Монахи прославляли его за благочестие и за щедрость монастырям. Это-то благодушие, соединенное в нем с энергическою деятельностью и умом, вознесло его так высоко и в глазах современников, и в памяти потомства. Вероятно, народные эпические песни о временах киевского князя Владимира Красное Солнышко, так называемые былины Владимирова цикла, относятся не к одному Владимиру Святому, но и ко Владимиру Мономаху, так что в поэтической памяти народа эти два лица слились в одно. Наше предположение может подтверждаться следующим: в Новгородской летописи под 1118 годом Владимир с сыном своим Мстиславом, княжившим в Новгороде, за беспорядки и грабежи призвал из Новгорода и посадил в тюрьму сотского Ставра с несколькими соумышленниками его, новгородскими боярами. Между былинами Владимирова цикла есть одна былина о Ставре боярине, которого киевский князь Владимир засадил в погреб (тюрьмами в то время служили погреба), но Ставра освободила жена его, переодевшись в мужское платье. Имя Владимира Мономаха было до того уважаемо потомками, что впоследствии составилась сказка о том, будто византийский император прислал ему знаки царского достоинства, венец и бармы, и через несколько столетий после него спустя московские государи венчались венцом, который назвали " шапкою " Мономаха. Рассуждая беспристрастно, нельзя не заметить, что Мономах в своих наставлениях и в отрывках о нем летописцев является более безупречным и благодушным, чем в своих поступках, в которых проглядывают пороки времени, воспитания и среды, в которой он жил. Таков, например, поступок с двумя половецкими князьями, убитыми с нарушением данного слова и прав гостеприимства; завещая сыновьям умеренность в войне и человеколюбие, сам Мономах, однако, мимоходом сознается, что при взятии Минска, в котором он участвовал, не оставлено было в живых ни челядина, ни скотины. Наконец, он хотя и радел о русской земле, но и себя не забывал и, наказывая князей действительно виноватых, отбирал их уделы и отдавал своим сыновьям. Но за ним в истории останется то великое значение, что, живя в обществе, едва выходившем из самого варварского состояния, вращаясь в такой среде, где всякий гонялся за узкими своекорыстными целями, еще почти не понимая святости права и договора, один Мономах держал знамя общей для всех правды и собирал под него силы русской земли.

http://sedmitza.ru/lib/text/435561/

13 сентября гетман со всеми своими спутниками представлялся государю; прием был обычный посольский; все целовали государеву руку и спрошены были о здоровье; Брюховецкий представил подарки: пушку полковую медную, взятую у изменников-козаков, булаву серебряную изменника наказного гетмана Яненка, жеребца арабского, 40 волов чебанских. 15 сентября гости били челом, чтоб великий государь пожаловал их, велел малороссийские города со всеми принадлежащими к ним местами принять и с них денежные и всякие доходы сбирать в свою государеву казну и послать в города своих воевод и ратных людей. Государь велел сказать гетману, чтоб он написал об этом статьи, и Брюховецкий подал на письме следующее: 1) Для усмирения частой шатости и для доказательства верности к государю всякие денежные и неденежные поборы от мещан и поселян погодно в казну государеву сбираются; по всем городам малороссийским кабаки будут только на одну горелку, и приходы кабацкие отдаются в государеву казну; туда же идут сборы с мельниц, дань медовая и доходы с купцов чужеземных. 2) Стародавные права и вольности козацкие подтверждаются. 3) После избрания каждый гетман обязан ехать в Москву и здесь от самого царя будет принимать булаву и знамя большое. 4) Киевским митрополитом должен быть святитель русский из Москвы, 5-я статья определяет, по скольку в каких городах быть царского войска. 6) На войсковую армату (артиллерию) назначаются города Лохвицы и Ромен. 7) Московские ратные люди не должны сбывать по рынкам воровских денег. 