Герман, архиепископ Архангелогородский и Холмогорский (Концевич Григорий) Родился в 1685 году в Польше. Первоначально обучался в Киевской духовной академии, а затем слушал философию и богословие во Львове. В 1714 (или 1715) году пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. С 1726 года – преподаватель философии и префект Славяно-греко-латинской академии. С сентября 1727 года – преподаватель богословия. В августе 1728 года (по другим источникам – с 1729 года) назначен ректором академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря. Трудное это было для отца Германа время. Монастырь был небогатый и причинял ему много хозяйственных хлопот. Кроме того, в 1729 году у архимандрита Германа возникли неприятности по несправедливому доносу ученика академии и повара. По этому поводу против него было возбуждено дело, но донос оказался клеветническим, и доносчики, как клеветники, были наказаны плетьми. Святейший Синод постановил «дело запечатать». 2 мая 1731 года в Успенском соборе Московского Кремля Герман был хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского. 16 июня 1731 года возведен в сан архиепископа с титулом Архангелогородского и Холмогорского. По приезде в Архангельск архиепископ Герман прежде всего позаботился о ремонте кафедрального собора и архиерейского дома. Много внимания уделил он и Холмогорской духовной семинарии, заботясь о ее развитии и процветании. Скончался преосвященный Герман 15 июля 1735 года. Погребен в Холмогорском соборе. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 196–197. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 58. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 158, 813. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 37. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 59. Учреждение Архангелогородской епархии и ее архипастыри. – Архангельск, 1889. – С. 8. Русский архив. – 1895, кн. 2, 6. – С. 244. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 238. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 1089. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 5. – С. 39–40. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Межигорский мон-рь. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1843 г. (Национальный музей Т. Г. Шевченко, Киев) Межигорский мон-рь. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1843 г. (Национальный музей Т. Г. Шевченко, Киев) Указом царя Петра I от 12 февр. 1703 г. мон-рь лишился ставропигии и стал подчиняться Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) . Но уже 6 янв. 1709 г. настоятель Иродион (Жураковский) благодаря личным заслугам (в составе посольства царя Петра I был командирован в Запорожскую Сечь, чтобы убедить запорожцев отказаться от поддержки гетмана Мазепы и призвать их служить царю) получил от царя Петра I сан архимандрита и грамоту на возобновление ставропигии (указом Синода от 1 июня 1722 этот статус был подтвержден). В 1714 г. архим. Иродиону были пожалованы с. Русаново, дер. Плоское и мельницы, доходы от к-рых поступали в казну обители. В апр. 1721 г. архим. Иродион испросил в Синоде книгу для сбора пожертвований на восстановление мон-ря, пострадавшего от пожара 1717 г. Настоятель (1722-1729) архим. Арсений (Берло) добился разрешения Синода собирать милостыню на строительство монастырских зданий, сгоревших во время пожара. Он активно защищал монастырские земли от посягательств как киевских мещан, так и киевского во имя святых Флора и Лавра женского монастыря , обращаясь за покровительством к имп. Петру I. В 1726 г. архим. Арсений получил разрешение Синода на постриг в обители «ученых людей», одним из них был Сильвестр ( Кулябка ; впосл. архиепископ С.-Петербургский). В 1723 г. в М. м. поступил Иоаким Андреевич Горленко (впосл. свт. Иоасаф , еп. Белгородский и Обоянский). В обители он вел строгий образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 окт. 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских иеросхим. Феодором Горленко был пострижен в рясофор с именем Иларион, а в 1727 г. переведен в Киево-Братский монастырь. В 1747 г., будучи наместником Троице-Сергиевой лавры , архим. Иоасаф вызвал из М. м. иером. Павла (Казановича), который расписал лаврские храмы и преобразовал лаврскую иконописную мастерскую. В 1726 г. в М. м. был пострижен в монашество Т. И. Щербацкий (впосл. митрополит Московский и Калужский Тимофей ).

