14 июня – день памяти преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, т. е. такого, который не берет платы за свою медицину. Это дает нам возможность поговорить с Божьей помощью о здоровье вообще… Часто человек видит в здоровье непреложную и неизменную ценность или даже, можно сказать, самоценность – самодостаточную величину, кроме которой часто ничего более не нужно. «Просим у Бога здоровья и благополучия, а более ничего не нужно. Этого достаточно», – так мыслит плотяной человек. И действительно наши храмы наводнены просящими здоровья себе и своим близким. Мало того, на этом могучем желании людей иметь здоровье паразитируют множество экстрасенсов да колдунов. Можно видеть, как много их приходит именно к мощам святых лекарей-целителей (в частности, к мощам преподобного Агапита Печерского, которые почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры). Они приходят для того, чтобы «подзарядиться» от мощей, как от «батарейки», некоей целительной силой, чтобы дальше могли творить свое пагубное для человека колдовское дело. Это, конечно, очень узкий и антихристианский подход. Но не будем голословными. Вчитаемся в жития и высказывания различных святых… Святой первоверховный апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп. 1:21, 23, 24). Житие святого апостола Андрея Первозванного в изложении святителя Димитрия Ростовского: «Когда слуги хотели отвязать его (святого апостола Андрея. – Прим. авт.) от креста, то не могли прикоснуться к нему; множество и других людей, одни за другими, старались отвязать его, однако не могли, потому что руки их приходили в омертвение. После сего святой Андрей воскликнул громким голосом: – Господи Иисусе Христе! Не попусти мне быть снятым со креста, на котором я повешен за имя Твое, но приими меня, Учитель мой, Которого я возлюбил, Которого познал, Которого исповедую, Которого желаю видеть, чрез Которого я стал тем, что есмь! Господи Иисусе Христе, приими дух мой с миром, ибо время уже мне придти к Тебе и зреть Тебя, так сильно желаемого мною! Приими меня, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту со креста, как примешь дух мой!

http://pravoslavie.ru/113686.html

О том, как была окована рака преподобного отца нашего Феодос...    Через некоторое время после кончины Феодосия захотел Георгий, сын Симона и внук Африкана, оковать гробницу преподобного отца Феодосия, что и сделал.    Послал он одного из подручных бояр своих, именем Василия, из города Суздаля в богоименитый город Киев, в Печерский монастырь, чтобы оковать гробницу преподобного Феодосия, и дал ему Георгий пятьсот гривен серебра и пятьдесят гривен золота на окование гробницы преподобного. Василий взял деньги и нехотя отправился в путь; проклиная жизнь свою и день рождения своего, так говорил он в уме своем: «Что это задумал князь столько богатства погубить и какая награда ожидает его за то, что он окует гроб мертвеца, — но что даром получено, то даром и брошено. Хуже всех же мне одному, не смеющему ослушаться господина. Чего ради я дом свой оставил, для кого в этот горький путь иду? И от кого честь приму: не к князю я послан и не к иному вельможе. Что я скажу, или разговаривать, что ли, стану я с этим гробом каменным, и кто ответит мне? Кто не посмеется моему безумному приходу?» Это говорил он своим спутникам, и многое другое.    Святой же явился ему во сне и кротко сказал: «О, чадо, я хотел тебя вознаградить за труд твой; но если не покаешься, тяжкие ждут тебя испытания». Однако Василий не переставал роптать, и великую беду навел на него Господь за грехи его: кони все у них пали и все, что у них было, украли воры, кроме посланного с ними сокровища. Василий же открыл сокровище, посланное на окование раки святого, и взял оттуда пятую часть золота и серебра, и истратил на себя и на коней; и не уразумел он, что гнев претерпел за хулу свою.    И когда приехал он в Чернигов, то упал с коня и так разбился, что не мог и рукой пошевелить. Бывшие с ним положили его в ладью и привезли его под Киев, когда наступил уже вечер. И в ту же ночь явился ему святой, говоря: «Василий, не слышал разве ты Господа, говорящего: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Хорошо уразумел сын мой Георгий слова Господа, сказавшего: «Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника». Ты же за труд свой увенчан был бы, и такой славы никто еще не удостаивался, какую принял бы ты вместе с Георгием, ныне же всего этого лишился ты, однако не отчаивайся за жизнь свою. Но не иначе ты исцелишься, как покаявшись в согрешении своем: прикажи, чтобы отнесли тебя в Печерский монастырь, в церковь Святой Богородицы, и пусть положат тебя на гробницу мою, и