Беседа 54 «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». ( Матф. 16:13 ) Изъяснение 16:13–23. Для чего Христос спрашивает учеников предварительно о мнении народа о Нем. – В каком смысле Петр исповедал Христа Сыном Божиим. – Единосущие Христа с Отцом. – Почему до страданий Спаситель запрещал разглашать, что Он есть Христос. – Тайна креста и воскресения неизвестна была и апостолам. – Не должно стыдиться креста Христова. – С какими мыслями и расположениями должно совершать знамение креста. – Сила креста. – Христианин не должен иметь ничего общего с землею. – Легкоисполнимость заповедей. 1. Для чего евангелист упомянул об основателе города? Для того, что была другая Кесария, именно Стратонова; а Иисус Христос спрашивал учеников не в Стратоновой, а в Филипповой, отведя далеко от иудеев, чтобы они, освободившись от всякого опасения, смело высказали все, что у них было в мыслях. Для чего же Он спросил сначала не об их мнении, а о мнении народа? Для того чтобы они, сказав народное мнение, потом, будучи спрошены: «а вы за кого почитаете Меня»? – самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению, и не стали о Нем так же низко думать, как и народ. По той же причине спрашивает их не в начале проповеди, но когда сотворил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно доказал Свою божественность и единство с Отцом, тогда уже предлагает им этот вопрос. И не говорит: за кого Меня почитают книжники и фарисеи? – хотя они часто приходили к Нему и беседовали; но желает знать непритворное мнение народа: «за кого люди почитают Меня»? Мнение народа было хотя и гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой. И показывая, как сильно желает, чтобы исповедовали Его воплощение, говорит: «Сына человеческого», – разумея под этим и божество, как нередко и в других местах Он делает. Так говорит: «никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Иоан. 3:13 ); и в другом месте: «если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде» ( Иоан. 6:62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

I. Разсказ о Иерусалиме и Св. горе Синае 1. Первая пристань, где останавливается корабль, привозящий паломников в Иерусалим, Яфа. Тут был на берегу большой город по имени Иопия, теперь же он разрушен до основания и совершенно пуст. 2. Затем мы отправляемся в Рамле и в Лидду на расстоянии двенадцати миль от Яфы. Рамле это Кесария Филиппова, город очень большой и лежит он среди поля и стенами не окружен. 3. В Лидде место, где отсекли честную главу великомученика Георгия. Тут был храм и большой монастырь, очень красивый, но теперь он разрушен и сохранилась только небольшая часть храма с Св. алтарем. Лидда находится от Рамле на расстоянии четырех миль. 4. От Рамле мы идем один день всё по горам, по тяжелой и трудной дороге и попадаем в Св. Иерусалим, на высоте, по словам пророка. На той дороге встречается много монастырей и древних замков, разрушенных, пустых, многие же целы. 5. В Иерусалиме и во всей Иудее находятся каменистые плоскогорья и трудно проходимые от скалы, которая внедрилась во всей той местности и покрывает землю. Там есть и смоковницы и виноградники, и большое количество других небольших фруктовых деревьев и они дают много сладких плодов. 6. Святой город Иерусалим с древних пор большой город и занимает в окружности пять с половиною миль; теперь же большая часть стен разрушена до основания и сравнена с землею. Он был построен между двумя потоками. Один поток Кедронский, а другой поток Плача; один на восток от города, а другой на запад, они сливаются на южной стороне, на юго-востоке, и образуется одна большая долина до Соленого моря на расстоянии 30 миль. 7. Во юдоле Плача находится село Скудельниче, купленное Иудеями ценою крови Христовой для погребения странников, и во всей той скале высечены красивейшие гробницы со времен благочестивых царей. 