http://pravenc.ru/text/2562780.html

Афанасий Великий , святитель (296–373): К Серапиону епископу Тмуитскому послание первое//Творения. Т. 3. М., 1994. Он же. Толкование на псалмы//Творения. Т. 4. М., 1994. Беда Достопочтенный , святой (672–735): семь кафолических посланий//БК. Варсонофий Великий, преподобный (†563): Руководство к духовной жизни. М., 2001. Василий Великий , святитель (330–379): Беседы на псалмы; Беседы на шестоднев//Творения, ч. 1, 1891. Он же. Слово о подвижничестве, третье//Полное собрание творений святых отцов Церкви в русском переводе. Т. 4, М., 2012. Викентий Лиринский , преподобный (†450): Памятные записки Перегрина. М., 1999. Григорий Богослов , святитель (330–390): Слова//Собрание творений. Т. 1. СТСЛ., 1994. Григорий Двоеслов , святитель (540–604): Беседы на пророка Иезекииля. Казань, 1863. Он же. Сорок бесед на Евангелие//Избранные творения. М., 1999. Он же. О пастырском служении. Киев, 1872. Григорий Нисский , святитель (335–394): О жизни Моисея Законодателя//Восточные Отцы и учители Церкви 4 века. Т. 2. М., 2000. Григорий Палама , святитель (1296–1359): Омилии. М., 1993. Он же. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995. Димитрий Ростовский , святитель (1651–1709): Келейный летописец. Житомир, 2009. Он же. Поучения и проповеди//Творения. Т. 1. М., 2005. Диадох Фотики йский , блаженный (400–474): Творения. Киев, 1903. Дионисий Александрийский , святой (†265): Фрагменты//Библейские комментарии… Т. 6. Ефрем Сирин , преподобный (306–373): Творения в 8 томах. М., 1993–1995. Игнатий Богоносец , священномученик (†107): К Смирнянам//Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Игнатий (Брянчанинов) , святитель (1807–1867): Дневной апостол//Аскетические опыты. Т. 1. М., 1993. Он же. Письма к мирянам; Письма к монашествующим//Избранные письма. М., 2011. Он же. Понятие о ереси и расколе//Полное собрание творений. Т. 4. М., 2002. Иларий Арльский, святой (†449): на семь кафолических посланий//БК. Илия Минятий , святитель (1669–1714): Проповеди. М., 2000. Иннокентий Херсонский , святой (1800–1857): Собрание сочинений в 6 томах. Тт. 5–6. Калуга, 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Так автор приводит подобный статистические данные для богословского факультета в Афинах и Ризарьевской семинарии там же, а эти указания для нас очень ценны, так как мы должны будем коснуться этих учебных учреждений в нашем очерке. Отсутствие увлечений и панигиризма составляет основную черту рассматриваемой книги. – 3) Alexander Helladius Status praesens ecclesiae Graecae (Эдладия. Теперешнее состояние греческой церкви). Петербург, 1714 г. В этой книге греческого писателя отведено несколько глав описанию современного состояния низших и средних греческих школ. Сведения об авторе и суждения о достоинствах его книги помещены в нашей книге: «История греко-восточной церкви под властью Турок», т. 1, стр. 75–77 Серг. Пос, 1896. К известиям Элладия мы относились здесь скептично: новый просмотр его книги и вторичная оценка его сообщений не изменили нашего прежнего взгляда на это литературное произведение. – 4) Проф. Е.Е Голубинского Статья в журнале Православное обозрение: «Очерк истории просвещения у Греков со времени взятия Константинополя Турками до настоящего (XIX) столетия. I школы (1872, т. I). Автор имел в виду главным образом составить возможно полный список школ, на основании тех книг, какие у него были под руками. Самой истории школ он мало касается, наприм., патриаршую школу описывает на трех страницах. А о Патмосской школе только упоминается (стр. 714), хотя у автора имелись книги, знакомящие с историей школы. Очевидно, это дело не входило в его план. Сведения о низших и средних греческих школах он заимствуем у Элладия. Литература вопроса с того времени, как писал г. Голубинский, значительно возросла. – 5) Проф. А.