Поставим вопрос в иной форме: возможно ли, чтобы жрец, вступая во святилище в одеянии запятнаном, с помыслами нечистыми, с руками загрязненными, с мольбой, обращенной не к Богу – исторической Истине, а к Вельзевулу и преклоняющий пред ним только колена, – возможно-ли, чтобы такой жрец в жизни общественной являл из себя образец чистоты? – Ответ на этот вопрос должен быть отрицательный, притом не допускающий исключений. Ибо невозможное есть невозможное. После этих рассуждений характера общего приступаем к главнейшей части рассматриваемого нами произведения проф. Титова, – той части, которой автор придает особенное значение, ибо здесь – по его словам – собака-то и зарыта. IX Для лучшего выеснения дела, о котором предстоит трактация, считаем нужным привести большую выдержку из обвинительного акта, предъявленного мне профессором Титовым по вопросу о зарытой собаке. Акт сей начинается нижеследующими рассуждениями (курсив всюду проф. Титова): «Грубой и беспринципной лживостью всецело проникнуто «новейшее» произведение – сказка профессора Голубева. Не ограничившись совершенно буффонадной выходкой по поводу моих замечаний о старо-печатных книгах Львовской братской типографии и о пожаре академической библиотеки 29 февраля 1780 года, профессор Голубев в конце своей статьи-сказки переходит к опровержению им самим созданных и совершенно ложно им приписанных мне суждений и мнений. Разумеем в высшей степени странные и преисполненные глубочайшего невежества рассуждения автора о моих несуществующих трудах и теориях по вопросу о происхождении Киево-Печерской типографии и о начале книгопечатания в ней. Но da liegt der Hund begraben, как говорят немцы. Попытаемся разъяснить лукаво сплетенную ложь профессора Голубева. Профессор Голубев приписывает мне ни более, ни менее как утверждение, что трехсотлетний юбилей Киево-Печерской типографии должен быть отпразднован Лаврой, в ближайшем будущем, в самом непродолжительном времени (в 1908 или даже 1907 г. г.). На чем же основывался профессор Голубев, приписывая мне подобное нелепое утверждение? Послушаем лучше всего его самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Между тем дело, возникшее по ходатайству м. Тимофея Щербацкого, продолжалось своим порядком. Лаврская первая контрчелобитная, по-видимому, не произвела особенного действия на чиновников коллегии иностранных дел, которая должна была решить спор Киевских духовных властей. Поверенный м. Тимофея Щербацкого архим. Пахомий Витвицкий, по-видимому, все время проживал в С.-Петербурге, или, по крайней мере, часто наезжал туда, следил за ходом дела и о всех перипетиях в процессе сообщал сведения своему патрону. Так, 26 августа 1752 года он писал м. Тимофею Щербацкому, между прочим, следующее: «вашему преосвященству за долг мой имею донесть, что поспешеством Божьим и благословением архипастырским известное дело в коллегиях так иностранной, як и секретной разсмотрительним окончилось производством, и доклад об нем ужа заготовлен. Только благополучнейшего высокомонаршего с Петергофа в С.-Петербург ждут прибития» 190 . Видимо, что у м. Тимофея Щербацкого были сторонники и покровители, которые поддерживали его, особенно в коллегии иностранных дел. Кажется, сам канцлер и вице-канцлер были на стороне м. Тимофея в его споре с лаврой 191 . Очень может быть, что в августе 1752 г. ему было обещано через поверенного его, что просьба его, по крайней мере, относительно устройства типографии будет удовлетворена. Но и лаврские власти не сидели в это время, сложа руки. Они, видимо, весьма внимательно следили за ходом дела. Им удалось далее каким-то способом получить доступ ко дворцу и расположить государыню в свою пользу. По крайней мере, в одной из позднейших своих челобитных, поданных лаврой императрице в сентябре 1752 г., архим. Лука Белоусович прямо писал: «хотя слишимою вашего императорского величества высочайшею милостию уже мы, нижайшие, обнадежены, яко ваше императорское величество, по высокоматерним своим к лавре святой Киево-Печерской неизреченним щедротам, его преосвященству вновь типографию заводить соблагоизволили отказать; однако он, преосвященный, как мы, нижайшие, слышим, государственной коллегии иностранных дел безотступно стужает, дабы ему ту типографию непременно иметь дозволено» 