См. Lebeau Histoire du Bas Empire. T. XX p. 449 – 459. Киприан, поставленный в конце 1376 г. и в начале следующего года явившийся в Россию, чрез два года, наставшу третиему лету, удалился в Константинополь; след. прибыл сюда в продолжение 1379 г.; провел здесь, как сам пишет, тринадцать месяцев, след. до конца 1380 г. В течение сего времени был Собор на Макария. По хронологическим разысканиям Бандура, Патр. Филофей оставил престол 1376 г., Макарий правил два года с половиною, след. до 1379 г. Пимен приехал в Константинополь почти в одно время с Киприаном, или немного позднее его. 13 Типограф. Летоп. «Пимен же кабалою В. Князя со своими советники позаймоваше сребро в рост на имя Князя Великаго у Фряз и у Бесермен; ростит же сребро то и доселе – разсулиша посулы и раздаваша много на все стороны».– Пимен явился в Россию спустя семь месяцев после Киприана. В Никонов. Лет. прибавлено, что долг, сделанный Пименом, простирался более нежели до 20,000 р. сереб. IV. стр. 76. 14 Ник. Лет. IV. стр. 137. «А Киприан, тогда во Твери пребысть прииде бо внове из Новагорода пред пришествием Тохтамышевым за два дни, и виде разиство и распрю во граде, и отойде в Тверь, и тамо избысть.» В других летописях о поездке Киприана в Новгород не говорится. В Новгородской А. Лет. упоминается только о прибытии Дионисия Архиеп. Суздальского в Новгород с грамотами от Патриарха. Но что Киприана действительно не было в Москве, незадолго пред осадою, об этом можно заключить из того, что 14 авг. крестил сына у В. К. Димитрия Иоанновича не митрополит, а игумен симоновский Феодор, тогда как в предшествующем году у князя серпуховского Владимира Андреевича крестил сына сам Киприан с игуменом Троицким пр. Сергием. 15 «Разгневася не него В. Князь Дмитрий Иоаннович, яко не сел в осаде на Москве.» Типограф. Лет. стр. 182. 16 Троицкая Летоп. в Ист. Г. Р. Т. V. пр. 122. В последствии Афанасий из Киева вместе с Киприаном удалился в Константинополь (Восток. Опис. Рукоп. Ручянц. Музея стр. 517). Так как в промежутке 1382–1390 г. Киприан жил то в Киеве, то в Константинополе, а Афанасий, удалившись из Серпухова, до переезда в Константинополь, мог быть настоятелем в каком-нибудь южном монастыре, то известное послание Киприана к игумену Афанасию (Акт. Истор. Т. 1. N. 253.), высказывающее между прочим их близкие духовные отношения между собою, могло быть писано к сему преподобному иноку Афанасию. 21 Типограф. Лет. стр. 184, 185. «И положен бысть в печере Антониеве; тело же его и до ныне цело и нетленно». См. Опис. Киево-Печ. Лавры. 1837 стр. 114. 23 Типограф. Лет. под 1386 г. «того же лета в. князь Дмитрий Иваннович послал отца своего духовного Феодора игумена (архимандрита) симоновского о митрополии во Царьград».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В 1395 г. митр. Киприан прибыл в Новгород с Вифлеемским архиеп. Михаилом и пробыл там «всю весну и до Петрова говениа». И. им «дал честь велику», но, как сообщает Новгородская I летопись, митрополиту не были предоставлены требуемые им судебные полномочия («новгородци суда ему не даша» - НПЛ. 1950. С. 387; ПСРЛ. Т. 42. С. 92). В Новгороде митрополит дал новгородцам грамоту, в к-рой разъяснял вопросы, касающиеся богослужения и церковной дисциплины (РФА. [Вып. 6]. С. 488-489, 135; РИБ. Т. 6. Стб. 235-238, 29). 12 мая Киприан из Новгорода послал 2 грамоты в Псков: одна грамота была о невмешательстве мирян в церковные суды (РИБ. Т. 6. Стб. 231-234, 27), др. грамота отменяла уставную грамоту, данную Пскову Суздальским и Нижегородским архиеп. св. Дионисием в 1382 г. (Там же. Стб. 233-236, 28). Этими грамотами Киприан положил начало многолетним церковным контактам между Псковом и Москвой помимо Новгородского архиерея, в юрисдикции к-рого состоял Псков. К 1399-1406 гг. относится еще одна грамота свт. Киприана в Псков (послана из Москвы 17 апр.), посвященная совершению различных священнодействий (Там же. Стб. 239-242, 30). Из этой грамоты следует, что митрополит ставил