По всем высказанным причинам Соборная Восточная Церковь пресекла общение с частной Римской церковью, как отпавшей от истины и от правил Соборной Православной Церкви. Римские же епископы как начали гордостью, гордостью и оканчивают. Они силятся доказывать, что будто бы Православная Соборная Церковь отпала от их частной церкви. Но это несправедливо и даже нелепо. Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от православной. Хотя католики ради мнимой правоты выставляют на вид, что папа их, во время единения с Соборной Православной Церковью, в числе пяти патриархов был первый и старший, но это ради царственного Рима, а не по духовному какому достоинству или власти над другими патриархиями. Несправедливо назвали они и церковь свою католическою, т.е. соборною. Часть целым никогда называться не может; а римская церковь до отпадения своего от Православия составляла только пятую часть Соборной Церкви. Особенно же потому Римская церковь соборною называться не должна, что она отвергла постановления Вселенских Соборов, последуя неправым своим умствованиям. Некоторым бросается в глаза численность и повсюдность приверженцев католической церкви, и потому думают недостоверно разумеющие истину, что не должна ли ради сей причины называться Латинская церковь Вселенскою или Соборною? Но мнение это весьма ошибочно, потому что нигде в Св. Писании не приписывается особенного духовного права множеству и численности. Господь ясно показал, что признак истинной Соборной Церкви не заключается в множестве и численности, когда говорит в Евангелии: " Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство " (Лк. 12: 32). Есть и пример в Св. Писании не в пользу множества. По смерти Соломона, при сыне его разделилось царство Израильское, и Св. Писание десять колен представляет отпавшими, а два колена, бывшие верными долгу своему, не отпавшими. Посему напрасно католическая церковь старается доказывать правоту свою множеством и численностью и повсюдностью. Признак Вселенской Церкви на Вселенских Соборах св. Отцами означен совсем иной, т.е. соборне положено: веровать во Едину, Соборную и Апостольскую Церквовь, а не просто во вселенскую, или повсюдную Церковь. Римская церковь хотя и имеет повсюду во вселенной своих последователей, но так как не хранит свято соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/09/...

I. Происхождение римской литургии До восьмого века, в западных церквах, были в употреблении многие литургии, значительно разнившиеся между собою. В Галлии, например, употреблялась литургия, так называемая, Галликанская 2 , в Медиолане литургия св. Амвросия 3 , в Испании Мозарабская или Готфская 4 , в Англии или Британии, так называемая, Гибернская (Hibernica) 5 . Собственно Римская литургия, совершалась только в Риме. Но с распространением на запад власти папской, Римские обряды и литургия, мало помалу вводимы были повсюду, куда только достигала эта власть, так что одна только Медиоланская церковь и несколько епархий в Испании удержали свои древние литургии 6 . Предметом нашего исследования будет собственно Римская литургия, употребляемая ныне во всех церквах 7 , признающих над собою власть папы. Итак, – 1. Откуда Римская литургия ведет свое начало? По всеобщему мнению западных писателей, Римская литургия ведет свое начало от апостола Петра 8 . Мнение это основывается на свидетельстве Иннокентия I (ж. в 5 в.), папы Римского, который будто бы говорит, что литургия Римской церкви преподана ей апостолом Петром. Вот это свидетельство Иннокентия (по поводу допущенных, в V веке, некоторыми священниками в западных церквах, нововведений, породивших различие, между ними, в совершении обрядов и священнодействий, папа Иннокентий I, в послании своем к Деценцию епископу Евгубинскому говорит): «если бы священники господнии желали сохранять постановления церковные ненарушимо, как они преподаны блаженными апостолами; то не было бы никакого различия, никакого разнообразия в самых обрядах и священнодействиях. А когда каждый думает, что надобно держаться не того, что преподано, но того, чего ему угодно; поэтому и видим, что в разных местах или церквах, или содержат не одно и тоже, или священнодействуют различно; а от этого происходит соблазн для народа, который как не сведущий в древних преданиях, по предубеждению человеческому думает, что они повреждены, или что церкви не согласны между собою, или что апостолы или мужи апостольские ввели противоречие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не считаем мы возможным согласиться с Преосв. Иоанном и в том, что английские епископы «как скоро сделались отступниками от церкви римской, уже потеряли то полномочие, каким были снабжены