Молитва заключительная Василия Великого : «Благословляй благословляюще Тя...» Таким образом свт. Василий Великий  и Златоуст не составляли нового евхаристического чина, а лишь отредактировали унаследованные ими анафоры и внесли в них свои евхаристические молитвы, составленные по типу древних. Этот наш вывод подтверждает процесс преемственности литургического Предания и проливает свет на характер литургического творчества в Церкви. 5. Армянская Литургия свт. Григория Армянская Церковь была образована трудами свт. Григория Просветителя в 302 г. как филиал (церковная автономия) Каппадокийской Церкви. В 325 г. сын и преемник свт. Григория – Аристанес представлял её на 1-ом Вселенском Соборе. Но уже в 374 г. Армянская Церковь выделилась в самочинную автокефалию, а на Вагаршападском Соборе 491 г. окончательно отделилась от единства Вселенской Церкви, заняв промежуточное положение между православным дифизитством и монофизитством. С этих пор её религиозная и литургическая жизнь отличались крайним изоляционизмом. Лишь в эпоху крестовых походов (т.е. в сер. 12 в.) Армения открывает для себя блестящий м-р западного рыцарства и начинает усердно копировать феодальные дворы Западной Европы. Мода на все латинское особенно покоряет Киликию (Мал.Армения): «Будем учится благочестию у франков!» – восклицает знаменитый Нерсес Ламбронский, архиепископ Тарса Киликийского. И это становится своеобразным девизом. Впоследствии значительная часть армян входит в унию с Католической Церковью. Поэтому и оригинальный текст Армянской Литургии впервые был издан в Риме (с латинским переводом) в 1642 г. (вторично – в 1677). В КПле её издали сами армяне в 1702 г. А русский перевод появился только в 1793 г. Он был сделан архиепископом российских армян Иосифом Аргутинским-Долгоруким и опубликован в «Собрании Древних Литургий» bыn.II, СПб, 1875 г. Судя по этому тексту, схема Армянской Литургии выглядит следующим образом: 1 Проскомидия Пс.131 «Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его...» Облачение епископа, умовение рук, приготовление Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Положение К. укрепилось только после отречения свт. Афанасия в 1293 г. Новый К-польский патриарх Иоанн XII в 1296 г. включил имя К. в диптихи и вернул ему мон-рь Одигон. Нек-рые исследователи связывают это с заключенным в том же году династическим браком визант. имп. Андроника II Палеолога и Марии, дочери кор. Киликийской Армении Левона III. Это предположение подразумевает, что правосл. епископы Киликии признавали К. главой их Церкви. В связи с этим представляется неверной гипотеза Насраллы, что Дионисий и киликийские архиереи пребывали в расколе с К. После возвращения свт. Афанасия на К-польскую кафедру (1303) К. сохранил свои позиции. Его правление представляет собой самый яркий пример тесных связей, к-рые существовали в кон. XIII - 1-й пол. XIV в. между Византией и ближневост. Патриархатами. Во многом К. похож на анатолийских митрополитов XIV в., предпочитавших жить в К-поле и не возвращаться в свои разоренные епархии, захваченные мусульманами. Антиохийский патриарх пребывал в византийской столице, как представляется, в полном отрыве от собственной паствы, к-рая в эти десятилетия пережила целый ряд военно-политических катаклизмов. В апр. 1289 г. при нападении мамлюков пало графство Триполи, в мае 1291 г.- Акра, после чего им сдались остальные города крестоносцев на побережье. Опасаясь новой высадки «франков», мусульмане разрушили большинство сир. портов и предприняли неск. военных экспедиций (1292, 1300, 1305) против ливанских горцев: друзов , алавитов и христиан- маронитов , к-рых считали потенциальными союзниками крестоносцев и монголов. Киликийская Армения перенесла ряд опустошительных вторжений мамлюков (1283, 1284, 1297, 1305), была вынуждена платить им тяжелую дань и уступить ряд пограничных территорий. Т. о., киликийская и «франкская» партии в АПЦ все более слабели, уступая место епископам городов внутренней Сирии, прежде всего митрополиту Дамаска. Христиане мамлюкского султаната, впрочем, тоже были в непростом положении и периодически подвергались преследованиям властей. В частности, выступления против христ. чиновников произошли в 1293 г.; жесткие меры против инаковерующих были приняты в 1301 г. по инициативе эмира Бейбарса аль-Джашнакира, фактического правителя гос-ва при малолетнем султане. Хотя эпицентром антихрист. волнений был Каир, дискриминационное законодательство проводилось в жизнь на всей территории султаната. В 1299-1303 гг. в Сирию неск. раз вторгались монголы. В янв. 1300 г. они разграбили Дамаск. Весной мамлюки вернули город под свой контроль и жестоко казнили всех, уличенных в сотрудничестве с завоевателями, в т. ч. христиан.