8. На высоком месте города находится башня Давидова, очень большая и четвероугольная; рядом с нею находится другой замок, который построили Агаряне. Если смотреть на восток с этой башни, мы видим знаменитый и великий храм Св. Воскресения Христова и находится он на левой стороне города, и заключает в себе Св. Гроб Владыки моего Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Димитрий Тракателлис Глава 2. Равновесие между концепциями власти и страданий (Мк 8:27–10:52) Как мы уже отмечали, первая часть Евангелия от Марка (1:1–8:26) последовательно раскрывает тему божественной власти Иисуса. Она содержит и ряд более или менее прямых отсылок к Страстям, однако явный приоритет принадлежит христологии Власти. Христология Страстей вводится на другом уровне и часто в виде намёков. Во второй главной части Евангелия (8:27–10:52) базовые христологические концепции Власти и Страстей постоянно чередуются. Здесь Марк сохраняет образ Мессии как великого чудотворца, действующего с божественной властью. Однако евангелист гораздо более явно говорит и о Страстях. О грядущей мученической смерти Мессии повествуется как о несомненном факте. Эта тема разворачивается поэтапно и многогранно. Во второй части Евангелия две великие линии христологической мысли идут параллельно, уравновешивая друг друга. Переход от Власти к Страстям и обратно осуществляется повторными циклами в повествованиях, диалогах и поучениях. Первая перикопа второй части (8:27–30) 233 содержит в большей степени христологию Власти. Она повествует о том очень важном исповедании Петра, которое имело место в районе города Кесария Филиппова, к северу от Тивериадского озера. Этот отрывок построен на двух вопросах, которые Иисус задал ученикам: «За кого почитают Меня люди?» (8:27) и «а вы за кого почитаете Меня?» (8:29). В ответ на первый вопрос ученики приводят три разных мнения. Одни люди принимают Иисуса за Иоанна Крестителя, другие за Илию, третьи за одного из пророков (8:28). Эти же три версии Марк приводит в повествовании об усекновении главы Иоанна (6:14–15). В Кесарии Филипповой схема повторяется без изменений. Она охватывает выдающиеся фигуры, связанные с приходом Мессии, но не самого Мессию 234 . В ответ на второй вопрос («а вы за кого почитаете Меня?») Пётр даёт ответ, который, скорее всего 235 , отражает мнение и других учеников: «Ты Христос» (8:29). Исповедание Петра предельно ясно. Иисус есть Христос, то есть Мессия, Помазанный Богом, который должен осуществить божественные обетования и божественный замысел о спасении Израиля и всякого народа под небом. В контексте отрывка слова «ты Христос» означают принципиальное отличие Иисуса от великих пророков, которые приходили до Него. Слова Петра подчёркивают уникальную природу Иисуса и намекают на Его неизмеримую мессианскую власть 236 . Это утверждение усиливается двумя дополнительными моментами, которые нельзя упускать из виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

И. Крылов Глава IV После кончины Иоанна Крестителя и приведённых выше слов Иродовых, сказанных вскоре после нея, Святое Евангелие, до вознесения Господа Спасителя нашего Иисуса Христа на небо, семь раз упоминает имя Иоанново. Когда Иисус Христос возвратился из пределов Тира и Сидона, пришёл в селения Кесария Филипповой. Дорогой, после уединённой молитвы, спрашивал учеников: «за кого люди почитают Меня, Сына человеческого?» Они отвечали: «некоторые за Иоанна Крестителя; другие за Илию; третьи за Иеремию; а иные говорят, будто воскрес один из древних Пророков». – «А вы за кого меня почитаете?» спросил Иисус Христос учеников. – «Ты Христос, Сын Бога живаго! – отвечал Симон Петр. И Господь похвалил веру Симонову, назвал его камнем – Петром, и обещал на сем камне создать церковь Свою, которую не преодолеют врата адовы, и дать Петру ключи Царства небесного. ( Мф.16 , Мк.8 , Лк.9 ). Когда Иисус Христос преобразился, тогда сходя с горы, сказал ученикам, бывшим с ним на горе Фаворе: «не сказывайте никому, что вы видели, пока Сын человеческий не воскреснет из мёртвых». Они остановились на этом слове, и спрашивали друг друга: «что значит воскреснуть из мёртвых?» и спросили Христа: «как же книжники говорят, что Илия должен придти прежде». Он отвечал им: «правда; Илия должен придти прежде и устроить всё; но Я вам сказываю, что Илия уже пришёл, и не узнали сего; а поступили с ним, как хотели: так и сын человеческий будет унижен и много пострадает от них, как писано о Нём». Тогда ученики