ты будешь здоров, а истраченное тобой золото и серебро найдешь целым». И все это наяву произошло с Василием в ту ночь, а не во сне, когда являлся ему преподобный Феодосий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Преподобный Никон родился в Киеве от родителей знатных родом и богатством и пострижен в Киево-Печерской обители. В 1096 году, во время нападения хана Боняка с Половцами на Киев, в числе других попался в плен к Половцам и преподобный Никон 167 . Добрый Киевлянин, выкупив многих пленников, не выкупил Никона, но рассказал об нём богатым сродникам его. Те явились к Половцам с выкупом за него. «Не тратьтесь для меня, сказал Никон; если бы Господу угодно было, чтобы я был свободен, Он не отдал бы меня в руки беззаконных; приняв приятное от руки Господней, почему не стал бы я терпеть горькое?» – Не получив выкупа. Половцы стали мучить Никона. Три года они мучили его, то жгли на огне, то резали ножами. Скованный по рукам и ногам, он был опаляем солнцем и истаевал от голода и жажды; зимой выталкивали его на стужу. По два и по три дня, а иногда и более, оставляли его без пищи. И за всё это Никон благодарил Бога и молился. Половец употреблял все меры жестокости, чтобы вынудить выкуп за Никона. Никон сказал: «Христос избавит меня от рук ваших безденежно: я получил известие о том. Мне явился брат мой, которого вы продали жидам на распятие, и сказал мне: в третий день ты будешь в Печерском монастыре, по молитвам св. Антония и Феодосия и прочих черноризцев». Думая, что Никон хочет спасаться бегством, Половец подрезал ему жилы и стал зорко стеречь его. Почувствовав себя сильно больным, жестокий Половец отдал приказание: «распять пленника над моей могилой»; а Никон помолился за него, и Половец встал здоровым. На третий день, когда сидели около Никона, в самый полдень, он вдруг исчез, и в то время, когда братия пели причастен, он явился в Печерской церкви. Никон сам не рассказывал о случившемся с ним. Но тяжёлые железа, бывшие на нём, неизцельные раны, гноившееся от них, ещё облитое кровью тело заставили его рассказать правду. Он не хотел расстаться со своими оковами; но игумен убедил его снять их. «Если бы угодно было Господу, сказал игумен, чтобы ты носил оковы, то Он не освободил бы тебя из плена». С Никона сняли оковы и перековали их на вещи нужные для церкви. Довольно времени спустя пришёл в Киев Половец, у которого Никон был в плену. Увидав преподобного в живых, он рассказал всё, что было с Никоном, и не возвратился более на житие в Половецкую землю, но крестился со всем своим родом; он и со сродниками своими постригся в монашество и окончил жизнь свою в Печерской обители, служа своему прежнему пленнику. «Сей Никон называется сухим в памятнике (Печерском) оттого, что истёк он кровью и сгнил от ран».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

III. Молитвами св. апостола Иакова да поможет нам Бог никогда не изменять правде и истине и исполнять св. и спасительную заповедь нашего Господа: любить наших врагов, и тем привлечь к себе милость и любовь Божию (Составлено по проповедям Григория, архиепископа Казанского, т. I, и другим источникам). Двадцать четвертый день Поучение 1-е. Преп. Арефа Печерский (Об отношении к богатству) I. Cb. преп. Арефа, память коего совершается ныне, подвизался в Киево-Печерской обители. Сначала он одержим был грехом скупости. Имея у себя большие деньги, он не только не подавал милостыни, но даже и самому себе отказывал в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефы, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь, во время болезни, вразумил его видением. Св. Арефа так рассказывал об этом видении: «Когда я лежал больной, вот приходят ко мне в келлию ангелы и за ними бесы. Бесы говорят, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились ко мне и сказали: «если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому что терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздачи милостыни». Когда ангелы сказали мни так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе и скончался около 1220 г. Нетленные мощи его почивают в Киево-Печерской пещере. II. В день преп. Арефы Печерского, некогда страдавшего скупостью, т. е. неправильным отношением к богатству, от чего он скоро уврачевался при помощи благодати Божией, уместно будет побеседовать с вами, братия, о неправильном отношении к богатству многих христиан нашего времени. Всех богатых в мире можно подразделить на три разряда. а)  Одни из богатых до того пристращаются к богатству, что у них в сердце не остается места для любви к Богу и ближнему. Таковые не в Боге полагают крепость свою, а надеются на множество богатства своего (Пс. 51, 9). Богатолюбец для скопления богатства не останавливается ни пред какими средствами: прибегает к обману, хищению, грабительству, мздоимству, ростовщичеству, святотатству, подлогам и смертоубийству. Для страстно привязанного к богатству оно становится идолом, коему он приносит в жертву и девственную чистоту тела, и спокойствие сердца, и вечное спасение души, и благоденствие семейства, и благополучие ближнего, и верность и преданность Богу. Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 10), учит апостол. Ап. Павел говорит: знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

