Митрополит Максим свел с епископии владыку Владимирского Иакова (1295), а митрополит Петр снял даже сан с владыки Сарайского Измаила (1312): преступления этих владык нам неизвестны 2597 . Митрополит Феогност лишил кафедры Суздальского епископа Даниила за какую-то вину, но потом снова благословил его (1351) архиерействовать в Суздале 2598 . Митрополит Киприан по приглашению тверского князя Михаила Александровича ездил (1390) в Тверь вместе с двумя греческими митрополитами, находившимися тогда в Москве, и епископами Стефаном Пермским и Михаилом Смоленским, чтобы произвесть соборный суд над Тверским епископом Евфимием Висленем. Суд происходил в палатах княжеских. На Евфимия восстали все местное духовенство, монашествующее и белое, и бояре, и простые люди жаловались на него “о мятежи и раздоре церковном” и взводили на него разные обвинения и будто бы клеветы. Евфимий не мог оправдаться и лишен был своей кафедры. Митрополит пытался было примирить его с князем, но, увидев, что от этого вражда и смятение в городе только усиливаются, счел лучшим взять Евфимия с собою в Москву и поместил его в своем Чудовом монастыре, где через два года этот епископ и скончался 2599 . В 1401 г. Киприан созывал подобный же Собор в Москве, на котором присутствовало девять владык. На том Соборе отписались своих епископий архиепископ Новгородский Иоанн и епископ Луцкий Савва, и митрополит, недовольный на них “за некия вещи святительския”, приказал обоим не выезжать из Москвы, “да не точию сами полезное и спасеное обрящут, но и инем полезное и спасеное будет”. Владыка Новгородский Иоанн, который подвергся опале, как можно догадываться из хода летописного сказания, едва ли не за то, что благословил новгородцев действовать против великого князя московского, просидел в Москве в одном из монастырей три года и четыре месяца и снова был отпущен на свою епархию 2600 . В 1405 г., когда Киприан обозревал юго-западные епархии, один из тамошних епископов – Антоний Туровский был оклеветан пред Витовтом, князем литовским, в государственной измене.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В первом из 25 описанных чудес, за год до нашествия ляхов, видели преподобного Кассиана в белых ризах и с возжженными в руках свечами, обходящим монастырь свой. Седьмое чудо: игумен Герман долго страдал ногами и исцелился тем, что присыпал к ранам землю с гроба преподобного. Священнику живописцу, желавшему написать образ преподобного как можно точнее (9 чудо), преподобный сказал: «пиши мою браду долее, чем у князя Романа, но седины должны быть чуть видны». Священник написал, но чувствовал, что не точно. Преподобный явился ему в монашеском облачении, с брадою до персей, которая была не черна и не раздваивалась надвое, а как бы обложена серебром. В конце XVII века называли преподобного Кассиана великим между чудотворцами 607 . Ныне мощи его почивают под спудом, в храме обители его, закрытой с 1764 года 608 . Память блаженного Киприана Суздальского По рукописным святцам, «святой блаженный Киприан, Христа ради юродивый, бысть в Воскресенском селе на Увоти реке, суздальский чудотворец, преставися в лето 7130 октября во 2 день», следовательно в 1622 609 . Блаженный Киприан жил на небольшом острове при устье реки Уводи (в Ковровском уезде), а в воскресные и праздничные дни приходил молиться в храм села Воскресенского. Место, где пребывал он, в 7 верстах от Воскресенского, известно ныне под именем пустыни Киприановой, а ямы местности называются пещерами Киприана. Иначе это памятники подвижничества его, тогда как для большинства казался он малоумным, или простяком. «Простота – верный вождь для праведных, а лукавство законопреступников губит их», говорит премудрый (см.: Притч. 