священников в Псков (хотя это находилось в прямом ведении Новгородского архиепископа), отправил в Псков рукопись Иерусалимского устава и список синодика собора Св. Софии в К-поле. Будучи в Новгороде, Киприан освятил антиминсы и повелел И. отослать их в Псков, однако Новгородский владыка, находясь в Пскове, приказал разрезать каждый антиминс на 4 части, в связи с чем Киприан послал в Псков 60 антиминсов, приказав их не разрезать. Упоминание приезда И. в Псков после посещения свт. Киприаном Новгорода позволяет датировать грамоту временем не ранее 1399 г. (см. ниже). Согласно гипотезе И. И. Малышевского, во время длительного пребывания митр. Киприана в 1395 г. в Новгороде там была искоренена секта стригольников (с кон. XIV в. о стригольниках в Новгороде ничего не известно, в 1-й трети XV в. секта существовала, по-видимому, только в Пскове) ( Малышевский И. И. О зарождении религ. сект в России с рационалистическим направлением//ТКДА. 1883. 12. С. 671-676).

http://pravenc.ru/text/469552.html

В Константинополе Дионисий получил особую грамоту на звание архиепископа вместе с правом самостоятельно владеть и управлять Н. Новгородом и Городцом. Не далее, как через два – три года Дионисий, по желанию Димитрия Ивановича Донского, но без согласия киевского князя Владимира Ольгердовича, получил митрополию, хотя управлять митрополией ему не пришлось. Как известно, на обратном пути из Константинополя в Москву его схватили в Киеве, заключили в тюрьму, где он и скончался в 1384–1385 г. 542 . Преемник Дионисия Евфросин (1389–1407), заручившись патриаршей грамотой (1389 г.), также удержал за собой на некоторое время титул и города. При нем пали остатки Суздальского княжества. Сын и преемник Донского Василий Димитриевич (1389–1425) в самом начале княжения купил ярлык на Нижегородский удел, который выпросил было себе Борис Константинович городецкий. По этому ярлыку московский князь в старой области суздальских князей, кроме Нижнего, приобрел Городец, а поблизости к Москве – Тарусу 543 . Митрополит Киприан, при содействии князя, основываясь на том, что суздальские влыдыки управляли Нижним Новгородом только в качестве митрополичьих экзархов или наместников, навсегда закрепил Нижний Новгород и Городец за своей областью. Последующие суздальские владыки, начиная с Митрофана II, назначаются в один Суздаль и, кажется, вместе с коломенскими епископами становятся опять пособниками митрополита по управлению русской церковью и значительно разросшейся митрополичьей епархией. Известно напр., что больной Киприан, стоявший на краю могилы, позаботился лично заместить обе кафедры, управляемые его пособниками. Во избежание столкновений, для облегчения своих трудов, митрополит Киприан, по-видимому, еще при жизни Евфросина, тягавшегося с ним из-за Нижнего Новгорода и Городца, в 1406 году на суздальскую кафедру назначил Митрофана; двумя неделями раньше он поставил в Коломну епископа Илариона 544 . Оба епископа присутствовали при погребении Киприана (1407 г.), как прежде в погребении Феогноста участвовали его ближайшие помощники – наместник Алексий владимирский и Афанасий коломенский. (Даниил суздальский жил на покое и его заменил, случившийся в Москве, Афанасий волынский) 545 . Суздальские епископы и позже очень близко стояли к митрополиту; один из них Авраамий ездил с Исидором на Флорентийский собор 546 . При окончательном разделении русской митрополии на две – Московскую и Киевскую, после епископа Филиппа суздальскую кафедру занимают один за другим сторонники Москвы – брянские и черниговские епископы Евфимий и Феодор; оба не пожелали оставаться в ведении киевского митрополита 547 . Получив подручную для московского митрополита кафедру, они могли быть полезными Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Определение патриарха Антония, напротив, ставит в заслугу Киприану его договор с литовским руководством. Новое же открытие литовской митрополии стало необходимостью, так как митрополит Алексий пренебрегал