В 1773 г. Кипрский архиеп. Хрисанф отремонтировал И. м. Он подарил обители водяную мельницу в Китрее и серебряную церковную утварь. В 1774 г. на его средства был сооружен иконостас. Иконы местного ряда - «Христос Праведный Судия», Божией Матери «Одигитрия» и свт. Ираклидия - выполнены в 1797 г., образ св. Иоанна Предтечи написан в 1611 г. В синодиконе И. м. хранится икона сщмч. Ираклидия и коленопреклоненного архиеп. Хрисанфа с благословляющим их сверху Христом и И. м. на заднем плане. После 1821 г. монастырь действовал как приходский храм. В 1962 г. монахини Харифея, Феофано и Евпраксия из монастыря Преображения Господня в р-не Каймакли Никосии по благословению архиеп. Макария III начали возрождение И. м. Архиепископ оказывал покровительство и помощь монашеской общине, игуменией которой стала Харифея († 2000). Был восстановлен полуразрушенный кафоликон, построены корпуса с кельями, мастерскими и гостиницей, близ И. м. воздвигнут храм во имя св. Иоанна Предтечи. Благоустроена территория обители, дорожки выложены мозаикой, изготовленной сестрами. На средства, предоставленные Киккским монастырем , были построены и оборудованы золотошвейная мастерская и пекарня. В 1964 г., во время расширения западного корпуса, была обнаружена гробница эпохи поздней бронзы. Поскольку систематические раскопки здесь не проводились, неясно, было ли это захоронение одиночным или являлось частью некрополя. Древние гробницы были найдены неподалеку - в Политико и близ холма Ламбертис. В настоящее время в И. м. подвизается 37 монахинь, игумения - Продрома (Δπτυχα. 2011. Σ. 1175-1176). Они занимаются иконописанием, золотным шитьем, садоводством и огородничеством, изготовлением оливкового масла и традиционных кипрских сладостей, гл. обр. из миндаля. Ист.: Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 306-308. Лит.: Κληρδης Ν. 25 Μοναστρια στν Κπρο. Λευκωσα, 1968. Τ. 2. Σ. 31-35; Parthog G., der. Byzantine and Medieval Cyprus: A Guide to the Monuments. New Barnet, 1995. P. 197-199; Καππας Δ. Χ. Τα μοναστρια της Κπρου. Λεμεσς, 1998. Σ. 50-51; Ιερ Μον Αγου Ηρακλειδου. Λευκωσα, 2001.

http://pravenc.ru/text/673837.html

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

Делегацию Русской Православной Церкви в международном аэропорту Ларнака встретил митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия. В первый день пребывания в Ларнаке монашествующие посетили храм святого праведного Лазаря и монастырь святой равноапостольной Феклы. В церкви в честь праведного Лазаря Четверодневного делегацию встретил протопресвитер Макарий, который 58 лет несет послушание настоятеля этого храма. Приложившись к мощам праведного Лазаря, гости спустились в крипту храма, где находится гробница сего святителя. Затем участники конференции посетили монастырь святой равноапостольной Феклы, где их радушно встретила настоятельница обители игумения Константида. Матушка игумения с радостью заметила, что впервые в жизни в своем монастыре они принимают такую большую делегацию монашествующих и очень рада этому событию. Поклонившись святыням монастыря и побывав на целебном грязевом источнике, гости выехали в гостиницу Никосии на отдых и подготовку к грядущей конференции. 1 ноября делегацию Русской Православной Церкви принял в Архиепископии Кипрской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II . Его Блаженство преподал архипастырское благословение игуменам и игумениям монастырей на начало работы конференции. В приветственном слове, обращенном к участникам мероприятия, Архиепископ Хризостом назвал монашество духовным остовом Церкви. «Монашество является основой каждой местной Церкви, и из ее здорового существования раскрывается духовный статус каждого местного иерарха. По своему опыту я обнаружил, что священники от монашества более успешны в своей миссии, потому что они осознали себя, слабости и страсти человеческой природы в целом и могут привести других к здоровому и полезному пути для Церкви», – отметил Предстоятель Кипрской Православной Церкви. Архиепископ Хризостом напомнил, что православное монашество сохранилось на острове Кипр и во времена, когда государственную власть захватывали далекие от христианской веры люди. «Каждая Поместная Церковь должна проявлять особую заботу о монашестве, так как именно благодаря монашеству можно поддерживать на высоком уровне духовную жизнь всей Церкви», — подчеркнул Предстоятель и пожелал участникам конференции принести духовную пользу монашеству Русской и Кипрской Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/5295777.ht...

