Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН (Комаровский Константин Станиславович; 17.09.1876, Самарканд - 11.12.1937, Киров), архиеп. Кировский и Слободской. Из семьи судейского чиновника. После окончания классической гимназии в г. Верный (ныне Алматы (Алма-Ата), Казахстан) поступил в 1895 г. в КазДА. 6 дек. 1898 г., во время учебы на последнем курсе академии, принял монашеский постриг с именем Киприан. 11 дек. того же года рукоположен во диакона. В 1899 г. окончил КазДА со степенью кандидата богословия за соч. «Значение скорбей и страданий по учению Нового Завета»; 1 окт. того же года рукоположен во иерея. Получил назначение в Киргизскую духовную миссию, действовавшую среди казахов Степного генерал-губернаторства (сев. и сев.-вост. часть совр. Казахстана). Стал миссионером Шульбинского стана в Семипалатинской обл. С 19 апр. 1901 г. помощник начальника Киргизской миссии, с 11 июля 1906 г. начальник Киргизской миссии; возведен в сан архимандрита. К. возглавил Киргизскую миссию в сложный период ее истории. После выхода 17 апр. 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» произошло массовое отпадение новокрещеных казахов от Православия. Из-за укрепления позиций ислама среди казах. населения миссионеры стали чаще сталкиваться с враждебностью к христ. вероучению. Одновременно членам миссии приходилось окормлять прибывающих в Степной край в большом количестве рус. переселенцев, к-рые составили основную часть паствы храмов миссии. К. оценивал сложившуюся ситуацию как критическую, настаивая на освобождении миссии от приходских обязанностей, отвлекавших от просветительской работы среди казахов. Миссия испытывала и серьезные финансовые трудности, т. к. омские епархиальные власти сократили выделяемые на ее нужды денежные средства, что привело к сокращению числа миссионерских станов. Главной же проблемой, по мнению К., были равнодушие и даже враждебность российского общества к деятельности миссии. К. писал, что «миссия среди инородцев, населяющих русское царство - дело всего русского народа... несколько человек миссионеров не могут выполнить дело целой нации, они - деятели не сами по себе, они суть только посланники от народа... но деятельность органа оказывается бесплодною, если организм из себя не питает его» ( Киприан (Комаровский), архим. О деятельности и состоянии Киргизской миссии за 1908 г.: (Заключение начальника миссии)//Омские ЕВ. 1909. 10. С. 46). Несмотря на неблагоприятные условия, К. принимал меры к активизации работы миссии. Была преодолена тенденция к сокращению числа станов, 2 из них были перенесены на новые места; удалось восстановить упраздненный ранее Шульбинский стан; при миссии было образовано братство для организации содействия со стороны рус. населения и сбора денежных средств.

http://pravenc.ru/text/1684756.html

Свято-Серафимовский собор (Киров) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Серафима Саровского Свято-Серафимовский собор был заложен в 1904 г. по проекту И.А. Чарушина, освящен в 1907 г. Содержание История [ править править код ] Серафимовская церковь стала храмом единоверческой общины, была построена в плотной городской застройке. Рядом находились Александро-Невский собор и Донская Стефановская церковь, чуть поодаль располагались Успенский Трифонов монастырь, Троицкий кафедральный собор, Спасский собор. То есть изначально Серафимовский собор не входил в число главных храмов города. Это вполне объяснимо исторически. Еще в 1760-1770 х гг. сформировались два духовных центра Вятской епархии. Первый располагался в Троицком кафедральном соборе. В нем были Великорецкий образ святителя Николая и св. архангела Михаила, приделы, освященные в их честь. Также в соборе была еще одна святыня - чтимая верующими гробница архиепископа Ионы. Второй духовный центр был в Успенском соборе Успенского Трифонова монастыря (с находящимися под спудом мощами преп. Трифона и блаж. Прокопия). Но спустя 30 лет после освящения Серафимовской церкви ситуация как на Вятской земле, так и в целом по стране была диаметрально противоположной той, что была в начале ХХ в. 11 декабря 1937 г. были расстреляны архиепископ Киприан (Комаровский) и группа священнослужителей, после чего " Вятская кафедра фактически перестала существовать " . Это же подтверждают и данные о числе храмов: " Если в декабре 1936 года при создании Кировской области на ее территории продолжали действовать 310 из 554 существовавших здесь церквей, то к октябрю 1941 года действующими оставались всего 6 храмов в Оричевском, Малмыжской и Кикнурском районах " . Были уничтожены или закрыты все храмы областного центра, в Серафимовской церкви открыли антирелигиозный музей, причем, есть упоминание, что среди экспонатов были вериги и пелена преп. Трифона. Но начало Великой Отечественной войны в корне изменили ситуацию в отношении религии. В г. Кирове было принято решение открыть Серафимовскую церковь. Архиепископом Кировским и Слободским был назначен Вениамин (Тихоницкий), который занимал Вятскую кафедру в 1942-1957 гг. Первая служба в открытом соборе состоялась 9 июля 1942 г., в праздник Тихвинской иконы Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Серафимо...

