( Ioan. Cassian. Collat. VI 1). С 485 по 526 г. в Л. подвизался прп. Кириак Отшельник . В 614 г. Л. была разрушена персами, но оставалась действующим мон-рем, по крайней мере до XII в. В описании паломничества на Св. землю русского игум. Даниила в 1104-1106 гг. говорится, вероятно, о еще действующем мон-ре с 2 церквами (в одной из них находился гроб прп. Харитона) и с погребальной пещерой, где покоились чудесно сохранившиеся тела 700 монахов (Путешествие игум. Даниила по Св. земле в нач. XII в.: (1113-1115). СПб., 1864. C. 100). О 3 основанных прп. Харитоном Л. упоминает анонимное Житие подвижника, написанное в VI в. ( Garitte. 1941). Хотя это памятник позднего происхождения и приводимые в нем даты могут объясняться желанием обосновать древность монашеской традиции, связанной с прп. Харитоном, данные Жития вполне соотносятся с др. независимыми свидетельствами, позволяющими с уверенностью утверждать, что все 3 мон-ря существовали уже в IV в. Они представляли собой пещерные поселения, похожие на «пещерные города» М. Азии, откуда, согласно Житию, был родом прп. Харитон и где он начинал свою монашескую жизнь. Традиция прп. Харитона и введенная им в Палестине лавриотская форма организации монашества не связана непосредственно с Египтом, хотя и имеет нек-рые общие черты с традицией Скита. Характерно, что первые монахи-переселенцы из Египта, осевшие в Палестине в кон. IV - нач. V в., чаще всего принимали именно эту форму монашеской жизни. Так, ок. 380 г. один из монахов Скита, палестинец Сильван (Силуан) вместе с 12 учениками перебрался сначала на Синай, а затем в район Газы. Здесь ими была устроена Л., к-рая состояла из отдельно стоящих келий и церкви ( Jean Rufus. Plérophories: Témoignages et révélations contre le Concile de Chalcédoine/Ed., trad. F. Nau. P., 1911. (PO; T. 8. Fasc. 1)). Модель внутренней организации монашеской жизни, созданная прп. Харитоном, отражает самую раннюю стадию развития палестинского лавриотского монашества. О правилах, соблюдавшихся в обителях прп.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Евфимия и затворился в келье. Там он подвизался, как бы погребенный заживо, пребывая в непрестанной молитве. После десятилетнего пребывания в лавре Евфимия Кириак удалился в лавру Суккийскую, где должен был проходить снова все послушания. Восемнадцать лет он исполнял должность канонарха и наконец посвящен был во пресвитера. Великие подвиги и св. жизнь привлекли к нему многих посетителей, так что ему приходилось часто переходить из одного места в другое. Скончался он ста девяти лет от роду, в 557 году по P. X. Однажды св. Кириак подвизался в Сусакимской пустыне, куда до него не приходил ни один отшельник. Место было дикое и безводное. Там посетил его Кирилл Скифопольский, составивший жизнеописания Саввы Освященного, Евфимия Великого и самого Кириака. «Когда мы приближались к тому месту, где жил Кириак, – повествует Кирилл, – нас встретил огромный и страшный лев. Я пришел в ужас. Иоанн, ученик великого старца, заметив мой испуг, сказал мне: «Не бойся, брат Кирилл. Лев этот – послушник отца нашего. Он не трогает никого из посещающих старца». Действительно, лев, увидев нас, сошел с места и уступил нам дорогу. Старец мне очень обрадовался и, узнав о моем испуге, сказал: «Не бойся, сын мой, этого льва: он живет со мною и стережет мой небольшой огород от диких коз». Старец мне много рассказывал о великом Евфимий и других отцах – пустынниках. После беседы мы сели за скромный стол. Лев подошел к нам. Старец бросил ему кусок, промолвив: «Лев не только стережет мой огород, но охраняет меня и от разбойников, которые частенько приходят сюда». На другой день старец, благословив, отпустил меня с миром. Ученик его провожал нас. Лев снова встретился с нами и дал дорогу». Бог прославил великого подвижника даром чудотворений. По молитвам старца, во время недостатка в пище горькие и ядовитые травы переменялись в сладкие, во время жажды над пустыней проносилось облако, изливавшее обильный дождь, и т. д. Какой поучительный урок для всех, отделяющихся от св. апостольской Церкви, заключается в этой главе! «Спасается только тот, кто имеет главою Христа, – говорит блаженный Августин, – а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Старец