Приветственное слово председателя Фонда святителя Василия Великого К.В. Малофеева зачитала Екатерина Мавромати. Фонд святителя Василия Великого давно сотрудничает с Православной Церковью, реализуя проекты, связанные с монастырями и монашеством. Так, в 2016 году Фонд выступил одним из устроителей торжеств по случаю 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. В рамках празднования этого юбилея Фондом было организовано принесение в пределы Русской Православной Церкви честной главы преподобного Силуана Афонского. Игумен монастыря Киккской иконы Божией Матери митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор, обращаясь к участникам конференции, в частности сказал, что с радостью и удовлетворением приветствует идею организации конференции, имеющей предметом изучения институт монашества в том виде, в котором он существует в братских Православных Церквах — Кипрской и Русской; это дает возможность еще раз засвидетельствовать давние глубокие духовные отношения между нашими Церквами. Эти связи, подчеркнул Высокопреосвященнейший Никифор, имеют большое историческое значение для Киккской обители, так как она была и остается одним из главных центров паломничества для христиан Русской Церкви. Также митрополит Никифор приветствовал своего собрата и сослужителя, митрополита Тамасосского и Оринийского Исаию, который вместе с игуменами и игумениями монастырей Русской Православной Церкви являлся инициатором проведения монашеской конференции на Кипре. Координатором форума выступил почетный профессор университета имени Аристотеля в Салониках доктор богословия Христос Иконому. Работа круглого стола, тема которого была обозначена как «Слово от опыта. Основные трудности и пути их преодоления в современных монастырях», началась с доклада митрополита Лимасольского Афанасия. Митрополит Афанасий в своем выступлении «Основные этапы духовного пути монашествующего. Главные трудности и препятствия. Роль игумена как духовного руководителя» рассмотрел глубинный смысл понятия «монах». «Многие определения хороши, но как описать то, что не имеет границ? По моему скромному мнению, лучше всего выражает суть монашества изречение: истинный монах тот, кто ничего не имеет в этой жизни, кроме Христа... Христос — это смысл и цель, центр и содержание монашеской жизни», — сказал Высокопреосвященнейший Афанасий.

http://patriarchia.ru/db/text/5297178.ht...

В приделе Киккской (Кипрской) ико­ны Божией Матери находились местночтимая Киккская икона Божией Мате­ри, по преданию, принесенная старцем Василием (Кишкиным), а также чтимая икона Спасителя, сидящего на Престоле, с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечей и апостолами в сребропозлащенной ризе. http://ploshchanka.ru/historical-information.html 6 августа 2023 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин великого освящения собора в честь Казанской иконы Божией Матери Богородицкой Площанской мужской пустыни и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Брянской епархии протоиерей Павел Чикалин, благочинный монастырей епархии игумен Даниил (Цупиков), настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин), благочинный Брянского градского округа протоиерей Сергий Рысин, благочинный обители иеромонах Серафим (Долбенко), клирик храма во имя Святой Троицы поселка Бежичи иерей Александр Козлов. Первый храм в честь Казанской иконы Божией Матери на берегу Площанского озера построен основателем и первым строителем монастыря иеромонахом Прокопием в XVII веке. Он был деревянный и имел боковой придел во имя святителя Николая. В 1740-х годах началось строительство нового каменного трехпрестольного собора в честь Казанской иконы Божией Матери, и в 1749 году он был освящен. В 1820-х годах храм был капитально перестроен в стиле позднего классицизма. Сохранен правый Никольский предел, а с левой стороны устроен придел в честь иконы Пресвятой Богородицы «Киккская». В богоборческие времена Казанский собор был полностью разрушен, уцелел только фундамент и часть колокольни. В советские годы здесь находился инкубатор по выращиванию цыплят. Затем храм пытались взорвать, но кирпичная кладка была настолько прочной, что смогли разрушить только два яруса. Битой щебенкой посыпали при мелиорации дорогу к реке Неруссе. Возрождение Казанского собора на прежнем фундаменте началось с июня 2013 года. Первым делом восстановили колокольню, на ее строительство ушло около двух лет. Она стала на 10 метров выше прежней, и теперь звон колоколов с 44-метровой высоты, как и в старину, разносится по всей округе.

