В парекклисионе преподобных Симеона и Феодора была устроена ризница, для поклонения выставлены ковчеги с мощами (в т. ч. левая рука вмч. Феодора Тирона и правая рука вмч. Феодора Стратилата, часть главы первомч. Стефана, левая рука сщмч. Харалампия, часть главы мч. Трифона, главы ктиторов, часть ребра одного из Критских мучеников и др.), крест с частицей Честного Древа, иконы, гравюры. В 2013 г. парекклисион был отремонтирован, в М.-С. было открыто новое хранилище для уцелевших сокровищ мон-ря, большая часть которых (кроме мощей) была перенесена из парекклисиона. Среди экспонатов этого хранилища - воздвизальный крест, украшенный золотой проволокой и драгоценными камнями (1600); поручи с вышитой серебром композицией «Примите, ядите, сие есть Тело Мое...» (1614); серебряный оклад Евангелия, украшенный драгоценными камнями и бархатом (ок. 1700), и др. Здесь хранятся визант. рукописи с миниатюрами (в т. ч. Евангелие X-XI вв.) и иконы поствизант. периода. Росписи, в т. ч. в пронаосе, отреставрированы выдающимся новогреч. иконописцем И. Карусосом. На вершине утеса, на к-ром расположен мон-рь, были возведены 2 башни (сохр. одна), устроены парекклисионы Вознесения Господня и ап. Луки. К западу от монастырского комплекса находятся парекклисионы прп. Антония Великого и Св. Троицы, к северу - кладбищенская ц. Всех святых. В зап. части М.-С., в пещере, бьет св. источник. В кон. ХХ в., при игум. Никифоре (Феодоропулосе), по благословению Калавритского и Эйялейского митр. Амвросия мон-рь снова стал общежительным, в нем начались реставрационные и ремонтные работы. Были восстановлены гостиница для паломников, б-ка, трапезная, церковная лавка. В 2003 г. игуменом мон-ря стал Иероним (Кармас). М.-С. имеет частные владения в Калаврите и Элеонасе близ Диакофто, где братия производит оливковое масло и вино, выращивает цитрусовые. По данным на 2016 г., в мон-ре 5 монахов (Δπτυχα. 2016. Σ. 625). Икона Божией Матери «Мегалоспилеотисса» По преданию, создана ап. Лукой. В. Г. Григорович-Барский ссылается на то, что «историографи Греческие повествуют» о 3 иконах, выполненных ап. Лукой при жизни Пресв. Богородицы, одна из них была «в Мореи, в Великой Пещери, и тая стоит на ногах, и, простерши руце мало, молится» (т. е. Оранта (?); Григорович-Барский В. Странствование по св. местам Востока с 1723 по 1747 гг. СПб., 1885. Ч. 1. С. 402). «Мегалоспилеотисса» выполнена в воско-мастичной технике с добавлением смолы (по цвету близка к Влахернской иконе Божией Матери ), покрыта расписанной тканью, к-рая горела в 1640 г., и изображение было повреждено. По иконографии «Мегалоспилеотисса» близка к Киккской иконе Божией Матери из мон-ря вмц. Екатерины (диптих с вмч. Прокопием, посл. четв. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/2562754.html