Ки п ри а н (Комаровский Константин Станиславович), архп. Вятский Родился 17 сентября 1876 года в семье чиновника. Отец его был католик. Первоначальное образование получил в Верненской мужской гимназии. В 1895 году поступил в Казанскую духовную академию, где на последнем курсе 6 дек.1898 года принял монашество, а II дек. рукоположен во иеродиакона. I окт.1899 года рукоположен во иеромонаха. В 1899 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен миссионером в Шульбинский стан Киргизской миссии, Омской епархии. 19 апр.1901 года – помощник начальника Киргизской миссии. С II июля 1906 года – начальник той же миссии в сане архимандрита. 4 дек.1911 года хиротонисан во епископа Семипалатинского, вик. Омской епархии. В 1922 году (до октября) уклонился в обновленческий раскол, в котором пребывал не более года. В 1923 году покаялся и выехал на новое местожительство на Север. 13 ноября 1925 года назначен епископом Владивостокским. В 1927 году возведен в сан архиепископа. С 15 сент.1927 года – архиепископ Нижне-Удинский, вик. Иркутской епархии и временно управляющий Иркутской епархией. 19 июля 1929 года уволен на покой. С 23 окт.1932 года – архиепископ Златоустовский Уфимской епархии. С авг.1933 года – архиепископ Ижевский и Златоустовский. С II июня 1934 года – архиепископ Вятский. В 1935 году награжден крестом для ношения на клобуке. С 5 авг.1937 года епархией не управлял. Есть сведения, что умер после 1937 года. Труды: «Значение скорбей и страданий по учению Нового Завета». (Кандидатское сочинение). «Прав. Собес.» 1900, стр.20. Литература: «Церк. Вед.» 1911, 44, стр.341. «Приб. к «ЦВ» 1912, 12–13, стр.534, 536. «Вестн. Св. Син. Прав. Русск. Церк.» 1926, 12–13, стр.24. «ЖМП» 1935, 23–24, стр.1. «Прав. Собес.» 1897, июль, стр.328 (отчет). -«- 1898, февр., стр.93(отчет). -»- 1899, март, стр.188 (отчет). -«- 1899, сент., стр.95 (отчет). -»- 1900, янв., стр.20. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.», стр.284–285. «Урал. Церк. Вед.» (обновл.) 1927, 12–13, стр.2. Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия, стр.16, 57. Булгаков, стр.1407. ФМП 33, стр.14. ФПС I, 40, стр.2. ФПС III, стр.1. ФПС IV, стр.4. ФАМ I, 140, cmp.II. Кат-АМ 178. Regel’son 531: 1923 verhaftet nach seiner Rückkehr vom Erneuerertum. 535: Solovki (Ende 1924/Anfang 1925). 556: 5.8.1937 verhaftet. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

