Сам текст проповеди о Римлянине сопровождён на полях датой «1398 г. октября 2» (против заглавия), «1398 г. октября 13» (против начала) (л. 475 об.−498); очевидно, это даты создания предшествующего списка. Имея в виду это указание, Кулаковский и выбрал список как основной, хотя показал в специальной таблице, что другие списки в некоторых вариантах демонстрируют больше близости к греческому оригиналу. См.: Kuakovski. Legenda о obrazie Matki Boskiej Rzimskiej. S. 19−20. 1710 Прохоров Г.М. 1) Келейная исихастская литература. С. 321; 2) К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 120−149. Сборник рассмотрен на с. 143−145. 1711 РГБ, ф. 304/Ι (собр. Троице-Сергиевой лавры), 704. Патерик скитский с прибавлениями, полуустав, в два столбца, XV в., в лист. Проповедь о Римлянине здесь на л. 322 об.−331. 1713 Kuakowski S. Legenda о obrazie Matki Boskiej Rzimskiej. S. 13−15, 70. В рукописи ТСЛ 160 то же указание расширено: «Сие начни высочяишим гласом, проклинай еретикы». 1714 О влиянии этих двух текстов на русскую традицию и о смешении фактов из них в историческом понимании первообразной иконы много говорят историки иконописи. Ограничусь ссылкой на новейшую книгу: Громова Е.Б. История русской иконографии Акафиста: Икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля. М., 2005. С. 50. 1715 О слиянии легенды о Тихвинской иконе с проповедью о Римлянине см.: Кулаковский С. Состав сказания о чудесах иконы Богоматери Римлянины. С. 474; Кириллин В.М. Литературная судьба Сказания о Тихвинской Одигитрии до исхода XVI столетия//Исследования книжных памятников: История. Филология. Источниковедение. М., 2000; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Berlin, 1990. S. 178−184. Мнения исследователей о времени воздействия на рассказ о Тихвинской иконе «Сказания об иконе Римлянины» расходятся. 1730 Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Ист.-лит. исследование. Киев, 1901. 1733 Kämpfer F.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обнажив сабли, они приказали ему собираться в путь. «Одевайся приятель, – говорили они, – не быть тебе более владыкой в Луцке; мы тебя свезем туда, куда нам приказано, там тебя возведут в сан архиепископа Сибири». Жабокрицкий успел укрыться в лагерь гетмана Сенявского и выхлопотал себе охранный лист от короля, но противники в следующем году успели снова захватить его. Дионисий отправлен был в ссылку, где и умер в 1715 году. 987 После низложения Дионисия, православные дворяне волынского и киевского воеводств собрались еще раз для избрания нового православного епископа: под влиянием рекомендации короля и униатского митрополита Винницкого, выбор их в 1711 г. упал на Кирилла Шумлянского , сына бывшего епископа Афанасия Шумлянского, тайного униата, и племянника львовского епископа Иосифа Шумлянского, открытого униата. Польское правительство уже торжествовало в полной уверенности, что семейные предания укажут новому епископу прямую дорогу к унии. Но Кирилл отправился на посвящение не к униатскому митрополиту, а к православному киевскому. «Прибыв в Луцкую епархию, принят от жителей тамошних честно; но, мало в том чести быв, великое от тамошних жителей претерпел гонение и бедное состояние; ибо у него не токмо хлеб в замках отняли, но и самому ему обиды чинили, грозя заточением за то, что в Киеве посвящен». 17-го октября того же года король польский, в бытность его в Померании, по проискам униатского митрополита, перемышльского епископа, Георгия Винницкого, выдал универсал, несмотря на прежде данный, ко всем жителям духовным и мирским, дабы его, Шумлянского, за епископа луцкого не принимали и не признавали, и никакой службы и послушания, как в духовных, так и в мирских делах, являть и исполнять ему не дерзали, под жестоким наказанием, за то, что он поставлен в Киеве, будто, против уложения и обыкновения». Кирилл удалился в Киев и обратился с жалобой к Петру I-мy. В 1714 году Государь отправил к польскому королю грамоту, которая и подана князем Александром Долгоруким в Варшаве 7-го апреля, «дабы, по договорам вечного мира, Шумлянскому, яко невинно изгнанному, паки в оной епархии Луцкой не только свободное пребывание и отправление веры греческого исповедания, но и достойное почтение от всех без препятствия позволено было. Но по той грамоте не только никакого удовольства не показано, но и ответа на оную не учинено». 