Между тем, на пост нового фактически патриарха были выдвинуты еще двое – это глава Гугарской епархии ААЦ (Армения) Сепух Чулджян и возглавляющий епархию Армянской Церкви в Германии Гарегин Бекчян. Каждая их поездка в Турцию перед выборами сопровождалась скандалами. Причем они, как правило, связывались с «ледяным» приемом со стороны патриархата. Каждый раз патриархат выпускал многочисленные опровержения по поводу якобы недостойного приема кандидатов.   «HayTert» сообщает также, что исключительное право для религиозных конфессий, которое турецкие власти предоставили в 1998 году патриарху Месропу Мутафяну - носить рясу в общественных местах Турции - получит и Арам Атешян.  Константинопольский патриархат ААЦ, наряду с Иерусалимским, является одним из автономных патриархатов Армянской Церкви. Канонически оба этих патриархата подчиняются Эчмиадзинскому католикосу. В ведении  Константинопольского патриархата армянские церкви Турции и острова Крит (Греция). В Константинопольской Патриаршей области - Турции - служат 30 священников и 20 диаконов. Большинство из армянских церквей разрушены или закрыты. По этой причине службы армянские священники проводят в домах у верующих. После массовой резни армян в Турции в конце XIX и начале XX веков, когда геноцид унес около 1,5 миллионов жизней, большинство армян бежало - либо на Запад, либо в горные районы Ливана и Сирии. В 1920 из Сиса (ныне территории Турции) уехал и Киликийский католикос. В течении девяти лет он не имел постоянной резиденции, пока наконец не поселился в Антелиасе, близ Бейрута. С согласия патриарха он принял под опеку общину Иерусалима. Сейчас в его юрисдикцию входят армяне Ливана, Сирии, Израиля и Кипра. В юрисдикции же Константинопольского патриарха остались немногочисленные армяне Турции. До массовой резни армян, то есть до 1914 года, патриархат состоял из 12 архиепархий и 27 епархий, а число верующих достигало 1 млн. 350 тысяч. Сегодня число верующих ААЦ в Турции, по неофициальным данным, составляет 50-70 тысяч. Наринэ Киракосян

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Впосл. все указанные черты будут определять и способ иллюстрирования киликийских рукописей.тав В XII в. размеры Евангелий стали меньше, их декор скромнее, сюжетные миниатюры редки. Завершается формирование композиции титульного листа: в центре заставка, прорезанная аркой (полухоран), слева вытянутый почти во весь лист инициал с изображением символа евангелиста (или без него), справа маргиналия в виде растительного орнамента, увенчанного крестом, ставшая с этого времени обязательной. Во 2-й пол. XII в. формируется также тип иллюстрирования сборников (Гомилиарии - Матен. 3777 и 1592). Для них характерны большие размеры, маргинальные портреты авторов или персонажей чтений, инициалы и неразвитые заставки. Неск. рукописей XII в. из зап. районов, куда постепенно переместились культурные центры (Евангелие - Venez. Mechit. 141/102 и 888/158), с системой иллюстрирования маргиналиями, текстовыми и листовыми сюжетными миниатюрами вплотную подвели к книжному искусству Киликии. Явление воскресшего Господа апостолам в Галилее. Миниатюра из Карсского Евангелия (Ierus. Arm. 2556. Fol. 244v) Явление воскресшего Господа апостолам в Галилее. Миниатюра из Карсского Евангелия (Ierus. Arm. 2556. Fol. 244v) В Киликийском арм. царстве (1080-1375), находившемся на стыке 3 мировых культур - христ., мусульм. и дальневост., искусство рукописи достигло своего высшего расцвета, оказавшись в центре внимания царского двора и высшего духовенства. Рукописи приобретают качества драгоценного рукотворного изделия ювелирного искусства. Книги создаются как для литургии, так и для частного использования в малом формате. В Евангелиях XII в. (напр., Матен. 7347, 1146 г.; Baltim. 