Спустя много лет я поняла смысл этого благословения: Липа уже должна была приблизиться к порогу чудодейственного старца. Все было еще впереди: оживление умершего от угара ребенка, исцеление от смертельных болезней, изгнание бесов, необычайная прозорливость, действие благодати Святого Духа такое, что силы природы повиновались ей, безграничная, всеобъемлющая любовь к людям и добрым, и злым, бескорыстная щедрость… Что еще я заметила, – отец Дамиан очень тепло и заботливо относился к Липе, разговаривал с ней как равный с равной, как со своей сотрудницей, видимо, провидел в ней угодницу Божию и свою последовательницу. Шло время, умножались грехи людские, над Лаврой сгущались черные тучи: поползли слухи о ее закрытии. Странным стало поведение Липы, – она воздевала к небу руки, громко кричала на своем мордовском языке, падала на колени и плакала… (Скорбела матушка, предвидя скорое закрытие святыни) Гроза разразилась в марте 1961 года: ярко засиявшая звезда великой святыни закатилась сразу. Умолкли колокола. Замолчал дивный хор монахов, не слышалось больше молитв в церквах, закрылись двери келий, опустели коридоры, погасли лампады. Старцы расходились – одни в вечность, другие гонимые властями… После закрытия Киево-Печерской Лавры блаженная Алипия поселяется в маленьком домике около Голосеевской пустыни. Местные жители, знавшие о чудесах исцеления по молитвам праведницы, нескончаемым потоком шли к ней за молитвенной помощью, советом, исцелением. Из воспоминаний Марфы: – Очень строго матушка Алипия соблюдала посты – Первую и Страстную неделю Великого поста, среду и пятницу каждой недели она ничего не ела. Спать не ложилась, всю ночь молилась. На шее на шнурке носила большую связку ключей – своеобразные вериги. Интересна их история: рассказывала, что во время войны, находясь в немецком лагере, работала на каком-то заводе, говорила: «Подойду ночью к сетке, разрежу ее и всех выпушу, все уйдут и живы, останутся и никто не знал, где они девались». И за каждого спасенного ею человека на шее прибавлялся ключик маленький и большой, беленький и желтый. Эту тяжелую связку матушка носила на шее до самой своей смерти. Тонкий, крепкий шнурок впивался в тело, оставляя глубокий синий рубец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1767 году дело это было передано на суд папы Климента XIV, вместе с вопросом о коронации чудотворной иконы Почаевской Божией Матери. Второго ноября 1767 года Потоцкий писал в Рим к другу своему, генералу базилианского ордена, протоархимандриту Ипатию Белинскому, управлявшему тогда Почаевской Лаврой и взявшему на себя дело о коронации Божией Матери и канонизации преподобного Иова: «какое сделано распоряжение с пожертвованными от него суммами, и вместе с сим просил, чтобы часть из этих сумм была отделена на коронацию чудотворной иконы Почаевской Божией Матери, и в тоже время испрошена была канонизация преподобного Иова Почаевского ». Совместно с этим в пятом пункте того же писема Потоцкий собственноручно спрашивает Белинского: «дело о коронации Божией Матери, равно как и канонизации святаго Иова Железа началось ли и в каком положении находится?» В ответ на это Белинский отвечал: По делу о коронации Божией Матери мы писали в Рим несколько раз и, отчасти обделанный, этот интерес пришел бы к скорой развязке, если бы этому не препятствовали современные обстоятельства в ойчизне... Что касается до дела о канонизации Преподобного (venerabilis) Железо, то оно несравненно труднее, по той причине, что теперь не так скоро приступают к канонизации Исповедника – не мученика (confessoris non Martyris); требуют больших и больших чудес, – да и те, дознанныя местным ординарием – епископом, в Риме перецеживают и перетрушивают по нескольку раз, собирая для дознания их rotam cardinaliciam (т. е. собрать кардиналов); почему, заключает Белинский, дай Господи, чтобы это дело довести до конца чрез лет несколько». 