В церковном предании есть свидетельства о погибельности ересей, полученные по прямому откровению от Бога. Например, в житии преподобного Кириака Отшельника рассказывается, как однажды к святому старцу " пришел инок, по имени Феофан, чтобы послушать его беседы. Во время разговора открылось, что пришелец держится ереси (несторианской). Св. Кириак стал убеждать гостя оставить свои заблуждения и говорил, что спастись можно только в вере христианской. На это Феофан отвечал: " Все ереси говорят, что человек может спастись только их вероисповеданием. Что же мне делать? Человек Божий! Помолись Господу, чтобы Он каким-либо откровением дал мне узнать истинную веру " . Старец с радостью согласился на эту просьбу: " Останься в моей келье, - сказал он, - я надеюсь на Бога, что Он откроет тебе истину " . После этого Св. Кириак удалился и стал молиться Богу о вразумлении заблуждающегося. На другой день в десятом часу Феофан увидел перед собой прекрасного, но грозного видом юношу, который сказал ему: " Пойди и познай истину " . Взяв еретика за руку, он привел его в некоторое мрачное, смрадное и жаркое место и показал ему в огне Нестория, Евтихия, Аполлинария, Диоскора и других еретиков. " Вот место тех, - указывая на ад, сказал юноша, - которые нечестиво умствуют, и тех, которые следуют их учению. Итак, если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не хочешь подвергнуться подобному наказанию, обратись к Святой, Соборной и Апостольской Церкви, к которой принадлежит наставляющий тебя старец. Я говорю тебе истину. Не забудь ее: если человек все добродетели сотворит, но не будет православно веровать, придет на это место " . После этого юноша стал невидим, а Феофан поспешил обратиться к Православной Церкви " Подобное свидетельство есть и в житии преподобного Иоанникия Великого. Он был воспитан в иконоборческой ереси и ревностно подвизался в исполнении евангельских заповедей, но однажды увидел ангела, который сказал: " Чадо Иоанникие! Если ты называешься христианином, то почему презираешь икону Христа? Все твои подвиги в добродетельной жизни напрасны, если ты не имеешь правой веры " , после чего Иоанникий стал православным.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=35&iid=225...

Недостойные слуги Ваши – иноки Кириак, Симеон, Никифор, Павлин и из мирян Валентин Николаевич и Иван Павлович. Лобызаем Вашу святительскую десницу». Второе письмо он написал мне 18 октября 1960 года: «Высокопреосвященнейший Владыка и Святитель Божий! Высокочтимый нами Господин и Отец наш! Просим Вашу милость принять от всех нас, здесь страждущих, сыновнее лобызание во Господе Христе Иисусе и благословите всех нас своим святительским благословением. Великому Господину нашему, Владыке Нестору многая лета, многая лета, многая лета! Здравствуйте, Ваше Святительское Высокопреосвященство! Не больше недели прошло с тех пор, как я послал к Вам первое письмо. Прошу у Вас прощения за то, что я так долго не отвечал Вам. Не моя вина была в том и не злой умысел. Радость от получения Вашего письма, напечатанного на трех листах, и трех портретов Ваших очень сильно и на целый месяц лишили меня величайшего дара Божия – рассудка. Ведь это легко сказать только – не видеть более пятидесяти лет того, кто поставил меня на путь в жизнь Вечную, кто просветил меня ясным светом Евангельской истины, и вдруг получить от него доброе, доброе послание и великие знаки его благорасположения – три дорогих портрета. В первом письме я описал Вам свою жизнь. А теперь мне очень отрадно вспомнить тот великий день, в который я был покрыт мантией, ризой спасения и броней правды, каковая напоминала бы мне всю жизнь о том, что с того самого дня я на всякое дело считаюсь мертвым человеком, что я буду жить ради одних только добрых дел. Богу Одному только ведомо, выполнил ли я за свою жизнь все клятвы, какие я давал перед алтарем в час принятия иноческого чина. Но как перед Грозным Судией исповедуюсь перед Вами, Святитель Божий, что с того дня и до сего дня старался во всем: и в деяниях, и в мыслях – выполнять их. А там, Бог знает, может, и согрешил когда. Я уже писал Вам, что мне дали имя великого древнего отшельника Кириака (что значит – «господский»), прожившего весьма долгую жизнь в IV веке, так что день моего Ангела уже не 20 июля, Пророка Божия Илии, а 29 сентября, а сегодня было только 5 октября, и сегодня мы с братией молились нашим русским святителям – Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену. Как видите сами, милостивый Господин мой, преподобный великий подвижник Кириак и меня грешного сподобил очень многолетней жизни, а также и жизнь послал мне очень и очень тяжелую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИК (Кириак) (1-я пол. XVII в.), прп., Соловецкий (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), инок Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря . К. упоминается в Соловецком патерике кон. XVII в.