302–307) о происхождении соборов, 332–334; 340–342; 346 – о типе и составе собора против Берилла. 348 – общее суждение касательно значения сведений о малоизвестных соборах первой половины III в. для выяснения истории развития соборного института. 351 – значение Киприановых соборов, для выяснения исторической эволюции древне-церковных соборов. 427–428 – о письменном изложении и рассылке, постановления первого (весною 251 г.) Карфагенского собора. 449–468 – вся глава – «Состав и характер Карфагенских соборов 25,1 г.» 469–506 – вся же глава – «Проблема происхождения церковных соборов. Изложение и разбор соборной теории R. Sohm’a». 514–523 – состав Римского собора 251 г. и об изложении его постановлений в особом, послании. 524–525 – состав и объем неизвестного собора относительно «lapsi». 534–536 – косвенно к составу третьего Карфагенского собора (с 15 мая 252 г.). 540–543 – специально о составе и характере того же собора. 560–563 – состав и характер Карфагенского собора 254 г. 564 – косвенно к объему того же собора. 575–577 – к типу собора нумидийских епископов и о типе собора Карфагенского 255. г. 579–580 – о составе того же Карфагенского собора. —53— 598–599 – вообще о типах провинциальных соборов Африки и в частности о типе Карфагенского собора 256 г. 610 – о “Sententiae episcoporum”, как протокол осеннего Карфагенского собора 256 г. 612–613 – о между-провинциальном характере объема того же собора 256 г. 630–681 – о распорядке епископов при действиях Карфагенских соборов. 632–633 – о регулярно-провинциальных соборах в Африке. 634–643 – состав Карфагенского собора 256 г. и самый его процесс. 648 – о значении Карфагенских соборов для образования вообще типов соборов. 651–656 – о типах соборов на христианском востоке. 668 – сообщение Евсевия о первых двух соборах по Делу еп. Павла Самосатского. 669–677 – о том, кто созывал первый из тех же соборов, о председателе на нем, его составе и о ходе прений на нем. 679–680 – о председателе и составе второго Антиохийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другой случай, по которому св. Киприан дал свой совет, был сообщен Евкратием, епископом города Фени (в той же проконсульской Африке), и касался поведения мирян. Евкратий спрашивал Киприана, как поступить с комедиантом, который, перейдя в христианство, оставил свое ремесло, но, вынужденный бедностью, обучал ему других, особенно молодых людей. Уже из письма к Донату можно было видеть, какое отвращение питал Киприан к искусству комедийному, а потому нельзя было ожидать, чтобы он отнесся благосклонно к виновному в данном случае. «Бедность – писал св. Киприан, – не может извинить сего комедианта; он может содержаться церковными приношениями, если только захочет довольствоваться содержанием более умеренным, но без греха. Посему убеди его довольствоваться церковным содержанием; если же у вас последнее недостаточно для пропитания трудящихся, то пусть придет к нам, и от нас получит необходимое для пищи и одежды» 126 . Но с другой стороны, св. Киприан старался указать и на то, чтобы благотворительностью не стеснить свободной воли комедианта, чтобы он продолжал оставаться в церкви не ради корысти, а по искреннему убеждению совести. «Впрочем писал Киприан, пусть сколько хочет ищет прибыли оттуда (от обучения ремеслу). Пусть он не думает, что его надобно искупить платою, чтобы перестал грешить: в этом не наша, а его польза» 127 . Наконец, в самом клире церковном открывались беспорядки, требовавшие мощного слова святителя карфагенского. Рогациан 128 просил совета у Киприана по поводу оскорбления, нанесенного им диаконом. Киприан отвечал: «Если диакон и впредь будет грубить тебе и оскорблять тебя, ты можешь или лишить его сана, или отлучить от общения; впрочем, – вполне по-христиански заключил далее Киприан, – мы более желаем, чтобы ты прикрывал обиды и оскорбления кротким терпением, нежели мстил священной властью» 129 . Около этого же времени пришло к Киприану известие из церкви фурнитанской о том, что