У остальных же — у миролюбцев — их нечувствительность к страстным движениям в обществе женщин (что вообще весьма сомнительно) объясняется тем, что «прежде они многократно испытали это и даже пресытились всем видимым и слышимым». Иногда же бесы добровольно удаляются от них, оставляя с ними одного беса гордости и самомнения, который заменяет собою всех прочих.    Причину нечувствительности к борениям с греховными помыслами у нерадиво живущих в миру объясняет преп. Кир Александрийский. Кто не имеет блудных помыслов, говорит св. авва Кир, и не борется с грехом в уме и не противится ему, тот, значит, имеет (греховное) дело и совершает его телесно, а совершающий такие дела по своей бесчувственности не возмущается помыслами, в возбуждении которых лукавому нет тогда и надобности.    В отношении лиц, давших обет девства, и христианских юношей (неженатых), стремящихся сохранить целомудрие и потому строго себя держащих в отношении свободного обращения с женщинами, враг часто все усилие, старание, ухищрение, коварство и все свои козни устремляет к тому, чтобы ввергнуть их в борения и падения плотской нечистоты и противоестественных грехов. Впавшие в ров сей погибели, находясь в одном месте с женским полом, обычно не бывают боримы плотской похотью или помыслами, и некоторые из них даже ублажают себя за это, «а того не понимают, несчастные, — говорит преп. Иоанн Лествичник, — что где большая пагуба, там в меньшей нет нужды». «Думаю, — указывает преп. Иоанн Лествичник, — что всеокаянные убийцы по двум причинам обыкновенно низвергают нас, бедных, в противоестественные падения: потому что мы везде имеем удобность для таких согрешений и потому что они подвергают нас большей муке».    Иногда люди, не понимающие христианской веры и возвышенных требований христианской нравственности, говорят, что христианская религия в лице аскетов и подвижников унижает женщину, смотрит на нее как на низшее существо, «сосуд диавола» и т. п. Неужели, говорят другие, и вовсе нельзя встречаться и беседовать с женщинами, дружить с девушками? Преп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

26 LXX, вероятно, разумели Он, или Илиополь, ныне Баалбен, развалины которого находятся в прекрасной долине недалеко от Дамаска. 27 Еврейское слово scheret LXX перевели в значении поколения – φυλ; слово beth перевели собирательным – νδρες; вместо Eden читали Χαν, которое в еврейском нисколько сходно по начертаниям с словом Eden, посему и перевели: и посеку племя от мужей Харраних. Еден. Ныне называется тем же именем местечко, лежащее на день пути от Баалбена к С. В. на восточном склоне Ливана. Еще ныне магометане называют долину между Ливаном и Антиливаном земным раем по ее прекрасному местоположению. Св. Ефрем Сирин , принимая Еден не за собственное имя, а за нарицательное и переводя его с еврейского языка в значении удовольствия, относит к самому Дамаску и его окрестностям. «Пророк называет сам Дамаск и окрестность его жилищем удовольствий по особенной приятности, богатству и плодородию (Ephr. Com. in Am. 1, 5 ). 28 Людие Сирстии нарочитии. С подлинника: народ арамейский в Кир. Вместо Kira LXX читали Kara и перевели словом: πκλητος, Кир. Никоторые разумеют местечко в Мидии, о котором упоминает Птолемей (Κορηνα VI, 2). Но большая часть толкователей разумеют область по течению реки Куры, впадающей, по соединении с Араксом, в Каспийское море. Бог угрожает арамеям переселить их туда же, откуда они выселились ( Ам.9:7 ). 29 Пленение Соломоне. Бл. Иероним так объясняет происхождение такого перевода: pro captivitate perfecta septuaginta captivitatem Solomonis interpretati sunt, verbum hebraicum Salma, quod significat perfectum, atque completum, nomen Solomonis aestimantes (Comm, in Am. 1, 6 ). 33 Ст. И. Смысл последних слов такой: за то, что преследует брата своего мечем и истребил в себе милосердие, и всегда разрушителен гнев его, и ярость свою сохраняет непрестанно. 35 Ефрем Сирин , объясняя пророчество Авдии против Идумеев, пишет: «пророчество сие исполнил Навуходоносор вавилонский, совершенно опустошив Идумею и переселив ее жителей в другую страну (Comm. in Avd. t. 6 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