А Дмитриевского Статья в журнале Труды Киев. Дух. Академии. Иоанно-Богословский монастырь на о. Патмосе» (1892, т III). Значительная часть статьи («речи») трактует о Патмосской школе. Статья эта потом вошла в состав книги автора: «Патмосские очерки» (Киев, 1894), причем собственно исследование о школе заняло 3-ю главу, под именем «Патмосская Академия» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дело трудное! И многим было удивительно видеть в о. Иосифе по-настоящему смиренного человека. Откуда же он взялся, этот великий старец? Как и где жил до того, как пришел к старцу Амвросию (это было 1 марта 1861 года), который всего чуть более полугода тому назад похоронил своего великого наставника и отца духовного – преподобного Макария?... А ведь и сюда-то он, о. Иосиф, пришел не по своей воле, а по послушанию. Он собрался к святыням в Киев, а по пути зашел в Борисовскую Тихвинскую пустынь в Грайворонском уезде Курской губернии, расположенную на реке Ворскле (обитель была основана графом Борисом Петровичем Шереметевым в 1714 году в честь победы над шведами под Полтавой; чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери, находившийся здесь, побывал на полях многих сражений, чтил его и сам царь Петр). В этом монастыре проводила иноческую жизнь сестра будущего старца – матушка Леонида. Увидев брата, худого, в бедной одежонке, с грустными глазами, она прослезилась. Ему нельзя было побывать в келлии у сестры, – строгие правила обители не допускали в жилища монахинь мужчин. Вот только на дворе, на крылечке можно было поговорить. Но холодно было. И вот матушка Леонида смотрит в окно, а там братик ее Иван запасает для нее дрова: колет и аккуратно складывает под навес; щепочки для растопки собирает и тоже – под крышу. Или отгребает от келлии (это была небольшая избушка) снег, обметает завалинку, чтоб не отсыревала... Сварит матушка щей погуще и в горшочке выносит брату вместе с ложкой и хлебом. Он кланяется, берет все это и идет в странноприимную, чтобы там покушать. Не сетовали они на установленное правило, смирялись... Кроткие души были у них обоих. Игуменья, мудрая старица Алипия, увидела их великое смирение – и сестры, и брата – и разрешила им в своем присутствии побеседовать в келлии матушки Леониды. И пошел тихий разговор, – то вспомнили что-то, да о братьях и сестрах, но больше – про святыни, которых много уже повидал юноша. Направляясь в Киев, он уже заранее предвкушал, что там и где увидит: он и Киево-Печерский патерик читал, и рассказы странников слышал... Ни малейшей жалобы на жизнь не услышала от него игумения Алипия. Слушала она, слушала да и сказала:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Киев. Вознесенский Флоровский женский монастырь. Собор Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Документально известен с 1566 г. как освященный во имя свв. Флора и Лавра. В 1712 г. в число здешних насельниц вошли инокини упраздненной Вознесенской обители, что стояла напротив Св. врат Киево-Печерской Лавры. Флоровские сестры унаследовали и угодья Вознесенского монастыря, которых тот особенно много получил при игумений Марии Магдалине Мазепиной - матери гетмана Украины Ивана Мазепы. В XVIII-XIX вв. во Флоровской обители жили выдающиеся в русской истории подвижницы благочестия. С 1758 г. здесь до самой кончины трудились, приняв постриг с именем Нектарии, княгиня Наталия Долгорукова (1714-1771 гг.; погребена в Киево-Печерской Лавре), дочь сподвижника Петра I Б. Шереметева. Когда сватавшийся к ней и любимый ею князь И.А. Долгорукий оказался в бироновской опале, она не отказалась стать его супругой и отправилась с мужем в ссылку. В 1739 г. И.А. Долгорукий был казнен. Мужественно перенеся все страдания, княгиня описала их в " Своеручных записках " (изданы в 1810 г.) и стала таким образом первой российской мемуаристкой, чья жизнь была примером великого смирения. Свое обручальное кольцо Н. Долгорукова, по преданию, бросила перед постригом в Днепр. Ок. 1760 г.  В монастыре приняла иночество и в видении получила указание Божией Матери основать в России четвертый удел Пречистой на земле - Серафимо-Дивеевскую обитель- подвижница Александра Мельгунова. Свой монашеский путь начала во Флоровском монастыре и блаженная Ирина Зеленогорская. Подвижницей благочестия была флоровская постриженница (с 1856 г.) и игумения (с 1865 г.) Парфения (Адабаш; 1808-1881 гг., погребена в обители) - духовная дочь и первый биограф преп. иеросхимонаха Парфения Киевского (ум. 1855 г.), духовная поэтесса, автор одобренной Свящ. Синодом Русской Православной Церкви службы свв. Кириллу и Мефодию. К числу флоровских подвижниц относится и инокиня Елена (Бахтеева; +1834 г.). В 1929 г. монастырь был закрыт, а в 1941 г.