634 8 . И мы имеем несомненные доказательства, что базилиане почаевские долгое время с нетерпением ожидали этого конца, в полном убеждении в его благополучном исходе. С этой целью они заботились о составлении и напечатании песнопений в честь преподобного Иова, 635 и в последней половине XVIII века (около 1770 – 1773 г.) заготовили было даже особую доску для печатания иконы преподобного Иова, а, быть может, печатали и самую эту икону для распространения между желающими.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Платон Малиновский, который в июле и августе 1753 г. мог сопровождать государыню в ее «походах» по монастырям. 4 августа 1753 г. дело это было заслушано в синодальном присутствии и три члена св. синода подали голоса за удовлетворение просьбы киевского владыки и подписали синодальный протокол о том. Но 25 августа 1753 г. в собрание св. синода прибыл московский архиепископ Платон и, как говорится в подлинном протоколе, «объявил, что де его преосвященству учиненного в святейшем правительствующем синоде, по доношению преосвященного Тимофея, митрополита Киевского, и по собранным, в силу того доношения, из прежде данных преосвященным киевским митропопитом о имении типографии грамот, и протчим обстоятелствам о заведении в Киевской митрополии для печатания книг типографии и подписанного сего августа 4 дня протчими тремя святейшего синода членами протокола подписать невозможно для того, что пред сим де временем между разговорами уведомился его преосвященство ее императорского величества от духовника благовещенского протоиерея Феодора Дубянского, яко ее императорское величество на прошение означенного преосвященного митрополита Киевского о заведении той в Киевской митрополии для печатания книг типографии соизволила отказать» 232 . Таким образом, С. Т. остался один в то время, когда в порученном ему лаврском деле наступил самый критический период. Унынием и скорбью веет от письма его, отправленного в Киев 6 октября 1753 года. Письмо это очень любопытно, так как сообщаемые в нем подробности вскрывают многие тайные пружины, которыми двигалось в Москве дело по поводу спора между киевским митрополитом и лаврой из-за типографии. «Минувшего сентября 27 числа», – писал С. Т. печерскому архимандриту Луке, – «в святейшем правительствующем синоде велено уже грамоту, в силу патриарших грамот, начисто писать, а ее императорскому величеству за извещение толко, давши грамоту преосвященному митрополиту, хотят представить. Преосвященный московский ныне объявил: и то все делают злоумышленно, злобствуя на собственную персону вашего ясне в Богу высокопреподобия, паче же з наущения преосвященного митрополита, во удоволствие ему за то, что будто от вашего ясне в Богу высокопреподобия в переезде через Новгород и в святой лавре пофалки происходили: хотя до десяти тысяч терать буду, толко не допущу преосвященному митрополиту иметь типографию, яковые речи я слихал от самого преосвященного митрополита многократно, при синодалних членах его преосвященством произносимые: с чего вящшая к злобе ревность святейшего синода понуждает вашего ясне в Богу высокопреподобия крайне опечалить и тем святой Киево-Печерской лавре вред приключить, преосвященному ж митрополиту удобовозможним образом пособствовать и во всем учинить удоволствие, как то уже и делают.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Мы же блогодарение ее сиятельству принесли иконою Святой Богоматери на требование ее, а потом трома иконами окладними, купивши, ей и любезним синам ее били челом, за что весьма явила себя благодарною. Точию просила еще написать к вашей святине о святих мощах, понеже намерена обеих синов своих благословить крестами с мощами. Прошу вашей архипастирской святине мощей угодников Божьих прислать частей до осмидесять. Точию когда соблоговолите оние прислать, по желаннию ея, было бы по две части оних, понеже она желает благословить обоих сынов равномерно. Толко без умедления оние, при писме своем архипастирском, к ея сиятельству прислать благодарно прошу. Ми же всегда будем ея сиятельство прошением утруждать, до получения от вашей архипастирской