некто Виктор, умирая, назначил опекуном своего семейства пресвитера Геминия Фавстина – вопреки одному из правил карфагенского второго собора 130 . Св. Киприан, проникнутый сознанием высоты и святости духовного сана, вполне подтверждает решение собора, и, для предотвращения зла на будущее время, запрещает поминать в церкви имя виновника и принимать от других приношения за того, кто хотел отвлечь служителя алтаря от его прямой обязанности 131 . – Этим почти ограничиваются все известия о первых действиях св. Киприана на епископской кафедре; этим же кончается первый период его жизни. Наступившее гонение Декия прекратило мирную деятельность святителя карфагенского, и дало ей другое направление. Второй период жизни св. Киприана – деятельность его во время гонения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Киприан родился в начале III в. Родители его были язычниками и принадлежали к числу знатных и благородных граждан города Карфагена. Первоначальное имя его было Фасций Киприан. В юности Киприан получил хорошее светское образование. Весьма большие успехи оказал Киприан в красноречии, почему был избран учителем риторики в карфагенском училище; по сей же причине многие избирали его своим ходатаем по ведению судебных дел (адвокатом). Можно предполагать, что Киприан по наследству получил значительное состояние; кроме того, выгоды адвокатской должности доставляли ему обильные средства к широкой жизни, почему вначале, будучи язычником, Киприан проводил жизнь греховную. Следствием сего было то, что Киприан, как сам замечает, «покорствуя страстям (своим), невольно благоприятствовал своему собственному несчастию, как будто оно от природы было его уделом» Такую греховную жизнь проводил Киприан до тех пор, пока благодати Божией не благоугодно было осенить его душу и призвать его ко спасению. Полагают, что Киприан оставался язычником до своей полной возмужалости, по всей вероятности, до сорокашестилетнего возраста В начале III в. в Карфагене было уже много христиан. Киприан знал об этом; он не мог не заинтересоваться возвышенным учением христианским, ибо от природы был наделен любознательным и благородным умом. Еще до обращения своего в христианство Киприан познакомился с некоторыми сочинениями Тертуллиана и это натолкнуло его на путь истины. Еще будучи язычником, Киприан начал чувствовать отвращение от языческой жизни. Он сознавал пагубность и греховность гладиаторских зрелищ, где убийство одних доставляло удовольствие другим; Киприан питал отвращение и к языческим трагедиям и комедиям, которые предавали памяти людей минувшие злодеяния и развращали людей. Еще будучи язычником, он с прискорбием смотрел на несправедливости и притеснения со стороны судей, на обманы и ссоры между частными лицами; еще будучи язычником, он сознавал, что знатность, честь и богатство, которые кажутся многим так заманчивыми и обольстительными, на самом деле наполняют душу только пустыми и мучительными опасениями и тревогами. Все это привело Киприана к убеждению, что в язычестве спастись нельзя, что языческая религия не может дать человеку мира душевного и не может заслуживать ни малейшего внимания сравнительно с религиею христианскою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Священномуч. епископа Карфагенского. Сын богатого карфагенского сенатора, он получил блестящее языческое образование и до 46 лет был язычником. Преподавая красноречие в Карфагене и исправляя должность адвоката, Киприан не был свободен от языческих грехов. Но, проводя жизнь рассеянную, он не чувствовал себя хорошо и своим слабостям предавался, не надеясь найти в жизни что-либо лучшее. Знакомство с карфагенским священником Цецилием привело Киприана к познанию веры Христовой и принятию крещения, после чего он совершенно изменил свою жизнь. Через год после крещения он принял сан пресвитера (247 г.), а по смерти карфагенского епископа Доната (в 248 г.) был посвящен во епископа. По отзывам современников, св. Киприан имел взгляд серьезный, дружелюбный