- в «Повестях о пустынножителях Соловецкого острова». В 1-й трети XVII в. К. был «больничным келарем» Соловецкой обители. Когда он вместе с отшельником прп. Дамианом Юрьегорским († 1633) покинул мон-рь и отправился в «пустыню», «братия болничная» была этим опечалена. Монахи явились к настоятелю прп. Иринарху Соловецкому (игумен в 1613-1626) и просили вернуть К.: «...никто же бо нас сице упокои, якоже отец Кириак». Прп. Иринарх воспользовался этим случаем для ограничения пустынножительства на Соловецких о-вах, приказав привести помимо Дамиана и К. и др. пустынножителей, поскольку они якобы пребывали в праздности, вместо того чтобы трудиться на благо мон-ря. Отшельникам, в т. ч. К., насильно приведенным стрельцами и трудниками, было приказано впредь не удаляться в «пустыню». Вероятно, уже в преклонном возрасте К. был одним из информаторов составителя «Повестей...». О др. случае ухода К. в «пустыню» (происшедшем ранее или позднее описанного) рассказывается с его слов в повести «О некоем пустынножителе» (впрочем, здесь он не назван «больничным старцем», нельзя исключить, что речь идет о др. монахе). Согласно этому тексту, К. заблудился и вышел к горе, на которой собрался переночевать. Как вскоре оказалось, на горе обитали 2 отшельника, один из к-рых отозвался на произнесенную К. вслух Иисусову молитву. Пустынник поведал К. об искушениях от бесов, к-рые он претерпел, живя здесь более 10 лет; от них он избавился, творя по совету неких являвшихся ему старцев Иисусову молитву. В повести рассказывается и о др. чудесных знамениях. Канонизация К. совершилась включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. при подготовке к изданию богослужебных Миней (МП). Имя К. вошло в Соборы Новгородских святых (празднование возобновлено в 1981, Собор известен с 1831) и Соловецких святых (празднование установлено в 1993).

http://pravenc.ru/text/1840241.html

3. Предаваясь таким размышлениям, он в один воскресный день услышал слова Евангелия: «аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» ( Матф. 16, 24 ), и тотчас выйдя из церкви и никому не сказав ничего, пришел в Кенхреи 4 и взойдя на корабль, отправлявшийся в Палестину, прибыл в Иерусалим, на восемнадцатом году возраста, на восьмом году святительства в Иерусалиме Анастáсия 5 , на десятом царствования великаго царя Льва, в начале индиктиона 6 . И придя в святый град, он был принят иже во святых Евсторгием, мужем святым и блиставшим дарами Всесвятаго Духа, уже устроившим монастырь близ святаго града Сиона; раб Божий Кириак, проведя там зиму, пожелал поселиться в пустыне. И слыша почти ото всех рассказы о божественном Евфимие, просил великаго отца Евсторгия отпустить его с молитвою. 4. И будучи отпущен, он пришел в лавру великаго Евфимия и прилепившись там к Анатолию пресвитеру и Солимпию монаху, братьям по плоти, родом из Коринфа, знакомым ему с долгаго времени, поклонился великому Евфимию и был облечен в образ святыми его руками; оставаться же там тот ему не дозволил, ради юнаго его возраста 7 но отослал его на Иордан к иже во святых Герасиму, так как великий Феоктист 8 уже скончался: великий Евфимий совершенно остерегался иметь в своей лавре безбородых. Иже во святых Герасим, приняв его, приказал ему жить в общежитии, где он рубил дрова, носил воду, служил в поварне, с готовностию исполнял всякое послушание, дни проводил в трудах и скорбях, а ночи в молитвах к Богу, будучи весьма готовым на исполнение правила псалмопения и на работу. 