538, 1193 г.; Скеврское Евангелие - Ierus. Arm. 1796, 1197 г.) появилось посвящение заказчика, оформленное в виде хорана. В люнеты заставок Послания Евсевия Кесарийского Карпиану помещены портреты Евсевия и Карпиана, на отдельном листе - изображение Древа Иессеева. Совершенную форму приобрели орнаментальные и символические маргиналии, отмечающие начала евангельских чтений. Иллюстрировались и др. виды книг, напр., «Книга скорбных песнопений» (Матен. 1568, 1173 г. 15 ´ 11,5 см) арм. поэта, богослова и гимнографа Х в. архим. Григора Нарекаци иллюминирована 4 портретами автора, помещенными на разворотах рядом с титулами глав. В этой рукописи сконцентрированы достижения 1-й пол. XII в.: золочение, изящество письма и орнамента, многослойная живопись, связь с визант. рукописной книгой XI в.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Скриптории Бардзр-Айка функционировали и в годы монг. ига. Недалеко от Авагванка, в г. Ерзнка, в 1269 - 70-х гг. XIII в. была создана одна из первых иллюминированных Библий в арм. искусстве (Ierus. Arm. 1925) с титульными листами, заставки к-рых сплетены из орнаментов и сюжетных мотивов, и изображениями авторов. В отличие от киликийских Библий титульным листам предшествует миниатюра, иллюстрирующая текст ВЗ (Моисей получает скрижали Завета, Видение Иезекииля), вместо авторского изображения часто представлена сюжетная сцена из данной книги (Даниил с Сусанной и старцами, Иов с женой и друзьями). В иконографии и стилистике миниатюр этой Библии нашли отражение элементы христ. искусства Запада и Востока, напр., иконография нек-рых пророков, изображенных пишущими текст, восходит к лат. образцам. Писцом и миниатюристом Мхитаром, участвовавшим в создании Библии из Ерзнка, написан и украшен Сборник 1280 г. (Матен. 1746), содержащий сочинение философа Давида Анахта (V в.). Его изображение дано в том же изводе, что и изображение пророков из Ерзнкайской Библии. Благовещение. Миниатюра из Евангелия. Мастер Авак. XIV в. (Матен. 212. Л. 156) Благовещение. Миниатюра из Евангелия. Мастер Авак. XIV в. (Матен. 212. Л. 156) В 1-й пол. XIII в. крупным центром книгописания вновь становится Ани, искусство к-рого в этот период лишено сильного визант. влияния и укладывается в русло восточнохрист. Здесь создано Ахпатское Евангелие (1211), его иллюстрации наделены жанровыми элементами и отражают реалии вост. города. В мон-ре Оромос близ Ани работал один из видных арм. мастеров, писец и худож. Игнатиос . Из 8 его рукописей лишь Евангелие (Матен. 36) из ц. Аменапркич в Нор-Джуге имеет 14 сюжетных листовых миниатюр в начале книги и портреты евангелистов с характерными вост. чертами; моделировка фигур линейная, обобщенная, ассисты отсутствуют. В монументальности, центричности и уравновешенности композиций, выполненных на синем фоне, сказалась непрерывность традиций анийской школы, восходящих к XI в.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия. Мастер Торос Рослин. 1268 г. (Матен. 10675. Л. 22 об.) Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия. Мастер Торос Рослин. 1268 г. (Матен. 10675. Л. 22 об.) К Придворной школе примыкает школа архиеп. Ованнеса (Сборник (Матен. 4243, 1266 г.), Библия (Матен. 345, 1270 г.), Евангелие (Матен. 197), Библия Хетума II (Матен. 180, 1295 г.)), давшая замечательные образцы оформления рукописей, написанных мельчайшим бисерным шрифтом болоргир. С разграблением мамлюками в 1292 г. резиденции католикоса в Ромкле завершается период «роскошного» стиля киликийской миниатюры. Сюжетная иллюстрация (листовая, текстовая и маргинальная) практически исчезла и появится только в творчестве последнего крупного худож. Киликии Саркиса Пицака (работал до 1375). Его творчество характеризуют плоскостный геометризованный стиль, симметричные композиции, яркие локальные цвета, типизированные фигурные изображения. Нек-рые орнаменты, заставки и маргиналии работы Пицака послужили образцами для оформления первых арм. печатных книг в нач. XVI в. Расцвет арм. книжного искусства приходится на 1-ю (до монг. завоевания) и посл. трети XIII в. Для рукописей этого периода характерно наличие отдельных листов с монументальными сюжетными иллюстрациями и отсутствие миниатюр в тексте. Миниатюра из Евангелия от Матфея. Мастер Саркис Пицак. XIII - XIV вв. (Матен. 