988 Кирилл остался в Киеве в качестве митрополичьего коадъютора, с званием епископа переяславского, сохраняя, впрочем, до смерти (1726 г.) титул епископа луцкого и острожского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Григорович; 20.12. 1696, г. Сосница, ныне поселок в Черниговской обл.- 3.12.1760 (по др. сведениям, 1759), Москва), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский). В 1714 г. покинул родной дом и ушел в Киев, в 1721 г. окончил Киево-Могилянскую академию. В том же году в киевском Братском в честь Богоявления монастыре принял монашеский постриг, к-рый совершил иером. Иосиф (Волынский). И. был оставлен преподавателем при академии, затем переведен в Харьковский коллегиум в качестве проповедника, а также учителя риторики и философии. В 1726 г. рукоположен во иерея и назначен префектом коллегиума. При нем по повелению имп. Анны Иоанновны б-ка коллегиума пополнилась книгами покойного Рязанского митр. Стефана (Яворского) . Слово архим. Илариона (Григоровича), сказанное им в день рождения вел. кн. Петра Феодоровича. М., 1744 (РГБ) Слово архим. Илариона (Григоровича), сказанное им в день рождения вел. кн. Петра Феодоровича. М., 1744 (РГБ) 29 июня 1733 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Святогорского мон-ря (см. Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ). Отличался требовательностью к себе и братии, нек-рые насельники во главе с иеродиак. Иоасафом писали на него доносы в Белгородскую духовную консисторию, обвиняя в излишней строгости, неправильном ведении монастырского хозяйства. Но иеродиак. Иоасаф, вызванный следственной комиссией на допрос, бежал из консистории, а доверенные лица братии иером. Софоний, иеродиак. Арсений и мон. Ефестион объявили, что «не знают вины» за И. Он входил в состав организованной архиеп. Досифеем (Богдановичем-Любимским) комиссии по расследованию обстоятельств возможного хищения денег из Белгородской епархиальной кассы ( Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 37-38). В 1738 г. назначен настоятелем белгородского Николаевского монастыря на р. Северский Донец, 3 дек. 1739 г.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . С 16 февр. 1741 г. И. занимал должность в Канцелярии синодального правления.

http://pravenc.ru/text/389119.html

464 …от предисловий, положенных при Четиих Минеях.. – «Книга житий святых», или Четьи Минеи Димитрия Ростовского , вышла первым изданием в Киеве в 1689–1705 гг. в четырех книгах. Это издание имело в первой книге «Предисловие к читателю благочестивому» Варлаама Ясинского, во второй книге – «Предисловие» Димитрия Ростовского (в котором он отмечает некоторые неточности первого издания), письмо, или грамота-благословение патриарха Адриана от 3 октября 1690 г. Димитрию Ростовскому на продолжение работы над Четьими Минеями, «Извещение о исправлении книжном» Варлаама Ясинского. Третья и четвертая книги специальных предисловий не имели, кроме небольших добавочных статей. В состав первых трех книг входил также список использованных Димитрием Ростовским источников «Учители, списатели, историки, повествователи, от нихже книга та составися, сии суть». Трудно сказать, каким изданием Четьих Миней пользовался автор Жития: после первого издания и до момента создания текста Жития вышло несколько переизданий, так первое синодальное издание Четьих Миней увидело свет в 1759 г., до 1784, даты написания Жития, оно выдержало еще четыре переиздания: 1762, 1764, 1767, 1782 – все они имели разные предисловия. 