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Но либеральный политический фанатик, мыслящий категориями чрева-сексуальности-политических амбиций, отрицает не только святость, но и анти-святость, хотя наличие обеих может не видеть только слепой. Политтехнологи дьявола всегда пытаются заставить нас забыть истинное зло, которое вовсе не обязательно может быть мотивировано мотивами экономической выгодой или похотью. Зачем финикийцы приносили в жертву молоху своих собственных чад? Разве экономически выгодны были массовые убийства лучших юношей и девушек на вершинах ацтекских пирамид? Какая-такая «корысть» заставила средневекового французского маршала Де Ре зверски замучить более ста детей? Зачем американцы и немецкие фашисты решили убивать сербов бомбардировками именно на Пасху, издевательски написав поздравления с ней на бомбах вместо открыток? В мире борются добро и зло, между которыми путаются «трости колеблемые» - всякие теплохладные атеисты и агностики, иногда называющие себя «христианами». Вскоре после победы украинского майдана Национальный Банк Украины запустил в оборот 500-гривенные купюры, на которых был изображен известный масонский символ - глаз в треугольнике. Причем изображен он был на фоне Киево-Могилянской Академии, которая финансируется, в значительной степени, американскими и европейскими грантами. Все студенты этого учебного заведения по приказу ректора стояли на майдане. Она служит центром социального программирования антиправославных, антирусских молодежных групп и организаций, от троцкистского, до оккультного направлений. Во время первого визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину перед Святой Киево-Печерской Лаврой были за большие деньги поставлены рекламные щиты с анонсами киевского прозападного либерального журнала «Комментарии:», на которых красовалась обложка издания. Там было написано: «666 самых влиятельных людей Украины». Излишне спрашивать, почему к визиту Патриарха некоторым силам захотелось поставить на пути его следования самым крупным шрифтом именно это цифру, а не, допустим, 100, или 555...

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/26/...

Ясное дело, что агентурская часть по наблюдению за действиями противника в лавре была поставлена очень хорошо. Каждый новый шаг м. Тимофея Щербацкого немедленно делался известным лаврской администрации, которая старалась отражать всякий, сколько-нибудь серьезный, удар своего противника. В сентябре 1752 г. 193 лавра подает новую челобитную императрице Елизавете Петровне. В этой своей челобитной, ссылаясь на полученное в Киеве известие о благоволении императрицы к лавре и решение ее отказать м. Тимофею Щербацкому в его ходатайстве; относительно типографии, архим. Лука с братией просили императрицу выдать лавре новую подтвердительную грамоту о правах и вольностях ее, которая бы раз навсегда положила конец всем таким домогательствам, какие обнаружил м. Тимофей Щербацкий. «Всемилостивейшая государыня!» – писал архимандрит с братией. «Всеподданнейше вашего императорского величества просим имеющуюся в Киево-Печерской лавре старинную, многими высокомонаршими грамотами утвержденную, типографию от нахалного нечаемо следуемого разорения, а лавру святую от невозвратного убитка и всекрайнейшей обиди высокоматерним своим защищением охранить и его преосвященству митрополиту Киевскому типографии вновь иметь крайне отказать; а чтоб впредь так он, преосвященный Тимофей, яко и по нем будучие Киевские митрополиты о битии в них той типографии вашего императорского величества более прошениями не утруждали и оной типографии как прежде никогда не имели, так и впредь иметь не могли, и Киевο-Печерская старинная типография осталась на прежних своих основаниях, о том в неподвижное утверждение высочайшего вашего императорского величества грамотою святую Киево-Печерскую лавру всемилостивейше снабдить» 194 . Челобитная лаврская, о которой у нас идет сейчас речь, была подана в сентябре 1752 г. при особом «доношении» в коллегию иностранных дел. В этом последнем «доношении» лавра напоминала свою прежнюю челобитную, поданную императрице, еще раз выясняла неосновательность домогательств м. Тимофея Щербацкого иметь свою типографию, разъясняла с своей точки зрения упоминание о типографии в царской жалованной грамоте, данной в 1685 г. Киевскому митрополиту Гедеону князю Святополк Четвертинскому. Для большего подкрепления своего взгляда на значение сейчас упомянутой царской грамоты, лавра теперь представляла копию жалованной царской грамоты 1688 года на имя архим. Варлаама Ясинского, которой утверждалось за лаврой право ставропигии и право иметь собственную типографию. В заключение архим. Лука просил коллегию иностранных дел решить дело в пользу лавры 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

