– Дурень! Кашу варыть будем. Бачиш, богомольцив накормить треба. Щепки были принесены, но недоставало огня. – От яка бида,– с досадой заметил Пантелеймон.– Нема огню, батюшка. – А Бог!? – внушительно сказал на это старец. И подняв очи горе, начал молиться: «Господи! Пред Тобою  идет огонь и молни освещают вселенную. Услышь же Господи голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.  Услышь,  да едят бедные и насыщаются  и восхвалят имя Твое Всеблагое!» С этими словами он положил на восток земной поклон и осенил таганок благословением: – Во имя Отца и Сына и Святаго Духа... Но едва только произнес он эти слова, как из-под таганка показался сизый дымок, щепки задымились и вскоре разгорелись ярким пламенем. Увидав такое  чудо,  Пантелеймон хотел бежать, но старец остановил его и, незаметно погрозив пальцем, приказал набросать в горшок мелкой  травы,  а сам положил туда несколько взятых из корзины  камешков  и кусок  льда.  Когда все  это  стало  закипать,  блаженный, не прерывая умной молитвы, благословил таганок еще раз и размешал. – Ну, теперь покуштуй,– сказал он, обращаясь к келейнику. Пантелеймон зачерпнул содержимое в горшке на кончик ложки и осторожно лизнул языком: затем зачерпнул еще раз и попробовал уже целую ложку. – Батюшка! – в изумлении воскликнул он,– Ей-же, ей,  манна каша. – Та налывай же, дурень, скорийше гостям, бо скоро захолоне. Келейник и радостью и страхом ухватил горшок в руки и стал разливать кашу богомольцам в их дорожные мисочки, но – о, чудо! – сколько ни наливает, каша в горшке нисколько не убывает. Всех уже накормил, всех наделил, а горшок все еще как будто полный. И как некогда умножились в пустыне малые хлебы для множества народа, так, и теперь умножилась эта пища по молитвам старца Феофила. – Ну, теперь с Богом,– ласково проговорил блаженный, обращаясь к странникам, когда те окончили свою трапезую– Идить во святую Лаврию и молитесь за всих. Пораженные небывалым чудом, мужички отправились своей дорогой и, придя в Лавру, с радостью и страхом стали оповещать всех о совершившемся на их глазах чуде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если же известил тебя Господь о том, моли его, чтобы я умер за тебя. Если оставляешь ты меня, то где сесть мне, чтобы оплакать свою утрату: на этой мусорной куче, или в воротах этих, где ты живешь? Что достанется мне в наследство из твоего богатства? Ты сам почти наг, и когда умрешь, то положат тебя в этих заплатанных рубищах. Подари же мне твою молитву, как в древности Илия Елисею милоть, чтобы проникла она в сердце мое и дошел я до райских мест крова дивного дома Божия. Знает и зверь, где скрыться, когда взойдет солнце, и ложится в логовище свое, и птица находит себе дом, и горлица гнездо себе, в котором кладет птенцов своих, – ты же шесть лет живешь в монастыре, и места своего нет у тебя». Блаженный же сказал ему: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека: ведает Господь, как пропитать всю тварь, и может защищать и спасать бедных. Братья же мои пусть не обо мне плачут, а о себе и о детях своих. Во врачевании же я и при жизни не нуждался, а мертвые не оживают, и врачи их воскресить не могут». И пошел он с ним в пещеру, вырыл могилу себе и сказал сириянину: «Кто из нас сильнее возжелает могилу сию?» И сказал сириец: «Пусть будет, как кто хочет, но ты живи еще, а меня здесь положи». Тогда блаженный сказал ему: «Пусть будет, как ты хочешь». И так постригся сириец, и три месяца день и ночь пребывал в постоянном плаче. Блаженный же утешал его, говоря: «Брат Петр! Хочешь ли, я возьму тебя с собою?» Он же со слезами отвечал ему: «Хочу, чтобы ты отпустил меня, и я за тебя умру, ты же молись за меня». И сказал ему блаженный: «Дерзай, чадо, и будь готов: через три дня отойдешь к Господу». И по пророчеству святого через три дня причастился тот божественных и животворящих, бессмертных тайн, лег на одр свой, оправил одежды свои и, вытянув ноги, предал душу в руки Господа. Блаженный же князь Святоша жил после того тридцать лет, не выходя из монастыря до самого преставления в вечную жизнь. И в день преставления его чуть ли не весь город пришел. И когда узнал об этом брат Святоши, то прислал с мольбой к