8) Не должны называть козаков изменниками. Статьи были приняты, кроме одной, четвертой, о митрополите: государь отвечал, что об ней он перешлется прежде с константинопольским патриархом. Но вообще усердием гетмана были очень довольны: царь велел его милостиво похвалить, а потом, поговоря с боярами, пожаловал ему боярство, остальная старшина – обозный, судья, полковники и есаулы – была пожалована в дворяне. Когда новый боярин, по обычаю, был приглашен к царскому столу, то получил третье место после бояр князя Никиты Ивановича Одоевского и Петра Михайловича Салтыкова; писался Брюховецкий с этих пор боярин и гетман. Боярин и гетман бил челом, чтоб великий государь умилосердился, ему, гетману, жене его и детям, когда Бог их ему даст (Иван Мартынович был холост), пожаловал на прокормление в вечные времена сотню Шептоковскую в Стародубском полку с Шептоками и со всеми угодьями, чтоб ему, будущей жене его и детям особое прибежище и пропитание вечное было кроме Гадяча, ибо Гадяцкая волость принадлежит гетману только на время его гетманства, а не жене и детям его. Бил челом, чтоб государь изволил пожаловать грамоту на магдебургское право жителям Гадяча; всем полковникам пожаловал по селу, чтоб не отпускал приехавших в Москву войтов и мещан без грамот государских, дабы чернь, увидевши милость царскую, утвердилась. Так как боярин и гетман имеет двор свой в Переяславле, как в стольном городе, то чтоб к двору этому приписана была мельница. Все просьбы были исполнены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Богословские воззрения Антония не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающие его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами. Признавая необходимость нравственного объяснения всех церковных догматов, он выкинул знамя борьбы с инославной богословской эрудицией в призывах к созданию оригинального восточного богословия, на основе древних отцов и текста богослужебных книг. Он подчеркнул общественную миссию Церкви, и применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества. Вопроса мировоззрения митр.Антония мы не касаемся, т.к. это не входит в нашу задачу, отмечаем только, что он оставался верен своим ранее высказанным убеждениям. Обстоятельства последних годов побудили его лишь сделать детальные выводы из ранее высказанных принципов. Митр.Антоний не запятнал себя ни сочувствием еврейским погромам, ни оправданием смертной казни с христианской точки зрения. Прямота митрополита, граничащая с резкостью на многих, особенно на инакомыслящих, производила впечатление от­рицательное. Один из товарищей его брата в молодости его спросил его: «Неужели Вы, умный, образованный человек верите, что Христос вознесся на небо, и что просфора и вино превращаются в Его Плоть и Кровь?» – «Я не могу сомневаться, отвечал Антоний, – если бы я усумнился, то мне не оставалось бы ничего другого, как броситься с Литейного моста вниз головой.» Всем было известно его остроумие несколько грубоватого характера. Рассказывали, что он, кажется, еще будучи студентом, за торжественным обедом, на шутливый вопрос родственника Храповицких генерал-майора Крепке – почему «митрополит», а не «митро-стреляй», ответил: «А почему, Ваше Превосходительство, «ду-рак»... Здесь сделал длительную паузу и спокойно, смотря в глаза ошарашенного генерала, пониженным голосом закончил..., а не «ду-рыба»··· Когда обер-прокурор предлагал Синоду возвести в сан епископа малограмотного монаха Варнаву, кто-то из членов Синода стал возражать. Тогда дано было понять, что этого желает императрица и Распутин. Митр.Антоний сказал (очевидно саркастически): «Ну, что-же! Мы готовы и черного борова сделать епископом, раз они этого желают».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