5. Исполняя послушание в общежитии, он превосходил подвиги отшельников двумя особенностями: употреблением лишь хлеба и воды; масла, вина и смеси он не употреблял, так что великий Герасим, видя воздержание и подвиги юноши, удивлялся ему и любил его. В подтверждение сего он во время поста брал его в великую пустыню Рувы 9 , и там они безмолствовали до праздника Ваий, приобщаясь по воскресным дням из рук великаго Евфимия. По прошествии небольшаго промежутка времени, при кончине во Христе великаго Евфимия, иже во святых Герасим видел, как его душу провожают Ангелы и возносят на небо, и, взяв авву Кириака, пришел в его обитель и, похоронив тело, возвратился 10 . На девятый год пребывания аввы Кириака в Палестине, великий отец наш Герасим скончался и был увенчан венцом праведности, месяца марта в 5-й день, 13-го индиктиона, при чем игуменство прияли его братья Василий и Стефан. Тогда авва Кириак удалился и пришел в лавру великаго Евфимия; будучи принят игуменом Илиею, он взял келлию и безмолвствовал на 27 году своего возраста, ничего не приобретая от века сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Он же отвечал им, говоря: «Если вы хотите вообще вкушать теплоты и варева и читать при светильнике, вам полезнее быть в общежитии, я же не дозволю, чтобы это было при моей жизни». Жители Иерихона, слыша, что ученики аввы Герасима весьма подвизаются, приходили к ним каждую Субботу и Воскресенье, принося им не малое утешение. Некоторые из отцов подвижников, видя прихождение мирян, обращались в бегство, всему предпочитая воздержание и зная, что оно порождает здравомыслие, отгоняет грязные помыслы и пересекает сонную тяготу: они научались благам воздержания словом и делом освященного отца. Говорили, что и он сам до того окончательно преодолел голод, что в течение всего своего жития в Палестине в течение недели постился, оставаясь без пищи в продолжение всех дней святой четыредесятницы и довольствуясь причастием в Воскресенье. 5. Авва Кириак отшельник 5 разсказывал мне, говоря, что «в юности моей, пожелав обитать в пустыне, я пришел в лавру великаго Евфимия и, приняв иноческий образ из его святых рук, был отослан им к иже во святых Герасиму; сей Герасим, не желая иметь в своей лавре юношу, принял меня в лаврское общежитие, сделал прислужником отцов. Когда уже исполнился пятый год моего пребывания там, в девятнадцатый день месяца января, в день Пятка к вечеру, я приготовлял поварню и около пятаго часа ночи Субботы, когда я бодрствовал и чистил овощи для отцов, внезапно пришел ко мне иже во святых Герасим и сказал мне: «Встань скорее, Кириак, обуй свои сандалии, надень свой плащ и следуй за мной». И встав, я последовал за ним. По дороге к Иерихону я сказал старцу: «Честный отче, что за причина толикой поспешности?» И отвечал мне великий Герасим: «Скончался освященный Евфимий» 6 . Я, удивившись, сказал: «И откуда, честный отче, ты знаешь это точно?» Старец отвечал, сказав, что «около третьего часа ночи я видел, стоя на молитве, что разверзлись небеса и из них вышла светлая молния, направляясь к земле; молния оставалась более часа, походя на светлый столб, видевшийся от земли до неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Св. Евфимий поручил его руководству св. Герасима Иорданского (память 4-го марта). По смерти Герасима Кириак поселился в Сукийской лавре св. Харитона. Здесь он был посвящен в пресвитера. Когда начала распространяться слава о нем, как о великом подвижнике, он удалился в самую сокровенную пустыню, Сусаким, где никто не подвизался еще, почему и назван отшельником. Св. Кириак говорил сам о себе, что солнце не видело его никогда ни ядущим, ни гневающимся на кого-нибудь. Он был удостоен дара чудотворения. Умер 109 л., в 556 г. Преподобный Феофан жил в Газе, имел семью. Он до того был милостив, что сам обнищал. Скончался от водяной болезни, но из мощей его истекало миро. Мученик Дада был вельможей и родственником персидского царя Савория, Своей твердостью во время страдания за веру он обратил к христианской вере сына и дочь Савория Гаведдая и Каздою. Все трое они были замучены. Это было в IV веке. Преподобный Киприан, Устюжский чудотворец, родился в селении близ Устюга. Когда принял он иночество, то жители г. Устюга убедили его устроить монастырь близ города. Киприан избрал место при озерках и в 1212 г. начал строить обитель; граждане приносили ему все нужное для устроения и содержания обители, а иные и сами поселялись в обители. В 1276 г. преподобный скончался и был погребен в своей обители. Памятником подвигов святого доселе сохраняется в обители дикий камень, который клал он себе под голову или держал в руке во время ночи, чтобы не давать себе сна и молиться духом. Дуниловская-Казансная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1680 г. крестьянину слободы Никольской, ныне г. Никольск, Вологодской губ, Велико-Устюж. уезда, когда он ловил рыбу на речке Дуниловке. В соборном храм г. Никольска она и находится. Икона эта – копия с Казанской, но имеет следующие особенности: на верхней половине ее – изображение Богородицы с предстоящими архистратигом Михаилом и прор. Илией, а на нижней святитель Николай с