собор 1935 года, проходивший под председательством заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита (впоследствии – Патриарха) Сергия (Страгородского) и посвященный учению протоиерея Сергия Булгакова, повторил: «Нельзя забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся. Значит, рядом с “градом Божиим” и “вне” его (Откр. 22: 15) навеки останется область отвержения, “смерть вторая” (Откр. 21: 8). Откровение не знает апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех, кто будет со Христом. “Бог будет все” лишь в “сынах Царствия”, все во всех, чья воля сознательно отождествилась с волей Божией»

http://pravoslavie.ru/4204.html

Не моя вина была в том и не злой умысел. Радость от получения Вашего письма, напечатанного на трех листах, и трех портретов Ваших очень сильно и на целый месяц лишили меня величайшего дара Божия — рассудка. Ведь это легко сказать только — не видеть более пятидесяти лет того, Кто поставил меня на путь в Жизнь Вечную, кто просветил меня ясным светом евангельской истины, — и вдруг получить от него доброе-доброе послание и великие знаки Его благорасположения — три дорогих портрета. В первом письме я описал Вам свою жизнь. А теперь мне очень отрадно вспомнить тот великий день, в который я был покрыт мантией, ризой спасения и броней правды, каковая напоминала бы мне всю жизнь о том, что с того самого дня я на всякое дело считаюсь мертвым человеком, что я буду жить ради одних только добрых дел. Богу одному только ведомо, выполнил ли я за свою жизнь все клятвы, какие я давал перед алтарем в час принятия иноческого чина. Но как перед грозным судией своим исповедуюсь перед Вами, святитель Божий, что с того дня и до сего старался во всем — и в деяниях, и в мыслях — выполнять их. А там Бог знает, может, и согрешал когда. Я уже писал Вам, что мне дали имя великого древнего отшельника Кириака (что значит — господский), прожившего весьма долгую жизнь b VI веке, так что день моего Ангела стал уже не 20 июля, пророка Божия Илии, а 29 сентября, а сегодня было 5 октября, и сегодня мы с братией молились нашим русским святителям — Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену. Как видите сами, милостивый господин мой, преподобный великий подвижник Кириак и меня, грешного, сподобил многолетней жизни, а также и жизнь послал мне очень и очень тяжелую. До сих пор мой мозг сверлят слова, сказанные постригавшим: «Претерпиши ли всякую тесноту и скорбь иноческого жития ради Небесного Царствия?» И мой твердый ответ, ответ бывшего вора и негодяя, разбойника и татя, вольного и свободного до принятия от Вас Святого Крещения, как моей родной Камчатки ветер: «Ей, Богу содействующу, честный отче!» Помню наставление: «Аще убо хощеши инок быти, прежде всего очисти себя от всякия скверны плоти и духа, в искушениях не печалься».

