III. Воспитанники Академии на службе в Киево-Печерской Лавре, в связи с биографией Софрония Тернавиота. (Общие предварительные замечания. Значение Киево-Печерской лавры и Киевской Академии в церковной истории Киева. Взаимные исторические отношения между Киево-Печерской лаврой и Киевской братской школой – коллегией – академией. Служение академических питомцев Киево-Печерской Лавре в XVII в. Сведения о некоторых академических питомцах, бывших на службе в Киево-Печерской лавре в первой половине XVIII в. Софроний Тернавиот. Сведения о происхождении и образовании его в Академии. Пострижение в монашество. Первоначальная служба в лавре. Назначение С. Т. поверенным по лаврским делам. Начало борьбы между Киевским митрополитом Тимофеем Щербацким и лаврой. Подача поверенным митрополита челобитной в коллегию иностранных дел о разрешении Киевскому митрополиту иметь типографию. Контр-челобитная лавры, представленная Софронием Тернавиотом. Представление С. Т. императрице. Участие императрицы Елизаветы Петровны в борьбе Киевского митрополита и лавры. Отказ м. Тимофею Щербацкому, переданный через царского духовника. Новое ходатайство м. Тимофея Щербацкого перед св. синодом о разрешении ему завести типографию. Сочувствие св. синода м. Тимофею Щербацкому. Выдача м. Т. Щ. синодальной грамоты на устройство типографии. Протест Московского архиепископа. Новое представление С. Т. императрице и жалоба на митрополита Т. Щ. Гнев государыни на св. синод и на митрополита Т. Щ. Приказ об отобрании синодальной грамоты, выданной митрополиту Т. Щ. Торжество С. Т. Хлопоты С. Т. о новой Высочайшей грамоте для лавры. – Возвращение С. Т в лавру. Новая командировка С. Т. в столицу по лаврским делам. Назначение в Кострому. Сведения о последующей судьбе Софрония Тернавиота). Глава I. Исторические отношения между Киевской Академией и Киево-Печерской Лаврой с краткими биографическими сведениями о воспитанниках Академии XVII-XVIII вв. принявших монашество в Лавре В церковной истории нашего Киева имели чрезвычайно важное значение Печерский монастырь и духовная Академия. Лавра и Академия могут быть названы самыми лучшими и ценными жемчужинами в славном блестящем венце, украшающем многовековую церковную историю Иерусалима русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Собрание разнородных историй, так или иначе связанных с Киево-Печерской лаврой. В основном это, конечно, жития насельников лавры. В основание Киево-Печерского патерика вошли два послания, написанные в XIII в. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 г.) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика», а иногда и без всякой связи с ним. Здесь можно встретить ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и проч. Федотов о Печерском патерике в библиотеке , в аудиоархиве Группа Вконтакте Facebook группа Киево-Печерский патерик Летописец Нестор, Блаженный Симон Патерик Печерский или Отечник Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины Владимире напечатана книга сия " Патерик Печерский " Оглавление ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония, первоначальника русских иноков, начавших подвизаться в пещерах Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Антонию Печерскому, первоначальнику иноческого жития в Руси Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков русских, которые стали подвизаться в монастырях по уставу Сказание о перенесении честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Феодосия Печерского