5786. Л. 19) Миниатюра из Евангелия от Матфея. Мастер Саркис Пицак. XIII - XIV вв. (Матен. 5786. Л. 19) Две большие группы составляют рукописи из зап. областей провинции Бардзр-Айк (Вел. А.) на границе с Киликией и Византией. В одну из них входят Евангелия XII - 1-й трети XIII в., созданные «по образцу Григора Мурганеци». Их отличают отсутствие сюжетных иллюстраций (нек-рые добавлены позднее), художественное оформление хоранов и титулов с укрупненными элементами. Наибольший интерес вызывает Евангелие из Карина, исполненное Григором в 1232 г. (Venez. Mechit. 325/129), по роскоши декорации сравнимое с Трапезундским Евангелием XI в. Др. группа рукописей объединяется по месту создания в крупнейшем скриптории Авагванка в нач. XIII в. Здесь был создан уникальный памятник средневековья Мушский Гомилиарий-Торжественник (Матен. 7729, 1201-1202 гг.) - самая большая по размерам арм. рукопись весом 27,5 кг. Декор составлен из характерных плетенок, в к-рые вписаны фантастические существа. В качестве орнамента использована и форма арм. букв - явление, распространенное в XIII в. Оформление листа построено на контрасте роскошных заставок из орнаментов, стилизованных букв и «усиков», со ступенчатыми люнетами, и простых плетеных маргиналий. Оригинальны текстовые концовки, орнаментация инициалов, колофоны, вписанные в ширину букв. К Мушскому Гомилиарию примыкает ряд Евангелий нач. XIII в., исполненных также в Авагванке (Lond. Brit. Lib. 13655; Матен. 10359 и др.).

http://pravenc.ru/text/76104.html

После падения армяно-киликийского царства не стало уже главных двигателей соединения церквей, каковы были цари-рупениды. Оставшиеся единственные представители национальной власти католикосы давно уже забыли заветы своего предместника Григория VII. Надежды на материальную помощь латинян, поддерживавшие прежде интерес к соединению церквей в тех, которые сами по себе были равнодушны к пользам христианства, теперь угасли. Оставшееся в Армении латинское духовенство, лишенное поддержки, потеряло значительную долю своего влияния. Приверженцы Рима униты за свое крайне-пренебрежительное отношение к армянской церкви и всем ее формам сделались ненавистны; многие их последователи отделились от них и возвратились к армянской церкви. Начавшийся было ожесточенный спор между унитами и армянскими монахами кончился тем, что многие увиты были схвачены и представлены светскому начальству. Преемники кат. Карапета II также не имели никакого отношения ни к латинянам, ни к грекам. Это были большею частию недостойные люди, для которых дела церковные были не интересны. Католикос Uakob III (1409–1411), следовавший за Карапетом II, известен только тем, что имел большое влияние на правителя Киликии магометанина. Это обстоятельство почему-то было поставлено Иакову в вину: жители Сиса отравили его, вследствие чего происходили некоторое время большие смуты. Преемником Иакову был назначен монах Григорий (1411–1418). Спустя некоторое время был открыт заговор и против этого католикоса. Правитель Киликии жестоко наказал заговорщиков; но Григорий все-таки недолго держался на кафедре: чрез 7 лет его католикосства граждане Сиса поголовно восстали против него, схватили его и заключили в крепость, где он вскоре и умер. Поставленный после него католикосом Павел II (1418–1030) восстановил согласие в церкви и успокоил народ, насколько было возможно. Во время этих последних католикосов Армения была жестоко потрясаема вследствие борьбы соседних правителей. Египетский султан Юсуф управлял в это время Сасуном, эмир Эцгин начальствовал над Васпураканом, Миран-шах, один из сыновей Тамерлана, царствовал в Тавризе; Шахрух, старший брат последнего, управлял Харасаном.