13 мая 1932 г. митр. Сергий назначил Г. на Ижевскую кафедру, 13 июня по рапорту Г. назначение было отменено. К Пасхе 1933 г. епископ был награжден правом ношения креста на клобуке. Неопределенность статуса (степени самостоятельности) викарных кафедр стала причиной недоразумения между Г. и архиеп. Вятским и Слободским Евгением (Зёрновым). 5 апр. 1934 г. Г. прекратил поминовение архиеп. Евгения за богослужением, мотивировав это автономностью Нолинского вик-ства (недоразумение возникло из-за получения Г. ряда указов Высшего церковного управления непосредственно, минуя Вятского архиерея). 3 мая архиеп. Евгений направил митр. Сергию телеграмму с вопросом о самостоятельности Нолинской кафедры, Г. он послал распоряжение о прекращении управления Нолинским вик-ством. 8 мая Г. признал свою ошибку и восстановил поминовение архиеп. Евгения в храмах вик-ства. В 1935 г. в Нолинском р-не действовали 50 церквей в юрисдикции митр. Сергия. В том же году архиеп. Вятский и Слободской Киприан (Комаровский) порицал Г., в частности, за не поданные в срок жалобы на действия властей, закрывших Троицкий собор в Нолинске. В сент. 1937 г. Кировский облисполком отказал Г. в регистрации. Члены епархиального совета сообщили митр. Сергию, что епископ «лишен возможности административно обслуживать церкви викариатства», как и все др. архиереи Вятской епархии. 13 сент. 1937 г. Г. был переведен на Вологодскую кафедру, вскоре прибыл в Вологду. 13 апр. 1938 г. архиерей был арестован, в дек. 1939 г. определением особого совещания при Президиуме Верховного Совета СССР осужден на ссылку в Алма-Ату на 5 лет. В авг. 1940 г. в связи с преклонностью лет и болезненным состоянием епископа место ссылки было заменено на Молотовск (бывш. Нолинск) Кировской обл., где Г. поселился в сент. 1940 г. В марте и сент. 1942 г. Г. вместе с др. архиереями подписал определения о предании суду архиереев, поставленных Поликарпом (Сикорским), и по делу Литовского митр. Сергия (Воскресенского), экзарха Латвии и Эстонии. 29 дек. 1944 г.

http://pravenc.ru/text/164251.html

В последней зимней сессии Синода за 1934/35 г. в качестве его постоянных членов приняли участие митрополиты Ташкентский Арсений (Стадницкий), Ленинградский Алексий (Симанский), Одесский Анатолий (Грисюк), Казанский Серафим (Александров), Ярославский Павел (Борисовский), Киевский Константин (Дьяков), архиепископы Ивановский Павел (Гальковский) и Дмитровский Питирим (Крылов), в качестве временных членов - архиепископы Вятский Киприан (Комаровский), Архангельский Никон (Пурлевский), Курский сщмч. Онуфрий (Гагалюк), епископы Боровичский Никита (Стягов) и Пятигорский Мефодий (Абрамкин). Все важнейшие акты церковной власти в 1927-1935 гг. принимались Заместителем Местоблюстителя вместе с Временным Патриаршим Священным Синодом. Помимо постановлений, касавшихся открытия новых епархий, замещения вакантных епископских кафедр, награждения архиереев, иных адм. и судебных решений, постановлений по вопросам богослужебным, церковного брака, исповеди и иным Синод издал ряд актов, к-рыми определялся весь строй церковного управления, позиция РПЦ в отношениях с гос. властью, с Поместными Православными Церквами, с инославным миром, с церковной диаспорой, а также отношение РПЦ к внутренним расколам. Особого упоминания заслуживают «Декларация» 29 июля 1927 г., изданная сразу после образования Синода, неск. постановлений по делу митр. Евлогия (Георгиевского) (18 марта, 10 июня, 24 дек. 1930, 30 апр. 1931), постановление «О Карловацкой группе» (22 июня 1934). В соответствии с Положением об областных преосвященных от 12 марта 1934 г. во исполнение постановления Поместного Собора 1917-1918 гг. о митрополичьих округах были созданы церковные области в составе неск. епархий, но при этом областные епископы не приобретали сан митрополита, что предусматривалось определением Поместного Собора. Статусы главных городов церковных областей получили в Московской обл. Москва, в Ленинградской обл. Ленинград, в Белорусской ССР Минск, в Западной обл. Смоленск, в Центральночернозёмной обл. Воронеж, в Азово-Черноморском крае Ростов-на-Дону, в Северо-Кавказском крае Пятигорск, в Северной обл. Архангельск, в Ивановской обл. Иваново, в Горьковском крае Горький, в Татарской АССР Казань, в Средневолжском крае Самара, в Саратовской обл. Саратов, в Сталинградской обл. Сталинград, в Свердловской обл. Свердловск, в Челябинской обл. Челябинск, в Западно-Сибирском крае Новосибирск, в Восточно-Сибирском крае Иркутск, в Дальневосточном крае Хабаровск, на Украине в Киевской обл. Киев, в Харьковской обл. Харьков и в Одесской обл. Одесса. Самостоятельными оставались епархии: Олонецкая, Чувашско-Чебоксарская, Ижевская, Марийская, Саранская, Крымско-Симферопольская, Уфимская, Тобольская, Бакинская, Ташкентская, Алма-Атинская, Семипалатинская, Уральская, Петропавловская, Кустанайская, Забайкальско-Читинская, Якутская (в РСФСР), Винницкая, Днепропетровская, Черниговская и Мариупольская (на Украине).

