Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @2630@ Подпись к иллюстрации: Еп. Киприан (Скрипицын) Размер файла: 64.01 Кб Кто разместил: Михаил Лобанов Дата размещения 03.09.2009 19:31:18 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/2630.html

епархии отыскиваются 3677 . РЫБНЫЕ ЛОВЛИ – см. Угодья . С СБОРЫ : двойной хлеба и ден. по Казан. еп. на постр. семин. 3170 ; на школы в Белогород. еп. 3213 , 3240 , 3381 , 3451 ; то же по Крутицкой 3235 ; Тобольской 3392 ; Нижегородской 3572 ; Псковской 3382 ; по Оренбургскому округу не кас. Казан. епархии 3657 , 3734 ; замена сбора на школы с приход. дворов сбором с доходов с церк. земель 3540 ; по епархиям ведом. о сбор. на школы д. б. высыл. в Синод 3246 ; отмена их на конские заводы 3609 ; отмена их с Новгород. мон-рей на архиер. конторы в СПб и Москве 3261 ; все денежные сб. – в вед. Кол. Экон. 3555 , 3642; треб. в Сенат свед. о сб. с патриарш., архиер., монастыр. и церковн. вотчин 3306 , 3325 , 3353 ; по Нижегород. епархии перед. в ведение Дух. Дикастерии 3737 ; о взыск. их в определ. сроки 3372 ; отмена сб. четверикового хлеба с монастырск. крестьян Тобол. еп. 3414 ; треб. ведом. о производимых в епархиях 3462 ; о лазаретных в Иркутской еп. 3505 ; таможенные и кабацкие – на Адмиралтейство 3537 ; подушный 3341 ; с однодворческих девок перед. в светское ведомство 3575 ; о расходов. гривенных денег 3623 , 3705 . СВИДЕТЕЛЬСТВА – об обучении ставленников, форма их 3718 . СВЕЧИ церковные: об употреблении их в правосл. церквах за границей 3250 ; доходы от них на богадельни 3462 ; и на церковные расходы 3607 ; о них в инструкции поповск. старосте 3338 . СВЯИЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД : состав его с 1738 г. по 25 ноября 1741 г. – архиепископы Амвросий Юшкевич и Стефан Калиновский и протопоп Пётр Григорьев – всё время; Нижегородский еписк. Питирим – до смерти 8 мая 1738 г.; архимандриты Никодим Сребницкий – до назнач. епископом в Чернигов 6 дек. 1738 г.; архим. Соловецкий Варсонофий – до отъезда в Архангельск в сане епископа в ноябре 1740 г.; епископ Киприан Скрипицын с 4 марта 1739 г. до смерти 16 июня 1740 г.; в конце декабря 1740 г. вызваны: епископ Суздальский Симон Тихомиров и архимандриты – Чудовский Варлаам Скамницкий, Рождественский Павел и Ипатский Феофилакт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исключение делалось лишь для семинарии в Туле: она должна была открыться сразу после перемещения кафедры, сумма, предназначенная на финансирование Коломенской семинарии, переводилась в Тулу. Переезд семинарии состоялся 5 февр. 1800 г. В 1799-1917 гг. в Коломне существовало Коломенское (первоначально Голутвинское) ДУ. Свящ. Сергий Кулемзин Архиереи Епископы Коломенские: Афанасий (кон. 1352 - нач. 1353 - 1362), Филимон (после 1363 - ранее 1374), Герасим (1374/75 - 1388), Павел (1389-1392), Григорий (1392 - 13 февр. 1405), Иларион (26 авг. 1406 - 9 марта 1408), Иоанн (1410 - до 1418), Амвросий (зима 1419 - до 1437), Варлаам I (1437 (?) - 1449/до 1453), Геронтий (между 1451 и 1453 - 29 июня 1473), Никита (Семешков; 25 июля 1473 - май 1480), Герасим (Смердков; 29 июля 1481 - 16 мая 1489), Авраамий (18 нояб. 1490 - осень 1501), Никон (1 мая 1502 - янв. 1504, оставил кафедру), Митрофан (7 февр. 1507 - 1 июля 1518, оставил кафедру), Тихон (28 февр. 1520 - ранее 1525). Епископы Коломенские и Каширские: Вассиан (Топорков; 2 апр. 1525 - май 1542, смещен с кафедры), Феодосий (2 июля 1542-1555), Варлаам II (1560 - 21 окт. 1564), Иосиф I (18 марта 1565 - 22 нояб. 