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

51. Святой Варлаам, старец с седою бородою. 52. Святой Иоасаф, царевич индийский, юный, с бородою едва показавшеюся, в венце. Он говорит: жар иссушает влажность листьев, гордость угашает светильник души. Бежим убо душетлительных страстей. 53. Святой Петр Афонский, старец, весь нагой, с бородою до колен. Он держит крест и говорит: воистину монах есть тот, кто в жизни сей не имеет ничего кроме Христа. 54. Святой Кириак отшельник, старец с остроконечною бородою. 55. Святой Сисой, старец с широкою бородою, плешивый. 56. Святой Иоанн Старой Лавры, старец с короткою бородою. 57. Святой Давид Солунский, старец с длинными волосами и с бородою до ступней. 58. Святой Иоанн Колов, старец с длинною бородою, разделенною на пять прядей. 59. Святой Павел Латрский, старец плешивый с бородою, разделенною на пять прядей, в козьей коже. 60. Святой Акакий, в Лествице свидетельствованный, молодой, с бородою едва показавшеюся (См. Прол. июля 7). 61. Святой Патапий, старец с остроконечною бородою. 62. Святой Иоанн Кущник, юный, без бороды, держит закрытое Евангелие. 63. Святой Иоанн Психаит, старец плешивый, с закрученною бородою. 64. Святой Павел Простый, старец с малою бородою. 65. Святой Павел Смиренный, с проседью в раздвоенной бороде. 66. Святой Авксентий, иже на горе, старец с остроконечною бородою. 67. Святой Иоанн, игумен обители чистых, старец. 68. Святой Симеон, Христа ради юродивый, старец с остроконечною бородою. 69. Иже с ним – святой Иоанн, старец с короткою бородою. 70. Святой Лампад, молод, с короткою раздвоенною бородою. 71. Святой Стефан Савваит, молод с остроконечною бородою. 72. Святой Алексий, человек Божий, подобен Предтече. 73. Святой Анастасий Персянин, молод, с остроконечною бородою. 74. Святой Никон, всегда говоривший: покайтеся, молод, с круглою бородою, с длинными всклокоченными волосами. 75. Святой Макарий Александрийский , старец с радостным выражением в лице. 76. Святой Ксенофонт, старец с остроконечною бородою. 77. Святой Иоанн, сын его, с проседью в закрученной бороде.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Что скажут на эту живую проповедь о посте слабые люди нашего времени? Скажут ли, что такая скудная пища вредна для здоровья, сокращает жизнь?.. Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды телесные, какие выносили св. постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, легко переносили нестерпимый летний зной и зимнюю стужу, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали сидя или стоя. И при всем этом они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были только кожа да кости. д) Посты не сокращают жизни человека. Преподобный Симеон столпник стоял на столпе 80 лет, а всего жил 103 года; св. Кириак отшельник жил 109 лет; св. Алипий столпник 118; Иоанн молчальник 104; Антоний и Феодосий Великие по 105; Павел фивейский 113; Павел комельский 112; Макарий александрийский 100; Сергий радонежский 78 лет; Кирилл белоозерский 90 лет; Макарий желтоводский 95 лет. Итак, самый строгий пост не только не вредит здоровью, не сокращает жизни человека, но напротив, постники-то и живут дольше других. Впрочем, не к тому и говорим мы о св. подвижниках постниках, чтобы во всем брать с них пример. Для нас довольно и того, чтобы на основании их опыта решить вопрос: много ли человеку нужно хлеба насущного, чтобы он мог в добром здоровьи трудиться во славу Божию, ближнему на пользу и себе на спасение? И если бы наша плоть грехолюбивая стала сетовать, что того ей мало, другое не по вкусу, если б возопила: «того не могу, другого не хочу – заболею», – то скажем ей: лжешь, обманщица, можешь и не заболеешь!.. Тебе и нужно то немного: мало яждь, мало пий – вот и здрава будеши. (См. «Троицк. лист.» 544). е). Мысли о том, что поститься христианину необходимо. Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объедением, пьянством и заботами житейскими, а чрез то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились божественной премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2. Около 448 года по Р.Х. 3. Быт.5:24: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» . Выражение это обыкновенно понимается в смысле взятия Еноха на небо. «Должно думать, — говорит митрополит Филарет, — что в Енохе, по достижении внутреннего человека его в предопределенную меру благодатного возраста, смертное поглощено было жизнью (2Кор.5:4), некоторым благороднейшим образом, нежели тот, который мы называем смертью телесною». 