В марте глава Тернопольского облсовета Михаил Головко заявил, что депутаты обратятся к центральной власти с просьбой лишить УПЦ права пользования Почаевской лаврой. Соответствующий законопроект поступил в Верховную раду в апреле. Однако выяснилось, что разорвать договор не так просто. CC BY-SA 4.0 /Тернопільська обласна рада/ Глава Тернопольского областного совета Михаил Головко " Его подписывали в 2003-м, срок истекает через 50 лет. Помочь может только проверка, как этим имуществом пользуются " , — объяснял депутат от " Слуги народа " Евгений Кравчук. Михаил Головко поспешил заверить: рабочая группа, которая займется этим вопросом, уже создана. Однопартиец Кравчука Никита Потураев, грозившийся привести под стены Киево-Печерской лавры " патриотически настроенную молодежь " , на ситуацию с Почаевской смотрит более пессимистично. " Вообще нет оснований для расторжения договора " , — с сожалением констатировал он. Но юристы, по его словам, не опускают рук, " работают, ищут решения " . " Дедлайн мы не ставим, нам главное вернуть лавру. Но так, чтобы на следующий день не потерять " , — заключил народный избранник. Силовой подход Пока парламентарии искали лазейки в законодательстве, другие ведомства тоже не бездействовали. Так, полиция в соседней с Тернопольской Черновицкой области 24 марта остановила два автобуса с паломниками, направлявшимися в Почаевскую лавру. © РИА Новости/Сергей Пятаков Во время Божественной литургии в Почаевской лавре по случаю 450-летия явления чудотворной Почаевской иконы Божией Матери " Без объяснений транспортные средства конфисковали, многодетному водителю пенсионного возраста приказали явиться с вещами в военкомат " , — говорится в сообщении, опубликованном на сайте Информационно-просветительского отдела УПЦ. Даже " не посмотрели на то, что в автобусах находятся кормящие женщины, младенцы, пожилые люди, дети, подростки " , возмущалась одна из паломниц. Спустя месяц СБУ сообщила: есть данные, что один из почаевских послушников использовал профили в запрещенных российских соцсетях, через которые активно " распространял нарративы кремлевской пропаганды " .

http://ruskline.ru/opp/2023/05/22/na_ukr...

21  Убытки, понесенные Лаврой от пожара в зданиях, были незначительны, так как на них сгорели только кровли, а стены остались целыми. Но когда были подсчитаны убытки от уничтоженного пожаром громадного запаса типографских книг и порчи типографских машин, то сумма получилась довольно значительная: около 80 000 рублей (Архив К.-П. Лавры. Дело 2520). 22  За семнадцать лет до кончины своей в Бозе-почивший Архипастырь Филарет принял великий ангельский образ –схиму с имением Феодосия и хранил это втайне до последних дней своей жизни. 24  Все помещеные в настоящей книге примеры и случаи записаны мною со слов а) почтенных старожилов – обывателей Киева, б) из рассказов покойных келейников блаженного старца, в) из сведений, переданных бывшим камердинером митрополита Филарета Гавриилом Феодоровичем Галушкою (в монашестве Платон) и многочисленных рассказов благополучно здравствующих старцев Кнево-Печерской Лавры, Свято-Михайловского и Флоровского монастырей, заверенных их иерейскою и монашескою совестью. (Автор). 26  Да не смущается читающий тем, что здесь восписуется такая честь и я называю это чудом и как бы ставлю подвижника в ряду святых. Ведь святые не на небе делаются святыми, они там только прославляются уже за святость, стяжанную ими здесь, на земле. Быв в настоящей жизни в малом верны, они в будущей над многими поставляются. 29  У Высокопреосвещеннейшего Филарета очень часто исчезали из его комода разные вещи, например, пояса, платки, четки и прочее, которые он раздавал в благословение, а иногда, за неимением в руках денег, даже в милостыню. 