5), во время переписи при «правлении Квириния Сирией» (Лк 2. 2), повествование о рождении Христа сопровождается Его генеалогией (Мф 1. 1-17; Лк 3. 23-38), Христос был распят при прокураторе Иудеи Пилате (Мф 27. 2, 11-26, 57-58; Мк 15. 1-15, 43-45 и др.). Воплощение, Рождество, Распятие, Воскресение Христа совершаются единожды и вместе с тем навеки, они уникальны: Христос «однажды пострадал за грехи» людей, чтобы привести всех к Богу (1 Петр 3. 18; ср.: Рим 6. 10; Евр 9. 28, 12), «в определенное время умер за нечестивых» (Рим 5. 6). Др. новозаветные события также разворачиваются на историческом фоне, их изложение следует определенной хронологии: проповедь Иоанна Крестителя начинается «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе» (Лк 3. 1-2), ап. Павел содержится под стражей в г. Кесария Филиппова в годы правления прокураторов Иудеи Феликса и Порция Феста , при иудейском царе Агриппе II Ироде (Деян 24. 24 - 25. 15) и т. д. Рождение Христа исполнило ветхозаветное обетование о пришествии в мир Спасителя. Истинность этого исполнения возглашается Самим Христом: «...исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1. 15; ср.: Лк 4. 21). Апостолы подчеркивают, что Боговоплощение совершилось «в последние времена» (1 Петр 1. 20), «когда пришла полнота времени» (Гал 4. 4; ср.: Еф 1. 10), т. е. само В., ход истории с Боговоплощением достигают смысловой полноты, исполнения. Вместе с тем проповедь покаяния ради достижения Царства Божия, обожения (Мф 3. 2; Мк 1. 4 и др.) и обетование о Втором пришествии Христа и Суде (Мф 25. 31-46; Евр 9. 28 и др.) ставят новую цель перед человеком, удостоверяя тем самым целесообразность истории и продлевая историческое В. Это «время благоприятное» для спасения (2 Кор 6. 2), В. Церкви, в к-рой действует Св. Дух (Ин 16. 5-15; Рим 8.

http://pravenc.ru/text/155438.html

V 79-86). Антиох III вынужден был вернуть египтянам все свои прежние завоевания в П. Птолемей IV совершил поездку по региону, в т. ч., вероятно, побывал в Иерусалиме (3 Макк 1-2). Однако в 201 г. Антиох III воспользовался сменой власти в Александрии и восшествием на престол малолетнего Птолемея V (204), возобновил войну и вновь захватил всю П., кроме Газы ( Polyb. Hist. XVI 40; XVIII 2). В 200 г. егип. полководец Скопас вытеснил сир. войска из П., но вскоре потерпел поражение от Антиоха в битве при Паниасе (впосл. Кесария Филиппова ). После этого успеха Антиох к 198 г. до Р. Х. окончательно закрепил П. за своей державой; Иерусалим сдался ему после непродолжительной осады ( Ios. Flav. Antiq. XII 9. 5-7). Первая группа - приморские города. Крупнейший город П. Газа, несмотря на разрушения кон. IV в., видимо, по-прежнему сохранял свое значение. В кон. II в. Газа могла выставить вооруженное ополчение в 10 тыс. чел. ( Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 4). Эллинизация местного семит. населения, видимо, шла наиболее быстрыми темпами. И Александр, и все его преемники уделяли большое внимание укреплению этого города и поддержке его как базы морской торговли и обороны. Иосиф Флавий уже называл Газу греч. городом ( Idem. De bell. II 97). При Селевке IV Филопаторе (187-175) город был переименован в Селевкию и чеканил монеты с этим названием. В сер. I в. перестройкой Газы и соседней Рафии занимался Габиний, после того как эти города пострадали от войска иудейского царя Александра (Ионафана) Янная . Одной из первых права полиса получила Иоппия ( Яффа ), где уже с 315 г. находился македон. гарнизон. Древний Акко перестроен в греч. полис Птолемеем II Филадельфом и переименован в Птолемаиду (не позднее нач. 50-х гг. III в. до Р. Х.). Спустя столетие, при Антиохе IV Епифане, город был переименован в Антиохию, но это название не прижилось, в то время как название Птолемаида было известно до средневековья. Дор (ныне Хирбат-эль-Бурдж) был хорошо укреплен; присутствие в городе греков ощущалось уже в персид.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