святине писания, в котором просим соблаговолить вспомоществование и прописать силу прошения, о чем оное будет: при случаи может всемилостивейшей государине обявить, которое много нам пособить» 213 ... Но в то время как при дворе установилось прочное и явное расположение в пользу лавры, чиновники коллегии иностранных дел, во главе с канцлером и вице канцлером, по-прежнему склонялись на сторону митрополита Тимофея Щербацкого в его споре с Киево-Печерской лаврой. С. Т. расположен был подозревать здесь даже подкуп; но, разумеется, могли быть и другие обстоятельства, побуждавшие коллегию иностранных дел сочувствовать митрополиту Тимофею Щербацкому. Когда лаврские уполномоченные, вскоре после приема у Государыни, имевшего место 6 июня 1753 года, явились было к канцлеру и вице-канцлеру и просили их поддержать лаврские интересы, при составлении доклада Государыне по делу о типографии, то были приняты ими очень холодно. «По всему видимо», – писал 15 июня 1753 г. С. Т. архимандриту Луке об этом приеме, – «великими дарами преосвященний их обдарил, что на наши и смотреть не хотят, точию за политику приняли и единогласно сказывают: напрасно отец архимандрит препятствует, а в коллегии справки имеются, что преосвященному иметь типографию дозволено.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Главной причиной переезда архимандрита Макария в Глинскую пустынь было желание подвизаться под руководством «благочестивого наставника и опытного в духовной аскетической жизни старца Филарета» С. 149], о котором он был наслышан как о человеке строгой жизни, неутомимом подвижнике и мудром духовном руководителе. «Я хотел среди глинских братий знакомиться с искушениями, свойственными монашескому общежитию», – писал архимандрит Макарий С. 30]. Возможно, они уже были лично знакомы; это могло произойти но время приезда иеромонаха Филарета в Киев в 1825 году. Строитель пустыни иеромонах Филарет был своего рода живым звеном, связавшим Глинскую пустынь с Софрониевой пустынью и Киево-Печерской лаврой, а через них – с Афонским старчеством и школой преподобного Паисия Величковского . Иеромонах Филарет умело поддерживал в своей обители строгий устав по чиноположению Святой Афонской Горы с продолжительными, почти непрерывно длящимися богослужениями и постоянными трудами, с почти ежедневным исповеданием помыслов. Дело духовного воспитания иноков богомудрый настоятель упрочил тем, что устроил иноческую жизнь в обители по образу древних общежительных монастырей и восстановил принятый во времена расцвета монашества порядок духовного руководства. Ему удалось привести обитель в цветущее состояние через утверждение в ней старчества 21 . В деле старческого руководства отец Филарет большое внимание придавал ежедневному откровению помыслов учеников своему наставнику и исполнению иноками установленного им келейного правила. В Глинскую пустынь архимандрит Макарий прибыл 29 декабря 1825 года, и первое доброе впечатление от встречи с обителью его не обмануло, хотя ему и пришлось сразу же по приезде по требованию настоятеля испытать тяжелое огорчение от разлуки со своим келейником Иваном Савельевым, к которому он крепко привязался. Строитель пустыни иеромонах Филарет «сразу взял в руки архимандрита, который чувствовал себя слабым не только пасти словесное стадо, но и управиться с самим собою, со своими желаниями» С. 20–21]. Поступив под начало иеромонаха Филарета 22 , архимандрит Макарий написал ему подробную исповедь своей жизни, начиная с десятилетнего возраста. Угодник Божий предал себя богомудрому старцу, чтобы сокрушить прежде всего своеволие, которое он называл «змеей ядовитой», «медной стеной, отлучающей душу от истинного просвещения» С. 444], и чтобы навыкнуть Христову послушанию – «врачебному кровопусканию, в котором душа очищается от черных, нечистых и гнилых кровей своеволия и глупости силою Крови Христовой» С. 446]. С сокрушенным чувством собственного бессилия, с надеждой на милосердие Божие стал он «сходить в слезную юдоль смирения» С. 363].