http://pravenc.ru/text/155436.html

Кирилл , в 1829–38. Аарон , в 1839–42. Никанор , 1842–45. Феофан Комаровский , игум., перев. из Староладожского Николаевского, 1846–1848. Варсонофий , игум., 1849–51. Архим. Иннокентий Немиров , 1852–55. – Иаков , 1856 (Адрес-Календарь). – Геннадий , из иеромонахов Александро-Невской Лавры, 1857–59. – Иларий , 1860–66. – Парфений , 1869. 4 Николаевский Старо-Ладожский, от города Новой Ладоги в 13 верстах; основан в XVI веке; в 1714г. был приписан в Александро-Невскому; в 1764 положен в 3-й класс; в дек. 1771 упразднён; в 1811 г. возобновлён. Ныне заштатный. [V, 3.] Игумены [В печатном «Описании» С-Петербурга, 1865, изложено так: Иов , строитель, 1616–32. Феодосий , 1632–62. Иона , 1662–68. Феодорит , 1668–78. Лука , строитель, 1678–86. Игнатий , 1686–89, 95, 96. Макарий , 1696–1701. Мисаил , с 1701.] Против этих лиц отмечено: «вздор??». Иона , 1588; убит в нашествие немцев (шведов). Феодосий , 1608–33. Корнилий , 1635, 46. Ферапонт , 1646 и 47. Филарет , 1649 и 50. Киприан , 1650–56. Феодорит , 1659–67. Иона , 1668–73. Евфимий , 1673–76. Лука (строитель), 1677–79. Сергий (строитель), 1680–82. Варлаам , 1683 и 84. Игнатий , 1684–91. Макарий , 1692–1700. Антоний , 1702. Исаия , 1703 и 4. Иаков , 1706–9. Варлаам , до 1714. Строители Иов , 1714 и 15. Герман , 1715–20. Гавриил Флорищенский , 1720–23. Варлаам Иворский , 1726–28. Афанасий Рождественский , 1728 и 29. Тихон Кирилловский , 1729–32. Феодосий Вологодский , 1732–38. Иннокентий Пузанов , 1738 и 39. Пимен Родкевич , 1739–42. Митрофан Домнин , 1742–45. Корнилий Томчевский , 1745–47. Варфоломей , 1747–50. Иаков , 1751 и 52. Варнава , 1752 и 53. Каллистрат , 1753 и 54. Порфирий , 1754; † в дек. Иерофей , 1755 и 56. Варлаам Пермский , 1756 и 57. Иларион Молчановский , 1757 и 58, перев. в Старорусский Спасский. Иларион Максимович , с 7 янв. 1759. Сергий Шпаковский определён 3 мар. 1761; до дек. 1763. Иларион Козакевич , в 1764 и 65. Архимандриты Исаия Гормановский , с 28 нояб. 1765, из ректоров Александро-Невской семинарии, а в 1770 перев. в Нежинский Назарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вениамин Румовский-Краснопевков , с 19 нояб. 1770, из ректоров Александро-Невской семинарии, а 2 дек. 1771 перев. в Зеленецкий мнтрь и с братией. Обитель упразднена. По возобновлении, Строители Самуил определён 5 авг. 1811; уволен в 1819. Моисей определён 7 июля 1819; уволен в нояб. 1822. Иосиф определён 13 дек. 1822; уволен в нояб. 1823. Павел определён 30 нояб. 1823; уволен в нояб. 1831. Августалий , в 1831–38. Сергий определён 20 янв. 1839; уволен в 1841. Варсонофий , в 1841–44, перев. в Густынский мнтрь. Феофан Комаровский , в 1844–46, перев. в Зеленецкий мнтрь. Архим. Аполлос , из наместников Троицкой Петергофской пустыни, перев. 1846; с 1860 архим., а 12 июня 1863 уволен на покой. – Авраамий определён 3 июля 1863, а 24 авг. отказался. Игум. Иоанн 22 нояб. 1863 перев. из Дымского монастыря; до 1869. 