при рукоположении от церкви римской: церковь римская дала им власть иерархическую, церковь римская могла и отнять у них то, что дала, и действительно в свое время отняла, когда объяв- —406— ляла их лишенными общения церковного». – Такой взгляд мы не можем признать справедливым потому, что во 1) сама римская церковь признает за рукоположением неизгладимый характер, вследствие чего отпадение от римской церкви не лишает отпадшего его священного сана, а только отнимает у него право осуществлять законно свои полномочия. Если же так, то указание на отпадение английских епископов от римской церкви не имеет отношения к вопросу о действительности их рукоположения. Во 2): если лицо римско-католической иерархии, отпадая от своей церкви, принимает православие, то, по указанному взгляду, следовало бы, что оно теряет при этом и свой свящ. сан, ибо получило его от церкви римской, которая теперь отнимает у него этот сан, отлучая отпадшего в православие от своего, т. е. римского, церковного общения. Однако Православная Церковь принимает таковых лиц в их священном сане и следовательно не разделяет того взгляда, что римская церковь , дав этим лицам иерархическую власть, отнимает её у них, как скоро эти лица отпадают от своей церкви. – Считая несвоевременным вдаваться теперь в подробное раскрытие указанных нами пунктов, мы сказали только то, что считали неизбежным, быв вынужденными к тому, и затем станем продолжать свое исследование в том убеждении, что всякая полемика не будет напрасною тратой времени и может в должной мере служить выяснению истины лишь тогда, когда подвергающийся возражениям успеет уже вполне высказать свои воззрения. В. С. Добротворский В.И., прот., проф. Православное догматическое богословие: Лекции //Богословский вестник 1896. Т. 3. 9. С. 65–80 (5-я пагин.). (Продолжение.) —65— грех прародителей усвояется природе каждого их потомка, потому что действительно ей принадлежит; от нечистого каждый рождается нечистым, зараженным грехом, потому подвергается всем последствиям греха; но грех не только усвояется человеку, а и вменяется ему, как лицу, когда он содеевает грех по своему хотению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот, антихрист выходит из этого секуляризированного, обмирщвленного моря. Сын дьявола, он будет активно заниматься политической жизнью. Причем, Священное Писание и отцы Церкви связывают пришествие антихриста со временами Римской империи в период упадка. Кто-то может спросить: – А где сейчас Римская империя? Она восстановлена – это Евросоюз. Причем, Римская империя, восстановленная как Евросоюз, намного больше, чем была сама Римская империя и Священная Римская Империя германского народа. Намного больше. И в этом смысле в воцарении антихриста большую роль сыграет Евросоюз, чем Америка или тот же Израиль. Они будут на подхвате. Поэтому мы, христиане, должны сознавать, что живем в эпицентре этих событий. Не надо думать, что антихрист прилетит из Америки, воцарение будет происходить здесь. На священных землях христианских. И обратите внимание на то, как описывается зверь, выходящий из моря, – «с семью головами и десятью рогами» . Я напомню вам, что семь голов этого зверя символизируют полное неприятие благодати Божией. У нас семь Таинств, через которые мы получаем благодать Божию, а эти семь голов символизируют полное неприятие благодати Божией. То есть, антихрист, этот зверь, выходящий из моря, сделает все для того, чтобы разрушить евхаристическую жизнь народа Божия, лишить нас возможности иметь благодатные Таинства. Во дни антихриста открыто службы будут совершать только безблагодатные священнослужители. Благодатные священнослужители будут в гонениях. Как мы ранее изучали, Жена убежала в пустыню. И в великой ярости силы зла будут преследовать христиан. Помните, что дракон пустил вослед Жене? Он пустил реку. Вода символизирует что? Река, пущенная силами зла – это искаженное слово Божие. Это ереси, заблуждения. Во дни воцарения антихриста, когда будут гонения против верующих, самая страшная форма гонений будет со стороны еретиков, которые будут совращать людей своей погибельной ересью. «…на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» . Я пояснял в прошлом учебном году, что десять рогов символизируют полное неприятие заповедей Божиих. Силы зла будут противостоять каждой заповеди Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В XX столетии западный христианский мир представляет из себя пеструю картину множества враждующих конфессий, которые, однако, могут быть подразделены на четыре основные группы. Первое место среди них занимает Римо-Католическая Церковь , самая многочисленная и мощная община среди современных