11, 3 ). Это испытал на себе блаженный Киприан. Гроб его и ныне видят под полом Воскресенской церкви 610 . В 1751 году в память его построен храм в Воскресенском 611 . О юродстве еще преподобный Никон Черной горы писал в своем 38 послании, и преподобный Кирилл Белоезерский записал это в своем сборнике: «О юродстве и прежние отцы говорили, что это – путь необязательный, а дело благорассуждения, – оно может служить даже соблазном и во вред.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иосиф III, епископ рукоположен 27.01.1615 Рафаил (Журавлев), епископ рукоположен с 17.12.1618 по 1652 уволен; 25.01.1653 Павел, епископ рукоположен с 17.10.1652 до 1654 сослан в заточение, в 1655 пропал без вести Александр, епископ рукоположен с 03.06.1655 по 05.12.1657 епископ Вятский и Великопермский Междуархиерейство десять лет Мисаил, епископ рукоположен с 09.06.1667 по 14.09.1671 митрополит Белгородский и Обоянский Иосиф IV, архиепископ рукоположен с 1672 до кон. 1675 – нач. 1676 лишён кафедры и сослан под надзор; с 1677 архиепископ Архангельский при Архангельском соборе в Москве Павел (Моравский), архиепископ рукоположен с 02.04.1676 по 06.09.1681 архиепископ Суздальский и Юрьевский Никита (Тотемский), архиепископ бывший епископ Звенигородский и Архангельский с 24.12.1681 Антоний (Одинович), архиепископ рукоположен с 18.03.1705 01.06.1716 Иоанникий, митрополит бывший митрополит Ставропольский 25.03.1724 Варлаам (Леницкий), епископ бывший епископ Суздальский и Юрьевский с 19.04.1724 по 07.09.1727 епископ Астраханский и Терский Игнатий (Смола), митрополит бывший епископ Иркутский, викарий Тобольской епархии с 13.07.1727 по 02.12.1730 лишён сана и сослан простым монахом; 25.12.1741 Вениамин (Сахновский), епископ рукоположен с 25.07.1731 по 18.05.1739 епископ Вятский и Великопермский Киприан (Скрипицын), епископ бывший епископ Вятский и Великопермский с 18.05.1739 16.06.1740 Савва (Шпаковский), епископ бывший епископ Архангелогородский и Холмогорский с 30.06.1740 29.07.1749 Гавриил (Кременецкий), епископ рукоположен с 17.09.1749 по 08.10.1755 епископ Казанский и Свияжский Порфирий (Крайский), епископ бывший еп, Суздальский и Юрьевский с 09.10.1755 по 29.10.1763 епископ Белгородский и Обоянский Феодосий (Михайловский- Прокофьев), епископ рукоположен с 28.12.1763 30.01.1787 Коломенская и Тульская С 1788 года Имена Сведения Феофилакт (Горский), епископ бывший епископ Переславль Залесский и Дмитровский с 06.05.1788 12.09.1788 Афанасий (Иванов), епископ рукоположен с 12.11.1788 по 10.04.1799

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иосиф III епископ, рукоположен †27.01.1615 Рафаил (Журавлев) епископ, рукоположен с 17.12.1618 по 1652 уволен; † 25.01.1653 Павел епископ, рукоположен с 17.10.1652 до 1654 сослан в заточение, в 1655 пропал без вести Александр епископ, рукоположен с 3.06.1655 по 5.12.1657 еп. Вятский и Великопермский Междуархиерейство десять лет. Мисэил епископ, рукоположен с 9.06.1667 по 14.09.1671 митр. Белгородский и Обоянский Иосиф IV архиепископ, рукоположен с 1672 до кон. 1675 – нач. 1676 лишен кафедры и сослан под надзор; с 1677 архиеп. Архангельский при Архангельском соборе в Москве Павел (Моравский) архиепископ, рукоположен со 2.04.1676 по 6.09.1681 архиеп. Суздальский и Юрьевский Никита (Тотемский) архиепископ, бывший еп. Звенигородский и Архангельский c 24.12.1681 Антоний (Одинович) архиепископ, рукоположен с 18.03.1705 †1.06.1716 Иоанникий митрополит, бывший митр. Ставропольский †25.03.1724 Варлаам (Леницкий) епископ, бывший еп. Суздальский и Юрьевский с 19.04.1724 по 7.09.1727 еп. Астраханский и Терский Игнатий (Смола) митрополит, бывший еп. Иркутский, викарий Тобольской епархии с 13.07.1727 по 2.12.1730 лишен сана и сослан простым монахом; †25.12.1741 Вениамин (Сахновский) епископ, рукоположен с 25.07.1731 по 18.05.1739 еп. Вятский и Великопермский Киприан (Скрипицын) епископ, бывший еп. Вятский и Великопермский с 18.05.1739 †16.06.1740 Савва (Шпаковский) епископ, бывший еп. Архангелогородский и