С К. Ф. связано чудо исцеления Христом кровоточивой женщины, которое произошло в Капернауме (Мф 9. 20-22; Мк 5. 25-35; Лк 8. 43-48). В позднейшей христ. традиции она названа св. Вероникой (Береникой) или Марусой (Маруфой?). Она была родом из К. Ф. и здесь установила статую Христа. О статуе впервые упоминает еп. Евсевий, видевший ее в нач. IV в. ( Euseb. Hist. eccl. VII 18). По его описанию, скульптура из бронзы находилась у дверей дома исцеленной женщины (Евсевий не знает ее имени) и представляла собой изображение коленопреклоненной женщины, которая протягивает руки ко Христу. У подножия статуи росла целебная трава. Еп. Евсевий считал, что женщина поступила согласно языческой традиции, поставив статую своему Спасителю. Вероятно, и почитание целебной травы он также связывал с местными обычаями язычников. Совр. исследователи предполагают, что так могла выглядеть переделанная и переосвященная статуя языческих божеств Исиды и Сераписа ( Ма " oz. 1993. P. 138) либо Асклепия и его дочери Панакеи. На возможную связь с культом Асклепия указывает целебная трава, которая помогала от всех болезней ( Euseb. Hist. eccl. VII 18; Philost. Hist. eccl. VII 3). Подобный атрибут был характерен для бога-врачевателя Асклепия, одно из крупнейших святилищ к-рого находилось неподалеку от К. Ф., в Сидоне. По сообщению церковного историка Филосторгия (нач. V в.), во время раскопок было выявлено, что трава вокруг статуи была вырвана с корнем ( Philost. Hist. eccl. VII 3-4). Возможно также, что статуя изначально изображала имп. Адриана с аллегорическим образом провинции в виде коленопреклоненной женщины. В поздних рассказах о чуде особое внимание уделялось личности исцеленной женщины, которая обрела имя Вероника или Береника (впервые указано в «Актах Пилата», III-IV вв.), вероятно в честь сестры Ирода Агриппы II Береники, правительницы ряда земель Сев. Палестины в I в. Может быть, имя Береника было указано на статуе. Так, визант. хронист Иоанн Малала (VI в.) писал, что некая богатая женщина Вероника обратилась к Ироду II, сыну Филиппа, за разрешением поставить статую Христа в честь чуда, которое с ней произошло. Царь одобрил ее намерение и даже пожелал, чтобы статуя была как можно более роскошной ( Ioan. Malal. Chron. P. 237-239).

http://pravenc.ru/text/Кесарии ...

В Музеях Ватикана сохранился саркофаг IV-V вв. из базилики св. Петра в Риме (обнаружен в 1591) с несколькими евангельскими сценами, в т. ч. со сценой исцеления женщины Христом. Позы и жесты персонажей полностью соответствуют тексту Евангелий: Христос стоит к женщине спиной, она прикасается к Его одежде и получает исцеление. Предположительно иконография сцены связана с этим чудом и восходит к статуе в К. Ф. Фигуры изображены на фоне архитектурных строений, исследователи различали 3 базилики и дом исцеленной женщины. Если архитектурный фон не был условным и соответствовал реальности, то среди изображенных строений могли быть и христ., и языческие храмы, по-прежнему находившиеся в К. Ф. в IV-V вв. По сообщению Филосторгия и Созомена, в 362 г., во время антихрист. погромов при имп. Юлиане Отступнике, статуя была разрушена, но затем восстановлена ( Philost. Hist. eccl. VII 3-4; Sozom. Hist. eccl. V 21). Филосторгий писал, что язычники обвязали статую веревками и протащили по улицам, а потом раскололи на куски. Филосторгий на рубеже IV и V вв. видел осколок головы статуи, к-рый христиане тайно сохранили. Созомен считал, что скульптура была разрушена по приказу имп. Юлиана: он повелел поставить свое изображение на ее место. Но вскоре статую императора опалил «огонь из ада» - она раскололась на куски и упала лицом на землю. Возможно, что это описание содержит историческое зерно, т. к. 19 мая 363 г. в Палестине произошло сильное землетрясение. Астерий Амасийский (кон. IV в.) упоминал, что статуя Христа, хотя и стояла в К. Ф., была уничтожена еще в нач. IV в. имп. Максимианом ( Phot. Bibl. Cod. 271//PG. 104. Col. 224). Описание Филосторгия не совпадает с рассказом Евсевия, еп. Кесарийского. Филосторгий отметил, что статуя стояла рядом с фонтаном среди древних городских скульптур, значения к-рых уже никто не знал. Из-за долгого нахождения под открытым небом большая часть статуи Христа оказалась под землей, нанесенной во время дождей. Филосторгий упоминал о раскопках, раскрывших пьедестал статуи, и о надписи на нем, содержащей пересказ истории исцеления кровоточивой, но описания фигуры женщины нет. Вполне вероятно, что в это время она уже была утрачена.

http://pravenc.ru/text/Кесарии ...