вверенной ему областью. С просьбой об «открытии» Литва к патриарху обращалась дважды, не считая грамоты Ольгерда 1371 года. После первой просьбы патриарх написал митрополиту Алексию, по-» советовав ему исполнить свой долг; но тот «остался аспидом, затыкающим уши от гласа внушающих ему полезное и должное, ибо так относился к делу, что даже не удостаивал писавшего ответа. И показал полное неуважение к своей главе» 485 . И тогда уже, после второй просьбы Литвы, патриарх согласился. Заручившись поддержкой литовской стороны, Киприан прибывает на Русь. В Рогожском летописце этот факт зафиксирован под 1374 годом: «Алексий митрополит приехав во Тферь месяца марта в 9 день, на память святых мучеников 40, иже в Севастии, поставил еписко пом Еуфимиа граду Тфери, на середокрестной недели i в четверток, да поехал с послом с патриаршим в Пере-яславль с Киприаном» 486 . Из приведенного краткого сообщения мы узнаем, что Киприан посетил на Руси по крайней мере два города – Тверь и Переславль. Побывал ли он в других местах, например в Москве, неизвестно. Однако, несомненно, маршрут Киприана был тщательно продуман. Например, Тверь являлась, наряду с Литвой и Нижним Новгородом, городом, который еще в начале 1370-х годов требовал себе нового митрополита. Затем, как сообщает Троицкая летопись, Киприан вместе с митрополитом Алексием отправился в Пере-яславль на великокняжеский съезд. Там игумен Сергий (Радонежский) крестил сына великого князя Дмитрия – Юрия. На съезде также было много князей, в частности Дмитрий Константинович Суздальский 487 . О пребывании Киприана на Руси сообщает нам и соборное определение патриарха Нила. Согласно ему, Киприан, встретившись с митрополитом Алексием и уверив, «что будет действовать в его пользу, и уговорив его оставаться дома, не ожидая себе никакой неприятности, по приезде в Царьград написал патриарху ябеду, наполненную множеством обвинительных пунктов» 488 . И Киприан достиг своей цели. Патриарх около 1376 года поставил его митрополитом незамещенной литовской митрополии с расчетом, что после смерти Алексия он займет его кафедру и вновь объединит распавшуюся русскую митрополию 489 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Существует в летописи враждебное ему сказание, что его весьма не желали видеть в митрополитах священники и монахи, ибо, когда он был возведен на двор митрополичий, то «нача вооружатись на священники и на иноки и на игумены и на архимандриты и на епискупы, и осуждаше и продаяше многих и возстаяше со властью, не обинуяся никогоже»... «Что епискупы и архимандриты и игумены и иноцы и священницы воздыхаху от него, многих бо и в вериги железныя сажаше и наказывавше и смиряше и наказывавше их со властию». Такова была судьба человека несомненным образом чрезвычайно замечательного. Внезапная смерть Михаила послужила начальным поводом для замешательств на кафедре митрополии. Спутники Михаила избрали из числа трех архимандритов, кандидатом на митрополию архимандрита Пимена. На бланке за великокняжеской печатью написано было прошение о поставлении Пимена. Мнимое прошение не вызвало никакого сомнения. Пимен получил сан митрополита, а Киприан, как поставленный при жизни св. Алексия, только из снисхождения оставался митрополитом малой России и Литвы. В Константинополе было два человека, которые могли бы протестовать против самозванства Пименова – это митрополит Киприан и епископ Суздальский Дионисий. Но Киприан был запуган тем, что он, как поставленный в митрополиты при жизни Алексия незаконным образом, будет лишен и кафедры литовской. Махнув рукой, Киприан бежал из Константинополя, не дождавшись посвящения Пименова. Что касается до Дионисия, то он получил в Константинополе титул архиепископа и можно подозревать, что титул был дан ему за то, чтобы он согласился не выступать свидетелем, формально протестующим. Остается непонятным, как вел. князь Дмитрий Иванович в продолжение 9–10 месяцев не узнал о смерти Михаила и о замышлениях своих послов