22 июля выехал на государево имя могилевский шляхтич Поклонский и жалован в полковники; ему поручено было уговаривать земляков, чтоб поддавались государю и служили ему против поляков, для чего велено было тому же Поклонскому всяких служивых людей прибирать к себе в полк и обнадеживать их государским жалованьем. Уговаривать могилевцев к сдаче отправлен был вместе с Поклонским московский дворянин Воейков с отрядом ратных людей. На дороге прислали к ним чаусовцы с просьбою принять их под государеву руку, и Поклонский набрал из них 800 человек пехоты. 24 июля дали знать государю о сдаче Дисны и Друи, 2 августа – о взятии Орши, оставленной гетманом литовским Радзивиллом, который был нагнан русскими и разбит. 9 августа боярин Василий Шереметев дал знать о взятии города Глубокого, 20 – о взятии Озерища, и в тот же день князь Алексей Трубецкой дал знать о победе над гетманом Радзивиллом, одержанной в 15 верстах от города Борисова, на речке Шкловке: 12 полковников, 270 всяких людей, знамя и бунчук гетманские, знамена и литавры достались победителям; раненый Радзивилл спасся с немногими людьми. В тот же день прискакал третий сеунч, или вестник победы, от гетмана Золотаренка: Гомель сдался ему. 24 августа сдался Могилев Поклонскому и Воейкову; последний писал государю, что православных могилевцев он привел к присяге, а католиков, которые хотят служить государю, приводить к присяге не смеет, потому что они не христиане. Жиды были побиты в Могилеве, но мещане сложили эту вину на козаков Поклонского. Государь исполнил челобитье могилевцев, чтоб жить им под магдебургским правом, носить одежду по прежнему обычаю, не ходить на войну, чтоб не выселять их в другие города; дворы их были освобождены от военного постоя, позволено было выбирать из черни шаферов для заведывания приходами и расходами городскими; обещано не допускать ляхов ни в какие должности в городе; козаки не могли жить в Могилеве, разве по делам службы: жиды также не допускались в город на житье; школе быть по образцу киевских училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Уважаемый Писарь! У кого какие мотивы, такие и подспудные, выдающие натуру, ассоциации. При здоровой мотивации ассоциации насчет " слепить из того, что было " - никак не появится. Я же сразу сказал в своем 24 здесь: " В узком смысле под Малороссией кто-то нарочито захочет понимать Киевскую, Черниговскую, Полтавскую область и еще что-то там. Но в широком смысле - Малороссия правильное название всей украины. И народ, кстати, триединый русский - великороссы, малороссы и белорусы " . Под " кем-то " , Писарь, я имел в виду таких, как вы. Они обязательно появятся (вот уже проявились) чтобы, как всегда, соразмерно своему внутреннему состоянию, " лепить " всякие пакости. 36. 24.Сошенко А.В. " Я слепила из того что было... " . Уважаемый А.В.Сошенко. Безусловно Вас поддерживаю,-смотреть исторически. Малороссия,исторически,это несколько губерний,что входили в состав Российской Империи. Тогда что означает возглашение Государства " Малороссия " ? Выход из состава Российской Империи и чем эта " идея " отличается от " украинства " ? " Геть biд Москвы " . Ничем. Знамя Богдана Хмельницкого,означает движение и не Малороссии,она появится позже,в 18-м веке,но УкрАйны,в сторону Москвы,что есть принадлежность 17-го. Однако,ЭТО ДВЕ РАЗНЫЕ ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ ЭПОХИ. Итак. Мы имеем дело с движением в противоположных направлениях. Непременно разорвет,разорвет и то,что есть сейчас. История столь же материальна и есть НЕПРЕРЫВНАЯ ЖИВАЯ ТКАНЬ,как все тварное и произвола в обращении с собой, не терпит. Можно конечно нарвать из нее кусков с мясом и слепить нечто,но это будет труп. Так,кстати,действуют наши либералы,что,впрочем, не есть их сугубая метода,но идеализма в целом,что бы то ни было,включая национализм. И последнее. Чем отличался житель Украйны,вошедшей в состав Государства Московского от жителя Малороссии,-неотъемлимой части Империи Российской? В первом случае мы имеем место с ПОДДАНЫМ,потому и звался- " московит " ,эта эпоха не знает ни национальностей ни гражданства. Эти понятия только появляются в России,но входят в силу с Петром и вплоть до Февраля,природа жителя Российской Империи,сохраняет двойственный характер-он и подданный,он и гражданин. Это противоречие,как знаем разрешилось в Феврале 17-года. Гражданин победил подданого и победил только потому, что опирался на развитие капитализма в России.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/19/ru...