Вифсаида-Юлия получила свое второе прозвание от тетрарха Филиппа в честь дочери Августовой 156 . Недалеко оттуда находится колодезь или ров Иосифов (Бир-Юсуф), куда, как полагают, был брошен Иосиф своими братьями. Хоразин, о котором только один раз упомянуто в Евангелиях святых Матфея и Луки, определяем был гадательно в разных местах. Я слышал от арабов, что неподалеку от Капернаума, к Иордану, есть малые развалины, называемые именем, несколько подобным Хоразину. Блаженный Иероним упоминает о Хоразине близ Капернаума, хотя Евсевий полагает его гораздо далее 157 ; и нам кажется, что Хоразин Евангелия есть Хераза или Гераза в Перее, принадлежавшая десятиградию, по ту сторону озера, около его южной оконечности, и от которой остались еще значительные развалины. Подобие имен Хоразин или Хераза может также входить в соображение; тем более, что некоторые ученые разделяют название Хоразина на два слова (Χωρα Ζιν) Хора-Зин; последнее слово заимствовано от пустыни Зин или Тсин; и эта пустыня прилегает к Херазе. Можно даже полагать, что Хоразин, Хераза и Гергеса суть один и тот же город, переменявший свое названье. Целлярий и Реланд признавались в трудностях географии окрестностей озера Галилейского; поэтому и мы не берем на себя положительного определения этих местностей. Декаполия или десятиградие, окружавшее озеро Галилейское, имело сходство с Ганзою. Города, составлявшие десятиградие, были следующие (мы их назовем по их географической местности). По сю сторону Иордана: самый южный город, в XVII римских милях от южной оконечности озера; Ассер Самарийский. Скифополь или Вифсан, ныне Бисан или Висан, в XI римских милях от той же оконечности или в 4 часах от Тивериады и в 2 часах от Иордана; это был главный город Декаполии; там еще видны остатки театра; Тивериада, Вифсаида, Капернаум, Сафет или Ветулия на северо-запад от озера. По ту сторону Иордана: Кесария-Филиппова, на север от Самохонитского озера (самый северный город Декаполии); Гиппос, на восточном берегу Тивериадского озера, и Хераза, или, по нашему предположению, Хоразин, на том же берегу, южнее и гораздо далее от озера 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Мягко, справедливо и мирно управляя своим уделом, он оставался верен традициям своего отца в том разве только, что подобно ему жаждал своей славы в величественных сооружениях. Памятником этих трудов его остались два отстроенные им города – Кесария 849 , названная так по имени Кесаря и известная также в Евангелии ( Мф.16:13 ; Мк.8:27 ) под именем Кесарии Филипповой, и Вифсаида, названная в честь дочери Кесаревой – Юлией 850 , заново воздвигнутый город, который Schürer склонен считать отличным от упоминаемого в Евангелии 851 , в виду различия по местоположению. О мягкости и добросовестности Филиппова правления любопытно замечание Иосифа, делаемое им при упоминании о его смерти 852 : «он обнаружил в своем правлении скромное и миролюбивое расположение духа. Всю свою жизнь он провел в своем владении. И когда куда выезжал, окружал себя самой небольшой свитой, и всюду за ним носимо было кресло, на котором он чинил суд, и коль скоро встречался кто-либо, имеющий нужду в его защите, он без замедления разбирал дело, садясь на кресло, и давал такой или иной приговор». К Римлянам и Кесарю он старался быть в самых дружественных отношениях, пользуясь, без сомнения, особым благоволением у Кесаря, о чем могут свидетельствовать и созданные им города. Принимая в соображение преимущественно язычествующее население его удела, можно без удивления отметить, что эти отношения достигали размеров не возможных для Иудеи; так по крайней мере, явствует из того факта, что на монетах Филиппа прежде всего появились изображения Кесаря, что, наряду с изображением храма, посвященного Кесарю Иродом в Панее, придает этим монетам тип чисто языческий. Из частной жизни Филиппа Иосиф, между прочим, упоминает о браке его с Саломией, дочерью известной из Евангелия Иродиады, причем брак этот был бездетным. После смерти Филиппа (на 37-году правления и в 20 г. Тиверия и 33 / 34 по Хр.), тетрархия его была отчислена Тиверием в состав Сирийской провинции, сохраняя некоторое время свободу в сборе и употреблении податей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