отвечает ему: «Ступай, брат, и собери, что найдешь – смели, а на завтра Сам Бог попечется о нас». Отец, смутившись этими словами (он хорошо знал, что в житнице уже ничего не было), удалился в свою келью. Настала крайняя нужда. Старец послал за отцом: «Приди немедленно сюда». Едва только он пришел, старец сказал: «Брат Конон, пойди и что найдешь – употреби на пользу братии». Отец, как бы в гневе, взял ключи от житницы: «Что ж, хоть пыль принесу!» Отомкнув замок, он хотел было отворить двери, но не мог этого сделать: житница была доверху полна хлеба… Видя это, отец принес покаяние старцу, славя Бога». К главе 28 Ученик св. Саввы Освященного, прп. Иулиан, основал при Иордане лавру – Несклерава. См.: Житие прп. отца нашего Саввы Освящ. Изд. Пр. Пал. Общества. Спб., 1885, § 16. Старец, с которым Иулиан имел духовное общение, был прп. Кириак, о котором см. прим. к гл. 26., старец, «великий пред Богом». Столпничество – особый вид подвижничества. Пример его показал славный Симеон столпник. Родившись в простом звании, он уже в тринадцатилетнем возрасте дал обет служить Богу. Подвиги его поистине изумительны. В молодости Симеон опоясывал себя вервием из колючих пальмовых ветвей, и притом прямо по телу и так туго, что на теле появлялись раны. Позднее, во время отшельнической жизни, он, изготовив себе железную цепь в 20 локтей, приковывал ею себя к высокой скале, на которой жил. Впоследствии он взошел на столп в 36 локтей высоты, на котором и пробыл в течение 30 лет. При этом на шее его висела железная цепь. При столь высоких подвигах св. муж отличался кротостью, смирением и горячей любовью к людям. Вокруг его столпа теснилось множество пришельцев: одни просили совета и назидания, другие – молитв святого об исцелении от недугов, язычники у столпа сокрушали своих идолов, преступники приносили искреннее раскаяние, еретики отказывались от заблуждения. Множество персов, аравитян и др. обратились в христианство, благодаря св. подвижнику. Бог прославил его даром чудотворений. Он скончался в середине V столетия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И, обратившись, он увидал своего брата пригвожденным ко кресту, как Христос. – Вот какой славы сподобился брат твой! Воздай же славу Тому, Кто прославляет истинно любящих Его! Глава 66. Жизнь отшельника аввы Феодосия Вот, с ним тебе предстоит борьба. Авва Антоний, основатель и настоятель лавры Илиотской, рассказал нам об авве Феодосии молчальнике то, что слышал от него самого. «Прежде чем удалиться в пустыню, – рассказывал авва Феодосии, – в состоянии духовного восторга я видел Юношу, лицо Которого сияло светлее солнца. Взяв меня за руку, Он сказал: «Пойдем, тебе предстоит состязание», – и привел меня в театр, обширности которого я не могу описать. Весь театр был наполнен зрителями. Одна часть их была в белых одеждах, другие были черны, как эфиопы. Юноша привел меня на середину театра. Здесь я увидел эфиопа необыкновенного роста: голова касалась облаков. Он был безобразен и имел вызывающий вид. Явившийся Юноша говорит мне: «Вот с ним тебе предстоит борьба». При виде исполина я пришел в ужас и задрожал… – Кто же из людей с одними человеческими силами может бороться с ним?! – воскликнул я, обращая умоляющие взоры на приведшего меня Юношу. – А ты все-таки бодро выходи против него. Я буду при состязании… Сам буду Судьей и вручу тебе победный венец. Мой противник также выступил на середину, и мы начали борьбу. Быстро явился дивный Судья и вручил мне венец. И вот – все множество эфиопов с воплем вдруг исчезли. Тогда люди, облеченные в белые одежды, воссылали хвалы Тому, Кто помог и доставил мне славную победу. К главе 66 О видениях см. прим. к гл. 51. Подобного рода видения часто встречаем в рассказах о св. мучениках. Глава 67 Он тридцать пять лет провел в уединении Об этом же авве Феодосии молчальнике поведал нам ученик его авва Кириак, что он тридцать пять лет провел в уединении, причем постился по два дня и хранил совершенное молчание – не говорил ни с кем. Если же хотел что-либо сказать, выражал это знаками. И авва Кириак видел его в лавре Илиотской, потому что прожил в ней десять лет. К главе 67