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1957. 5. С. 117-124 (на арм. яз.); он же. Ованнес Ерзнкаци: Исслед. и тексты. Ер., 1958 (на арм. яз.); он же. Эстетические взгляды Ованнеса Ерзнкаци//ИФЖ. 1985. 3. С. 96-107 (на арм. яз.); Чалоян В. Естественно-научные воззрения Ованнеса Ерзнкаци Плуза//История естествознания и техники в Армении. Ер., 1960. 1. С. 40-49 (на арм. яз.); Григорян Г. Гносеологические взгляды Ованнеса Ерзнкаци//ВОН. 1961. 4. С. 47-60; Абегян М. Философы и Ованнес Ерзнкаци, или Плуз// Он же. Труды. Ер., 1970. Т. 4. С. 342-356 (на арм. яз.); Погарян Н., еп. Арм. авторы V-XVII вв. Иерус., 1971. С. 320-323 (на арм. яз.); Ervine R. R. Yovhanne  s Erznkac‘i Pluz " s «Compilation of Commentary on Grammar» as a Starting Point for Reading Medieval Grammars//New Approaches to Medieval Armenian Language and Literature/Ed. J. J. S. Weitenberg. Amst., 1995. P. 149-165; Христианская Армения: Энцикл. Ер., 2002. С. 619-624 (на арм. яз.); Мирумян К. А. Социально-полит. воззрения Ованеса Ерзынкаци//Вестн. Российско-армянского ун-та. Ер., 2006. 3. С. 80-94; Dadoyan S. B. Yovhanne  s Erznkaci‘ Bluz//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History. Leiden; Boston, 2012. Vol. 4. P. 572-578; eadem. The Armenians in the Medieval Islamic World: Paradigms of Interaction VIIth to XIVth Cent. New Brunswick; L., 2014. Vol. 3. М. Э. С. Ширинян Гимнография О. Е. П.- выдающийся гимнограф XIII в. В его трудах прослеживаются традиции и Великой, и Киликийской Армении, в частности отраженные в творчестве Нерсеса Шнорали. Его перу принадлежат канонические гимны-шараканы (в составе Гимнария-Шаракноца) и ряд песнопений, со временем оказавшихся вне канона, а также таги духовного и светского содержания, представленные во многих средневек. невмированных песенниках (Гандзаранах и Тагаранах; в устной традиции сохранились лишь отдельные мелодии). Таги О. Е. П. на водоосвящение «Во всякое время благословляем Тебя» и «Ныне глас Отца с небес» исполняются до наст. времени. Взгляды О. Е. П. в области муз. эстетики, к-рые оказали большое влияние на последующее развитие эстетической мысли средневек.

http://pravenc.ru/text/2578139.html

общественных наук. Ереван, 1990. 10. С. 32-43; idem (Chookaszian L.). Cilician Book Painting: Miniatures of Toros Roslin and Italian Art//Atti del 5. Simposio Intern. di Arte Armena: Venezia, Milano, Bologna, Firenze, 28 maggio-5 giugno 1988. San Lazzaro; Venezia, 1992. P. 321-332; idem. Remarks on the Portrait of Prince Lewon (Ms. Erevan. 8321)//REArm. N. S. 1994/1995. T. 25. P. 299-335; idem. Once Again on the Subject of Prince Lewon " s Portrait//J. of the Society for Armenian Studies. Los Ang.; Dearborn, 1998/1999. Vol. 10. P. 47-69; он же. Творчество арм. миниатюриста Тороса Рослина в контексте культурных связей Киликийской Армении XIII в.: АДД. М., 2001; idem. On the Portrait of Prince Levon and Princess Keran//J. of Armenian Studies. Belmont (Mass.), 2001. Vol. 6. N 2. P. 73-88; idem. L " Oeuvre de T " oros Roslin et l " enluminure byzantine//REArm. N. S. 2001/2002. T. 28. P. 399-424; idem. Armensk bokmaleri Kilikia i 1100 - og 1200-arene//Kirke og Kultur. Oslo, 2003. T. 108. N 4. S. 339-350; idem. The Five Portraits of King Levon II (1270-1289) of Armenian Kingdom of Cilicia and Their Connections to the Art of Mediterranean Area//Medioevo: Immagini e Ideologia: Atti del Convegno Intern. di Studi, Parma, 23-27 settembre 2002. Mil., 2005. P. 129-137; idem. Newly-Discovered Illustrated Manuscript Fragments Attributed to Toros Roslin " s Workshop//Alpaghian: Raccolta di scritti in onore di A. Alapago-Novello/Ed. G. Macchiarella. Napoli, 2005; idem. Les enlumineurs arméniens au Moyen Bge//L " artista a Bisanzio e nel mondo cristiano-orientale/Ed. M. Bacci. Pisa, 2007. P. 221-230, 235, 238-241; idem. The Motif of the Sphinx in the Decoration of Manuscripts Illuminated by T‘oros Roslin//Between Paris and Fresno: Armenian Studies in Honor of D. Kouymjian/Ed. B. Der Mugrdechian. Costa Mesa, 2008. P. 65-90; idem. Decorated Initials of Toros Roslin//Hask: Armenological Yearbook. N. S. Antélias, 2009. Vol. 11. P. 449-462; idem. L " art occidental, l " art français et la miniature arménienne du XIIIe siècle//L " Église arménienne entre Grecs et Latins, fin XIe - milieu XVe siècle/Éd.