1569), Савватий (1570-1571), Давид (1571-1580), св. Иов (16 апр. 1581 - 9 янв. 1586), Иосиф II (1586 - 27 янв. 1615), Рафаил (17 дек. 1618-1652), Павел (17 окт. 1652 - апр. 1654), Александр (3 июня 1655 - 5 дек. 1657), Мисаил (9 июня 1667 - 14 сент. 1671). Архиепископы Коломенские и Каширские: Иосиф III (1672-1676), Павел (Моравский; 2 апр. 1676 - 6 сент. 1681), Никита (Тотемский; 24 дек. 1681 - после июня 1704), Антоний (Одинович; 18 марта 1705 - 1 июня 1716), Иоанникий (1718 - 24 марта 1724). Епископы Коломенские и Каширские: Варлаам (Леницкий; 18 июня 1724 - 7 сент. 1727), Игнатий (Смола; 13 июня 1727 - 2 дек. 1730), Вениамин (Сахновский; 25 июля 1731 - 18 мая 1739), Киприан (Скрипицын; 18 мая 1739 - июнь 1740), Савва (Шпаковский; 30 июня 1740 - 29 июля 1749), Гавриил (Кременецкий; 17 сент. 1749 - 8 окт. 1755), Порфирий (Крайский; 9 окт.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Михаила. 1592 г. (КОХМ) еп. Александр (5 дек. 1657 - 8 янв. 1674), Иона (Баранов; 23 авг. 1674 - 8 окт. 1699, с 12 марта 1682 архиеп.), архиеп. Дионисий (Ушаков; 4 авг. 1700 - 7 февр. 1718), Алексий (Титов; 25 янв. 1719 - 26 сент. 1733, с 19 февр. 1731 архиеп.), еп. Лаврентий (Горка; 26 сент. 1733 - 10 апр. 1737), еп. Киприан (Скрипицын; 31 дек. 1737 - 18 мая 1739), еп. Вениамин (Сахновский; 18 мая 1739 - 6 (2?) дек. 1742), еп. Варлаам (Скамницкий; 27 февр. 1743-1748), еп. Антоний (Илляшевич; 25 мая 1748 - 16 нояб. 1755), еп. Варфоломей (Любарский; 19 июня 1758 - 5 июня 1774), еп. Лаврентий (Баранович; 6 авг. 1774 - 13 марта 1796), еп. Амвросий (Яковлев-Орлин; 1 июня 1796 - 29 янв. 1804), еп. Серафим (Глаголевский; 29 янв. 1804 - 7 июля 1805), еп. Гедеон (Ильин; 20 авг. 1805 - 3 мая 1817), еп. Амвросий (Рождественский-Вещезеров; 15 июля 1817 - 28 окт. 1822), еп. Павел (Морев; 27 мая 1823 - 19 марта 1827), еп. Кирилл (Богословский-Платонов; 26 марта 1827 - 3 янв. 1832), еп. Иоанникий (Образцов; 3 апр. 1832 - 1835), еп. Нил (Исакович; 8 дек. 1835 - 23 апр. 1838), еп. Неофит (Соснин; 23 апр. 1838 - 29 марта 1851), еп. Елпидифор (Бенедиктов; 29 марта 1851 - 7 янв. 1860), еп. Агафангел (Соловьёв; 6 февр. 1860 - 17 июня 1866), еп. Христофор (Еммаусский; 17 июня - 5 окт. 1866), Аполлос (Беляев; 12 дек. 1866 - 7 июня 1885, с 20 апр. 1880 архиеп.), еп. Макарий (Миролюбов ; 7 июня 1885 - 5 дек. 1887), еп. Сергий (Серафимов; 5 дек. 1887 - 10 авг. 1896), еп. Алексий (Опоцкий; 10 дек. 1896 - 10 нояб. 1901), еп. Никон (Софийский ; 10 дек. 1901 - 27 нояб. 1904), еп. Филарет (Никольский; 27 нояб. 1904 - 20 марта 1914), еп. Никандр (Феноменов; 20 марта 1914 - нояб. 1918), Слободской еп. Алексий (Кузнецов; 11 нояб. 1918 - 20 мая 1919, в. у.), еп. Николай (Покровский ; май 1919 - 19 окт. 1920), еп. Яранский, затем Уржумский сщмч. Евсевий (Рождественский ; 19 окт. 1920 - янв. 1921, в. у.), Слободской еп. священноисп. Виктор (Островидов; февр.- 13 мая 1921, в. у.), Павел (Борисовский; 13 мая 1921 - авг.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Ему поручалось: 1. «Войти в сношение с пр.Василием, как соединить консистории Белорусскую и Полоцкую и из каких лиц соединенную консисторию составить. 2. Сообщить еп.Могилевскому, чтобы он старался снискать доверенность и любовь воссоединенного духовенства в его епархии, и условиться с ним о будущем составе Могилевской консистории. Воссоединенное духовенство при удобных случаях приготовить к мысли о возможности поступить ему под начальство помянутого епископа и разсеять опасения его на сей счет. 3. В Минской епархии обратить внимание на моральное слияние двух соединенных духовенств и устранить могущие быть препятствия. 