Холмогорский с 30.06.1740 †29.07.1749 Гавриил (Кременецкий) епископ, рукоположен с 17.09.1749 по 8.10.1755 еп. Казанский и Свияжский Порфирий (Крайский) епископ, бывший еп. Суздальский и Юрьевский с 9.10.1755 по 29.10.1763 еп. Белгородский и Обоянский Феодосий (Михайловский- Прокофьев) епископ, рукоположен с 28.12.1763 †30.01.1787 Коломенская и Тульская С 1788 года Феофилакт (Горский) епископ, бывший еп. Переславль- Залесский и Дмитровский с 6.05.1788 †12.09.1788 Афанасий (Иванов) епископ, рукоположен с 12.11.1788 по 10.04.1799 еп. Воронежский и Черкасский Мефодий (Смирнов) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

У преосв. Филарета опущены те святые из показанных в словаре, которые не имеют определенных дней празднования. В словаре же опущены многие киевские угодники. Как в словаре, так и у преосв. Филарета есть такие святые (немногие), кои не содержатся в рассмотренных нами выше рукописных святцах, но собраны из других источников, и есть такие, коим не празднуется, а служатся панихиды и можно их принять за канонизованных по неведению.     К памятникам русской агиологии относится еще служба всем российским новым чудотворцам, составленная иноком суздальским Григорием. Она напечатана в Гродне в 1786 году; но мы видели ее в вышеприведенных рукописных святцах Московской академии 209 в конце). Она пелась или назначена была к пению по Илиине дни в первую неделю. Г. Ключевский ставит инока Григория во второй четверти XVI века. Но деятельность его могла быть еще между годами 1558 и 1571; ибо описание в житии св. Евфимия чуда, бывшего в 1558 году, могло произойти от самого Григория. В сей службе приводится до 60 имен русских святых, большею частию известнейших, именно: св. князи и княгини: равноапостольный Владимир, мучч. Борис и Глеб, благоверн. кн. Ольга, мучч. черниг. Михаил и болярин его Феодор, ярославский его Феодор с двумя сынами, Евфросиниясуздальская, Евфросиния полоцкая, Александр невский, Петр и Феврония муромские, муч. воин Меркурий смоленский, святители: Леонтий ростовский, Петр, Алексий, Иона. Фотий, Киприан и Филипп московские, Максим митрополит киевский и владимирский, Игнатий ростовский, Иоанн суздальский (окт. 15), Феодор суздальский (ростовский 8 июня), Никита, Иоанн и Евфимий брадатый новгородские; преподобные Антоний, Феодосий, Никон, Дионисий печерские, Сергий и Никон радонежские, Варлаам новгородский, Кирилл белозерский, Евфимий суздальский, Димитрий вологодский, Дионисий глушицкий, Авраамий смоленский, Савва андрониковский, Пафнутий боровский, Макарий колязинсвий, Зосима и Савватий соловецкие, Косма яхромский, Александр ошевенский, Никита переславский, Авраамий ростовский, Маварий унженский, Ефрем чудный, Савва вишерский, Александр свирский, Михаил клопский, Павел обнорский, Стефан махрищский, Мефодий пешношский, Феодор и Павел ростовские (22 октября); Христа ради юродивые: Исидор ростовский, Николай новгородский, Иоанн (устюжский), Максим и Василий московские. Василий блаженный скончался 1552 года. Это позднейший из святых и, по всей вероятности, внесен еще рукою самого автора, а не позднейшею, тем более, что поминается в службе дважды. Филипп митропол. московский, если разумеется первый, то внесен рукою автора, если второй, то позднейшею, ибо умерщвлен в 1570 году и не мог быть внесен до смерти I. Грозного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В январе 1389 года на долго пустовавший престол был возведен Антоний — человек, преданный старой идеологии имперского единства, друг Иоанна V. Один из первых актов патриарха Антония (февраль 1389 года) подтверждал права Киприана на митрополию «Киевскую и всея Руси» (т. е. снимал с него все обвинения) и низлагал Пимена. Все предыдущие постановления патриархата, которые шли вразрез с линией Киприана, были либо признаны незаконными (как принятые при низложенном χρηματσαντο? — патриархе