В 1908 г. священник А. Петровский опубликовал некоторые списки литургии Иоанна Златоуста в хронологическом порядке: литургия по списку XII в., по списку XIII в., XIV в. и т. д., тем самым пытаясь показать исторические изменения литургии в XII–XVI вв. [Petrovskij 1908: 859–928]. К сожалению, некритический метод в работе с источниками, а также передатировка многих служебников современными палеографами опровергли результаты этой работы, и ее можно считать устаревшей. После революции изучение литургии как памятника переводной славянской письменности в России полностью прервалось. В чешской славистике поднимались вопросы о том, какова была древнейшая славянская литургия. Эти проблемы обсуждались, главным образом, в работах Р. Вечерки, И. Вашицы, А. Достала. Моравское богослужение совмещало в себе черты византийской и римской литургических практик [Вечерка 1985: 186]. Наличие в древнейших источниках X–XI вв. (Киевские листки, Синайские глаголические листки) фрагментов из разных литургий, римской и византийской, породило две основные гипотезы. Первая, высказанная И. Вашицей, состояла в том, что Кирилл и Мефодий перевели литургию св. Петра [Vašica 1946: 1–54], вторая, сформулированная А. Досталом, – что первоучители перевели византийские литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого [Dostál 1965: 73–87]. Обе гипотезы до сих пор остаются недоказанными, так как для ответа на поставленные вопросы необходимо исследовать рукописную традицию этих литургий. В 1990-е гг. интерес российских исследователей к славянской литургии возобновляется. Появились работы, посвященные описанию литургии и отдельных ее обрядов [Слуцкий 1996; Слуцкий 2001; Слуцкий 2006], были опубликованы древнерусские служебники ГИМ, Син. 604 и ГИМ, Син. 605 [Рубан 1998; Рубан 2005]. Описанию состава чинопоследования литургий в древнерусских служебниках до реформы митрополита Киприана (1406) посвящено несколько статей М. С. Желтова [Желтов 2007; Желтов 2009]. Исследование особенностей некоторых сербских списков литургии XIII в. представлено в книге В. Вукашиновича [Вукашинови 2012: 13–63]. § 2. Списки литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого XI–XV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXIII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXXIII КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ [киево-печерский распев], певч. традиция Киево-Печерской лавры, монастырская ветвь развития киевской церковнопевч. традиции КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г. 96-151 КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ диоцез на укр. и в отдельные периоды белорус. землях под непосредственным управлением Киевского митрополита 151-290 КИЕВСКАЯ КОМИССИЯ ДЛЯ РАЗБОРА ДРЕВНИХ АКТОВ (1843-1921), организация, учрежденная в Киеве в 1843 г. с целью выявления, изучения и публикации архивных документов 290-292 КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ [киевское знамя], нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ 292-302 302-305 305-306 307-308 «КИЕВСКИЕ ЛИСТКИ» один из древнейших памятников старославянского языка и глаголической письменности (X - нач. XI в.) 309-310 321-322 КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ФЕОФАНИЯ) (Киевской епархии УПЦ), расположен в Голосеевском р-не Киева, в исторической местности Феофания 322-325 325-328 328-336 311-315 315-321 336-349 349-353 353-364 364-369 370-380 381-383 383-387 387-390 390-393 КИЕВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1922 ГОДА собрание архиереев, клириков и мирян правосл. епархий Украины, состоявшееся в Киеве 2-4 сент. 1922 г. 393-396 КИЖИ (Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), архитектурный комплекс, сооружения к-рого относятся к XVIII-XIX вв. 396-401 КИЗИК город на юж. берегу Пропонтиды (Мраморного м.), кафедра епархии К-польской Православной Церкви, совр. локализация - Балкыз (или Белкис), близ Эрдека, Турция 401-404 КИЗИЛТАШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ СТЕФАНА СУРОЖСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Феодосийской и Керченской епархии), находится близ с. Краснокаменка (Кизилташ) Феодосийского р-на Крыма 404-407 407-410

http://pravenc.ru/vol/xxxiii.html