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Последний в этом ряду крест Марка Пещерника (рис. 1:1), связанный преданием с Киево-Печерской Лаврой, представляет собой створку складня необычайно больших размеров (23.3×14.8×2.8 см) с черневой многофигурной композицией (Христос Пантократор с 12 апостолами, свв. Феодор и Георгий) 378 . Не имея себе подобных по величине, этот крест по манере исполнения черневых изображений очень близок херсонесской створке энколпиона тоже из медного сплава 379 и ряду других византийских произведений IX–XI веков, изготовленных из драгоценных металлов и связываемых обычно с константинопольским кругом мастерских. Выделяется крест Марка Пещерника среди них не только размерами, но и прямыми углами средокрестия. Возможность изготовления его в Киеве во второй половине XI века вполне допустима, но только приезжим греческим мастером. Знакомство Древней Руси с византийскими (в широком понимании) крестами-реликвариями в период, предшествующий принятию Крещения, и в самом начале процесса христианизации, безусловно, не ограничивалось рассмотренными выше памятниками X–XI веков. В частности, среди надёжно датированных не оказалось ни одного из энколпионов самого распространённого иконографического типа с Распятием и предстоящими на лицевой створке и Богоматерью Орантой (реже Киρиотиссой) и 4 святыми (чаще всего евангелистами) в медальонах на оборотной (рис. 2). Развёрнутая композиция представлена как на многочисленных рельефных меднолитых крестах средних размеров (рис. 2, энколпионы группы I.1), так и на единичных, инкрустированных чернью, серебром или золотом, выполненных в серебре или золоте, а иногда из медных сплавов (рис. 2, энколпионы группы I.2). Сокращённый вариант композиции (Распятие без предстоящих – Богоматерь Оранта без евангелистов) представлен на рельефных меднолитых энколпионах малых размеров 380 , на гравированных меднолитых энколпионах средних и малых размеров (рис. 2. энколпионы группы І.2) 381 , а также изредка на миниатюрных серебряных энколпионах, инкрустированных чернью 382 . Почти все разновидности византийских энколпионов этого типа (рис. 2:3) были известны в Древней Руси, даже если учитывать только адресные экземпляры, в том числе и вариант, развившийся, судя по концентрации находок, в Балкано-Дунайском регионе. В этом варианте очень схематичные рельефные изображения на концах створок не обрамлены в круглые медальоны, а композиция Распятия с предстоящими дополняется ещё двумя погруднымн рельефами святых (рис. 2, гр. І.1 – передний ряд, 1-й справа) 383 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Закладка камня на месте строительства в парке Вечной Славы состоялась 25 ноября 2006 года, после чего на склонах парка высадили калиновую рощу – по одному кусту калины на каждый населённый пункт пострадавший от голода. Первая очередь мемориала была открыта 22 ноября 2008 года, по случаю 75-й годовщины печальных событий и стоила Украине более миллиарда гривен. Затем провели юбилейные мероприятия, и через короткое время «кол» закрыли для посещений – на доделку и ремонт. Что же представляет из себя этот комплекс, так дорого стоивший украинскому бюджету? Первая очередь включает в себя: центральное сооружение – Свечу памяти, зал памяти и стену памяти. Высота центрального сооружения составляет 34 метра, она выполнена в виде многогранной гранитной свечи, покрытой крестиками разной величины, символизирующими души погибших. Основание Свечи поддерживают четыре металлических черных креста, украшенные фигурами бронзовых аистов. Свеча освещается изнутри с помощью ламп, снаружи – по периметру. Вокруг Свечи