Макарии), либо отменены, потому что русские послы в 1379-1380 гг., при поставлении Пимена, как предполагалось, ввели патриарха Нила в заблуждение. Императору Иоанну V воздавались соответствующие почести за неожиданно обнаруженную им преданность идее единства русской митрополии и поддержку, оказанную Киприану. («Этим прежде всего озабочен высочайший и святой мой самодержец, оберегатель и защитник права и пользы»). Впрочем, в феврале 1389 года на пути Киприана все еще стояли существенные препятствия: противодействие Дмитрия Донского и пребывание в Москве Пимена. Вскоре эти препятствия исчезли: 19 мая 1389 года умер Дмитрий, а в сентябре того же года — Пимен. Русские епископы и духовенство, сопровождавшие Пимена в Константинополь, перешли на сторону Киприана. Вопрос о законности епископских посвящений, произведенных Пименом после отлучения патриархом Нилом, не поднимался — даже в случае с Феодором Ростовским. Другой ставленник Пимена - Евфросин Суздальский — получил подтверждение привилегий, дарованных его несчастливому предшественнику и духовному наставнику Дионисию: ему был пожалован титул архиепископа, а в состав епархии включены Нижний Новгород и Городец. 1 октября 1389 года Киприан, наконец, выехал в Россию, предварительно щедро одарив византийских чиновников. Восточным путем, через подвластные татарам земли, он не поехал, а выбрал путь через Белгород (Аккерман) и Киев. В 1390 году, в третье воскресенье Великого поста (6 марта), он прибыл в Москву. Летопись следующим образом описывает это событие: «В лето 6898 (1390) прииде Киприан митрополит из Царяграда на Русь, а с ним вкупе приидоста два митрополита Гречина», Матвей Адрианопольский и Никандр Ганский, а с ними Феодор, архиепископ Ростовский, Евфросин епископ Суздальский, Михаил епископ Смоленский, Исаакий, епископ Черниговский, Иеремия Грек, епископ Рязанский.

http://sedmitza.ru/lib/text/438225/

Однажды князь Суздальский Борис Константинович в престольный праздник Преображения Господня, когда святитель Иоанн совершал Божественную литургию, видел в алтаре ангела Господня, сослужившего Иоанну и Евфимию. Монастырь быстро разрастался. Скоро в нем собралось более 300 иноков. По благословению святителя Иоанна преподобный Евфимий построил в обители храм во имя преподобного Иоанна Лествичника, и затем к нему была пристроена каменная трапезная, куда в зимнее время иноки могли собираться для молитвы и вкушения пищи. В память о спасении во время бури на Волге князя Суздальского Андрея Константиновича преподобным Евфимием в 1364 году был основан в Суздале, на левом берегу реки Каменки, Покровский женский монастырь. Преподобный Евфимий отличался строгой подвижнической жизнью. Как и преподобный Сергий Радонежский, он носил простую иноческую одежду. Строгим и нелицеприятным был он и к себе, и к другим. В память о трудах преподобного Евфимия остались выкопанный его руками колодец, а также пчельник. Нищие и убогие находили в обители преподобного Евфимия пропитание, больные — мирное пристанище и покой; за должников он часто выплачивал долги; несправедливо притеснявшиеся судом или знатными людьми могли полагаться на его бескорыстное покровительство и защиту. Шествуя скорбным и узким спасительным путем, достиг блаженный Евфимий преклонной старости. Когда он почувствовал завершение земной жизни, то созвал монастырскую братию и многое поведал ей в утешение. Он всем дал благословение, всех простил и у всех сам испросил прощения. 