малыми изображениями св. Тихона амафунтского и св. Параскевы. Горбаневская икона Богородицы есть копия Корсунской (празд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Относительно преп. Кириака Отшельника известно, что первоначально он подвизался в монастыре Евсторгия, вблизи Иерусалима. Затем пришел в обитель преп. Евфимия и там, «из святых рук» Великого аввы, принял иноческий образ. Сподобив Кириака иноческого образа, преп. Евфимий отослал его для подвигов в обитель преп. Герасима, откуда Кириак перешел в лавру преп. Евфимия, – что случилось уже при игумене Илии-преемнике преп. Евфимия 126 . Таким образом, свои аскетические подвиги преп. Кириак усиливал постепенно. Он начинал их в монастыре Евсторгия, увеличил после того, как сподобился принять иноческий образ от святых рук преп. Евфимия и возвел на высшую ступень, когда в последний период своей жизни перешел из обители преп. Герасима в Евфимиеву лавру. Последовательные ступени аскетической жизни и благословляет Церковь , когда вводить в церковно-богослужебное употребление три чина монашеского пострижения: а) чин на облачение в рясу и камилавку, б) чин на облачение в мантию, или – в малую схиму и в) чин на облачение в схиму великую. XXVI Разделение чинов пострижения в монашество на рясофор, на малую схиму и на схиму великую явилось в богослужебной монастырской практике не одновременно с тем, как вошло в обычай освящать церковным благословением и общею братскою молитвою вступление человека на путь подвижнической жизни. Исторические свидетельства и литургические памятники показывают, что сначала в монастырской практике существовало одно только пострижение, – был один «образ» иноческий. И в Египте, и в Палестине с Сирией, и в Малой Азии, и, вообще, во всех концах древнего христианского мира, куда проникло монашество, желавший сделаться иноком и начать подвиги произносил обеты отречения раз навсегда и раз же навсегда облачался при этом в монашескую одежду отречения (σχμα ποτακτικν). С такого рода порядком, существовавшим по монастырям в половине V века, мы осведомлены, благодаря записи чина пострижения в монашество в творении псевдо-Дионисия: О церковной иерархии. Когда последовало разделение единого иноческого образа на два вида: на схиму малую или первую (иначе – просхиму) и на схиму великую, ангельскую, – с точностью трудно установить.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Так Савва Освященный провёл первое время своей жизни в монастыре преподобного Феоктиста, сотрудника Евфимия Великого, а потом под руководством последнего усваивает его «διαγωγν τε κα πολιτεαν». Из обстоятельств жизни Св. Герасима наша статья отмечает одну черту, что ему служил лев, и тем показывает, что за неимением типичных внутренних черт, воспользовались для его характеристики чертой внешней. Но что и это лицо стояло в близких сношениях с группой первых главарей палестинского монашества, на это есть указания в житии Саввы Освященного и Кириака. О Харитоне исповеднике и Кириаке отшельнике известно, что первый был старейшим представителем монашества в Палестине после Илариона Великого и основал Сукийскую лавру, в которой Кириак провёл значительную часть своей жизни и прославился подвигами. Сказавши о том, что преп. Кириак прожил более 107 лет, жизнеописатель распределяет эти годы следующим образом: 9 лет провёл он у св. Герасима, 10 в монастыре св. Евфимия, 41 год в лавре Сукийской и т.д. (Vita s. Cyriac. p. 126). В пандектах Никона приводится из жития Харитона исповедника статья о посте для иноков в дни постные, по которой полагается есть только однажды в день хлеб с солью и водой (слово 60 лист 598 оборот). На каком основании вошёл в ряд деятелей по обработке иерусалимского устава патриарх Софроний, трудно сказать что-нибудь положительное по отсутствию всяких указаний на этот счёт в его биографии и других источниках. Но этим значением он уже пользовался в первых полных записях иерусалимского устава, а некоторые из них прямо надписываются его именем. Ничего положительного не известно и о деятельности Дамаскина на этом поприще, но его значение в обработке типика, как гимнографа, было, несомненно, очень важное, и его труды по составлению октоиха и в области минеи неизбежно должны были сопровождаться крупными переменами в составе служебного устава. Отзыв Симеона Солунского не вносит ничего нового, и есть не что иное, как перифраз цитированной нами статьи с некоторыми незначительными изменениями в её тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Стефана, или свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита. Церковь Святой Девы Марии. В главной церкви монастыря, посвященной Пресвятой Богородице, роспись стен и сводов храма сделал русский монах отец Дионисий. На западной стене изображены: Иоанн Колов †422, египетский отшельник (слева, на столбе), за ним: Иоанн Хозевит, Георгий Хозевит, св. Феоктист, Феодосий Киновиарх, преп. Зосима †523, палестинский отшельник и Мария Египетская. Сверху, над ними – Успение Богородицы, Воскресение Христа и икона, на которой написано: “ΣΟΧΟΔΟΩΖΗ ΗΓΗΠ” (Живоносный Источник). Самый верхний ярус изображений занимает сцена Распятия. На северной стене: св. Аверкий, епископ Иерапольский †167, Афанасий Афонский †1000 – основатель киновиального монашества на Афоне, св. мученики Козьма и Дамиан, Пресвятая Дева Мария, по бокам ниши: Иоахим, неизвестный святой, Герасим. На верхнем ярусе изображены: Богоявление, Воскрешение Лазаря, Первое чудо в Кане, Преображение, Вход Христа в Иерусалим, Вознесение. Здесь же, рядом с нишей, в серебряных ларцах хранятся черепа Иоанна Хозевита и др. подвижников. На южной стене: (слева направо) знаменитые святые и монахи-подвижники: св. Евфимий, св. Лаврентий и св. Стефан (в окне), Савва Освященный, Кириак и Харитон (в окне), Калинник (на столбе), Варлаам, Индийский отшельник и Иоасаф Индийский царевич (Будда), Иоанн и Варсонофий Великий †563, палестинский отшельник – авторы “Руководства к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна”. На верхнем ярусе изображены: св. Митрофан †326, патриарх Константинопольский, св. Фома, св. Евфросиния и Матрона, 40 мучеников из Себастии, Иоанн и София – родители св. Саввы, св. Аркадий, св. Ксенофонт, св. Даниил Столпник †490, Встреча Марии и Елисаветы, Сретение. Иконостас относительно новый (сооружен в 1942 году), все его иконы современного письма, кроме Царских врат, створки которых расписаны иконами: Благовещение, св. Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Николай Угодник, они относятся ко времени императора Алексея II Комнина (1167-1183).

http://sobory.ru/article/?object=04044

Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Церковь Кириака Отшельника. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:приблизительно 1905 - 1910. Год утраты:Не установлен. Адрес: Skete of Saint Chariton, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel. Координаты: 31.83333, 35.30002 Проезд:На территории Фаранской лавры. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью     На территории Фаранской лавры      Церковь Кириака Отшельника     После основания греками (т.е. Иерусалимской Православной церковью) своего скита ниже русского там была возведена церковь, посвященная Кириаку Отшельнику. Церковь эту упоминает в своей книге «Святая Земля» еп. Мефодий (Кульман): «В противоположной стене ущелья указывается среди многих других пещера преп. Кириака Отшельника, который веком позже подвизался вблизи обителей Харитоновых; малая дверь и круглое окно на головокружительной высоте приписываются его обиталищу. В связи с трудной доступностью этого места, преп. Кириаку посвящена церковка на дне ущелья, принадлежащая грекам и охраняемая семейством арабов, живущих рядом. Тут же неподалеку находится исток Фаранского ключа, заключенный теперь в бетонную плотину; вода в нем мягкая и сладкая». Как следует из этой реляции, в 1961 г. церковь была ещё цела. Сегодня она лежит в развалинах, нет и никакого «семейства арабов, живущих рядом».     По-видимому, греческий скит представлял собой комплекс нескольких построек разного назначения, объединенных в единое здание и включавших в себя и указанную церковь.     Нескольких слов заслуживает и привязка посвящения церкви к пещере (келье), где в VI веке подвизался преподобный Кириак. Еп. Мефодий, возможно, давно не перечитывал житие Кириака к тому времени, когда писал вышеприведенные строки, иначе он бы не выразился столь расплывчато о подвизании преподобного «вблизи Харитоновых лавр». В своем Житии Кириака Кирилл Скифопольский приводит подробную периодизацию жизни Кириака: «Он прибыл во святый градъ 18 лет, и оставался у иже во святых Герасима 9 лет, и в обители великого Евфимия 10 лет, и провел в лавре Сука, отличаясь в различных послушаниях, 39 лет, и в пустыне Натуфа, питаясь скилами, 5 лет; он безмолствовал в Сусакиме 7 лет, и в пещере иже во святых Харитона 5 лет, и, удалившись опять в Сусаким, 8 лет».

http://sobory.ru/article/?object=18688

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010