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Молюсь Тебе, Господи Иисусе Христе, ниспошли ангела Твоего Михаила, сущего при свете, и спаси меня от зломысленного сего, дабы не победила меня гордыня его, но терпением подкрепи меня; ибо Ты прославлен во веки. Аминь». 6.  И когда он окончил молитву, говорит Юлиан: «Посмотри, посмотри, Кириак, сколько я позволил тебе болтать. Я часто слышал это, и никто не мог живым выйти из рук моих, если не принес жертвы. И я некогда поклонялся Распятому, и Он нисколько не  помог мне; затем, раскаявшись, я познал богов которые доставляют спасение». Епископ Кириак сказал: «Знаю я, что ты узнал отца твоего сатану и слуг его, которые ведут в геенну верующих в них». Юлиан сказал: «Пожри, Кириак, прежде чем будешь казнен». Епископ Кириак сказал: «Я демонам жертвы не приношу, ниже камням суетным». Юлиан сказал: «Ради безумия вашего они даже не поставили истукана; но пожри невидимым и скажи: Велик бог Зевс». Епископ Кириак сказал: «Я верую в великого и невидимого Бога, Который уничтожит тебя из этой гордыни твоей». 7.  Тогда всегнуснейший повелел устроить одр медный и на нем распростереть его, подложить угли огненные и возливать соленую воду и тук, а сверху повелел бить его жезлами: утроба и передние части блаженного были обжигаемы огнем и избиваемы жезлами: но мученик претерпевает ради Христа. Он возвысил голос свой, молясь на еврейском наречии и говоря: «Кароха халали мамуфа; иарихо сгиар, ламегдона, элоеф, нау, иавиль корам, вевиладона, элоимуфа». Это значит в переводе: «Боже неизмеримый и нас ради узренный, дающий жизнь всякому верующему в Тебя, показавший нам чрез пророка Иону образ воскресения Твоего, избранного Твоего Илию вознесший на небеса на колеснице огненной, взором Твоим все просевающий, призри, Господи, на суд сей и облегчи меня от этих страданий. Ибо се во имя Твое претерпеваю я сие». И когда он это сказал, тиран поразился его терпением и повелел развязать его и держать под стражею в темнице, пока он рассудит, какою смертью погубить его. 8.  По прошествии двух дней блаженная Анна, мать  праведного, приходит к нему и говорит: «Добре подвизался ты, сын мой, за Владыку нашего Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

Церковь в правление императоров Фоки и Ираклия История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Осада Константинополя в 626 г. Узурпатор Фока захватил верховную власть в 602 году при патриархе Константинопольском Кириаке, преемнике святого Иоанна Постника, отошедшего ко Господу в 595 году. Епископ Рима Григорий Великий поддерживал с ним теплые отношения в бытность свою апокрисиарием папы Пелагия II в имперской столице. Поэтому восшествие Кириака на патриарший престол внушило ему, в ту пору уже папе, надежду, что Кириак откажется от употребления титула Вселенского патриарха, который усваивали его предшественнику. Прерванное при святом Иоанне Постнике евхаристическое общение между Римом и Константинополем было восстановлено, но Кириак не отказался от пререкаемого титула, и отношения между папской курией и Константинопольской Патриархией были снова омрачены. В 602 году Кириак венчал Фоку императорской диадемой. Когда Фока приказал вывести из храма Святой Софии супругу свергнутого императора Маврикия Константину с тремя дочерьми, где они укрывались от грозившего им убийства, «патриарх Кириак, – по словам Феофана Исповедника, – воспротивился тирану и не допустил, чтобы насильно взяли из храма женщин. Потом, поверив клятвам Фоки, что не причинит им никакой обиды, вывели их из святого храма и заключили в монастыре» 1 . Вскоре после этого, в конце 606 года, патриарх Кириак скончался. Вдруг кресты, без какого-либо видимого воздействия извне, стали шататься, ударяться друг о друга и разламываться Почти год Константинопольский престол вдовствовал, пока 21 октября следующего года на него не был избран диакон Фома, занимавший должность сакелария Святой Софии, на которую он был назначен еще Иоанном Постником. Патриарх Фома почитается в сонме святых. Из его жития известно, что в пору его патриаршества в Галатской провинции случилось необычное происшествие: во время крестного хода деревянные кресты, которые несли его участники, внезапно, без какого-либо видимого воздействия извне, стали шататься, ударяться друг о друга и разламываться.