игумену, прося себе на благословение крест от парамана его, подушку и кладку его, на которой он преклонял колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие преподобного Исаакия, затворника печерского, 14 февраля. Киево-Печерский Патерик, Киев, " Лыбедь " , 1991, с. 89. В затворе был он в продолжение семи лет. Однажды, по наступлении вечера, начал блаженный затворник творить обычное коленопреклонение, поя псалмы по полуночи. Когда же почувствовал изнурение и слабость сил, он погасил свечу и сел на своем месте. И вот внезапно возсиял в пещере великий свет, как бы от солнца. Нельзя было свободно открыть глаза. В то же время показались тут два беса в образе прекрасных юношей, лица их блистали, как солнце. Бесы сказали преподобному: " Исаакий! Мы - ангелы, и вот грядет к тебе Христос с прочими ангелами " . Исаакий, восставши, увидел множество бесов, лица которых сияли; один из них, стоящий посредине, сиял более всех; от лица его исходили лучи. Бесы сказали святому: " Исаакий! Вот Христос; падши, поклонись ему " . Исаакий же, не поняв бесовского наваждения, не вспомнив оградить себе крестным знамением, поклонился тому, как Христу. Тотчас бесы учинили крик великий, взывая: " Наш еси, Исаакий! " и посадивши его, сами начинали садиться вокруг, и мигом келия и проход пещерный наполнились бесами. Один из бесов, мнимый Христос, сказал: " Возьмите сопели (дудки), тимпаны и гусли и ударьте дружнее, а Исаакий нам пусть попляшет. Тотчас бесы, ударив в сопели, тимпаны и гусли, схватили Исаакия, начали с ним скакать и плясать в продолжение многих часов и, измучивши его, оставили чуть живым и, так надругавшись, исчезли " .(продолжение можете прочитать в житии святому угоднику) Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. (1Иоан.4:1) " Тарас Бульба " 2016/03/07, 20:09:49 Так называемый самозванец " патриарх " илия,несуществующего византийского вселенского патриархата, даже католиков достал:- Конгрегация Доктрины веры объявила отлученными от Церкви четырех украинских греко-католических священнослужителей, которые объявили себя лидерами т.н. «Украинской православной греко-католической церкви» (так называемых " Пидгорецких старцев " ).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=2259

Задача органов власти — препятствовать подобным проявлениям, предотвращать конфликты, разжигаемые на религиозной почве, защищать права граждан, способствовать снижению уровня агрессии в обществе. — На украинских телеканалах по воскресениям идут трансляции служб греко-католиков, «ПЦУ», но для наибольшей конфессии страны эфирного времени там нет. Это стало уже тенденцией за последние годы? — Некоторые телеканалы говорят об Украинской Православной Церкви только в негативном ключе, поливая архиереев, священников и мирян грязью и возводя на всю Церковь клевету. Но есть и такие СМИ, где можно встретить правдивую и полезную информацию. Например, популярный телеканал «Интер» транслирует праздничные богослужения из Киево-Печерской лавры , «Слово Предстоятеля» — еженедельное обращение к верующим Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Сегодня Украинская Православная Церковь имеет свои церковные порталы и сайты, информационные и просветительские передачи. За последние годы сегмент православной тематики в медийном пространстве значительно увеличился и качественно вырос. В условиях пандемии коронавируса из многих храмов и монастырей ведутся онлайн-трансляции богослужений в сети Интернет. Но следует заметить, что здесь имеет место другая опасность, когда чрезмерное увлечение информационными услугами в целях просвещения и расширения религиозных знаний подменяет собой самое главное, к чему нас призывает Спаситель: «Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21:36). Церковь никогда не была лишена испытаний, как и каждый христианин в отдельности, и так будет до скончания века, как учит нас этому Господь Иисус Христос, Который на все века наложил Свое бессмертное слово: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). И мы убеждаемся ныне воочию в верности слов Спасителя о том, что врата ада не могут одолеть созданную Им Церковь. В сегодняшних испытаниях вера наша не оскудевает, но крепнет и умножается.