Выборы Кипрского архиеп. Хрисанфа (1767-1810; Пафосский митрополит в 1762-1767) проводились митрополитами и представителями духовенства без участия мирян. Этот деятельный иерарх разумно распоряжался церковной собственностью и покровительствовал просвещению, несмотря на свое посредственное образование. На деньги архиепископа и свт. Панарета , митр. Пафосского, в Венеции были напечатаны сочинение митр. Феофила (Коридалевса), посвященное «Физике» Аристотеля (1779), «Хронологическая история острова Кипр» архим. Киприана (1788) и службы нек-рым Кипрским святым. Хрисанф выделил помещение для школы «Дворец премудрости» в здании Архиепископии, а в 1808 г. мон. Иоанникий предоставил свой дом рядом с архиепископской резиденцией для нового «Эллиномусиона», действовавшего под покровительством Хрисанфа и вел. драгомана Хаджигеоргакиса Корнесиоса. В 1772 г. архиеп. Хрисанф и др. кипрские архиереи обратились к Высокой Порте с письменной жалобой на злоупотребления откупщиков налогов. Богоматерь Хрисоройятисса. Гравюра И. Корнароса. 1801 г. (Британская б-ка, Лондон) Богоматерь Хрисоройятисса. Гравюра И. Корнароса. 1801 г. (Британская б-ка, Лондон) Ставший в 1775 г. мухассылом Хаджи Баки (аль-Хак Абдюльбаки-ага) увеличил налогообложение, поэтому 22 авг. 1783 г. архиеп. Хрисанф с митрополитами Панаретом Пафосским, Мелетием Китийским, Софронием Киринийским и игуменом Киккского мон-ря Мелетием отправились с жалобой на него в К-поль. Однако Хаджи Баки, до того как они достигли столицы, добился султанского указа об их аресте и ссылке на Афон. Узнав об этом во время остановки на Хиосе, кипрские архиереи изменили маршрут и, приплыв в Смирну, попросили убежища в европейских консульствах. Архиепископскую кафедру занял Иоанникий, игум. Махерасского мон-ря, Пафосскую - Иоаким, игум. мон-ря Пресв. Богородицы Паллуриотиссы, Китийскую - эконом ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Киринийскую - экзарх Киринийский Иоанникий, все они получили от османских властей соответствующие бераты. Под давлением великого везира К-польский патриарх Гавриил IV обратился с просьбой к Антиохийскому патриарху Даниилу послать на Кипр архиереев для хиротонии новых кипрских иерархов. Однако патриарх Даниил, понимая неканоничность этого действия, ответил отказом. Из письма Гавриила IV мы узнаем, что по местной традиции архиерейские выборы осуществлялись духовенством и мирянами, а затем выдвинутая кандидатура утверждалась или отвергалась властями ( Χριστοδολου Ν. Τ ρχιεπισκοπικ ζτημα τς Κπρου κατ τ τη 1900-1910. Λευκωσα, 1999. Σ. 31). Вел. везир, узнав о злоупотреблениях Хаджи Баки, вызвал его в К-поль для расследования, а кипрские архиереи были реабилитированы (июль 1784). Архиеп. Хрисанф построил и отремонтировал множество храмов: только в описи недвижимого имущества Архиепископии за 1768-1795 гг. перечислена 81 церковь, т. е. 1/6 всех храмов острова ( Θιλππου. 1975. Σ. 128-130).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

В 30-х гг. ХХ в. в Лимасольском округе развернул общественную деятельность свящ. и учитель Соломон Панагидис. В 1933 г. он открыл 1-ю на Кипре катехизаторскую школу в приходе Св. Троицы в Лимасоле, в 1937 г.- 1-й христианский детский лагерь в с. Айос-Иоанис близ Агроса, а в 1939 г.- 1-ю правосл. молодежную орг-цию в Лимасоле (ΟΧΕΝ). Под влиянием марксизма сформировались его идеалы христ. социализма. Свящ. Соломон поощрял внедрение в сельское хозяйство агрономии, в 1930 г. создал 1-й кооператив в районе Красохория (села-производителя вина в окрестностях Лимасола). Он занимался благотворительностью, открыл вечернюю школу для работавшей молодежи Лимасола. Леонтий I, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) Леонтий I, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) В июле 1939 г. закончился срок губернаторства Палмера, в авг. на Кипр прибыл новый губ. У. Д. Баттершил. Он оставил в силе решения и законы Палмера, касавшиеся Церкви, отменив только право отвода губернатором нежелательных кандидатур. Британские власти оказывали давление на местоблюстителя Леонтия, требуя проведения выборов, и привлекали для этой цели различных авторитетных церковных деятелей (напр., Христофора II, патриарха Александрийского). С началом второй мировой войны неприятие колониальных властей греками-киприотами сменилось настроением сотрудничества «ради общей победы». 23 мая 1941 г. митр. Леонтий создал совещательный церковный орган «Народный Совет Кипрской Церкви» из 6 представителей епархий. В февр. 1943 г. Леонтий встретился с прибывшим на Кипр премьер-министром Великобритании У. Черчиллем, которому незадолго до этого направил телеграмму. В ней говорилось о том, что киприоты сражаются вместе с англичанами, рассчитывая на послевоенное объединение с Грецией. В 1942 и 1943 гг. митр. Леонтий обращался к колониальным властям с пространными докладными записками о необходимости архиепископских выборов, но его просьбы были отклонены. Тогда 30 нояб. 1943 г. в связи с 10-летием вдовства архиепископской кафедры митр. Леонтий объявил об этом КПЦ, находящейся в трауре. Из-за отсутствия Свящ. Синода незамещенными оставались и др. церковные должности, напр. игумена Киккского мон-ря. Игум. Клеопа был обвинен в неправильном ведении финансовых дел (в годы его игуменства долг мон-ря возрос до 42 тыс. лир) и по решению Свящ. Синода был отстранен от управления и запрещен в служении. Но Клеопа не признал права вмешательства Свящ. Синода в дела ставропигиального мон-ря, подчинявшегося напрямую архиепископу. Это вызвало раскол среди братии, мон-рь управлялся комиссией из 6 чел.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