и искренний. Он был красивой и внушительной наружности и на всех, кто его видел, сразу же производил впечатление достоинством своего характера и поведения. В своей жизни он много потрудился над устроением церковного благочиния и над исправлением злоупотреблений и беспорядков, господствовавших в Карфагенской церкви. В жестокое гонение Декия, по внушению свыше, он скрылся, но всегда был духом со своей паствой и писал из своего уединения письма в Карфаген, в которых то убеждали к подвигам слабых в вере, то утешал крепких, предохраняя однако последних от самомнения и гордости. По отношению к отпадшим от веры св. Киприан являлся снисходительным судьей, утешая их надеждой на прощение и единение с Церковью под условием сердечного покаяния. В 252 г. в Карфагене была страшная язва, и в это время, св. Киприан явился по истине ангелом хранителем не только для христиан, но и для самих язычников. И собственными примером, и убеждениями он располагал христиан оказывать помощь страдающим от язвы. Каждый час св. Киприан и его служители отправлялись в зачумленный город и делали новые и новые благодеяния, отыскивая больных, утешая умирающих и принося с собой мир всюду, куда ни приходили. В 257 г., в гонение Валериана, св. Киприан был послан в заточение, а чрез год вызван был в Карфаген на суд и пострадал за Христа, быв усечен мечом. Пред совершением казни, сам сняв с себя верхнюю одежду и помолившись Богу, св. Киприан благословил народ, а исполнителю казни, в знак совершенного прощения, повелел выдать 25 монет. Потом св. Киприан завязал себе глаза, предоставив руки связать стоявшим около него пресвитеру и иподиакону, и преклонил главу. Христиане в платки и полотенца собирали кровь его, как драгоценное сокровище, и в ту же ночь, при свете факелов, с молитвой и глубокой торжественностью, похоронили тело священномученика на кладбище прокуратора Макробия Кандида. Св. Киприан оставил после себя много драгоценных сочинений, из которых, кроме писем, замечательны: «о единстве церкви», «о девственной жизни», «о милостыне», «о смертности», «о ревности и зависти», «о крещении младенцев» и «увещание к мученичеству» (см. субб. Сырной седм.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Св. Киприан 662 родился ок. 200–210 гг. в Северной Африке, вероятнее всего, в Карфагене 663 , в богатой и знатной языческой семье 664 . После обучения «свободным искусствам» (bonae artes) 665 , особенно риторике, св. Киприан быстро приобрел в Карфагене славу оратора и учителя красноречия. Однако пустота и безнравственность жизни языческого общества глубоко не удовлетворяли будущего святителя, который долгое время находился в духовных поисках, сомнениях и внутреннем борении с собой 666 . Наконец он встретил одного христианского пресвитера по имени Цецилий 667 , под влиянием которого он познакомился со Св. Писанием и вскоре обратился в христианство 668 , приняв св. крещение на Пасху 246 г. «Когда возрождающие воды омыли пятна моей прежней жизни, – вспоминал об этом свт. Киприан, – и в искупленное сердце пролился свыше ясный и чистый свет; когда, приняв Духа небесного, я стал новым человеком по второму рождению, тогда чудным образом сомнения стали сменяться уверенностью, тайное начало становиться явным, мрак исчезать; то, что прежде казалось трудным, стало удобоисполнимым; то, что считалось невозможным, стало возможным достичь; так что я начал понимать, что вся моя прежняя плотская жизнь, проведенная во грехах (delictis obnoxium), была жизнью земной и что только теперь началась жизнь Божия, одушевляемая Святым Духом» 669 . Одновременно с принятием крещения св. Киприан раздал все свое имение бедным и принял обет целомудрия (continentia) 670 . Вскоре после своего обращения, ок. 247 г., Киприан был рукоположен в сан пресвитера 671 . Его высокие нравственные требования к себе и окружающим, его рвение к изучению Св. Писания и делам благочестия быстро снискали ему всеобщее уважение среди карфагенских христиан. После кончины карфагенского епископа Доната в конце 248 г. или в начале 249 г. Киприан по общему согласию всего церковного народа был избран его преемником и посвящен во епископа карфагенского 672 . Однако быстрое продвижение Киприана, еще недавно неофита, вызвало зависть у части карфагенского духовенства, что привело к возникновению оппозиции новоизбранному епископу 673 , которую возглавил пресвитер Новат.