4. Если замечены будут покушения на совращения в римский обряд, предупреждать епископа и обращаться за содействием к гражданским властям. 5. Вообще стараться заметить, какие моральные влияния произвело православие после воссоединения; какие распоряжения Синода могли бы содействовать этому влиянию; какие меры римские власти употребляют для своего влияния: обуздывается ли это влияние духовным и гражданским начальством, какое впечатление произвели на него последние события» 1208 . Таким образом, Скрипицин должен был позаботиться о трех епархиях, но обстоятельства заставили его уделить особенное внимание Полоцку и его епископу. Прибыв в Полоцк 10-го мая, Скрипицин «нашел», – по его же словам, – «древле-православное духовенство пораженным каким-то страхом... Оно страшилось воспоминаний давно минувших событий» 1209 . Скрипицин хорошо знал как прежние, далеко не добрые, отношения между древле-православным духовенством и пр.Василием, так и характер последнего, как человека порывистого, нервного, склонного действовать по первому впечатлению и не умевшаго сохранить золотую средину. Скрипицин хорошо знал, чем грозит дело, и употребил все усилия, чтобы наладить добрый мир между епископом и теперь подчиненным, а ранее нередко досаждавшим ему духовенством. Надо было, прежде всего, рассеять страхи духовенства, боявшегося святительского гнева и мщения – Скрипицин успокаивал его, «обещая ему заблаговременно благосклонное нелицеприятное расположение управляющего епархией»: надо было также заставить пр.Василия оставить прежние счеты, забыть прошлое, – Скрипицин «в многократных совещаниях с епископом сообщил все, что при теперешних и предстоящих обстоятельствах находил нужным для водворения мира между духовенством».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

— Ты хитрый, Стень… Степан Тимофеич, — заговорил Никита Скрипицын, — а и там не гольные дураки: там-то знают, вы не в двенадцать стругов шли, а в двадцать два. Сметют. — Знамо, сметют. Иван, зайдете в Волгу, метай кого-нибудь в лодку — и к князю Львову. Скажете: вышел у нас здесь раздор: одни на милость пошли, другие со Стенькой в Терки отвалили. Послы с нами побудут. Окажется, подвох — с их начнем: своими руками обоих задавлю. Подбирай людей, Иван. Поменьше бери — только гребцов. Ларька, Федор, Фрол, — со мной. Расскажите казакам, чтоб все знали. Чтоб наизготовке были. Берегите послов. Айда! Разинская флотилия пришла в движение. Там и здесь вспыхивали факелы; казаки менялись местами. Двенадцать стругов отряжалось с Черноярцем, остальные должны были быть со Степаном — в засаде. Никита Скрипицын затосковал. Посольство могло выйти ему боком. Потёмый князь Семен додумается: сообразит казакам ловушку. Тогда атаман исполнит слово — задавит, в этом можно не сомневаться. Не думал только Скрипицын, что атаман сам хочет выставить его, Скрипицына, в качестве грамоты, но не фальшивой, как думал атаман про ту, что ему вычли, а истинной; если дать Скрипицыну удрать, то он и сообщит Львову, что казаки не верят и наладили свою ловушку. Это и надо было Степану: он упорно не хотел боя. Когда станет понятно, что казаки не дали себя обмануть, астраханцы должны будут открыть карты. Может, грамота и не фальшивая, черт ее разберет так-то. — Пропали, Кузьма, — негромко сказал Скрипицын своему товарищу. — Чую, — откликнулся тот. — Что делать? Ну-ка, да там возьмут да кинутся на эти двенадцать стружков? Подумают, все прошли, и кинутся. Пресвятая