http://sobory.ru/article/?object=04910

Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Подобно нек-рым др. визант. богородичным иконам, жанровый характер изображения «В.» скорее всего сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции «Сретение Господне». Драматический характер движения Младенца Христа, порывисто хватающегося за край мафория Матери, более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан вырывающимся из рук Богоматери. Это соответствует текстам гомилий и проповедей, посвященных принесению Богомладенца в храм, для к-рых характерным является мотив «взыграния» Младенца, влекомого силой своего жертвенного предназначения от Матери на руки Симеона, предвозвещающего страстной путь (Гомилии на Сретение Григория Никомидийского - PG. 28. Col. 985C - 988A). В ряде др. текстов также подчеркивается антитеза ласкания Богородицей Младенца Христа и оплакивание Ею мертвого Сына: «Когда-то я растила Тебя материнскими руками, когда Ты по-детски подпрыгивал и скакал, а ныне Ты лежишь на тех же руках мертвый» (Псевдо-Симеон Метафраст - PG. 144. Col. 126). Иконография Пелагонитиссы является своего рода изобразительным синтезом этих противоположных смысловых акцентов: на Киккской иконе «взыграние» Младенца близко к отвержению (жест правой ручки) нежной ласки Матери, на Владимирской иконе Он приникает к лику Богородицы. В рус. иконографии к типу «В.» относятся: Яхромская , «Взыграние» Акидимская, Угрешская «Взыграние» (празд. 7 нояб.) и др. иконы Божией Матери. Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. С. 182 - 187; Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. иконописи: Изображения Богоматери в произв. итало-греч. иконописцев и их влияние на композиции нек-рых прославленных рус. икон. СПб., 1911. С. 209 - 214; Weigelt C. An Early Trecento Umbrian Painter//Art in America. N. Y., 1927. P. 255 - 264; Grabar A. Recherches sur les influences orientales dans l " art balkanique. Strasbourg, 1928. P. 76. Pl. VII - 1; idem.

http://pravenc.ru/text/158340.html

В ответном слове митрополит Исаия подчеркнул, что для клириков и прихожан храма апостола Андрея является большой честью в день престольного праздника принять участие в архиерейском богослужении, которое возглавили архипастыри Русской Православной Церкви. Глава Тамасосской и Оринийской митрополии также обратился к митрополиту Арсению с просьбой передать сыновнее приветствие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему митрополиту Онуфрию и слова поддержки канонической Церкви на Украине. Митрополит Исаия выразил удовлетворение плодотворной работой монашеской конференции, в ходе которой участники показали всему миру, что братское общение Церквей продолжается и будет продолжаться. Затем члены делегации направились в аэропорт г. Ларнаки, чтобы вернуться в столицу России. Международная монашеская конференция на Кипре проходила во второй раз — первый международный форум монашествующих в Республике Кипр состоялся в ноябре 2018 года. Организаторами конференции стали Синодальный отдел по монастырям и монашеству , царский ставропигиальный мужской монастырь Киккской иконы Божией Матери (Кипрская Православная Церковь) при поддержке Фонда святителя Василия Великого. В 2019 году в конференции приняли участие более 100 монашествующих и мирян Кипрской и Русской Православных Церквей. Делегация Русской Православной Церкви состояла из 46 человек: семи архиереев, наместников, настоятелей, игуменов и игумений, насельников, в том числе вновь открытых монастырей, а также мирян Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Православной Церкви Молдовы и Русской Православной Церкви Заграницей . В ходе конференции, проходившей 27-28 ноября на подворье святого Прокопия монастыря Киккской иконы Божией Матери в г. Никоссии, было заслушано 11 докладов, посвященных проблемам монастырской жизни. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5539995.ht...