в Константинополе. Вероятно, все надлежит объяснить это тогдашними исключительными обстоятельствами. Мамай собирался и готовился сделать то страшное нашествие на великого князя, которое окончилось знаменитой Куликовской битвой 8 сентября 1380 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Но блаженное время продолжалось недолго, ибо явился новый враг хан Тохтамыш, который, разбив Мамая, овладел престолом Золотой Орды и потребовал покорности себе от русских князей. Завидуя славе Димитрия Донского, некоторые русские князья ждали только случая, чтобы предать его врагу. Поэтому гнев Божий постиг опять злополучную Росою. 23 августа 1382 г. хан Тохтамыш внезапно появился под Москвой, не встретив препятствия и противодействия от князя Димитрия Константиновича Нижегородского, который, узнав о быстром устремлении неприятеля, предательски изменил родине и послал хану двух своих сыновей с дарами. Москва пала, ибо защиты не было. Великий князь Димитрии Донской потерял бодрость духа и удалился в Кострому со всею семьей, а митрополит Киприан, заботившийся только о себе, скрылся в Тверь. Войско Тохтамыша рассыпалось по всему великому княжению. Владимир, Звенигород, Юрьев, Можайск и Дмитров разделили участь Москвы. Татары посетили Суздаль, но по молитвам преподобного Евфимия не решились нанести вред городу, тем более, что князья его оказали покорность новому хану. Возмутилось сердце блаженного старца, столько лет ведшего по пути спасения князей суздальских и нижегородских и увидевшего их теперь предателями своей родины. Смелым и обличительным словом вознамерился Евфимий повлиять на диавольское обольщение князя Димитрия и предсказал ему, что если он не покается и не исправится, то погибнет весь род их и будет выгнан из уделов их княжения.. Не легко было терпеть измену отца и дядей великой княгине, жене Димитрия Донского. Сергиева и Евфимиева лавры остались невредимы, и когда Тохтамыш покинул Москву, то великий князь поспешил на свое место. Многие иереи были жертвою мести татар и требовалось поставить новых, также освятить оскверненные алтари, а митрополит Киприан покойно жил в Твери. Некому было утешить и ободрить москвичей! Великий князь послал бояр своих за митрополитом Киприаном и объявил его, как малодушного беглеца, недостойным управлять Церковью. Оставалось возвратить Пимена из ссылки и поручить ему российскую митрополию. Киприан со стыдом уехал в Киев, но, однако, великий князь, не питая уважения к Пимену, вспомнил труды и заслуги архиепископа Дионисия, в особенности по его борьбе с сектою стригольников и велел ему ехать для поставления в митрополиты в Царьград. Воля великого князя была исполнена, св. Дионисий поставлен митрополитом, но на возвратном пути из Греции его задержал в Киеве князь Владимир Ольгердович, объявив, что Киприан есть глава всей Российской Церкви. Митрополит Дионисий умер под стражею в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В церкви св. Николая (Старого, на Никольской улице) 36 , Киприан облачился, и отсюда торжественно шествовал на свой престол. Епископы Русские явились к нему для утверждения на своих престолах, как к своему Митрополиту 37 . Иерархия русская состояла тогда из четырех Архиепископов: Новгородского, Ростовского, Суздальского и Черниговского, и четырнадцати Епископов 38 . Ростовскому и Суздальскому пожаловано достоинство архиепископское в Константинополе, и в епархии ростовской оно перешло от Феодора к его преемникам, но в суздальской преемники Евфросина не имели сего достоинства 39 . Прежде всего обратили на себя внимание Митрополита дела тверские и новгородские. Еще не отпуская от себя митрополитов греческих, Киприан в том же году отправился с ними в Тверь, по приглашению Тверского В. Князя Михаила Александровича, для суда над тамошним Епископом Евфимием, взяв с собою и двух Епископов Русских: Стефана Пермского и Михаила Смоленского. Евфимий Вислень, поставленный в Епископы св. Алексием в 1374 г., известный и самому Киприану