богородица, отведи напасть. Пропадем… — Перехитрил, черт дошлый! — Обманешь их! — с малых лет на воровстве. Черта вокруг пальца обведут. — Скрипицын невольно прислушивался к сборам казаков, прикидывая в уме, сколько они еще прособираются и сколько пройдет времени, пока казаки подойдут к Волге, а князь Львов отрежет их с моря, — успеет рассветать или нет? Что Львов пойдет на вероломство и вымогательство, в том Скрипицын не сомневался — пойдет. Если бы к тому времени хоть рассвело, хитрость казачья обнаружилась бы, и Львов опомнился бы…

http://azbyka.ru/fiction/ya-prishel-dat-...

Чем же победил Скрипицин униатских священников? «Ясно», – писал он Пратасову о допрошенных им священниках, – «что большая часть их вовлечена без рассуждения» 999 . Действительно, хотя число священников, примкнувших к оппозиции воссоединителям, было очень значительно, но отважных, убежденных, на все готовых защитников унии среди униатского духовенства было очень немного. Громадное большинство пошло за вожаками в надежде на полную безнаказанность за свой протест, пошло обнадеженное помещиками обещанием всяких поддержек и пособий, убаюканное с особенной настойчивостью распространявшеюся и р.– католическими помещиками и униатскими заправилами мыслью, что воссоединение затеяно и ведется одними униатскими епископами, а правительство не сочувствует ему. Стоило только доказать, что последняя мысль ложна, что в воссоединении унии не менее, чем униатские епископы, заинтересовано и правительство, чтобы большинство не только униатских священников, теперь агитировавших за сохранение унии, но и римско-католических помещиков сразу же сложили свои боевые доспехи, отказавшись от дальнейшей борьбы. Скрипицин ударил на этот слабый пункт оппозиционной униатской партии, сумев прямо или косвенно, но решительно дать понять тем и другим, что сопротивление намерениям правительства относительно унии не останется безнаказанным. Приведем несколько примеров, как он действовал на помещиков. «Проезжая в Леполь», – пишет он 2-го февраля Пратасову, – «я ночевал у пом.Селявы, который имел глупость, без всякого с моей стороны повода, рассказывать мне нелепости о присоединениях, о поданном священниками прошении, о неприятностях, которые, по всей вероятности, последуют епископу, и о том, что все это делается без ведома правительства. Я сообщил о сем изустно военно-уездному начальнику, который его вызывал для объяснения, почему он принимает в этом такое участие, чем весьма удачно пугнул его до того, что он приезжал ко мне с извинениями» 1000 . «Стало быть, генерал (ген.-губернатор Дьяков) получил право так решительно действовать?» – спрашивал Скрипицина Голынский, Могилевский губернский предводитель дворянства, которому Дьяков перед тем поручил сделать строгое наставление помещикам, вмешивающимся в дела униатские, с угрозой высылки виновных. Скрипицин ответил, что шутить с генерал-губернатором очень опасно, так как он, при всей обходительности своей, может сделать даже более, чем обещает. «Постараюсь же я других предостеречь», – сказал после этого Голынский 1001 . Известно также, что Скрипицин настоял, чтобы был задержан заграничный паспорт Шадурскому, богатейшему и влиятельнейшему помещику Белорусского края. Вспоминая об этом в июне, Скрипицин писал, что такая придирчивость его, имевшая целью обуздать противодействующих воссоединению, принесла такой плод, что последствия его превзошли даже его ожидания 1002 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Глава XVI Теперь начались приготовления к воссоединению. 