В сент. 1803 г. К. был рукоположен во митрополита Иконийского. Религ. жизнь епархии находилась в упадке, поэтому К. обратил особое внимание на духовно-нравственное просвещение народа. Он произносил проповеди на тур. языке (т. к. греки Иконийской митрополии говорили по-турецки), заботился о состоянии учебных заведений и открывал новые школы. К. продолжил научные занятия и собрал исторический, географический и археологический материал для труда об Иконийской обл. Впосл. на основании этого материала он издал географическую карту Иконийской обл. с комментариями, ценными в топографическом и эпиграфическом отношениях (Πναξ χωρογραφικς τς μεγλης ρχισατραπας το Ικονου. Βιννη, 1812; Ιστορικ περιγραφ το ν Βινν προεκδοθντος χωρογραφικο πνακος τς μεγλης ρχισατραπας το Ικονου. Κωνσταντινοπολις, 1815). 19 дек. 1810 г. К. по просьбе жителей города был переведен на Адрианопольскую кафедру. Он защищал паству от притеснения властей и занимался устройством народных школ. 4 марта 1813 г. К. был избран на Патриарший престол; 17 апр. состоялась его интронизация. В 1814 г. на средства вел. драгомана И. Аргиропулоса он реорганизовал больницу для моряков в К-поле, к-рая получила название Национального госпиталя. 4 дек. 1815 г. К. приписал к благотворительным учреждениям К-поля храм с чудотворной иконой Божией Матери «Суда» в Эгрикапы. Он заботился о состоянии приходских храмов и принимал меры, чтобы уменьшить их долги, увеличить доходы, создать внешнее благолепие (акты в пользу храмов Св. Духа на Санторине (Тире), Евангелистрии Пресв. Богородицы на Тиносе, вмч. Георгия Победоносца в Таксиархе (Кесарийская митрополия), вмч. Димитрия Солунского в Ксирокрини или Куручешме в К-поле). В 1814 г. синодальным постановлением при Патриархии была образована комиссия, обязанная посещать храмы и мон-ри К-польского архиепископского округа для ревизии их денежных дел. К. ревностно охранял церковные каноны. 9 июня 1814 г. был издан сигиллий по поводу запрещения брака между лицами, находящимися в 5-й степени родства. В Керкирской епархии был такой случай, и патриарх счел возможным применить экономию и простить нарушивших правила. 7 окт. 1818 г. К. известил Смирнского митрополита, чтобы он не допускал браков православных с инославными. К. издал грамоты, подтверждающие права ставропигиальных обителей: Олимпиотиссы Пресв. Богородицы мон-ря , Дионисия Олимпийского мон-ря , Киккского мон-ря на Кипре, Иоанна Предтечи скита близ Верии и др.