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Лит.: Гарегин I (Овсепян), католикос. Колофоны рукописей. Антилиас, 1951. Т. 1: V в.- 1250 г. (на арм. яз.); Норайр (Похарян), еп. Армянские авторы V-XVII вв. Иерусалим, 1971 (на арм. яз.); Der Nersessian S. The Kingdom of Cilician Armenia// Idem. Études Byzantines et Arméniennes. Louvain, 1973. Vol. 1. P. 329-352; The Cilician Kingdom of Armenia/Ed. T. S. R. Boase et al. Edinb., 1978; Hamilton B. The Armenian Church and the Papacy at the Time of Crusades//ECR. 1978. Vol. 10. P. 61-87; Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995; idem. Constantine and Trdat in Armenian Tradition//Acta Orientalia. Bdpst, 1997. T. 50. P. 277-289; idem. The Crusades through Armenian Eyes//The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World/Ed. A. Laiou, R. P. Mottahedeh. Wash., 2001. P. 71-82; Shirinian M. E. The Armenian Versions of Vita Silvestri/Ed. N. Awde//Armenian Perspectives: 10-th Anniversary Conf. of Association intern. des études arménnienes. Richmond, 1997. P. 69-75; eadem. «The Letter of Love and Concord» Between Rome and Armenia: A Case of Forgery from the Period of Crusaders//East and West in the Crusader States: Context, Contacts, Confrontations/Ed. K. Ciggaar, H. Teule. Leuven, 2003. Pt. 3: Acta of Congress Held at Hernen Castle in Sept. 2000. P. 79-99. (OLA; 125); она же (Ширинян М. Э.). Житие Сильвестра и Письмо любви и согласия//Вестн. Матенадарана. Ереван, 2006. T. 17. C. 53-77 (на арм. яз.); Van Lint Th. M. Seeking Meaning in Catastrophe: Nerses Shnorhali " s «Lament on Edessa»//East and West in the Crusader States. Leuven, 1999. Pt. 2: Acta of Congress Held at Hernen Castle in May 1997. P. 29-47. (OLA; 92); The Poem of Lamentation over the Capture of Jerusalem Written in 1189 by Grigor Tgha, Catholicos of All Armenians//The Armenians in Jerusalem and the Holy Land: Proc. of the Conf. at the Hebrew Univ. of Jerusalem, May 24-26 1999. Leuven, 2002. P. 121-143; Uluhogian G. Un Tardo apocrifo armeno relative a Costantino il Grande: La Lettera dell " unione//Constantino il Grande nell " età bizantina: Atti del conv. intern. di studio, Ravenna, 5-8 apr. 2001. Spoleto, 2003. Vol. 1. P. 369-385. (Bizantinistica; Ser. 2. Anno 5); Бартикян Г. «Письмо согласия»: Структура, дата, автор и цель//ИФЖ. 2004. 2. С. 65-116 (на арм. яз.); Тер-Петросян Л. Армяне и крестоносцы. Ереван, 2005-2007. T. 1-2 (на арм. яз.); Weitenberg J. J. S. The Armenian Monasteries in the Black Mountain//East and West in the Medieval Eastern Mediterranean: Antioch from the Byzant. Reconquest until the End of the Crusader Principality/Ed. K. N. Ciggaar, D. M. Metcalf. Leuven, 2006. P. 79-94. (OLA; 147); Histoire du peuple arménien/Ed. G. Dédéyan. Toulouse, 2007; The Letter of Love and Concord: A Revised Diplomatic Edition with Hist. and Textual Comments and Engl. Transl./Ed. Z. Pogossian. Leiden; Boston, 2011.