13-го января выехал из Петербурга в Полоцк состоящий за обер-прокурорским столом в Св.Синоде, камергер, надв.сов.Скрипицин 990 . Пратасов 6-го января снабдил его особой инструкцией, возложив на него обязанность наблюдать, переезжая в западном крае с одного месга на другое, за направлением греко-униатскаго духовенства и прихожан, заботиться о соглашении действий гражданских и духовных начальств, следить за действиями помещиков, духовенства и полицейских чиновников и при помощи гражданских властей предупреждать противодействия делу воссоединения, содействовать развитию взаимной любви и слиянию униатского и православного духовенства и пр., и пр. 991 . О всех своих действиях и наблюдениях Скрипицин обязывался доносить обер-прокурору два раза в неделю. Срок командировки его не определялся: он должен был оставаться в западном крае «до особого приказания». 19-го января Скрипицин был уже в Полоцке. «Немедленно по прибытии моем», – писал он в этот же день обер-прокурору, – «сообщил я пр.Исидору все, что изволили ваше сиятельство мне приказать; кажется, это его весьма тронуло и сделает осторожнее». «Пр.Василия нашел я несколько упавшим духом, как по известию о поданном прошении, так и в ожидании посещений, но по кратком объяснении он ободрился и опять весел» 992 . Ознакомив Полоцких преосвященных с положением униатского вопроса и назревающими событиями, Скрипицин принялся за разбор дела «ста одиннадцати». Начались вызовы подписавшихся под прошением священников к Скрипицину и допросы о деле, убеждения принести повинную и выразить готовность перейти в православие. Одних священников Скрипицин допрашивал в Полоцке, других вызывал в г.Лепель, куда он выезжал 29-го января. Из Лепеля он писал Пратасову: «Я беседовал с тридцатью священниками, подписавшими доверенность на подачу всеподданнейшего прошения, из коих 3 дали письменные объяснения в том, что они в составлении прошения не участвовали; 21 тоже показали, присовокупляя, что они с верноподданнической покорностью всегда готовы повиноваться всем велениям Государя Императора и постановленным над ними властям; два не решились дать никакого объяснения по очевидному тупоумию; от двух я не принял никакого объяснения, потому что они были действующими лицами, развозившими к прочим доверенности, за одного престарелого расписался чиновник, два упорны» 993 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

О народе Скрипицин писал: «Сами крестьяне никогда не возбуждаются, всегда под влиянием помещиков, которые только хотят закрыть глаза правительству... Униаты – помещичьи крестьяне не имеют ни собственной воли, ни собственного образа мыслей и живут жизнью единственно механической, внушениями посторонними. Их действия и отношения зависят от постороннего влияния: если проявляется когда-либо сопротивление, то причиной его бывают не они сами, а или владельцы, или арендаторы, или управляющие, или ксендзы, а иногда и сами униатские священники». В виду большой смуты, производимой помещиками, возбуждавшими крестьян против восстановлевия обрядов и даже против присылаемых вновь в приходы униатских священников, Скрипицин предлагал «возложить на помещиков всю ответственность за нравственность их крестьян, поставив правилом – за всякое сопротивление последних каким-либо правительственным распоряжениям немедленно удалять помещика таковых в великорусские губернии, а имение брать в опеку до исправления испорченной нравственности крестьян». В частности, Скрипицин делил униатских прихожан обеих епархий на три разряда: на благонадежных, покорных и сомнительных. К первому разряду он относил только униатов Литовской епархии (633-х приходов), хотя он мог бы отнести и многие приходы Витебской и Могилевской губерний, принадлежащие к Белорусской епархии; ко второму – все уезды Минской губернии, прилегающие к Белоруссии, и почти целиком Витебскую и Могилевскую губернии, – всего 441 приход; к последнему же – находившихся в северных уездах Витебской губернии; Себежском, Полоцком, Лепельском и Дряссенском и прилегающих к ним: Минской губернии Дисненском уезде, в Мстиславском и Сенинском – Могилевской губернии, Овручском – Волынской губернии и Радомысльском – Киевской губернии, – всего 151 приход. «Все они, даже и последние», – докладывал Скрипицин, – «столь благонравны, что при малейшем начальственном распоряжении, благоразумно и добросовестно исполненном, или при кратком, но вразумительном поучении священника, если только возбудившее их лидо удалено, беспрекословно всегда готовы повиноваться».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

895 Пр.Василий («Зап.», стр.137) говорит, что ревизию этих церквей он произвел после ревизии Докшицкого благочиния. С этим нельзя согласиться по следующим причинам: 1) пр.Василий обозрел Борисовский уезд в два приема: до и после посещения Манска; 2) во второй раз он обозревал часть, прилегающую к Лепельскому уезду – это и есть Заберезинско-Борисовское благочиние; 3) наконец, такой путь был самым естественным: проехав через западную часть Борисовского уезда, прилегающую к Дисненскому уезду, пр.Василий побывал в Минске и в Игуменском уезде и оттуда направился в соседнее Заберезинско-Борисовское благочиние. Осмотр церквей Бобруйского уезда также ошибочно отнесен пр.Василием к этому времени (стр.144–148); они были, как увидим, осмотрены осенью 1838 г. 898 25-го августа 1838 г. пр.Василий представил обер-прокурору от разных духовных лиц 117 подписок, собранных, главным образом, в последнее время (Κ.Ο.П. 23310, л.18). 903 Скрипицин сначала служит в гвардии, потом поступил на слубу к М.Н.Муравьеву, б.Курским губернатором, советником Курского губ.правления; Муравьев содействовал определению его в канцелярию обер-прокурора Св.Сииода; отсюда Скрипицин поступил в Министерство вн.дел. при графе Перовском и получил должность директора департамента иностранных исповеданий. Скрипицин «везде имеет единственной целью пользу России и высоко держал отечественное знамя», – говорит об нем его друг, граф Толстой (Рус.Арх. 1881 г. m.III, стр.421). 909 Пр.Антоний 3убко был того же мнения, что в Белорусской епархии настоящие меры стали приниматься только с назначением пр.Василия самостоятельным (К.Ο.П. секр.д. II, л.15). 913 17-го июля Скрипицин писал обер-прокурору, что униатские священники, лишившись покровительства униатской церкви, «упали духом, который может восстановить одно лишь окончательное распоряжение, которое здесь не есть уже тайна, ибо все о нем говорят гласно и неоднократно его уже ожидали. Оно лишь может уничтожить колеблемость сельских священников, которых помещики стараются уверять, что высшим правятельством ничего еще определительного не решено, а что все настоящие распоряжения происходят от епископов, старающихся этим выслуживаться, и что легко может все прийти в первобытное состояние. Городское духовенство, более независимое, обладающее всей моральной силой сего сословия, уже довольно усердно действует в надлежащем смысле, а некоторые и весьма пламенно» (Κ.О.П. секр.д. 18, л.5).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010