5 Успенский, в Старой Ладоге, упом, в 1569 г., возобновлён в 1619. Ныне 3-го класса. [III, 746, 749; V, 4.] Строительницы Анилина , 1617–22. Марфа , 1628. Параскева , 1638. Иг-нья Анисия , 18 мар. 1648. – Иулиания , в июле и авг. 1669. – Маремиана , 1675–71. Строительница Капитолина , в февр. 1682. – Феодора , в янв. и июне 1684. – Александра , 1693–96. Игуменьи Капитолина , с нояб. 1703. Феодосия , 1706–1715. Сусанна Палицына определена 1 сент. 1715; † 8 нояб. 1739. Александра Обернибесова , с 1739; упом. 1747. Феврония определена 26 янв. 1750; † 26 апр. 1753. Евфимия , 1762–75. Александра Шубина , 1775–79. Евпраксия , с 1779; упом. до 1798. Феврония , 1838–54. Маврикия , 1855 и 6. Дионисия , 1857–66. 6 Медведский Николаевский, на устье Волхова, в 1651 г. был приписан к Саввину Сторожевскому; упразднён 1704г. [V, 60, 62; VI, 1025.] [Акт. Ист., IV, 44.] Игумены Иосиф , между 1582–88. Феодорит , 1588, 1617. Нифонт , 1628. Киприан , 1648–51. Строители Мисаил , 1651. Митрофан , 1653. Иринарх , 1656–58. Иосиф , 1658 и 1659. Савватий , с 21 янв. 1660. Геннадий , 1661 и 62. Иоанн , 24 янв. 1663. Иона , 1664–68. Феодосий , 1668. Леонтий Моренцов , 1669 и 1670. Иринарх , 1672 и 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зерна евангельской проповеди, посеянные вятскими архиереями и священниками на добрую почву приходской жизни, принесли обильные плоды в конце XIX — первой половине XX века, когда Вятская земля украсилась сонмом святых и подвижников благочестия. Среди них — местночтимые святые Вятской епархии преподобный Стефан Филейский (+1890), известный своими духовными сочинениями, и его ученик преподобный Матфей Яранский (+1927), а также новомученики и исповедники Российские — священноисповедник Виктор, епископ Глазовский и священномученики пресвитеры Михаил (Тихоницкий), Николай (Подьяков), Виктор (Усов) и Прокопий (Попов), святая мученица Нина (Кузнецова). 1930-е годы стали для Вятской епархии временем суровых испытаний. В декабре 1937 года во внутренней тюрьме НКВД г. Кирова был расстрелян управляющий епархией архиепископ Кировский и Слободской Киприан (Комаровский). К началу 1941 года действующими на территории епархии оставались только 9 церквей. Многие древние храмы были уничтожены после переименования в 1934 года Вятки в Киров, в том числе взорван уникальный Александро-Невский собор, в котором его автор — архитектор А.Л. Витберг воплотил свой проект московского Храма Христа Спасителя. Возрождение епархии началось в годы Великой Отечественной войны с назначением на вдовствующую кафедру архиепископа Вениамина (Тихоницкого), при котором число действующих храмов возросло до 80. Однако в 1958 году это церковное возрождение было прервано хрущевскими гонениями, в результате которых к концу 1964 года более 45 вятских церквей были вновь закрыты и разорены. Новый этап церковного возрождения начался в конце 1980-х годов и связан с именем ныне покойного митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа . Возродилась богослужебная жизнь более чем в 120 вятских храмах. Восстановлена главная святыня епархии — Успенский Трифонов монастырь, который в 1994 году впервые в истории Вятской земли посетил приснопамятный Предстоятель Русской Православной Церкви — Святейший Патриарх Алексий II . В 1991 году была возобновлена деятельность Вятского духовного училища. С 1996 года в г. Вятке (Кирове) ежегодно проводятся Свято-Трифоновские образовательные чтения, в 1998 году открыта Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1413527...

