Оно было подготовлено исторически. – Мы только что видели, что на горизонте собирались тучи. Конфликт в Иерусалиме уже дошел до предельной остроты. Не без связи с Иерусалимом осложнялись отношения и в Галилее. Весьма вероятно, что вражда фарисеев рассчитывала найти орудие в лице Ирода. С другой стороны, и воспитание учеников должно было принести свои плоды. Результаты сказались не сразу. Два раза в Евангелии отмечается неразумение учеников. Один случай был приведен выше ( Мк. 6:51–52 ). Другой непосредственно предшествовал исповеданию. Непониманием слова о закваске ученики показали, что урок двукратного насыщения не дошел до их сознания ( Мк 8:13–21 ). До времени. Пришел час, и очи учеников открылись. Перелом совершился у Кесарии Филипповой. Название места опущено в кратком повествовании Лк. (9:18). Оно восполняется согласным свидетельством Мф. (16:13) и Мк. (8:27). Кесария Филиппова лежала на север от Галилеи, вне иудейских поселений. Выше было указано, что главное побуждение, заставлявшее Господа уходить вместе с учениками в языческие области, было воспитание учеников. Евангелист Лука, вообще уделяющий много внимания молитвенной жизни Господа, отмечает Его молитву и в этот ответственный момент (9:18). Вопрос, с которым Господь обращается к ученикам, имеет у всех трех синоптиков одно и то же содержание: «за кого почитают Меня люди?» (или: толпы, Лк.). В более полной форме Мф. «Меня» поясняется приложением «Сына Человеческого». Больше того, лучшие рукописи не имеют «Меня». «За кого почитают люди Сына Человеческого?» Разночтение несущественное. Третье лицо и в этом случае имеет значение первого. Важно – и это было уже отмечено, – что Господь именуется Сыном Человеческим, и это именование еще не предрешает суждения о Его мессианстве. На вопрос Учителя ученики приводят несколько ответов ( Мф. 16:14 ; Мк. 8:28 ; Лк. 9:19 ). И тогда Господь вопрошает вторично: «А вы за кого почитаете Меня?» Ответ на этот вопрос и заключает мессианское исповедание учеников, как бы оно ни звучало в передаче разных Евангелистов ( Лк. 9:20 : за Христа Божия; Мк.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Предгорья и склоны Е. впервые заселяются в эпоху энеолита. Пастушеские временные стойбища обнаружены на высоте ок. 2 тыс. м, постоянные сельские поселения - на высоте до 1,5 тыс. м. В результате серии археологических разведок франц. и израильскими исследователями были обнаружены поселения, относящиеся к раннебронзовому веку (IV-III тыс. до Р. Х.), с характерной для всего Ханаана керамикой. Во II тыс. до Р. Х., в эпоху поздней бронзы, район Е. заселяется представителями неизвестной культуры, обладающей чертами сходства с общеханаанской. В поселениях того времени найдено множество бронзовых статуэток муж. и жен. божеств (возможно, Ваал-Ермона и Астарты). После эпохи правления царя Давида местные племена попали под власть аморреев. Следы их поселений, относящихся к эпохе раннего железного века (ок. 1200-900 гг. до Р. Х.), были обнаружены в Айн-Кунье. Вероятно, эти поселения административно были подчинены находящемуся по соседству крупному г. Дану . Возможно, вскоре после ассир. нашествия (нач. VIII в. до Р. Х.) в регион Е. проникают араб. племена, в первую очередь итуреи (1 Пар 1. 29-31), со временем ставшие основным населением Е. и создавшие материальную культуру. Они приспособились к сложному горному ландшафту и тяжелым климатическим условиям Е. Для итурейских поселений характерны умело выстроенные террасы для земледелия, наличие цистерн для сбора воды, толстостенные жилые постройки, сложенные из плотно подогнанных камней. В эллинистический период итурейское горное население оказывало отчаянное сопротивление войску Александра Македонского ( Arrian. Anab. II 20), однако при Птолемеях и Селевкидах их поселки и города уже несут на себе отпечаток эллинистической культуры. Во времена правления имп. Августа Итурея отходит к владениям Ирода. При Ироде и тетрархе Филиппе у подножия Е. строится один из важнейших городов и культовых центров Иудеи - Кесария Филиппова ( Ios. Flav. De bell. I 21. 3; III 10. 7). В I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х. у подножия Е. и в районе Гелиополя (Баальбека) были созданы колонии рим. ветеранов. Видимо, в то же время на Е. развивалась добыча олова и строилась сеть рим. дорог. Итурейское население охотно служило в рим. армии, где вскоре приобрело славу метких стрелков. Все эти факторы способствовали подавлению восстаний и процветанию региона. После падения династии Ирода регион отходит под управление сир. наместников пров. Финикия Ливанская. Судя по эпиграфическим свидетельствам и раввинистическим источникам, в Е. первых веков по Р. Х. мирно сосуществовали итурейцы, финикийцы, иудеи, потомки македон. и рим. поселенцев.