по его пребыванию в Твери во время нашествия Тохтамышева, уже более трех лет жил в монастыре, удалившись с престола по неудовольствию с Князем 40 . Епархия имела нужду в архипастыре. Князь Тверской лишь только услышал о приближении Киприана к Твери, как выслал навстречу ему, за 30 верст до города, своего внука, за 20 – своего старшего сына, за пять верст сам встретил его с прочими своими детьми и боярами. Три дня честил потом Митрополита и спутников его пиршествами и дарами. В четвертый наконец (6 июля) открыт был Собор на Евфимия в палатах великокняжеских. Явилось множество духовных лиц с обвинением против своего Епископа в смущении Церкви, и Евфимий не мог оправдаться, и был лишен престола. Киприан поместил его в Чудовом монастыре, где он чрез два года и скончался, а вместо его дал Епископом Твери своего архидиакона Арсения (24 июля), который прославился в последствии своею богоугодною жизнью 41 . Не так легко было заботливому Архипастырю утешить смятения в епархии новгородской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вскоре, прочем, Киприан должен был оставить Киев для того, чтобы в Москве принять на себя управление всею русскою церковью. – Великий князь Московский, узнавши о поставлении Пимена, не хотел признавать его всероссийским митрополитом. Поэтому вскоре после прибытия Киприана в Киев он послал к нему своего духовного отца, игумена Феодора Симоновского с приглашением приехать в Москву. В апреле 1381 г. Киприан уехал из Киева, а 23-го мая того же года вступил в Москву и был встречен здесь с большею торжественностью 39 . Но Киприану пришлось в этот раз покинуть Киев только на 17 месяцев (с апреля 1381 г. по октябрь 1382). Послушавшись убеждений патриарха – принять поставленного им м. Пимена и разгневавшись на Киприана за его поведение во время опустошения Москвы Тохтамышем, московский князь снова удалил из своего города Киприана и призвал на русскую Митрополию обесславленного им прежде Пимена 40 . Таким образом, после 17-ти месячного отсутствия, в октябре 1382 г. Киприан снова возвратился в Киев и прожил здесь около осьми лет. Киевская паства, сочувственно относившаяся к своему архипастырю, встретила его с подобающею торжественностью. Никоновская летопись так описывает второй приезд Киприана в Киев: «пришед в Киев на свое место митропольское к соборной церкви киевской, матери всем церквам русским. И прият бысть митрополит от всех со многою честию, и сретоша его далече от града со кресты и князи, и бояры, и вельможи, и народы мнози с радостию». «И пребываше Киприан», добавляет к этому летопись, «в Киевских странах и вси послушаху и чествоваху его» 41 . Тем не менее, значит, Киевскую кафедру в это время считали за собою два митрополита. Скоро нашелся и третий кандидат на нее. Недовольный Пименом, московский князь, чрез нисколько месяцев после приглашения его на митрополию, отправил в Константинополь Дионисия, епископа Суздальского, прося поставить его в митрополиты. Грамоты великого князя, а также обычные подарки расположили патриарха в пользу Дионисия, и в 1383 г., с согласия императора, он рукоположил его в сан митрополита для Киева и всей Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Блаженный Максим Тотемский, священник, юродствовал 45 лет, преставился 1650 года, января 16. В 1715 году священник и прихожане Тотемской Воскресенской церкви, у которой священствовал и погребен был Максим, обратились с просьбою к архиепископу Великоустюжскому Иосифу, чтобы ради многоразличных, бываемых от него (Максима) чудес, архиепископ благословил в поставленной над его могилою Пятницкой церкви «по обыкновению прочих угодников Божиих также над мощами его построить гробницу и святым образом покрыта». Архиепископ, в ответ на просьбу, «указал в той церкви гробницу построить и святым образом наложить против прочих угодников Божиих и молебствовать» 459 . С этого времени началось местное почитание его памяти 16 января 460 . Блаженный Георгий Шенкурский чудотворец