поняли, что Он говорит им о Иоанне Крестителе ( Мк.9:9–12 , Мф.18:9–13 ). После того, как возвратились ко Христу семьдесят Апостолов, и с радостию сказали: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоём!» после того, как Иисус Христос посетил Марфу и Марию, случилось, что когда Он в некоем месте молился и перестал, один из учеников Его сказал Ему: «Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». И тогда-то Иисус Христос научил той молитве, которая заключает в себе всё чего человек должен просить у Бога. «Когда молитесь», сказал Иисус Христос, «говорите: Отче наш , сущий на небесах!» и далее ( Лк.11:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты – Христос. ( Мк.8:29 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Мк.8:27–31 ), услышанное нами за Божественной Литургией, открывает непостижимую человеческим умом истину о том, что Спаситель наш Сын Бога Живого. Отец Небесный благоволил открыть это апостолу Петру, а через него и всем верующим. Евангелист Марк сообщает: И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Местность, о которой идет речь в Священном Писании, находилась за пределами Галилеи. В ветхозаветные времена там был центр поклонения Ваалу (или Ваал-Гад), о котором упоминается в Книгах Иисуса Навина (см.11:17; 12, 7; 13, 5), Судей (см.3:3) и Первой Паралипоменон (см.5:23), город Ваал-Ермон. Впоследствии он стал называться Баниас, или Паниас. По свидетельству составителя Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова) , некогда там существовало пещерное капище, посвященное языческому божеству Пану. Чуть выше пещеры, на холме, высился храм из белого мрамора, построенный в честь императора Юлия Цезаря, «божественного гения», как выражались язычники. Позже Филипп, сын Ирода Великого, украсил и обогатил посвященный языческому императору храм и переменил название города. Кесария означает «город цезаря». Именно здесь, в местности, сугубо оскверненной ложными культами и языческими обрядами, Иисус Христос спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Воистину свет во тьме светит ( Ин.1:5 )! Обратим особое внимание на то, что говорит Господь. Христос прежде всего спрашивает: За кого почитают Меня люди? По истолкованию Святителя Иоанна Златоуста, прежде всего Он хочет знать мнение простого народа, потому что более доверяет их неопытности, нежели начитанности книжников и фарисеев. Святитель пишет: «И не говорит: “За кого Меня почитают книжники и фарисеи?” – хотя они часто приходили к Нему и беседовали, но желает знать непритворное мнение народа… Мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой». Но для чего же Господь не спросил сначала о мнении самих апостолов? Для того, отвечает святой Иоанн Златоуст, «чтобы ученики, высказав народное мнение, самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению и не стали о Нем так же низко думать, как и народ».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА Кесария Филиппова [Панеада, Паниас, Баниас, ныне Банияс], древний город в Сев. Галилее (совр. Голанские высоты, оккупированные Израилем) КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЗИК город на юж. берегу Пропонтиды (Мраморного м.), кафедра епархии К-польской Православной Церкви, совр. локализация - Балкыз (или Белкис), близ Эрдека, Турция КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КИНДИТЫ крупное, жестко иерархизированное объединие племен, на основе к-рого в 1-й пол. I тыс. по Р. Х. в Юж. Аравии сложились 2 протогосударственные образования, обозначаемые в научной лит-ре как древнее (старое) и новое Киндитские царства КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КИРИБАТИ [Республика Кирибати], островное гос-во в юго-зап. части Тихого океана, на пересечении экватора и линии перемены дат КИРР [Кир], античный и византийский город в Сев. Сирии, ныне развалины Талль-эн-Наби-Хури, близ границы Сирии и Турции), церковная кафедра в составе митрополии Иераполя (ныне Манбидж) Антиохийской Православной Церкви КИСЕЛЬ Адам Григорьевич (1599 или 1600 - 1653), лидер правосл. шляхты Речи Посполитой в 30-40-х гг. XVII в. КИТАЙ [кит. Чжунго, букв.- Срединное государство], Китайская Народная Республика (КНР), гос-во в Вост. и Центр. Азии КЛАВДИЙ (I) (Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик) (10 г. до Р. Х. - 54 г. по Р. Х.), рим. император (с 26 янв. 41), ученый