http://pravenc.ru/text/1840385.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Армянская церковь подает иск в Конституционный суд Турции с требованием вернуть Католикосат Сиса армянам 22.09.2014 В Ереване 19-20 сентября проходит V съезд форума " Армения-Диаспора " в котором обсуждаются детали проведения в 2015 году мероприятий к 100-летию памяти жертв геноцида армян в Османской Турции. Выступая на открытии этого форума, армянский Киликийский католикос Арам I заявил о намерении подать иск в Конституционный суд Турции с требованием к правительству этой страны вернуть армянам Католикосат Сиса . До Первой мировой войны в столице Армянского царства Киликия - Сисе (ныне территория Турции) находился Киликийский католикосат и кафедральный собор Святой Софии. После геноцида армян, с 1930 года и по сей день резиденция Католикоса Великого дома Киликийского находится в вынужденной ссылке на территории Ливана в пригороде Бейрута Антилиасе. В канун 100-летия геноцида нынешний Католикос Великого дома Киликийского Арам I намерен добиться у Турции справедливости и вернуть собственность армян через суд. Ныне исторический комплекс Католикосата в Сисе полностью разрушен. Здесь сохранились лишь руины северных стен. Тем не менее территорию Католикосата Сиса намерены вернуть. И, как отметил Арам I, предыдущие два года Католикосат тщательно изучал международное право вокруг вопросов судопроизводства. Он отетил, что «пришло время в правовом поле вести работы по международному признанию геноцида армян " . " Мы обращаемся в суд не только исходя из эмоциональных или пропагандистских соображений, это не просто требование вернуть имущество Церкви , это имеет глубокое символическое значение для армян Киликии и вообще для армян. Мы знаем также, что этот суд «откроет папку» с требованиями вернуть национальное и церковное имущество во всей Западной Армении», - заметил при этом Арам I. Католикос подчеркнул, что в случае если КС Турции отклонит иск, то Католикосат обратится в Европейский суд по правам человека. «Если мы выиграем дело, это принесет честь нашему народу, Родине и Церкви. Если даже проиграем, то докажем всему мировому сообществу, что и спустя 100 лет армянский народ стоит за своим правом», - подчеркнул он. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 22.09.2014 20:01:40

http://drevo-info.ru/news/17777.html

198 Армянское летоисчисление начинается с 552 г. «56-ю годами ранее армянского летоисчисления» – соответствует 496 г. 199 Степанос Сюнеци имеет в виду Разрядную грамоту и особенно Воинскую грамоту. Об этом см.: Н. Адонц. Армения в эпоху Юстиниана. СПб., 1908, с. 236–297 . 200 Самуэл Камрджадзореци – настоятель монастыря Камрджадзор в Аршарунийском гаваре Айраратской области. Ученый-богослов и музыкант X в. 201 О Видении св. Мефодия см. А. Иоаннисиан. Очерки истории армянской освободительной мысли, ч. I. Ереван, 1957, с. 13, 22–23, 48, 83–84 (на арм. яз.). 202 Парон – титул знатного феодала в Киликийской Армении, вошедший в употребление также в коренной Армении. 204 Вайоц-дзор – одна из областей провинции Сюник, занимала верхнее и среднее течение реки Арпа. Ныне Ехегнадзорский район Республики Армения. 206 В этом месте рукопись дефектна. Видимо, в отсутствующей части текста упоминались имена ишханов, как это явствует из повествования. 210 В этом вопросе в арменоведении существует разногласие – некоторые приписывают этот сборник Месропу Маштоцу. 216 См.: История Армении католикоса Ованеса Драсханакертци. Издал Н. Эмин. М., 1853 (на древнеарм. яз.). 221 Точную дату смерти Маштоца, 897 г., подтвердила его могила, обнаруженная во время раскопок Гарнийского храма. Согласно Степапосу Таронеци, Маштоц был похоронен в Гарни, около летнего дворца Хосровидухт, построенного армянским царем Трдатом (см.: Степанос Таронеци. Всемирная история. С.