VIII. Однажды в киево-печерский монастырь пришли к св. Григорию три человека дурной жизни; цель их была выпросит обманом что-либо у преподобного. Двое из них молили старца: «вот этот друг наш (третий), и осужден он на смерть: молим тебя, избавь его; дай ему, чем откупиться от смерти». Но слова их – были ложны. Заплакал Григорий от жалости, провидя, что приспел конец жизни того человека, и сказал: «горе этому человеку! приспел день погибели его! Они же сказали ему: «но если ты, батюшка, дашь что-нибудь, то он не умрет». Говорили же они это, чтобы взять у него что-нибудь и разделить между собой. Св. Григорий сказал: «и я дам, а он все же умрет». Потом спросил их: «на какую смерть осужден он?» Они отвечали: «будет повешен на дереве». Блаженный сказал им: «хорошо присудили вы ему: завтра он повесится». Он сошел в пещеру, где обыкновенно молился, чтобы не слышать ничего земного и очами не видеть ничего суетного. И, вынесши оттуда оставшиеся книги, он отдал им, сказав: «если это вам не понравится, то возвратите мне». Они же, взявши книги, стали смеяться и говорили: «продадим это и деньги разделим между собой». И увидели они плодовитые деревья и сказали: «придем нынче ночью и оберем плоды его». Когда настала ночь, они пришли и заперли инока в пещере, где он был на молитве. Один же из них, тот, о котором они говорили, что его повесят, взлез на верх дерева и начал обрывать яблоки. Ухватился он за одну ветку, – ветка обломилась; те двое испугались и побежали; а он, летя вниз, зацепился одеждою за другую ветку и, не имея помощи, задушился ожерельем. Григорий же был заперт и не мог даже прийти к братии, бывшей в церкви. Когда стали выходить из церкви, иноки увидали человека, висящего на дереве, и ужас напал на них. Стали искать Григория и нашли его запертым в пещере. Когда была отперта дверь, блаженный вышел из келлии и велел снять мертвого, друзьям же его сказал: «как это сбылась ваша мысль? Бог поругаем не бывает. Если бы вы не затворили меня, я пришел бы и снял его, и он бы не умер. Но так как враг научил вас покрывать суетное ложью, этим вы отказались от помилованья». Ругатели же, видя, что сбылось слово его, пришли и упали ему в ноги, прося прощенья. И Григорий осудил их на работу печерскому монастырю, чтобы теперь, трудяся, ели хлеб свой и других бы питали от своих трудов. Итак они и с детьми своими кончили жизнь, работая в печерском монастыре рабам пресвятой Богородицы и ученикам святого отца Феодосия. (Киево-печерск. патерик).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

XII. Уступи для достижения христианского мира часть твоих прав, отложивши всякое себялюбие. В этом главнейший образец для всего рода человеческого Сам Сын Божий. «Он, будучи образом Божиим... равным Богу... уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6, 7, 8 ). Так, Сын Божий, когда было необходимо (чтобы примирить человека с Богом), принимает образ послушного раба, покорно идет на мучительную смерть, хотя мог бы призвать целые легионы Ангелов ( Мф.26:53 ), чтобы защитили Его, но Он отказывается от этого права ради вечного мира. Представим здесь несколько примеров такой христианской уступчивости. а) Преподобный Сергий мало того, что отказался от почестей, но сам рубил дрова, будучи игуменом, и носил воду для каждого из братий, чтоб только они в мире и с терпением переносили все трудности пустынной жизни. б) Однажды в Киево-Печерском монастыре никто не хотел приготовить дров для кухни; тогда келарь Феодор пришел к преподобному Феодосию – игумену монастыря, говоря: «Повели, отче, кому-нибудь из праздных братьев приготовить дров, сколько нужно». Преподобный отвечал: «Вот, я празден, я иду». Было же тогда время обеда. Блаженный игумен повелел всей братии идти к трапезе, сам же взял топор и начал рубить дрова. По окончании трапезы, братия вышла и видит преподобного своего игумена, секущего дрова. Тогда каждый взял топор, и столько приготовили дров, что их достало уже на долгое время» (Жит. пр. от. Антония и Феодосия печер., изд. Киево-П. лавры 1861 г., стр. 53). Нам трудно и подумать