465 ...от книги «Розыска»... – Полное название книги: «Розыск о раскольнической брынской вере, об учении их, о делах их и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их небогоугодны·. Книга состоит из трех частей (Розыск о раскольнической вере. Розыск о раскольническом учении и Розыск о раскольнических делах), вступлением к ней служит «Поучение о четвероконечном кресте», сказанное Димитрием Ростовским 23 ноября 1708 г Работа над книгой была завершена в 1709 г. Первое издание книги: М., 1745; последнее известное издание: Киев. 1903. Глава «Розыска» «Рассуждение об образе и подобии Божии в человецех» (ч. 11. гл. 18) по приказу Петра I была издана дважды в 1714 и 1717 гг. Это последнее крупное сочинение Димитрия Ростовского . Источники «Розыска» многочисленны, в том числе русская полемическая литература XVII в., переводные тексты, западные сочинения Автор Жития мог также использовать издания 1755, 1762 и 1783 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шпаков А. Я. Государство и  Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества: Княжение Василия Васильевича Темного. Ч. I. Киев, 1904; Его же. Государство и  Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве: Царствование Федора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912; Шпаковский JI. П. Священное коронование и помазание русских государей на царство. Одесса, 1896; Щапов Я. Н. Византийское и русское правовое наследие на Руси XIXIII вв. М„ 1978; Его же. Государство и  Церковь Древней Руси XIXIII вв. М., 1989. Darrouzes J. Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Texte critique, introduction et notes. Paris, 1981; Fuchs F. Die нцнегеп Schulen von Konstantinopel im Mittelalter (Byzantinische Archiv, 8). Berlin; Leipzig, 1926. P. 35–41, 54–62; Jnalcik H. The Ottoman Empire: Conquest, Organization and Economy. London, 1978; Ιστορα του Ελληνικο θνους. Αθνα, 1974–1977; Θσμοι και Ιδεολογα στη νεοελληνικ κοινωνα 15 ος–19 ος αι. Πρτος απολογισμς ενς ερευνητικο προγρμματος. Αθνα, 2000; Καραθανσις Α. Ε.  Ο λληνες λγιοι στη Βλαχα (1670–1714). Συμβολ στη μελτη της Ελληνικς πνευματικς κνησις στις Παραδουνβιες ηγεμονες κατ την προφαναριωτικ περιδω. Θεσσαλονκη, 1982; ΚονρταςΠ.  Οθωμανικς θεωρσεις για τ Οικουμενικ πατριαρχεο. 17 ος– αρχς 20 ο αινα. Αθνα, 1998; Κυρκνη– Κουτολα Α.  Οθωμανικ διοκηση στην Ελλδα. Αθνα, 1996; ΛκκαςΠ.  εθνικιστικ ιδεολογα. Πντε υποθσεις εργασας στην ιστορικ κοινωνιολογα. Αθνα, 1992; L idea di Roma a Mosca: secoli XVXVI. Fonti per la storia del pensiero sociale Russo. Direzione della ricerca Pierangelo Catalano, Vladimir Pasuto/Идея Рима в Москве XVXV1 века. Источники по истории русской общественной мысли. Отв. редакторы П. Каталано, В. Т. Пашуто. Roma, 1993 (=«Da Roma alia Terza Roma: Documenti e studi». Documenti, I); Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia: A Study in ByzantinoRussian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge; London; New York, 1981;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Капитан же Павел Малтез возъярися зело и немедленно усекну моему слузе главу, тело же его вверже в море, и тако окаянный конец жития своего прият. Чагодаров же всех взял в полон, а капитана с кораблем отпусти в Кипр, понеже капитан француз бе, житель кипрский, иже, пришедши в Кипр, сия консулю великобританскому и французскому сказа, консул же сказа мне, седящему в темнице. По сем же нескоро дойдоша чрез посланнаго от консуля аглинскаго мои грамотки к Их Превосходительствам в Царьград, Его Милости господину Петру Павловичу барону Шафирову, полномочному послу Его Царскаго Пресветлаго Величества, такожде и господину Михайле Борисовичу графу Шереметеву, в руце, яже прочетши, немедленно послаша, написавши