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Печерский патерик «Киево-Печерский Патерик» — собрание разнородных историй так или иначе связанных с Киево-Печерской Лаврой. В основном это конечно жития насельников Лавры. В основание Киево-Печерского Патерика вошли два послания, написанные в XIII веке. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 году) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика», а иногда и без всякой связи с ним. Здесь можно встретить ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и проч. Нестор Летописец, Симон Блаженный Патерик Печерский или Отечник Летописец Нестор, Блаженный Симон Патерик Печерский Отечник Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины Владимире напечатана книга сия " Патерик Печерский " Оглавление ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония, первоначальника русских иноков, начавших подвизаться в пещерах Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Антонию Печерскому, первоначальнику иноческого жития в Руси Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков русских, которые стали подвизаться в монастырях по уставу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Предисловие Глинская Рождество-Богородицкая пустынь в ряду обителей на св. Руси занимает одно из видных мест по своему благоустройству, по плодам духовной жизни иночествующих в ней и по некоторому историческому значению. Связанная своим обновлением и благоустроением с древнейшей Молченской Софрониевой пустынью, она успела впитать в себя те начала духовной жизни, которые были восприняты этою последнею от матери древнейших обителей на Руси – Киево-Печерской лавры, а еще более от средоточия православного монашества св. Горы Афонской и притом под животворным воздействием предания и заветов св. старца Паисия Величковского ». «Живым звеном, связующим Глинскую пустынь с обителью Софрониевой и Киево-Печерской лаврой, сближающим ее с Афонским иночеством и с заветами старца Паисия, был игумен Филарет, прошедший первую школу иночества в Киево-Печерской лавре, а затем в Софрониевой пустыни, под руководством лучших отцов, из которых архимандрит Феодосий, настоятель Софрониевой пустыни, был некогда другом и собеседником знаменитого Паисия, имея одного с ним старца – схимонаха Василия. «Строгий устав Афонский, трудовая жизнь братии и высота духовных дарований некоторых из подвижников способствовали особенному уважению народа к Глинской обители. Стекаясь сюда со всех сторон, он ищет в ней и благодатного освящения чрез чудотворный образ Божией Матери, и духовного утешения и назидания от старцев, отличающихся духовной опытностью, прозорливостью и святостью жизни. Имена этих лиц передаются из уст в уста, память о них сохраняется и после их смерти» 1 . Очерк современного состояния Глинской пустыни предлагается бывшим в пустыни для воспоминания. а не бывшим – для ознакомления с нею. Часть 1-я. Святыни, скиты и подвижники I. Описание местности Глинской пустыни. Глинская общежительная пустынь Путивльского уезда Курской губернии и епархии основана в XVI столетии 2 , на месте явления в «Глинском» бортном ухожье 3 чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. От имени Глинского ухожья и самая пустынь стала называться Глинскою 4 . Она находится в 160-ти верстах от своего губернского города и в 40-ка верстах от городов Путивля и Рыльска той же Курской губернии. Ближайший к обители город Глухов, Черниговской губернии 5 , расположен в 12-ти верстах и узкоколейный путь: Ворожба – Михайловский хутор Московско-Киево-Воронежской железной дороги – в 7-ми верстах 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В марте резко обострился вопрос о положении канонической Украинской Православной Церкви во все более удаляющемся от нормальности украинском государстве. И до того давление на Церковь не прекращалось, а только усиливалось. Учащались захваты храмов, так что в некоторых областях уже не осталось незахваченных, оскверняли и поджигали храмы, нападали на священников. Ну, а в марте дирекция заповедника " Киево-Печерская лавра " сообщила о расторжении бессрочной аренды со Свято-Успенской Киево-Печерской лаврой и потребовала, чтобы монахи канонической Украинской Православной Церкви покинули здания Лавры до 29 марта. Мол, вы неаккуратно храните государственное имущество, поэтому мы ваш монастырь отдаем ПЦУ, они будут хранить его лучше. Фактов нарушений со стороны монашеской общины, однако, по сей день так не было предъявлено, предлагается верить обвинителям на слово. Ну-ну. " Изгнание канонической Церкви из Киево-Печерской лавры будет навсегда вписано в историю антицерковных гонений, этот безжалостный акт преследования будут помнить верующие во всем мире " , – написал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда в своем канале в Telegram. На этом, впрочем, разошедшиеся укровласти не остановились, и было сообщено, что они намерены выселить монахов и из Свято-Успенской Почаевской лавры. Глава украинского Минкульта Ткаченко в эфире телемарафона новини» так прямо и заявил, что в Почаевской лавре «начался процесс возвращения» имущества государству» " . Президент Украины Владимир Зеленский назвал ситуацию вокруг канонической Украинской Православной Церкви и Киево-Печерской лавры " защитой общества от религиозных манипуляций " . Так и заявил в видеообращении: " Сегодня сделан еще один шаг к укреплению духовной независимости нашего государства " . А Украина, по Зеленскому, вообще " территория самой большой религиозной свободы " в этой части Европы. Ну, клоун был, клоун и остался, что тут скажешь. В Киево-Печерской лавре, тем временем, заявили, что раз оснований для самоуправства властей никаких не представлено, то и выполнять нелепые требования не будут, а подадут на заповедник в суд. Что и было сделано. Рассмотрено обращение судом будет в апреле, а самозваную комиссию «по приемке имущества» собравшиеся в Лавре верующие просто не пустили в обитель.

http://radonezh.ru/2023/03/30/lavra-i-ma...

(Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705, г. Самбор, Галиция - 4.11.1770, Киев), свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), митрополит Тобольский и Сибирский. Род. в семье богатого мещанина, по документам архива Киево-Печерской лавры его фамилия - Канючкевич ( Титов Ф. И. 1913. С. 9, 107). Учился в Самборском духовном училище, в 1717-1733 гг.- в Киево-Могилянской академии. По окончании полного курса был оставлен при академии и некоторое время состоял учителем, вероятно, в низших классах. В 1733 г. пострижен в монашество с именем Павел архимандритом Киево-Печерской лавры Романом (Копа), 5 дек. 1734 г. рукоположен во диакона архиеп. Киевским Рафаилом (Заборовским) . С нач. авг. 1735 до 26 нояб. 1738 г. нес послушание шафара (казначея) при лаврской типографии, продавца напечатанных в типографии книг (обычно шафарами избирались иноки, «отличавшиеся безукоризненным во всех отношениях поведением» (Там же. С. 14)). С осени 1738 до весны 1740 г. состоял в академии учителем поэтики. 30 дек. 1739 г. по прошению наместника лавры архим. Илариона (Негребецкого) и лаврского духовника иеросхим. Ионы рукоположен во иерея архиеп. Рафаилом (текст ставленой грамоты от 30 дек.: Там же. С. 108). В б-ке Киево-Печерской лавры хранился курс лекций П. по поэтике «Regia regis animorum Apollinis, id est Structura Poeseos» (47 л.), прочитанный в 1739-1740 гг. и записанный, вероятно, одним из учеников ( Вишневский. 1903. С. 139). П. также считали автором школьной пьесы из 3 актов «Образ страстей мира сего образом страждущаго Христа исправися» (опубликована С. Т. Голубевым: ТКДА. 1877. 9. С. 616-665), посвященной архиеп. Рафаилу и написанной в 1739 г. по случаю окончания выполненных по его инициативе надстроек старого академического Мазепинского корпуса ( Титов Ф. И. 1913. С. 16-17). П. сочинил эпитафию на кончину архим. Илариона (Негребецкого; † 8 янв. 1740), в которой прославлял заслуги покойного перед академией и лаврой.

http://pravenc.ru/text/2581799.html

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Киево-Печерская лавра Вид на Дальние пещеры с запада. На переднем плане колокольня, построенная в 1754-1761 г.г. лаврским крепостным С. Ковниром. Фото И.Г. Егудина. Вид из комплекта открыток киевского издательства «Мистецтво», 1964 г. Елена Григорьева 1 июня 1964 Карта и ближайшие объекты В старорусской летописи " Повесть временных лет " есть датированное 1051 г. упоминание про его основание монахами поблизости Киева. Первым насельником обители был Антоний (в миру Антипа) из города Любеча, что поблизости Чернигова. Он принял постриг в Есфигменском монастыре на Афоне (Греция). Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестово), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некотрые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм. При преподобном Феодосии подземная обитель уже не стала вмещать братию, и тогда появились первые надземные постройки - церковь Божией Матери Рождества и кельи. Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий. Именно от пещер происходит название монастыря - Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с домонгольских времён получил статус Лавры. Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»). И жизнь в этих монашеских городках подчинена четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь. 1073 год стал знаменательным для Печерского монастыря: по благословению преподобных Антония и Феодосия было начато строительство дивного храма Успения Богородицы, а в 1089 году в праздник Успения " Небеси подобная церковь " была освящена со многими сопутствующими знамениями и чудесами.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Александр-Невская лавра (1797–1913 годы) Глава первая. Новый период в жизни Александро-Невской обители Переименование Александро-Невского Монастыря Лаврой. Характер нового периода жизни обители. Царствования Императоров Павла I-ro, Александра Благословенного. Николая I-ro, Александра II-ro, Александра III-ro и Николая II-ro. Высочайший указ 18-го декабря 1797-го года и его значение для Церкви и Лавры. Соборные иеромонахи. Последние годы митрополита Гавриила. Наместники – архимандриты Иосиф (Чапужников) и Антоний (Знаменский) Высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I-ro, данным 18-го декабря 1797-го года, повелено Александро-Невский Монастырь «переименовать Лаврой со штатом наравне с Киево-Печерской и Троицкою Сергиевскою» 3871 . Александро-Невская обитель по заслугам получала высокую честь. Ее жизнь до сего времени была полна внутренним, и внешним созиданием. Вместе с устроением собственной жизни обитель совершала устроительную работу для церковной жизни новосозданной столицы и всего тяготевшего к ней обширного района. В Александро-Невской обители – до учреждения Святейшего Синода – были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. Александро-Невские иеромонахи ежегодно в летние месяцы отправлялись, по 10-и, 20-и, 30-и и более, для совершения Богослужения на кораблях, в новосозданном гением Великого Царя-Преобразователя Российском флоте, в госпиталях, в церквах возникавших в Западной Европе заграничных наших миссий. Александро-Невский Монастырь выростил у себя духовную школу, возведенную теперь на степень Академии. Обитель не мало поработала на пользу духовного просвещения своею проповедью и в особенности при посредстве печати, снабдив все церкви огромного района изданными в Александро-Невской Типографии книгами начального наставления о вере и добродетели. Наконец, из небольшой деревянной церкви и тесных мазанок Монастырь вырос в целую обширную систему величественных и монументальных сооружений. Все главнейшие стороны деятельности Александро-Невской обители, получив самостоятельную организацию, выросли, окрепли и, по естественному порядку жизни, обособились. Церковно-административная деятельность отошла к Консистории. Школьное обучение сложилось в самостоятельную цепь духовно-учебных заведений. Церковно-назидательное издательство перешло в руки высших органов церковного управления и духовной науки. Образовались самостоятельные установления флотского и заграничного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Духовные связи России и Греции: Валаам и Афон Валаам и Афон: духовные связи 27 ноября, 2014 Валаам и Афон: духовные связи Россия и Греция связаны общей историей, культурой и религией. Фотографии, представленные на выставке “Духовные связи России и Греции: Валаам и Афон” из двух центров культуры и Православия: Валаамского монастыря и Святой Горы, являют собой историческое свидетельство духовной жизни, распространения Христианства и монашества в этих двух странах, а также того, каким образом живая духовная традиция сохраняется и передается из поколения в поколение. Свой вклад в подготовку и проведение выставки внесли следующие организации: Министерство Культуры Российской Федерации, Мультимедия Арт Музей Москвы, Московский дом фотографии, Греко-американский союз, Греко-американский университет/колледж, Музей фотографии Салоник, Российская национальная библиотека и московский издательский дом “Индрик”. Выставка проводится в рамках фестиваля “Дни русской культуры в Греции” и продлится до 29 ноября 2014 года в галерее Хадзикириакос-Гикас Греко-американского Союза. Основу выставки составляют фотографии из двух альбомов: “Виды Валаамского монастыря” 1887 года из коллекции Российской национальной библиотеки и альбома “Монастыри и скиты Святой Горы” 1881 года, принадлежавшего великому князю Константину Константиновичу Романову. Материалы этого альбома подготовлены издательством “Идрик”, создавшим соответствующее издание. Мнения историков относительно даты основания Валаамского монастыря разнятся. Некоторые связывают ее со временем Крещения Руси, в то время как другие относят к более позднему периоду. В годы своего расцвета (XV-XVI вв.) Валаам являлся центром и эталоном монашества для всего севера, наравне с Киево-Печерской Лаврой юго-западной части России и Троице-Сергиевой Лаврой Центральной России. После разрушения монастыря в 1611 году он пустовал почти сто лет до 1715 года, когда вышел указ Петра Великого о его восстановлении. Так началось возрождение Валаамского монастыря: были построены храмы, часовня, скиты, помещения для приема паломников. Монастырь принимал всех нуждающихся, давая им пищу, кров, материальную и медицинскую помощь.