11 . Я же, несчастный, был схвачен и пережил все несчастья и беды плена. Наконец, 1 сентября 62 года 230 я откупился и приехал в Мистру. А жена и дети мои были захвачены старыми и добрыми турками и вновь проданы ими мерахуру султана, то есть комиту его лошадей, 231 который скупал и многих других знатных архонтисс и имел с этого большую прибыль. 12 . А поскольку он не смог скрыть красоты и других положительных качеств моих детей, узнавший о них султан забрал их, дав мерахуру несколько тысяч аспров. А несчастная мать осталась одна, с одной только своей воспитанницей, остальные же были распроданы. XXXVI, 1. Пожалуй, кто-нибудь спросит, что же происходило у василевса в разгар борьбы в тот год, в то время, когда султан вел приготовления, и что сделали зарубежные христиане для того, чтобы помочь? 2 . Относительно зарубежных христиан ясно, что ничего. И более того, к сербскому деспоту Георгию был послан архонт султана для того, чтобы склонить его стать посредником в мирном договоре с венграми, а после того, как апокрисиарий уехал, некоторыми турками из совета был направлен нотарий, чтобы посоветовать деспоту найти способ отсрочить мирный договор, так как если будет мирный договор с венграми, султан тут же выступит против Константинополя. Но тот сказанного не сделал, не зная, несчастный, что если случится лишить тело головы, то члены мертвы. 232 3 . В Венеции, когда состоялся большой совет, воспротивился дож Франческо Фоскари не по неведению – ибо и василевс кир Иоанн говорил нам, да и другие, видевшиеся и беседовавшие с ним, что более разумного человека не знают в Италии, – но по злобе и недоброжелательности. Ведь недоброжелательство не умеет предпочитать пользу. Причина же была вот в чем: Алоизо Диедо был его посредником по делу о том, чтобы мой покойный господин кир Константин, будучи деспотом и находясь господином в Морее, взял в жены дочь этого дожа с большим приданым. Господин же мой не ради приданого, но ради того, чтобы его владения стали как бы едиными с Венецией, согласился на этот брак, причем я больше других одобрял и поддерживал это. И все уже было решено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После этого сражения мусульмане сравнительно легко захватили Умм Дунайн и перебили значительную часть гарнизона, лишь тремстам человекам из него удалось спастись на судах и бежать в сторону Никиу. Иоанн сообщает, что, узнав о поражении, Доменциан, префект Файйума, тоже бежал в Никиу и арабы заняли Файйум и Абоит, перебив многих жителей. Но это, вероятно, связано с падением Бабалйуна, а не сражением под Умм Дунайном, так как у Амра было еще достаточно хлопот с осадой Бабалйуна. Это была превосходная крепость, построенная римлянами. Стены толщиной в два с половиной метра, сложенные из перемежающихся рядов камня и обожженного кирпича, возвышались на 18 метров. Двое ворот, в южной и западной стене, выходили к Нилу, а к суше, в сторону арабов были обращены глухие стены. Взять такую крепость штурмом, без хорошей осадной техники было невозможно (рассказ о том, как аз-Зубайр б. ал-Аввам приставил лестницу и легко взобрался на стену, совершенно фантастичен) 440 . Взять ее измором было также непросто – она была связана понтонным мостом с островом ар-Рауда, а через него со всей страной. Кроме того, укрепленный городок на ар-Рауде служил для размещения резервов, так как в самом Бабалйуне вряд ли могло разместиться больше 3000 солдат. Пока мост оставался в руках византийцев, взятие города было делом чрезвычайно трудным. Поэтому невозможно согласиться с А. Батлером, что Миср (Бабалйун) был взят без боя 441 . Византийцы попытались взять реванш, атаковали осаждающих и снова потерпели поражение в поле. Воспользоваться плодами этого успеха