http://pravenc.ru/text/190213.html

Потом спросил больного, глаз коснувшись: «Что видишь ты? Хотел бы знать теперь Я.» А тот в ответ, внезапно встрепенувшись: «Людей идущих вижу как деревья!» Не полное увидев исцеленье, Вновь на глаза Он руки возложил И подождал, пока больному зренье, Как молодому вновь не возвратил. Потом сказал: «Иди домой в селенье!» — Предупредив, чтоб в город не ходил И впредь чтоб городскому населенью О том, кем исцелён, не говорил. 2.2.7 «И пошёл Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за Кого почитают Меня люди?» Мф. 8:27 А вслед за тем Иисус с учениками В Кесарию Филиппову пошли (Оплот иродиан с её дворцами), Но лишь её окрестности прошли. Он был в полуязыческой стране, Не раз в прошедшем вере изменявшей, Забывшей о позорной старине И вновь теперь в неверии погрязшей. Кесария Филиппова — названье Недавно было городу дано, Но сообщают древние преданья, Что город сей построен был давно. Тот город, что сейчас столицей был И главной резиденцией тетрарха, С времён древнейших много пережил И был уже не раз на грани краха. Пути Господни неисповедимы, И судьбы городов как и людей: Одни извечно Господом хранимы, Судьба других — терзания страстей. Известно, что сначала город был Языческим — под властию сидонян. Но царь Давид те земли покорил, И город стал форпост израильтян. Сидонское название Лаис Сменили на израильское — Дана. Вновь грозовые годы пронеслись — Назвали греки град в честь бога Пана. Жестокий Ирод, прозванный Великим, Немало лет трон царский занимал, Но вышел срок, и деспот многоликий В конце концов пред Господом предстал. Ho Рим решил, чтоб Иродово царство Наследовали трое из сынов. (Решение, отнюдь, не без лукавства: Дробленьем царств Рим ослаблял врагов.) Законный сын царицы Клеопатры От Ирода Великого, Филипп, — Один из трёх наследников, чьи карты Ещё удачней выпасть не могли б. Итурии правитель не забыл, Что стал тетрархом лишь по воле Рима: Когда б Тиберий кесарь не решил — Не стал Филипп наследником, вестимо. И вот, когда Филипп тетрархом стал,

http://azbyka.ru/fiction/na-zare-razmysh...