30  В 50-х годах прошлого столетия настоятели и настоятельницы монастырей, так же, как и митрополит, выезжали на четверках. 31  Кстати, заметим здесь, что игуменья Агния отличалась чрезвычайной кротостью нрава и любвеобильным сердцем, за что особенно была любима блаженным. В 1850 году она удостоилась принять от руки его пострижение в схиму и, нареченная Варварой, скрывала это до самой своей смерти, последовавшей 30 сентября 1865 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во время его печатания, точнее, при начале его печатания, случилось такое обстоятельство. Православные киевляне очень обрадованные, что и в их городе, в знаменитой обители, появилась типография и началось книгопечатание, желали как можно скорее пользоваться плодами от сего полезного учреждения, ибо нужда в книгах была большая, особенно для школ, которые в это время в Киеве начали уже заводиться: известно что к концу 1616 года относится основание и нашей знаменитой братской школы (впоследствии Могилянской коллегии, а затем Академии) Между тем предпринятое Лаврой печатание Анфологиона должно было по указанной причине затянуться и отвлечь типографию от других работ. И вот православные киевляне обратились к архимандриту Елисею Плетенецкому с усердной просьбой, чтобы он, не прекращая начатых работ по изданию Анфологиона, напечатал книгу сравнительно небольшую, именно Часословец, – книгу весьма потребную как для церковно-богослужебных надобностей, так и для школьного обучения. Елисей Плетенецкий, «умолен быв правоверными, яко да исполнится требование, еже в училищех в православном граде Киеве и в прочиих», – и издал упомянутый Часословец, который вышел и свет в начале 1617 года и который и есть первенец Киево-Печерской типографии, о чем в предисловии к нему прямо и заявлено. В следующем 1618 году издано было Лаврской типографией очень маленькое (6 листиков, в 4 д.) произведение, не могшее нарушить обычного хода работ по изданию Анфологиона, – панегирик в честь Елисея Плетенецкого (Везерунк цнот). Появление этого панегирика в пояснениях не нуждается. В начале 1619 года вышел в свет, как мы говорили, упомянутый Анфологион. Ясные, современные, сомнению не подлежащие сведения обо всем этом заключаются в сейчас упомянутых трех изданиях (Часословце 1617 г., Везерунке цнот 1618 г., Анфологионе 1619 г.), а также в Казании на честном погребе Елисея Плетенецкого», произнесенном его преемником Захарией Копыстенским и напечатанном в 1625 году (2+45 стр., in 4), а отчасти в Триоди Постной 1627 г. – Последние две книги суть тоже издания киево-печерские.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Весьма вероятно, что тем же нежеланием Тимофея Щербацкого расставаться с лаврой объясняется и совсем необыкновенный исход выборов преемника ему по должности лаврского архимандрита. Известно, что лаврская братия на место архимандрита, освободившееся за назначением Тимофея Щербацкого киевским митрополитом, представила в числе других кандидатов, между прочим, нескольких епископов во главе с Тимофеем Щербацким, который тогда имел быть хиротонисан во епископа, с возведением в сан митрополита 178 . Очевидно, что Тимофей Щербацкий, не без согласия и ведома которого происходили выборы преемника ему по лаврской архимандрии, сам не прочь был удержать за собой звание и доходы ее, сделавшись Киевским митрополитом. Отсюда можно видеть, как он дорожил званием лаврского архимандрита. Но желаниям Тимофея Щербацкого не суждено было осуществиться. Он должен был отправиться в С.-Петербург, где 6 марта 1748 г. был посвящен в сан митрополита. Преемником ему по лавре был назначен самим св. синодом, слуцкий архимандрит Иосиф Оранский. Он был болезненный человек и скоро, 8 октября 1751 года скончался. На место его лаврским архимандритом, был избран иеромонах Лука Белоусович. Постриженник лаврский, сын казачий, он не получил школьного образования. Тем не менее, он обладал крепким умом, деловитостью, отличными канцелярскими способностями, благодаря чему быстро прошел обычную служебную карьеру в рядах многочисленного лаврского братства, среди которого было тогда немало ученых иноков. Уже в 1747 году, т. е. через 14 лет после своего пострижения он был уже наместником Свенского (приписного к лавре) монастыря и даже избирался тогда братией в числе других кандидатов на должность архимандрита печерского. Вторично он был избран на эту должность после смерти Иосифа Оранского, в 1752 г. Эти выборы были утверждены императрицей Елизаветой Петровной и 21 июня того же года Лука Белоусович в Петербурге, в присутствии государыни, был посвящен в сан Киево-Печерского архимандрита. Почти с первых же дней архимандритства Луки Белоусовича начались неприязненные отношения между ним и митрополитом Тимофеем Щербацким. Повод и основания для подобных отношений подал этот последний.