-Пб, 1885, с. 160). Над его могилой, согласно Киракосу Гандзакеци, была «построена прекрасная церковь » (с. 81). На могильном камне ясно видна надпись: «346 г. (897). Почил во Христе владыка Маштоц» (см.: Овсепян Г. Памятные записи рукописей, с. 97). 222 Степанос Орбелян пишет: «... и дал в наследие святой церкви (Севанской) селения Варсер, Цамакаберд, Гомадзор, Бердк, Уреац тап, охотничье угодье Кракцин, сады в Гарни и Ереване и других местах» (История Сюникского края, с. 174). 224 Новый, или Большой, армянский календарь – так назывался подвижный календарь, первый год которого начинался с 11-го июля 552 г. В отличие от него календарь, составленный Ованесом Саркавагом, был неподвижным и назывался «Малым календарем» (см. Б. Туманян. Настольный календарный указатель. Ереван, 1965, с. 13–38; на арм. яз.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Видную роль в укреплении армянского государства в Киликии сыграл князь Млех (1169–1175) из династии Рубенидов, которому современники приписывали неординарные дипломатические способности. Пика своего расцвета уже не княжество, а царство Киликия достигло при Левоне (Льве) I Великолепном (1187–1219). Таким образом, на протяжении длительного времени существовали две Армении: историческая и киликийская, что не могло не отразиться на истории народа и его церкви. В то время как историческая Великая Армения, попеременно переходившая от сельджуков к монголам и Тамерлану, от них – к туркменским племенам и, наконец, к османам, была разграблена и обезлюдела, Новая Армения – армянское государство в Киликии – гармонично развивалась, сообщаясь с христианским Западом через крестоносцев и франкские государства Востока. Одновременное существование двух Армений, жизнь которых протекала в разных политических условиях, привело к постепенному формированию двух относительно самостоятельных типов армянского мировоззрения. Один – героический, который характеризуется верностью собственным корням и традициям и поэтому замкнутостью. Другой тип мировоззрения – открытость внешним влияниям – связан с геополитическим положением Киликии, которая в данном регионе была единственным христианским государством, в связи с чем до и после прихода крестоносцев могла существовать, лишь опираясь на поддержку Запада. И если в Великой Армении преобладали изоляционизм и консерватизм, Киликия, благодаря своей открытости, была вполне готова к диалогу культур. Эти особенности развития двух центров не могли не найти отражения в жизни Армянской церкви. Князья и цари Киликии в поисках опоры на Западе начинали подталкивать церковь уступить завышенным ожиданиям Рима, однако духовенство исторической Армении выступало против таких уступок. Балансируя между двумя противоположными политическими направлениями, Армянская церковь , подойдя к необходимому для своего времени внутреннему обновлению, стремилась сохранить в неприкосновенности свойственную ей самобытность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕВОРГ МЕГРИК Севанци (Дразаркци) (1043/45, с. Аналюр, Васпуракан, Зап. Армения - 1113/15, Дразарк, Киликийская Армения), арм. подвижник, духовный писатель. В первоисточниках характеризуется как «святой», «праведный», «чудотворный», «сладкоречивый проповедник». За добронравие и поэтический дар был прозван Мегрик (букв. Сладкоголосый, ср. греч. μελικς). Долгие годы Г. М. был монахом Севанского мон-ря, где прославился аскетическим образом жизни; 50 лет он жил по строгому монашескому уставу и почитался как «духовный отец всех армян». В кон. XI в. с неск. монахами Г. М. переехал из Вост. Армении в Киликию. Как церковный деятель Г. М. участвовал в нек-рых дипломатических поездках. В последние годы жизни он восстановил монашескую, духовную и научную жизнь в Дразаркском мон-ре, написал новый монастырский устав и каноны для пуст. Хорин в Сисе. Из лит. наследия Г. М. сохранилось