I) Первое и самое главное евангельское место, на которое всегда ссылались и ссылаются защитники папского главенства, представляет следующие слова, сказанные Спасителем апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18–19 ). На основании этих Господних слов паписты заключают, что Церковь Христова: во-первых, основана на апостоле Петре и только на нем одном, и во-вторых, что апостол Петр был поставлен верховным главою Церкви и наместником Бога на земле. Отсюда паписты делают второе заключение, будто и Папа Римский как преемник (?) апостола Петра, является верховным главой Церкви и наместником Бога на земле. Заключение логичное, но если согласиться с ним и принять католическое объяснение вышеприведенных слов Христовых; у нас неминуемо возникает ряд недоуменных вопросов, на которые католическое толкование не дает, да и не может дать ясного ответа. Чтобы яснее представить смысл вышесказанного, рассмотрим вышеприведенное евангельское место в контексте. «Пришедши же в страны Кесарии Филипповой, – повествует евангелист Матвей, – Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: один за Иоанна Крестителя, другие за Илию, и иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: Блажен ты, Симон сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты Петр...» и т. д ( Мф.16:13–18 ). Из приведенного Евангельского повествования ясно видно, что со Своим вопросом Господь обращался не к одному только апостолу Петру, а ко всем апостолам вместе: «Иисус спрашивал, сказано, учеников Своих» и еще: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?» На вопрос Спасителя Петр исповедует Его Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть История человека, не упустившего своей возможности следовать за Христом Евангелие понедельника (Мк, 48 зач., 10, 46—52) Протоиерей Александр Шаргунов   08:10 05.02.2024 240 Время на чтение 3 минуты Фото: psgp.ru Когда выходил Иисус из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. Для Господа конец этой дороги был недалеко. Он уже приближался к Своим Крестным страданиям. Эта встреча заканчивается радостной надеждой для всего человечества. Впервые мы видим Господа, восходящего в Иерусалим, не только с учениками, но и со «множеством народа». Все являются свидетелями этого события. Три разных человека желают следовать за Христом Оно было столь впечатляющим, что в Евангелии от Марка дается имя исцеленного человека. Вартимей — арамейское имя, которое Евангелист спешит перевести для своего греческого читателя — «сын Тимеев». Его предельная отверженность миром точно обозначена: «слепой сидел у дороги». Но этот человек, сидящий в одиночестве и беспросветной тьме, чего-то ищет и ждет. С потрясающей внезапностью он начинает звать проходящего мимо Господа. Его вопль — выражение великого горя, но также невероятного доверия. Парадокс заключается в том, что этот слепой видит, Кто есть Иисус из Назарета. Он называет Его Сыном Давидовым. Он взывает: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Это не просто слова, это именование Мессии, как свидетельствует Евангелие, когда Господь приводит мнение книжников: «Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?» (Мк. 12, 35). Неизвестно, каким образом Вартимей уже имеет точное представление о Нем. Незадолго до этого Петр в Кесарии Филипповой сказал Своему Учителю: «Ты Христос» (Мк. 8, 29).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/is...