Высший слой русского общества все явственней начинает склоняться в сторону образования по западному образцу и в то же время все заметнее отдаляется от простого народа, который становится практически единственным реальным носителем православных ценностей и исконно русских традиций. Упразднение патриаршества и перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург стимулирует все вышеперечисленные процессы и делает наглядным превращение Православного Царства в Секулярную империю. Все это свидетельствует о еще более фундаментальном изменении, которое можно охарактеризовать как превращение синергийной культуры в культуру гуманистическую. Утрата синергийности неизбежно влечет за собой утрату принципа иконности и разрушение системы богослужебного пения. Рубеж XVII-XVIII веков можно считать временем, в которое древнерусская певческая система практически прекратила свое существование. Именно в это время полному забвению предается древнерусская крюковая нотация, формульный принцип и центонный метод построения мелодий, а также само понятие распева. Их место занимают линейная нотация (или киевское знамя), принцип свободной композиции мелодий и понятие концерта. Это значит, что богослужебное пение, являющееся аскетической дисциплиной, превращается в музыку, являющуюся областью искусства. Значительным этапом на пути превращения богослужебного пения в музыку следует считать появившийся в 70-х годах XVII века трактат И. Коренева «О пении Божественном». В этом трактате впервые на Руси утверждается тождество понятий богослужебного пения и музыки. Полемические стрелы трактата направлены на сторонников древнерусской традиции, утверждающих духовную разнонаправленность и несовместимость этих понятий. О том, насколько фундаментально ниспровержение самих основ древнерусской культуры, осуществляемое И. Кореневым, можно судить хотя бы по одному из его тезисов, согласно которому ангельское пение, несмотря на его неизреченность, следует считать музыкой (правда, «музыкой небесной»). Факт признания ангельского пения за некую разновидность музыки свидетельствует об утрате сознанием принципа иконности, произошедшего во второй половине XVII века, ибо в утверждении этом происходит нарушение иконного соотношения между земным и небесным: земное уже больше не является иконой небесного, но небесное является идеализацией земного.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

Задача УИНП - создать лживый миф о духовной связи карателей т. н. АТО с воинами Великой Победы, манипулируя понятиями, называя карателей, допустивших преступления против человечности на Донбассе, защитниками Отечества, проходящими службу в ВСУ и призванные быть таковыми. Примечательно, что героизируемые каратели люто ненавидят настоящих защитников, с которыми им теперь велено создать «преемственность». Исполняя рекомендации УИНП, Министерство образования и науки потребовало, чтобы в школах перед учащимися выступали «участники АТО». Что расскажут «азовцы-днепровцы» и прочие фактические наследники Оскара Дирлевангера о Дне 9 мая? Расскажут, какой это неправильный праздник! Ведь для них это ужасный день... Не будут же они сочинять байку о том, как бандервовцы подняли своё знамя над Рейхстагом в 45-м? Хотя... К слову, Дирлевангер не дожил до суда. В плен он угодил к французам, но в дальнейшем ему не повезло. Охраняли его поляки, знавшие о варшавских его «подвигах». Забили насмерть. Учителя, которым специалисты в области «нацпамяти» предписывают привлекать к воспитательным мероприятиям «воинов Второй мировой войны, участников АТО» (да, через запятую), в трудном положении. Как и все жители нынешней Украины. Что было в прошлом, мы знаем: советский народ, СССР , в составе которого была УССР, разбил армию гитлеровской Германии, её союзников и приспешников. Сегодня... Сегодня Украина оказалась в оккупации носителей маргинальной нацистской идеи. Ложь с превращением наследников украинских нацистов, которые в свой час присягнули на верность Гитлеру, в наследников Великой Победы, легко разоблачается. Рано или поздно вся ложь этих властей выйдет наружу. Но ничего не происходит