расположены 24 жернова. Подземный зал памяти расположен под Свечой, в нем транслируются фильмы о голодоморе. Вход в мемориал памяти жертв голодомора находится на площадке, расположенной между обелиском на могиле неизвестного солдата и Киево-Печерской лаврой. Посетители проходят между двух бронзовых фигур ангелов, опустившихся на одно колено. Далее – статуя худенькой девочки, держащей в руках три колоска. Фигура девочки – центральный образ комплекса. За ней размещена колокольня в виде свечи. Из колокольни посетители попадают в подземный музей голодомора, символизирующий ад. Выход из музея выведет на склоны парка, в Эдемский сад. По представлениям автора, люди, пережившие ад, обязательно должны попасть в рай. Его символы – несколько тысяч кустов калины, высаженных в память о селах, вымерших от голода. Таким образом, весь комплекс условно разделен на две части: земной ад и библейский рай. Сам музей располагается в пространстве под Свечой памяти, украшенной бронзовыми журавлями – символом возрождения нации. Черный лабрадорит по обе стороны лестницы, ведущий в музей, символизирует вспаханную землю, урожаем с которой так и не смогли воспользоваться крестьяне в те страшные годы. Черный цвет на черном фоне

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Еще один представитель той же гуманистической метафизики – Франциск Бергольо, работающий Папой Римским в Ватикане, схожим образом отреагировал на события вокруг Лавры. «Папа римский Франциск по окончании всеобщей аудиенции выразил беспокойство ситуацией с Киево-Печерской лаврой. " Я думаю о православных монахах Киевской лавры. Я прошу вовлеченные в войну стороны уважать религиозные места " , — заявил понтифик» ( РИА-Новости ). Определение монастыря как «религиозного места» – это определение нерелигиозного человека. Поэтому и призыв его обращен ко всем сторонам конфликта, согласно догмам плюрализма «мира сего». Этой же самой светскостью и потому антиклерикализмом мотивировано и решение госдеповских кураторов киевской хунты изгнать монахов из Лавры, и народные гулянья бесноватых киевлян по этому поводу, и оправдание тех и других – Кураевым. «”Ни для кого не секрет, что режим Зеленского не самостоятелен в своей антиклерикальной политике. Раскол православия, удар по этой сфере жизни – та цель, которую давно провозгласили в Вашингтоне”. – Это заявление МИД РФ. Если цель провозглашена — значит, об этом было сказано официально (на частные суждения МИД сверхдержавы вряд ли бы стал реагировать) и публично. Вопрос: кто из американских официальных спикеров и когда сказал “наша цель — раскол православия”? Данные, полученные с помощью нооскопа, в расчет не принимаются» (Кураев А. Проверка слуха ). Это значит, что живи Кураев две тысячи лет назад в Иерусалиме, он не только был бы решительно против Искупительной Жертвы Христа по причине ее негуманности, но одновременно отстаивал бы и право Иуды на его дьявольские планы, оправдывал бы и змей Синедриона, и римского цербера Понтия Пилата (что, собственно, он и так опосредованно сделал в своей книге о романе Булгакова). Александр Вячеславович Буздалов, православный публицист, Пенза Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Это значит, что живи Кураев две тысячи лет назад в Иерусалиме, он не только был бы решительно против Искупительной Жертвы Христа по причине ее негуманности, но одновременно отстаивал бы и право Иуды на его дьявольские планы, оправдывал бы и змей Синедриона, и римского цербера Понтия Пилата (что, собственно, он и так опосредованно сделал в своей книге о романе Булгакова).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/05/ad...