В рим. время прослеживается влияние языческого окружения на элиту общества в Г., среди населения в основном господствовал иудаизм. Г. по-прежнему была со всех сторон окружена городами (Тир, Сидон, Кесария Филиппова, Скифополь), где преобладали язычники. В Вверхней Г. остались руины большого храма, эпиграфические находки говорят о его использовании уже в 117-118 гг. ( Ovadiah, Fischer, Roll. Kedesh. 1993); северо-западнее Кедеса найдены надписи-посвящения Диане и Аполлону ( Aviam. Galilee. 1993). Особенно сильно был эллинизирован Сепфорис. Здесь были мощеные улицы с колоннадами и жилые инсулы (около акрополя), районы с регулярной сетью улиц, театр на 4,5-5 тыс. мест, 2 термы и система акведуков. Греч. надписи, ипподром и гимнасий датируются II в. ( Weiss, Netzer. Sepphoris. 1996; Chancey. Sepphoris. 2000; idem. Ancient Sepphoris. 2001; idem. The Myth. 2002). Согласно данным нумизматики и надписям на милевых камнях, в это время город переименовали в Диокесарию, однако храмы, несмотря на активные поиски, не найдены, есть только редкие находки предметов, связанных с культом Сераписа, и 2 статуэтки Прометея и Пана (II-III вв.). Еще более греко-римской была новая столица Г.- Тивериада. Город мало изучен с т. зр. археологии ( Hirschfeld. Tiberias. 1997), но ясно, что здесь проживало много греков. Даже менее крупные, традиционно иудейские поселки были затронуты языческой средиземноморской культурой: Капернаум на берегу Галилейского м. имел регулярно распланированные улицы, собранные в инсулы дома, а со II-III вв. и термы рим. типа. Стоявший в Тивериаде рим. гарнизон активно контактировал с местным населением, его патрули контролировали религ. праздники; во II в. в городе появилась главная улица, а в IV в.- термы. О военном присутствии Рима в Г. свидетельствуют надписи и следы лагерей (в Тель-Шалеме и к югу от Назарета (в Кфар-Отнаи) и др.; Isaac. The Limits. 1992; Safrai. Roman Army. 1992). Несмотря на влияние на Г. языческой средиземноморской культуры, в ее религиозно-этнической жизни полностью господствовал иудаизм. Археологические свидетельства подтверждают широкое использование традиц. для иудеев каменных сосудов, активное сооружение ритуальных бассейнов-микв, распространение обычая вторичного погребения и др.

http://pravenc.ru/text/161531.html

Могла ли Марфа забыть укор Христа: «Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно» ( Лк. Х, 41–42 )? Мог ли Закхей забыть слова, сказанные ему: «Сегодня Мне надобно быть у тебя в доме» ( Лk. XIX, 5 )? Дети, благословенные Иисусом Христом, и те, которые восклицали Ему: «Осанна, Сыну Давидову», возмужав, также внесли свою долю в эту величественную сокровищницу устного предания о Христе. Так, вполне естественно, без какого-либо предвзятого намерения, составилась устная традиция, разнообразная по форме и в подробностях, но определенная и точная по существу. «Помнят не только слова Его, но и звуки живого голоса, лицо, взгляд, движение, с какими слова были сказаны, и где, и когда: все, как сейчас помнят, потому что любят». Вифания и Вифлеем, Иерихон и Иерусалим, Назарет и Капернаум, Кана и Кесария Филиппова, Иудея и Самария, Галилея и Десятиградие, страны Тирские и Сидонские, Фавор и Ермон: отовсюду шли свидетели и свидетельства, утверждавшие подлинность и непреложность этой устной традиции, составлявшей основу всей дальнейшей проповеди христианства. Апологет Квадрат в своей апологии, поданной истому язычнику императору Адриану, свидетельствовал: «Дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцеленные Им и воскрешенные Им из мертвых были видимы, не только когда исцелились и воскресли, но и всегда они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии, некоторые же дожили и до нашего времени». Отсюда, на этой основе устной традиции, священнописательская деятельность, руководимая Духом Божиим, создала четверицу наших