   Женщина смиренно ответила на это: «Так Господи! но и псы едят крохи, падающие со стола господ их». Этими словами хананеянка показала не только великое смирение свое и сознание, что в язычестве человек не может быть так близок к Богу, как в истинной вере, но и выразила этим свою глубокую веру, что у милосердного Бога достанет милости на каждого человека.    Тогда Иисус Христос сказал ей: «о женщина! Велика вера твоя. Да будет тебе по желанию твоему». И дочь ее исцелилась в тот час.    Возвратившись домой, женщина нашла свою дочь здоровою, спокойно отдыхающею на постели своей.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.15:21-28); от Марка (Мк.7:24-30). Исповедание Петра. Предсказание Иисуса Христа о своих страда...    Тогда Иисус Христос с учениками Своими пошел в селения Кесарии Филипповой, дорогою Он спросил их: «за кого почитает Меня народ?»    Они отвечали: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из древних пророков, который воскрес».    «А вы за кого почитаете Меня?» спросил Иисус Христос.    Апостол Петр ответил за всех: «Ты Христос, Сын Бога живого».    Спаситель похвалил Петра за такую веру и сказал ему: «Ты — Петр (камень, — по вере своей); на этом камне (на такой вере, что Я — Сын Божий) Я создам (устрою) Церковь Мою, и никакие усилия сатаны не разрушат Ее. А тебе Петр, дам ключи Царства Небесного (такую власть в Моей Церкви): что свяжешь на земле, то связано будет на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». (Это значит: кому из числа верующих, принадлежащих к Церкви, ты не простишь грехов, тому не прощены они будут от Бога; а кому ты простишь грехи, тому прощены они будут и от Бога). Эту же самую власть Спаситель дал и всем прочим апостолам Своим (Ин.20:22-23). Петру же Он сказал прежде других потому, что апостол Петр первым из всех исповедал пред Ним свою веру, — что Он есть Христос, Сын Божий.    С этого времени Иисус Христос начал открывать (т. е. открыто говорить, предсказывать) ученикам Своим, что Ему для спасения людей надлежит много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

  5. И при переправе на другой берег забыли ученики взять хлебы. 6. А Иисус сказал им: «Смотрите, остерегайтесь закваски фарисейской и саддукейской!» 7. Они же толковали между собой: «Это что мы хлебов не взяли». 8. Но Он, приметив, сказал: «Маловерные, что вы толкуете между собой, что нет у вас хлебов? 9. Вы все еще не понимаете, и не помните про пять хлебов для пяти тысяч, и сколько вы набрали коробов? 10. Или про семь хлебов для четырех тысяч, и сколько вы набрали корзин? 11. Как же вы не разумеете, что не о хлебах Я сказал, велев остерегаться закваски фарисейской и саддукейской?» 12. Тогда поняли они, что Он велел остерегаться не закваски хлебной, но от учения фарисейского и саддукейского.   13. А придя в окрестности Кесарии Филипповой, спрашивал Иисус учеников Своих: «За кого почитают люди Сына Человеческого?» 14. Они же отвечали: «Одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, а иные — за Иеремию или за одного из пророков». 15. Говорит Он им: «А вы за кого почитаете Меня?» 16. А Симон Петр сказал в ответ: «Ты — Христос, Сын Бога Живого!» 17. Иисус же сказал в ответ ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. 18. И Я говорю тебе: ты — Петр, и на этой Скале Я воздвигну Церковь Мою; и врата Ада не одолеют ее. [ ] 19. Дам Я тебе ключи Царствия Небесного, и что свяжешь ты на земле, связано будет на небесах, а что разрешишь на земле, разрешено будет на небесах». 20. Затем Он наказал ученикам Своим никому не говорить, что Он есть Христос. 