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   См. письмо римского клира к карфагенскому. Помещено между письмами Киприана. С. 37.    Письмо Киприана 14) к пресвитерам римским. С. 59. Дионисий тоже вынужден был защищать свое удаление на время гонения в послании к Герману. См.: Евсевий. VI, 40.    Киприан. О падших. С. 145, 150.    Письмо 14. С. 58—61.    Письмо 24. С. 87; письмо 27. С. 103.    Письмо 27. С. 102.    Письмо 26. С. 101; письмо 28. С. 106.    Fechtrup. Op. cit. S. 46.    Письмо Целерина к Лукиану, между письмами Киприана. С. 73.    Послание к Фабию. См.: Евсевий. VI, 42.    Дионисий у Евсевия, VI, 41.    Там же. VI, 41.    О падших. С. 147—149.    Письмо Калдония к Киприану, между письмами Киприана. С. 61.    О падших. С. 149.    Письмо 27 Киприана к пресвитерам. С. 101.    Между письмами Киприана. С. 83 (Твор. Киприана. Т. I). Aspice totum orbem poene vastatum, et ubique jacere dejectorum reliquias et ruinas.    Fechtrup. Op. cit. S. 64, 65.    Письмо 25 к клиру. С. 90.    О падших. С. 146.    Там же. С. 150—151.    О падших. С. 147.    Там же. С. 146—147.    Об одежде девственниц. С. 135 (Творения Киприана. Т. II).    Послание к Фабию. См.: Евсев. VI, 41.    Письмо 8 к мученикам. С. 41, 44—45.    Письмо 20 к Моисею. С. 107.    Ruinart. Acta martyrum. P. 188—198. Евсевий (IV, 15) ошибочно относит Пиония к мученикам времен Марка Аврелия. Причиной ошибки было то, что в собрании мученических актов, бывшем под руками Евсевия, сказание о Пионии помещено было вслед за сказанием об известном мученике Поликарпе Смирнском.    Ibid. P. 189, 196.    Кейм называет акты Пиония решительно подложными (Aus dem Urchristenthum. S. 140). Ревиль замечает, что по форме и существу рассказа акты эти не заслуживают веры: minima fide digna sunt (De anno dieque quibus Polycarpus martyrium tulit. P. 31). Но эти отзывы слишком скептичны.    Ruinart. Op. cit. P. 199—202.    Ахатий, по-видимому, искаженное имя Акакий    В науке редко встречаются обстоятельные исследования второстепенных актов мученических, на них мало обращается внимания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

—351— жание очередного письма. Затем следовал целый ряд вопросов: профессор предлагал одному из студентов перевести на немецкий язык тёмное место; отмечая важный в историческом смысле отрывок, он спрашивал другого, какой вывод можно сделать из указанных слов; третьему он предлагал припомнить параллельное, поясняющее место в ранее прочитанных письмах, четвёртому задавал вопрос из церковной истории и т. д. Вызвать самодеятельность учащихся было главной задачей руководителя. Он давал свои объяснения лишь в том случае, если никто из студентов не мог дать правильного ответа на его вопрос. В заключение каждый студент мог предложить профессору вопрос, если находил для себя ещё что-нибудь неясное в прочтённом и разъяснённом письме. По окончании анализа одного письма приступали к чтению следующего и т. д. Результаты и общие выводы записывались секретарём и читались в качестве протоколов в начале следующего собрания. Каждый из действительных участников практических занятий по церковной истории должен был представить письменную работу на тему, имеющую отношение к изучаемому памятнику. Вот некоторые из этих тем: 1) Власть римского епископа над карфагенской церковью и отношение к нему св. Киприана. 2) Состояние римской церкви на основании писем Киприана и к Киприану. 3) Характеристика экзегетики Киприана. 4) Религиозное миросозерцание и богословие Киприана. 5) Таинство, заслуга, жертва по учению Киприана. 