http://patriarchia.ru/db/text/5782053.ht...

Зачем же ты смотришь на священника как на предвестника смерти? Неужели покаяние и приобщение Святых Таин имеют губительную силу умерщвлять? Грех об этом и подумать! Болезнями часто Бог наказывает человека за грехи, а покаяние нередко возвращает здравие человеку . Манассии – царю Израильскому – Бог обещал чрез пророка здравие, если Манассия раскается в своих грехах; раскаялся Манассия в своих грехах и исцелился. Сам Спаситель, исцеляя больных, прежде всего отпускал им грехи как причины болезни. Так, Он, исцеляя больного, расслабленного жилами, прежде всего отпустил ему грехи, потом уже исцелил; сначала сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» потом «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой»; тоже сказал другому, 38-летнему недужному, исцелив его от недуга расслабления: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Если раскаяние во грехах бывает причиною не болезни и смерти, а жизни и здоровья, то тем паче приобщение Святых Таин. Не сам ли ты читаешь за священником: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела? " Нет, православные христиане, не опасайтесь во время своей болезни приглашать священника для исповеди и приобщения Святых Тела и Крови Христовых; чрез это видимо иногда обнаруживалась чудодейственная сила Божия, исцеляющая больных. Для примера расскажем вам, что пишется в житии св. Алипия («Четьи-Минеи», житие св. Алипия, авг. 17). «Был некто в Киеве человек богатый, который страдал самою тяжкою болезнию – проказою. Долго лечившись у врачей, он не получил никакой пользы Тогда один из друзей его посоветовал ему идти в Киево-Печерский монастырь и просить преподобных отцов печерских Антония и Феодосия, чтоб их молитвами подал Бог ему здравие. Больной, вынужденный усиленными просьбами своего друга, хотя и пошел в обитель Печерскую, но не вполне верил в силу молитв преп. Антония и Феодосия. Как скоро он представлен был игумену обители печерской, игумен велел напоить его и умыть ему лицо и голову водою из колодезя преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И в большинстве случаев бывает так, что все, взлелеянные юношескими мечтами, высокие идеалы и намерения начинают при столкновении с серой будничной жизнью увядать, превращаясь только в красноречивые слова, не имеющие связи с делами и поступками, и юноша начинает жить жизнью, ничем не отличающейся от жизни общей массы. Всякие религиозные сомнения проходят, критицизм исчезает, и юноша либо возвращается к вере, к которой формально принадлежит, либо избирает некий компромисс: отвергая некоторые религиозные догматы и обряды, как неважные, по его мнению, веру же в Бога оставляет. Становится он тогда человеком, как у нас обычно говорится, верующим по-своему. Иногда после периода глубокой внутренней борьбы с сомнениями, наступает полное равнодушие к вопросам религии, которое остается на всю жизнь, и такой тип людей больше всего встречается. О таких людях Тайновидец в Откровении сказал: “Знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” ( Откр.3:15-16 ). Бывают и такие типы людей, которые, обладая сильной энергией и волей, пытаются осуществлять в личной жизни свои юношеские религиозные взгляды и идеалы. К такому типу людей принадлежат аскеты и вообще мужи идеи. В древности такими людьми процветали пустыни в Египте, Палестине и на Афоне, а также монастыри в России, Греции и других православных христианских странах. Они основывали монастыри, которые прославились святостью жизни и многими подвигами их насельников-иноков. В России к таким принадлежат знаменитые Лавры: Киево-Печерская, Троице-Сергиевская, Почаевская; монастыри на островах Ледовитого океана, на крайнем диком севере России, Валаамские обители и множество других. Все это множество благочестивых мужей и жен шло в Царство Небесное тяжелыми подвигами аскетизма и достигали его. Слова Христа Спасителя были для них руководственным правилом: “От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” ( Мф.11:12 ).

http://azbyka.ru/religioznoe-chuvstvo-pr...