немного. Известно, что он, как сведущий в литургических канонах, по поручению католикоса Григора II Вкаясера участвовал в упорядочении «Маштоца» (Типика), установил нек-рые церковные праздники и чтения за богослужением. Его перу принадлежат неск. молитв и произведений разного рода: «Песнь благословения для бдящих и молитва к Богу», «Молитва... к Небесному Отцу», «О молитве и покаянии в грехах», «Исповедание православных верующих», «Краткая история мощей св. ап. Петра», «Писание о поклоне и мольбе». В арм. Четьях-Минеях память Г. М. отмечена 30 июля. Лит.: Погарян Н. , архим. Армянские писатели V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 200-202 (на арм. яз.); Сокровищница арм. церк. лит-ры/Сост. и коммент. П. Хачатрян и А. Кесеян. Эчмиадзин, 2003. С. 476-480 (на арм. яз.). А. О. Кесеян Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОР НАРЕКАЦИ (ок. 950 - 1003 или 1011), арм. духовный писатель и поэт, представитель восточнохрист. мистики, св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 4-й Недели по Воздвижении Креста Господня, вместе со св. Переводчиками-вардапетами) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении

http://pravenc.ru/text/161837.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА ограждение в христ. храме, отделяющее пространство алтаря от наоса . «Преграда (κγκελλα) показывает место молитвы, обозначая внешней стороной пространство, куда входит народ, а внутренней - Святая Святых, куда дозволен доступ одним священнодействующим» (Герман, свт. Сказание. 9). Одно из самых ранних упоминаний А. п. содержится в описании Евсевием Кесарийским церкви в Тире (316-317): «Чтобы (алтарное пространство) было недоступно для многих, (строитель) огородил (букв.- окружил, περιφραττε) (его) решетками (δικτοις) из дерева, с предельно искусной тонкостью украшенными, чтобы смотрящим представить удивительный вид» (Евсевий. Церк. ист. X 4. 44). В ранневизант. период А. п. не имеет единого обозначения (греч. κγκελλα из лат. cancelli - одно из многих; ср. греч. διστυλα, δκτυοι, δρφακτα, θραξ, κιγκλδες, περστυλα, στηθεα и др.). Не имеет она и единого плана. Последний же тесно связан с планом алтарного пространства в целом и поэтому варьируется в зависимости от местонахождения и времени постройки храма, а также периода развития и общего состояния богослужения. В ранневизант. время А. п. чаще всего имеет П-образный план, занимая в трехнефных постройках центральный неф и окаймляя с трех сторон выдвинутое вперед относительно престола алтарное пространство - виму , и нередко переходит в ограждение солеи и амвона . Позднее, с включением в алтарное пространство пастофориев или боковых апсид и появлением трехчастных алтарей, она может иметь и Т-образный план, распространяясь в трехнефных постройках в боковые нефы (ц. Умножения хлебов и рыб в Эт-Табге (Эйн-Ха-Шиве) (Палестина), ок. 500; ц. святых Петра и Павла в Герасе (Палестина), ок. 540). А. п. в виде низкого решетчатого парапета известна с IV в. (медная преграда при Св. Гробе в ротонде Воскресения Христова в Иерусалиме ). В V-VII вв. широко распространены каменные преграды, состоящие из вертикально поставленных плит (высотой 1-1,15 м) и столбиков квадратного сечения той же высоты. Такой парапет чаще всего устанавливался на профилированную базу и окаймлялся вверху карнизом. Плиты могли декорироваться сквозным ажурным орнаментом ( Корик (Киликийская Армения), V в.) или рельефным плетением (базилика св. Иоанна в Гевдомоне в К-поле, VI в., Звартноц (Армения), 642-662). Столбики украшались узкими полукруглыми нишами. А. п. в виде парапета представлена в мозаиках и росписях в изображениях сцены Евхаристии (роспись в ц. Св. Софии в Охриде , 40-е гг. XI в.; мозаики Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве, 1113; роспись ц. Богородицы в Ахтале , между 1205 и 1216).