http://pravenc.ru/rubrics/122958_15.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история стран и регионов КАРЛ IX Ваза (1550-1611), регент Швеции с 1595 г., кор. Швеции (1604-1611), церковный реформатор и автор религ. сочинений КАРС крепость и город на Армянском нагорье, в исторической обл. Вананд, древняя епархия Армянской Апостольской Церкви и Грузинской Православной Церкви КАСОМУЛИС Николаос (1795-1871), греческий писатель, участник греческого национально-освободительного движения КАТАБАН одно из гос-в древнего Йемена, существовавшее с рубежа VIII и VII вв. до Р. Х. до посл. десятилетий II в. по Р. Х. город на р. Рейн в Сев.-Зап. Германии архиепископская кафедра Римско-католической Церкви, в средние века - столица церковного княжества архиепископов Кёльнских КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА Кесария Филиппова [Панеада, Паниас, Баниас, ныне Банияс], древний город в Сев. Галилее (совр. Голанские высоты, оккупированные Израилем) КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЗИК город на юж. берегу Пропонтиды (Мраморного м.), кафедра епархии К-польской Православной Церкви, совр. локализация - Балкыз (или Белкис), близ Эрдека, Турция КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КИРИБАТИ [Республика Кирибати], островное гос-во в юго-зап. части Тихого океана, на пересечении экватора и линии перемены дат КИСЕЛЬ Адам Григорьевич (1599 или 1600 - 1653), лидер правосл. шляхты Речи Посполитой в 30-40-х гг. XVII в. КИТАЙ [кит. Чжунго, букв.- Срединное государство], Китайская Народная Республика (КНР), гос-во в Вост. и Центр. Азии КЛЕРК Джон (ок. 1480 - 1541), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат

http://pravenc.ru/rubrics/123018_5.html

135. 1464 г. апреля 4. Настольная грамота митрополита Феодосия протосингеллу Иосифу, поставленному, с согласия и по наречению иерусалимского патриарха Иоакима, в митрополиты Кесарии Филипповы Из сборника Погодинского Древлехранилища (ныне Императорской Публ. Библиотеки) 1287, л. 136 об. – Знаменательный факт поставления русским (теперь автокефальным) митрополитом равностепенного иерарха для Восточной Церкви отмечен и в современных наших летописях. Ср. «Ист. Русск. Церкви» Макария, т. VIII, стр. 351. По благодати, данной нам от Господа Бога Вседержителя, и по избранию единородного Сына и Слова Божьего Христа Иисуса, и действом и силой Святого и животворящего Духа таж по сих по благословению и по протропи 3424 Иоакима, патриарха иерусалимского, по воле же и по совету самодержца 3425 великого князя Ивана Васильевича всея Руси, се аз Феодосий, митрополит всея Руси, со всем собором великой российской церкви пречистой Владычицы нашей Богородицы, пречестного ее Успения, в преименитом и богохранимом граде Москве, великого российского самодержства 3426 скипетра и места 3427 духовного нашей митрополии, со всеми архиепископами и епископами, общим же советом и разумом, поставил есмь митрополитом про[то]сингела кир Иосифа, преже нареченного патриархом Иоакимом иерусалимским на митрополию богоспасаему граду Кесария Филипповы совершихом же его по чину и по обычаю и уставу святой соборной и апостольской церкви, понеже преже поставления его исповедать с всяким извещением святую православную веру, яко сице и единомудрена и единовольна и обещна святым семи вселенским собором, заповедям и преданию богоизбранного Господнего учения Христа Иисуса. Глаголет же себе всячески непричастна 3428 и не приобещна и окроме флорентийского латинского собора, и все предания его богоненавистные и нечистые в конец отверже, також Исидора страстного отступника православной веры, и ученика его Григория, единомудрена ему, понеже единослитно всепагубное учение их, правой ненавистью известно возненавиде и поправ, и мерзостно ему вменися.