6) Черты энтузиазма в христианской церкви во время Киприана и у Киприана. 7) Хронология писем Киприана. Письменные работы представлялись каждым студентом к определённому сроку, прочитывались профессором и подвергались краткому обсуждению на собраниях. Патристическим характером отличались также практические занятия, посвящённые истории христологии, которые я регулярно посещал в Берлине. Здесь постановка была несколько иная. В начале семестра каждому студенту, заявившему о своём желании принять участие в письменных работах, профессором дана была определённая тема. Последовательный ряд письменных работ, составленных на эти темы, должен был исчерпать историю христологии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так продолжалась благотворительность св. Киприана и прочих христиан, пока страшная гостья не оставила города 389 . Но христианская любовь и благотворительность Киприана и его пасомых не ограничивались только пределами карфагенской области. В то время, когда в Карфагене свирепствовала моровая язва, в нумидийской области варвары пленили великое число христиан, среди которых было захвачено также несколько девственниц. Епископы нумидийские обратились с помощью к карфагенской церкви. До слез был огорчен этим известием Киприан. Он объявил подписку для пожертвований на выкуп пленных. Собрано было до 100.000 римских монет и отправлено нумидийским епископам при письме, в котором св. Киприан благодарит их за доставленный ими случай оказать христианскую помощь и просил вперед, в подобных случаях, обращаться за содействием к карфагенской церкви 390 . Без сомнения, в это же время написан им трактат «О милостыне» («de opere et eleemosyna») 391 . Не окончилось еще гонение 392 , воздвигнутое на христиан Галлом, как св. Киприан, по особенно важному случаю, должен был снова возвысить свой пастырский голос. В некоторых местностях в церковную практику вкрался обычай – употреблять при утреннем совершении евхаристии вместо вина, смешанного с водой, одну чистую воду. Некоторые хотят здесь видеть влияние монтанизма, по воззрениям которого употребление вина в раннее утреннее время считалось безнравственным 393 . Но так как Киприан о таком происхождении этого обычая совсем не упоминает (а в этом случае он легче мог опровергнуть указанный обычай, как еретический), то надо думать, что обычай этот получил начало во время гонения и в своем основании имеет опасение христиан, чтобы, с одной стороны, запахом вина после утреннего причащения святых тайн не обнаружить перед язычниками своей принадлежности к христианству 394 , с другой, чтобы не дать язычникам повода укорять христиан в нетрезвости 395 . Как бы то ни было, такой обычай, противный общецерковной практике, употреблялся в некоторых местностях, и дошел до сведения Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Много и других советов давал святой Киприан всем, вопрошавшим его, ибо не желал утаивать своей мудрости и разумения, но старался быть полезным всем. По изволению Божию святой Киприан провел немного лет в мирном управлении своей епархией. В скором времени по занятии Киприаном епископского престола над Церковью, подобно буре, разразилось гонение Декия 5382 . Вскоре же после вступления на престол сей нечестивый император издал указ, по которому все христиане принуждались к принятию языческой религии и к принесению жертв богам. Задолго еще до начала сего гонения Киприан был извещен от Господа видением о сем бедствии, именно: Киприан видел старца, по правую сторону коего сидел юноша, исполненный некоторого смущения, негодования и печали, а по левую кто-то держал сеть и угрожал захватить ею стоящий кругом народ. Киприан удивился этому видению. Оно было объяснено ему в том смысле, что сидящий по правую сторону печалится и скорбит о том, что христиане не соблюдают Его заповедей, а находившийся по левую сторону радуется тому, что открывается случай и дается дозволение излить на народ ярость свою. Святой Киприан понял, что лицами, представившимися ему в видении, были Бог Отец, Господь