Блаженный Георгий жил в XV веке и был современником преподобного Варлаама Шенкурского. Подвиги жизни, время кончины и место погребения неизвестны. Память местно празднуется 26 апреля. По Иконописному подлиннику: «Подобием сед, образом и брадою и власы, аки Петр апостол, риза вохряная с чернью, исподняя голубая, плечо голо, руки молебные, ноги босы, колени голы» 461 . По рукописным святцам, говорит преосвещенный Филарет, «святый и блаженный Георгий, Христа ради юродивый, шенкурский чудотворец, преставися апреля в 23 день» 462 . Набожный устюжанин XVI в. в своей похвале блаженному Прокопию между прочим говорит: «Северная страна по Двине реце, зовомая река Вага, на которой город Шенкурск, блажит и славит Георгия, юродивого Христа ради» 463 . Блаженный Киприан, Суздальский чудотворец Блаженный Киприан жил в начале XVII века, на небольшом острове, при устье реки Уводи, а в воскресные и праздничные дни приходил молиться в храм села Воскресенского (Ковровского уезда Владимирской губернии). Место, где пребывал он, в 7 верстах от Воскресенского, известно теперь под именем пустыни Киприановой, а ямы местности называются пещерами Киприана. В каменной церкви Воскресения в 1751 году пристроен придел во имя Покрова Божией Матери, над могилою блаж. Киприана, где почивают мощи его под спудом 464 . По Иконописному подлиннику: «Киприан Христа ради юродивый подобием рус изчерна; власы с ушей повились, брада подоле Богословли, раздвоилась, в свите зеленой, ноги босы, руце молебные» 465 . По рукописным святцам, говорит преосвященный Филарет, блаженный Киприан Христа ради юродивый бысть в Воскресенском селе на Увоти реке, суждальский чудотворец, преставися в лето 7180 окт. во 2 день», т.е. 1622 года 466 . Блаженный Симон, Юрьевецкий чудотворец

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если второе, то города пусть пока остаются за архиепископом, а митрополиту предоставляется право просить у императора и патриарха грамот, которыми бы была уничтожена сила дарственных грамот архиепископам 607 . Что нашли апокрисиарии и как решено было ими дело, остаётся нам неизвестным, потому что дальнейших сведений не имеем. Но согласно их решению или вопреки ему, и тогда же или несколько после города были присоединены к кафедре митрополии 608 . Так как право на них архиепископов суздальских было неоспоримо, а что доносили относительно их митрополит и великий князь было вовсе несправедливо (так что Киприан выступал перед патриархом с доказательством своей претензии заведомо лживым!): то очевидно, что их присоединение к кафедре митрополии было актом простого грубого насилия (что же касается, до св. Алексия, то, как доказывает его поведение, он не хотел совсем отнять городов у епископии суздальской, а только отнял их у епископа Алексия). Существует позднейшее свидетельство, что митрополит Киприан совершил новый славянский перевод книги законов церковных или Кормчей. В 1627 году московский Богоявленский игумен Илия и книжный справщик Григорий, ведшие по приказанию патриарха Филарета прение с Лаврентием Зизанием об его Катехизисе, защищая авторитет Кормчей, употреблявшейся тогда на Москве, говорили Лаврентию: «Киприан, митрополит киевский и всея Русии, егда прииде из Константинограда на русскую митрополию, и тогда с собой привёз правильные книги христианского закона, греческого языка правила, и перевел на славянский, и Божиею милостью пребывают и доныне без всяких смутов и прикладов (и) новых вводов» 611 . Но справедливо думают 612 , что Илия и Григорий ошибались и что они принимали за Киприанов перевод Кормчей только написанный Киприаном список последней. Может быть, этот список ещё сохранялся в их время, а может быть они основывались на свидетельстве Степенной книги, которая говорит, что в великий московский пожар 1547 года митрополит Макарий сохранил от огня между прочим «книгу Божественные правила, юже Киприан митрополит из Царяграда принесл» 613 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010