http://pravenc.ru/text/1840373.html

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

Реликварий (XVII в.) с главой прп. Иоанна Лампадиста (мон-рь прп. Иоанна Лампадиста) Реликварий (XVII в.) с главой прп. Иоанна Лампадиста (мон-рь прп. Иоанна Лампадиста) И. Л. скончался в возрасте 22 лет и был похоронен в монастырском соборе свт. Ираклидия. От его гробницы по ночам исходил свет, а спустя некоторое время двое больных эпилепсией получили исцеление от мощей И. Л. Когда гробница И. Л. была открыта, то оказалось, что сердце святого осталось нетленным. Прп. Иоанн Лампадист, с житием. Икона. XIII в. (Византийский музей мон-ря прп. Иоанна Лампадиста, Кипр) Прп. Иоанн Лампадист, с житием. Икона. XIII в. (Византийский музей мон-ря прп. Иоанна Лампадиста, Кипр) Однажды отец святого пришел к гробнице сына и услышал голос: «Иди, посмотри, каков храм великомученицы Анастасии, и построй такой же для меня». Кириак нанял строителей, и они воздвигли ц. во имя Иоанна Лампадиста рядом с монастырским собором, куда были перенесены и мощи святого. И. Л. явился приглашенному иконописцу, чтобы тот мог запечатлеть его образ. Хронист Леонтий Махерас (1-я пол. XV в.) называет И. Л. великим святым и сообщает, что он был диаконом, а его мощи прославились исцелениями бесноватых ( Leont. Makhair. Chronicle. § 36). Хотя И. Л. в настоящее время почитается как преподобный, в его Житиях ничего не говорится о принятии им монашеского пострига. В древнейшем Житии он, как правило, называется праведным. В. Г. Григорович-Барский, читавший одну из несохранившихся редакций Жития святого, называл И. Л. монахом ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 262-263). На фресках и иконах И. Л. изображается в диаконском облачении (древнейшие иконы относятся к XIII в.). В настоящее время честная глава И. Л. хранится в мон-ре прп. Иоанна Лампадиста (зафиксированы случаи исцелений от рака, происходящие от нее), частицы мощей находятся в Киккском монастыре и в ц. мч. Маманта в Морфу ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 203). Ист.: Ακολουθα το σου κα θεοφρου πατρς μν Ιωννου το Λαμπαδιστο, κτεθεσα παρ Γερασμου ερομονχου το Κυπρου. Ενετα, 1667; Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 262-265; Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 36; Βος το σου κα θεοφρου πατρς μν Ιωννου το Λαμπαδιστο π Λεωνδα Χατζηκωστ κ Λεμεσο//Αϒιορειτικ Βιβλιοθκη. Βλος, 1950. Τ. 15; Αϒιος Ιωννης Λαμπαδιστς. Βος - Η Ιερ Μον του - Παρακλητικς Κανν. Περιστερνα, 2003.