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА Живописная реконструкция храма Пана в Кесарии Филипповой: храм Августа, грот Пана, двор Пана с нимфами и т. д. Живописная реконструкция храма Пана в Кесарии Филипповой: храм Августа, грот Пана, двор Пана с нимфами и т. д. [Панеада, Паниас, Баниас, ныне Банияс; греч. Πανεις, Καισρεια το Θιλππου; лат. Paneias, Caesarea Philippi], древний город в Сев. Галилее (совр. Голанские высоты, оккупированные Израилем), на юго-вост. склоне горы Ермон (Хермон, Эш-Шейх). Первоначальное название - Панеада; происходит от имени греческого бога Пана, к-рому здесь был посвящен грот ( Plin. Sen. Natur. hist. V 71. 74). Во 2 г. до Р. Х. тетрархом Иудеи Иродом Филиппом , сыном Ирода Великого, Панеада была перестроена в полис греч. образца, названный К. Ф. в честь Филиппа и его покровителя рим. имп. Августа (кесаря) ( Ios. Flav. De bell. II 9. 1; Idem. Antiq. XVIII 2. 1). Под этим названием город неоднократно упоминается в НЗ. В первые века по Р. Х. город стал местом напряженной конкуренции между религиозными общинами язычников, иудеев и христиан. К. Ф. расположена на сев. краю треугольного плато из базальта и травертина (ширина ок. 1,5 км, длина 2 км, высота над уровнем моря ок. 300 м). Город разделен 2 ущельями: Нахаль-Саар (Вади-Зааре) направлено с юго-востока на северо-запад; река на дне ущелья служит источником воды для всей местности; Нахаль-Хермон (Вади-Банияс, Вади-Хашабе) образует овраг, разрезающий город с северо-востока на юго-запад. В верхней части ущелья сохранились остатки рим. крепости. Ее стены располагались по краям ущелья и должны были предохранять город от разрушений в периоды зимней непогоды. Вода из ущелий скорее всего скапливалась в искусственном озере, которое отделяло К. Ф. от грота Пана и дворца; оттуда она по трубам текла в город. В К. Ф. располагались римский городской центр (к югу от источников), святилище Пана и царский дворец, позднее также священный участок друзов (Вади-Шейх-Хадер, Мар-Джирджис). Римская дорога из Тира в Дамаск, проходившая через центр города, была основной транспортной магистралью; за пределами города сохранились ее фрагменты, а также милевой столб сер. III в. За городом сохранились также следы 2 кладбищ и акведуков. В позднеантичный период территория К. Ф. разрослась за пределы стен, но в ислам. эпоху вновь сократилась до древних размеров. История

http://pravenc.ru/text/Кесарии ...

Память святых мучениц Кириакии, Калерии и Марии Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Память святых мучениц Кириакии, Калерии и Марии Эта страничка относится к разделу   Калерия (Валерия) Кесарийская, мц. Мученицы Христовы Кириакия, Калерия (или Валерия) и Мария происходили из города Кесарии Наставленные в христианской вере одним христианином, они отрешились от мерзких идольских жертв, приступили ко Христу и крестились. Потом они поселились в некоей хижине, пребывая в молчании и моля Бога, дабы рассеялась лесть идолослужения, вера же Христова воссияла во всем мире и, таким образом, прекратились бы гонения на христиан. Когда они проживали таким образом в пощении и молитвах, то были оклеветаны пред правителем той страны идолослужителями и принуждаемы были отречься от Христа и к поклонению идолам. Но они не хотели ни в каком случае совершить сего. Посему они нещадно были мучимы жестокими истязаниями и в тех мучениях предали души свои в руки Божии. Кесария палестинская находилась на восточном берегу Средиземного моря. В древние времена Кесария была резиденцией римских прокураторов и центром общественно-политической жизни страны. - В истории христианской Церкви Кесария палестинская замечательна тем, что здесь впервые был открыт язычникам доступ в Церковь Христову Апостолом Петром, крестившим сотника Корнилия (Деян.10). Здесь же происходил последний суд над апостолом Павлом (Деян.25 - 27). В Палестине была еще другая Кесария, в отличие от настоящей называвшаяся Филипповой. Она находилась у истоков Иордана. Источник: В изложении святителя Димитрия Ростовского Статья опубликована участником [ tol ] 2015-09-20, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2015-09-20. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Калерия (Валерия) Кесарийская, мц. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3834

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010