http://sobory.ru/article/?object=05837

Несравнимо способнее, умнее и ловчее его был новый любимец Петра. Елеазар Прокопович родился в 1681 г. в семье киевского торговца. Дядя его Феофан Прокопович занимал пост ректора Академии. Елеазар обучался в Академии, для усовершенствования же в латинском языке отправился учиться за границу. Карташев пишет о нем: «Пришлось вступить для полноправного прохождения римской Униатской Коллегии Св. Афанасия в Базилианский орден и стать монахом с именем Елисея, иезуиты не могли не оценить выдающихся способностей тогдашнего Елисея Прокоповича и предлагали ему войти в их орден и остаться ученым работником при Ватиканской библиотеке. Но Феофан сумел утаить от них свое нутро, глубоко и враждебно оттолкнувшееся от всего романизма и перетянутое целиком на сторону реформационного богословия. Нет документальных материалов для вскрытия этого процесса в душе молодого Прокоповича. Но факт его яркого и учено-обоснованного перехода в лагерь антипапистов свидетельствует, что этот своего рода переворот произошел в его душе уже в ученические римские годы. «Похитив» школу и ученость, Прокопович вернулся в 1702 г. в Киев и здесь снял с себя, по обычаю, весь маскарад униатства. Его снова постригли и дали ему новое имя Самуила. Самуил стал профессором пиитики в Академии. В 1705 г. Феофана почтили по его желанию новой переменой имени в честь его покойного дяди Феофана. Феофан последовательно вел курсы риторики, потом философии, а с 1714 по 1716 г.г. и высший курс богословия. Тут-то на изложении богословия и обнаружился во всей силе усвоенный им самоуком из целых библиотек перечитанного им на латинском языке протестантского богословия новый исторический и критический метод изложения догматов.» В 1706 г. Петр впервые слышал приветствие Феофана, ораторское искусство которого ему понравилось. В 1709 г. киевский губернатор кн. Дм. Мих. Голицын, отвечая Головкину на запрос его о настроениях монахов и студентов Братского мон., выходцах из Польши, отвечал 15 февр.: «...узнать, нет ли в ком из монахов подозрения – трудно, потому что монахи все нас чуждаются; во всем Киеве нашел я только одного человека, именно из Братского монастыря префекта, который к нам снисходителен».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Иеромонах Филарет был несколько лет наместником Донского Монастыря, но за болезнью «глазною и животного» года 3 уже не священнодействовал и был уволен в братство приписного Монастыря в Перемышльском уезде. Здесь, «в Пустыни», он начал строить каменную церковь , и с его высылкой в Невский Монастырь постройка должна была прекратиться. Перед отъездом в Петербург его свидетельствовал в Москве «в гошпиталии» доктор Бидло и нашел «слаба, а по-Словенски дряхла». Настоятель Донского Монастыря, архимандрит Лаврентий усиленно просил о возвращении его 892 . Иеромонах Спиридон, в мире Стефан Троицкой, «из попов, Москвитин», родился в 1672-м году, монашество принял в Казани, в Успенском Монастыре, что на Зилантове горе, в 1710-м году 893 . Иеродиакон Феофан, в море Феодор Троицкий, протопопский сын города Ельца, родился в 1680-м году, монашество принял в 1714-м году в Троицком Сергиеве Монастыре, был ранее протодиаконом в Воронеже 894 . Архимандрит Рувим был сын шляхтича Волынского города Острога Ивана Михайловича Гурского. Его мать, лет 30 тому назад, когда ему было 8 лет, рассталась, по обещанию, с мужем и постриглась в Киеве, а его отдала «за хлопца» казначею Софийского Монастыря Григорию (Гошкеевичу). Жил он у него лет 9. Иеромонах Григорий был вызван в Москву «для учения Латинских Школ» и взял с собою своего хлопца. В одну из поездок из Москвы в Киев он был «пострижен в ряду» Киевским митрополитом Варлаамом. Вернувшись в Москву, он проживал сначала при иеромонахе Григории, потом, когда тот отправлен был для проповеди в Сибирь, перешел к префекту Заиконоспасского Монастыря Рафаилу (Краспопольскому), с ним перешел в Симонов Монастырь, когда иеромонах Рафаил назначен был архимандритом (Симонова Монастыря, и в Холмогоры, когда архимандрит Рафаил получить Холмогорскую кафедру. В бытность в Симоновом Монастыре получил «пострижение в мантию» и был рукоположен в иеродиакона. Из Холмогор скоро вернулся в Москву и «пристал» к архиепископу Тверскому Каллисту. Им был посвящен в иеромонаха и назначен