http://pravenc.ru/text/471341.html

В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и нек-рых др. визант. Синаксарях И. назван священномучеником и в этом чине почитается в наст. время на Кипре (SynCP. Col. 54; ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.). Христофор Митилинский (XI в.) составил ямбический дистих в честь И., где говорится, что И. был сожжен на костре. Служба И. была написана в поствизантийский период, отредактирована иером. Парфением и опубликована в Венеции в 1774 г.; впосл. она многократно переиздавалась по разным рукописям. В ХХ в. мон. Герасим Микраяннанит составил молебный канон в честь этого святого. От мощей И. происходили исцеления больных и бесноватых. Честная глава и десница И. хранятся в построенном на месте погребения И. в Ираклидия мон-ре . Кроме того, частицы мощей святого находятся в Киккском и Махерасском мон-рях, в Кипрской архиепископии и в мон-ре Хрисорройятисса ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 190). В XI в. в честь И. была построена церковь, ставшая соборным храмом Иоанна Лампадиста мон-ря . Открытие ежегодной ярмарки в день памяти святого близ мон-ря св. Ираклидия проходит при большом стечении народа. Ист.: BHG, N 743; Владимир (Филантропов). Описание. С. 518; ActaSS. Sept. T. 5. P. 467-468; Halkin F. Les Actes Apocryphes: De St. Héraclide de Chypre disciple de l " Apotre Barnabé//AnBoll. 1964. T. 82. P. 133-170; Esbroeck M., van. Les Actes armeniens de saint Heraclide de Chypre//Ibid. 1985. T. 103. P. 115-162; Acta Barnab. S. 291-302; Vita Sancti Auxibii/Ed. P. Van Deun, J. Noret//Hagiographica Cypria. Turnhout; Leuven, 1993. P. 208-236. (CCSG; 26); Νικδημος. Συναξαριστς. 1993. Τ. 1. Σ. 167; Ιερ Μον Αγου Ηρακλειδου. Λευκωσα, 2001. Лит.: Butler C. The Lausiac History of Palladius. Camb., 1898. P. 183; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 286; Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. T. 26. P. 236-237; Nau F. La légende des saints évêques Héraclide, Mnason et Rhodon ou l " apostolicité de l " Église de Chypre//ROC. 1907. T. 12. P. 125-138; Lucchesi G. Eraclide//BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 1280-1281; Τωμαδκης Ν. Β. Η κυπριακ γιολογα κα μνογραφα ν σχσει πρς τς κυπριακς κολουθας//ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 201, 229, 237, 245; Τσικνπουλλος Ι. Π. Ο Αγιος Ηρακλεδιος ερ ατο Μον κα κολουθα Επσης δε Αγιος Μνσων κα ερ ατο Μον, Αγιος Θεδωρος Ταμασες κα ερς ατο νας. Λευκωσα, 1967; Aubert R. Héraclide//DHGE. T. 23. Col. 1342-1343; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 1995. Σ. 168; Χατζηωννου Κ. Π. Η ρχαα Κπρος ες τς λληνικς πηγς. Λευκωσα, 1985. Τ. 1. Σ. 306-339.

http://pravenc.ru/text/673835.html

Святыни и крестные ходы. К общецерковному и местному почитанию канонизированы 40 святых (преимущественно новомученики и исповедники), имеющих отношение к районам, к-рые входят в состав К. и С. е. Празднование Собору Касимовских святых совершается в епархии в четверг Фоминой седмицы. В наст. время в епархии особо почитаются образы Пресв. Богородицы в храме свт. Николая в Касимове: Касимовская Казанская икона Божией Матери (чудотворный список из касимовского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря ) и Митинская икона «Всех скорбящих Радость» (помимо др. дней памяти 1 июня празднуется ее обретение в 1948). Никольский храм в Касимове был закрыт в 1941 г., в 1943 г. богослужение в нем возобновилось, до 2002 г., когда был освящен отреставрированный Вознесенский собор, ц. свт. Николая являлась 2-м кафедральным храмом Рязанских архиереев. Известна чудотворениями Срезневская икона Божией Матери «Споручница грешных» в Казанской ц. в с. Срезневе Шиловского р-на (происходит из закрытой в 1919 Пронской Преображенской муж. пуст.). В Казанском храме в Срезневе в 1919-1931 гг. служил игум. прмч. Филарет (Пряхин) , в 1934-1937 гг.- иером. прмч. Сергий (Сорокин) . В 1950-1958 гг. при храме вместе с несколькими монахинями подвизалась преподобноисп. Анна (Столярова; † 23 дек. 1958), в храме почивают ее мощи. В касимовской Троицкой ц. находятся мощи прот. священноисп. Сергия Правдолюбова , служившего здесь в 1923-1935 гг. В Покровском храме в пос. Сынтул Касимовского р-на почивают мощи священноисп. Александра Орлова († 27 апр. 1941). До 1917 г. особо почиталась Кадомская Киккская икона Божией Матери , находившаяся в кадомском в честь иконы Божией Матери «Милостивая» жен. мон-ре . Чудотворный образ исчез в 20-х гг. XX в. В нач. XXI в. в Киккском мон-ре на Кипре для возрожденной Кадомской обители был сделан список чудотворного образа, ныне почитаемый в епархии. В Благовещенском храме Касимова хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная 3 дек. 1727 г. иеродиаконом касимовского Николаевского мон-ря Алипием (Никифоровым). Первоначально образ находился в Касимовском магистрате, затем был перенесен в Благовещенский храм. Икона не раз спасала город от пожаров. После 1917 г. она попала в местный музей, затем исчезла.