само собой. В канун 70-летия Победы на Украине 90% опрошенных граждан полагают, что отмечать День Победы необходимо, 8% считают, что этого делать не следует. При этом 78% утверждают, что нужно продолжать праздновать 9 мая как День Победы в Великой Отечественной войне, а 8% соглашаются отмечать этот день, как в странах Западной Европы. Такие данные вселяют уверенность в то, что националистические устремления киевской власти не будут воплощены в жизнь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Султан, приняв благосклонно посланников оных чрез своего визиря, согласился с великой охотой принять Дорошенко и народ малороссийский в свое подданство и в знак на то своего благоволения, послал Дорошенко клейноды свои, бунчук и знамя с полумесяцем, а в помощь его командировал 6 000 войск под командой одного чауша Ислам -Экмена. Посланников же оных от лица гетмана и народа на верность их подданства привели к присяге, по обычаю христианскому, в Соборной Патриаршей церкви, и от патриарха Константинопольского на сие, видно по повелению султанскому, дана посланникам открытая грамота, отлучающая от церкви и предающая анафеме всех непослушных гетману Дорошенко и против его бунтующих. Грамота сия наделала много шуму в Малороссии, но не меньше того повредила она и власти патриархов, которую они имели прежде в церкви и духовенстве малороссийском. Многие изуверы здешние считали ее претящей повиноваться всякой другой власти, мимо Дорошенко, опасаясь в таковом случае анафемы. Но митрополит Киевский Сильвестр, оповестил посланием в церкви и протолковал народу, что грамота оная есть или вынужденная властью султана турецкого, или похищенная обманами лживыми донесениями и происками Дорошенко, и она по тому вовсе для народа сего недействительна и ничтожна, и он ее навсегда касует и патриарху возвращает; а патриарху писал митрополит, что грамота его и анафема причинила великую смуту в народе русском и разврат в самой Церкви Христианской. Все считают ее претящей повиноваться законной власти и повелевающей следовать хотению злодея и изверга рода человеческого – Дорошенко, и что сей Дорошенко, о ней стряпавший, есть изверженный из своего достоинства и лишенный прежней должности за контакты его с народом иноверным на пагубу народа христианского, и он теперь не что иное, как только обманщик и лжец, злодейски присвоивший достоинство гетмана. Народ же русский, избрав, по правам своим и уставам, другого себе гетмана, повинуется с ним царю российскому, т.е. христианскому, с ним единоверному и единомышленному, следовательно, повинуется власти законной и анафеме за то отнюдь не подлежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Но многие и устояли на поле битвы, до последних дней непоколебимо и высоко держа дорогое и славное знамя православия и русской народности.… Какую поразительную картину жизни, полной неустанной энергии, рисует нам биография почти каждого из этих вечной памяти достойных борцов! «Уроженец я», – пишет один из этих борцов: «из Польши, фамилии шляхетской, от роду мне пятьдесят лет, грамоте российской и латинской обучался в польских семинариях и киевской академии, во священника рукоположен 1766 года в местечко к Польше пограничное Звиногродку, где 1768 года от конфедератов и татар приведён был в столь чувствительное разорение и страх, что едва мог спастися бегством в Переяславль к покойному преосвященному Гервасию, который войдя в тогдашнее моё состояние, снабдил в малой России приходом, а преосвященный покойный Иов, узнав о претерпенном мною страдании, в награду того, 1772 года во второй день февраля произвёл протопопом польской Украины в местечко Вейницу и Немеров, где находясь, от униатов, яко ненавистников парвославной церкви, зе непоколебимую к вере привязанность, гораздо вящшее первого претерпел угнетение, поругание, и, наконец, будучи лишён всего имения, паки просил его преосвященство об увольнении от помянутого места, который, не уволивши, но, по выбору всех тогда бывших в Польше православных церквей протопопов, повелел мне, купно с краснянским (что ныне херсонский) протопопом Богдановичем, следовать в Варшаву, ради