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Что, где, когда? В Санкт-Петербургской епархии лучше всех ответы на эти вопросы знает Иван Судоса. И если кто-то считает, что роль мирян в Церкви сегодня невелика, то Иван Николаевич своей деятельностью совершенно опровергает это мнение. О своей необычной службе и о себе самом корреспонденту «ВЖ» рассказывает председатель Петербургского филиала ОВЦС и Протокольного отдела епархии. Анастасия Коскелло редактор новостной службы «Вода Живая» - Иван Николаевич, как давно вы в Церкви? - С самого детства. Я родился на Украине, в селе Красные Партизаны Черниговской области, что в 120 км от Киева. У нас была настоящая патриархальная православная семья, мы были прихожанами небольшой сельской церкви. Все мое детство и юность были связаны с Киево-Печерской Лаврой - помню, как меня совсем еще маленьким родители привозили туда. Там была очень хорошая традиция (наверное, она и сейчас сохранилась) - всех паломников кормили обедом. И я запомнил одно правило: нужно не только весь обед съедать, но и вытирать хлебом дочиста свою тарелку. Ну и, конечно, прекрасные монастырские храмы и службы. Особенно посещение Ближних и Дальних пещер. Маленьким я очень боялся там ходить. - А в детстве вы чувствовали, что вы и ваша семья - не совсем такие, как большинство советских людей? - Чувствовали - мягко сказано. Я родился в 1951 году, в школу пошел в 1958м, - это был самый разгар антирелигиозной борьбы у нас в стране. И, конечно, я испытал на себе все тяготы советской школы. Наш директор был председателем общества «Знание». Это общество ратовало, скорее, не за, а против всякого знания. Узнав, что я верующий и хожу в школу с крестом, директор начал со мной настоящую «перевоспитательную» работу. А мне ведь и дед, и отец, и духовник - отец Алексий Покиньборода, настоятель храма в Нежине, - с детства внушили, что с крестом расставаться никогда нельзя. Тогда цепочек не было, но отец сплел мне очень прочную веревку, на которой я крестик и носил. И вот, никогда не забуду, во втором классе директор в своем кабинете ухватил меня за шею и стал срывать этот крест, но никак не мог сорвать, потому что веревка была очень крепкая. И вдруг откуда-то взявшимся куском стекла он ее разрезал. А крестик, как я потом узнал, выбросил в туалет…

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Если экспертов будут набирать из таких людей, можно надеяться, что экспертиза учебников будет качественной, на совесть. Самое страшное в таких вещах, когда лекарство оказывается хуже болезни. А это может случиться, если под видом экспертизы введут идеологический диктат, который непонятно кто будет осуществлять. История, несомненно, идеологический предмет, и многое зависит от того, какая идеология, какая система ценностей положена в его основу. Вчера президент страны сравнил мавзолей с Киево-Печерской лаврой и другими монастырями, где много мощей святых. Но есть существенная разница. В монастырях лежат мощи людей, которые жертвовали собой ради Бога и ближних, уходя от мира, молились за него. В центре Москвы лежит мумия человека, который вверг в страну в пучину гражданской войны, письменно призывал к уничтожению сотен тысяч людей – все это можно прочитать в официальных документах и даже в полном собрании его сочинений. Это тоже история нашей страны, но вопрос в том, как мы ее понимаем. Пока люди понимают ее по-разному, не всегда могут отличить добро от зла. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 мая, 2024 27 апреля, 2024 22 апреля, 2024 20 апреля, 2024 18 апреля, 2024 12 апреля, 2024 11 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyashhennik-filipp-il...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010