наш Иисус Христос и исконный враг мира – диавол. Этим гонением христиане были подвергнуты испытанию, как золото в огне, дабы тем ярче и сильнее был явлен всюду блеск добродетелей христианских. Когда в Карфаген прибыл указ императора, язычники хотели подвергнуть мучению прежде всего Киприана. Его, как более известного своими добродетелями и своим влиянием на христиан, язычники намеревались ранее всего предать мучениям, дабы тем устрашить остальных христиан. Но так как время подвигов святого Киприана еще не наступило, то он решил удалиться на время из Карфагена, дабы своими увещаниями и наставлениями из неизвестного язычникам места поддерживать веру христиан и побуждать их твердо исповедовать имя Христово. Решив удалиться на время из Карфагена, Киприан написал своим пресвитерам и диаконам, а также и предстоятелям Церкви римской, послание. В этом послании Киприан сообщал, что он удаляется из Карфагена для того, чтобы его присутствие не усилило еще более ярости гонения, что, хотя и отсутствуя от своей паствы телесно, он присутствует с нею в Господе, что он написал тринадцать посланий для утешения сильных, ободрения слабых, для устранения разного рода нестроений в церковной внутренней жизни и для успокоения душ колеблющихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Киприан так объяснял свой поступок: «Первая степень победы состоит в том, чтобы исповедовать Господа после взятия руками язычников. Вторая степень славы состоит в том, чтобы благоразумным удалением спасти себя для Господа. Одна есть – всенародное исповедание, другая – частное. Одна побеждает гражданского судию, другая – благоприятнее Богу, как Судии, ибо поддерживает чистую совесть в непорочности сердца. В одном случае обнаруживается более живая твердость, в другом – более уверенная осторожность. Один, когда приближается час его, оказывается уже созревшим для смерти, для другого, быть может, она отсрочена, – для того, например, который, оставив свое наследие, удалился по той именно причине, чтобы ему не отпасть, но несомненно исповедовал бы себя христианином, если бы и он был также взят (язычниками)». Без сомнения, своим временным удалением Киприан оказал Церкви более высокую услугу, чем мог бы оказать ее сразу же принятым мученичеством. Пред удалением своим святой Киприан разделил церковные деньги, бывшие доселе в его заведовании, между всеми клириками, оставшимися в Карфагене, для более удобного вспомоществования неимущим и бедным. Клир, со своей стороны, охотно сообщал своему епископу все сведения о состоянии его паствы и повиновался ему так же, как и в его личном присутствии. По справедливости можно сказать, что он один только и был способен управлять карфагенскою церковью в такое тяжелое время. Его жизнеописатель, диакон Понтий, замечает: «Представим себе, что он (Киприан) тогда (т.е. тогда, когда бы не скрылся из Карфагена) удостоился мученической кончины... Кто бы научил падших покаянию, еретиков – истине, расколоучителей – единству, чад Божиих – сохранению мира и молитве?» Святой Киприан находился, таким образом, в постоянном сношении с своею паствою и посылал неоднократные письма и сообщения пресвитерам, диаконам, мученикам и исповедникам. Первым он говорил, что прибудет к ним, как только Бог покажет ему, что такова Его воля. Он просил их иметь попечение о вдовах, больных, странниках и о всех неимущих. Хотя он и оставил для этой цели некоторую сумму денег, но, опасаясь, что, быть может, она уже вся истрачена, он отправил своего слугу Нарика с новым денежным приношением. Более всего заботился Киприан о том, чтобы христиане не пали духом среди бури огорчений. С не меньшею задушевностью писал святой Киприан также исповедникам и мученикам. Он укреплял их мужество, превозносил их верность; увещевал всех христиан смотреть за тем, чтобы должные почести оказывались телам мучеников после их смерти и чтобы им доставлялось всевозможное облегчение во время их страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010