Особого внимания заслуживают также и Пражские листки XI в., содержащие отрывки из вечерни по восточному обряду Очевидно, что этот старочешский памятник представляет собой западнославянский список с русского оригинала, выполненный монахами Сазавского монастыря, где богослужение на церковнославянском языке велось до 1096 года Примечательно, что основатель Сазавского монастыря преподобный Прокопий, вероятно, является автором кириллической части знаменитого Реймского Евангелия – церковнославянской пергаментной рукописи XI века s. 12]. Все вышесказанное, позволяет говорить о том, что «наряду с церковнославянским богослужением, у западных славян существовала и более или менее представительная церковнославянская литература, включавшая, в частности, агиографические и церковно-канонические памятники, а также ряд переводов латинских богословских сочинений» с. 68-69]. Все это подтверждает неоспоримый факт продолжительного существования у западных славян непрерывной кирилло-мефодиевской традиции, основанной на употреблении церковнославянского языка не только в Моравии и Паннонии, но и в соседних Чехии и Польше в X – XI веках. Как видим, благодаря церковнославянскому языку возникла уникальная специфика славянской культурно-языковой ситуации. Созданный святыми Кириллом и Мефодием, распространенный трудами их учеников церковнославянский язык в Среднем Подунавье, в Чехии, в Польше, в Болгарии, а затем в Сербии и в Киевской Руси воспринимался как родной язык зародившейся славянской книжности и культуры с. 117]. Наиболее плодотворное и продолжительное развитие кирилло-мефодиевская традиция получила в Киевской Руси, где книжное учение, начавшееся еще при святом князе Владимире Крестителе, распространилось очень широко, выйдя за пределы чисто церковной среды и княжеской аристократии. Так бытовые письма на бересте указывают, что в XI в. школьное образование среди населения Новгорода было едва ли не всеобщим с. 44-45]. Грамоте обучали даже женщин, по крайней мере, в киевской княжеской среде. Это подтверждает известный факт – подпись Анны Ярославны на французской грамоте 1063 г.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/01/cerkov...

Писания, произвели на библиолатрическую штунду впечатление большее, нежели проповедь Димитрия. Этим воспользовался К-в. Он обратился к киевским братьям с посланием, в котором, указывая, что «исполненные благодати и истины» должны исполнять все заповеди, а между тем, до сих пор, они пренебрегали «четвёртой», предложил восстановить празднование субботы, а воскресенье, «как установленное правительством для коммерции, посвящать торговле и другим делам по коммерции». Послание было с восторгом принято не только своими шулявскими, но и новостроенскими «братьями». Новое учение соединило разобщённые общества. Осмеянный и изгнанный из общества Димитрий вновь был принят и стал чуть не первым человеком. Но больше всех торжествует К-в. Он показал свою учительность и устроил дело соединения, а главное, удовлетворил свою ненависть к Православной Церкви, поставив себе девизом: чем дальше от Православия, тем лучше, хотя бы это дальше было возвращением к «ветхим началам». Ещё раньше чем в Киеве учение о субботе стало распространяться между штундистами Таращанского уезда. Для противодействия новому учению киевские миссионеры стараются распространить между штундистами брошюру о субботе П.П. Петрушевского, изд. «Миссион. обозр.». Брошюра читается ими с интересом, хотя отвлечённое и книжное изложение много мешает усвоению её содержания. Необходимо популярное, народное издание, образцом для которого могли бы послужить адвентистские листки. Учение о субботе, несомненно, есть признак вырождения христианского духа штундизма, начавшего проповедью об «оставлении мёртвых дел», хотя и представляется последовательным шагом вперёд в стремлении всё устроить по Библии . Сама пропаганда штундизма, усилившаяся теперь, благодаря некоторым благоприятным обстоятельством, внешнего характера приняла какой-то лихорадочный характер, говорящий не в пользу её внутренней крепости. Штундисты киевские, отвергнувшие крещение детей, за невозможностью сознательного усвоения ими христианского «научения», теперь не требуют этого от своих взрослых неофитов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3/. Пункт 2 постановления того же VI отдела Киевскаго Съезда о том, чтобы монастырские духовники в беседе с народом имели миссионерския цели передать на заключение комиссии о старчестве и духовничестве. 