21. С тех пор начал Иисус изъяснять ученикам Своим, что должно Ему идти в Иерусалим, и претерпеть много страданий от старейшин, и первосвященников, и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть. 22. И Петр, отозвав Его в сторону, принялся Его отговаривать: «Боже Тебя сохрани, Господи! Только бы этого с Тобой не было!» 23. Он же, обернувшись, сказал Петру: «Прочь, сатана! Ты вводишь Меня в соблазн, ибо мысли твои — не Божьи, но человеческие». 24. Тогда сказал ученикам Своим Иисус:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от негоже произгнан бых преслушания ради. Неизменный бо образ Отечь, образ присносущия Его, зрак раба приемлет, от неискусобрачныя Матере прошед, не преложение претерпев, еже бо бе пребысть, Бог сый истинен: и еже не бе прият, Человек быв человеколюбия ради. Тому возопиим: рождейся от Девы, Боже наш, помилуй нас. (Приидите, будем радоваться о Господе, провозглашая сегодняшнее таинство: преграда, стоящая посреди, разрушилась, пламенный меч обращается вспять, и херувим отступает от древа жизни, и я вкушаю райскую пищу, которой был лишен за непослушание. Ибо неизменный образ Отца, образ Его сверхсущности, принимает вид раба, произойдя от Матери, непричастной браку, не претерпев изменения, ибо остался тем, чем был — Богом истинным, и принял то, чем не был — стал Человеком по человеколюбию. Воскликнем Ему: родившийся от Девы, Боже, помилуй нас). Глава VII. Церковь Царство Христа «Христианства нет без Церкви», — писал в начале XX веке архиепископ Иларион (Троицкий), один из многих российских новомучеников. [ 182 ] Церковь — это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Спасителем. Начальным моментом существования Церкви на земле считается беседа Иисуса Христа с учениками в Кесарии Филипповой, когда Петр от лица прочих апостолов исповедал Его Сыном Божьим, на что Спаситель ответил: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:17-18). То есть исповедание Петра становится камнем, положенным в основание Церкви Христовой. Однако в собственном смысле краеугольным основанием Церкви является Сам Христос: апостол Петр говорит о Христе как краеугольном камне Церкви: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.  -Добрый вечер отец Олег. Владимир Москва. Спасибо вам огромное за ваши проповеди, беседы и ответы во славу божию. Отец Олег, подскажите, пожалуйста, вот о памяти я хочу поговорить. Я исповедовал грехи. И смертные в том числе. И я верю, что Иисус Христос мне все простил, но память о них остается. Подскажите, что такое память смертная?  -Спаси Христос. И вы знаете, ваш вопрос совпадает с запиской, которую мы получили ранее. Валентина, ей 86 лет. Она пишет, что она делала аборты, исповедовала 10 лет назад. Простит ли ее Господь? Да. Мы православные христиане верим в то, что в таинстве исповеди с человека снимаются его грехи. Он снимаются не силой благочестия того или иного человека, но в силу того поручения, которое Христос дал своим ученикам. Евангелие от Иоанна 20 глава с 21 стиха и ниже: 21. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.  Христос сам прощал грехи. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Но когда Он сталкивался с непониманием иудеев, которые говорили: кто может прощать грехи, кроме Бога? Он говорил: Отец послал меня прощать грехи. И покидая эту планету перед Своим Вознесением, Он эту уникальную власть оставляет на земле. Он говорит своим ученикам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И в евангелии от Матфея 16 глава 18-19 стих мы находим такие слова. Они были сказаны Иисусом Христом в Кесарии Филипповой: и Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.; И дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.  То- есть, еще апостолу Петру было дано это поручение: прощать грехи. Но не надо думать, что только один Петр имел эту власть. Открываем Евангелие от Матфея 12 глава, 18 стих. Здесь мы видим, что Христос дает эту власть уже всем ученикам апостолам:

http://radonezh.ru/text/pochemu-khristia...