арабы все равно не могли. А тем временем начался подъем воды в Ниле, и военные действия неминуемо должны были затухнуть. В этот момент патриарх Кир начал переговоры с арабами, убеждая их взять выкуп и уйти. Арабские источники, естественно, превозносят впечатление, которое произвели на византийцев простота нравов мусульман, их благочестие и дух равенства, о содержании же договора не говорят ничего. Кир будто бы предлагал 1000 динаров халифу, 100 динаров Амру и по 2 динара остальным воинам 442 , что составило бы 15 – 20 тыс. динаров. Такая сумма в качестве контрибуции с одного небольшого городка вполне естественна, но для договора одного города не требовался бы приезд патриарха. Видимо, договор имел более общий характер: арабы получали большую контрибуцию и отказывались от нападений на Египет. Феофан говорит о 120 000 номисм (динаров), после чего арабы три года не беспокоили Египет. Последнее, как мы знаем, не соответствует действительности, но позволяет догадываться, что речь шла не о сдаче Египта на условии договора, а именно о гарантии его безопасности.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Каждое из сих пророчеств начинается одинаковыми словами: за три нечестия и за четыре не отвращуся. Иудейские толковники и никоторые из христианских, например, Бл. Иероним, принимают сии слова в буквальном смысл и стараются указать в исторических происшествиях три и четыре преступления каждого из упомянутых народов. Но Отцы Церкви принимают сии слова в смысле непределенного множества преступлений, которых уже не могло простить милосердье Божие. Св. Ефрем Сирин говорит: «Амос поставляет определенное число – три и четыре – вместо неопределенного» 25 . Блаженный Феодорит пишет: «за три и за четыре означает множество; следовательно, Бог говорит: многократно прощая многие преступления Дамаску, ныне Я не буду более долготерпеть, и не отвращусь, чтобы не видеть их бесчисленных беззаконий». Мы изложим кратко преступления народов, которым Бог угрожает наказанием, и исполнение пророчеств. Ам.1:3–5 . Преступление сириян состояло в том, что они бесчеловечно мучили жителей Галаада, терзая плоть их особенного рода молотильными машинами. Это показывало не только враждебное, но и ожесточенное отношение сириян к царству израильскому. Посему, Пророк возвещает истребление дома Асаила и дворцов Венадада (вероятно III, сына Асаила), ожесточенных врагов царства израильского, – истребление жителей долины Авен 26 , владетеля из дома Еден 27 и переселение арамеев в Кир 28 . Пророчество Амоса исполнилось над Дамаском при нашествии на Самарию Фелгафелласара, который разрушил арамейское царство, переселил жителей Дамаска в Кир умертвил Царя дамасского Раассона ( 4Цар.16:9 ). Ам.1:6–8 . Филистимляне, древние враги евреев, продавали пленных идумеям, которые перепродавали их другим народам; посему, Бог угрожает городам филистимским разрушением 29 . Владения филистимлян были опустошены Саргоном (в славян. Арною), которого большая часть историков считают за одно лицо с Сеннахиримом ( Ис.20:1, 6 ), потом, Псамметихом 30 , и наконец, в продолжение войн между египтянами и халдеями ( Иер.47 ). Ам.1:9–10 . Финикяне, подобно филистимлянам, продавали братьев братьям, пленных израильтян идумеям. Пророчество против финикиян исполнилось отчасти при Салманассаре, который овладел Сидоном, Арною и Палетиром и с кораблями сидонян осадил новый Тир 31 ; но окончательно исполнилось при Навуходоносоре, который, по свидетельству Флавия и позднейших иудейских летописей 32 , завоевал Тир.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