испрошения от двора польского справедливого удовольствия и церквам православным защищения, тоже и о возврате церквей в польской Украине, униатами отнятых, куда я двукратно и ездил; – – – за вторичным моим из Варшавы возвратом, нашёл я дом мой до основания разорённым и, не имея для прожития места, прибыл в Переяславль, просил о том преосвященного Илариона, епископа Переяславского, что ныне Новгородсеверской, который – – – , ради приискания места, снабдил меня билетом; я, не сыскавши в той епархии места и проживши долгое время по разным местам, напоследок просил высокопреосвященного митрополита Киевского об определении в полевые полки, дабы тем заслужить себе при старости лет спокойное место; в следствие чего, 1781 года от 6 мая определён белевский пехотный полк, с которым был в походах в Польше, малой России, Херсоне, а ныне в Таврической области; – – – через понесённые мною труды и многопретерпённые в прожитии лета изнурения, умножающиеся со дня на день в силах слабость, к тому ж приближающаяся старость – не позволяют мне более быть при полевой службе, а паче в рассуждении всегдашнего с места на место перехода… 324 »

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

И южная Россия была в сие время феатром раздора. Ольговичи, Князья Черниговские, дружные тогда со Мстиславичами, объявили войну Ярополку и братьям его; призвали Половцев; жгли города, села; грабили, пленяли Россиян и заключили мир под Киевом. Изяслав был тут же. Он не ходил вторично с Новогородцами в область Суздальскую: Великий Князь уступил ему Владимир, Андрею, брату своему, Переяславль, а Ростов и Суздаль возвратил Георгию, который сверх того удержал за собою Остер в южной России. В сем случае Новогородцы поступили как истинные, добрые сыны отечества: не хотев взять участия в междоусобии, они прислали своего Посадника Мирослава и наконец Епископа Нифонта, обезоружить Князей словами благоразумия. Нифонт, муж строгой добродетели, сильными убеждениями тронул их сердца и более всех способствовал заключению мира. 1135 г. Но чрез несколько месяцев опять возгорелась война, и Князья Черниговские новыми злодействами устрашили бедных жителей Переяславской области. В жестокой битве, на берегах Супоя, Великий Князь лишился всей дружины своей; она гналась за Половцами и была отрезана неприятелями: ибо Ярополк с большею частию войска малодушно оставил место сражения. Пленив знатнейших Бояр, Ольговичи взяли и знамя Великого Князя. Василько, сын Мономаховой дочери, Марии, и Греческого Царевича Леона, находился в числе убитых. – Завоевав Триполь, Халеп, окрестности Белагорода, Василева, победители уже стояли на берегах Лыбеди, когда Ярополк, готовый ко вторичной битве, но ужасаясь кровопролития, вопреки мнению братьев предложил мир и согласился уступить Ольговичам Курск с частию Переяславской области. Митрополит ходил к ним в стан и приводил их к целованию креста, по тогдашнему обычаю. 1136 г. Между тем Новогородцы, миря других, сами не умели наслаждаться внутреннею тишиною. Князь был жертвою их беспокойного духа. Собрав граждан Ладожских, Псковских, они торжественно осудили Всеволода на изгнание, ставя ему в вину, 1) что «он не блюдет простого народа и любит только забавы, ястребов и собак; 2) хотел княжить в Переяславле; 3) ушел с места битвы на Ждановой горе прежде всех и 4) непостоянен в мыслях: то держит сторону Князя Черниговского, то пристает ко врагам его». Всеволод был заключен в Епископском доме с женою, детьми и тещею, супругою Князя Святоши; сидел как преступник 7 недель за всегдашнею стражею тридцати воинов, и получил свободу, когда Святослав Ольгович, брат Князя Черниговского, избранный народом, приехал княжить в Новгород. Оставив там аманатом юного сына своего, Владимира, Всеволод искал защиты Ярополковой, и добросердечный Великий Князь, забыв вину сего племянника (хотевшего прежде, в досаду ему, овладеть Суздальскою землею), дал изгнаннику Вышегород; но равнодушно смотрел на то, что древняя столица Рюрикова, всегдашнее достояние Государей Киевских, уже не признавала над собою их власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010