http://pravenc.ru/text/115170.html

711 Тохтамыш (ум. в 1406/1407 гг .) – хан Золотой Орды. В 1387 г. впервые столкнулся с войсками Тимура в Закавказье и был разбит ими. В 1394 г. вновь возобновил борьбу с Тимуром в Закавказье, в 1395 г. потерпел поражение на реке Терек и бежал. В дальнейшем вел безуспешную борьбу за власть в Золотой Орде с Темур-Кутлугом и Едигеем. 713 Арамов народ – то есть армяне. Арам считается одним из родоначальников армян. Согласно Мовсесу Хоренаци, от имени Арам происходит слово Армения. Рассказывают, что Арам совершил много воинских подвигов в боях, что он «расширил пределы Армении на все стороны. Все народы называют нашу страну его именем: Греки – Армен, Парсы и Сиряне – Арменн». (История Армении Моисея Хоренского. Пер. Н. Эмина, с. 48). 714 Иафет (Яфет) – один из трех сыновей Ноя, считается предком армян (см.: История Армении Моисея Хоренского, с. 34 и др.). 718 Мкртич Наапетенц – именуется также Мецопеци. Всю свою жизнь был сподвижником Товмы Мецопеци в том же Мецопском монастыре. Вместе с Товмой участвовал в Эчмиадзинском соборе. 719 Карапет – позже стал игуменом Харабастского монастыря. В 1436 году во время набегов Шахруха и Искандара вместе с Товмой бежал в Багеш. Участвовал в Эчмиадзинском соборе. 720 Мкртич Огулбекенц – он же Мкртич Орбеленц, именуется также Беркрци. Игумен монастыря Усика. Им переписано несколько рукописей. 722 Саргис Салнапатеци – участник Эчмнадзинского собора, горячий сторонник Киракоса Вирапеци. Был оклеветан после низложения Киракоса. 724 Эчмиадзин – первопрестольная резиденция армянских католикосов с 301 г., которая в связи с политическими событиями перемещалась то в Двин, то в Ани, затем в Киликию. После падения Киликийского армянского царства духовенство Восточной Армении задалось целью перенести патриарший престол в Эчмиадзин, что и увенчалось успехом в 1441 г. благодаря усилиям Товмы Мецопеци и Ованеса Колотенца. 726 Киракос Вирапеци – католикос армянский в 1441–1443 гг. Родом из Каджберуника. Ученик Саргиса и Вардана вардапетов. 732 Эчмнадзинский кафедральный собор в Вагаршапате был построен в 303 г. Подвергся коренной перестройке в 80-х годах V в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

По традиции, «Православная Энциклопедия» публикует масштабные статьи страноведческого характера, в данном случае стоит упомянуть статью «Кипр». Всем, кто интересуется вопросами светской и церковной истории, а также церковной археологией можно рекомендовать к прочтению статью, посвящённую Киликии, региону, занимающему Юго-Восток Малой Азии и север Сирии. Помимо общеисторической справки в данной статье «Православной Энциклопедии» представлена информация о христианском наследии в данном регионе, его архитектурных памятниках. В связи с данной статьёй стоит упомянуть не менее информативный материал «Киликийская Армения», в котором представлена информация о средневековом государстве, образовавшемся в соответствующем регионе в период Крестовых походов. Всем интересующимся вопросами русского деревянного зодчества стоит рекомендовать к прочтению статью «Кижи».