Историческая ситуация того времени требовала немедленного решения национально-политического вопроса. Ираклий, как и многие его предшественники, пытался объединить империю через единство вероисповедания. Ему помогал в этом патриарх Сергий, который был родом из Сирии и потому хорошо понимал восточную психологию. В стремлении достичь компромисса с монофизитами Сергий произвел на свет формулу, согласно которой во Христе было две природы, но одна энергия. Слово «энергия» в Аристотелевой терминологии означало «проявление конкретной природы». Поскольку даже халкидониты признавали, что во Христе можно различить две природы лишь мысленно и поскольку личность, ипостась Христа – одна, то, согласно Сергию, можно говорить об одной энергии этой богочеловеческой ипостаси. Многим показалось, что наконец-то достигнуто компромиссное соглашение с монофизитами, к тому же подкрепленное авторитетом псевдо- Дионисия Ареопагита , который тоже употребляет выражение «одна богочеловеческая энергия». Однако при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что эта на первый взгляд привлекательная теория на самом деле не разрешает, а лишь углубляет проблему, раскрывая истинную сущность монофизитства как моноэнергизма. Этот, казалось бы, очевидный факт выяснился не сразу: вначале формула Сергия имела огромный успех и очень помогла Ираклию. Ему удалось отвоевать у Персии оккупированные территории, повсюду завоевав симпатии местных монофизитов, которым нравился моно-энергизм. Кроме того, Ираклий воссоединился с армянской церковью, с сирийскими яковитами, а в 631 году, по взятии Александрии, произошло присоединение и египетских монофизитов, чему немало способствовал назначенный императором патриарх Кир, бывший по совместительству и губернатором Египта. Кир был монофизитом, но после некоторых колебаний он согласился принять учение об одной энергии, увлекшись перспективой компромисса с православными. Император ликовал: казалось, воссоединение христиан в монофизитских странах было достигнуто! Официально оно было провозглашено в 633 году в городе Эрзеруме (тогда Феодосиополе).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Девушка взяла адрес и телефон духовника и в тот же день помчалась к нему на исповедь. Раны, нанесенные мимолетной «любовью», постепенно уврачевались и Елевферия обрела Христа и подлинную свободу. Сегодня она замужем, имеет двух прекрасных деток, Христоса и Марию. Вместе со своим мужем, тоже учителем, они работают в одной из школ в Фессалии. Затем Екатерина вернулась к воспоминаниям о самой себе: — Я могу совершенно открыто, не стесняясь сказать, что, по мере того, как он рассказывал мне все это, у меня было такое ощущение, что он описывает мою собственную жизнь. Ведь до знакомства с юродивым я думала и поступала примерно так же, как и Елевферия. Вспоминаю, что впервые я его встретила у входа в наш дом, всего через несколько дней после моего переезда. Я тогда была вместе со своим отцом, который приехал из деревни и находился со мной, пока я обустроюсь и привыкну к Афинам. — Здравствуй, брат Манолис со своей прекрасной дочерью, — обратился к моему отцу юродивый. — Здравствуй и ты, Иоанн, — ответил ему мой отец. Когда мы отошли подальше, отец поведал мне: — Ох, бедный Иоанн! Не зря в народе говорят: «Что ни бедный, то несчастный» . Хозяйка квартиры сказала мне, что он «помешанный». Но такого «помешанного», всегда готового помочь, кроткого и спокойного, я встречаю впервые. Когда я приехал сюда двадцать дней назад, он помог мне найти дом, помог перенести вещи. Даже принес в подарок новенькую микроволновую печь, сказав говоря: «Манолис! Тебе и так приходится кормить большую семью, да и твоей дочери она пригодится, а мне эта печь совсем не нужна. Мне ее подарил кир-Никос, владелец магазина электротоваров, совсем недалеко отсюда». Я не хотел брать такой дорогой подарок от сумасшедшего, но он очень настаивал. И от денег он отказался. Единственное, на что согласился Иоанн, — это на угощение чашечкой кофе. А спустя несколько дней я стала находить у своей двери сумки с продуктами и разными необходимыми вещами. О странных находках я поинтересовалась у хозяйки квартиры, госпожи Ставрулы, которая тоже присутствует здесь, и она мне тогда ответила: «Такие штучки вытворяет только юродивый Иоанн. Тебе нужно привыкнуть к его шалостям».