А если сам не в силах этого сделать, то проси о том Господа, как просил Давид: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» ( Пс.140:3 ). «Избави мя от клеветы человеческия» ( Пс.118:134 ) – не от того только, чтобы люди не клеветали на меня, но чтобы и мне не клеветать на других! Аминь. 182. Вера слепая и вера мертвая Если хочешь быть совершенным Христианином, то тебе необходимо знать, во что веруешь, и жить так, как веруешь. Одно без другого не может спасти, ибо одно знание истин веры без добрых дел – есть вера мертвая, а одни добрые дела, без знания учения веры – есть вера слепая: кто верует, но не живет по вере – есть больной, не имеющий силы ходить, а тот, кто не знает истин веры – есть слепец, блуждающий во тьме. Знаем ли мы, возлюбленные, во что веруем? Живем ли так, как веруем?.. Пришел однажды Господь наш Иисус Христос в страны Кесарии Филипповой и спрашивал Своих учеников: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они отвечали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков. Значит, никто из иудеев прямо не признавал Его за Сына Божия. – А вы за кого почитаете Меня? – спросил их Господь. Тогда Симон Петр один за всех отвечал Господу: «Ты Христос – Сын Бога живого!» Итак, Апостолы знали, Кто был их Божественный Учитель. И в самом деле: им ли, ученикам Христовым, не знать Своего Учителя и Господа? Им ли не знать Христа, в Которого они веруют, Которого слушают, Которому последуют? Это было бы очень странно: если бы они не знали Своего Учителя, то не достойны были бы именоваться и Его учениками. – Но, братие мои, что, если бы теперь пришел Христос наш в страны христианские, туда, где живут люди, именующие себя православными Христианами, где царствует вера Его, где проповедано Евангелие Его, – что если бы пришел Он и спросил: «А вы, православные Христиане, что о Мне думаете? Как веруете?» – Что сказали бы мы Ему в ответ? – Нам ли, православным Христианам, не знать Своего Господа? Нам ли не знать, что Он есть единородный Сын Бога живого, второе Лицо Пресвятой Троицы, что Он сошел на землю, не оставляя неба, стал человеком, пребывая Богом? Нам ли не знать Его земной жизни, Его учения и чудес, Его страданий и крестной смерти за нас? Нам ли не знать Его заповедей, таинств Церкви Его, всего учения веры Его?...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Андрей спрашивает: как же? я дома молюсь. В собрании своём он молится (Андрей пока не стал православным). Неопределённость в таком вопросе, как вопрос о путях спасения, пагубно сказался бы на духовном состоянии каждого из нас. И здесь надо вспомнить, что Христос пришёл в этот мир спасти людей Своих от грехов их (Мф. 1:21) О том, что Он обладал уникальной властью прощать грехи, свидетельствуют многие библейские тексты. Он Сам свидетельствовал об этой власти. Христос говорил: но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. (Мф.9:6) И ещё: Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. (Мк.2:5) Оставляя эту землю, Христос ну просто не мог не оставить на земле эту удивительную власть прощать грехи, полученную Им от Его Небесного Отца по человечеству. По воскресении из мёртвых, явившись святым апостолам, Господь сказал им (внимательно прочитаем эти слова): мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин.20:21-23) Этими словами Он подтвердил сказанное ранее в Кесарии Филипповой: и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и чтó свяжешь на земле, тó будет связано на небесах, и чтó разрешишь на земле, тó будет разрешено на небесах. (Мф. 16:18-19) В этом тексте Христос собеседует с апостолом Петром. Далее Он подчёркивает, что этой властью наделяются и другие Его служители. А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытáрь. Истинно говорю вам, - т.е. Он уже обращается ко многим служителям, - чтó вы свяжете на земле, тó будет связано на небе; и чтó разрешите на земле, тó будет разрешено на небе. (Мф.18:17-18) Эта власть принадлежала не только апостолам из числа двенадцати. Представителями пред Господом Иисусом, представителями веры, предстоятелями, были все епископы и пресвитеры Его Церкви. Например, апостол Павел не принадлежал к апостолам из числа двенадцати. Он говорил о себе и других соработниках во Христе: а кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова. (2 Кор. 2:10) Как напоминают эти слова апостола Павла ту форму, которую используют православные священники в качестве разрешительной молитвы на исповеди, когда мы говорим: " И аз недостойный протоиерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих. "