христиан. Римо-католики твердо верят, что они одни имеют право называться Церковью, и что слова Спасителя, обращенные к Апостолу Петру: «И Я говорю тебе: ты камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» ( Матф.16:18 ), относятся исключительно к ним. Благодаря этой вере и миссионерской ревности своих членов, Римская Церковь широко распространилась по лицу всей земли, и ее сыны находятся повсюду, куда только достигло благовестие христианской истины. Они не только обращают язычников к вере, но не менее горячо стараются привлечь в свое лоно и всех других христиан, убеждая их, что вне корабля, направляемого рукой преемника Апостола Петра – папы Римского – нет истинного христианства и нет спасения. Римо-Католическая Церковь утверждает, что она одна сохранила верность тому учению, которое было передано Спасителем Своим ученикам. С этими утверждениями не могут согласиться ни восточные православные, ни западные, не римские христиане. В действительности, Римская Церковь в течение своей истории постепенно возвышала власть пап над всеми другими епископами. В 1870 году на Ватиканском Соборе она провозгласила его непогрешимым главою всей Церкви, то есть утвердила учение, неизвестное ранним христианам и непризнанное Православным Востоком. Римская Церковь, несмотря на свое широкое распространение, остается лишь одним из вероисповеданий, отличительными чертами которого стали особенности римской культуры – ее легализм, дисциплина и беспрекословное подчинение своему начальству. Также характерно для Римской Церкви ее желание рассматривать своего главу – папу – как одного из независимых светских владык. Римская Церковь обладает многими духовными дарами, ее жизнь украшена самоотверженной работой ее многочисленных членов, но их нетерпимость, желание всемирного господства, склонность прибегать к насилию и высокомерное отношение к другим христианам, делают их в значительной степени ответственными за продолжающуюся вражду внутри христианского мира. Лютеранство и кальвинизм

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Христос не придет, говорит, пока не будет разрушена римская империя и не придет антихрист, и Христос для того придет в такое время, чтобы низложить антихриста. Вы помните, говорит, что это самое, что теперь пишу в послании, я прежде устно передавал вам, когда был у вас, и говорил, что Христом не придет, пока пред Ним не явится антихрист. И ныне вы знаете, чтó не допускает открыться ему в свое время, т.е. вы очень хорошо знаете, какая причина того, что антихрист не приходит в настоящее время. Он не хочет прямо сказать, что римская империя будет разрушена, – та империя, которую правители ее считали вечной. Поэтому-то по Апокалипсису Иоанна на челе облеченной в порфиру блудницы написано имя богохульное, т.е. вечного Рима. Ибо если бы он прямо и смело сказал, что антихрист не придет, пока прежде не сокрушится римская империя, то в этом увидели бы справедливую причину для гонения на рождающуюся тогда церковь . Дальнейшее же: ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник – имеет такой смысл: многими злодеяниями и беззакониями, которыми нечестивейший Нерон гнет мир цезарей, предуготовляет пришествие антихриста и в Нероне отчасти исполняется то, что впоследствии сделает антихрист; пусть только уничтожится, взята будет от среды римская империя, которая держит теперь все народы, и тогда придет антихрист, источник беззакония, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, т.е. божественным могуществом, силой своего величия, для коей повелеть значит сделать; убьет не множеством рати, не силой воинов, не помощью ангелов, но антихрист будет убит тотчас, как только придет Христос. И как тьма прогоняется проявлением солнца, так и Господь уничтожит и сокрушит его явлением (illustratione) пришествия Своего. Дела антихриста суть дела сатаны, и как во Христе была полнота божества телесно, так и в антихристе будут все силы и знамения и чудеса, но все – ложное. Ибо как божественным знамениям, производимым Моисеем, волхвы противопоставляли свои ложные знамения, и как жезл Моисея пожрал жезлы их ( Исх. 7 ); так и истина Христова пожрет ложь антихристову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