Евангелий, которая соответствует четырем странам света, и «самым таинством своей численности, но выражению блаж. Августина, свидетельствуют о всемирном распространении Церкви Христовой», – ту четверицу, которая является подлинно исторической не только потому, что она изобразила исторического Христа и историческое благовестие Христово со всей объективностью и насколько возможно – всесторонне, но и потому, что она является глубоко историческим фактором развития всего человечества, потому что она не оставляет без потребного благовестил ни одного периода нашей жизни, ни единого запроса человеческой души на всем протяжении мировой истории, при всем разнообразии наций, народов, индивидуальностей, состояний, желаний и надежд

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

    8:36—38. В окрестностях Газы было несколько вади (русел временных потоков, заполняющихся водой в дождливые сезоны); поскольку еврейское крещение предполагало полное погружение, Лука, несомненно,говорит именно об этом ритуале. Как человек богобоязненный, этот эфиоп, вероятно, знал, что полное обращение включает крещение, даже если Филипп не велел ему об-резаться. (Если он был евнухом в буквальном смысле слова, то обрезание было для него невозможно; хотя кастрация иногда совершалась частично, затрагивая только яички, это не относится к ближневосточным и африканским евнухам того времени.)     8:39. Распространение христианства в Абиссинии началось усилиями рядовых членов церкви в     III в., и это государство было объявлено христианским примерно в то же время, что и Римская империя. Нубия была обращена позднее; никаких документальных данных об этом эфиопском свидетеле не сохранилось, но мы можем предположить вместе с Лукой, что он свидетельствовал о своей вере в высших кругах Нубийского царства.    Некоторые маги утверждали, что могут летать, но описание перемещения Филиппа указывает скорее на сверхъестественное вмешательство, сходное с тем, что имело место в Ветхом Завете (3 Цар. 18:12; 4Цар. 2:16; Иез. 3:12,14).     8:40. Азот — город в 25 милях к северу от Газы и примерно в 35 милях к западу от Иерусалима. Кесария Приморская (не путать с Кесарией Филипповой) находилась на расстоянии более 50 миль к северу от Азота, чуть в стороне от той же приморской дороги; в этом городе произойдут важные события в 10(ср.: 21:8).     9:1—9 Иисус останавливает Савла    Три рассказа об обращении Павла в Книге Деяний обнаруживают некоторые расхождения (гл. 9,22,26; все три соответствуют описанию этого события в его посланиях). В классической литературе часто излагаетсясодержание посланий, данных вестникам, которое затем дословно повторяется после вручения. К счастью, риторический стиль, популярный во времена Луки, позволяет сделать повторяющиеся рассказы не стольскучными для читателя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вторая Палестина Скифополь, Финикия Ливанская 186 Эмеза, Евфратизия Иераполь, Сирия Salutaris 185 Апамея, Осроена Эдесса, 15. Месопотамия Амида. 2. Египет 1. Верхняя Ливия Созуса, Нижняя Ливия Паратоний, Фиваида Птолемаида, Египет Александрия, 5.Аркадия Кино, Августамника Ринокорура. 3. Азия 1. Памфилия Перга, Геллеспонт Кизик, Лидия Сарды, Писидия Антиохия Писидийская, 5. Ликаония Иконий, Фригия Pacatiana Лаодикея, Фригия Salitaris Евкарпия, Ликия 185 Миры, Кария Милет, Острова Родос, Азия Ефес. 4. Понт Галатия Анкира, Вифиния Никомидия, Гонория 187 Клавдиополь, Первая Каппадокия Кесария, 5. Вторая Каппадокия Тиана, Понт Полемона Неокесария, Еленопонт Амасия, Первая Армения Севастия, Вторая Армения Мелитена, 10. Галатия Salutaris 188 Пессинунт, Пафлагония Гангры. 5. Фракия 1. Европа Евдоксиополь, Фракия Филиппополь, Гемимонт 189 Адрианополь, Родопа Энос, 5. Вторая Мезия Маркианополь, Скифия Томы. II. Префектура Иллирика: Диоцезы: 1. Македония. 