4256 Идти против рожна – народная пословица, выражающая тщету усилий противодействовать силе неодолимой, а тем более всемогущей, божественной. 4257 Анания – был христианином из иудеев, потом поставлен епископом в Дамаске и скончался мученически – побит камнями в Елевферополе (между Иерусалимом и Газою). – Память его 1 октября. 4258 Святым твоим – так назывались в первое время христиане, по освящении их во Христа, по их непорочной жизни и любви взаимной. 4259 «Пред язычниками» – они поставлены на первом плане в знак того, что Павел будет проповедником преимущественно между ними. «Скажу ему» – слова Господа успокоительные для Анании; смысл их: иди, не опасайся: теперь никто из христиан не пострадает от Савла, напротив, он сам постраждет за имя Мое. 4260 «Возложил руки» – в знак сообщения ему благодати Господней еще до крещения: всё, касающееся Павла, хотя совершалось чрез человека, но Сам Бог был совершителем всего. – «Чешуя отпала»: это было лишь внутреннее ощущение Павла; ему показалось, что как бы чешуя отпала от глаз его. Немедленная после того проповедь его в Дамаске показывает пламенный дух его всецелое принятие веры во Христа. 4261 Подробности пребывания его в Аравии совершенно неизвестны. Вероятно, он предавался изучению Писания и готовился к новой деятельности, указанной ему Господом. 4262 «Еллинистами» назывались иудеи, жившие в разных странах языческого мира и говорившие на распространенном тогда греческом языке. 4263 «Исступление» (иначе – экстаз) – необычайное состояние человека, не по воле его бывающее, когда в бодрственном его положении внешний мир как бы закрывается для его телесных чувств, а внутреннему чувству его открываются явления невидимого, духовного мира, какие Богу угодно даровать ему в видении; в таком состоянии был и Апостол Петр 4264 Кесария – в древности название многих городов римской империи. Здесь разумеется Кесария в Палестине, построенная Стратоном, в честь кесаря Октавия Августа, при Средиземном море, верст около 100 от Иерусалима, к северо-западу, бывшая местопребыванием римских правителей Иудеи; она была укреплена и украшена Иродом, некогда с превосходною гаванью; ныне – груда развалин. В Палестине была и другая Кесария, при подошве горы Ливана, построенная тетрархом Галилейским Филиппом в честь кесаря Тиверия, и называвшаяся Кесарией Филипповой (в древности она называлась Вансей).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Восхищение Филиппа рукою Ангела и перенесение его в город Азот было одним из редких чудес того времени. Но таковые примеры были прежде, срвн. ( Дан.14:36 ). По мнению святого Иоанна Златоуста , «хорошо сделано (это), чтобы явно было, что происшедшее есть дело Божие, чтобы евнух не думал, что Филипп простой человек. И Филипп получил от того великую пользу, ибо то, что он слышал о пророках, об Аввакуме, Иезекииле и других, увидел исполнившимся на себе, оказавшись прошедшим далекий путь». А о евнухе замечает блаженный Феофилакт: «хорошо, что Филипп взят был от евнуха, потому что евнух стал бы просить его, чтобы он отправился с ним, и Филипп опечалил бы его, если бы по требованию обстоятельств отказался. Так все устраивалось божественным образом. Дух поставил Филиппа в Азоте, где он и должен был затем проповедывать». И действительно, евнух только радовался, ибо очень много получил он, чтобы скорбеть о чудесном взятии от него его благовестника и крестителя. Филипп чудесно совершил путь около 50 верст. Город Азот был столь же древний, как и Газа. И жителей в нем было не так мало, как ныне (в деревне, называемой Есдуд). Далее он проходил через Аккарон, Ямнию, Яффу, Аполлонию и, наконец, пришел в Кесарию, где жил проконсул (в 100 верстах от Иерусалима, к северо-востоку, на Средиземном море). В отличие от другой КесарииФилипповой – этот город назывался Кесарией Стратоновой, так как здесь был замечательный замок – Стратонов. Назывался он Кесарией в честь кесаря Августа Октавия. Несомненно, Филипп проповедовал о Христе и здесь, начиная со своих семейных, вскоре же отличившихся великими чрезвычайными дарами ( Деян.21:8–9 ). «Кесария была местом пребывания христианского епископа. Здесь великий ученый муж, Ориген , нашел себе приют, а церковный летописец святой Евсевий «носил митру». Во времена крестовых походов воздвигнута была новая Кесария, над обломками старой, но и ее давно постигла та же участь, как и ее предшественницу. На вершине горы находится фундамент собора, а в северной части – фундамент небольшой церкви. Когда-то пышная Кесария служит теперь местом отдыха пастухов» (см. у Гейки, стр. 64–65).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