По всем высказанным причинам Соборная Восточная Церковь пресекла общение с частною Римскою Церковию, как отпадшею от истины и от правил Соборной Православной Церкви. Римские же епископы, как начали гордостию, гордостию и оканчивают. Усиливаются они доказывать, что будто бы Православная Соборная Церковь отпала от их частной Церкви. Но это несправедливо и даже нелепо. Истина свидетельствует, что Римская Церковь отпала от Православной. Хотя паписты ради мнимой правоты выставляют на вид, что патриархат их, во время единения с Соборною Православною Церковию, в числе пяти был первый и старший; но это ради царственного Рима, а не по духовному какому достоинству, или власти над другими патриархиями. Несправедливо назвали они и Церковь свою Католическою, т. е. соборною. Часть целым никогда называться не может; а Римская Церковь до отпадения своего от православия составляла только пятую часть единой Соборной Церкви. Особенно же потому Римская Церковь соборною называться не должна, что она отвергла постановления Вселенских Соборов, последуя неправым своим умствованиям. Некоторым бросается в глаза численность и повсюдность приверженцев латинской Церкви, и потому думают недостоверно разумеющие истину, что не должна ли ради сей причины называться Латинская Церковь Вселенскою или Соборною? Но мнение это весьма ошибочно, потому что нигде в Св. Писании не приписывается особенного духовного права множеству и численности. Господь ясно показал, что признак истинной Соборной Церкви не заключается во множестве и численности, когда говорит в Евангелии: " не бойся , малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство " (Лк. 12, 32). Есть и пример в Св. Писании не в пользу множества. По смерти Соломона, при сыне его разделилось царство Израильское, и Св. Писание десять колен представляет отпадшими, а два колена, пребывшие верными долгу своему, не отпадшими. Посему напрасно Латинская Церковь старается доказывать правоту свою множеством и численностию и повсюдностию. Признак Вселенской Церкви на Вселенских Соборах св. отцами означен совсем иной, т. е. соборне положено: веровать во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а не просто во вселенскую, или повсюдную церковь. Римская Церковь хотя и имеет повсюду во вселенной своих последователей, но так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/156/...

Становление системы К. п. в Риме было связано с образовательной деятельностью ордена иезуитов , разработавших особую программу обучения (см. Ratio studiorum ), важное место в к-рой занимало совместное проживание студентов и соблюдение строгого распорядка дня. В 1551 г. по инициативе Игнатия Лойолы была основана Римская коллегия (Collegium Romanum, или «Бесплатная школа грамматики, гуманитарных наук и христианского вероучения» (итал. Scuola di grammatica, d " umanità e dottrina cristiana)). В 1553 г. в Римской коллегии учредили теологический и философский фак-ты; в 1556 г. коллегия получила статус ун-та (ныне Григорианский ун-т). Римская коллегия с самого начала имела интернациональный характер, как и Римская семинария (Seminario Romano), основанная 1 февр. 1565 г. папой Римским Пием IV как пример реализации решений Тридентского Собора (1545-1563) о создании диоцезальных ДС. Римская семинария также была передана под управление ордену иезуитов. Первый устав семинарии составил генеральный настоятель ордена Диего Лайнес ; непосредственное участие в организации Римской семинарии принимал кард. Карло Борромео . 31 авг. 1552 г. по инициативе Лойолы и кард. Джованни Мороне папа Римский Юлий III буллой «Dum sollicita» учредил Германскую коллегию (Германикум; Collegium Germanicum) - 1-ю национальную папскую коллегию в Риме, созданную для подготовки студентов из немецкоязычных стран; в деятельности Германской коллегии особое внимание уделялось борьбе с Реформацией и протестант. влиянием. В 1580 г. папа Римский Григорий XIII объединил Германскую коллегию с созданной в 1578 г. по инициативе иезуита С. Санто Венгерской коллегией (Collegium Hungaricum) в единую Германо-Венгерскую папскую коллегию (Pontificium Collegium Germanicum et Hungaricum). Студенты Германо-Венгерской коллегии как правило обучались в папском Григорианском ун-те, в наст. время часть студентов учится и в др. папских университетах. В 1578 г. кард. Уильям Аллен отправил в Рим некоторых студентов из организованной им для англ. католиков семинарии в Дуэ (Сев. Франция); в 1579 г. папа Григорий XIII учредил в Риме, на базе построенного в XIV в. приюта для англ. паломников, Английскую коллегию (Collegium Anglorum). По образцу Германо-Венгерской и Английской коллегий Григорий XIII создал Греческую коллегию свт. Афанасия (для подготовки католических клириков визант. обряда; 1577), Польскую (1582-1584) и Маронитскую (для подготовки клириков Маронитской католической Церкви ; 1584) коллегии. Позднее были открыты Шотландская (1600) и Ирландская (1628) папские коллегии. В 1627 г. для подготовки клириков-миссионеров из разных стран папа Римский Урбан VIII основал коллегию Конгрегации пропаганды веры (Collegium Urbanum; в 1962 преобразована в папский Урбанианский ун-т).