4. Искрой человечества Ной может быть назван, как потому, что, при всеобщем растлении рода человеческого пред потопом, в нем одном лишь как в искре среди пепла, сохранялось истинное богопознание и праведность, так и потому, что после потопа от него произошло многочисленное потомство, подобно тому как от одной искры разгорается большое пламя. 5. Самое имя «Авраам» означает: «отец множества». Это наименование Господь дал Аврааму, до того времени называвшемуся Аврамом, пред рождением от Сарры Исаака. 6. Мелхиседек, царь Салимский, был в то же время священником Бога Всевышнего, соединяя в своем лице и царское и священническое достоинство, и прообразовал священство и царское служение Господа Иисуса Христа. Евр., гл. 7. 7. Св. Лев I, византийский император, царствовал с 457 по 474 г. Св. Анастасий I патриаршествовал в Иерусалиме 458-478 гг. Прп. Кириак тайно от родителей отправился в Иерусалим около 465 г. 8. Сион — юго-западная гора Иерусалима, на которой построен Иерусалим и на которой возвышается крепость Иерусалимская. В Священном Писании Сион называется горою святою, жилищем и домом Божиим и весьма часто принимается за самый Иерусалим, в каковом смысле это наименование употреблено и в настоящем случае. 9. Евфимий Великий ум. в 473 г. (память его 20 января); считается отцом всех пустынножителей палестинских. 10. Лавра прп. Евфимия находилась недалеко от Иерусалима. 11. Ум. 475 г. Память его совершается 4 марта. 12. Ум. 467 г. Память его совершается 3 сентября. 13. Евфимий Великий не принимал в свою Лавру очень молодых монахов, как неподготовленных еще к суровой лаврской, пустынной жизни и недостойных посвящения в «великую схиму», обязательного для отшельников лаврских, для коих в то же время был обязателен строгий затвор в монастыре; в общежительных же монастырях жизнь была в некоторых отношениях менее сурова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А по словам святого аввы Агафона «ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного и приобщается диаволу и ангелам его» 34 . В свою очередь святитель Геннадий Схоларий пишет: «Мы знаем, что и в малом уклонившегося от правой веры всякий закон считает еретиком; это очевидно для знающего человека. Ибо и в учении о Божественном, и во всякой вещи вообще есть только одна истина, а вот заблуждениям, в различной мере и степени отошедшим от истины, нет числа. Истина же должна вводить в вечную жизнь, ибо сказано: «и не прейдет тамо нечистый» ( Ис.35:8 ), будь эти нечистота и пятно позора в уме или в воле» 35 . Святые отцы всё это говорили вовсе не из-за ненависти к еретикам, а из любви к правде, говорили, как есть. И для нас, когда мы повторяем их слова, это не должно быть поводом для какой-то гордости, превозношения над другими. Напротив, эта истина призывает нас с благой обеспокоенностью и болью отнестись к состоянию тех наших соотечественников, знакомых, близких, которые далеки от Бога, далеки от Православия. Святые говорили те слова для того, чтобы мы понимали, что происходит в этом мире, что Господь сделал для нас, и что нам нужно сделать для наших ближних. Собственно, непримиримая и самоотверженная борьба святых отцов с ересями, которую мы видим на всём протяжении истории Церкви, объясняется тем фактом, что для отцов вопрос православия или ереси был вопросом жизни и смерти – вечной жизни и вечной смерти. Поэтому они не боялись того, что их борьба с ересью может вызвать смуту в Церкви и в обществе, и ради спасения людей от душепагубных ересей они не жалели ни здоровья, ни самой жизни, – отправлялись в ссылки, на мучения и издевательства, иные были за эту борьбу лишены телесных членов, а иные даже самой жизни. В церковном предании есть свидетельства о погибельности ересей, полученные по прямому откровению от Бога. Например, в житии преподобного Кириака Отшельника рассказывается, как однажды к святому старцу «пришёл инок, по имени Феофан, чтобы послушать его беседы. Во время разговора открылось, что пришелец держится ереси несторианской. Св. Кириак стал убеждать гостя оставить свои заблуждения и говорил, что спастись можно только в вере христианской. На это Феофан отвечал: «Все ереси говорят, что человек может спастись только их вероисповеданием. Что же мне делать? Человек Божий! Помолись Господу, чтобы Он каким-либо откровением дал мне узнать истинную веру».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010