1. Ахайя Скарфия, Первая Македония Фессалоника, Крит Гортина, Фессалия Ларисса, 5. Старый Эпир Никополь, Новый Эпир 189 Диррахий, Македония Salutaris Стобы. 6. Дакия 1. Средиземная Дакия Сардика, Побережная Дакия Рациария, Первая Мезия Виминакий, Дардания Скупы, Превалитана Скодра. 4. Система обложения и финансовое управление Главным и основным налогом в империи был поземельный. Римский народ освободил себя от него, когда завоевание богатых провинций позволило ему жить за их счет и трактовать завоеванные страны как имения римского народа, и с 167 г. до н. э. Италия в пределах расселения римских граждан была свободна от прямых податей. С объединением всей Италии в праве римского гражданства, эта льгота простерлась на всю страну, вышла и за ее пределы под понятием ius italicum для римских колоний. В тяжкое время междоусобных войн триумвиров не раз отменялась эта старая льгота, немало пострадала Италия и от конфискации земель в пользу ветеранов Цезаря и Августа, но с установлением мира восстановлена была и старая льгота. Ценз, который производил уже Август для разных областей империи, давал основу для исчисления налога по городским общинам и целым провинциям.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Иордан («спускающийся с Дана» – возвышенности этого имени) – главная и, можно сказать, единственная река Палестины, протекающая с севера на юг почти в прямом направлении и разделяющая страну на две части, – восточную и западную. Иордан образуется из трех потоков. Самый северный и, вместе с тем, западный – Хасбани берет начало в горной долине «Вади – ет-тейм», лежащей при западной подошве Ермона, около местности Хасбея. Орошая плодоносную, богатую масличными деревьями долину, он достигает восточной подошвы северо-галилейского горного хребта. Здесь совершенно изолированно лежит вулканическая возвышенность «Телль-ель Кади» (холм Судей, библейский Дан – Суд. 18, 7, 29 ; И. Нав.19:47 ), из которой вытекает средний, самый короткий, но наиболее многоводный исток Иордана – «малый Иордан», как называл его Иосиф Флавий, современный Дан. Средний, самый восточный – поток Баниас вытекает близ селения Баниаса (новозаветная Кесария Филиппова) из грота, прорытого в скале. В противоположность двум первым он отличается чистотой и необыкновенной прозрачностю воды. В прилегающей к озеру Мером болотистой местности «Ард – ель-Хуле» Дан и Баниас сливаются в одну реку; на расстоянии полчаса ходьбы от этого места в ним присоединяется Хасбани, и все три в дальнейшем течении образуют озеро Мером (И. Нав. 11, 5, 7 ), современное «Бар-ель-Хуле». По выходе из него Иордан вступает в узкую, так резко понижающуюся по направлению к югу равнину, что, в то время как озеро Мером лежит на 83 метра над уровнем моря, Генисаретское озеро расположено на 191 метр ниже его. Течение Иордана в этой местности отличается необыкновенной быстротой. И только со вступлением в плодоносную, прилегающую к Генисаретскому озеру, равнину, быстрое течение сменяется тихим извилистым. Генисретским озером кончается верхнее течение Иордана. Среднее и нижнее лежит между этим озером и Мертвым Морем на расстоянии 170 км, а всего с севера на юг около 410 км. Перед впадением в Мертвое море Иордан разделяется на два рукава, а в Мертвом море совершенно исчезает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