http://pravoslavie.ru/98188.html

Вскоре после кончины преподобного Кирилла начались чудеса при его гробе. Старец Кириак, ученик преподобного и монастырский рыболов, будучи тяжко болен, не мог присутствовать при последних часах своего учителя и много скорбел об этом. Преподобный Кирилл явился ему во сне с двумя юношами в белых одеждах, державшими в руках горящие свечи, оградил его крестным знамением и сказал: «Зачем ты, брат Кириак, столь долго страждешь? Встань и иди лови рыбу на потребу братии». Пробудившись от сна, расслабленный Кириак почувствовал, что он владеет руками и ногами. По его просьбе его привели ко гробу преподобного, и он стал исповедывать свои грехи преподобному Кириллу как живому. Получив совершенное исцеление у гроба, Кириак поведал чудо собравшейся братии, а на другой день по повелению чудотворца отправился на рыбную ловлю и наловил такое множество рыбы, что ее хватило на день памяти преподобного, когда в обитель собиралось очень много народа. Слуга князя Феодора Чеснока-Вадбольского Григорий, потерявший зрение и испытывавший мучительную боль в глазах, получил исцеление от прикосновения ко гробу преподобного и окропления головы освященной самим преподобным Кириллом водой. Жена белозерского жителя Елена Текутова долгое время безуспешно лечилась от своей тяжкой болезни. Однажды ночью она подумала о поездке к мощам преподобного Кирилла, но после забыла об этом. Когда болезнь ее усилилась и она ожидала уже смерти, преподобный явился ей во сне, благословил ее святым крестом, окропил водою и сказал: «Встань, чадо, иди в монастырь мой и у церкви Воскресения помолись Богу и Пречистой Его Богоматери, и получишь исцеление у гроба моего». Исполнив волю святого, она выздоровела. Скоморох Стефан, живший в городе Белозерске, два года лежал расслабленный. Слыша о чудесах преподобного Кирилла, он подобно другим пожелал прибегнуть к его помощи. Не дойдя до обители всего 12 верст, он впал в совершенное изнеможение и стал просить угодника Божия исцелить его, давая обет постричься в его монастыре. Тотчас ему явился преподобный и велел идти в монастырь, помолиться в храме Воскресения и приложиться к цельбоносному гробу. Сделав по указанию святого и получив исцеление, Стефан принял пострижение с именем Сергия и жил в обители преподобного до своей смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Монах Кириак (Тишков), публицист: «И Святую Русь возрождать совсем не требуется – она спокойно себе существует и никуда не исчезала: ни в 18-м веке, ни в 19-м, ни в 20-м…» ///////////////////// Как там, у Александра Сергеевича Пушкина: – «Блещут маковки церквей и святых монастырей…»? Ну и каковы все же признаки наличия Святой Руси в 21-м веке? 6. Не куда ли актуальнее «задуматься» о дне нынешнем? Монах Кириак (Тишков), публицист: «Давайте вспомним, отсюда, из 21-го века, вспомним январь-февраль 1917-го, и подумаем: что для Дела Божия (повторим – не для себя, а для Дела Спасения) должны были делать православные РПЦ, чтобы избежать того что было потом?» ///////////////////////// Во-первых, «того» было ПРИНЦИПИАЛЬНО невозможно избежать, учитывая состояние-характер ВЕРЫ… Это же тривиально! Потому и следовало-оставалось только как «занять» соответствующую «позицию»? В фильме «Белое солнце пустыни», насколько помнится, имеется небезынтересный в этом смысле эпизод с невозмутимо-безмолвными, расположившимися «в рядок» почтенного возраста старцами, «вкруг-пред» коих идет пальба – кипит бой: - товарищ Сухов расправляется с бандой басмачей… 5. Статья - ни о чём... пассионарная ... как и сам автор! 4. " Обещал - забыл, конечно, ну хорош! Что клеенки с БангладештУ привезешь… " ( " из " Владимира Высоцкого) /////////////////// о.Кириак в предыдущей публикации:: " А может Бог Сам кому-то являлся и говорил что делать? − как было до царей. Но почему тогда про это никто не знает?... ….Как видим: патриарх, синод и епископат (за архиредким исключением) − ни в чём, не то что не противятся, но даже и не критикуют Верховного. Но хорошо ли это, или плохо – станет ясно после рассмотрения ещё одной (можно сказать – ключевой) темы: Государство – в Промысле Божием…. " ///////////////// Ну и где оно " рассмотрение " - " Государство в Промысле Божием " ? Вместо этого " сказ " в аналогии-параллели про то, что коль узрел проходящий грибник злоумышленника " разбирающего " железнодорожный путь на " грузила " - так топай, дескать, мимо - не " во власти " , мол, твоей какую-либо инициативу проявлять - " вот приедет барин " (в смысле - когда-нибудь путевой обходчик с должностными обязанностями) - " барин и научит " , т.е. примет меры к паровозу к тому времени, возможно, " лежащему на боку " под откосом?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/07/o_...