http://azbyka.ru/fiction/yurodivyj-ioann...

Довольно здесь припомнить, что Мелетий Смотрицкий, архиепископ Полоцкий, в 1629 г., издал в Кракове на белорусском языке одну книжку (Паренезис), в которой открыто советовал всем православным русским соединиться с Римской церковью 194 . Но не все же сочувствующие папе могли так открыто действовать. Конечно, не было недостатка и в таких лицах, которые довольствовались тем, что тайно рассеивали вражду между самими православными, печатая в особенности для сего то, что со времени Стоглава могло служить предметом несогласия. Так, мы объясняем приложение к книге Азарии первых шести глав из сборника 1602 года 195 , как хитрый поступок какого-нибудь иезуита (см. выше примеч. 192), прикрывшегося именем глубоко православного писателя 196 . Кем составлены эти двенадцать глав в упомянутой книжке? Время и место напечатания, а также содержание глав и некоторые выражения в них 197 , указывают на автора – хитрого латинянина, который писал против лютеран и реформатов, имея затаеннную мысль: доказать своим сочинением не лютеранам, но православным, что западные католики суть истинные сыны Апостольской церкви, и тем привлечь к себе в унию православных белорусцев 198 . Такое мнение о лице писателя мы основываем на следующем. Сочинитель книжки показывает весьма близкое знакомство с историей лютеран и реформатров (см. Кир. кн. л. 160 об. и 161; тоже самое и в сборнике 1602 г.), какое в то время не мог иметь человек вполне русский. Кроме сего, есть такие места в сочинении, которые, несомненно, указывают на сочинителя – латинянина. Так, он утвердительно говорит, что Нерукотворенный образ, посланный Господом Авгарю Едесскому с Апостолом Ананиею, «первее принесен з Едеса до Константинополя, а потом до Риму, и ныне есть в Риме (слич. Кир. кн. лист. 148 и обор. ). Тогда как одно православное предание говорит, что в XIII в. Нерукотворенный образ был взят из Константинополя, и отправлен в Венецию на корабле; по другому преданию, он был подарен Генуезцам, в благодарность за помощь их грекам против турок; еще третье предание говорит, что образ Господень находится в Грузии 199 : но нигде нет указания на то, чтобы он был ныне в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

S. 22. III. Прозвище: Искариот или Скариот. Уже разнообразие написаний этого прозвания в древних рукописях евангельских и у древних писателей даёт видеть, что оно было непонятно для них. Отсюда разнообразие толкований. Для возможных здесь более твёрдых выводов надо установить сначала орфографию. Встречаются: ισκαριωθ, σκαριωθ, carioth, ισκαριωτης, σκαριωτης, καριωτος (75) – cariothes. —543— Легче определить окончание, которое должно было быть конечно семитическим ωθ=, так как из него естественно объясняется грецированное της или θης, напротив из греческого της невозможно объяснить семитизацию ωθ. Какую форму должна была бы принять семитизация греческого της, показывают сирские тексты, переводные с греческого и имеющие устойчиво повсюду окончание . Группируя употребление семитической формы окончания ωθ по кодексам, текстам и местам, получаем классификацию их в такой градации: а) кодексы: D. · В. С. L. 33. а. f. ff 1 ft 2 b d e f c 1 Vg др. б) тексты: Марк, Лука, Матфей и Иоанн. в) места: Мк.3:19 ; Лк.6:16 ; Мф.10:4 ( Ин.6:71 ) Мк.14:16 ; Лк.22:3,47 ; Мф.26:14 ; Ин.13:26,14:22,13:2,12:4 Это значит, что древнейшая или изначальная семитическая форма слова сохранилась в кодексах в таком порядке по степени