http://pravenc.ru/text/1681215.html

Мч. Иоанн. Фрагмент правой створки Боррадейльского триптиха. X в. (Британский музей, Лондон) Мч. Иоанн. Фрагмент правой створки Боррадейльского триптиха. X в. (Британский музей, Лондон) В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип X в.) К. и И. упоминаются дважды. Под 31 янв. отмечена память их кончины и говорится, что торжественная служба в честь мучеников совершалась в К-поле в посвященной им церкви в квартале Сфоракий (в Типиконе - Спаракий; Mateos. Typicon. T. 1. P. 216-218; SynCP. Col. 435); при этом в Синаксаре указывается, что К. был родом из Александрии, И.- из Эдессы. Под 28 июня отмечена память перенесения мощей святых; сообщается, что оба мученика (а не только К.) были целителями, их мощи обрели при имп. Аркадии (395-408) и Феофиле I, архиеп. Александрийском; торжественная служба К. и И. в этот день совершалась в церкви в Аркадианах (греч. Αρκαδιανα; Mateos. Typicon. T. 1. P. 322; SynCP. Col. 435, 777). Под 12 нояб. в обоих источниках указывается празднование обновления часовни аввы Кира ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 98; SynCP. Col. 218). В лат. описании святынь К-поля XII в. (Аноним Меркати) упоминается, что мощи К. и И. хранились в мон-ре, построенном в честь этих святых возле мон-ря прав. Лазаря, и в мон-ре Пресв. Богородицы Триаконтафиллос (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 441, 452). Ок. 1200 г. Антоний Новгородец видел честные главы К. и И. в храме Св. Софии в К-поле (Книга Паломник. С. 16). В наст. время частицы мощей К. и И. хранятся во мн. мон-рях Греции, в т. ч. на Афоне - в Зографе, Кастамоните, Великой Лавре и Пантократоре, на Пелопоннесе - в Агия-Лавре и Мега-Спилео, на Патмосе - в мон-ре ап. Иоанна Богослова, а также на Кипре - в Киккском мон-ре ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 165, 203; www.churchsynaxarion.blogspot.gr/2009/05/4-1.html [Электр. ресурс]). Западная традиция

http://pravenc.ru/text/1840131.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Милующая), (празд. 11 июня), чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к-рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил. Икона Божией Матери " Достойно есть " . Ок. Х в. (?) (храм Успения Богородицы в Протате) Икона Божией Матери " Достойно есть " . Ок. Х в. (?) (храм Успения Богородицы в Протате) После чудесного события (см. ст. «Достойно есть» , песнопение в честь Пресв. Богородицы) «Д. е.» и. привезли в Протат и поставили в алтаре Успенского храма на горнем месте, где образ находится и в наст. время. По существующей издавна на Афоне традиции на 2-й день Пасхи, после литургии, совершается крестный ход с чудотворным образом вокруг Кареи. В 1488 г. 4 монаха, жившие на подворье мон-ря прп. Дионисия в Карее, не вышли на крестный ход; назвав его противозаконным, они смеялись над его участниками. В тот же вечер от сильного дождя с градом погибли все растения в огородах и виноградники этого подворья. Пребывавший в обители прп. Дионисия патриарх К-польский Нифонт наложил на монахов строгую епитимию за презрение св. иконы. Др. подобный случай произошел с монахами близлежащей обители Кутлумуш, к-рые решили совершать крестный ход в своем мон-ре, не участвуя в общем празднике. Внезапно на монастырскую пристань напали разбойники и сожгли ее. Спустя нек-рое время при аналогичных обстоятельствах разрушились здания и стены Кутлумуша. Насельники мон-ря раскаялись и последовали установленному древнему чину почитания св. иконы. Иконография «Д. е.» и. принадлежит к изводу Киккской иконы Божией Матери . Это отмечено Н. П. Кондаковым , к-рый отнес первообраз к числу афонских памятников, по его мнению не являвшихся подлинными древностями ( Кондаков. 1902. С. 176, 178). Младенец восседает слева на руке Богородицы, Которая держит Его за правую руку с развернутым свитком. В наст. время образ закрыт окладом с чеканными изображениями ангелов в среднике и святых на полях.

http://pravenc.ru/text/180369.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010