http://pravmir.ru/duhovnyie-svyazi-rossi...

Л.А. Ольшевская. История создания Волоколамского патерика, описание его редакций и списков Волоколамский патерик – сборник рассказов о жизни святых иосифлянской школы русского монашества, прежде всего произведений о самом Иосифе Волоцком , его учителе Пафнутии Боровском, их сподвижниках и учениках, а также сказаний, бытовавших в этой монашеской среде. Волоколамский патерик создавался в первой половине XVI в. и открывал ряд монументальных памятников той эпохи (Стоглав, Домострой, Великие минеи четьи митрополита Макария и др.). Обращение к жанру патерика писателей иосифлянской школы отражало сложный процесс взаимодействия прошлого и настоящего русской истории и литературы. Сознательная ориентация составителя Волоколамского патерика на традицию Киево-Печерского – свидетельство того, что в переломные моменты государственного строительства новое утверждается через опору на старое, литература Московской Руси – через творческое освоение опыта литературы домонгольского периода. Если целевая установка авторов Киево-Печерского патерика – прославление первых подвижников христианства на Руси как носителей передовой идеологии своего времени, то основная направленность Волоколамского патерикового свода – обосновать с религиозной точки зрения деятельность великих московских князей, связанную с консолидацией русских земель и выработкой самодержавной формы правления, притязания Московского государства на роль духовного центра православного мира. Для этого необходимо было расширение круга русских «воинов Христовых», целенаправленная и централизованная деятельность по возведению местных святых в ранг общерусских. Инициатором и последовательным проводником этой линии становится цитадель «воинствующих церковников» – Успенский монастырь, основанный Иосифом Волоцким , а основной корпус агиографических памятников XVI в. создается писателями-иосифлянами. «Судя по количеству и качеству этих произведений, писал В.О. Ключевский , можно сказать, что ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа» 618 . Создание нового патерикового свода именно в Волоколамском монастыре способствовало усилению его роли в делах государственного, религиозного и литературного строительства, по значению ставило в один ряд с Киево-Печерской лаврой, первой «академией» русских писателей и церковных иерархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010