И во время своего княжения христолюбец Владимир, взяв размеры той божественной церкви Печерской, создал во всем подобную церковь в городе Ростове: такой же вышины, ширины и длины. И он на хартии записал, где и в каком месте церкви какой праздник изображен, и все это было повторено по образцу той великой, Богом ознаменованной церкви. Сын же его, Георгий-князь, слышавший от своего отца Владимира о всем, что было с этой церковью, и сам в своем княжении построил в городе Суздале церковь в ту же меру. И все те церкви со временем разрушились; эта же, Богородицына, одна пребывает вовеки. ОБ ИОАННЕ И СЕРГИИ ЧУДО НЕОБЫЧНОЕ В БОЖЕСТВЕННОЙ ПЕЧЕРСКОЙ ЦЕРКВИ, СВЕРШИВШЕЕСЯ ПЕРЕД ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ. СЛОВО 5 Были два неких человека именитых из города того, друзья между собой, Иоанн и Сергий. Однажды пришли они в церковь богонареченную и увидели свет, ярче солнечного, на чудной иконе Богородицы, и в духовное братство вступили. Спустя много лет Иоанн разболелся, а у него оставался пятилетний сын Захария. И вот больной призвал игумена Никона и раздал все свое имущество нищим, а сыновнюю часть, тысячу гривен серебра и сто гривен золота, дал Сергию. Малолетнего же сына своего Захарию отдал на попечение другу своему, как брату верному, завещав ему: «Когда возмужает сын мой, отдай ему золото и серебро». Когда исполнилось Захарии пятнадцать лет, захотел он взять у Сергия золото и серебро отца своего. Тот же, подстрекаемый дьяволом , задумал приобрести богатство, решившись ради этого жизнь с душою погубить, и сказал он юноше: «Отец твой все богатство свое Богу отдал, у того и проси золото и серебро: он тебе должен, может быть и помилует тебя. Я же ни твоему отцу, ни тебе не должен ни одной златницы. Вот что сделал с тобой отец твой по безумию своему, раздав все свое имущество в милостыню, он тебя нищим и убогим оставил». Выслушав это, юноша стал тужить о своем лишении. Обратился он с мольбой к Сергию, говоря: «Дай мне хоть половину, а половину оставь себе». Сергий же жестокими словами укорял отца его и его самого. Захария же стал просить третью часть и даже десятую. Наконец, видя, что он лишился всего, сказал Сергию: «Приди и поклянись мне в церкви Печерской, перед чудотворной иконой Богородицы, где ты вступил в братство с отцом моим».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот посреди церкви, во всеуслышание, сказал он: «Брат наш Кукша нынче на рассвете убит». И сказавши это, умер в одно время с теми двумя святыми. К Поликарпу. Не стану я много говорить о святых. Если не довольно тебе моей беседы, того, что ты слышал из уст моих, то и мое писание не убедит тебя; если этому не веруешь, то и тому, что человек из мертвых воскрес, – не поверишь. О СВЯТОМ АФАНАСИИ ЗАТВОРНИКЕ, КОТОРЫЙ УМЕР, А НА ДРУГОЙ ДЕНЬ СНОВА ОЖИЛ И ПРОЖИЛ ПОТОМ ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ. СЛОВО 19 Вот что еще случилось в том святом монастыре. Брат один, именем Афанасий, проводивший жизнь святую и богоугодную, после долгой болезни умер. Два брата омыли тело мертвое и ушли, спеленав его, как подобает покойника. Случайно пришли к нему другие иноки и, увидя, что он умер, также ушли. И оставался покойник весь день без погребения: был он очень беден, и никаких сбережений не имел, и потому был в небрежении; богатым-то всякий старается послужить как в жизни, так и при смерти, чтобы получить что-нибудь в наследство. Ночью же явился некто игумену, говоря: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Узнавши об этом, игумен утром со всею братнею пришел к умершему, и увидели его сидящим и плачущим. И ужаснулись они, видя, что он ожил, и стали спрашивать его, говоря: «Как ты ожил и что видел?» Он же не отвечал ничего, только: «Спасайтесь!» Они же умоляли его рассказать о случившемся, говоря, что и им это будет на пользу. Он же сказал им: «Если я вам расскажу, не поверите мне». Братия же поклялась ему: «Соблюдем все, что бы ты ни сказал нам». Тогда он сказал им: «Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, и пречистой его Матери, и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере, со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем, и молю вас простить меня». После этого ушел он в пещеру, заложил за собой двери и пробыл в ней, никогда и ни с кем не