одна из самых больших дорог древнего Рима. Она шла вдоль реки Тибра до Кур, проходила через Лациум, Сабинию и т. д. до Ардии. Название этой дороги объясняется тем, что собиняне провозили по ней соль (sal) с берегов моря в свою страну. или Гаия — греко-римская богиня земли и плодородия. дорога шла из Рима по направлению к городу Нумантии. устрашает святого Кириака путешествием в Персию потому, что в те времена путешествие вообще были обременительны, вследствие отсутствия правильных путей сообщения. (ныне Милан) — значительнейший город северной Италии, в области Ломбардии; основан в глубокой древности, за несколько веков до Р. Хр. В истории христианской Церкви Медиолан известен как место архипастырской деятельности архиепископа Амвросия (с 374 г. по 397 г.), проявившего большое усердие в борьбе с ересью арианской (память его празднуется св. Церковью 7 декабря). Константин царствовал с 306 г. по 337 г. (см. житие его под 21 мая). дорога вела к Остии, гавани города Рима, построенной при устье реки Тибра. Остатки этой гавани показываются и теперь; вследствие наноса берегового песка она удалена от берега на расстояние часа пути. ( < < back 1) ( < < back 2) святого священномученика Маркелла, папы римского, последовала в 310 г. Он управлял римскою церковью в продолжении пяти лет и шести месяцев (с 304 г. по 310 г.). Прочие мученики и мученицы, упоминаемые в житии святого папы Маркелла, пострадали несколько ранее, в 305 г. и 306 г. ( < < back 1) ( < < back 2) Память святых мучениц Кириакии, Калерии и Марии палестинская находилась на восточном берегу Средиземного моря. В древние времена Кесария была резиденцией римских прокураторов и центром общественно-политической жизни страны. — В истории христианской Церкви Кесария палестинская замечательна тем, что здесь впервые был открыт язычникам доступ в Церковь Христову Апостолом Петром, крестившим сотника Корнилия (Деян.10). Здесь же происходил последний суд над Апостолом — Павлом (Деян.25–27). В Палестине была еще другая Кесария, в отличие от настоящей называвшаяся Филипповой. Она находилась у истоков Иордана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Память святой мученицы Феодосии святой мученицы Феодосии был город Тир. Тир расположен у северо-восточных берегов Мертвого моря на юго-западном склоне Галаадской горной цепи. епископ кесарийский (жил с 268 г. по 340 г.), — известный церковной историк, положивший начало церковной истории; отличался большою ученостью. Ему принадлежат следующие сочинения: 1) «Церковная история», доведена от времен апостольских до 324 г.; делится на 10 книг; 2) «Жизнь Константина»; состоит из 4 книг и представляет прямое продолжение «Церковной истории», 3) «Хронография». Кроме того Евсевию принадлежат многие мелкие сочинения апологетического, полемического и экзегетического характера. палестинская находилась на восточном берегу Средиземного моря. В древние времена Кесария была резиденцией римских прокураторов и центром общественно-политической жизни страны. — В истории христианской Церкви Кесария палестинская замечательна тем, что здесь впервые был открыт язычникам доступ в Церковь Христову Апостолом Петром, крестившим сотника Корнилия (Деян.10). Здесь же происходил последний суд над Апостолом Павлом, после которого он был отправлен в Рим (Деян.26–27). — В Палестине была еще другая Кесария, в отличие от настоящей называвшаяся Филипповой. Она находилась у истоков Иордана. святой мученицы последовала в 307 г. или в 308 г. 6 апреля. 29-е мая есть день перенесения ее мощей. Мощи святой мученицы были перенесены первоначально в Константинополь, а потом в Венецию. Страдание святой преподобномученицы Феодосии вероятно разумеется св. мученица Анастасия, память которой празднуется 29 октября. равнялся 8–10 вершкам. или, правильнее, Велиал — по переводу с еврейского значит: негодный, нечестивый, злой. Это наименование Апостол Павел усвояет диаволу, источнику всякого зла (2 Кор.6:15). Адрамитин царствовал с 715 г. по 716 г. малоазийская область, граничившая на востоке с Ликаонией, на севере с Фригиею, на западе с Писидией и на юге с Киликией. Исавр царствовал с 716 г. по 741 г. один из потомков Навуходоносора, царь вавилонский, — известен как нечестивый и развратный человек (см. Дан.5:1–4,22–23). Он осквернил священные сосуды иудеев, захваченные Навуходоносором из Иерусалима (Дан.5:3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010