Помимо этого рекомендуем обратить внимание на статьи «Кизик» и «Килдэр». Последняя посвящена некогда важному религиозному центру Ирландии. В 33-м томе «Православной Энциклопедии», по традиции, не обойдены внимание вопросы, касающиеся истории философии. В данном случае наличествует обширная статья, посвящённая античной философской школе киников. Помимо общей историко-философской справки в статье рассматривается вопрос о возможном взаимовлиянии кинизма и Христианства, как в области взглядов отдельных личностей, так и в области аскетики. Интересующимся вопросами сектоведения стоит обратить внимание на статью «Кимбангуизм», которая посвящена афро-христианскому синкретическому религиозному движению, постепенно приобретающему всё больше адептов не только на Африканском континенте, но и в странах Европы и Северной Америки. Также, в новом томе «Православной Энциклопедии» имеется блок статей, посвящённых лицам носившим имя Киприан. В данном случае стоит упомянуть статьи «Киприан, сщмч., еп. Карфагенский», «Киприан, свт., митр.  Киевский и всея Руси», «Киприан и Иустина» и т.д.Не обойдены вниманием в 33-м томе и персоналии. В данном случае стоит упомянуть статьи «Кинг Мартин Лютер» (известный баптистский проповедник, лидер движения за права афроамериканцев в США), «Кингсли» (статья посвящена англиканскому священнику, писателю и одному из самых известных представителей английского христианского социализма).

http://pravenc.ru/shop/1657384/

Политические прогнозы Левона оказались довольно точными: в 1204 г. Константинополь был взят крестоносцами, а сам Левон Армянский, обратив в поисках поддержки взоры на Запад, еще в конце XII в. начал попытки добиться расположения папы Римского. В результате продолжительных переговоров представителям понтифика удалось склонить армянских епископов, принимавших в них участие, к подписанию документа о присоединении к Риму. После этого 6 января 1198 г. (по латинским источникам – 1199 г.) в соборе г. Тарса, на родине апостола Павла, кардинал-легат папы Целестина III Конрад фон Виттельсбах короновал Левона, а армянский католикос помазал его на царство. Так, спустя примерно полтора столетия после гибели последнего царства, армянская монархия была восстановлена в Киликии. 6. Киликия между Западом и Востоком Реформируя административную структуру своего царства, Левон стремился соединить в ней юридическую законченность латинского Запада с древнеармянскими традициями. При Левоне и его преемниках Киликийская Армения впервые открылась навстречу европейскому Западу. Наследовавшая Рубенидам в Киликии династия Хетумидов сохранила основные направления внешней политики и продолжала дружественно относиться к франкам. Эпоха Левона Великолепного ознаменовалась упрочением отношений с франками, что позволило заключить важные политические и военные союзы, а также способствовало возникновению и развитию экономических связей. Расцвет торговли с генуэзцами, венецианцами, флорентинцами, французами, испанцами, пользовавшимися многочисленными местными привилегиями, привел к образованию в киликийских портовых городах отдельных купеческих кварталов. Позднее, особенно после падения последних франкских королевств на Востоке (1291 г.), почти вся торговля пряностями, тканями и металлами между Востоком и Западом стала осуществляться через киликийские порты, превратившиеся в центры транзитной торговли, через которые товары направлялись дальше на Восток. Тем не менее отношения между армянами и крестоносцами не были бесконфликтными. Весьма сложные отношения Левона Великолепного со Святым престолом были обусловлены тем, что, будучи незаурядным дипломатом, Левон II уверял папу Иннокентия III в том, что намерен привести Армянскую церковь в лоно Римской, а армянское духовенство убеждал в том, что речь идет лишь о политической акции. Последующее ухудшение отношений с Римом было вызвано соперничеством на Востоке с католическим военно-монашеским орденом тамплиеров и войной с латинским государством в Антиохии во главе с норманнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010