Причем переименование способствовало ускоренному уничтожению наиболее ценных памятников духовного и культурного наследия многовековой Вятки - уже в январе 1935 г. утвержден новый генеральный план г. Кирова, в соответствии с которым в его центральной части в течение всего трех лет закрыты и снесены Свято-Троицкий кафедральный собор (1762 года), Воскресенский собор (1700 г.), Богоявленский собор (1709 г.), Покровская церковь (1710 г.), Владимиро-Богородицкая церковь (1718 г.) и Александро-Невский собор, построенный в 1839-1864 гг. по проекту А.Л. Витберга. При этом в ходе политических репрессий арестованы и расстреляны многие ни в чем не виновные горожане, в том числе управляющий Вятской епархией архиепископ Кировский и Слободской Киприан (Комаровский), после расстрела которого в 1937 г. Кировская (Вятская) епархия перестала существовать. Также были закрыты мусульманская мечеть и старообрядческая молельня, их служители репрессированы. В результате беспрецедентных гонений к началу Великой Отечественной войны в черте г. Кирова не осталось ни одного действующего храма. Комунистические репрессии имели общегосударственный масштаб, однако в городе, которому присвоили имя коммунистического руководителя Кирова, погибшего якобы от рук членов «троцкистско-бухаринской банды», обвинения в принадлежности к этой «банде» предъявлялись с особым рвением. В результате переименования наиболее самобытные и яркие явления вятской культуры (такие, например, как Дымковская игрушка или капо-промысел) утратили естественную идентификацию с топонимикой региона и областного центра, а сам он почти утратил свою историко-культурную уникальность, оказался в ряду многих населенных пунктов, названных в честь С.М. Кирова. Кроме того, сам С.М. Киров соучаствовал в красном терроре в Армении и Азербайджане, в жестоком раскулачивании трудового крестьянства на Северо-Западе РСФСР и в массовых репрессиях против ни в чем не виновных жителей Ленинг рада. С.М. Киров соучаствовал в репрессиях против выдающийся ученых Академии наук СССР . До последнего вздоха Киров оставался сталинистом, отрицающим общечеловеческую нравственность и ненавидящим демократию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

С вступлением еп. Авраамия в управление приходами Глазова и Глазовского у. церковная жизнь там стабилизировалась; еп. Никифор писал, что в Глазове все духовенство принесло покаяние и перешло в ведение митр. Сергия (Письмо еп. Никифора «О церковном бунте, поднятом бывшим Глазовским епископом Виктором и по его имени названном «викторианством» и «викторовщиной»» - Там же. Д. 92. Л. 1-51). Приходы, возвращавшиеся из раскола, подавали в Патриархию прошения о воссоединении через еп. Авраамия. Имя еп. Авраамия возносилось за богослужениями во всех храмах Вятской епархии (это было одним из средств борьбы с последователями епископов Виктора (Островидова) и Нектария (Трезвинского) ). После возвращения значительного числа храмов Вятской епархии в юрисдикцию митр. Сергия необходимость в возношении имени еп. Авраамия в храмах Вятской епархии отпала. В марте 1932 г. по предложению Котельнического архиеп. Евгения (Зёрнова) , управлявшего Вятской епархией, временный Вятский епархиальный совет постановил прекратить возношение имени Авраамия, бывш. еп. Уржумского, в церквах Вятской епархии. Указом митр. Сергия и Временного Свящ. Синода 14 мая 1935 г. еп. Авраамий (Дернов) был назначен епископом Глазовским. К 1935 г. в Г. е. насчитывалось 28 действующих храмов, что составляло примерно половину церквей, существовавших в Глазовском у. в нач. 1917 г.; кафедральным являлся Преображенский собор в Глазове. Будучи самостоятельной, Г. е. (в соответствии с насаждавшимся светской властью принципом соотнесения епархиального деления с территориально-адм. делением) входила в состав Кировского церковного окр. (в дек. 1934 Удмуртская АО стала частью Кировского края). В храмах Г. е. за богослужением поминался Кировский архиеп. Киприан (Комаровский) , в марте 1935 г. зарегистрированный местными властями «в должности областного архиерея Кировского края и Удмуртской автономной республики». После принятия 5 дек. 1936 г. новой Конституции СССР Удмуртская АССР наравне с др. автономными республиками вошла непосредственно в состав РСФСР. 5 февр. 1937 г., после доклада архиеп. Киприана, указом митр. Сергия и Временного Свящ. Синода Ижевская и Глазовская епархии были изъяты из ведения Кировского архиерея (Там же. Д. 196. Л. 32).

http://pravenc.ru/text/165077.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010