арзигал к везиру; везирь же, по их прошению, прислал в Кипр чауша от темницы мя свободити. Пришедшему же чаушу в Кипрскиа остров, идеже аз сидех, свободихся от темницы году 1714, марта 1-го числа, и возвратихся со оным же чаушем чрез почту в Царьград к Их Превосходительствам, господам послам. Возблагодарити Бога же, во Троицы единаго, хвалити и славити, ему же, за посещение, благодарение, честь, слава и держава ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. IV. Путник или путешествие во Святую Землю Матронинскаго монастыря инока Серапиона 1749 года Всем, чтущим и слышащим сию (книжицу) благодать, мир, милость, здравие и спасение от Господа нашего, Иисуса Христа, и от Пресвятаго Живоноснаго его Гроба помощь, освящение и покровение и причастие вышняго града Иерусалима да будет. Аминь. В лето от рождества Христова 1749 году, когда я свое непреложное исполнить хотел намерение, дабы мне святый град Иерусалим повидеть, и местам в нем святым, плотию и кровию Христовою освященным, поклониться, тогда, получивши благополучное время начал странствие творить сицевым образом, яко же о сем поветствует предложенная рукописная книжица. Во-первых, да намеренной путь мне благополучен будет, от монастыря Матроновскаго 15 идох на поклонение в Богоспасаемый град Киев, и тамо, поклонившися чудотворной Пресвятыя Богородицы иконе и преподобным отцем Печерским, и святой великомученице Варваре, и святителю Христову Макарию, возложившись на Господа и Пречистую его Матерь и святых его угодников, яхся благополучно намереннаго моего пути, и идох от Киева до Борисполя 5 миль, от Борисполя до Переяславля 7 миль, где я, поклонившись мощам святаго Макария, иже почивает в монастыре святаго Архистратига Михаила, 16 идох на Глемязов 35 верст, от Глемязова до Золотонош 37 верст, и оттуду на Кропивну 17 9 верст, потом на Ирклеев, на Веремеевку, на Чигирин, на Дубровку, 18 на Городище, 19 на Уласовку 20 и на Кременчук.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

к сев.-зап. от Глухова и в 6 от Шостенского порохов. завода, на берегу р. Шостки. Был первоначально женским и основан в 1702 г. гетманом Ив. Скоропадским и его супругою Анастасиею Марковною, здесь и погребенных. В 1733 г. по просьбе основательницы сюда были переведены иноки Мутинского Златоустовского мон., основан. гетманом Скоропад- ским, и таким образом стал мужским; в 1786 г. при издании штатов был положен во 2-м классе. В 1827 г. сюда переведены инокини из Керботовского Новомлинского мон. В соборе Рожд. Богородицы находится чудотв. иерусалимская икона Божией Матери, перенесенная из Керботовского мон.; тут же сохраняется портрет гетмана во весь рост. “Ист. Росс. Иер.”, 684; VI, 599, 984; Ратшин, 541; Домонтович, “Чернигов. губ.”, 676; “Чернигов. епарх. ведом.”, 1862 г., 36, 37; “Чериигов. г. в.”, 1851 г., 46 (Топогр. опис. Новгор.-Север. намест.); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 249 (училище); Токмаков, “Справ. указат. ист. матер.”, I, 11 (Список жалов. грам. 1714 г. на новопостр. гетманшею Наст. Скоропадскою в Нежин. полку при р. Шостце дев. м-рь Харламп. пустынь называемый и на данные Гетман. универсалом к оной пустыне села и маетности); Строев. “Спис. иер. и настоят.”, 530, 12; “Чтения в И. Общ. ист. и древн.”, 1847 г., 9, смесь, 20 (описание); 1869 г., III, Отд. 1, 274 (архим. Иринарх Фальковский с 1789–1803 г.); 1884 г., II, Отд. 1, 27 (акты южно-русс. м-рей архива Маркевича; упоминаются архим. Герман Коношевич 1733–38 г., Софроний 1739 г., Витвицкий 1749 г.. Пафнутий 1750 г.; у Строева их нет); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож. CXI, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. значился в числе Заднепровских); “Сборник летоп. юж. и зап. России”, 56 (в 1722 г. здесь погребен основатель м-ря гетман Иван Скоропадский). 152. Георгиевский , мужской, ныне приходская церковь в мест. Белиловке, Киевской губ., Бердичевского у., в 40 вер. к юго-вост. от Бердичева, при р. Раставице. Основан при древней церкви св. Георгия в начале XVII ст. Анною Корецкою; с половины XVIII ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