сохранности в них этой формы: Безы (полагают, что этот кодекс более всех других сохранил древнейшие, даже до-канонические, чтения евангельского текста), Синайском, Ватиканском, Ефремовом, L, 33 (замечательнейший из минускульных) и особенно в Латинских а, ff др., также вообще сохранивших немало древнейших чтений. Из евангелий на первом месте стоит Марк, потом Лука, далее Матфей и наконец позднее других писавший Иоанн. Из евангельских мест эта форма встречается преимущественно в апостольском списке Мк.3:19 ; Лк.6:16 ; Мф.10:4 ср. парал. Ин.6:71 1346 . Это наблюдение о конце слова даёт возможность несколько ·ориентироваться и в орфографии его начала. Форма ισκ… встречается постоянно в ( Ин.6:71 с, а π καρ...) А. В. С. (D Лк.22:3,47 ) др. мн как и —544— минускулы, Лат. мн. Вульг. изд. Саг. Копт. Эф. Гот. Сир. кур. пеш. геракл. (вар.) Арм. Ориг. Евс. Злат. Кир. ал. Авг. Славянские: искариоть(ъ)скы(и): Гал. Мар. Зогр. (везде, кроме ниже указанных). Остр. ( Ин.12:4,13:2,14:22 ) Рейм. ( Ин.13:2 ) Асс. ( Мф.26:14 ; Ин.12:4 ) Савв. (там же где Асс. и кроме того Ин.13:2 ), – искариот(ь): Мар. Зогр. Гал. ( Лк.22:3 и Ин.6:71 ) Остр. ( Мф.26:14 ) Ал. ( Мф.10:4 ; Ин.12:4,13:2,26 ) и искаритенинь Ник. ( Ин.13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Константин с трудом заговорил: — Я считаю себя самым худшим существом, которое когда-либо было на земле. Также я знаю, что и вы из-за моего прежнего греховного образа жизни воспринимаете меня, как опасную «заразу общества». Вы абсолютно правы. Я сам заслужил такое отношение к себе, потому что своим поведением я нанес вред не только себе, но и ближним моим, то есть вам и всем тем, кого я улавливал в сети греха. Эту возможность, предоставленную мне кир-Анастасисом, я воспринимаю как самый благоприятный случай для того, чтобы у каждого из вас лично попросить прощения. Я недостоин, конечно же, вашего прощения, поскольку доставил вам столько страданий, что даже трудно себе и представить. Ведь я навредил не только друзьям и знакомым, родителям и родственникам, но и нашему кварталу, району, всему нашему городу, своим образом жизни внося грязь разврата в вашу каждодневную жизнь. Конец моему стремительному падению положил юродивый Иоанн. Его молитвы вырвали меня из когтей не одного демона, а целого их легиона, гнездившегося во мне. Я был трансвеститом почти десять лет. Тогда я думал, что смысл существования заключается в наслаждении. Одевался я вызывающе. К людям относился с крайним презрением и ненавистью. Я относился к себе так, будто был сосудом для наслаждения, который, как я думал, нужно каждый день наполнять до края. И настолько был погружен в эту адскую трясину, что человеческий ум и представить себе не может. Поскольку люди справедливо воспринимали меня отбросом общества, менять место проживания стало для меня обычным делом. Я имел нездоровое и даже маниакальное стремление следовать всему, что отличается от правил общественного приличия и евангельских идеалов и ценностей. И моими наилучшими способами защиты от нападок окружающих были озлобленность, ожесточение и оскорбления. Тогда я считал свой порок человеческим правом и имел совершенно ложное представление, будто это нечто абсолютно естественное и что сегодня так принято. Ведь в наше время даже в высших эшелонах власти некоторые чиновники продвигают гомосексуализм как якобы достойную уважения «особенность».

http://azbyka.ru/fiction/yurodivyj-ioann...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010