В 1740-х годах началось строительство нового каменного трехпрестольного собора в честь Казанской иконы Божией Матери, и в 1749 году он был освящен. В 1820-х годах храм был капитально перестроен в стиле позднего классицизма. Сохранен правый Никольский предел, а с левой стороны устроен придел в честь иконы Пресвятой Богородицы «Киккская». В богоборческие времена Казанский собор был полностью разрушен, уцелел только фундамент и часть колокольни. В советские годы здесь находился инкубатор по выращиванию цыплят. Затем храм пытались взорвать, но кирпичная кладка была настолько прочной, что смогли разрушить только два яруса. Битой щебенкой посыпали при мелиорации дорогу к реке Неруссе. Возрождение Казанского собора на прежнем фундаменте началось с июня 2013 года. Первым делом восстановили колокольню, на ее строительство ушло около двух лет. Она стала на 10 метров выше прежней, и теперь звон колоколов с 44-метровой высоты, как и в старину, разносится по всей округе. На строительство собора ушло 900 тысяч штук кирпича. Храм отапливаемый, проведен газ, сделаны теплые полы. Тротуарной плиткой вымощена соборная  площадь размером 2600 кв. м. В настоящее время продолжается благоукрашение храма. Сделан первый ярус резного иконостаса. Дубовый, украшенными колоннами, увитыми виноградной лозой, он изготавливается силами братии в столярной мастерской монастыря. Монахом Фаддеем (Косиновым) (+2021), были написаны святые образы для иконостаса. В храме также помещен почитаемый список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, подаренной государем Михаилом Федоровичем Романовым в 1620 году при зарождении пустыни и утерянной после закрытия обители. Список Площанской иконы выполнен иконописцем обители иеромонахом Савватием в XIX веке. Новый трехпрестольный храм, несмотря на свою внешнюю приземистость, просторен. Под купольными сводами смогут вместиться полторы тысячи человек. Основной престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Боковые приделы планируется посвятить святителю Николаю Чудотворцу и святителю Игнатию (Брянчанинову).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Перед малым входом за усердное служение Церкви Божией и труды по возрождению Зачатьевской обители и возведению собора Рождества Пресвятой Богородицы настоятельница монастыря игумения Иулиания (Каледа) была удостоена права ношения креста с украшениями. На великом входе Святейший Патриарх Кирилл рукоположил насельника  Троице-Сергиевой лавры  иеродиакона Далмата (Юдина) во пресвитера. По окончании Литургии состоялось славление перед иконой Божией матери «Милостивая», после чего Святейшего Владыку приветствовала игумения Иулиания. Матушка настоятельница отметила, что обитель всегда пользовалась особым вниманием московских Первосвятителей — от митрополита Алексия до Святейшего Патриарха Кирилла, и преподнесла Его Святейшеству образ святителя Алексия, митрополита Московского, и панагию. Также настоятельница поблагодарила Правительство Москвы и лично префекта Центрального округа г. Москвы С.Л. Байдакова за помощь на всех этапах строительства собора. Затем к Святейшему Патриарху от лица Кипрской Церкви и братии Киккского монастыря обратился митрополит Исаия, который поблагодарил за возможность служения в день освящения собора. В дар обители владыка передал список Киккской иконы Божией Матери и частицы мощей святых Кипра, недавно прославленных Кипрской Церковью. «Сегодня исторический день для города Москвы, да и для всей России, — сказал в  Первосвятительском слове  после Литургии Святейший Патриарх Кирилл. — Но еще предстоит большая работа, чтобы эти воссозданные стены всегда вмещали в себя людей, чтобы здесь совершалась Божественная литургия, чтобы вера народа укреплялась, а вместе с этой верой возрождалась Россия, несмотря на многие тяжкие обстоятельства современной жизни. Нам еще предстоит главный труд нашей жизни — молитва, духовный подвиг и возрождение нашего Отечества». Во внимание к усердным трудам по восстановлению обители Святейший Патриарх Кирилл удостоил высоких церковных наград: В память об освящении Святейший Патриарх Кирилл передал монастырю образ Божией Матери. Также от имени обители Предстоятель Русской Церкви передал в дар Кипрской Православной Церкви пелену для чудотворной Киккской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/1328409.ht...

На великом входе Святейший Патриарх Кирилл рукоположил насельника Троице-Сергиевой лавры иеродиакона Далмата (Юдина) во пресвитера. По окончании Литургии состоялось славление перед иконой Божией матери «Милостивая», после чего Святейшего Владыку приветствовала игумения Иулиания. Матушка настоятельница отметила, что обитель всегда пользовалась особым вниманием московских Первосвятителей — от митрополита Алексия до Святейшего Патриарха Кирилла, и преподнесла Его Святейшеству образ святителя Алексия, митрополита Московского, и панагию. Также настоятельница поблагодарила Правительство Москвы и лично префекта Центрального округа г. Москвы С.Л. Байдакова за помощь на всех этапах строительства собора. Затем к Святейшему Патриарху от лица Кипрской Церкви и братии Киккского монастыря обратился митрополит Исаия, который поблагодарил за возможность служения в день освящения собора. В дар обители владыка передал список Киккской иконы Божией Матери и частицы мощей святых Кипра, недавно прославленных Кипрской Церковью. «Сегодня исторический день для города Москвы, да и для всей России, — сказал в Первосвятительском слове после Литургии Святейший Патриарх Кирилл. — Но еще предстоит большая работа, чтобы эти воссозданные стены всегда вмещали в себя людей, чтобы здесь совершалась Божественная литургия, чтобы вера народа укреплялась, а вместе с этой верой возрождалась Россия, несмотря на многие тяжкие обстоятельства современной жизни. Нам еще предстоит главный труд нашей жизни — молитва, духовный подвиг и возрождение нашего Отечества». Во внимание к усердным трудам по восстановлению обители Святейший Патриарх Кирилл удостоил высоких церковных наград: В память об освящении Святейший Патриарх Кирилл передал монастырю образ Божией Матери. Также от имени обители Предстоятель Русской Церкви передал в дар Кипрской Православной Церкви пелену для чудотворной Киккской иконы Божией Матери. После богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении матушки игумении осмотрел музейную экспозицию в стилобате собора, в которой представлены сохранившиеся фундаменты храмов, существовавших на этом месте, и археологические находки, обнаруженные в ходе строительства храма.

http://pravoslavie.ru/43082.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010