асс. Неизвестно, когда (вероятно между 1766–1812 гг.) и кем именно пожертвована панагия с частью ризы Господней, украшенная драгоценными камнями. Она вложена в серебро-позолоченную доску, на верху которой вычеканен крест, в средине по сторонам два ангела, поддерживающие панагию, а вокруг в 20-ти местах части мощей разных (неизвестных) святых. Эта доска вставлена в медную вызолоченную раму. Ковчежец с мощами св. Иоанна Златоуста . Для нас дороги имена и настоятелей, известных трудами и попечительностью о благе древней обители, или своими заслугами на других служебных поприщах. Мы представляем список всех настоятелей монастыря за этот период времени (1706–1812 гг.), с краткими биографическими сведениями о них. Первый архимандрит Антоний (1706–1726), о котором мы упоминали, говоря об игуменах, приобрел в свое время большую известность. В 1714 году по делу о лекаре Тверитинове, обвиняемом в иконоборстве, Антоний доносил: «в 1709, 10 и 11 годах, быв болен ногами, призывал я лекаря Димитрия Тверитинова. Он леча мои ноги ходил ко мне часто, и от многих разговоров познал я его сущего еретика, лечащего тело, а душу погубляющего» 87 . Ведению Златоустовского архимандрита поручена в 1818 г. марта 16-го Тиунская изба или приказ церковных дел, который наблюдал в Москве за благочинием священно- и церковнослужителей, рассматривал исповедные росписи, дела о раскольниках, взыскивал с них установленные сборы и т. п. Соответственно сему, и круг деятельности о. Антония был очень обширен. Раскольники боялись его 88 . В 1721 г., по случаю вызова в С. Петербург из Москвы крутицкого митрополита Игнатия, дела бывшей патриаршей области (т. е. Москов. епархии) и Крутицкой епархии поручено было 14 июня ведать архиепископу Мелиникейскому Григорию и архимандритам: Чудовскому, Новоспасскому и Златоустовскому. Последний в том же году был назначен кандидатом (третьим) на архиерейскую кафедру в Киев 89 . С 1724 года состоял членом московской дикастерии, образовавшейся из Патриарших приказов духовного и приказа церковных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

—155— литва Отче наш » (1709)» 1435 , «Осмь блаженств еван­гельских» (1709) 1436 и «Синаксарь на Полтавскую по­беду» (1710) 1437 ). Переводы, впрочем более или менее переработанные: – «Алфавит» (1705) 1438 , «Псалом 50-й» —156— (1707) 1439 , «Феатрон» (1078) 1440 , «Царский путь креста Господня»(1709) 1441 , «Богомыслие» (1710) 1442 и « Илиотропион » (1714) 1443 . В —157— свое время сочинение святителя Иоанна пользовались значи­тельным успехом; их много читали, некоторые из них переиздавались до трех раз. Петр Великий охотно прини­мал их посвящение 1444 , а за подносимые ему в дар книги посылал автору благодарственные грамоты и по­дарки 1445 . Митрополит новгородский Иов (1697–1716), по­лучив от Иоанна его сочинение, шлет за них автору усиленную благодарность 1446 . Каковы бы не были литератур­ные недочеты сочинений святителя Иоанна, его широкая пи­сательская деятельность, особенно, в связи с заботами о распространении просвещение, составляла его неоспоримую заслугу. Пусть ему не удалось освободиться от того искус­ственного киевского направление, которое царило в южно­русской литературе того времени; 1447 даже оставаясь тем, чем мы его видим в его сочинениях, он был полез­ным и нужным литературным тружеником. Если еще в звании свенского наместника святитель Ио­анн принимал участие в событиях церковной и отчасти гражданской жизни Малороссии, то в сане архиепископа черниговского это участие оказывалось для него еще более неизбежным 1448 . Во время тяжкой борьбы Петра Великого —158— со