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Армянский католикос Нерсес Шнорали. Литография из кн.: Нерсес Шнорали. Соборное послание. СПб., 1788 Армянский католикос Нерсес Шнорали. Литография из кн.: Нерсес Шнорали. Соборное послание. СПб., 1788 Со смертью имп. Мануила в 1180 г. и началом кризиса и распада Византии в 80-х гг. XII в. К-поль надолго потерял интерес к вопросу унии с армянами. Византия вскоре лишилась почти всех своих владений в Киликии, и К. А. окончательно освободилась от имперского сюзеренитета и приобрела фактическую независимость. Григорий IV пробовал продолжить переговоры с визант. имп. Исааком II Ангелом (1185-1195), к-рый, согласно сведениям арм. источников, начал преследования армян, насильственно перекрещивая их в Православие. Сохранился греч. перевод письма католикоса императору ( Papadopoulos-Kerameus. 1884. Σ. 59-63; Бартикян. 1960. С. 52-56; Bozoyan. 2009. P. 39). Еще одни прения о вере, с участием имп. Алексея III Ангела, состоялись в К-поле в 1196/97 г., когда еп. Нерсес Ламбронаци посетил византийскую столицу накануне признания Византией К. А. как суверенного гос-ва ( Микаелян. 1952. С. 152-154; Aug é . 2009). Однако и эти собеседования не привели к уступкам к.-л. из сторон и к церковному сближению. Византийцы в этот момент уже не видели для себя политических перспектив союза с Армянской Церковью. В 1184 г. ввиду прекращения контактов с К-полем католикос Григор IV попытался оживить взаимоотношения с Римом. Из Ромклы он отправил посольство к папе Луцию III во главе с еп. Григорием Филиппопольским. Папа встретился с ним в Вероне (Италия), выразил удовольствие по поводу возрождения отношений и сослужил еп. Григорию. В письме католикосу папа выражал надежду на объединение армян с «матерью-Церковью» и просил их выполнить 3 требования: праздновать Рождество 25 дек., добавлять воду в евхаристическое вино и освящать миро в неделю перед Пасхой. Вместе с письмом католикос Григорий получил в дар паллий и митру в знак его высокого достоинства ( Halfter. 2009. P. 66-67). В 1180 г. кн. Рубен III захватил Адану и Тарс, заключил союз с сельджуками Икония.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Азии (1263) и т. о. укрепить свои сев. и зап. границы. Однако положение монголов оказалось не столь твердым, особенно после их поражения от мамлюков при Айн-Джалуте в 1260 г. и потери большей части Сирии, в т. ч. Халеба. Монета кор. Хетума I. Сер. XIII в. Аверс, реверс Монета кор. Хетума I. Сер. XIII в. Аверс, реверс В 1263 г. Хетум вторично был вызван ханом Хулагу в Тебриз (Иран), где при посредничестве монголов был заключен мирный договор между правителем К. А. и иконийским султаном Рукн ад-Дином. Однако договор не прекратил вражду между гос-вами. Кроме того, Хетум не успел добиться от монголов к.-л. надежной поддержки в борьбе с мамлюкской угрозой. Уже в 1266 г. в отсутствие Хетума войско егип. султана Бейбарса вторглось в К. А. В бою был убит младший сын Хетума Торос, а старший сын Левон был взят в плен; большинство крупных городов было разграблено (Мсис, Адана, Аяс, Тарс, Сис), множество жителей уведено в плен в Египет. Этот разгром психологически надломил Хетума. В 1268 г. он был вынужден заключить мир с Египтом, по которому в обмен на освобождение Левона К. А. лишилась крепостей в Аманусских горах и проч. земель в Сирии. Хетум удалился в мон-рь, передав власть Левону II (1269-1289). События 60-х гг. XIII в. стали поворотным моментом в истории К. А. Страна постоянно находилась под угрозой нападения мамлюков, к-рые уничтожили остатки гос-в крестоносцев и пользовались любой неудачей монголов на Ближ. Востоке или ослаблением их военных сил в Сирии, чтобы напасть на К. А. и взыскивать с нее контрибуции. В то же время К. А. находилась в вассальной зависимости от Монгольской державы, и отрекшийся от престола Хетум должен был совершить 3-ю поездку в ханскую ставку, чтобы Абага-хан утвердил его сына Левона на престоле К. А. К. А., так же как и Монгольская держава, продолжала укреплять отношения с Римской курией и др. европ. гос-вами, надеясь на помощь крестоносцев в противостоянии мамлюкской угрозе. В этот период порты К. А. Аяс и Корик стали конкурентами Александрии. В 1271 г.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010