о том, чтобы стать добровольно из домовладельцев слугой, но это-то, скорее всего, может сделать владыку счастливым. Не напрасно сказано Спасителем: «князи народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:25–27 ). Этим-то правилом и достигался тот примерный порядок, тот мир несокрушимый в древних христианских обществах, который удивляет и врагов Христа (см. «Воскресн. чт.» за 1891 г., стр. 37–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Бог, видя его прежнее терпение, даровал ему Египетское царство, потому он и прославляется в роде родов за целомудрие, хотя и имел детей. Я же желаю не Египетского царства и не господствовать над властями, и быть великим в этой Ляшской земле, и сделаться известным далеко по Русской земле, но всем этим презрел я ради вышнего Царствия. Поэтому, если я выйду живым из рук этой женщины, никогда не буду искать другой жены, но, с Божьей помощью, стану черноризцем. Ибо, что сказал Христос в Евангелии: “Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную” ( Мф.19:29 ). Больше ли слушать вас или Христа? Апостол же говорит: “Не женатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене” ( 1Кор.7:3233 ). Спрошу я у вас, для кого подобает работать для Господа или для жены? Знаю и то, что пишет он: “Рабы, послушайте господей своих” но в добром, а не во злом; так поймите вы, держащие меня, что никогда не прельстит меня женская красота и не отторгнет от Христовой любви». Услыхав об этом, женщина приняла в сердце другой лукавый помысел, приказала посадить блаженного на коня и со множеством слуг водить его по своим городам и селам, говоря: «Все это твое, если угодно тебе. Распоряжайся, как хочешь всем». И дала наказ она: «Это ваш господин, а мой муж. Встречаясь с ним, кланяйтесь ему». Блаженный, посмеявшись над безумием женщины, сказал ей: «Напрасно трудишься, не можешь прельстить меня тленными вещами этого мира, ни украсть мое нетленное богатство; пойми, и не трудись напрасно». Женщина с яростью сказала ему: «Или не знаешь, что ты мне продан? И кто вырвет тебя из рук моих; живым я не выпущу тебя, но после многих мук предам тебя смерти». Блаженный же смело ответил ей: «Не боюсь я никакой беды, потому что со мною Господь, Которому отныне, по изволению Его, желаю я работать иноческой жизнью». В это время, по внушению Божию, пришел к блаженному Моисею от Святой горы один черноризец, саном иерей, и облек его в святой ангельский иноческий образ; много поучил его о чистоте, чтобы не уступить врагу и не убояться той скверной женщины, и потом ушел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Братии тогда было числом двадцать. Достохвальный же игумен, преп. отец наш Феодосий, хотя и принял старейшинство, не изменил своего смирения и своих обычаев. Но он имел в памяти слова Господа: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». И потому он смирялся, делая себя меньшим всех и служа всем, во всем подавая собою образец добрых дел, прежде всех выходя на дело и прежде всех приходя в церковь , а уходя последним. И молитвою этого праведника умножалось и процветало это место, по слову: «Праведник цветет как пальма и возвышается подобно кедру в Ливане» ( Пс.31:13 ). При нем умножалась братия в пещере, как в земле доброй, потому что он воистину имел семя благодати, приносящее плоды во сто крат; в небольшое время собрал он братии сто человек, и все они процветали добрыми нравами и молитвами. Преп. отец наш Феодосий, воистину земной ангел и небесный человек, видя, что при великом умножении братии место тесно и все не могут поместиться в пещере для безмолвной жизни, а в малой церкви над пещерою для соборной службы, видя кроме того скудость не впал в печаль. Он не скорбел о том, но ежедневно утешал братию, поучая ее не заботиться о внешнем, и напоминал слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много» ( Ин.19:2 ) и еще: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Преподобный помнил эти слова, и Бог щедро подавал ему все потребное. Выбрав прекрасное место близ пещеры и рассудив, что его достаточно для устроения монастыря, он укрепил себя верою и упованием, и стал заботиться о том, как населить это место. И так, по благословению преп. Антония, испросив это место у христолюбивого князя Изяслава, вскоре, при помощи Божией, он соорудил там большую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, поставил много келий и обвел все оградою. И тогда он переселился из пещеры на то место. И с тех пор, благодатью Божией, возросло то место, и прославился монастырь, который и доныне от прежнего жительства иноков в пещере называется Печерским.