4/. Соглашаясь с заключением общаго собрания Киевскаго Миссионерскаго Съезда, что православные обители и в древния времена всегда приносили большую пользу православной церкви своим участием в деле миссионерскаго служения и что в настоящее время трудное для православной церкви оне должны с таковою же пользою послужить сему святому и великому делу, комиссия признает: а/. желательным привлечение в обители ученаго монашества, в качестве монастырских миссионеров-проповедников для ведения вне богослужебных бесед с иноками и мирянами, по вопросам миссионерскаго характера и для проповеди в обители и для личной подготовки к дальнейшему служению церкви знанием миссионерскаго дела и иноческаго жития, если только занятие миссии, по заключению старцев не окажется душевредным для молодых ученых иноков. б/. Необходимо, чтобы монастыри во дни своих храмовых праздников и вообще при стечениях богомольцев всемерно заботились о вящем влиянии на народ торжественным и истовым богослужением, совершением крестных ходов и проповедническим назиданием, для чего отцы настоятели оказывают всяческое содействие просветительной проповеднической деятельности епархиальной миссии. в/. Желательно озаботиться, чтобы в обителях имелись монашествующие, способные к произнесению миссионерских проповедей и ведению с богомольцами положительных бесед о догматах православной церкви не только в храмах, но и на открытом воздухе и странноприимницах, при чем каждый монастырь должен обязательно раздавать народу/например при покупке свечи, при записи на поминовение и пр./апологетические миссионерские листки и брошюры. г/. Дабы каждый монашествующий мог дать вопрошающему, по слову апостола, ответ о своем уповании по предметам, пререкаемым лжеучениями современных расколоучителей, а также иноверия и инославия, и особенно в данной местности, где находится та, или другая обитель, желательно ознакомление монашествующей братии с учением истории и обличения местных сект хотя в главнейших чертах, для чего надлежит местным епархиальным миссионерам, при объездах епархии посещать и обители с целью проведения в них нарочитых лекций и руководящих миссионерских бесед. Библиотеки монастырския должны быть снабжены книгами и изданиями по истории и обличению раскола, сект, а также иноверия и инославия.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Выросши на почве штундизма, адвентисты, однако, относятся к последователям его с ненавистью. «На днях, пишет в своем докладе благочин. 20 кр. Звенигор. у. от 15-го июня 1908 г. за 396, штундобаптисты из деревни Поповки (Чаплинского прихода), приходившие на молитвенное собрание в с. Бужанку к своим единоверцам на обратном пути в д. Семеновке принуждены были выдержать сильный диспут по вопросу о субботе и воскресении с Семеновскими адвентистами, едва не окончившийся рукопашным боями. Не так давно мне приходилось вести беседу с одним из представителей Киевских адвентистов проповедником Шмидтом. Когда в разговоре с ним я коснутся Киевских штундобаптистов и спросил его мнения о них, то, к своему удивлению, услышал самую мрачную характеристику их. Напомнив мне слова Спасителя о книжниках и фарисеях, Шмидт сказал, что по лицемерию и злобности своей они не далеко ушли от своих иудейских родоначальников. Обходя море и сушу и совращая людей в свою веру, они, сказал Шмидт, делают и своих последователей негодными для царства Божия. Замечательно, что тот же Шмидт о православных чрезвычайно высокого мнения, как о народе в высокой степени религиозном, искреннем и незлобивом. Для знакомства с вероучением адвентистов лучшим пособием могут служить те многочисленные брошюры и листки, которые в настоящее время изданы на русском языке миссионерским трактатам обществом в Гамбурге, названия которых следующие: 1) «Библейское чтение о настоящей истине», 2) «Библейский указатель важнейших учений о вере», 3) «Состояние мертвых», 4) «Блаженное упование христианина», 5) «Суббота нового завета», 6) «Какой день ты празднуешь и почему», 7) «Второе пришествие Иисуса Христа» 8) «Полная вера», 9) «Путь в святой град, указанный прор. Даниилом» и др. Как секта в России сравнительно новая, не только удаляющая православного русского человека от Церкви Христовой, но подрывающая его национальное самосознание и навязывающая ему иго ветхозаветного еврейства, адвентизм требует серьезной с ним борьбы православной миссии и всестороннего изучения его истории и вероучения, которые пока только начали разрабатываться в нашей противосектантской литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