1 апреля 1404 года, причастившись Святых Тайн, преподобный Евфимий мирно преставился ко Господу в 88-летнем возрасте. После кончины преподобный Евфимий прославился у Господа многими чудесами и исцелениями. Келарь обители Киприан нарушил монастырский обычай, запрещавший братии вкушать вне общей трапезы. Преподобный Евфимий явился ему во сне с жезлом и горящей свечой в руках. В ужасе покаялся келарь, но скоро забыл свое обещание. После вторичного посещения святой Евфимий наказал его расслаблением всех членов. Только у гробницы преподобного получил Киприан исцеление, исповедав перед всеми свой грех. 4 июля 1507 года, когда копали ров для фундамента нового соборного храма обители, были обретены нетленными мощи святого Евфимия. По освящении соборного храма в 1511 году, восстановленный после пожара прежний монастырский храм, тоже Преображенский, построенный самим основателем обители, был вновь освящен во имя преподобного Евфимия. Всероссийское прославление святого Евфимия совершилось на Московском Соборе 1549 года. 22 февраля 1657 года гробница с его мощами была перенесена в соборный храм обители. Житие преподобного написано иноком Григорием.

http://pravicon.com/info-2272

Но когда скончался Святитель Алексий (12 Февраля 1378 г.), Великий Князь Московский не думал принимать к себе Киприана. Митяй вошел на Митрополичий двор и начал управлять Митрополией. После того, как Епископы Русские отказались поставить его в Митрополиты, без сношения с Патриархом Константинопольским; после того, как вследствие спора по этому делу, Дионисий Епископ Суздальский бежал тайно в Константинополь, Митяй поспешил туда же и в виду Царьграда скоропостижно скончался. Посланные с ним бояре и духовные особы на место его избрали одного из сопутствовавших ему духовных лиц Архимандрита Переяславского Пимена и просили Патриарха поставить его в Митрополиты всея России 152 . В это время на престоле Константинопольском сидел уже Нил, заступивший место Макария, возведенного на престол волею только Императора и низвергнутого судом соборным 153 . Представленная боярами Московскими грамота от лица князя Димитрия Иоанновича, привела в сомнение Патриарха. Вероятно, он уже слышал о Митяе, которого Князь Московский желал иметь своим Митроиолитом. Это тем вернее, что в Константинополе был в это время Дионисий Епископ Суздальский 154 , враг Митяя и Киприан 155 , которому, как Митрополиту всея Руси и как лицу постоянно старавшемуся занять принадлежащий ему по праву престол Митрополии Всероссийской не безызвестно было намерение Димитрия Иоанновича. Потому Патриарх выразил послам Московским сомнение относительно представляемой ими грамоты. «Для чего Князь ваш требует нового Митрополита, имея Киприана, поставленного Филофеем» говорил он. Но так как с одной стороны подложность грамоты доказать было невозможно, с другой – Патриарх боялся отказом оскорбить могущественного Князя Московского, ревностного защитника Православия, то он посвятил Пимена, оправдывая себя словами: «не знаю верить ли послам Российским; но совесть наша чиста» 156 . Оставался вопрос, как поступить со Святителем Киприаном, рукоположенным по требованию Великого Князя Литовского и в видах единства Митрополии поставленным Патриаршей грамотой на всю Русь? Так как Ольгерд при требовании Митрополита употребил обман, то стоило только сказать, что Киприан поставлен обманом и значение выданной ему грамоты само собой уничтожалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

[xxxi] Таким образом, митрополит подводит адресатов своего второго послания к мысли, что московский первосвятитель Алексий не мог - даже если бы хотел - назначить архимандрита Митяя своим преемником против воли других русских епископов, в частности, епископа Дионисия Суздальского. Наиболее трудной задачей для митрополита Киприана было понудить своих читателей усомниться в легитимности возвышения архимандрита Митяя по воле великого князя. Помимо чисто моральных аспектов, эта задача осложнялась тем, что константинопольский патриарх Макарий передал «своими грамотами» кафедру Великой Руси Михаилу-Митяю, «о котором знал, что он находится в чести у благороднейшего князя кир Димитрия». [xxxii] Однако подобное вмешательство правителя в избрание епископа категорически отвергалось, согласно византийскому