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то время возвратился с дороги Василий, который спас раньше Феодора от злого помысла, и пришел в пещеру, чтобы повидать живущего в ней брата, и сказал ему: «Брат Феодор, как теперь пребываешь ты в Боге? Долго я не видел тебя». Феодор удивился этому приветствию и отвечал: «Что ты говоришь, будто давно не видал меня. И вчера, и прежде вчерашнего дня, и постоянно ты был со мною, поучая меня, и я уже отправляюсь в путь, как ты приказал мне». Василий же еще больше удивился такому ответу и спросил: «Скажи мне, брат Феодор, что значит слово это ты говоришь, что и вчера, и до того, и постоянно я был с тобою и поучал тебя. И куда ты идешь? Я возвратился с дороги и не знаю ничего. Если было что над тобою от бесовского действа, молю тебя, Бога ради, не утаи от меня». Феодор же с гневом сказал ему: «Что ты искушаешь меня, зачем смущаешь душу мою: то говоришь ты мне так, то иначе. Какому слову мне верить?» и он с досадой прогнал его от себя. После такого приема Василий пошел в монастырь, а бес, в образе Василия, снова пришел к нему и сказал: «Брат, безумствовал я, окаянный, говоря тебе другое; поэтому не понимаю я досаждения, принятого от тебя; но опять говорю тебе поскорей уходи отсюда в эту ночь, взяв найденное сокровище». Сказав это, он ушел от него. После этого снова Василий пришел к нему, взяв с собою некоторых старцев, и сказал пещернику: «Они свидетели тому, что теперь три месяца, что я не видел тебя, ибо я отправлен был игуменом по монастырскому делу, и теперь уже третий день вернулся в монастырь. Ты же, едва я пришел, сказал мне, что и вчера, и до того, и постоянно я был у тебя; поэтому я думаю, что здесь был бесовский призрак в моем образе. И, если хочешь узнать истину, сделай так не позволяй никому, приходящему к тебе, разговаривать с тобою, пока не сотворит молитву Иисусову. Если не захочет ты поймешь, что это бес». Сказав это, Василий произнес запретительную молитву, призвав на помощь святых, и, мудро наставив Феодора, отошел в монастырь, в свою келью. И после этого бес не посмел более явиться Феодору. Феодор ясно понял прельщение пронырливого врага и с тех пор всякого приходящего к нему сперва принуждал сотворить молитву Иисусову, тогда и беседовал с ним. И так укрепился он на врага, и Господь избавил его от уст льва, старающегося поглотить, как случается со многими, скитающимися в пустынях и в пропастях земных, и безмолвствующих наедине в затворах, которым нужна великая сила и Божия помощь, чтобы они не были побеждены в единоборстве и поглощены душегубными зверями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другой же путь к Богу есть ближайший, и это святой ангельский иноческий чин. На него показал Христос ученикам Своим, говоря: «Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф.19:29 ). Через кого же в земле Русской узнали мы об этом ближайшем к Богу пути, и кто тот, кто показал нам, как подъять бремя легкое и последовать тем путем Христу? Кто, как не преп. отец наш Феодосий, наставленный учителем своим, преп. Антонием? И прежде него были люди, уходившие от мира, чтобы идти узким путем; но через него передан всем русским монастырям чин и устав. И никто другой не показал прежде в таком совершенстве умерщвление земного человека, как он с учителем своим преп. Антонием, ибо он исполнил притчу Господа, сказавшего: «Если зерно пшеничное, падши в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 ). Он умер для мира и был в пещере, как зерно в земле ожил же во Христе и принес много плодов иноков, порожденных им духом и упасенных в благочестии и правде. Он умножил талант, данный ему от Бога, и слышит слова: «Добрый и верный раб! В малом ты был верен; над многими тебя поставлю» ( Мф.25:21 ). Об этом воистину сказал Господь: «Многие последние будут первыми» ( Мф.19:30 ). И хотя он жил в последние времена, но крепостью и любовью Божией, сиявшими в нем, он превзошел многих, живших прежде него. Еще в юности своей он отвращался от всего земного и думал о небесном; от чрева матери был чистым сосудом Святому Духу, не возлюбил славу мира этого и принял вольную нищету, подражая Господу своему; ни во что вменил сокровища мимотекущие, желая одного только того, чтобы стать перед лицом Божиим и в уединенной молитве беседовать с Ним Единым. Много тяжких ран принял он от матери, наваждением злого нашего врага, который хотел отвратить его от добрых помыслов, зная, что им он будет побежден. Но благодать Божия вела святого отрока, и, как солнце на тверди небесной, он делами и учением своим просветил весь мир, изо дня в день становясь все лучшим, по Апостолу: «забывая прошедшее, и простираясь вперед» ( Флп.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010