говоря, двенадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И не могли ему ни рук протянуть, ни рта закрыть, как будто он давно умер. Больной же тотчас встал, как бы никогда и болен не был. И ужаснулись старцы внезапной смерти одного и скорому исцелению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и остались открыты, а руки растянуты. Тогда спросили Тита: «Что все это значит?» И он так стал говорить: «Видел я Ангелов, отступивших от меня и плачущих о душе моей, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел Ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его, и тот пал мертвый. Мне же Ангел подал руку и поднял меня». Услышавши это, старцы убоялись Бога, сказавшего: «Прощайте, и прощены будете» ( Лк. 6:37 ). Господь сказал: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Мф. 5:22 ). Преподобный же Ефрем говорит: «Если кому случится умереть во вражде, тот подвергнется неумолимому Суду». И если этот Евагрий не получит отрады, ради святых Антония и Феодосия, – горе лютое ему, побежденному такою страстью! Берегись от нее и ты, брат мой, и не дай места бесу гнева: кто раз послушается его, тот и поработится ему; но скорее поди и поклонись враждующему с тобой, чтобы не быть преданным Ангелу немилостивому. Да сохранит тебя Господь от всякого гнева! Он (чрез Апостола Своего) сказал: «солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф. 4:26 ). Слава Ему с Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки! (Из Киево-Печерского «Патерика») Признак истинного смирения Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам себя, – ибо кто не стерпит поношения от себя самого? – но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. (Из «Лестницы» Иоанна Лествичника ) 7. Что нужно для спасения? Прежде всего должны мы, братие, хранить сию заповедь: веровать во Единого Бога, в Троице славимого, как научили Апостолы и утвердили святые Отцы: «Верую во Единого Бога» и проч. Веруйте Воскресению, жизни вечной, вечной муке грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И попросил Симон: «Прибавь к этому, отче, чтобы отпустились грехи родителям моим и ближним моим». Феодосии же, воздев руки к небу, сказал: «Да благословит тебя Господь от Сиона, и да узрите вы благодать Иерусалима во все дни жизни вашей и до последнего в роду вашем!» Симон же принял молитву и благословение от святого как некую драгоценность и дар великий. Тот, кто прежде был варягом, теперь же благодатью Христовой стал христианином, просвещенный святым отцом нашим Феодосием, оставил он латинское заблуждение и истинно уверовал в Господа нашего Иисуса Христа со всем домом своим, около трех тысяч душ, и со всеми священниками своими, ради чудес святых Антония и Феодосия. Этот Симон был первым погребен в той церкви. С тех пор сын его Георгий великую любовь имел к святому тому месту. Этого Георгия послал Владимир Мономах в Суздальскую землю и поручил ему сына своего Георгия. Спустя много лет сел Георгий Владимирович в Киеве, тысяцкому же своему Георгию, как отцу родному, поручил землю Суздальскую. О ПРИХОДЕ МАСТЕРОВ ЦЕРКОВНЫХ ИЗ ЦАРЬГРАДА К АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ. СЛОВО 2 И это вам, братья, расскажу другое дивное и преславное чудо о той богоизбранной церкви Богородичной. Пришли из Царьграда четыре мастера церковных, люди очень богатые, в пещеру к великому Антонию и Феодосию, говоря: «Где хотите ставить церковь ?» Те же им ответили: «Там, где Господь место обозначит». Пришедшие же сказали: «Как же так, – свою собственную смерть предвидя, – места еще не назначили, столько золота вручив нам?» Тогда Антоний и Феодосии, призвав всю братию, стали расспрашивать греков, говоря: «Скажите истину: как это было?» Мастера же эти рассказали: «Однажды, когда мы еще спали в домах своих, рано, на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные скопцы, говоря: “Зовет вас царица во Влахерну”. Когда же мы пошли, взяв с собою друзей и ближних своих, то пришли все в одно время к царице и рассудили, что одно и то же повеление царицы слышал каждый из нас и одни и те же посланцы были у нас. И вот увидели мы царицу и множество воинов при ней, мы поклонились ей, и она сказала нам: “Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве, повелеваю же это вам, возьмите золота себе на три года”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010