А. Игумен Мануил (в схиме Серафим), основатель Рождество-Богородичного монастыря в Церковщине под Киевом и Свято-Георгиевского Скита близ г[орода] Умани Киевской губ[ернии]: I. Автобиография, составленная С. А. Нилусом по материалам, собранным послушником Саввою Буренком; II. Келейные записки Саввы Буренка. Киев: Типография бывшей 1й Киевской Артели Печатного Дела (Трехсвятительская, 5), 1919. 143 с. Единственный доступный для настоящего издания экземпляр книги оказался дефектным — часть страниц имеют обрезанные края. Утраченный текст обозначается квадратными скобками. Предположительное чтение оговаривается особо в постраничных сносках. Для чего и кому нужны православные монастыри? Печатается с сокращениями по: Воспоминания кн. Н. Д. Жевахова. Новый Сад, 1928. Т. 2.  В дни разгрома тысячелетнего здания православно-русского духа, в грозные дни, нами переживаемые, дух неверия, вольнодумства, нового язычества, дух антихриста, грядущего в мир, употребляет тысячи всевозможных средств для торжества своей пропаганды: печать во всех ее видах — от периодических журналов с иллюстрациями и без иллюстраций; уличные газеты, направляемые, за малым исключением, зримой и незримой еврейско-масонской рукой; подметные листки подпольного отечественного и заграничного производства; кагал явно и тайно жидовствующих и лжефилософствующих профессоров высших учебных заведений, на скорую руку сфабрикованных и распропагандированных сельских учителей; различные общества и союзы и, наконец, забастовки всех видов и именований — все это непроницаемой тучей, вырвавшейся из преисподней, охватило самое дыхание русского православного человека, грозя задушить его насмерть. Очевидно, что против силы недостаточно просто научных доказательств или обращения к смыслу пережитой нами тысячелетней истории, обнажающей всю гибельность того пути, на котором нас насильно и стремительно толкают в пропасть, из глубины которой нам нет и не может быть возврата. Если дух антихриста, которого теперь ожидает бессознательно и в редких случаях сознательно почти все верующее человечество, выступает против нас крепко сплоченной и единодушной армией своих представителей, то и вера Христова должна на борьбу с ним выставить такую твердыню, которая могла бы противостоять всей совокупности адских сил, восставших вкупе на Господа и на Христа Его: она должна действовать тем же испытанным орудием, которым она действовала в жестокие и страшные дни языческого и еврейского гонения на Церковь Христову на утренней заре христианства.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История. Исторические науки ЙЕЗИДЫ этноконфессиональная общность, в религиозных верованиях которой сочетаются элементы зороастризма, иудаизма раввинистического, христианства, гностицизма и ислама; относятся к курдскому этносу КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (1792-1832), археограф, палеограф, нумизмат, исследователь древнерус. и славянской письменности, член-кор. С.-Петербургской АН КАРАДЖИЧ Вук (1787-1864), серб. филолог, фольклорист, историк, этнограф, деятель серб. национального возрождения КАРАИМЫ возникшая в нач. VIII в. по Р. Х. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой отрицает раввинистическо-талмудическую традицию и является основой для иудаизма раввинистического КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), русский писатель, журналист, историк, член Российской академии и почетный член С.-Петербургской АН «КАРОЛИНСКИЕ КНИГИ» памятник лат. церковной письменности, составленный в поддержку иконоборчества, кон. VIII в.- см. «Libri Carolini» КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог КЕМПИНСКИЙ Аарон (1939-1994), израильский археолог, один из ведущих специалистов в области библейской археологии и археологии Ближ. Востока КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г. КИЕВСКАЯ КОМИССИЯ ДЛЯ РАЗБОРА ДРЕВНИХ АКТОВ (1843-1921), организация, учрежденная в Киеве в 1843 г. с целью выявления, изучения и публикации архивных документов «КИЕВСКИЕ ЛИСТКИ» один из древнейших памятников старославянского языка и глаголической письменности (X - нач. XI в.) КЛАУЗНЕР Йосеф Гедалия (1874-1958), израильский историк, литературовед и лингвист, активный участник сионистского движения КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат КЛИБАНОВ Александр Ильич (1910-1994), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства КЛОСС Борис Михайлович (род. 1932), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф КЛОЦЕВ СБОРНИК один из древнейших памятников славянской письменности и старославянского языка, отрывок пергаменной глаголической рукописи XI в. КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед КОНДАКОВ Никодим Павлович (1(13).11.1844.- 17.17.02. 1925), российский историк искусства, археолог, музейный деятель, акад. СПбАН (1898)

http://pravenc.ru/rubrics/122904_12.html