праву, на что и сослался митрополит Киприан (30 Апостольское правило). [xxxiii] Осуждение тех, кто посредством мирских властей становится епископом, кодифицировано и «Номоканоном в 14 титулах» (Титул I. Глава 22). В связи с этим вновь следует указать на использование митрополитом Киприаном второй редакции «Номоканона в 14 титулах» 883 г., куда вошло «Послание о симонии» патриарха Тарасия, также процитированное в митрополичьей грамоте от 23 июня 1378 г. Насколько распространенным было среди епископата того времени на Руси такое доскональное знание византийских памятников канонического права, которое отличало митрополита Киприана, можно непредвзято судить по одному из сохранившихся документов из канцелярии суздальского архиепископа Дионисия. В 1382 г. Константинопольский патриарх Нил послал архиепископа Дионисия, как «священных канонов известна хранителя», для вразумления псковских еретиков-«стригольников», и в Пскове по просьбе братии Снетогорского монастыря архиепископ Дионисий составил уставную грамоту о соблюдении правил иноческого общежития, «възрев в Номоканон, во правила святых отец». [xxxiv] В грамоте архиепископа Дионисия приводится правило «мнихом ничтоже подобает своего имети, но все свое предати монастырю въ власть» со ссылкой на 6 канон V Вселенского собора.

http://bogoslov.ru/article/622211

Св. Алексий, избранный еще при жизни Феогноста, был из боярского рода Плещеевых, родился в 1300 году и имел своим восприемником Калиту. Он был посвящен в митрополиты в Греции в 1354 году. Неоднократное поставление на митрополию русских людей стало обращать на себя беспокойное внимание греков; собор по случаю поставления Алексея сделал оговорку, что Алексей поставляется только как исключение, вследствие личных своих достоинств, но что впредь митрополиты должны посылаться на Русь из греков. В правление Uoahha II Алексей был главным советником Великого князя и во всем ему содействовал, а это содействие было тогда очень важно, вследствие особенного благоволения к святителю ордынских ханов. В 1357 году хан Чанибек по случаю глазной болезни ханши писал к князю: «Мы слышали, что Бог не отказывает молитвам главного попа вашего; отпустите его к нам, да исцелеет его молитвами царица моя; а то пойду опустошать землю вашу». Святитель поехал и исцелил Тайдулу, за что его еще больше стали уважать в Орде. При посредстве митрополита заключались все княжеские договоры; он употреблял свою духовную силу и для того, чтобы заставлять князей соблюдать договоры; предавал отлучению тех из них, которые вступали в союз с Литвой. Престарелый святитель хотел назначить себе преемником преподобного Сергия, но смиренный подвижник решительно отказался от этой чести. Великий князь назначил своего любимца духовника Митяя, хотя святитель на это и не соглашался. Много людей, особенно из монахов, вовсе не желали иметь его своим митрополитом. Дионисий, еп. Суздальский, больше других говорил против Митяя, за что был посажен в тюрьму, но потом, дав обет не ездить в Грецию, был выпущен и все-таки уехал. Митяй поехал тоже в Грецию для посвящения, но на дороге внезапно умер в 1379 году. Спутники его самовольно избрали кандидатом из его свиты Пимена. Между тем в Россию уже давно посвящен был на митрополию Киприан. Ни тот, ни другой не были угодны великому князю, и он отправил в Грецию просьбу о поставлении Дионисия. Дионисий был поставлен, но на обратном пути из Греции был задержан Литовцами в Киеве и умер в 1385 году в тюрьме. Между тем Киприан с Пименом ездили в Грецию тягаться о митрополии пред патриархом. Патриарх решил дело в пользу Киприана. Правление Киприана прошло в мире. Он много заботился об устранении разных беспорядков, возникших в богослужебном чине русской церкви, и об исправлении и умножении церковных книг, скончался в 1406 году и погребен в Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010