художником Верховцевым. Праздник «Всех святых», в воскресенье 15–го июня, был избран преосвященнейшим Димитрием для возложения новой одежды на св. престоле. Но как при этом понадобилось снять старый престол и поставить на место его новый дубовый престол, соответствующий размеру доставленной одежду, то этот последний был освящен Его высокопреосвященством «по чину» с возложением на него срачицы, индитии и проч., при участии в сем освящении преосвященного Виталия, епископа Острожского, викария Волынского, многих из братии лавры и нескольких священнослужителей из ближайших мест епархии, – о чем тогда же донесено Его высокопреосвященством Св. Синоду с присовокуплением, что сверх духовенства свидетелями совершившегося торжества освящения нового престола и возложения на него серебренной одежды было также множество народа, нарочно собравшегося из разных мест на горе Почаевской по случаю воскресного праздничного дня. Соответственно условию, заключительному Почаевской лаврой с г. Верховцевым, новый престол Почаевский состоит из нижнего дубового престола с кипарисовой, соединенной с дубовой верхней доской, покрытой по сторонам четырьмя серебренными боковыми рельефными досками с такой же доской наверху гладкой и бронзовым с толстыми французскими стеклами футляром по сторонам. Но в общем все это представляет прекрасное, художественное целое, которое можно оценить, только видя. Следует сказать без преувеличения, что такого престола по настоящее время нет во всем нашем отечестве. Есть престолы, может быть, богаче по массивности серебра или по количеству драгоценных на них камней, напр. в КиевоПечерской или Троицкой лавре; но, чтобы они могли сравняться с Почаевским по выполнению и художественной работе, – в этом можно сомневаться. Художественной гармонии и изяществу Почаевского престола прежде всего способствует симметрическое расположение деталей на всех четырех боковых досках. Вы видите на каждой из них овальные посредине рельефы, окаймленные изящной серебренной матового цвета рамкой, декорированной разноцветными эмалевыми стразами.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

аггли студени и зною, зиме и осени, весне и жатве, и всех зданьи его, иже на нбхъ и на земле, и глубине, тма иже верху бездны, водам иже когда вреху земля, от них же тма и вечер и нощь, свет, днь и заоутриа. сих з великих дел сотвори Бгъ в а днь». 61 Вообще, учение Епифания о стихийных ангелах получило очень большую известность на Руси. Еще с XI-ro века читались народу в церквах Епифаниевы толкования на книгу Бытия 62 ; они входили в такое общераспространенное и пользовавшееся научным авторитетом сочинение, как топография Космы, входили также и в различные популярные сборники и, разумеется, видоизменялись, хотя, может быть, и незначительно. В Солов. Сборнике, 993, эта статья читается так: »....в первый день небеса вышняя и землю, и воду, от них же есть снег и град, и лед, и роса, и дух, и служащие пред ними суть сии ангелы: ангел духом и бурь, ангел облаком и мгле, и снегу, ангел студени, и зною, и зиме, и осени, и всем духом, ангел земли, тьме» и проч. 63 Разница, как видим, заключается только в наименованиях ангелов. Та же идея проводится и в различных апокрифических сочинениях: книге Эноха, Завете Адама, Малом Бытии 64 , и хотя некоторые из них не встречаются в полном переводе на русский язык, но извлечения из них или перефразировка их содержания были известны в русской письменности и входили в те же Палеи, а потому все названные апокрифы могли оказать влияние на образование идеи. В общем, все сообщаемые апокрифами космогонические сведения сходны с соответствующими отрывками у Епифания. В Малом Бытии перечисляются еще: ангелы хваления, ангелы огня, ветра, ангелы долин, все духи.... творений на небесах и на земли, и во всех долинах, и ангелы мрака и света, и утренней зари и вечера 65 . В Завете Адама наблюдение за стихиями и явлениями природы приписывается «началам», а управление небесными светилами «властям». 66 Учение о стихийных ангелах было твердо усвоено в древней Руси и почиталось как догмат. Уже летописец Нестор, описывая в своей летописи чудесное явление огненного столпа над Киево-Печерской лаврой, с убеждением говорит: «а это был не огненный столп, ни огнь, но вид ангельский, ибо ангел так является, иногда столпом огненным, иногда же пламенем, как сказал Давид: творяй ангелы своя духи и слуги своя, огнь пламень и посылаются они повелением Божиим, куда хочет Владыка и Творец всех ангелов и человеков " …..

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-bo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010