Итак, посмотри, ты отрубил соблазн тела моего; ибо мне полезно, чтобы погиб один из членов моих, а не все тело мое ввергнуто было в геенну». Юлиан сказал: «Итак, посмотри, я уничтожу все твое тело и посмотрю, кто избавит тебя от рук моих». Епископ Кириак сказал: «Владыка мой Христос, которого ты безумно оскорбляешь, увещевает в Евангелии: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матф. X, 28). Посему и я презираю сии временные муки, дабы избегнуть предстоящего гнева огня». Юлиан сказал: «Итак, посмотри, гнев огня идет на тебя, и я посмотрю, спасет ли тебя тот обманщик». Епископ Кириак сказал: «Беспамятный и всех нечестивейший пес, как ты не вспомнил о чистом жертвеннике, на котором укрылся от временной смерти, когда предпринял супротивное насилие? Как ты дерзнул открыть твои гнусные уста и сказать хулу на Владыку нашего Иисуса Христа?» Юлиан сказал: «Если ты воистину презираешь огонь, то я приговорю тебя к неизлечимейшему наказанию, чтобы было казнено не только тело твое, но и душа твоя». 5.  Тогда повелел он растопить свинец, открыть клещами уста его и влить ему свинец в уста. Когда они исполнили приказанное им и вылили свинец в уста его, Кириак претерпел и сие мучение и, храня  молчание, взирал на небо. По прошествии двух часов думали, что Иуда умер. Но он, возвысив голос, начал говорить: «Светоч негасимый, Христе, свет вечный, жизнь умерщвленных, отпущение грехов, искупитель погибающих, благословляю Тебя, Владыко, что Ты удостоил меня достигнуть части святых Твоих, о разбивший золотой образ и изгнавший зломысленного царя от людей и положивший жилище его с дикими зверями, пока не переменились на нем семь времен, пока он не познал Бога истины; чрез пророка Даниила уничтоживший кумиры Вавилонян, сохранивший образ троицы мучеников в пламени пещном, иссушивший волнующееся Красное море и переведший чрез него народ Твой, покрывший в бездне его противников народа Твоего, прекративший шипение змеев в пустыне чрез образ креста и уврачевавший укушенных змеями, столпом огненным осветивший Израиля, бывшего во тьме, и сожигаемых лучом солнечным прикрывший их прохладою, умертвивший врагов друзей Твоих, тихое пристанище обуреваемых, Христе, открывающий источники в ущельях на пользу зверей пустыни, —ибо обо всех печешься Ты, Владыко Господи, и все мы творение Твое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

Ты уйдешь в путь твой и не возвратишься, так как прогневал Бога живого». Снова повелевает тиран сделать большой ров и бросить в ров ехидн, рогоносцев, жалоносцев, василисков, буйволов (роды змей) и множество разных других ядовитых животных, и туда приказать ввергнуть праведника. Преподобный же епископ Кириак, преклонив колена, говорил так: «Господи Иисусе Христе, прииди и посмотри подвиг стадия и сей нужды, спасший праведного Иосифа из рва, силою Твоею заставляющий великих змеев покоиться в логовищах их, стерший головы их, повелевший дракону сразиться с гигантом, и, кусая друг друга, они погибли друг от друга. И ныне, Господи, защити меня от сих ядовитых животных, дабы не сказал тиран:  Укрепихся на него» (Псал. XII, 5). Животные ангельскою силою была объяты сном, так что праведник, веселясь, говорил: «Ныне познал я, Господи, что Ты не далек от верующих в Тебя.  Благодарю Тебя, Господи, что Ты не только о Себе сотворил пророчество блаженного Давида, но и обо мне грешном:  На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия» (Псал. ХС, 13). 11.  Когда сказал это блаженный Кириак, Юлиан повелел бросить огонь в яму и сжечь животных, а праведника, извлекши, снова пытался допрашивать. Начальник же песнопений, по имени Едалом, сказал: «О царь, ты исполнился великого безумия, желая убить сего мужа. Тебе должно было, как человеку, подумать, что даже из богов никто не мог сотворить таких чудес. Посмотри, скольким подвергся он мучениям, и ты не смог изменить мужества терпения его. Воистину велик Бог христианский». Тогда тиран, узнав, что и он уверовал от души, повелел обезглавить его; и Едалом радостно ушел на место, говоря: «Боже Кириаков, приими в мире душу мою». И сказав сие, протянул шею и так скончался от меча. 12.  И снова говорит Юлиан Кириаку епископу: «Отрекись от Христа твоего, и отпущу тебя». Кириак сказал: «О сердце кривое и ум угасший, как могу я отречься от даровавшего мне такие милости?» После сих слов его тиран повелел разжечь котел елея. Когда же котел был разжен так, что окружающие не могли выносить кипения, он повелевает ввергнуть его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009