4. Сам город основан в поле, над ним возвышается широко простирающаяся гора, лишенная растительности 132 , так как на ней сухая и бесплодная земля, и потому там никто не живет 133 . Эта земля простирается от территории города Скифополя до содомских мест и асфальтийских пределов 134 . Напротив нее, над Иорданом, протянулась другая гора от города Юлия до Зоара, примыкающего к Каменистой Аравии, где есть еще гора, называемая Железной. Между двух этих гор лежит равнина, которую древние назвали по-латыни «Большая», а по-еврейски – Авлон 135 . Ее длина – двести тридцать стадиев, ширина – сто двадцать, начало от деревни Генвавари, конец – до озера Асфальтия. Посередине ее пересекает Иордан. Из-за разливов реки берега равнины покрыты зеленью 136 . По этой причине по берегам древесные плоды наиболее обильны, в других же местах – намного скуднее 137 , так как все, кроме берега реки, – сухое 138 . X. Об Иордане и Галилейском море 1. Обычно считается, что исток реки Иордан находится в провинции Финикия, у подножия горы Ливан, где стоит Паний, то есть Кесария Филиппова 139 . Мы считаем, что это тот Паний (то есть «пещера»), через который протекает Иордан, и который был построен и с удивительным изяществом украшен царем Агриппой 140 . В области Трахонитида есть источник, выступающий в форме диска, отчего он и получил название Фиала 141 . Он находится на расстоянии пятнадцати миль от Кесарии и всегда бывает полон воды так, что она никогда не переливается и никогда не убывает 142 . 2. Филипп, тетрарх этой области, бросил в него солому, которую поток воды унес в Паний. Отсюда ясно, что начало Иордана – в этой Фиале. Но, протекая вначале под землей, он начинается как поток в Пании 143 , а затем, впадая в озеро, пересекает его болота 144 . А оттуда Иордан, устремившись прямо, течет пятнадцать миль без разливов до города, который называется Юлиада 145 . Затем он пересекает в среднем течении Геннисаретское озеро, откуда, обтекая многие места, впадает в Асфальтий, то есть Мертвое море, и теряет свои прекрасные воды 146 . Дело в том, что цвет его воды – белый как молоко, и потому в Мертвом море его можно различить по длинной дорожке 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Гадара была одной из важнейших крепостей П., поскольку контролировала сравнительно узкую часть долины Иордана к югу от Галилейского м. Во II в. она нек-рое время носила названия Антиохия и Селевкия. Авила (ныне Телль-Абила, Иордания) также была хорошо укреплена; в это же время называлась Селевкия. Ряд городов возник в др. районах П. Эллинистические правители постепенно начинали осваивать долину Иордана. Еще при жизни Александра или в период регентства Пердикки, не позднее 321 г., была основана македон. колония на месте древней Самарии. Однако ее судьба сложилась неудачно. Она дважды была разрушена в период войн диадохов и в последующие века была едва заметна в П. В III в. усилиями Птолемеев древний Бет-Шеан (см. Беф-Сан ) был преобразован в Скифополь, игравший важную роль в постепенной эллинизации равнины к югу от Галилейского м. В 200 г. до Р. Х. впервые упоминается Паниас как греч. город ( Polyb. Hist. XVI 18; впосл. Кесария Филиппова). Также, видимо, на рубеже III и II вв. возникли города Антиохия в Хуле (основан как греч. полис на месте победы царя Антиоха III над егип. полководцем Скопасом) и Филотерия у юж. берега Галилейского м. (возможно, Хирбет-эль-Керак). На землях бывш. Идумеи известны греч. полисы Мареша и Адора. В эллинистическом мире каждый полис обладал своим юридическим статусом; его автономия (права самоуправления, порядок работы органов самоуправления, городского совета (буле), избираемых гражданами чиновников-архонтов) была закреплена законами и подтверждалась царскими документами. Города чеканили собственную монету и при эллинистических царях, и позднее, при римлянах. Крупнейший городской совет действовал в Газе; в нач. I в. до Р. Х. он насчитывал 500 чел. ( Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 4). Полисы контролировали значительные территории своей округи, где граждане владели земельными участками, формировались деревни из жителей полисов и из местного семитоязычного населения. Во мн. случаях в П. земельные владения полисов граничили друг с другом, создавая сплошные зоны эллинистического влияния (в основном вдоль морского побережья и в Заиорданье).

http://pravenc.ru/text/2578710.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010