http://pravenc.ru/text/1841750.html

Блаженный Иероним учение Апостола Павла об антихристе довольно обстоятельно изъяснил в письме к Алгазии. Алгазия предложила Иерониму одиннадцать вопросов относительно одиннадцати изречений из Евангелий и Посланий Апостола Павла, разъяснение которых было ей —20— желательно. Последний из этих вопросов был: «Что означает то, что Апостол пишет к Фессалоникийцам: Пока не придет сначала отступление, и не откроется человек греха, и прочее? Отвечая на этот вопрос, Иероним дает следующее объяснение учения Апостола. Апостол, – говорит Иероним, – выводит Фессалоникийцев из заблуждения, будто уже настоит день Господень, «и излагает то, чего должно ждать прежде пришествия Христа, чтобы, когда увидят те действия, узнали бы антихриста, т. е., человека греха...» «Пока, говорит, не придет сначала отступление..., так что все народы, которые подчинены Римской империи, отложатся от нее, и откроется, т. е., покажется человек греха, которого предвозвещают все слова пророков…»; «пока, говорит, не будет опустошена сначала Римская империя, и не придет предварительно антихрист: дотоле не придет Христос, Который потому и придет так, чтобы уничтожить антихриста...» «И ныне, что удерживает, знаете, чтобы открылся в свое время, т. е., какая причина того, что антихрист не является теперь, вы прекрасно знаете. А не желает открыто сказать, что Римская империя будет разрушена потому, что сами те, которые владычествуют, считают ее вечной. Ибо если бы он открыто и смело сказал, что антихрист не придет до тех пор, пока не будет предварительно разорена Римская империя, то это показалось бы достаточной причиной воздвигнуть гонения на возникавшую тогда Церковь ». А слова: Тайна беззакония уже действует, только кто держит ныне, пусть держит, пока от среды будет, и тогда откроется тот беззаконик, по мнению Иеронима, имеют следующий смысл: «Во многих бедствиях и беззакониях, которыми Нерон, нечестивейший из цезарей, утеснял мир, заключается зародыш пришествия антихриста, и что после будет делать этот, это отчасти осуществляется в том; только что Римская империя, которая ныне владеет всеми народами, устранится и из среды будет, тогда и придет антихрист, источник беззакония» 1548 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пусть далее св. Киприан называет римскую церковь кафедрой и местом ап. Петра, – это только значит, что она есть первая между другими равными, как и Петр был первым между другими апостолами. Если, далее, церковь римская есть, по выражению Киприана, главная (principalis) церковь, от которой произошло (exorta est) священническое единство 788 , – то ясно, в каком смысле мог так сказать Киприан о римской церкви. Церковь эта есть первая между равными; отрицая ее, мы уже не признаем и другой, равной и одинаковой с ней, церкви, и третьей, – словом, отрицаем церковное единство, церковь вообще. В этом смысле церковь римская, как первая, есть главная церковь. Наконец, и выражения св. Киприана о церкви римской – matrix и radix – плохо помогают защитникам папской теории: церковь римская – мать и корень других церквей, как предначавшая церковное единство, как единственная на Западе церковь, основанная самими апостолами; но отсюда еще далеко до главенства римского епископа. Если, таким образом, ссылки на творения св. Киприана нисколько не оправдывают измышлений папистов, то его собственные действия по отношению к римскому престолу окончательно отнимают у них всякое право ссылаться на него, как на защитника римского главенства. Правда, св. Киприан всегда с особенным уважением относился к римской церкви, как матери церкви карфагенской, и старался по возможности быть с ней и ее епископом в общении, – к чему обязывала его и его теория единства церкви, а также общность интересов, так как обе церкви – римская и карфагенская – должны были бороться почти против одних и тех же лжеучений. Отсюда – частая переписка между Киприаном и Римом, отсюда – готовность его следовать советам, приходившим к нему из Рима; так, он согласился с практикой Рима, дозволив давать отпущение грехов, прежде своего возвращения в Карфаген, тем из падших, кто был смертельно болен 789 . Но при этом он действовал постоянно с сознанием своей свободы, принимая мнение из Рима, как совет, а не как приказание; не приписывая римскому епископу какой-нибудь особенной, высшей власти, – Киприан, как только видел, что тот заявляет притязание на господство в церкви, энергично вступал с ним в борьбу за идею о равенстве епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010