шведами и изменой Мазепы, св. Иоанн и выступил за­щитником интересов русской государственности и мо­литвенником о благе родины. Когда Карл XII в 1708 г. со своими войсками перепра­вился на левую сторону Днепра, а Мазепа подготовлял измену, Петр Великий не раз приезжал в Малороссию для организации обороны. В одну из таких поездок он был встречен в Глухове святителем Иоанном, который приветствовал его ободряющей речью и пророчески-молитвенным пожеланием (словами Втор.28:7 ), исполнив­шимся в день Полтавской победы 1449 . Измена Мазепы по­требовала от Петра самых быстрых и решительных мер. Он издает 28 окт. 1708 г., в своем лагере на Десне, манифест о предательстве Мазепы, тотчас же назначает выборы нового гетмана 1450 и рассылает с при­глашением приехать на выборы грамоты в Киев митропо­литу Иоасафу и в Чернигов архиепископу Иоанну 1451 . Вы­боры гетмана (Скоропадского) состоялись в Глухове 6 ноя­бря 1452 ; под избирательной грамотой на первом месте подписался святитель Иоанн 1453 . В тот же день святитель был принят Петром, благословил царя иконой Черни­говской Божией Матери и поднес ему в подарок четыре блюда фруктов 1454 . 12 ноября в глуховском храме духо­венство, во главе с митрополитом Иоасафом (приехавшим 11 ноября) и архиепископом Иоанном, произнесло анафему на изменника Мазепу, и в тот же день иерархи разослали на него по своим епархиям отлучительные грамоты 1455 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский Память 10/23 июня Святитель Иоанн, митрополит Тобольский Святитель Иоанн родился в 1651 году в городе Нежине недалеко от Чернигова в знатной и благочестивой семье Максимовичей. С детства он любил бывать в церкви и читать Священное Писание. По окончании Киевской духовной академии он восемь лет преподавал в ней латынь. Частые посещения пещер питали его стремление к иноческой жизни. Именно в Киево-Печерской обители он и принял монашество. Святой Иоанн обладал талантами писателя и проповедника. Он опубликовал несколько книг духовных поучений, написанных прекрасным, понятным для всех языком. Одно из наиболее замечательных его произведений называлось «Илиотропион» («Подсолнечник»). В нем святитель говорит о том, что душа должна постоянно обращаться к Богу, как подсолнух поворачивается к солнцу. В 1677 году его литературная деятельность была прервана угрозой вторжения турок в Малороссию. Он спешно направился в Москву просить помощи у царя Феодора, и в Киев были направлены войска. Святителя Иоанна назначили игуменом Свенского монастыря, который находился рядом с Брянском и служил прибежищем для монахов Киево-Печерской лавры. Пастырская заботливость и многочисленные дары, которыми он славился на протяжении 20 лет, привлекли внимание Черниговского архиепископа Феодосия. Он назначил Иоанна наместником одного из монастырей города, намереваясь впоследствии сделать своим преемником по кафедре. Спустя год, в 1696 году, святитель Феодосий умер, и его первым посмертным чудом стало исцеление Иоанна от смертельно опасной горячки. Усопший архиепископ явился Иоанну и повелел готовиться к совершению Божественной литургии на следующий день. Святой подчинился и во время Евхаристии был совершенно исцелен. 10 января 1697 года по просьбе народа он был поставлен епископом Черниговским. В своей епархии святитель основал первую в России семинарию. Когда через несколько лет митрополит Филофей Тобольский и Сибирский (память 31 мая) принял схиму и оставил кафедру, святитель Иоанн был назначен на его место. Он прибыл в Сибирь в 1711 году и, встав во главе огромной епархии, множество жителей которой оставались еще язычниками, принялся за тяжелые пастырские труды. Он возложил на бывшего митрополита Филофея проповедь Евангелия среди языческих племен и организовал русскую миссию в Пекине (1714).

http://pravoslavie.ru/62351.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010