строителями Кашинский Духов Монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Легендарные христианские книги: Жития святых святителя Димитрия Ростовского 3 мин., 05.06.2016 Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — Легендарные христианские книги . Автор:  Святитель Димитрий (1651–1709) — митрополит Ростовский, церковный писатель, собиратель и редактор жизнеописаний святых, автор драм и стихов. Время написания:  1684–1705 гг. Почти 20 лет святитель Димитрий собирал, переводил, редактировал и издавал Четьи Минеи. Он разделил все жития на 4 тома — по временам года, начиная с 1 сентября — церковного новолетия. Первый том был издан в Киеве в 1689 году. Содержание:   Собрание житий святых. Жития систематизированы по дням празднования памяти святых. Название «Четьи Минеи» переводится как «ежемесячные чтения». Четьи Минеи предназначались для небогослужебного назидательного чтения. 2/3 житий посвящены мученикам, пострадавшим в гонениях от римских властей и императоров-еретиков. Почти 4000 житий святых вошли в Четьи Минеи Димитрия Ростовского. За три века, прошедших с момента составления житий, святцы Русской Церкви пополнились примерно тысячей новых святых. Большинство из них — мученики начала XX века. Четьи Минеи Димитрия Ростовского, Киев, 1714 год За основу Четий Миней Димитрий Ростовский взял составленные за полтора века до этого Великие Четьи Минеи святителя Макария, митрополита Московского. «В то время Домициан, император римский, воздвиг на христиан большое гонение, и Иоанн был оклеветан перед ним. Епарх Асийский, схватив святого, отослал связанным в Рим к кесарю, где за исповедание Христово Иоанн прежде всего претерпел удары, а затем должен был выпить чашу, наполненную смертоносным ядом. Когда же по слову Христову: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк 16 :18), он не получил от нее вреда, тогда был ввергнут в котел с кипящим маслом, но и оттуда вышел невредимым. И вопиял народ: «велик Бог христианский!» Кесарь же, не дерзая более мучить Иоанна, счел его бессмертным и осудил на изгнание на остров Патмос». 

http://foma.ru/zhitiya-svyatyih-svyatite...

С учреждением в 1711 г. Сената власть местоблюстителя ещё более была ограничена сенатскими распоряжениями; из Сената исходили все высшие правительственные распоряжения по расколу. Сенат ограничивал власть местоблюстителя в делах судебных, прямо относящихся к духовному ведомству. Когда Стефан Яворский в 1714 году осудил на соборе проповедников кальвинского учения лекаря Тверитинова и Фому Иванова, то Сенат признал его действия неправильными. Стефан был недоволен этими ограничениями и не раз высказывал своё недовольство. Царь увидел, что в Стефане он не нашёл сотрудника, способного разделять его мысли, и стал искать себе сотрудников среди других учёных духовных лиц. В 1712 году царь вызвал из Хутынского монастыря архимандрита Феодосия Яновского, одного из юго-западных выходцев, который сначала жил в Москве, а потом, во время гонения на малороссов, удалился в Новгород, где и жил под покровительством митрополита Иова. Произведённый в архимандриты Александро-Невского монастыря, Феодосий стал самым доверенным лицом у государя и помощником в его церковных реформах. В 1716 году Феодосий, снискавший особое расположение царя, поставлен был на новгородскую кафедру. В том же 1716 году вызван был в Петербург другой, ещё более образованный монах из Киева – Феофан Прокопович . Феофан, в мире Елеазар, родился в Киеве в 1681 году, учился сначала в Киевской академии, потом удалился в Польшу и учился в католических школах, где должен был принять унию, а затем отправился в римскую коллегию св. Афанасия. Возвратившись в Россию, Прокопович постригся в монахи в Киеве с именем Феофана и определён был преподавателем в Киевскую академию. После Полтавской победы, когда царь возвращался чрез Киев, Феофан сказал проповедь , которая доставила ему расположение Петра I. По желанию государя Феофан определён был ректором Киевской академии и профессором богословия и в этой должности прославился своими богословскими уроками. Вызванный в Петербург, Феофан назначен был епископом псковским и с этого времени принимал самое живое и деятельное участие во всех преобразованиях Петра по духовному ведомству.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010