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

«Бог есть Дух – сказал ей Христос, – и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Эти слова еще более всколыхнули сердце Самарянки, и она убежденно исповедала свою веру в скорое пришествие Мессии. « Знаю, что придет Мессия, т. е. Христос; когда Он придет, то возвестит нам все ». Здесь и обнаружилось, что, несмотря на всю свою греховность и заурядную будничную жизнь, самарянка, все же, в глубине души всегда ожидала откровения Божией Правды и явления на землю Христа. И лишь только в ней пришло покаяние, – явилось и откровение Мессии. Иисус сказал ей: « Это Я, который говорю с тобою ». Тогда самарянка совершенно преобразилась душой и отправилась в город, неся людям живую воду благовестия Христова. Признавая себя грешницей, она звала всех жителей города идти ко Христу. Самаряне вышли к колодцу Иакова и, увидев там Спасителя, слушали Его речи. Они звали Его к себе в город Сихарь. И Он согласился прийти и пробыл у них два дня. Многие уверовали в Него. А женщине той говорили: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинный Спаситель мира – Христос» (Ин, 4:4–42). Церковное предание говорит, что эта самарянка впоследствии стала мученицей Фотиней . 25. Исповедание веры Апостола Петра ( Мф. 16:13–20 ; Мк. 8:27–30 ; Лк. 9:18–21 ) Вера живет в душе каждого человека, без нее невозможно угодить Богу. Когда Христа спросили, что надо делать, чтобы творить дела Божии, Он ответил: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин. 6:29 ), т. е. в Сына Божия. Исповедание веры во Христа – это начало всех чудес и первый шаг в Царство Божие. Когда Христос путешествовал по городам и селам Кесарии Филипповой, то однажды, после долгой уединенной молитвы, Он спросил своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Они сказали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илью, а иные за Иеремию или за одного из пророков». Он говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?» Тогда от лица всех апостолов Петр исповедовал свою веру во Христа, как Сына Божия. Он сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Евангелии от Иоанна (12:41) говорится, что Христос явился Исаие ( Ис. 6:1 ). Как отметил Уильям С.Робинсон, Исаия пишет также о приходе Христа: «...приготовьте путь Господу...» ( Ис. 40:3 ). Христос поддержал самаритян, когда те сказали: «...сами... узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» ( Иоан. 4:42 ). Согласно Ветхому Завету, это может означать лишь Бога Иегову. В Осии ( Ос. 13:4 ) говорится: «Я – Господь Бог твой от земли Египетской, – и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет Спасителя, кроме Меня». Сын Божий Хиларин Фелдер пишет о вынужденном признании Густава Далмана: «Мы видим, что Иисус нигде не провозглашает Себя Сыном Божьим в смысле этического или религиозного отношения к Богу – отношения, доступного для других людей и даже обязательного для них... Иисус безошибочно давал людям понять, что Он не просто один из Сынов Божьих, но единственный Сын Божий». Х.Ф.Стивенсон комментирует, что действительно, «сынами Бога» называли людей ( Ос. 1:10 ) и ангелов ( Быт. 6:2 ; Иов. 1:6; 38:7 ) в Ветхом Завете. В Новом Завете, однако, имя «Сын Божий» употребляется нашим Господом и по отношению к Нему в совершенно другом смысле. Во всех случаях оно означает, что Он есть единственный, единородный Сын, равный Отцу и вечный, как Отец». Неоднократное употребление слова «Сын», противопоставленного «Отцу», показавает, что Иисус недвусмысленно подчёркивал Своё единосущие Отцу, а также формулирует истину Троицы ( Иоан. 10:33–38, 3:35, 5:19–27, 6:27, 14:13 ; Мк. 13:32 ; Матф. 23:9–10 ). Иисус похвалил Петра, когда тот в Кесарии Филипповой познал, что Христос – Сын Божий: «Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» ( Матф. 16:16–17 ). Фелдер пишет следующее об отношениях между Христом и Богом-Отцом: «При всех частых упоминаниях Своего Отца и Своих отношений с Ним, Иисус неизменно употребляет выражение «Отец Мой». В то же время призывая внимание учеников к тому, что все они подобны детям Господним, он употребляет столь же чёткую характеристику «Отец ваш». Он никогда не уподобляет Себя ученикам или вообще людям, используя естественный оборот речи «Отец наш».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010