В 1889 г., переселившись из Липок в свой монастырь, она писала своему супругу о желании облечься в форму сестер. Великий Князь великодушно в трогательных словах телеграммы согласился на это. Милостивое дал соизволение на принятие иночества и Император Александр III. Облекшись в иноческую одежду 3-го ноября того же года, В. К. приняла тайное пострижение от афонского иеромонаха с именем Анастасии. Кто совершал постриг, об этом Её Высочество никогда никому не говорила. С тех пор Великая Княгиня повела жизнь свою согласно иноческим обетам: она неутомимо проводила время в слушании длинного богослужения (тогда совершались в обители нашей отдельно от вечерни и утрени ровно в 12 часов ночи полунощницы). Сама Великая Княгиня читала нередко в церкви шестопсалмие, читала также и за общей трапезой; во всё входила, лично установила тесное духовное общение с сестрами. Еще недавно, 12-го февраля 1900 г., почившая матушка Великая Княгиня со слезами умиления вспоминала о строгих началах, положенных в основу жизни обители, о необходимости единодушия, о горении к Богу, доверии сестер к ней; радовалась, говоря о дисциплине, и вспоминала, что даже во время бывшего у нас пожара служение не прекратилось, и сестры, нося воду, успевали делать метание… Рыдая вспоминала матушка, с каким трудом созидался юный монастырь, как новая обитель подпала опеке особой комиссии, потребовавшей высылку принятых Её Высочеством сверх установленной нормы сестер, что доставило её милосердому материнскому сердцу беспредельное горе; не надеясь пережить этих страданий своих, матушка тогда же приказала сделать себе гроб, который хранился ею до самой её смерти; в нём и положено тело почившей матушки Великой Княгини. Проходила инокиня Великая Княгиня и послушание, собственноручно записывая имена богомольцев в монастырский синодик на поминовение за упокой и о здравии, с любовью выслушивала заявления о душевных нуждах народа и телесных немощах, так что врачевала она народ духовно и телесно, везде раздавала листки, книжки; выписывала больным богомольцам бесплатно лекарства, снабжала нуждающихся необходимым, а сколько таковых бывает среди тысяч киевских пилигримов! Матушка Великая Княгиня постоянно находилась среди народа, так как каждый день за поздней и ранней литургиями, вечерней и всенощной она неопустительно присутствовала в храме; Великая Княгиня и в свою келью брала народ, если требовалось осмотреть больного или выслушать богомольца наедине. Утренний чай Её Высочества могла пить только после 12 ч. дня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем в некоторых епархиях прошли съезды настоятельниц и настоятелей, на которых обсуждались вопросы о проповедничестве, миссионерстве и монастырских библиотеках. В постановлениях Пензенского съезда о миссионерстве рекомендовалось при стечении богомольцев поручить кому-либо из уважаемых и начитанных братий и сестер беседовать с богомольцами, водить их в храмы, указывать с подробным объяснением на святые изображения на стенах храма и иконы, читать «Троицкие», «Киевские», «Почаевские» листки и раздавать их в память о посещении обители. 235 В связи с переселенческим движением и заселением Дальнего Востока в 1910 г. протоиерей Иоанн Восторгов представил П. А. Столыпину записку по вопросу об устроении монастырей на Дальнем Востоке и в Сибири. Св. Синод решил испросить высочайшее соизволение на командирование прот. Восторгова на Восток, которое вскоре было получено. После путешествия о. Иоанн Восторгов представил отчет, в котором намечал открытие 61 монастыря в Сибири С. 617]. В конце концов остановились на решении учредить в первую очередь всего 10 монастырей 236 . Монашествующих в эти монастыри предложено было привлекать из монастырей внутренней России 237 . В 1913 г. при учреждении Миссионерского совета при Св. Синоде на него возлагалась забота об устройстве двух училищ при монастырях: одно — противораскольнических миссионеров, другое — противосектантских С. 167]. Таким образом, воспитание и образование миссионерских кадров для внутренней миссии возлагалось Св. Синодом именно на монастыри. Уже в 1914 г. при Григориево-Бизюковом монастыре Херсонской епархии была открыта пастырско-миссионерская семинария С. 167]. На Всероссийском съезде ученого монашества, прошедшем в МДА (7—14 июля 1917 г.), одним из главных вопросов стало обсуждение проекта создания Иноческого Церковно-просветительного братства. Центром братства должен был стать один из ведущих монастырей. В качестве специальных монастырей братства, кроме Александро-Невской Лавры, указывались Но-во-Иерусалимский (под Москвой), Григориево-Бизюков монастырь Херсонской епархии и Князь-Владимирский в г. Иркутске, а также московский Покровский монастырь для внешней миссии. Членами братства могли быть кроме иноков и миряне способные послужить его целям. Приглашались в члены братства все епископы Русской Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010